Научная статья на тему 'Влияние концепта семьи романа Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» на реализацию творческого замысла произведения «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя'

Влияние концепта семьи романа Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» на реализацию творческого замысла произведения «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идея / семья / образование / детство / отрочество / юность / idea / family / education / childhood / adolescence / youth

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хао Сяоюй

В статье анализируются взгляды на семью и образование в двух произведениях, выявлены их сходство и различие, изучены наследственность их идей, что имеет большое значение для развития современного образования и обмена китайской и русской культурами. Проведенный анализ позволил увидеть, что Лу Синь находился под глубоким влиянием Толстого в своих мыслях о семье и образовании. Подобное литературное наследие – это не только дань мыслям наших предшественников, но и глубокая интерпретация таких тем, как семья и образование, придающая им новое значение в разные эпохи. Наконец, в обоих произведениях отражение личного опыта не только обогащает эмоциональную глубину произведения, но и влияет на развитие общественной мысли. Благодаря данному исследованию можно понять глубокий смысл литературных произведений, а также оценить уникальный вклад литературы в социальный прогресс и культурное наследие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CONCEPT OF FAMILY IN L. N. TOLSTOY’S NOVEL “CHILDHOOD. ADOLESCENCE. YOUTH” FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CREATIVE CONCEPT OF THE WORK “MORNING FLOWERS PLUCKED AT DUSK” BY LU XUN

The article analyzes the views on family and education in the two works, reveals their similarities and differences, and studies the heredity of their ideas, which is of great importance for the development of modern education and the exchange of Chinese and Russian cultures. The analysis made it possible to see that Lu Xin was deeply influenced by Tolstoy in his thoughts on family and education. Such literary heritage is not only a tribute to the thoughts of our predecessors, but also a profound interpretation of topics such as family and education, giving them new meaning in different eras. Finally, in both works, the reflection of personal experience not only enriches the emotional depth of the work, but also influences the development of social thought. Through this study, the deep meaning of literary works can be understood and the unique contribution of literature to social progress and cultural heritage can be appreciated

Текст научной работы на тему «Влияние концепта семьи романа Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» на реализацию творческого замысла произведения «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя»

Влияние концепта семьи романа Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» на реализацию творческого замысла произведения «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя

Хао Сяоюй,

магистр, Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: st112158@student.spbu.ru

В статье анализируются взгляды на семью и образование в двух произведениях, выявлены их сходство и различие, изучены наследственность их идей, что имеет большое значение для развития современного образования и обмена китайской и русской культурами. Проведенный анализ позволил увидеть, что Лу Синь находился под глубоким влиянием Толстого в своих мыслях о семье и образовании. Подобное литературное наследие - это не только дань мыслям наших предшественников, но и глубокая интерпретация таких тем, как семья и образование, придающая им новое значение в разные эпохи. Наконец, в обоих произведениях отражение личного опыта не только обогащает эмоциональную глубину произведения, но и влияет на развитие общественной мысли. Благодаря данному исследованию можно понять глубокий смысл литературных произведений, а также оценить уникальный вклад литературы в социальный прогресс и культурное наследие.

Ключевые слова: идея; семья; образование; детство; отрочество; юность.

Цель: проанализировать взгляды на семью и образование в двух произведениях, выяснить их сходство и различие, изучить наследственность их идей, что имеет большое значение для развития современного образования и обмена китайской и русской культурами.

Методы: Основными методами исследования явились: теоретические: теория Фрейда, историко-культурный контекст, структурализм, сравнительная литературоведческая методология, экзистенциализм; эмпирические: анализ материалов по теме, сравнение, обобщение и интерпретация научных данных, систематизация и синтез. В процессе изучения произведения «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого, а также произведения «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Сю-на в сравнительно сопоставительной перспективе, был использован метод сравнения и анализа примеров. При обобщении, систематизации, классификации и интерпретации результатов применялся описательный метод.

Результаты: Проанализированы взгляды на семью и образование в двух произведениях. Выявлены их сходства и различия. Изучены наследственность идей в представленных произведениях.

