Научная статья на тему 'Влияние конституционной правовой политики на формирование правового сознания'

Влияние конституционной правовой политики на формирование правового сознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTITUTIONAL LEGAL CONSCIENCE / CONSTITUTIONAL LEGAL POLICY / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC AUTHORITIES / CONSTITUTIONAL CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Сисакьян Арус Качпероновна

Отмечается важность конституционной правовой политики в процессе формирования конституционного правосознания личности. Анализируются недостатки современной конституционной правовой политики, проблемы ее реализации и вызванные ими последствия. Формулируются выводы о необходимости конституционного реформирования российской правовой системы в целях выстраивания планомерной конституционной политики, являющейся источником здорового конституционного правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of constitutional legal policy on the formation of legal consciousness

The article discusses the importance of constitutional legal policy in the process of forming the constitutional legal conscience of the individual. The authors talk about the shortcomings of modern constitutional legal policy, the problems of its implementation and the consequences. The conclusions are formulated on the need for constitutional reform of the Russian legal system, in order to build a planned constitutional policy, which is the source of a healthy constitutional legal conscience.

Текст научной работы на тему «Влияние конституционной правовой политики на формирование правового сознания»

Майоров Владимир Иванович Сисакьян Арус Качпероновна

Влияние конституционной правовой политики на формирование правового сознания

Отмечается важность конституционной правовой политики в процессе формирования конституционного правосознания личности. Анализируются недостатки современной конституционной правовой политики, проблемы ее реализации и вызванные ими последствия. Формулируются выводы о необходимости конституционного реформирования российской правовой системы в целях выстраивания планомерной конституционной политики, являющейся источником здорового конституционного правосознания.

Ключевые слова: конституционное правосознание, конституционная правовая политика, Конституция РФ, органы публичной власти, конституционное строительство.

The influence of constitutional legal policy on the formation of legal consciousness

The article discusses the importance of constitutional legal policy in the process of forming the constitutional legal conscience of the individual. The authors talk about the shortcomings of modern constitutional legal policy, the problems of its implementation and the consequences. The conclusions are formulated on the need for constitutional reform of the Russian legal system, in order to build a planned constitutional policy, which is the source of a healthy constitutional legal conscience.

Key words: constitutional legal conscience, constitutional legal policy, Constitution of the Russian Federation, public authorities, constitutional construction.

Одной из значимых категорий в области конституционного права является «правовая политика», которая включает в себя «систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны» [1, с. 58]. Категория «правовой политики» наиболее полно проявляется в сфере публичного права, отражающей механизм и специфику взаимодействия государства с различными субъектами общественной жизни.

В современной теории права содержание правовой политики определяется как «научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры» [2].

В содержании правовой политики можно выделить три компонента - концептуально-идеологический, институциональный и де-ятельностный. Первый представляет собой

идеальный умозрительный образ правового государства; второй выступает в качестве совокупности норм и принципов, регулирующих отношения между базисными государственными (политико-правовыми) и общественными институтами; третий включает в себя разнообразные направления деятельности основных субъектов правовой политики [3].

На наш взгляд, структуру правовой политики образуют следующие ключевые элементы:

1. Конституционно-правовое закрепление в ее содержании юридических основ существующего государственного и общественного строя. Конституция и иные основополагающие нормативные правовые акты являются основой действующей правовой политики.

2. Властно-императивный характер правовой политики как особая форма «выражения государственной политики, воли ее официальных лидеров и властных структур» [4, с. 296].

3. По своей направленности правовая политика нацелена на защиту прав и свобод человека и гражданина, на то, чтобы повысить уровень правосознания и правовой культуры всех участников правоотношений. Как справедливо отмечал Президент России В.В. Путин, проводимая в государстве политика должна базироваться на «диктатуре закона» [5]. Спецификой этой политики является то, что она основана «на использовании методов правового регулирования» [6].

146

Что касается конституционно-правовой политики, то ее можно рассматривать и как особое направление, и как вид правовой политики. С одной стороны, это стратегия правового развития общества, а с другой - виды и направления деятельности институтов государства и общества в сфере правового регулирования [7, с. 227].

