4. Российский статистический ежегодник. 2009: стат.сб./ Росстат. М., 2009.
5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2008.
6. Соколова Е.И., Ермилова С.В. Современное сырье для кондитерского производства. М.: Академия, 2008.
7. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.
8. иК1_: http://www.guta.ru/
удк 330.133 E.A. Романова
шгпшпшшппгп гпалгл
□ Л ПГШПППГШШ ППГГГППГГПГП □□□□□□□:□□□□ пгпшшпп
В статье анализируется взаимосвязь потребностей покупателей и конкурентоспособности продукции. Автор предлагает рассчитать конкурентоспособность промышленной продукции на основе показателей эффективности товара.
Ключевые слова: конкурентоспособность, потребности покупателей, промышленная продукция, показатели эффективности товара.
Ye.A. Romanova
THE INFLUENCE OF PRODUCT COMPETITIVENESS ON CONSUMER BEHAVIOR
The paper considers correlation between consumer behavior and product competitiveness. The author suggests to calculate competitiveness of manufactured goods using product efficiency indicators.
Key words: competitiveness, consumer needs, manufactured goods, product efficiency indicator.
Обострение рыночной конкуренции заставляет компании изыскивать новые формы и методы соперничества. Поскольку ценовая конкуренция дает лишь временные преимущества на рынке, большинство компаний стремится сформировать устойчивые конкурентные преимущества в области организации производства, менеджмента и обеспечении взаимосвязи с клиентами.
Конкуренция между товаропроизводителями является главной особенностью рыночной экономики. При этом само понятие ^конкурентоспособность^ является многогранным и в экономической литературе трактуется по-разному [3, с. 84].
Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как финансовое благополучие организации следует за конкурентоспособностью выпускаемой продукции, как тень за человеком. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом [5, с. 53].
Конкурентный потенциал предприятия характеризует его способность разрабатывать, изготавливать, реализовывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги. Конкурентный потенциал предприятия ограничивается его ОзаборомЦ т.е. определяется внутренней средой. Если предприятие способно обеспечивать конкурентоспособность своих товаров в любой момент времени, то у него высокий конкурентный потенциал.
Конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность предприятия означает взаимозависи-
мость способности предприятия своевременно предложить товар, в наибольшей степени удовлетворяющий потребностям покупателей по сравнению с предприя-тиями-конкурентами, и высокого уровня эффективности управления [2, с. 57].
Одна из главных задач товаропроизводителей в современных условиях состоит в определении основных направлений развития и совершенствования методов управления конкурентоспособностью товара. При разработке конкурентной продукции необходимо ориентироваться не на абстрактный Опучший аналога, а на оценку всех рыночных факторов. Базой для оценки конкурентоспособности товара должно быть исследование потребностей покупателя, требований рынка.
Для того чтобы товар был пригоден для удовлетворения данной потребности и представлял интерес для покупателя, он также должен обладать набором соответствующих свойств. Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его технических параметров с условными характеристиками прогнозируемой потребности.
Итак, если производитель намерен сделать свою продукцию конкурентоспособной, он должен определить условные характеристики прогнозируемой потребности возможно точнее.
К группе технических параметров, которые используются при анализе конкурентоспособности, в общем виде относятся параметры назначения (свойства товара, области его применения и функции, которые он предназначен выполнять); эргономические (соответствие товара свойствам человеческого организма); эстети -ческие (внешний вид товара). Особую группу параметров
составляют нормативные (соответствие товара действующим стандартам и нормам). Оценка товара по техническим характеристикам является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот товар.
Очень большое значение придает покупатель и величине затрат, которые будут связаны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы как по приобретению его, так и по его потреблению. Общая сумма этих затрат составляет цену потребления.
Уровень цен потребления должен соответствовать размеру средств, имеющихся у потребителя для удов -летворения конкретной потребности. Следовательно, во-первых, конкурентоспособность любой продукции определяется только в результате ее сравнения с другими товарами, т.е. является относительным показателем; во-вторых, для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо продукта, необходимо не только сравнить его с другими товарами, но и учесть затраты потребителя.
Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом.
