Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С СДВГ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С СДВГ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ / РЕФЛЕКТОРНО-МЫШЕЧНЫЙ МАССАЖ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Георгиева Надежда Георгиевна, Жмурова Татьяна Анатольевна

Цель работы: изучение влияния применения нейропсихологических техник на повышение уровня психофизиологической работоспособности подростков с синдромом дефицита внимания c гиперактивностью специальной медицинской группой. Нейропсихологическая коррекция включала метод глубокого рефлекторно-мышечного массажа в сочетании с методикой телесно- ориентированной терапии. Определена высокая степень эффективности использования нейропсихолоческих методов коррекции, учащихся с СДВГ специальной медицинской группы: способствует развитию психомоторных возможностей, росту работоспособности нервных клеток и силы нервной системы, повышению уровня распределения и устойчивости внимания, увеличивает функциональные резервы организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Георгиева Надежда Георгиевна, Жмурова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF A COMPLEX NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE NERVOUS SYSTEM ADOLESCENTS WITH ADHD SPECIAL MEDICAL GROUPS

The aim of the paper: to study the effect of the application of neuropsychological techniques to increase the level of psycho-physiological health of adolescents with the attention deficit disorder special medical group. Neuropsychological correction includes a method of deep reflex muscle massage combined with the methodology telesno- oriented therapy. Determined high efficiency neyropsiholocheskih correction methods students with the attention deficit hyperactivity disorder special medical group promotes psychomotor capabilities, increased performance and strength of nerve cells of the nervous system, improve the distribution and stability of attention, increases the body's functional reserves.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С СДВГ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

Выживаемость телят меньше, связи с увеличением пути миграции от места отела до летних пастбищ. Приведенные данные не претендуют на абсолютную точность, но они отражают объективную картину, поскольку фотографирование проводилось в то время, когда в стадах были представлены все половозрастные группы.

Литература

1. Андреев В.Н. Изучение численности северных оленей и путей их миграции с помощью аэрометодов.// Зоол. ж., т. 40, вып. 1, 1961,- С. 117-Ц1.

2. Баскин Л. М. Северный олень (экология и поведение). //Наука, М., 1970, с. 149.

3. Бахтина Т. В., Зырянов В. А., Мичурин Л. Н.,Павлов Б. М., 250000 диких оленей на Таймыре//- Природа, 1967, 9 С 88-90.

4. Наумов Н.П. Дикий северный олень.// М.: КОИЗ, 1933.

5. Павлов Б.М. Популяционные адаптации диких северных оленей Таймыра //Бюлл. НТИ/НИИСХ Крайнего Севера, Норильск, 1976, № 12-13,- С. 61-63.

6. Павлов Б.М., Савельев В,Д. Дикий северный олень как компонент арктических систем. //БНТИ, НИИСХ Крайнего Севера, 1976, № 12-13,-С. 64-67.

7. Сыроечковский Е.Е. Проблемы дикого северного оленя в СССР на современном этапе// Дикий северный олень в СССР,- М., 1975,- С. 14-50.

8. Сыроечковский Е.Е. Северный олень.// М.: Агро-промиздат, 1986.255 с.

9. Якушкин Г.Д., Зырянов В.А., Куксов В.А., Павлов Б.М. Особенности размещения диких северных оленей Таймырской популяции на летних пастби-щах//В кн,: Проблемы охотничьего хозяйства Красноярского края. Красноярск, 1971.- С. 102-104.

10. Якушкин Г.Д., Павлов Б.М., Савельев В.Д., Зырянов В.А., Куксов В. А. Биологическое обоснование хозяйственного использования диких северных оленей на Севере Красноярского края.// В кн.: Дикий северный олень в СССР. М., 1975,- С. 231-236.

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С СДВГ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Георгиева Надежда Георгиевна

Преподаватель, Таврическая академии (структурное подразделение), Крымского федерального университета им.

