Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / депрессия / астения / тревожность / дистанционное обучение. / children / depression / asthenia / anxiety / distance learning

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Лебеденко А. А., Ершова И. Б., Левчин А. М., Роговцова А. Г.

Цель: изучить эффективность комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию негативных отклонений психоэмоционального состояния младших школьников, пребывающих на пролонгированном дистанционном обучении. Под наблюдением находились 416 младших школьников, 182 из которых составили основную группу и обучались в дистанционном режиме. Остальные 234 ребенка были включены в группу сравнения и получали образование в очном формате. Для определения состояния психоэмоциональной сферы у детей использовался детский опросник неврозов (ДОН) для 7–11 лет. В статье представлены показатели эффективности комплексных оздоровительных мероприятий у детей, находящихся на пролонгированном дистанционном обучении. На первом этапе исследования было установлено, что по шкалам «Депрессия», «Астения», «Нарушения сна», «Вегетативные расстройства» у всех младших школьников, обучающихся дистанционно, показатели были статистически значимо выше в сопоставлении с таковыми в группе сравнения. Проведение комплексных оздоровительных мероприятий во время дистанционного обучения способствовало снижению показателей по шкале «Депрессия» (р=0,024), по шкале «Астения» (р=0,031), по шкале «Вегетативные расстройства» (р=0,017). Повторное исследование продемонстрировало оптимизацию показателей по шкале «Нарушения сна»: у младших школьников значения снизились на 50–60% в сопоставлении с группой сравнения. У младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении, наблюдаются повышенные уровни депрессии, астении, вегетативных расстройств, нарушение сна и тревоги в сравнении с детьми, обучающимися в очном формате. Уровень депрессии и астении у мальчиков, находящихся на дистанционном обучении, статистически значимо выше, нежели у девочек. Проведение оздоровительных мероприятий позитивно влияет на оптимизацию невротических проявлений у младших школьников, обучающихся дистанционно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Лебеденко А. А., Ершова И. Б., Левчин А. М., Роговцова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COMPLEX HEALTH-IMPROVING MEASURES ON THE PECULIARITIES OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON DISTANCE LEARNING

The purpose is based on the identification of negative deviations of the psycho-emotional state of younger schoolchildren who are on prolonged distance learning and is to study the effectiveness of complex health measures aimed at optimizing the established shifts. 416 primary school students were under supervision, 182 made up the main group and studied remotely. The remaining 234 children were included in the control group and received fulltime education. To determine the state of the psychoemotional sphere in children, a children's neurosis questionnaire (DON) for 7-11 years was used. The article presents the indicators of the effectiveness of complex health measures for children who are on extended distance learning. The first stage of the study showed that according to the scales «Depression», «Asthenia», «Sleep disorders», «Vegetative disorders» in all younger schoolchildren studying remotely, the indicators were statistically significantly higher in comparison with those in the comparison group. Carrying out complex health-improving measures during distance learning contributed to a decrease in indicators on the scale of «Depression» (p=0.024), on the scale of «Asthenia» (p=0.031), on the scale of «Vegetative disorders» (p=0.017). The repeated study demonstrated the optimization of indicators on the «Sleep disturbance» scale in younger schoolchildren, the values decreased by 50–60% in comparison with the comparison group. Younger schoolchildren on distance learning have increased levels of depression, asthenia, autonomic disorders, sleep disorders and anxiety in comparison with children studying in full-time format. The level of depression and asthenia in boys who are on distance learning is statistically significantly higher than in girls. Carrying out recreational activities positively affect the optimization of neurotic manifestations in younger schoolchildren studying remotely.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

Medicinskii sovet. 2017;19: 40-43. DOI: 10.21518/2079-701X-2017-19-40-43. (In Russ.)]

5. Грицинская В.Л. Оценка физического развития мальчиков школьного возраста Санкт-Петербурга с использованием антропометрического калькулятора ВОЗ // ЗНИСО. 2018. № 2 (299). С. 16-19. [Gritsinskaya V.L. Assessment of the physical development of school-age boys in St. Petersburg using an anthropometric calculator WHO. ZNISO. 2018;2 (299):16-19. (In Russ.)]

6. Грицинская В.Л., Новикова В.П., Гладкая В.С. Антропометрические показатели детей 8-14 лет в трех городах России // Экология человека. 2020. № 11. С. 38-45. [Gritsinskaya V.L., Novikova V.P., Gladkaya V.S. Anthropometric Characteristics of 8-14 years old children in three Russian cities. Human Ecology. 2020;11:38-45. (In Russ.)]

7. Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В. Исследование процессов роста и развития детского организма на критических этапах онтогенеза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 234-238. [Grebneva N.N., Sazanova T.V. Child's body growth and development at critical stages of ontogenesis. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya 2018;59-3:234-238. (In Russ.)]

8. Ефимова Н.В., Шибков А.А., Шибкова О.В. Особенности физического развития детей 7-8 лет, проживающих в различных районах промышленного мегаполиса // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: реабилитация, врач и здоровье. 2017. №4(28). С. 140-144. [Efimova N.V., Shibkov A.A., Shibkova O.V. Features of the individual development of children 7-8 years old living in various areas of the industrial metropolis. Vestnik meditsinskogo instituta «REAVIZ»: reabilitatsiya, vrach i zdorov'e. 2017;(4 -28):140-144. (In Russ.)]