Одним из первых уделил внимание рассмотрению содержания и основ конституционно-правовой политики теоретик французского либерализма и выдающийся систематик конституционного права Бенжамен Констан в своем сочинении «Курс конституционной политики», названном современниками «учебником свободы» [8].

На основе конституционно-правовой политики происходит выработка и реализация базовых норм и положений, имеющих «значение отправных начал для всех иных отраслей государственной политики» [9, с. 57]. Подобная политика представляет собой деятельность органов публичной власти и элементов гражданского общества по организации результативного механизма конституционно-правового регулирования, совершенствованию конституционного строительства государства.

Прежде всего конституционно-правовая политика заключается в генерировании и реализации мероприятий стратегического значения, таких как принятие конституции и конституционного законодательства, оптимизация и эффективная реализация конституционных нормо-положений.

Важно подчеркнуть, что конституционно-правовая политика существует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как «конституционность, конституционно-правовое сознание, конституционная культура» [10, с. 329].

Известный российский юрист, долгое время занимавший должность одного из 19 судей Конституционного Суда РФ, - Н.В. Витрук -подчеркнул необходимость «осмысления и использования во всех отраслях юридической науки» наиболее важных понятий, имеющих отношение к сфере конституционного права, в том числе конституционной правовой политики [10, с. 330].

Однако, несмотря на высокую значимость конституционной правовой политики, в отечественной юриспруденции не в полной мере проработаны вопросы ее взаимодействия с другими понятиями и явлениями конституционного права. В частности, слабо исследованной является проблема влияния конституционной правовой политики на содержание и особенности правового сознания.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности [11, с. 61]. Русский философ и правовед И.А. Ильин с позиций комплексного подхода определял правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни [12].

Правосознание оказывает влияние как на правовые ценности и предписания, так и на характер и особенности поведения граждан. Высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм. Таким образом, правосознание можно рассматривать как важнейший элемент права и субъективный фактор, определяющий поведение людей в государственно-правовой сфере [13, с. 5].

Особой разновидностью правосознания является конституционное правосознание, которое выступает в качестве составной части конституционно-правового регулирования, поскольку регулирует поведение человека через конституционные принципы.

Конституционное правосознание образует «совокупность идеологических и психологических структурных элементов, включающих взгляды, оценки, установки, представления, отношения личности относительно целей и принципов конкретного государства и общества, реального состояния основных прав и свобод человека, действующей правовой системы, в том числе органов государственной власти, форм и методов их деятельности» [14].

Социальное назначение конституционного правосознания состоит в том, что оно оказывает содействие успешной реализации конституционной правовой политики, способствуя изданию отвечающих общественным потребностям нормативных правовых актов, обеспечивая гарантированность их соблюдения, добиваясь укрепления законности, правопорядка и практической реализации прав и свобод граждан.

В целом, значение конституционно-правовой политики состоит в том, что она определяет наиболее общую стратегию правового развития государства и общества и деятельность их институтов в сфере правового регулирования [15, с. 6]. По мере исполнения конституционно-правовых норм в общественном сознании постепенно формируется особый вид правосознания - конституционный.

147

Подобно тому, как конституционная разновидность правовой политики играет ведущую роль среди иных отраслевых правовых стратегий, закладывая основы государственного строительства, защиты прав и законных интересов личности, государства, общества, организации политической жизни в стране, конституционное правосознание, обладая тем же качеством основополагающего характера, является высшей формой правосознания, непосредственно воздействующей на формирование правосознания в рамках иных отраслей права. Конституционное правосознание есть непременный атрибут конституционно-правовой регламентации, именно его состояние демонстрирует отношение индивида к конституционно-правовым установкам, а конституционные принципы работают как важнейший ориентир поведения личности. Конституционное правосознание гражданина образует знание основ государственного устройства, опираясь на которые, «личность осуществляет оценку вновь принимаемых законов о правовом положении личности, действий должностных лиц, отличает произвол от правовых мер, проводимых в рамках законности, и имеет представление о механизме защиты своих нарушенных прав» [16, с. 10].