В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия

Жмурова Татьяна Анатольевна

Кандидат биол наук, преподаватель, Таврическая академии (структурное подразделение), Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия

INFLUENCE OF A COMPLEX NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS ON THE FUNCTIONAL STATE OF THE NERVOUS SYSTEM ADOLESCENTS WITH ADHD SPECIAL MEDICAL GROUPS

Nadezhda Georgieva, Lecturer, Taurian Academy (a division), Crimean Federal University. VI Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea, Russia, Zhmurova Tatiana

Candidate of biological sciences, Lecturer, Taurian Academy (a division), Crimean Federal University. VI Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea, Russia АННОТАЦИЯ

Цель работы: изучение влияния применения нейропсихологических техник на повышение уровня психофизиологической работоспособности подростков с синдромом дефицита внимания c гиперактивностью специальной медицинской группой. Нейропсихологическая коррекция включала метод глубокого рефлекторно-мышечного массажа в сочетании с методикой телесно- ориентированной терапии. Определена высокая степень эффективности использования нейропсихолоческих методов коррекции, учащихся с СДВГ специальной медицинской группы: способствует развитию психомоторных возможностей, росту работоспособности нервных клеток и силы нервной системы, повышению уровня распределения и устойчивости внимания, увеличивает функциональные резервы организма.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, специальная медицинская группа, нейропсихологическая коррекция, телесно-ориентированная терапия, рефлекторно-мышечный массаж. ANNOTATION

The aim of the paper: to study the effect of the application of neuropsychological techniques to increase the level of psycho-physiological health of adolescents with the attention deficit disorder special medical group. Neuropsychological correction includes a method of deep reflex muscle massage combined with the methodology telesno- oriented therapy. Determined high efficiency neyropsiholocheskih correction methods students with the attention deficit hyperactivity disorder special medical group promotes psychomotor capabilities, increased performance and strength of nerve cells of the nervous system, improve the distribution and stability of attention, increases the body's functional reserves.

Kaywords: the attention deficit hyperactivity disorder, special medical group, neuropsychological correction, body-oriented therapy, reflex-muscle massage.

Введение.

Большое количество научных работ, посвященных здоровью подрастающего поколения, обращает внимание на то, что сегодня школа предъявляет значительные требования к школьникам, что нередко не отвечает физиологическим возможностям организма детей [5]. Организационно-педагогические факторы учебного процесса, сильные психо-эмоциональные нагрузки при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма детей, сочетающиеся с генетическими, биологическими и средовыми факторами могут привести например, к формированию недифференцированного синдрома, получившего название синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Основными составляющими синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются нейродинамиче-ские нарушения - дефицит внимания, двигательная рас-торможенность и импульсивность. Такие изменения сопровождаются значительным снижением физической активности детей, нарушением режима труда и отдыха, что, в свою очередь, способствует развитию всевозможных осложнений и патологических состояний [6,10,11]. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что несоответствие нагрузок учебного процесса и функциональных резервов организма детей с ослабленным здоровьем проявляется уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движений, замедлением скорости переработки информации, ухудшением памяти, затруднением процесса сосредоточения и переключения внимания, усвоения учебного материала[1,7]. Подростки с СДВГ, имеющие хронические соматические заболевания, отнесенные к специальным медицинским группам, в большей степени испытывают дефицит организованности, трудности самоконтроля, а также двигательную расторможенность, т.е. по мере увеличения учебной нагрузки работоспособность учащихся с ослабленным здоровьем становится ниже.

Таким образом, проблемы успешного обучения подростков с СДВГ, отнесенных к специальным медицинским группам, имеющих стойкие хронические заболевания, приобретает сегодня особую актуальность.

В связи с вышесказанным целью работы явилось изучение влияния применения нейропсихологических техник на повышение уровня психофизиологической работоспособности подростков с СДВГ специальной медицинской группой.