Конкурентоспособность товара определяется, с одной стороны, его качеством, техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность товара является важным критерием целесообразности выхода фирмы на товарные рынки [7, с. 62].
Для определения стратегии взаимодействия предприятия со своими клиентами необходимо оценить его конкурентные позиции. Изучение конкурентов □ это один из важнейших этапов оценки конкурентных позиций, так как ни одна компания не может считать себя маркетингово-ориентированной, если не ведет систематическое и комплексное изучение своих нынешних и будущих, больших и малых, прямых и косвенных конкурентов. Анализ конкурентов позволяет прежде всего лучше уяснить систему нужд и запросов, желаний и предпочтений потенциальных потребителей.
Исследование конкурентов любой компании преследует несколько целей, в числе которых поиск относительно свободной рыночной ниши, обеспечение конкурентных преимуществ, а также выявление возможностей сотрудничества с потенциальными соперниками. При этом анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, занимаемая ими доля рынка, их маркетинговые средства и реакция на них потребителей, их финансовое состояние и т.п. [6, с. 126].
Для определения конкурентоспособности товара необходимо выбрать достойный образец для сравнения. Это один из наиболее важных моментов при оцен-
ке конкурентоспособности. Принимаемый за сравнение образец отражает материальные требования, ко -торым должна удовлетворять продукция, претендующая на ту или иную часть спроса на рынке. Образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке [1, с. 206]. Сравниваемые товары должны принадлежать к одному классу по функциональному назначению , типу установки и условиям эксплуатации, а также ориентироваться на одну группу потребителей. Систему классификации должны определять не конкуренция продукции и ее параметры, а потребность, которая моделируется через параметры образца. Анализируемая продукция при этом автоматически ориентируется на потребителя, покупающего изделие-образец. При сравнении анализируемой продукции с лучшим по технико-экономическим характеристикам товаром в качестве образца должно быть выбрано изделие, в наибольшей мере отражающее высшие мировые достижения и наиболее широко сбываемое на рынке. При оценке конкурентоспособности с учетом показателя цены продукции приобретает важность фактор наибольшей близости классификационных параметров образца и анализируемой продукции.
Представительность, а также параметры изделия-конкурента на рынке в момент оценки конкурентоспособности и тенденции их изменения должны подтверждаться достоверной информацией. Это связано с тем, что товар, выступающий в качестве образца, является, по сути, конкурентом, за счет которого анализируемая продукция будет занимать ту или иную часть рынка.
Поскольку объем продаж имеет важное значение для оценки рентабельности программы, размера необходимых капиталовложений и т.д., то во избежание финансовых потерь для разработчика новой продукции, с которой он собирается выйти на рынок, информация по образцу должна быть максимально уточненной. В случае, если производитель возьмет за образец товар, реализуемый на рынке в малом количестве, он с самого начала не сможет рассчитывать на крупный объем продаж своей продукции.
Также во время выбора изделия-образца необходим учет фактора времени. Конкурентоспособность товара есть изменяющаяся во времени и оцениваемая потребителем сравнительная характеристика товара, которая отражает его превосходство над товарами-конкурента-ми по ценовым, качественным и другим неценовым параметрам в условиях конкретного рынка на протяжении определенного временного периода [4, с. 123].
В связи с этим возникает задача придать товару уже на стадии создания необходимый уровень конкурентоспособности на перспективу Чем длительней планируемый период разработки новой продукции и чем дольше намечается сбывать ее на рынке, тем выше должна быть начальная конкурентоспособность и, следователь -но, совершенней и перспективнее образец, выбираемый за базу оценки. Поэтому в период разработки изделия в технические задания важно включать такие прогнозные показатели и такой уровень технического совершенства, которые обеспечат уверенный сбыт в будущем.
При покупке товара потребитель оценивает только те свойства, которые представляют существенный интерес с точки зрения удовлетворения его потребностей. Кроме того, надо иметь в виду, что потребители
отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Различными могут быть доходы, возраст, привычки и др. Для малоимущего потребителя очень большое значение имеет цена товара, в то же время не слишком стесненного в своих средствах покупателя будут больше интересовать его потребительские свойства.
