3. Мамедов Ш.М. Систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации // Экономическое возрождение России. 2010. № 2.
4. Паймук А.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности // Вестник СГСЭУ. 2009. №3.
5. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в россии и за рубежом. 2003. №4.
6. Филимоненко И.В., Худоногов А.В. Технология исследования конкурентов на рынке потребительской продукции предварительного выбора // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 2.
7. Шуваев М.А. Экономическая сущность понятий конкурентоспособности предприятий и продукции // Экономическое возрождение России. 2010. № 4.
удк 330.341 Э.А. Рустенова
□□□ илишшп р пгслгмп □□□□□гшп плпппп-ггнпппп\тгпгп\п □пгшшлпл
В условиях научно-технологического прогресса экономические и социальные результаты машиностроительного комплекса зависят от энерготехнологических факторов. Однако его модернизация связана с огромными капитальными вложениями, что сдерживает качественные сдвиги в технологическом уровне производственного аппарата. Внедрение научно-технического прогресса требует непрерывного обновления и совершенствования качества продукции машиностроения.
Ключевые слова: машиностроительный комплекс, научно-технологический прогресс, энерготехнологические факторы, качество продукции.
Е.А. Rustenova
INNOVATIVE TYPE OF DEVELOPMENT AND A STRATEGY OF SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL POTENTIAL IMPROVEMENT
The paper proves that economic and social results of machine-building complex depend on energy technological factors. However, machine-building complex modernization requires enormous capital investments that limit qualitative changes in its technological level. Introduction of scientific and technological progress requires continuous updating and quality improvement.
Key words: machine-building complex, scientific and technological progress, energy technological factors, product quality.
В условиях НТП экономические и социальные результаты МК все в большей степени зависят от энерготехнологических факторов. Однако модернизация МК связана с огромными капитальными вложениями, что сдерживает качественные сдвиги в технологическом уровне производственного аппарата. Проводимая кон -версия в условиях перехода к рынку предполагала новые экономико-организационные решения проблем ускорения НТП на базе современных технологий, обеспечивая оптимальный уровень эффективности маши -ностроительного производства. Отсутствие законодательных актов по НТП, энергетике и конверсии снижало возможность развития новых организационно-правовых форм хозяйствования в системе МК [4, с. 66]. И сейчас нет единой концепции и стратегий конверсии на уровне как всего МК, так и отдельных регионов, что не позволяет осуществлять экономически оптимальный переход к рынку в условиях ограниченных капитальных вложений и снижения уровня конкурентоспособности предприятий машиностроения.
В ВПК пока нет долгосрочной государственной научно-технической программы широкого внедрения технологий двойного назначения, эффективность которых доказана зарубежным опытом и рядом отечественных предприятий. Расширение функций машиностроения, а также растущие потребности народного хозяйства и населения страны привели к резкому увеличению но-
менклатуры изделий, выпускаемых предприятиями отрасли. При этом внедрение научно-технического прогресса требует непрерывного обновления и совершенствования качества продукции машиностроения. Данные показывают, что за 1964 □ 1990 гг. производственный потенциал МК увеличился примерно в 5 □ 6 раз [3, с. 112]. А за последние 20 лет резко сократился общий выпуск машиностроительной продукции, что снижает экономический потенциал страны.
Установлено, что в условиях НТП под влиянием различных факторов объективно меняется организационно- структурный характер машиностроительного производства. В течение длительного времени образцом высокого технологического и организационного уровня служило массовое поточно-конвейерное производство, стабильно выпускавшее одно или несколько однотипных изделий. Массовому и крупносерийному производству с ограниченной номенклатурой, характерному для таких отраслей, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производ-ство подшипников, инструмента, был характерен высокий уровень специализации рабочих мест.
В казахстанском машиностроении сейчас массовое производство занимает по объему продукции примерно 20 □ 25%. Остальные 75 □ 80% приходятся на долю изделий серийного, мелкосерийного и индивидуального производства, которое в обобщенном виде можно
считать многоцелевым. В нашей стране этот тип производства характерен для транспортного и тяжелого машиностроения, судостроения, авиастроения, станкостроения, строительно-дорожного, химического машиностроения. Но граница между этими видами машиностроительного производства носит условный характер и ее не всегда можно точно провести, так как расширение номенклатуры выпускаемых изделий распространяется и на традиционные отрасли массового производства, например автомобилестроение, где базовые модели машин, как правило, выпускаются в модификациях. При обосновании целей, задач и направлений научно-технического прогресса в машиностроении следует ориентироваться на особенности многоцелевого производства, что связано с требованиями рынка.