Организация и методы исследования. Исследования были проведены на базе нескольких школ г.Симферополь среди учащихся 7-9 классов отнесенных к специальной медицинской группе в течение 2013-2014 учебного года. В исследовании приняли участие 130 подростков с СДВГ возрастом 13-15 лет. Обследуемые были разделены на основную(п=65) и контрольную(п=65) группы.

В контрольной группе занятия физической культуры проводились в течение учебного года в соответствии с рабочим календарным план-графиком.

Нейропсихологическая коррекция для подростков основной группы включала метод глубокого рефлек-торно-мышечного массажа в сочетании с методикой телесно- ориентированной терапии.

К основным особенностям методики проведения глубокого рефлекторно-мышечного массажа относятся:

• массаж всегда начинается с области шеи, по ходу основных сосудов на передней, боковой и задней поверхности шеи;

• основной приём - разминание в виде «раздавливания» массируемых мышц между рукой и костным ложе, на долю которого относится до 95% времени, затраченного на всю процедуру;

• разминаются прежде всего мышцы, находящиеся в состоянии контрактуры и отличающиеся выраженной болезненностью[3].

Рефлекторно-мышечный массаж проводился ежедневно, курс составлял 10 дней, длительность процедуры - 10-12 минут, интервал между курсами составил 3 месяца.

Занятия телесно-ориентированной терапии проходили в рамках структуры урока физической культуры для детей специальной медицинской группы, 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут. В содержание занятия были включены:

• упражнения, направленные на обнаружение зон избыточного мышечного напряжения с последующей релаксацией работающих мышц;

• корригирующие упражнения, позволяющие проводить выравнивание структуры тела посредством концентрации внимания на ощущениях воздействия силы тяжести, умении удерживать целостность структуры в движении и равновесии;

• сухожильной гимнастики, включающей в себя статические и стато-динамические упражнения, обучающие умению расслабляться через сосредоточение;

• неспецифические упражнения мышечной и дыхательной саморегуляции, управление вниманием и сенсорным осознанием структуры тела.

Для достижения цели исследования оценивали:

• динамику лабильности и силы нервной системы с использованием теппинг-теста;

• темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания с использованием «Таблицы Шульте» [8].

К детям контрольной группы применялись аналогичные методы исследования.

Полученные результаты обрабатывались с использованием параметрического критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Нейро-психологические методы, включающие действие физического фактора и психосоматической коррекции, основаны на работе с мышцами, снятии мышечных напряжений и восстановлении мышечного тонуса. Так, массаж тренирует механизмы защиты и стимулирует резервные силы организма, обеспечивает нормализацию регуляции мышечного тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, способствует преодолению ригидных телесных установок и развитию целостного образа тела[2]. Метод телесно-ориентированной терапии способствует развитию соматического и внутреннего сознания, ведет к уравновешиванию функций нервной системы, в т.ч. психических функ-

ций [4]. Глубокий рефлекторно-мышечный массаж в сочетании с телесно-ориентированной терапией это комплексная система воздействия на организм человека, основанная на принципах воздействия на телесные проекции психического напряжения, особенно в мышцах, по цепочкам обратной связи, афферентным проводящим путям, на очаги возбуждения в головном мозге [4,9].

Физиологической основой индивидуально-типологических особенностей личности являются свойства нервной системы: сила (возбуждения - торможения), уравновешенность и подвижность нервных процессов. Таким об-

Сравнительная характеристика показателей динамики сил _группы (

разом, оценка силы нервных процессов является важнейшим аспектом объективной характеристики потенциальных возможностей работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Как известно, сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Оценка исходного уровня силы нервных процессов с использованием теппинг-теста в начале семестра свидетельствовала о том, что дети основной и контрольной групп демонстрировали низкие показатели выносливости, свойственные слабому типу нервной системы (таблица 1).