Из этого следует, что товар может быть более предпочтительным для одних групп потребителей и менее предпочтительным для других. В свою очередь, уровень конкурентоспособности будет принимать различное значение в зависимости от того, какую группу потребителей мы рассматриваем. Поэтому нельзя давать одну оценку конкурентоспособности товара, анализируя мнения потребителей, которые предъявляют к нему разные требования. В противном случае может оказаться, что для данных групп потребителей она будет сильно завышенной, а для каких-то □ заниженной.
Автором была предложена методика расчета конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара (К) на рынке величина относительная и рассчитывается по формуле:
На предприятии в зависимости от соотношения цены и качества, с одной стороны, и качества и себестоимости, с другой, должна выбираться маркетинговая стратегия.
Если показатель конкурентоспособности < 0,9, то товар считается неконкурентоспособным относительно товара-аналога, выбранного в качестве эталона для сравнения. В случае если показатель конкурентоспособности находится в интервале от 0,9 до 1, то у предприятия есть возможность сделать товар конкурентоспособным, т.е. потеснить конкурента, при условии выбора правильной стратегии производства. Товар яв -
ляется конкурентоспособным при Кк > 1.
Рассмотрим конкурентоспособность продукции, производимой на предприятии ООО «СЭПО-ЗЭМ» на примере холодильника □Саратов-451П. Анализ конкурентоспособности холодильника «Саратов-451П проводился по следующим позициям: «Смоленск-414» «Сви-яга-410Ц «Бирюса-БП. Данные проведенных в 2009 г. расчетов представлены в таблице.
К = Э ,
Эо
где Э! □ показатель эффективности предлагаемого /-го товара, Э0 □ показатель эффективности лучшего (на взгляд потребителя) на рынке товара аналогичного назначения.
Эффективность Э; определяется зависимостью:
N С
^ __ ’о т
Анализ конкурентоспособности разных моделей холодильников
Наименование N0 Ст N2 СС Эо (Э1) Кк а К
□Саратов-451 □ 37 902 7 090 36 751 5 451 1,34 1,03 0,30
□Смоленск-414» 12 820 5 821 13 310 5 122 1,09 0,96 0,14 1,23
□Свияга-410» 8 350 7 201 8 564 5 904 1,19 0,98 0,22 1,13
□Бирюса -8» 9 875 7 085 10 025 5 951 1,17 0,99 0,19 1,14
где М0 □ количество единиц продукции, реализованное на рынке по среднегодовой цене Ст , □ количество
единиц продукции, произведенное за год, СС □ средняя себестоимость изготовления единицы продукции за год.
Отношение М0/ является одной из величин, ха-
рактеризующих систему качества на предприятии (Кк □ коэффициент качества):
К
М0 / N Е.
При этом КК показывает фактическое качество продукции, которое зависит не только от качества производства (соблюдение техпроцесса), но и от качества конструкторской документации и маркетинга (насколько этот рынок выгоден для конкретной продукции). Необходимо отметить, что
С = С + дс ,
Т С П
где ДСп □ добавка к себестоимости за счет потребительского спроса рынка. То есть СТ □ это не просто цена изделия, а отбалансированная на рынке потребительская стоимость товара. Соотношение среднегодовой цены и себестоимости изготовления продукции выражается следующей формулой:
СТ/СС= 1 + ДСп/СС= 1 +а,
ТС П С ’
где а □ рентабельность производства, т.е.
Показатель эффективности, коэффициент качества и конкурентоспособности находится на одном уровне с предприятиями-конкурентами, что характеризует их как динамично развивающиеся и стремящиеся к повышению своей конкурентоспособности. На данный момент все сравниваемые товары являются конкурентоспособными, при этом необходимо отметить, что уровень конкурентоспособности повысился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Таким образом, конкурентные позиции промышленного предприятия определяют конкретные условия для формирования стратегии взаимодействия производителей и потребителей. Изучение конкурентов требуется для того, чтобы определить преимущества и недостатки политики взаимодействия с потребителями. Определение конкурентоспособности является неотъемлемым элементом деятельности предприятия. Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:
□ привлечь инвестиции в перспективное производство;
□ разработать меры по повышению конкурентоспособности;
□ составить программы выхода на новые рынки сбыта и т.д.
