Научная статья на тему 'Влияние конфессионального фактора на формирование цивилизационной идентичности в России'

Влияние конфессионального фактора на формирование цивилизационной идентичности в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
589
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисенко Мария Юрьевна

Статья содержит сведения о влиянии православия на формировании цивилизационной идентичности России в XXI веке. Основное внимание уделяется раскрытию таких понятий, как «цивилизационная идентичность», «религиозная идентичность», «русско-православная цивилизация» и др. Автором проанализировано, какое роль православие играет в жизни России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конфессионального фактора на формирование цивилизационной идентичности в России»

54/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

ВЛИЯНИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ

М.Ю. Денисенко

CONFESSIONAL FACTOR INFLUENCE UPON CIVILISATION IDENTITY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Denisenko M.J.

The presented article contains the information concerning the influence of Orthodoxy upon the development of civilisation identity in Russia in the 21st century. The main attention is given to the revealing of such notions as "civilisation identity", "religious identity", "Russian-Orthodox civilisation" etc. The author has analysed the role of Orthodoxy in the life of Russia.

Статья содержит сведения о влиянии православия на формировании цивилиза-ционной идентичности России в XXI веке. Основное внимание уделяется раскрытию таких понятий, как «цивилизационная идентичность», «религиозная идентичность», «русско-православная цивилизация» и др. Автором проанализировано, какое роль православие играет в жизни России.

Ключевые слова: православие, идентичность, цивилизация, религия.

УДК 26.281.9

1. Цивилизационная идентичность России как проблема глобалистики

Последнее десятилетие в очередной раз актуализировало проблему цивилизаци-онной принадлежности нашего общества. Что представляет собой в этом аспекте современная Россия? Какова ее роль и положение в мире? И какова должна быть ее стратегия развития в будущем?

Отечественные мыслители Ф. Достоевский, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин и другие недаром упрекали политиков в непонимании или игнорировании глубинной сущности России и именно здесь усматривали причину всех зол и потрясений, поразивших Отечество. Эта критика весьма актуальна. Глубокое исследование и обсуждение проблем русской цивилизации, вобравшей в себя этнические, исторические, религиозные, экономические, культурные и психологические ценности нации, призваны восполнить эти зияющие пробелы и упущения.

Изучение проблемы цивилизаций имеет давнюю традицию. Так еще в 40-50-х годах девятнадцатого века представители западничества и славянофильства поднимали вопрос о цивилизационной принадлежности России. Н.Я. Данилевский за 50 лет до О. Шпенглера разработал теорию культурно-исторических типов, предвосхитил концепцию А. Тойнби о круговороте локальных цивилизаций (1, с. 34).

Денисенко М.Ю.

«Влияние конфессионального фактора на формирование...»

В настоящее время проблема личной и цивилизационной идентичности России вырастает в огромную комплексную междисциплинарную, научно-философскую проблему воссоздания ее в качестве осознающего свое высокое достоинство субъекта. Судьба России такова, что она может либо существовать сильной, либо не существовать вообще. Об этом писали видные философы и ученые: А. С. Панарин, Н.Н. Моисеев, А.А. Зиновьев, М.М. Бахтин и др. (2).

Россия, как известно, лежит между двух основных потоков цивилизационно-исторического существования - Востоком и Западом. В теоретическом самосознании зафиксированы различные взгляды на этот счет: 1) идея исключительности России в мировой истории и культуре; 2) идея России как Востока; 3) идея России как Запада; 4) идея России как особой славянской цивилизации; 5) идея русской самобытности в рамках христианского мира; 6) идея России как «третьей силы», т.е. как синтеза Востока и Запада (3, с. 92).

Определение цивилизационной идентичности, таким образом, существенно для России, именно через цивилизацию национальная жизнь соотносит себя с общечеловеческим. Россия демонстрирует себя как субмировая, субпланетная цивилизация, а ее судьба - это своеобразный тест, проверка способности человечества организовать жизнедеятельность в новых условиях глобально-информационной культуры. Если выживет Россия со своим «большим пространством» и «большим временем», то выживет и все человечество. Проблема циви-лизационной идентичности России вырастает в проблему альтернативных перспектив развития жизни на земле.