Выводы: Семейно-воспитательные элементы сыграли чрезвычайно важную роль в литературном творчестве этих двух выдающихся писателей. Это не только обогащает эмоциональный подтекст произведения, но и дает читателям глубокое понимание человеческой природы и социального мышления. При этом историко-культурный контекст играет ключевую роль в формировании этих двух произведений. Благодаря углубленному анализу истории и культуры можно глубоко понять социальное происхождение и культурное наследие, содержащееся в произведении, что делает его более современным и по своей сути значимым. Сравнивая стили и темы двух произведений, были обнаружены сходства и различия, а также сдвиги тем на протяжении произведений.

о с

CJ

Введение

Австрийский психолог Адлер однажды сказал: «Счастливые люди используют свое детство, чтобы исцелить свою жизнь, а несчастные люди используют свою жизнь, чтобы исцелить свое детство». Хотя литературное наследие Льва Толстого и Лу Синя неоднократно обсуждалось исследователями, в академическом мире до сих пор существует

пробел относительно отношений сравнения и наследования между произведениями этих двух литературных гигантов. Путем сравнительного и наследственного анализа доминирующих взглядов на семейные и образовательные ценности в обеих работах, не только удается раскрывать перспективы развития образования, но также глубже постигать столкновение и взаимодействие культур России и Китая, что делает данное исследование весьма важным. В современном мире, где литературные традиции разных культур переплетаются, а взаимодействие между литературными школами и направлениями становится все более значимым, вопросы влияния знаменитых писателей на мировую литературу становятся неотъемлемой частью литературных исследований. Данное исследование оправдывает свою актуальность в нескольких ключевых аспектах.

Во-первых, оно затрагивает вопросы, связанные с влиянием Льва Толстого, великого русского писателя, на творчество Лу Сюня, выдающегося китайского литератора. Это важно, так как такие исследования позволяют лучше понять процессы литературного обмена и влияния между различными культурными контекстами.

Во-вторых, рассмотрение темы семьи и образования в произведениях обоих авторов актуально в свете текущих дискуссий о ценностях в обществе и воспитании нового поколения. Анализ различий и схожести в подходах этих великих писателей к семейным и образовательным вопросам может предоставить новые идеи и понимание современным читателям.

В-третьих, учет исторического и культурного контекста в исследовании важен для понимания, как социокультурные изменения в России и Китае влияли на литературные темы и образы. Это освещение позволит более полно раскрыть смыслы произведений и их роль в формировании общественного сознания.

Таким образом, предлагаемое исследование не только вносит вклад в литературоведческую область, но и предоставляет новые ключи к пониманию культурного взаимодействия и литературного развития в современном мире.

В этой работе сегодня существуют серьезные объективные трудности и противоречия:

1. Хотя эти два произведения имеют определенное сходство по теме, они сильно различаются по жанру. «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого представляет собой автобиографическую трилогию, а «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя - воспоминания Лу Синя. Оно было написано поверх относительно длительный период времени и представляет собой сборник эссе. Стили письма этих двух произведений очень различны.

2. Когда дело доходит до сбора и чтения данных, возникают трудности. Поскольку в Китае очень мало исследований автобиографической трилогии Толстого, эта книга была переведена на китайский язык и опубликована только в 2019 году известным китайским переводчиком Цао Ином; в то вре-

мя как в России мало исследований по «Утренним цветам, сорванным в сумерках» Лу Синя. Также очень мало исследований. Поэтому необходимо собрать и прочитать большое количество китайских и русских книг и документов.

3. Эта тема является новой. Сравнение двух работ с точки зрения взглядов на семью и образование требует овладения большими знаниями в области педагогики и психологии, поэтому сфера расширения знаний должна быть относительно широкой, и она будет очень продолжительной. Если взять короткий период времени, то очень трудно добиться профессионализма.

Теоретико-методологической основой исследования стали:

1) системный подход, который обеспечил проведение данного исследования: теория Фрейда, историко-культурный контекст, структурализм, сравнительная литературоведческая методология, экзистенциализм и многое другое;

2) процессный подход к теоретическому обоснованию: анализ материалов по теме, сравнение, обобщение и интерпретация научных данных, систематизация и синтез. В процессе изучения произведения «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого до «Утренних цветов, сорванных в сумерках» Лу Синя в сравнительно сопоставительной перспективе был использован метод сравнения и анализа примеров. При обобщении, систематизации, классификации и интерпретации результатов применялся описательный метод.