Достижение этих целей возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
а =
С - Сс с.
1. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2. Завьялова Е.М. Факторный анализ конкурентоспособности управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2009. №2.
3. Мамедов Ш.М. Систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации // Экономическое возрождение России. 2010. № 2.
4. Паймук А.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности // Вестник СГСЭУ. 2009. №3.
5. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в россии и за рубежом. 2003. №4.
6. Филимоненко И.В., Худоногов А.В. Технология исследования конкурентов на рынке потребительской продукции предварительного выбора // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 2.
7. Шуваев М.А. Экономическая сущность понятий конкурентоспособности предприятий и продукции // Экономическое возрождение России. 2010. № 4.
удк 330.341 Э.А. Рустенова
шп идишшп р пгсдгмп □□□□□□□□□ пдпппп-ггнпппп\тгпгп\п □□□□□□□дал
В условиях научно-технологического прогресса экономические и социальные результаты машиностроительного комплекса зависят от энерготехнологических факторов. Однако его модернизация связана с огромными капитальными вложениями, что сдерживает качественные сдвиги в технологическом уровне производственного аппарата. Внедрение научно-технического прогресса требует непрерывного обновления и совершенствования качества продукции машиностроения.
Ключевые слова: машиностроительный комплекс, научно-технологический прогресс, энерготехнологические факторы, качество продукции.
E.A. Rustenova
INNOVATIVE TYPE OF DEVELOPMENT AND A STRATEGY OF SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL POTENTIAL IMPROVEMENT
The paper proves that economic and social results of machine-building complex depend on energy technological factors. However, machine-building complex modernization requires enormous capital investments that limit qualitative changes in its technological level. Introduction of scientific and technological progress requires continuous updating and quality improvement.
Key words: machine-building complex, scientific and technological progress, energy technological factors, product quality.
В условиях НТП экономические и социальные результаты МК все в большей степени зависят от энерготехнологических факторов. Однако модернизация МК связана с огромными капитальными вложениями, что сдерживает качественные сдвиги в технологическом уровне производственного аппарата. Проводимая кон -версия в условиях перехода к рынку предполагала новые экономико-организационные решения проблем ускорения НТП на базе современных технологий, обеспечивая оптимальный уровень эффективности маши -ностроительного производства. Отсутствие законодательных актов по НТП, энергетике и конверсии снижало возможность развития новых организационно-правовых форм хозяйствования в системе МК [4, с. 66]. И сейчас нет единой концепции и стратегий конверсии на уровне как всего МК, так и отдельных регионов, что не позволяет осуществлять экономически оптимальный переход к рынку в условиях ограниченных капитальных вложений и снижения уровня конкурентоспособности предприятий машиностроения.
В ВПК пока нет долгосрочной государственной научно-технической программы широкого внедрения технологий двойного назначения, эффективность которых доказана зарубежным опытом и рядом отечественных предприятий. Расширение функций машиностроения, а также растущие потребности народного хозяйства и населения страны привели к резкому увеличению но-
менклатуры изделий, выпускаемых предприятиями отрасли. При этом внедрение научно-технического прогресса требует непрерывного обновления и совершенствования качества продукции машиностроения. Данные показывают, что за 1964 □ 1990 гг производственный потенциал МК увеличился примерно в 5 □ 6 раз [3, с. 112]. А за последние 20 лет резко сократился общий выпуск машиностроительной продукции, что снижает экономический потенциал страны.
Установлено, что в условиях НТП под влиянием различных факторов объективно меняется организационно- структурный характер машиностроительного производства. В течение длительного времени образцом высокого технологического и организационного уровня служило массовое поточно-конвейерное производство, стабильно выпускавшее одно или несколько однотипных изделий. Массовому и крупносерийному производству с ограниченной номенклатурой, характерному для таких отраслей, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производ-ство подшипников, инструмента, был характерен высокий уровень специализации рабочих мест.
В казахстанском машиностроении сейчас массовое производство занимает по объему продукции примерно 20 □ 25%. Остальные 75 □ 80% приходятся на долю изделий серийного, мелкосерийного и индивидуального производства, которое в обобщенном виде можно