9. Акбарова Г.Х., Косимов Д.С., Халилов О.Н. и др. Физическое развитие детей при интеллектуальных нагрузках // Re-health Journal. 2020. № 1 (5). С. 47-51. [Akbarova G.H., Kosimov D.S., Khalilov O.N. et al. Physical development of children with intellectual loads. Re-health Journal. 2020;(1-5):47-51. (In Russ.)]

10. Березина Н.О., Степанова М.И. Физическое развитие современных дошкольников: результаты динамических наблюдений // Педиатрия. 2019. Т. 98. № 5. С. 208-212. [Berezina N.O., Stepanova M.I. Physical development of modern preschoolers: dynamic observations results. Pediatrics. 2019;98(5):208-212. DOI: 10.24110/0031-403X-2019-98-5-208-212. (In Russ.)]

11. Вершубская Г.Г., Козлов А.И. Физическое развитие детей дошкольного возраста Ханты-Мансийского АО по антропометрическим показателям // Новые исследования. 2019. Т. 2. № 58. С. 37-45. [Vershubskaya G.G., Kozlov A.I. Physical development of preschool children of Khanty-Mansiysky region by anthropometric indicators. Novye issledovaniya. 2019;2(58):37-45. ( In Russ.)]

12. Козловский А.А., Кравченко А.Д., Власюк А.О. Физическое развитие детей-первоклассников // Российский педиатрический журнал. 2022. № 3(1). С. 155. [Kozlovskiy A.A., Kravchenko A.D., Vlasyuk A.O. Physical development of first-graders children. Russian pediatric journal. 2022;(3-1):155. (In Russ.)]

13. Цаллагова Р.Б., Макоева Ф.К. Оценка формирования скоростных качеств дошкольников Санкт-Петербурга // Олимпийский спорт и спорт для всех. Сборник трудов. Казань. 2020. С. 397-399. [Tsallagova R.B., Makoeva F.K. Evaluation of the formation of speed qualities of preschoolers in St. Petersburg. Olimpiiskii sport i sport dlya vsekh. Sbornik trudov. Kazan'. 2020. P. 397-399. (In Russ.)]

14. De Onis M., Onyango A.W., Borghi Е. et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bulletin of the World Health Organization. 2007;85:660-667.

15. World Health Organization. Training Course on Child Growth Assessment. Geneva, WHO. 2008.

16. Новикова В.П., Грицинская В.Л., Гурова М.М. и др. Практикум по оценке физического развития детей: учебно-методическое пособие. Сер. Библиотека педиатрического университета. С.-Пб., 2021. [Novikova V.P., Gritsinskaya V.L., Gurova M.M. et al. Praktikum po otsenke fizicheskogo razvitiya detei. Ser. Biblioteka Pediatricheskogo universiteta. St-Petersburg, 2021. (In Russ.)]

УДК 613.955:371.3 DOI 10.24412/2220-7880-2023-3-70-77

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРЕБЫВАЮЩИХ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Лебеденко А.А., 2Ершова И.Б., Левчин А.М., 2Роговцова А.Г.

'ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия (344022, г. Ростов-на-Дону, переулок Нахичеванский, 29), e-mail: alena.stetsenko.2020@mail.ru 2ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет им. Свт. Луки» Минздрава России, Луганская Народная Республика, Российская Федерация (291045, г. Луганск, Ленинский район, квартал 50-летия обороны Луганска, 1г)

Цель: изучить эффективность комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию негативных отклонений психоэмоционального состояния младших школьников, пребывающих на пролонгированном дистанционном обучении. Под наблюдением находились 416 младших школьников, 182 из которых составили основную группу и обучались в дистанционном режиме. Остальные 234 ребенка были включены в группу сравнения и получали образование в очном формате. Для определения состояния психоэмоциональной сферы у детей использовался детский опросник неврозов (ДОН) для 7-11 лет. В статье представлены показатели эффективности комплексных оздоровительных мероприятий у детей, находящихся на пролонгированном дистанционном обучении. На первом этапе исследования было уста-

новлено, что по шкалам «Депрессия», «Астения», «Нарушения сна», «Вегетативные расстройства» у всех младших школьников, обучающихся дистанционно, показатели были статистически значимо выше в сопоставлении с таковыми в группе сравнения. Проведение комплексных оздоровительных мероприятий во время дистанционного обучения способствовало снижению показателей по шкале «Депрессия» (р=0,024), по шкале «Астения» (р=0,031), по шкале «Вегетативные расстройства» (р=0,017). Повторное исследование продемонстрировало оптимизацию показателей по шкале «Нарушения сна»: у младших школьников значения снизились на 50-60% в сопоставлении с группой сравнения. У младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении, наблюдаются повышенные уровни депрессии, астении, вегетативных расстройств, нарушение сна и тревоги в сравнении с детьми, обучающимися в очном формате. Уровень депрессии и астении у мальчиков, находящихся на дистанционном обучении, статистически значимо выше, нежели у девочек. Проведение оздоровительных мероприятий позитивно влияет на оптимизацию невротических проявлений у младших школьников, обучающихся дистанционно.

Ключевые слова: дети, депрессия, астения, тревожность, дистанционное обучение.

INFLUENCE OF COMPLEX HEALTH-IMPROVING MEASURES ON THE PECULIARITIES OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON DISTANCE LEARNING

1Lebedenko A.A., 2Ershova I.B., 1Levchin А.М., 2Rogovtsova A.G.

