Научная статья на тему 'ТЕМА КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО'

ТЕМА КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1406
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.Н. ТОЛСТОЙ / РЕАЛИЗМ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ТРАДИЦИИ / ЧТЕНИЕ / АНАЛИЗ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агапова О.В., Арзамасцева Н.В.

Литературная деятельность Л.Н. Толстого начиналась на Кавказе. Здесь он написал свое первое произведение «Детство», повесть «Казаки и др. Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Л.Н. Толстого. В дневниках и письмах этого периода - свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни горцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их обычаи и нравы, вынести собственные суждения о Кавказской войне. Данный материал способствует овладению профессиональными компетенциями в области родной литературы, связанной с тематикой Ставропольского края и Северного Кавказа. Материал может быть использован учителями средней образовательной школы и преподавателями СПО при изучении курса родной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE CAUCASUS IN THE WORKS OF L.N. TOLSTOY

The literary activity of L.N. Tolstoy began in the Caucasus. Here he wrote his first work "Childhood", the story "Cossacks and others. Love for the Caucasus, deep interest in the peculiarities of the life of the highlanders were reflected in many works of L.N. Tolstoy. In the diaries and letters of this period, there is evidence of Tolstoy's deep interest in the life of the highlanders. He sought to "understand the spiritual structure of local peoples", their customs and customs, to make his own judgments about the Caucasian War. This material contributes to the mastery of professional competencies in the field of native literature related to the Stavropol Territory and the North Caucasus. The material can be used by secondary school teachers and teachers of vocational education when studying the course of native literature.

Текст научной работы на тему «ТЕМА КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО»

ТЕМА КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО

О.В. Агапова, старший преподаватель Н.В. Арзамасцева, старший преподаватель

Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Ессентуки) (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-95-98

Аннотация. Литературная деятельность Л.Н. Толстого начиналась на Кавказе. Здесь он написал свое первое произведение «Детство», повесть «Казаки и др. Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Л.Н. Толстого. В дневниках и письмах этого периода - свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни горцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их обычаи и нравы, вынести собственные суждения о Кавказской войне. Данный материал способствует овладению профессиональными компетенциями в области родной литературы, связанной с тематикой Ставропольского края и Северного Кавказа. Материал может быть использован учителями средней образовательной школы и преподавателями СПО при изучении курса родной литературы.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, реализм, литературное произведение, традиции, чтение, анализ, современные подходы.

Кавказ Могучий, удивительный, свободный край С давних времен привлекал он поэтов, писателей, художников своей многогранной красотой, в которой каждый находил замечательные идеи для своих произведений. Кавказ сыграл огромную роль и в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. В 23 года, потеряв интерес к веселой светской жизни, в мае 1851 года он с братом Николаем, командиром двадцатой артиллерийской бригады, прибыл в станицу Старогладковcкую, которая находилась на левом берегу Терека. Всего лишь два с половиной года Лев Николаевич был на Кавказе, но именно этот период сыграл такую важную роль в его судьбе. Здесь были созданы его первые литературные произведения и задумано многое из того, что будет написано позже. Писатель отмечал, что время, проведенное на Кавказе, было «мучительным и хорошим», что «никогда, ни прежде, ни после, не доходил до такой высоты мысли». В своих воспоминаниях он писал: «И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».

Толстой подружился с местными жителями, наблюдал за их обычаями и традициями, но особенно ему нравилась жизнь мужественных и независимых казаков, ко-

торые никогда не знали крепостного права. Он начал записывать народные чеченские песни и изучать кумыкский язык. Жизнь на Кавказе среди простых людей и богатой природы оказала благотворное влияние на мировоззрение Толстого.

В этот период он не только размышлял о своей жизни, много читал, работал над первой повестью «Детство», но и принимал активное участие в боевых действиях. На реке Мичике Лев Николаевич отличился в сражении, едва не был убит ядром, которое ударило в колесо пушки. За это сражение Толстой должен был получить георгиевский крест, но был арестован за то, что увлекшись игрой в шахматы, не явился вовремя на караул и получил выговор. В другой раз писатель отказался от Георгиевского креста в пользу простого солдата, так как награда давала право на пожизненную пенсию в размере жалованья.