За последние 20 □ 25 лет существенно изменилась роль технологии в машиностроении [4, с. 102]. Поэтому классические технологии, как правило, определяют технические характеристики машин, прежде всего их мощность, ресурс и экологические параметры. Современные технологии открывают возможность для создателей новых технических систем □ как для конструкторов, так и для производственников. Опережающий темп развития технологий □ необходимая предпосылка создания машин на уровне мировых образцов [2, с. 27]. Учеными в МК отмечается значительная технологическая многоукладность, которая сдерживает возможности механизации и автоматизации производственных процессов в заготовительных и обрабатывающих цехах. Использование новых энергоносителей создает предпосылки для развития прогрессивных технологий в машиностроении. Это совмещение функций технологии и материаловедения, технологических процессов во времени и пространстве, одновременная обработка на одном операционном поле; совершенствование существующих и разработка новых технологий на основе использования высоких и криогенных температур, высоких и импульсных давлений, вакуумных, ионных, в том числе плазмы и других рабочих сред, ультразвука, ионизирующих и радиационных излучений. НТР обеспечивает возможность реализации закона концентрации энергии в производственных системах, позволяющих управлять сложной системой особого рода [«энергия □ скорость □ эффекта, потенциал которой исследован пока недостаточно. Развитие новых технологий обуславливается последовательным углублением электрификации, роль которой постоянно возрастает. В машиностроении Казахстана темпы повышения качества энергетического потенциала за счет роста доли электроэнергии в энергобалансе незначительны.
Совершенствование механизма стимулирования применения прогрессивных электротехнологических процессов в машиностроении требует объективного подхода к комплексной оценке их эффективности. Использование электроэнергии в технологических процессах следует рассматривать как совершенствование способа производства, а эффективность электротехнологии □ как часть эффективности новой техники. Однако определение экономической эффективности использования электроэнергии непосредственно для воздействия на предмет труда в машиностроении имеет свою особенность.
Новые энергоносители имеют различные сферы применения (например, энергия используется в 20 ба-
зовых технологических процессах в машиностроении),
и, пока они дефицитны с точки зрения оборудования и энергии соответствующей концентрации, возникает необходимость определения уровня их экономически эффективного использования для направления ограниченных капитальных вложений в наиболее значимые области производства. Важно это и потому, что размеры экономического эффекта от внедрения различных энергоносителей на практике редко увязываются с капиталоемкостью вариантов технологий из-за отсутствия необходимых научно-методических разработок применительно к машиностроению. Комплексная оценка эффективности электрификации предполагает учет дополнительных затрат по сохранению окружающей среды . Углубление электрификации промышленного производства по всем стадиям изготовления продукта обеспечивает существенное улучшение экологических характеристик в отдельных регионах и крупных промышленных центрах страны [2, с. 64]. И достигается определенный и социальный и экономический эффект. Здесь нельзя не учитывать то, что применение в последние годы во многих отраслях промышленности (в том числе в машиностроении и металлообработке) технологических процессов, способствующих дальнейшей интенсификации производства, происходит одновременно с сооружением сложных инженерных систем природоохранного характера, стоимость которых составляет от 8 до 25% стоимости основных производственных фондов предприятий. Во многом это характерно и для многих зарубежных предприятий машиностроения (Япония , Германия, США).
В стране при высоком повышении цен на энергоносители следует учитывать экологический эффект нового энерготехнологического оборудования, всю систему промышленной энергетики, роль которой будет повышаться.
Наши данные выборочных исследований показывают, что на уровне предприятий пока нет экономических рычагов стимулирования металлургов, технологов и энергетиков за результаты работ, проводимых с целью повышения качества машиностроительной продукции на основе ускоренного развития электротехнологий. Действующие положения во многих службах и подразделениях не ориентированы на достижение высоких конечных социально-экономических результатов, что не способствует снижению электроемкости производства. Современные технологии, как правило, требуют и принципиально новых средств производства; такие технологии являются базой для создания оборудования новых поколений, что обеспечивает целенаправленность и эффективность затрат на техническое развитие производства на инновационной основе.
Как отмечают ученые, следует учитывать наличие энерготехнологической многоукпадности, которая является негативным фактором развития технологий базовых переделов в машиностроении и прежде всего в заготовительных производствах [1, с. 26].