'Rostov-on-Don State Medical University, Rostov-on-Don, Russia (344022, Rostov-on-Don, Nakhichevanskiy Lane, 29), e-mail: alena.stetsenko.2020@mail.ru

2Lugansk State Medical University named after St. Luke, Luhansk People's Republic, Russia (91045, Lugansk, Leninskiy district, Quarter of the 50-th Anniversary of the Defense of Lugansk, 1g)

The purpose is based on the identification of negative deviations of the psycho-emotional state of younger schoolchildren who are on prolonged distance learning and is to study the effectiveness of complex health measures aimed at optimizing the established shifts. 416 primary school students were under supervision, 182 made up the main group and studied remotely. The remaining 234 children were included in the control group and received fulltime education. To determine the state of the psychoemotional sphere in children, a children's neurosis questionnaire (DON) for 7-11 years was used. The article presents the indicators of the effectiveness of complex health measures for children who are on extended distance learning. The first stage of the study showed that according to the scales «Depression», «Asthenia», «Sleep disorders», «Vegetative disorders» in all younger schoolchildren studying remotely, the indicators were statistically significantly higher in comparison with those in the comparison group. Carrying out complex health-improving measures during distance learning contributed to a decrease in indicators on the scale of «Depression» (p=0.024), on the scale of «Asthenia» (p=0.031), on the scale of «Vegetative disorders» (p=0.017). The repeated study demonstrated the optimization of indicators on the «Sleep disturbance» scale in younger schoolchildren, the values decreased by 50-60% in comparison with the comparison group. Younger schoolchildren on distance learning have increased levels of depression, asthenia, autonomic disorders, sleep disorders and anxiety in comparison with children studying in full-time format. The level of depression and asthenia in boys who are on distance learning is statistically significantly higher than in girls. Carrying out recreational activities positively affect the optimization of neurotic manifestations in younger schoolchildren studying remotely.

Keywords: children, depression, asthenia, anxiety, distance learning.

Введение

Современные технологии и социально-экологическое неблагополучие послужили тому, что дистанционное обучение вошло в образовательный процесс во всех возрастных группах [1]. Переход на удаленные формы обучения в большинстве учебных учреждениях произошел без предварительного подготовительного этапа и исследований особенностей психосоматического здоровья при таком формате учебного процесса [2-4].

Особенно актуальным становится этот вопрос при старте учебного процесса в начальных классах. Учитывая, что этот возрастной период относится к критическим периодам организма, во время которого происходит формирование крайне значимых форм мышления, обеспечивающих развитие основных констант ведущей учебной деятельности, изучение влияния дистанционного обучения на показатели здоровья является особенно важным [5].

Среди множества показателей, характеризующих особенности состояния здоровья, есть по-

казатели психоневрологического статуса, которые, безусловно, имеют огромное значение для усвоения знаний и создания платформы, обеспечивающей комфортное обучение [6-7].

В то же время, по мнению ряда исследователей, несмотря на многочисленность преимуществ, таких как снижение психологического давления учителя, расширение границ обучения, повышение самостоятельности, экономия времени и т.д., дистанционное обучение с применением телекоммуникационных технологий может формировать компьютерную зависимость, создавать дефицит общения, способствовать развитию патологических сдвигов в психосоматическом статусе [8-11]. Безусловно, эти влияния требуют разработки и внедрения в дистанционный формат обучения здоровьесберегающих технологий.

Цель: изучить эффективность комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на оптимизацию негативных отклонений психоэмоционального состояния младших школьников, пребывающих на пролонгированном дистанционном обучении.

Материал и методы

Под наблюдением находились 416 детей, обучающихся в 1-4-х классах ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 1 имени Л.М. Лоповка», ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 2», ГУ ЛНР «ЛОУСШ № 5 имени В.И. Даля», ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 54 имени Алексея Еременко» г. Луганска в течение 2019 - 2020 годов (с октября по март включительно) в период пандемии СОУГО-19, когда отдельные школы при превышении допустимого порога заболеваемости ОРВИ перешли на дистанционное обучение. Основную группу (182 человека) составили младшие школьники, обучавшиеся в этот промежуток времени дистанционно. В группу сравнения вошли (234 человека) младшие школьники, получавшие образование в очном формате. Средний возраст респондентов составил 9,48±1,32 года. Количество девочек и мальчиков в обеих группах было сопоставимо, т.к. в основной группе было 94 (51,65%) мальчика и 88 (48,35%) девочек, а в группе сравнения - 119 (50,85%) мальчиков и 115 (49,15%) девочек.

Для определения состояния психоэмоциональной сферы у детей нами использовался детский опросник неврозов (ДОН) (Седнев В.В. и др., 1997 г.) для 7-11 лет [12]. Те респонденты, которые пребывали на дистанционном обучении, проходили анкетирование дома, прислав результаты на электронную почту классному руководителю. Дети, которые обучались очно, отвечали на вопросы опросника также дома, но передавали результаты в виде заполненного тест-бланка в распечатанном виде. Таким образом, исследование детей с разной формой обучения проходило одномоментно.

Тест-опросник позволяет исследовать шесть основных шкал проявления невротических расстройств у детей: депрессии, астении, нарушения поведения, вегетативных расстройств, нарушения сна и тревожности. Ответы ребенка сопоставляются с ключом. Для оценки правдоподобия ответов в данный опросник включена шкала искренности. Каждое совпадение ответа с ключом оценивается в один балл. При наборе по шкале искренности 2 балла данные представляются сомнительными, 3 балла - недостоверными (лживыми). В дальнейшем изучаются данные по 6 шкалам согласно ключу и процедуре нормирования показателей, что необходимо для их сопоставления. С этой целью показатели шкал умножаются на соответствующие коэффициенты, представленные в таблице.