Из-за болезни в августе 1852 Лев Николаевич впервые побывал в Пятигорске. Уже в первый день в дневнике появится запись: «В Пятигорске музыка, гуляющие, и все эти бывало бесмысленно-привлекательные предметы не произвели никакого впечатления». Ровно через год он снова посетит Кавказские Минеральные

Воды. Побывает в Ессентуках, Кисловодске, Железноводске. Писатель редко появлялся в обществе, много бродил по окрестностям, любил извилистые тропинки на склонах и сияющие снеговые вершины. Прогулки прерывались только творческим трудом. Пятигорск стал колыбелью творчества молодого писателя, именно здесь он закончил своё первое литературное произведение - повесть «Детство» и задумал ещё одно - «Письма с Кавказа», которое позже появится в печати под названием «Набег».

Следом появляются «Отрочество», «Юность», «Святочная ночь», «Казаки», «Записки маркёра», также Лев Николаевич первым начал собирать чеченский фольклор. Позже, спустя годы, под впечатлениями от Кавказа будут написаны произведения: «Рубка леса», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник». Находясь на юге России под влиянием необыкновенно сильных впечатлений, Толстой создаёт произведения, в которых проводит идею неприятия войны и уважения к человеческой жизни - будь то горец, казак или русский солдат. Призыв к братолюбию стал жизненным идеалом писателя. В рассказах, написанных на Кавказе, складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну и на мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего «божьего мира».

«Казаки» - одно из самых поэтических творений Толстого, отмеченное чертами автобиографизма. Гглавный герой повести - молодой дворянин Дмитрий Оленин. «У него не было ни семьи, ни отечества, ни веры, ни нужды. Он ни во что не верил и ничего не признавал... Он любил до сих пор только себя одного и не мог не любить, потому что ждал от себя одного хорошего и не успел еще разочароваться в самом себе». Вопросы, которые задает Оленин: что такое счастье, в чем заключается назначение жизни, приводят его на службу на Кавказ, где живут трудолюбивые вольные казаки, преисполненные чув-

ства собственного достоинства. Гармония природы и людей, которые не испытывают душевных метаний, ясно понимают в чем заключается смысл жизни, поражает главного героя. Казаки дружелюбно относятся к Оленину, но не принимают его в свой круг, считая его чужаком, да и он не может проникнуть и согласиться с их традициями.

Писатель с восхищением и теплотой изображает мужественные образы простых казаков - дяди Брошки, Лукашки, Марья-ны, прекрасных и величавых, не знающих внутреннего разлада, и противопоставляет их разочарованному офицеру-аристократу с туманными стремлениями к духовному совершенству. Л.Н. Толстой в «Казаках» выразил свое отрицательное отношение к фальшивой и пустой дворянской среде и расположение к разумной народной жизни. В повести писатель изобразил типичных героев в типичных жизненных обстоятельствах. Так, в Брошке поражает широта его натуры и эмоциональная непосредственность. В его душе соединяется разу-далость и нравственность, жажда подвигов и сострадание к людям, увлечение охотой и любовь к животным. Лукашка - племянник старика, он из тех же Широких, что и Брошка. Толстой подчеркивает в нём их общие родовые черты: «широкую спину», «широкое выражение лица», «широкие скулы и шею». Писатель показывает образ Лукашки в развитии, как в нем постепенно нарастает молодецкая удаль, воинский опыт, как он становится главарем казаков. В его образе соединены деловитость и трудолюбие с жизнерадостностью и весельем. Он никогда не оставит свой дом, потому что любит свою станицу и народ. Образ Марьяны - один из самых ярких в русской литературе. Толстой нарисовал реалистичный, правдивый образ простой русской женщины, которая поражает читателя своей силой и внутренней красотой. Марьяна безразлична к богатству Оленина, ей не свойственны мелкие, корыстные побуждения.

Из этого следует основная идея повести: простые люди из народа морально превосходят представителей дворянского общества. Кроме того, верное понимание

событий, происходящих в XIX веке на Кавказе, определило новое отношение Льва Николаевича к кавказской теме в русской литературе. Он с другой стороны, правдивой и реалистичной, показал изображение кавказской войны и взаимоотношения русских казаков с народами Кавказа. И был убежден, что между горцами и русскими нет повода для братоубийственной вражды.

И в исторической повести «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстой затрагивает проблему взаимоотношений между царской властью России и народами Северного Кавказа, а также сложные взаимоотношения горцев между собой.