2. Конфессиональный фактор идентичности

Каждый человек может идентифицировать себя по разным основаниям, которые могут конкурировать друг с другом или дополнять друг друга: родственные, профессиональные, культурные, институциональные, территориальные, образовательные, ре-

лигиозные, идеологические и другие. Идентификации на одном уровне могут сталкиваться с теми, что находятся на другом уровне. В каждом направлении идентичность наиболее значима при непосредственном контакте «лицом к лицу». Человек может идентифицировать себя со своим классом, этнической группой, национальностью, религией и цивилизацией.

Одной из важных составляющих человеческой идентичности является ценностная компонента, задающая иерархическую вертикаль сущностных потребностей. И то, что является Высшей ценностью для индивида, социальной группы, нации, государства, определяет наше существование и смысл нашего бытия (социального абсолюта и индивидуального абсолюта).

Религия как область человеческого сознания - как все в человечестве - не представляет чего-нибудь неподвижного, вечно растет, изменяется. Создания религиозного созерцания (как впрочем, и философской мысли) не теряют при этом того своеобразного характера, который свойствен почти всем созданиям человеческого духа. На них лежит печать вечности - бесконечноподо-бия.

На разных уровнях культуры религиозность может реализоваться как набор зна-чимостей, норм или идеалов. Религиозный фактор имеет характер индивидуального. Несмотря на существование различных религиозных идеалов и концепций, личность может отвергать некоторые из них или все. Общие, для всех равно неизбежные основания не могут быть в них указаны. Тут в известной степени заключается объяснение необычайной силы и своеобразия в развитии этих проявлений человеческого духа, в их удивительной живучести. Несомненно, между различными верованиями личность может сделать самый широкий, неподчиненный ничьему указанию выбор. А этот выбор не может быть сделан только одним убеждением, он требует веры.

Такой характер индивидуальной свободы далеко не исключает их закономерного измерения во времени, т.е. времяподобия. Здесь на отношение человека к религиозным

54/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

и философским проблемам влияет не только логическая работа его разума, но и неуловимые, трудно поддающиеся учету другие состояния человеческой души. Всегда одним из основных элементов религиозного сознания является мистическое созерцание и высокий подъем идеализированного чувства.

Таким образом, религиозная идентичность - это один из возможных способов духовного соотнесения себя с окружающими людьми (на индивидуальном уровне) и самоопределения целого общества в его соотношении с окружающими социумами (на макросоциальном уровне). Это всегда способ осознания мира «своей» духовной ориентации в соотнесенности с «иным» контекстом духовности.

Предполагается, что религиозная идентичность должна ощущаться как исключительно сконцентрированное проявление мироощущения человека, квинтэссенция самых насущных вопросов его «жизненного мира», определяемого его культурными и ценностными установками.

3. Роль православия в формировании ци-вилизационной идентичности России

По нашему мнению, православие -краеугольный камень нашей цивилизации, Русской идеи и одна из основ отечественной культуры. Поэтому правомерно использовать термины «русско-православная», «сла-вянско-православная цивилизация». О воздействии православия на национальную цивилизацию и культуру писали многие видные деятели церкви. «Русский народ усвоил православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а своим сердцем, как главное правило своей жизни», - писал архиепископ Серафим Соболев. По его оценке, православие есть истинная русская идеология. На ней основана «русская жизнь во всех ее областях, начиная с личной и кончая государственной» (4, с. 12).

Но радикальные изменения в ценностной структуре постсоветского общества, формирование новых общественных образов и идеалов нарушили механизмы социокультурной трансляции, что повлекло за собой

определённую социальную деструкцию и дегуманизацию социальных отношений, духовный и ценностный конфликт поколений. Такое состояние духовно-личностной сферы можно определить как ценностный кризис, выход из которого видится, прежде всего, в совершенствовании духовного мира личности, восстановлении социокультурной трансляции, обращении к традиционному культурному наследию России.