Большое значение имеет то, что данная методика позволяет оценивать вышеназванные категории нервно-психического состояния детей не только с патологией, но и для выявления субклинических, до-нозологических форм, являющихся основой формирования пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.

Комплексные оздоровительные мероприятия проводились в течение двух месяцев и включали: здо-ровьесберегающие технологии, ежедневное взаимодействие с семьей по формированию ЗОЖ, контроль за соблюдением СанПиНа. У всех детей проводились физкультминутки на 12-20-й минуте от начала урока дважды за урок с продолжительностью 1-3 минуты, которые включали комплекс из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Подбор упражнений соответствовал комплексам: 1. Оздоровительно-гигиенический; 2. Физкультурно-спортивный; 3. Танцевальный; 4. Подражательный; 5. Двигательно-речевой. Были

включены также упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж. Содержание упражнений зависело от характера урока. Так, во время и после письменных заданий обязательно включались гимнастика для рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Замена комплекса проводилась не реже 1 раза в две недели, поскольку у детей младшего школьного возраста чрезвычайно важно сохранить интерес к занятиям, избегая их однообразие для удержания внимания, а также мотивации, что повышало их эффективность.

Кроме того, были разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию режима дня ребенка, которые предусматривали ночной сон достаточной длительности (что составляет 10 часов для данной возрастной группы детей), проведение утренней гимнастики, закаливающих водных процедур, дозированную физическую нагрузку.

Рекомендации, направленные на оптимизацию гигиены сна, включали ряд мероприятий: ложиться спать и вставать в одно и то же время; не ложиться спать слишком рано или в плохом настроении; исключить дневной сон, особенно во второй половине дня; выработать определенный ритуал засыпания (например, прогулка перед сном, теплая ванна); использовать кровать только для сна; не употреблять на ночь напитки, содержащие кофеин; избегать возбуждающей активности в вечернее время. Также было рекомендовано ограничить просмотр ТВ; проводить профилактику стрессовых ситуаций; регулярно заниматься физическими упражнениями в утреннее и дневное, но не вечернее время, или же организовать физическую нагрузку вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна. Кроме того, для нормального сна чрезвычайно важны световой режим, температура и влажность воздуха, где спит ребенок.

Кроме того, с учетом осенне-зимнего периода дети основной группы получали детский рыбий жир, содержащий витамин Д - 10 МЕ, витамин А - 70 МЕ, витамин Е - 0,2 мг и ПНЖК «Омега 3» - 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).

Данный оздоровительный комплекс был разработан совместно сотрудниками кафедры педиатрии и детских инфекций и кафедры общей врачебной практики и медицинской реабилитации ГУ «ЛГМУ имени Святителя Луки» и оформлен в виде «акта внедрения».

Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения «STATISTICA 10» (StatSoft, США). Описательная статистика, представленная в тексте и таблицах, имеет следующие обозначения: n - абсолютное количество лиц в группе; M - среднее арифметическое значение, SD - стандартное отклонение. За критический уровень статистической значимости принимали значение p<0,05. Проверку количественных переменных на соответствие закону нормального распределения проводили с помощью теста Шапиро - Уилка. Однородность групповых дисперсий проверяли с помощью теста Левена. Статистическое сравнение средних выполняли c применением двустороннего t-теста Стьюдента для независимых выборок и парного t-теста Стью-дента - для связанных выборок.

Результаты и их обсуждение

Первоначальное исследование позволило установить, что по шкале «Депрессия» у всех младших

школьников, обучающихся дистанционно, показатели были статистически значимо выше в сопоставлении с таковыми в группе сравнения (табл. 1).

Средние показатели невротического состояния у детей, находящихся на дистанци<

При этом у мальчиков ее значения оказались выше (р<0,05), нежели у девочек: разница показателей составила 2,82 балла.

Таблица 1

влияния на них оздоровительных мероприятий [ном обучении, баллы (В.В. Седнев)

Шкалы Пол Группы

основная (п=182) сравнения (п=234)

Показатели (баллы, М±с)

Депрессия м 16,78±4,10 ***; # 11,03±3,01*; && 9,78±3,16

д 13,96±3,25** 10,02±3,14&& 8,85±2,98

Астения м 19,44±4,12***;# 13,75±3,47*; && 11,42±3,24

д 15,82±3,82*** 12,01±5,23& 10,96±2,48

Нарушение поведения м 9,12±4,41 8,07±4,68 7,56±3,93

д 9,56±3,28 8,32±5,89 8,04±3,05

Вегетативные расстройства м 17,37±4,01** 12,56±3,74& 11,27±4,68

д 16,14±5,28 * 12,09±4,92& 10,95±3,26

Нарушения сна м 14,82±4,72** 9,83±3,18& 8,62±3,07

д 14,25±3,29 ** 8,96±4,77& 8,13±3,01

Тревога м 13,29±3,92* 8,56±3,14& 8,02±3,02

д 13,99±3,05* 9,21±3,56& 8,47±3,94

Примечания: *— статистическая значимость различий с группой сравнения (р<0,05), ** - (р<0,01), *** -(р<0,001); # - статистическая значимость различий с девочками (р<0,05); & - статистическая значимость различий повторного исследования с первичным (р<0,05), && - (р<0,01), в знаменателе - показатели до проведения комплексных оздоровительных мероприятий, в числителе - результаты после внедрения оздоровительной программы.