Исследования тенденций развития материальнотехнической базы машиностроения показывают, что темп динамики развития базовых технологий должен опережать темп совершенствования собственно технических систем. В машиностроении особое экономическое значение имеет потенциал двойных технологий, обеспечивающих оптимальную организационную
мобильность предприятий для перехода к выпуску новой продукции. В машиностроении реализация достижений НТР осуществляется, как правило, с привлечением значительных затрат, и поэтому новые техноло -гии нуждаются в точном измерении затрат, связанных с их развитием. В литературе само понятие «новая технология» более широкое, чем «новая техникаЦ предполагает особые технологические, экономические, социальные и экологические параметры. Повышение качества конструкционных материалов обусловливается ускорением развития электротехнологии [3, с. 228].
Данные отечественных ученых показывают, что темпы прироста прочности сталей и сплавов приостановились □ есть теоретический предел ее использования. Поэтому возникает задача поиска новых перспектив-ных конструкционных материалов на базе сложного инженерно-химического или инженерно-физического комбинирования материалов с различными физикомеханическими свойствами с применениями современных энергоносителей при использовании нанотехнологий. Применительно к металлообработке энергетическая составляющая в системе функциональных элементов производства все больше революционизирует весь процесс производства, что связано с закономерностью развития энергетической функции и изменениями свойств технологий. Из всей системы нематериальных элементов производства на первое место «выдвигается» технология. Системное изменение технологии производства □ одновременно и следствие, и предпосылка эффективного использования новых средств и пред -метов труда. Процессы углубления электрификации способствуют сокращению длины «технологической цепочки» за счет создания принципиально новых методов воздействия на обрабатываемые материалы как на заготовительных, так и на обрабатывающих стадиях. В этой связи малооперационные технологии являются важным технико-экономическим условием развития потенциала материально-технической базы отраслей машиностроительного комплекса. Процесс интенсификации прежде всего предполагает внедрение в широких масштабах малооперационных технологий на основе комплексной электрификации на стыке смежных отраслей [4, с. 95]. Энергия, определяя динамику технологий, оказывает революционизирующее влияние на методы создания металлообрабатывающих машин, к которым в первую очередь следует отнести многоцелевые, многооперационные обрабатывающие центры. Станки-центры позволяют объединять, интегрировать выполнение значитель -ного числа операций механической обработки на основе соединения двигателя и рабочей машины в едином блоке в результате достижений в области электромеханики, электроники, вычислительной техники, гидравлики и т.д. Анализируя энергетические функции машин, применяемые в отрасли, можно заметить, что они являются постоянно действующими, всеобщими, без которых практически не осуществляются ни транспортно-технологические, ни контрольно-управляющие функции. В отрасли энергетические процессы, имеющие относительно самостоятельное значение, не могут существовать сами по себе, вне вещественных факторов производства, но это не значит, что указанная зависимость энергетических производительных сил от вещественной основы не дает возможности рассматривать их в качестве самостоятельного элемента производительных
сил, исходя из функционального их назначения в процессе производства [2, с. 77].
Выступая главным элементом современного машиностроительного производства, технологии все в большей мере «приспосабливаются» к уровню энергетической базы □ главной материальной основе производства. Вместе с тем значение технологии в комплексе базовых направлений развития производительных сил в экономической литературе часто недооценивается. Технология, как связь орудий труда, техники с предметами труда, как совокупность методов воздействия на предметы труда часто отождествляется с техникой, поскольку как полагают некоторые авторы, любой технологический процесс определяется системой техни -ческих средств. Применение новых, прогрессивных технологических процессов на основе непосредственного воздействия электричества на предмет труда определило необходимость создания принципиально новых орудий труда на базе использования теории концентрации воздействия энергии. В МК получают развитие комбинированные технологии, включающие пластическое формообразование материала механическим воздействием с одновременным приложением электрического тока высокой плотности.
Эффективная реализация научно обоснованной единой технической политики развития сопряженных отраслей в рамках функционально-технологической системы «металлургия □ машиностроение □ является основной технологией □ базой современного технологического прогресса [2, с. 96].
Наши данные показывают, что темпы НТП в сфере использования металла очень незначительны, что предполагает необходимость кардинального решения многих организационно-технических и экономических задач в системе металлургии и машиностроения. Комплексное исследование факторов, определяющих тенденции металлоемкости машиностроительной продукции, предполагает их четкую классификацию [3, с. 41]. Эту классификацию факторов можно представить следующими □блоками».
I. Конструкционные: рациональный выбор общих конструкторских решений; применение прогрессивных видов конструкционных материалов; повышение технологичности конструкций; выбор рациональных заготовок; стандартизация и унификация элементов конструкций и др.
II. Технологические: применение прогрессивных технологических процессов; рациональный раскрой металлов; уменьшение припусков и допусков; усиление технологической дисциплины; применение экономикоматематических методов; механизация и автоматизация технологических процессов и др.