Научная новизна полученных результатов заключается в изучении влияния детства на жизнь человека с психологической точки зрения.

1) в работе осуществлено целостное и системное исследование двух выбранных произведений схожих тем, описывающих детство;

2) осуществлено научное обоснование семьи и образования, которые играют жизненно важную роль в детстве и жизни человека;

3) определены положительные стороны развития образования и культурных обменов между Китаем и Россией.

Практическая значимость исследования заключается в понимании того, что идеи семейного воспитания Льва Толстого и Лу Синя можно передать и внести свой вклад в современное образование.

Материалы и методы

При проведении исследования использовались труды российских и зарубежных ученых. При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализа, сравнения, теоретические, эмпирические, описательный.

Литературный обзор

Вопросы, касающиеся рассматриваемой темы исследования, изучали многие ученые, такие как Б.И. Бурсов, П.П. Громов, П.В. Анненков и другие. Считаем необходимым продолжить исследование

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

в данном направлении и более подробно изучить отдельные вопросы темы.

Результаты

В «Детстве. Отрочестве. Юности» Льва Толстого элементы семьи изображены в мельчайших подробностях. В работе показано глубокое влияние семейных отношений и родителей на индивидуальный характер через процесс роста главного героя [2, с. 198]. Семья, забота и конфликт переплетаются между собой и составляют суть произведения. Лев Толстой также глубоко отразил формирование в обществе семейных отношений и ценностей того времени, показав влияние социального класса на семью. Что касается образовательных элементов, Толстой сравнил образовательный опыт главного героя дома и в школе, глубоко размышляя о влиянии традиционной системы образования на человека. Работа подчеркивает важность семейного образования и выражает уникальное понимание природы образования через тесную связь главного героя с природой [3, с. 116].

В произведении Лу Синя «Утренние цветы, сорванные в сумерках» семейные элементы представляют изменения в традиционной китайской семейной структуре и ценностях. Через воспоминания о семейной жизни, особенно подробное изображение детства, произведение наполнено глубокой ностальгией по родному городу, родственникам и дому. Через создание женских образов, таких как матери, Лу Синь продемонстрировал статус и обязанности женщины в семье в обществе того времени [4, с. 178]. Что касается образовательных элементов, Лу Синь размышлял об отношении нового образования к современным изменениям в Китае, рассматривая культуру старой эпохи и конфуцианское образование. Критика традиционной культуры и системы образования в произведении проходит через все повествование, выражая глубокую озабоченность новым образованием в условиях социальных перемен [5, с. 234].

Благодаря углубленному исследованию этих двух работ можно увидеть, как элементы семьи и образования проходят через все повествование, формируя глубокие взгляды автора на индивидуальный рост, социальные изменения и культурное наследие. Забота о семье и образовании делает эти литературные произведения не только выражением индивидуального опыта, но и глубоким размышлением обо всей эпохе, обществе и культурном ландшафте. Благодаря этим работам можно более полно понять и ощутить глубокое значение семьи и образования на жизненном пути.

Рассмотрим эволюцию стилей и темы в обоих произведениях.

«Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого ° и «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Си" ня демонстрируют значительные сравнения и изменения в стилях и темах между двумя литературными гигантами, отражая уникальные характерис-^ тики разных культур, обществ и эпох [1, с. 105].

1) Сравнение стилей и изменений: В «Детстве. Отрочестве. Юности» Льва Толстого произведение принимает плавный и глубокий стиль повествования и лаконичным и глубоким языком обрисовывает процесс взросления главного героя Николая. Он исследует внутренние чувства главного героя посредством психологического описания, позволяя читателям глубже понять уникальное понимание главного героя семьи, образования и природы. Для сравнения, «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя - это скорее прозаическое эссе. В нескольких словах Лу Синь кратко, но с уникальным литературным вкусом изложил истории своего детства и семьи. Его произведения часто смешаны с острой сатирой на социальные явления, отражающей критическое отношение к общественным строям и обычаям старой эпохи.