Исследование депрессивной шкалы у детей основной группы позволило выявить повышенные значения показателей (табл. 1). Обеднение непосредственных контактов и отсутствие ярких эмоций от активных игр, ощущение одиночества, однообразный образ жизни, на наш взгляд, являются триггерами депрессивных настроений у детей.

Входящие в оздоровительные мероприятия коллективные физкультминутки в игровой форме, способствующие увеличению контактов, применение витаминных комплексов, обогащенных ПНЖК, обладающих, согласно современным исследованиям, антидепрессивными эффектами [13], обеспечили статистическую разницу показателей при повторном исследовании в сопоставлении с исходными значениями и нивелированию таковой у девочек с группой сравнения. В основной группе мальчиков, несмотря на более высокие показатели по отношению к мальчикам группы сравнения, разница существенно уменьшилась. Если до проведения оздоровительной программы она составляла 7 баллов, то после -1,25 балла.

Уменьшение физической активности и преимущественно «сидячий» образ жизни младших школьников во время дистанционного обучения способствовали нарастанию астенизации в сравнении с детьми, пребывающими на очном обучении, что согласуется с другими авторами [14]. Причем у мальчиков более выраженной, нежели у девочек. Разница значений составила 22,88% (р<0,05). После внедрения оздоровительных мероприятий наблюдалось снижение уровня астении и у мальчиков (в 1,4 раза - р<0,01), и у девочек (в 1,3 раза - р<0,05). При повторном исследовании установлено отсутствие статистически значимых различий показателей у девочек с группой контроля, в то время как у мальчиков они сохранялись, хотя и на более низких значениях. Если первое исследование показало разницу уровней в 1,7 раза, то при повторном исследовании - в 1,2 раза в сравнении.

В ходе исследования изменений показателей по шкале «Нарушение поведения» зарегистрировано не было.

При переходе к новому образу жизни в начале школьной деятельности у детей происходит пере-

стройка функций всех органов и систем, что не всегда осуществляется в сбалансированном режиме. Выявленные в процессе исследования повышенные показатели по шкалам «Депрессия», «Астения», по-видимому, сопровождаются нарушением гармоничной адаптации, равновесия, обеспечиваемого, в первую очередь, функцией вегетативной нервной системы.

Исследование показало, что результаты по шкале «Вегетативные расстройства» в период дистанционного обучения у всех детей младшего школьного возраста также повысились как у девочек, так и мальчиков. Достоверно значимой разницы в уровне повышения в гендерном разрезе зарегистрировано не было.

При повторном исследовании, после проведения оздоровительных мероприятий, наблюдалась оптимизация показателей до уровней значений, соотносящихся к значениям группы сравнения в равной степени у мальчиков и девочек (р<0,05).

Сон является важным звеном процессов, которые отражают адекватность функционирования регу-ляторных систем и обеспечивают мобилизацию требуемых ресурсов. Анализ литературы демонстрирует, что нарушения сна у школьников влекут снижение успеваемости, соматические и психопатологические отклонения в поведении, а также нейрокогнитивные расстройства. Полноценный сон ночью во время обучения в школе является крайне важным, поскольку происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребенка: линейный рост костей, формирование устойчивых межнейрональных связей, восстановление состояния органов и систем, процессы, направленные на успешность в обучении и запоминание информации.

Нарушения сна мы зарегистрировали у 80,22% младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении. У мальчиков по этой шкале «невротических расстройств» показатели возросли в 1,63 раза. У девочек наблюдалось повышение в 1,75 раза по сравнению с группой сравнения. При этом достоверной статистической разницы в уровне значений между мальчиками и девочками зарегистрировано не было.

Таким образом, проведя анализ показателей невротических расстройств у детей младшего школьного возраста, находящихся на дистанционном обучении, был установлен ряд факторов, которые обусловили данные результаты. Во время дистанционного обучения мы выявили снижение двигательной активности, превалирование времени, проведенного за компьютером или смартфоном. По данным требований СанПиН 2.4.1.2660-10, общая продолжи-

Уровни проявлений невротических расстройств у детей, находящихся на дистанцис

тельность работы за компьютером для детей 7-11 лет должна составлять в среднем 45 мин. в день. Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и является неэффективным в восприятии информации. По данным дополнительного опроса родителей было установлено, что экранное время детей основной группы составляло в среднем 4 часа в сутки. Увеличение времени работы с гадже-тами приводит к сокращению времени на подвижные игры, возможности живого общения, социализации.

Соблюдение вышеописанных мероприятий при повторном исследовании продемонстрировало улучшение показателей. По шкале «Нарушения сна» у младших школьников значения снизились на 50-60%.

За последнее время проведено большое количество научных исследований, которые указывают на развитие неблагоприятных психических состояний у детей [15]. На наш взгляд, помимо страха общения, связанного с обеднением словесных контактов, имеет значение и некоторое ухудшение успеваемости, что вызывало более выраженную тревогу при общении с учителями. Исследование уровня тревоги показало повышение ее уровня в 1,6-1,7 раза у 75,82% младших школьников в период дистанционного обучения без статистически достоверной разницы в гендерном разрезе при сопоставлении с группой сравнения.

Повторное исследование после проведения оздоровительных мероприятий показало снижение уровня тревоги и возвращение его к показателям сравниваемой группы.