Таблица 1

>1 нервной системы школьников специальной медицинской ^х;п=65)_

КСНС правая рука КСНС левая рука

исходные в конце года р исходные в конце года р

Основная группа 24,4±2,16 31,9+2,66 р<0,05* 18,7±1,33 24,3±1,89 р<0,05*

Контрольная группа 24,2±1,66 28,0±1,54 р>0,05 18,9±1,71 20,8±1,93 р>0,05

*- достоверность различий по ^критерию Стьюдента

Интеллектуальная деятельность с позиций физиологии отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. В силу этого возбудительный процесс в центральной нервной системе сосредоточен в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление. Поэтому умственный труд сопровождается высоким напряжением центральной нервной системы и органов чувств при ограниченной двигательной активности. В связи с этим обычно в конце учебного дня наблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушение индукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальной системами [1].

Использование на уроках по физическому воспитанию как методику телесно-ориентированной терапии сухожильной гимнастики, (включающей в себя статические и стато-динамические упражнения), а также выработку умения расслабляться через сосредоточение, в сочетании с массажными манипуляциями оказывало стимулирующее влияние на активность тканевого метаболизма. Так, под влиянием массажных воздействий активизируются тканевые гормоны принимающие участие в передаче нервных импульсов и регуляции сосудистого тонуса, изменяя функциональное состоянии внутренних органов и

Сравнительная характеристика показателей времени рабо

повышая сопротивляемость организма. Усиление обменных процессов в органах и тканях благоприятным образом отразилось на функциональных характеристиках нервной системы. Также при выполнении предложенных нами комплексов упражнений на уроках физической культуры особое внимание уделялось произвольной концентрации внимания на ощущениях, связанных с процессами, происходящими в организме. Такая концентрация внимания обеспечила рост работоспособности нервных клеток и силы нервной системы, что нашло свое отражение в достоверном увеличении темпа выполняемой работы в основной группе левой рукой на 29,9 %, (р<0,01), правой - на 30,7 %, (р<0,01). В тоже время в контрольной группе к концу учебного года мы наблюдаем незначительное увеличение коэффициента силы нервной системы левой рукой на 10,1%, правой рукой на 15,7% (р>0,05). Сбалансированная работа нервных процессов нашла свое отражение в повышении уровня распределения и устойчивости внимания. Как видно из таблицы 2, среднее время, затраченное на прохождение таблицы Шульте, в основной группе к концу учебного года снизилось на 11,8% (р<0,001), что говорит об увеличении объема внимания учащихся основной группы.

Таблица 2

I с таблицами основной и контрольной групп ( X±Sx; п=65)

Основная группа Контрольная группа

исходные в конце года р исходные в конце года р

36,01±0,43 32,21±0,42 р<0,001* 36,04 ± 0,40 36,12±0,40 р>0,05

* - достоверность различий по ^критерию Стьюдента

Включение в комплекс нейропсихологических методов коррекции глубокого рефлекторно-мышечного массажа, неспецифических упражнений мышечной и дыхательной саморегуляции, управление вниманием и сенсорным осознанием структуры тела, нормализуют психофизическое состояние подростка с СДВГ в целом и в определенной мере помогает ему управлять состоянием сознания. В результате(таблица 3). в основной группе отмечается увеличение скорости врабатываемости (ВР), т.е. повышение свойств организма мобилизовать возможности нервной системы, переключаемость и концентрацию внимания на выполнение работы на 11,1%(р<0,001).

У учащихся контрольной группы отмечен довольно низкий уровень динамики устойчивости; переключения и концентрации внимания. К концу учебного года в контрольной группе наблюдается снижение психической устойчивости (ПУ) на 5,7% (р> 0,05). Высокий уровень развития переключаемости, объема и устойчивости внимания характерный для учащихся основной группы подтверждает продуктивность использования нейропсихологических методов коррекции учащихся с СДВГ отнесенных к специальной медицинской группе

Таблица 3

Сравнительная характеристика средних показателей свойств внимания основной и контрольной групп ( X±Sx; п=65)