Хаджи-Мурат - историческая фигура, вождь аварцев, прославившийся отвагой и воинским мастерством в тридцатые-пятидесятые годы 19 века. История жизни человека-легенды произвела на писателя огромное впечатление. Толстой решил написать реалистическую повесть, стремясь к точному изображению действительности. Повествование включает малое количество действующих лиц и охватывает небольшой промежуток времени, с четким указанием временных рамок, названия реальных мест и явлений, что подтверждает достоверность описываемых событий. Повесть представляет собой краткий набросок одного эпизода Кавказской войны, в котором показаны нравы и традиции горцев, быт русских солдат императорской армии. Семья Хаджи-Мурата (мать, две жены и пятеро детей) оказалась в плену у Шамиля, аварец переходит на сторону русских, надеясь, что они помогут ему отбить родных. Но надежды не оправдались, Хаджи-Мурат решил: или самостоятельно отобьёт свою семью, или погибнет. В жестоком бою он и большая часть его людей погибают. Бездыханное тело Хаджи-Мурата рубят саблями и ножами, а после отрубают ему голову. В повести Толстой

сторон. С одной стороны, это грубый, суровый, храбрый народ, с другой - любящий и преданный. Хаджи-Мурат учит нас тому, как важно ценить свою семью. Война на Кавказе показана Толстым, бессмысленной, ни русские солдаты, ни горцы не испытывают ненависти друг к другу. Писатель осуждает власть имущих, развязывающих войны.

Все творчество Льва Николаевича было основано на реализме, «Кавказский пленник» не является исключением. В основу рассказа положен реальный случай офицера, попавшего в плен, и его дружба с девушкой-горянкой. Используя антитезу, Толстой противопоставил двух совершенно разных героев и показал к чему может привести то или иное поведение личности. Так, Жилин, преодолевая все преграды, боролся до конца и добился свободы, а слабый, унывающий Костылин еле выжил в сложившейся ситуации. В этом рассказе Толстой показал, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои лучшие качества и, самое главное, никогда не сдаваться. Этот рассказ заставляет каждого из нас задуматься над проблемами, которые актуальны и сегодня. Читая произведение, люди учатся на ошибках прошлого и понимают все последствия ненужных военных действий.

Таким образом, произведения Л.Н. Толстого о Кавказе оставляют после себя неизгладимое впечатление о богатстве этого края и одухотворенности, мастерски отображенные словами великого писателя. Легкие, ясные, но в то же время, несущие в себе столько почвы для размышлений, повести и рассказы задевают сердца читателей и остаются в памяти на очень долгое время. Эти произведения понятны, актуальны и в двадцать первом веке, что снова и снова заставляет нас говорить о таком замечательном писателе, как Л.Н. Толстой.

показывает быт и нравы горцев с разных

Библиографический список

1. Бурнашева Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время. - М.: МИК, 2000. -336 с.

2. Благой Д.Д. Сборник статей «Л.Н. Толстой». - М.: Учпедгиз, 1955. - 470 с.

3. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. - М.: Изд-во Московского университета, 1993. - 174 с.

4. Гогиберидзе Г.М. Литература народов Северного Кавказа: учеб. пособ. -Ставрополь, 2004. - 292 с.

5. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. - 2-е изд. - М.: Наука, 2004. - 191 с. - (Из истории мировой культуры).

THE THEME OF THE CAUCASUS IN THE WORKS OF L.N. TOLSTOY

O.V. Agapova, Senior Lecturer N.V. Arzamastseva, Senior Lecturer

Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki) (Russia, Essentuki)

Abstract. The literary activity of L.N. Tolstoy began in the Caucasus. Here he wrote his first work "Childhood", the story "Cossacks and others. Love for the Caucasus, deep interest in the peculiarities of the life of the highlanders were reflected in many works of L.N. Tolstoy. In the diaries and letters of this period, there is evidence of Tolstoy's deep interest in the life of the highlanders. He sought to "understand the spiritual structure of local peoples", their customs and customs, to make his own judgments about the Caucasian War. This material contributes to the mastery ofprofessional competencies in the field of native literature related to the Stavropol Territory and the North Caucasus. The material can be used by secondary school teachers and teachers of vocational education when studying the course of native literature.

Keywords: L.N. Tolstoy, realism, literary work, traditions, reading, analysis, modern approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.