Мы также проанализировали частоту регистрации различных уровней проявлений невротических расстройств и влияние на них комплексных оздоровительных мероприятий у детей, находившихся на дистанционном обучении в сравнении с младшими школьниками, обучающимися очно. Исследование показало, что в контрольной группе у детей младшего школьного возраста по шкале «Депрессия» гендер-ного отличия не зафиксировано. Как у мальчиков, так и у девочек превалировал низкий уровень депрессии.

В основной группе частота встречаемости всех уровней шкалы «Депрессия» имела статистическую разницу со значениями группы сравнения. Низкий уровень депрессии регистрировался реже на фоне более высоких значений высоких и средних уровней депрессии. Анализ в гендерном разрезе показал, что у мальчиков, обучающихся дистанционно, чаще наблюдался высокий и средний уровень депрессии, чем у девочек. В то же время низкий уровень депрессии у мальчиков встречался реже, чем у девочек (табл.2)

Таблица 2

влияние на них оздоровительных мероприятий ном обучении, (М±с) (В.В. Седнев)

Шкалы Уровень Пол Основная(п=182) Сравнения(п=234)

до после

п/%

Депрессия низкий м 4 (2,20)*** 50 (27,78) &&& 80 (34,19)

д 31 (17,03)***;# 56 (30,77) && 82 (35,04)

средний м 53 (26,37)*** 28 (15,38) && 25 (10,68)

д 35 (21,98)**;# 25 (13,89) & 31 (13,25)

высокий м 37 (20,33)*** 16 (8,79) && 10 (4,27)

д 22 (12,09)***;# 7 (3,85) && 6 (2,56)

Примечания: *- статистическая значимость различий с группой сравнения (р<0,05), ** - (р<0,01), *** - (р<0,001); #- статистическая значимость различий с мальчиками (р<0,05); & - статистическая значимость различий повторного исследования с первичным (р<0,05), && - (р<0,01), &&& - (р< 0,001).

Астения низкий м 11 (6,0)*** 40 (21,98) &&& 67 (28,63)

д 24 (13,19)***;# 49 (26,92) & 72 (30,77)

средний м 43 (23,63) 40 (21,98) 38 (16,24)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д 43 (23,63) 33 (18,13) 39 (16,67)

высокий м 40 (21,98)*** 14 (7,69) &&& 10 (4,27)

д 21 (11,54)*;# 6 (3,30) & 8 (3,42)

Нарушение поведения низкий м 35 (19,23) 51 (28,02) 56 (23,93)

д 38 (20,89) 53 (29,12) 48 (20,51)

средний м 43 (23,63) 31 (17,03) 43 (18,38)

д 35 (19,23) 29 (15,93) 51 (21,79)

высокий м 16 (8,79) 12 (6,59) 16 (6,84)

д 15 (8,24) 6 (3,30) 20 (8,55)

Вегетативные расстройства низкий м 4 (4,40)*** 16 (8,79) &&;* 37 (15,81)

д 3 (1,65)*** 18 (9,89) &&&;* 40 (17,09)

средний м 34 (18,68) 44 (24,18) 51 (21,79)

д 32 (17,58) 38 (20,88) 54 (23,08)

высокий м 56 (30,77)*** 34 (18,68) &&;* 27 (11,54)

д 53 (29,12)*** 32 (17,58) &&;* 25 (10,68)

Нарушения сна низкий м 10 (5,49)*** 64 (35,16) &&& 78 (33,33)

д 12 (6,59)*** 53 (29,12) &&& 73 (31,20)

средний м 54 (29,67) 22 (12,09) 30 (12,82)

д 53 (29,12) 26 (14,29) 35 (14,96)

высокий м 25 (13,74)*** 8 (4,40) && 7 (2,99)

д 29 (15,93)*** 9 (4,95) &&& 11 (4,70)

Тревога низкий м 8 (4,40)*** 56 (30,77) &&& 86 (36,75)

д 5 (2,75)*** 49 (26,92) &&& 78 (33,33)

средний м 62 (34,07)*** 33 (18,13) &&&;* 26 (11,11)

д 61 (33,52)*** 35 (19,23) &&& 37 (15,81)

высокий м 24 (13,19)*** 5 (2,75) &&& 3 (1,28)

д 22 (12,09)*** 4 (2,20) &&& 4 (1,71)

После проведения оздоровительных мероприятий уровни по шкале «Депрессия» в контрольной группе были сопоставимы с таковыми в группе сравнения.

Исследование выраженности разных уровней шкалы «Астения» у младших школьников выявило наибольшую встречаемость низкого уровня астении в группе сравнения, в равной степени как у мальчиков, так и у девочек.

Высокий уровень астении по анализируемым шкалам был зарегистрирован только у 18 (7,69%) младших школьников среди 234 детей группы сравнения и также в равной степени у мальчиков и девочек.

У детей, находящихся на дистанционном обучении, наиболее часто регистрировался средний

уровень астении, который наблюдался с одинаковой частотой у мальчиков и девочек и не имел статистических различий с показателями группы сравнения. Высокий уровень астении наблюдался у детей, пребывающих на дистанционном обучении, статистически значимо чаще (как у мальчиков, так и у девочек) в сопоставлении с группой сравнения. При этом у мальчиков высокий уровень по шкале «Астения» регистрировался в 1,9 раза чаще, а низкий уровень астении - в 2,2 раза реже (р<0,05) в сравнении с девочками.

После проведения оздоровительных мероприятий ситуация изменилась. Средний и низкий уровни астении наблюдались в основной группе с одинаковой частотой в сопоставлении со сравниваемой и превалировали над высоким уровнем (как у мальчиков, так и у девочек).