III. Организационно-экономические: совершенствование организации производства; совершенствование методов нормирования расхода металла; комплексное использование металлоотходов; экономическое стимулирование снижения металлоемкости продукции; использование механизма цен; прогнозирование снижения металлоемкости продукции; развитие прогрессивных форм материально-технического обеспечения; применение функционально-стоимостного анализа конструкций машин, оборудования; применение маркетинга новых исходных конструкционных материалов и др.
Системное изучение влияния указанных факторов на динамику металлопотребления может способствовать улучшению основных технико-экономических по -казателей деятельности предприятий машиностроения. По оценке специалистов в области технологии машиностроения, в перспективе до 2015 г. основным по удельному весу останется парк металлорежущих станков , доля которого в настоящее время составляет почти 58%. Разработка, например, долгосрочных государственных станкостроительных программ должна определяться прежде всего на основе учета динамики структурно-технологических изменений в черной и цветной
металлургии, которые с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать.
1. Браун Т Ключ к высоким технологиям // Промышленность Казахстана. 2006. № 2.
2. Рустенова Э.А. Электроэнергия в машиностроении. Шымкент, 2009.
3. Сухарев О.С. Экономика технологического развития. М.: Финансы и статистика, 2008.
4. Татарских Б.Я. Организационно-экономические проблемы повышения эффективности машиностроения России. Самара: Артель, 2008.
УДК 338.45:637.5 А.А. Соловьев
□ ЛПГЛШШПП □□□□□ЛЩШШППШМС ГЛГППГПП
В статье показана роль инноваций в развитии предприятий мясной промышленности. Дается оценка эффективности инновационной деятельности, и выявляются ограничения инновационного развития предприятий отрасли.
Ключевые слова: мясная промышленность, инновационное развитие, продуктовые инновации, процессные инновации, маркетинговые инновации, организационные инновации.
A.A. Solovyev
TRENDS IN INNOVATION DEVELOPMENT OF MEAT-PROCESSING INDUSTRY ENTERPRISES
The author examines the role of innovations in development of enterprises in the meat-processing industry. The paper presents an assessment of innovation activity efficiency and identifies limitations of innovation development of meat-processing enterprises.
Key words: meat-processing industry, innovation development, product innovations, process innovations, marketing innovations, organization innovations.
Современные процессы, происходящие в мировой экономике, накладывают свой отпечаток на условия функционирования как национальных экономик в целом, так и отдельных фирм-производителей товаров и услуг. Постепенно формируется новое восприятие продукта, внедряются новые подходы к организации производственного процесса. Развитие производственных мощностей опережает развитие потребительского спроса, в связи с этим возникает жесткая конкуренция среди производителей товаров и услуг за рынки сбыта. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что будущее принадлежит тем предприятиям, которые сумеют использовать все возможности для удовлетворения потребностей покупателей, отказавшись от всего лишнего в пользу повышения качества своего продукта и его доступности для любого потребителя в любом месте земного шара. Любая организация, которая хочет выжить и преуспеть в новой внешней среде, должна работать над постоянными улучшениями на системной основе, используя множество инструментов и методов, разработанных специально для этой цели. Улуч -шения касаются как технологий, качества продуктов и услуг, так и качества менеджмента.
Ужесточение масштабов конкуренции в значительной степени повышает требования к инновационной составляющей деятельности российских предприятий мясной промышленности. Приход на рынок новых производителей сокращает жизненные циклы продуктов,
несмотря на сильную традиционность вкусов россиян, т.е. увеличивается частота рождения новых продуктов, а следовательно, частота переоснащения производства и перехода на новые технологии. Стратегия повышения конкурентоспособности мясоперерабатывающих предприятий предполагает их ориентацию на инновационное развитие, причем инновации должны быть комплексными, охватывающими все функциональные сферы деятельности предприятия. Особое внимание следует уделять формированию маркетинговой ориентации и созданию условий для развития инноваций, поскольку инновации являются единственным уникальным ресурсом предприятия, ключевой компетенцией, которую крайне сложно скопировать конкурентам [1, с. 67]. Именно инновации могут помочь предприятиям повысить свою конкурентоспособность, обеспечить выгодную конкурентную позицию на рынке и успешно преодолеть кризисные тенденции [3, с. 51].
Значительная часть нововведений в пищевой, и в том числе в мясной, промышленности осуществляется крупнейшими транснациональными и национальными компаниями. На флагманов пищевой промышленности работают целые научно-исследовательские институты. Для них процесс нововведений □ не просто неотъемлемая часть каждодневной работы, но и чуть ли не единственная возможность развития. Так, круп -нейшая в мире компания по производству продуктов питания Шт^ег» (около 400 торговых марок, среди