Конституция РФ, ее положения и нормы определяют стратегию конституционно-правовой политики, задают соответствующий уровень конституционного правосознания, причем не только общества или отдельно взятой личности, но и профессионального конституционного правосознания законодателя. Уважение к действующему Основному Закону и необходимость соблюдения его норм должны стать важнейшим атрибутом конституционно-правового сознания. В то же время несоблюдение или игнорирование положений Конституции РФ, спорное и неоднозначное содержание некоторых ее норм могут способствовать росту правового нигилизма и негативизма в обществе.

Конституция должна быть главным ориентиром при постановке и достижении политических целей. Приоритет конституционно-правовой политики предполагает «модель идеального образа действительности», высокий уровень конституционного правосознания в обществе. Вот почему «программно-целевые положения Конституции (конституционные провозглашения) дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений» [17, с. 35].

Одной из проблем, связанных с формированием конституционного правосознания в обществе, является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия (плюрализма) и невозможность провозглашения какой-либо идеологии в качестве государственной. В результате в общественном сознании возникает перекос в пользу индивидуальных прав и интересов отдельного гражданина, первоочередной становится сфера его частной жизни, что противоречит веками складывающимся ценностно-мировоззренческим установкам российского политико-правового сознания, ориентированным на идеи долга, чести, служения своему Отечеству, приоритета общественных интересов перед частными.

В то же время наличие общей, объединяющей идеологии, ориентирующей граждан на ценности и установки, связанные с воспитанием патриотизма, уважения к нормам и принципам, заложенным в основу общественного и государственного устройства России и закрепленным в ее Конституции, могло бы позитивно повлиять на формирование конституционного правосознания гражданина. Однако вышеуказанная ст. 13 Конституции РФ находится в составе «защищенной» первой главы, не подлежащей изменению Федеральным Собранием.

Таким образом, конституционно-правовая политика способствует формированию гражданского правосознания и правовой культуры посредством мер, предпринимаемых органами государственной власти по осуществлению народовластия, по обеспечению и защите прав и свобод личности. При этом проводимая в настоящее время в России конституционно-правовая политика может оказывать в равной мере как позитивное, так и негативное воздействие на правовое сознание граждан. Механизм влияния конституционно-правовой политики на правосознание можно проследить на примере деятельности государственных институтов.

Так, например, некоторые особенности правотворческого процесса могут отрицательно влиять на формирование правосознания. Как справедливо отмечает С.А. Савченко, «в процессе правотворческой деятельности Государственная Дума Федерального Собрания РФ излишне часто вносит поправки не только в действующие законы, но даже в те, которые не вступили в действие. Постоянные изменения законов ведут к правовой нестабильности, ухудшают условия для бизнеса, снижают приток инвестиций. Затрудняется и контроль за законотворческим процессом со стороны общества» [13, с. 7]. В этих услови-

148

ях значительная часть российских граждан подпадает под влияние правового нигилизма, предпочитаяигнорироватьилиобходитьдейству-ющие законы в своих интересах.

Усилению негативных тенденций способствует развитие противоречия между совершенствующимся конституционным законодательством и реальным механизмом его реализации, которое выражается в том, что существующий правовой механизм реализации прав личности не обеспечивает в достаточной мере «реализацию общих конституционных принципов основ правового положения человека в обществе и государстве, установленных в Конституции РФ» [18, с. 16]. В результате этого формируются проблемы, связанные с функционированием конституционного правосознания и его внедрением в среду российского общества.

Ныне действующая Конституция Российской Федерации - первая Конституция в истории российской государственности, где права и свободы признаны высшей ценностью государства и соответствуют общепризнанным стандартам, закрепленным в международном гуманитарном праве. В то же время необходимо, чтобы широкий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина был уравновешен конституционными обязанностями и ответственностью не только рядовых граждан, но и органов публичной власти и их должностных лиц. Это положительно повлияет на повышение уровня профессионального конституционного правового сознания чиновников и будет способствовать преодолению устоявшихся в общественном сознании стереотипов восприятия этой социальной группы как привилегированного слоя.