При исследовании шкалы «Нарушение поведения» статистически значимых отличий от группы сравнения установлено не было.

Высокий уровень вегетативных расстройств отмечался в 2,7 раза чаще у детей, пребывающих на дистанционном обучении, как у мальчиков, так и у девочек.

Проведение оздоровительных мероприятий позволило статистически значимо увеличить число детей с низким и уменьшить - с высоким уровнем вегетативных расстройств, что отражено в таблице 2. Однако, несмотря на это, данные показатели не достигли значений группы сравнения.

Важным показателем здоровья детей является наличие полноценного сна. В нашем исследовании установлено, что в контрольной группе чаще встречались высокий и средний уровни нарушения сна, низкие значения нарушений сна наблюдались значительно реже - у 12 девочек (6,59%) и 10 мальчиков (5,49%), чем в группе сравнения - 73 (31,20%) и 78 (33,33%) соответственно. Эти изменения происходили на фоне повышения регистрации высокого уровня нарушений сна (р<0,001). Статистической разницы показателей в гендерном аспекте в обеих группах не выявлено. После проведенных оздоровительных мероприятий показатели сна у детей были сопоставимы с показателями группы сравнения.

Большое значение на старте учебной деятельности для младших школьников имеет уровень тревожности, который мы также оценили до и во время проведения комплексных оздоровительных мероприятий. Исследование показало, что у младших школьников, обучающихся в очном формате, превалировал низкий уровень тревожности (р<0,05), в то время как у детей, находящихся на дистанционном обучении, - средний уровень. В то же время низкий уровень тревожности в основной группе регистрировался статистически значимо реже, а высокий - чаще, в сопоставлении с группой сравнения (р<0,05).

Проведенные оздоровительные мероприятия позволили снизить уровни высокой и средней тревожности. Однако средний ее уровень у мальчиков все-таки превалировал над показателями детей группы сравнения.

Пребывание младших школьников дома (в некоторой изоляции) влечет снижение социальных контактов, что, безусловно, отражается на психоэмоциональном состоянии детей. Невозможность встретиться и пообщаться с друзьями часто приводит к стрессу и депрессии у детей. Также немаловажным фактором являются микроклимат семьи и особенности воспитания - ориентированность родителей на высокие достижения детей в учебе, которые нередко влекут неправильное распределение сил. Дистанционная форма обучения значительно увеличивает энерго-временные затраты и психологическое напряжение родителей, которые в таких условиях вынуждены сопровождать образовательный процесс ребенка, так как еще не развиты навыки самостоятельной работы, усидчивости и пр.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

1. У младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении, наблюдаются повышенные уровни депрессии, астении, вегетативных расстройств, нарушения сна и тревоги в сравнении с детьми, обучающимися в очном формате.

2. Уровень депрессии и астении у мальчиков, находящихся на дистанционном обучении, статистически значимо выше, нежели у девочек.

3. Проведение оздоровительных мероприятий позитивно влияет на оптимизацию невротических проявлений у младших школьников, обучающихся дистанционно.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература / References

1. Новикова И.И., Лобкис М.А., Семенихина М.В., Зубцовская Н.А., Грабко Л.Б. Оценка дистанционной формы обучения школьников в период пандемии COVID-19 // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т.15. №4. С.102-113. [Novikova I.I., Lobkis M.A., Semenikhina M.V., Zubtsovskaya N.A., Grabko L.B. The assessment of schoolchildren distance learning during the COVID-19 pandemic. Russian Journal of Social Sciences and Humanities. 2021;15(4):102-113. (In Russ.)] DOI: 10.17238/ issn1998-5320.2021.15.4.11.

2. Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Васильев О.С., Тюрина Е.В. Физиоло-го-гигиенические аспекты организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 (по результатам опроса родителей и школьников) // Новые исследования. 2021. Т.1. №65. С.33-49. [Bezrukikh M.M., Makarova L.V., Paranicheva T.M., Sokolova L.V., Vasil'ev O.S., Tyurina E.V Physiological and hygienic aspects of the organization of distance learning during the pandemic COVID-19 (based on the results of a survey of parents and schoolchildren). Novye issledovaniya. 2021;1(65):33-49. (In Russ.)] DOI: 10.46742/2072-8840-2021-65-1-33-49.

3. Мамедова Л.В., Никифорова В.В. Влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников // Современное педагогическое образование. 2020. №10. С.100-104. [Mamedova L.V., Nikiforova V. V. Influence of distance learning on the formation of personal qualities of younger school children. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020;(10):100-104. (In Russ.)]

4. Мартьянов Е.Ю., Мартьянова Е.Г. Здоровьесбе-регающий аспект применения информационных средств обучения и технологий в дистанционном обучении периода пандемии коронавируса // Образование и воспитание. 2020. Т.4. №30. С.1-3. [Mart'yanov E.Yu., Mart'yanova E.G. Zdorov'esberegayushchii aspekt primeneniya informatsionnykh sredstv obucheniya i tekhnologii v distantsionnom obuchenii perioda pandemii koronavirusa. Obrazovanie i vospitanie. 2020;4(30):1-3. (In Russ.)]