Поэтому трудно переоценить историческое, а тем более современное значение такой составной части нашей цивилизации, как соборность, на протяжении столетий охватывающей религиозные, национальные, экономические, социально-классовые, политические, духовно-культурные и иные стороны жизни нашего государства. Проникнутая соборностью русская цивилизация подразумевает единство нашего народа с другими этносами страны, а дальновидные представители последних, признавая это, видят спасение в возрождении цивилизаци-онной идентичности России. Православная вера - душа, религиозный нерв, стержень русской соборности, и не просто компонент русской культуры, а ее фундамент (5, с. 148).

Необходимо отметить, что соборность тесно связана с православными традициями, которые представляют собой основополагающий принцип развития этноса, укрепление его духовного иммунитета. Смыслооб-разующие доминанты традиции способствуют формированию менталитета народа, являясь спецификой его образа жизни и мысли, проявляясь в системе мотиваций и деятельности человека. Традиции, представляя собой пространственно-временную связь, соединяют поколения, нормализуют и стабилизируют общественные процессы. Драгоценная нить времен, прерываясь в виде отхода этноса от своих традиций, вызывает дисгармонию, влекущую за собой нарушение целостности общества и личности.

В сохранении традиционных ценностей роль православия тем более ощутима, что сама восточная ветвь христианства по сравнению с западными его направлениями менее подвержена эволюции. На привер-

Денисенко М.Ю.

«Влияние конфессионального фактора на формирование...»

женности основных групп населения традиционным мировоззренческим и социальным ценностям мало влияли имевшие место смены общественно-экономических систем, политических режимов, как и провозглашаемые в последние десятилетия XX в. новые общественно-идеологические парадигмы развития.

Проблема цивилизационной идентичности также тесным образом связана с феноменом духовного гражданства. Религиозный гражданин, исповедующий православную систему ценностей, особенно остро ощущает связь со своей духовной родиной, сохраняет традиции своей культуры, защищает национальные интересы и этнокультурный уклад жизни. Благодаря этому укрепляется связь между формальным и духовным гражданством, а также закрепляется «родовая связь» человека и его «социальной земли» (родины).

Известный русский философ, правовед и политический мыслитель Иван Ильин писал в связи с этим: «Идеал религиозного гражданина не только не таит в себе внутреннего противоречия, но есть одна из величайших идей, с которыми человечество имеет дело. Религиозный гражданин соединяет в своей душе силу подлинной религиозности с силою здорового и верного правосознания, и притом так, что правосознание является зрелым проявлением его религиозности» (6, с. 45).

Таким образом, конфессиональный фактор является одним из основополагающих при формировании цивилизационной идентичности России. А.С. Панарин справедливо назвал Российскую цивилизацию православной: «Православная цивилизация - особая цивилизация, не та, которая созидает себя в пространстве, а та, что противопос-

тавляет себя настоящему и трансцендирует во времени - от земного к небесному. Мы лишь тогда получим право говорить об особой цивилизации, когда «энергия трасцен-дирования зримо проявится в земных делах» (7, с. 481).

Таки образом, несмотря на наличие многочисленных, разнородных взглядов в определении цивилизационно-исторической сущности России, нашу страну можно назвать «славянско-православной» или «русско-православной» цивилизацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Вехи, 2004.

2. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002; Моисеев Н.Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? - М.: Экопресс, 1996; Зиновьев А.А. Русская трагедия. - М.: ЭКСМО, 2005 и др.

3. Иванова С.Ю., Аракелян Э.А. Становление гражданской идентичности в полиэтничном социуме // Вектор идентичности на постсоветском пространстве: Материалы международного «круглого стола» (Ставрополь, 2 октября 2006 г.). - Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦРАН, 2007.

4. Соболев С. Русская идеология. - СПб., 1992.

5. Холодный В.И. А.С. Хомяков - дилетант и провидец постхристианского «завета» // Вопросы философии. - 2001. - № 8.

6. Ильин И.А. Наши задачи, историческая судьба и будущее России. - М., 1992.

7. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

Об авторе

Денисенко Мария Юрьевна, аспирант кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - изучение социальной роли религии (православия). [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.