Основная группа Контрольная группа

исходные в конце года р исходные в конце года р

ВР 1,0±0,008 0,9±0,008 р<0,001* 1,0±0,01 1,0±0,01 р>0,05

ПУ 1,0±0,003 1,0±0,003 р>0,05 1,04±0,09 1,1±0,003 р>0,05

* - достоверность различий по ^критерию Стьюдента

Таким образом, использование в учебном процессе школьников с СДВГ специальной медицинской группы техник нейропсихологической коррекции способствует повышению приспособительной активности, повышению работоспособности и устойчивости процессов нервной системы. Выводы

1. Использование нейропсихологических методов коррекции учащихся с СДВГ специальной медицинской группы способствует расширению сферы осознания школьником глубоких организмических и мышечнодвигательных ощущений и восприятий, развитие психомоторных (двигательных) возможностей.

2. Глубокий рефлекторно-мышечный массаж является эффективным методом психофизиологического воздействия, способствуя оптимизации мышечного тонуса. Положительно влияя на состояние ряда физиологических систем, массаж мобилизует защитно-приспособительные механизмы, увеличивает функциональные резервы организма.

3. Предложенный комплекс нейропсихологических методов коррекции глубокого рефлекторно-мы-шечного массажа и упражнений на уроках физической культуры, в которой особое внимание уделялось произвольной концентрации внимания на ощущениях, связанных с процессами, происходящими в организме способствовала росту работоспособности нервных клеток и силы нервной системы, что нашло свое отражение в достоверном увеличении темпа выполняемой работы в основной группе левой рукой на 29,9 %, (р<0,01), правой - на 30,7 %, (р<0,01).

4. Сбалансированная работа нервных процессов нашла свое отражение в повышении уровня распределения и устойчивости внимания в контрольной группе на 11,1%.

Литература

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке./Под ред. Д.В.Колесова. — М: Педагогика 1987.- 150 с.

2. Аксенова А.М. Глубокий рефлекторно-мышечный массаж и растягивание скелетных мышц при заболеваниях внутренних органов. [изд.2-е доп.] / А.М Аксенова, Н.И Аксенова. - Воронеж: ВГУ, 2006. -347 с.

3. Аксенова А.М. Новая методика глубокого рефлек-торно-мышечного массажа / А.М. Аксенова // Педиатрия. - 1997. - №4. - С. 30-32.

4. Баскаков В.Ю.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии - М. Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 208 С.

5. Беседина О.А. Проблемы ухудшения состояния здоровья детей и подростков в условиях ученого заведения //Актуальные проблемы и основные направления развития профилактической науки и практики. - Харьков, 1997. - С. 51-55.

6. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Нейропсихологические аспекты / Т.Б Глезерман. -М.: Наука, 1983. - 240 с.

7. Психология внимания. Под ред. Ю. Б. Гиппенрей-тер, В. Я. Романова.-М.: ЧеРо, 2001.—858 с

8. Райгородский Д. Я. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты». Самара: Издательский дом "Бахрах-М".2008. - 672с.

9. Слугин В.И. Некоторые вопросы теории и практики рефлекторного массажа / В.И. Слугин // ЛФК и массаж. - 2004. - №2(11). - С. 20-32..

10. Состояние вегетативной нервной системы у детей с перинатальной патологией в критические периоды онтогенеза: сб. научн. трудов ["Вегетативная дисто-ния у детей и подростков"] - Пермь, 1991. - С. 5053.

11. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 383с.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА

Жмурова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат биол наук, преподаватель, Таврическая академии (структурное подразделение) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Россия

PHYSICAL REHABILITATION OF PSYCHOSOMATIC CONDITION ADOLESCENTS WITH BEHAVIOR IN SPECIALIZED CENTERS Zhmurova Tatiana, Candidate of biological sciences, Lecturer, Taurian Academy (a division), Crimean Federal University. VI Vernadsky Simferopol, Republic of Crimea, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.