5. Морозова М.А. Коррекция состояний выученной беспомощности у младших подростков в процессе школьного обучения / Сборник тезисов VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2016»; Саратов, 15 февраля - 31 марта 2016 г. Саратов: ООО «Научно-издательский центр «Академия Естествознания», 2016. [Morozova M.A. Korrektsiya sostoyanii vyuchennoi bespomoshchnosti u mladshikh podrostkov v protsesse shkol'nogo obucheniya. Proceedings of the VIII International Student Scientific Conference «Student Scientific Forum - 2016» Saratov, 15 February - 31 March, 2016 Saratov: Academy of Natural Sciences; 2016. (In Russ.)]

6. Нечаева А.Ю., Кольцова И.В. Влияние пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей

младшего школьного возраста // Вопросы студенческой науки. 2021. Т.5. №57. С.75-78. [Nechaeva A.Yu., Kol'tsova I.V. The impact of the pandemic and distance learning on the mental state of primary school children. Voprosy studencheskoi nauki. 2021;5(57):75-78. (In Russ.)]

7. Шевченко П.А., Перевозчикова Е.А. Связь невротических проявлений и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Мир педагогики и психологии. 2021. Т.9. №62. С.136-144. [Shevchenko P.A., Perevozchikova E.A. The relationship between neurotic manifestations and the level of anxiety in primary school children. Mir pedagogiki i psikhologii. 2021;9(62):136-144. (In Russ.)]

8. Афанасьев О.Н., Шаламова Е.А. Компьютерная зависимость // Медицинская сестра. 2015. №2. С.40-43. [Afanas'yev O.N., Shalamova E.A. Computer addiction. Meditsinskaya sestra. 2015;2:40-43. (In Russ.)]

9. Бенелли А.В. Специфика неврозов у детей: этиология и симптоматика // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2019. №3 С.69-74. [Benelli A.V. The specifics of neurosis in children etiology and symptoms. Vestnik Moskovskogo informatsionno-tekhnologicheskogo universiteta - Moskovskogo arkhitekturno-stroitel'nogo instituta. 2019;(3):69-74. (In Russ.)]

10. Ляшенко Н.В., Шалагинова К.С. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2019. №1. С.75. [Lyashenko N.V., Shalaginova K.S. Osobennosti proyavleniya trevozhnosti u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. 2019;(1):75. (In Russ.)]

11. Скопина О.В. Цифровые технологии против детей: физиологические и психические последствия дистанционного обучения. [Skopina O.V. Tsifrovye tekhnologii protiv detei: fiziologicheskie i psikhicheskie posledstviya distantsionnogo obucheniya. (In Russ.)] Доступно по: URL: https://rvs.su/statia/cifrovye-tehnologii-protiv-detey-

fiziologicheskie-i-psihicheskie-posledstviya-distancionnogo. Ссылка активна на 05.07.2023.

12. Овчинникова И.В., Кирмач Г.А. Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Методическое пособие. Луганск: СПД Резников B.C., 2009. 356 с. [Ovchinnikova I.V., Kirmach G.A. Diagnosticheskii instrumentarii dlya monitoringa razvitiya klyuchevykh kompetentnostei uchashchikhsya. Methodical manual. Lugansk, 2009. 356 p. (In Russ.)]

13. Ших Е.В., Махова А.А. Возможности регуляции когнитивной функции у детей применением витамин-но-минеральных комплексов // РМЖ. 2021. №24. С.1188-1192. [Shikh E.V., Makhova A.A. Possibilities of regulation of cognitive function in children using vitamin and mineral complexes. RMJ. 2021;(24):1188-1192. (In Russ.)]

14. Журавлев А.В., Москвичева В.А., Осипова А.А. Влияние физических нагрузок на психологическое состояние человека. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования: инновации и перспективы развития»; Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2021 г. С. 264-270. г. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир» 2021. [Zhuravlev A.V., Moskvicheva V.A., Osipova A.A. Vliyanie fizicheskikh nagruzok na psikhologicheskoe sostoyanie cheloveka. Sbornik trudov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme obrazovaniya: innovatsii i perspektivy razvitiya». St. Petersburg, Nov. 25-26, 2021. P. 264-270. (In Russ.)]

15. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте: современные аспекты проблемы // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. Т.6. №4. С.386-390. [Filippova N.V., Barylnik Yu.B. Mental disorders in childhood and adolescence: modern aspects of the problem. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2016;6(4):386-390. (In Russ.)]

УДК 61:004(470.11) DOI 10.24412/2220-7880-2023-3-77-80

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ СБОРА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА КОДИРОВАНИЯ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

'Тарасова Н.В., 12Баринов Е.Х., Мальцев А.Е.

'ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия (127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1), e-mail: ev.barinov@mail.ru 2ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства образования и науки РФ, Москва, Россия (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), e-mail: ev.barinov@mail.ru

3ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: al.maltsev@mail.ru

Одним из элементов влияния на доступность и качество медицинской помощи является обеспеченность населения медицинскими кадрами. В настоящее время отсутствует тенденция к развитию в кадрах в области медицинской статистики, к которым относятся врачи-статистики и врачи-методисты. Данные специалисты являются основным звеном, осуществляющим анализ и оценку информации в части кодирования причин смерти, правильности выбора первоначальной причины смерти медицинскими организациями и формирования достоверной статистической информации. Цель: изучить обеспеченность кадрового потенциала врачами-статистиками и врачами-методистами медицинских организаций особого типа - медицинских информационно-аналитических центров (далее - МИАЦ) в РФ. Проанализированы нормативно-правовые акты за период с 2011 по 2022 год; статистические материалы «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения» - 2022. В статье применены статистические и аналитические методы. Анализируя показатель укомплектованности физическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.