2) Сравнение и трансформация тем: В «Детстве. Отрочестве. Юности» Лев Толстой уделяет внимание темам роста и природы. Он подчеркнул тесную связь между людьми и природой через рост главного героя в естественной среде. Семья, родители и образование являются важными темами в работе, в которой исследуются факторы, оказывающие глубокое влияние на индивидуальный рост [7, с. 101].

Условно говоря, «Утренние цветы, сорванные в сумерках» Лу Синя подчеркивают изменения времени и культурного сознания. Вспоминая свое детство, Лу Синь отразил изменения в китайском обществе. Работа пронизана обзором культуры и традиционных ценностях старой эпохи, а также размышлениями о влиянии современной цивилизации. Он уделил внимание культурному самосознанию и национальному пробуждению и сделал глубокие наблюдения о пересечении китайской традиционной культуры и современной цивилизации. Эти сравнения и изменения отражают уникальное понимание жизни, литературы и общества двумя писателями. Лев Толстой сосредоточился на связи между человеком и природой, семьей и образованием, а Лу Синь уделял больше внимания социальным изменениям и культурному сознанию. Этот контраст делает эти два произведения уникальными в истории литературы, представляя читателям разнообразный и глубокий литературный ландшафт [10, с. 301].

Рассмотрим размышления о личном опыте и наследовании идей.

«Детство. Отрочество. Юность» и «Утренние цветы, сорванные в сумерках» - два выдающихся произведения Льва Толстого и Лу Синя. Через отклик на личный опыт и наследование идей они глубоко отображают отношения главного героя со временем, семьей и культурой. Связь между ними представляет собой наследование и эволюцию индивидуального роста в литературе.

Обсуждение

В произведении «Детство. Отрочество. Юность» Лев Толстой тщательно описывает изменения в детстве,

отрочестве и юности с точки зрения главного героя Николая. В произведении выражены глубокие личные переживания главного героя: природы, семьи, дружбы и других элементов, становящиеся для него отправной точкой в размышлениях о жизни и важным ориентиром для переживания жизненных перипетий. Эта реакция на личный опыт не изолирована, а отражается через мышление и наследие главного героя. Глубокие мысли главного героя о семье и образовании отражают его рассмотрение традиционных концепций и формируют его уникальную жизненную философию. Через идеологическое наследие главного героя Толстой размышлял над этикой и ценностями русского феодального общества, исследовал свободу и ответственность личности, находящейся под социальным давлением [8, с. 1857].

В «Цветах, сорванных в сумерках» Лу Синя вспомнил свое детство через «Сбор цветов утром и вечером» и включил свой опыт личностного роста в изучение китайского общества в старую эпоху. Реакции личного опыта отражают нежные воспоминания о семье, семейных узах, дружбе и т.д., выражающие ностальгию по культуре и традиционным ценностям старой эпохи. Идейное наследие в произведении более явно отражается в сравнении культуры старой эпохи и новой цивилизации [9]. Лу Синь передал идеи по наследству через свою критику старой культуры и свои взгляды на современную цивилизацию. Его мысли о культурном сознании и национальном пробуждении, а также его любовь к традиционной китайской культуре и заботу о новой цивилизации отражены в его работах [6, с. 101].

Личный опыт и идейное наследие в этих двух произведениях образуют своеобразные литературные особенности: глазами главных героев читатели могут увидеть глубокую интерпретацию писателем времени и культуры. Такого рода наследие является не только записью индивидуального опыта, но и глубоким размышлением об изменениях времени и эволюции социальных концепций. Таким образом, эти два литературных гиганта оставили уникальное и драгоценное литературное наследие будущим поколениям.

Заключение

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

1. Изучая творчество Толстого и Лу Синя, выявлено, что семейно-воспитательный элементы играют важную роль в творчестве двух писателей.

2. Анализируя историко-культурный контекст этих двух произведений, сделан вывод, что историко-культурный фон играет важную роль в формировании произведений.

3. Сопоставляя сходства, различия и тематические изменения стилей и тематики двух произведений, сделан вывод о том, что Лу Синь находился под сильным влиянием Толстого в плане семейных и воспитательных мыслей.