Широкий спектр закрепленных в Конституции прав и свобод, но при этом минимальный объем конституционных обязанностей способствовали укоренению в массовом сознании искаженного представления о демократии как апофеозе свободы, зачастую понимаемой как свобода от ответственности и от обязательств перед страной и обществом. Однако оборотной стороной свободы как раз и является ответственность за свои действия, беспрекословное уважение закона, проявляемое посредством правомерного поведения, которое невозможно без соблюдения конституционных обязанностей. Это и есть те самые дефекты конституционного правосознания, возникновение которых связано с недостаточно продуманной стратегией конституционно-правовой политики. Разработка научно выверенной концепции планомерного стратегического реформирования консти-

туционно-правовой сферы страны - задача юриспруденции. В связи с этим уместно привести слова бывшего Генерального прокурора Ю.И. Скуратова о том, что сегодня «на повестку дня выносится вопрос о конституционной реформе» [19, с. 46].

Вопрос о внесении изменений в Конституцию с целью реформировать политическую и правовую системы также поднял в октябре 2018 г. председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, выступивший с программной статьей «Буква и дух Конституции», опубликованной в «Российской газете» [20]. Он указал на то, что в главном документе страны имеется ряд недостатков: существенный крен в пользу исполнительной ветви власти в объеме полномочий; отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти; недостаточная четкость в распределении полномочий между Правительством РФ и Президентом.

Свою позицию высказал и Председатель Государственной Думы В.В. Володин в статье «Живая Конституция развития», написанной для «Парламентской газеты». Политик отмечает, что многие конституционные принципы удалось реализовать далеко не сразу, в 1990-е гг. ряд принципиальных положений оставался скорее декларациями и намерениями, однако их наличие в Основном Законе страны позволило затем «начать возрождать страну, восстанавливать силу и единство государства и общества, социальную справедливость». Сейчас перед страной возникают новые вызовы, и именно поэтому, по его мнению, на первый план выходит необходимость в оценке потенциала «для развития и дальнейшего повышения эффективности работы принципов и норм Конституции» [21]. В.В. Володин подчеркивает, что речь идет не об изменении и пересмотре базовых положений Конституции, а о целесообразности точечных корректировок, которые позволили бы лучше раскрыть правовой потенциал основного документа страны.

Таким образом, многие государственные деятели выдвигают предложения о внесении в текст действующей Конституции жизненно важных изменений, соответствующих новым общественным и политическим реалиям.

В теории конституционного права бытует мнение о том, что чем сложнее порядок внесения изменений и поправок в текст конституции, тем более стабильным и устойчивым является государство. Однако такие рассуждения кажутся не совсем убедительными. Все

149

действующее законодательство во главе с Конституцией РФ должно идти в ногу со временем и совершенствоваться по мере необходимости. С момента принятия Конституции прошло более 25 лет, за эти годы как в обществе, так и в общественном сознании, включая конституционное правосознание, произошли фундаментальные изменения. Если меняется общество и его институты, так почему же правовая матрица государства должна оставаться неизменной? Одним из основных свойств Конституции является реальность, т.е. сте-

1. Малько А. В. Правовая политика: актуальные проблемы исследования // Тр. Ин-та государства и права РАН. 2011. № 4. С. 57-81.

2. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М, 2010.

3. Невеселов А.А. Государственная, правовая и юридическая политика: смысловые перспективы дефиниенса // Вестн. ЮРГТУ (НПИ). 2015. № 1. С. 108-112.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2003.

5. Владимир Путин о диктатуре закона. М., 2000.

6. Право и политика в современной России / под ред. В.Н. Кудрявцева. СПб., 1996.

7. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права. Волгоград, 2009.

8. Констан Б. Принципы политики, пригодные для всякого правления. Классический французский либерализм. М., 2000.

9. Малько А.В. Конституционно-правовая политика в современной России // Вестн. Югорского гос. ун-та. 2014. № 3(34). С. 53-59.

10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

11. Пищулина Т.В. Теоретические аспекты определения правосознания в отечественной юриспруденции // Управление в современных системах. 2017. № 2. С. 60-62.

12. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

13. Савченко С.А. Роль конституционно-правовой политики в формировании правосознания // Омбудсмен. 2014. № 1. С. 3-9.