4. В обоих произведениях есть отражения его личного опыта, которые также влияют на общественную мысль. Мысли Льва Толстого и Лу Синя показывают, что обучение студентов в соответствии с их способностями, нарушение традиций и смелость к инновациям будут длиться вечно.

Литература

1. Бурсов Б.И. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого // Вестник Ленинградского университета. Серия общественных наук. 1953. № 9. Вып. 3. С. 105-126.

2. Громов П. П. О стиле Льва Толстого: становление «диалектики души». Л.: Худож. лит. 1971. 390 с.

3. Елизаветина Г.Г. Диалектика становления личности. Автобиографическая трилогия Л. Толстого и «Былое и думы» А.И. Герцена // Толстой и литература народов Советского Союза: сб. статей. Ереван: Изд-во Ерев. ун-та. 1978. С.116-128.

4. Кинкли. Лу Сюнь: биография. Издательство Китайского университета. 1971. 650 с.

5. Лайель В. Китайская литература. Нью-Йорк: Новая американская библиотека. 1971. 330 с.

6. Лу Сюнь. Чао хуа си цзе. Пекин. 1928. 560 с.

7. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90-та т. М.: Художественная литература. 1935. Т. 2. 417 с.

8. Филиппов В. Концепции Толстого о семье и браке. Русский обзор. 2006. № 65(2). 215 с.

9. Чоу Т. Движение четвертого мая: интеллектуальная революция в современном Китае. Издательство Стэнфордского университета. 1991. 340 с.

10. Чэн Е. Серебряное зеркало: словарь китайских и английских литературных терминов. Издательство Вашингтонского университета. 2003. 432 с.

THE INFLUENCE OF THE CONCEPT OF FAMILY IN L.N. TOLSTOY'S NOVEL "CHILDHOOD. ADOLESCENCE. YOUTH" FOR THE IMPLEMENTATION OF THE CREATIVE CONCEPT OF THE WORK "MORNING FLOWERS PLUCKED AT DUSK" BY LU XUN

Hao Xiaoyu

St. Petersburg State University

The article analyzes the views on family and education in the two works, reveals their similarities and differences, and studies the heredity of their ideas, which is of great importance for the development of modern education and the exchange of Chinese and Russian cultures. The analysis made it possible to see that Lu Xin was deeply influenced by Tolstoy in his thoughts on family and education. Such literary heritage is not only a tribute to the thoughts of our predecessors, but also a profound interpretation of topics such as family and education, giving them new meaning in different eras. Finally, in both works, the reflection of personal experience not only enriches the emotional depth of the work, but also influences the development of social thought. Through this study, the deep meaning of literary works can be understood and the unique contribution of literature to social progress and cultural heritage can be appreciated.

Keywords: idea; family; education; childhood; adolescence; youth.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

References

1. Bursov B. I. L.N. Tolstoy's Autobiographical trilogy // Bulletin of the Leningrad University. A series of social sciences. 1953. No. 9. Issue 3. pp. 105-126.

2. Gromov P.P. On the style of Leo Tolstoy: the formation of the «dialectic of the soul». L.: Art. lit. 1971. 390 p.

3. Elizavetina G.G. Dialectics of personality formation. The autobiographical trilogy of L. Tolstoy and «The Past and the Thoughts» by A.I. Herzen // Tolstoy and the literature of the peoples of the Soviet Union: collection of articles. Yerevan: Yerevan Publishing House. un-ta. 1978. pp. 116-128.

4. Kinkley. Lu Xun: biography. Chinese University Press. 1971. 650 p.

5. Layel V. Chinese literature. New York: New American Library. 1971. 330 p.

6. Lu Xun. Chao hua xi jie. Beijing. 1928. 560 p.

7. Tolstoy L.N. The complete works: in the 90s T. M.: Fiction. 1935. Vol. 2. 417 p.

8. Filippov V. Tolstoy's concepts of family and marriage. Russian review. 2006. № 65(2). 215 S.

9. Chow T. The Fourth of May Movement: the intellectual revolution in modern China. Stanford University Press. 1991. 340 p.

10. Cheng E. Silver Mirror: Dictionary of Chinese and English literary terms. University of Washington Press. 2003. 432 p.

o d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.