14. Титова Е.В. К вопросу о структуре конституционного правосознания и его особенностях // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. 2017. № 4. С. 118-125.

15. Витрук Н.В. Развитие отечественной науки конституционного права // Рос. правосудие. 2010. № 6. С. 4-9.

пень ее соответствия процессам, происходящим в обществе.

Конституция может и должна быть объектом обсуждений и конструктивной критики, но такой процесс должен протекать при активном взаимодействии институтов гражданского общества и государства, чтобы добиться изначальной цели конституционно-правовой политики -обеспечить уважение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и тем самым способствовать формированию у граждан здорового конституционного правосознания.

1. Malko A.V. Legal policy: actual problems of research // Proc. of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2011. № 4. P. 57-81.

2. Large legal dictionary / ed. by A.V. Malko. Moscow, 2010.

3. Neveselov A.A. State, law and legal policy: semantic perspectives of definition // Bull. of the South Russian Technical University (NPI). 2015. № 1. P. 108-112.

4. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law. Moscow, 2003.

5. Vladimir Putin on the dictatorship of the law. Moscow, 2000.

6. Law and politics in modern Russia / ed. by V.N. Kudryavtsev. St. Petersburg, 1996.

7. Rudkovsky V.A. Legal policy and the exercise of law. Volgograd, 2009.

8. Constant B. Principles of policy suitable for all government. Classic French Liberalism. Moscow, 2000.

9. Malko A.V. Constitutional and legal policy in modern Russia // Bull. of Ugra state university. 2014. № 3(34). P. 53-59.

10. Vitruk N.V. The general theory of the legal status of a person. Moscow, 2008.

11. Pishulina T.V. Theoretical aspects of the definition of legal consciousness in domestic jurisprudence // Management in modern systems. 2017. № 2. P. 60-62.

12. Ilyin I.A. On the essence of justice. Moscow, 1993.

13. Savchenko S.A. The role of constitutional legal policy in the formation of justice // Ombudsman. 2014. № 1. P. 3-9.

14. Titova E.V. On the question of the structure of constitutional justice and its features // Bull. of the South Ural State University. 2017. № 4. P. 118-125.

15. Vitruk N.V. Development of national science of constitutional law // Russian justice. 2010. № 6. P. 4-9.

150

16. Зорькин В.Д. Судить по Конституции и совести // Журн. рос. права. 2003. № 9. С. 3-13.

17. Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

18. Попов А.Е. Влияние реализации конституционных норм на правосознание граждан // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. 2006. № 5. С. 14-17.

19. Скуратов Ю.И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа? //Рос. юрид. журн. 2009. № 3. С. 40-47.

20. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Рос. газ. 2018. 10 окт. Федер. вып. 226(7689).

21. Володин В.В. Живая Конституция развития // Парламентская газ. 2019. 17 июля.

16. Zorkin V.D. Judging by the Constitution and Conscience // Journal of Russian Law. 2003. № 9. P. 3-13.

17. Luchin V.O. Constitutional norms and legal relations. Moscow, 1997.

18. Popov A.E. Impact of the implementation of constitutional norms on citizens' legal awareness // Bull. of Kostroma state university. 2006. № 5. P. 14-17.

19. Skuratov Yu.I. Development of the Constitution of the Russian Federation in 1993: Amendments to the Constitution or constitutional reform? // Russian legal journal. 2009. № 3. P. 40-47.

20. Zorkin V.D. The letter and spirit of the Constitution // Rossiyskaya Gazeta. 2018. Oct. 10. Fed. iss. 226(7689).

21. Volodin V.V. Living development Constitution // Parliamentary newsp. 2019. July 17.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Майоров Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России; e-mail:1955715@rambler.ru;

Сисакьян Арус Качпероновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры права Троицкого филиала Челябинского государственного университета; е-mail: arussisakyan@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

V.I. Mayorov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: 1955715@rambler.ru;

A.K. Sisakyan, Candidate of Law, Associate Professor of Law Department of Troitsk branch of the Chelyabinsk State University; e-mail: arussisakyan@mail.ru

151

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.