Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей'

Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6601
921
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / МЕТОДИКА ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / METHOD OF REPLACING ONTOGENY / NEUROPSYCHOLOGICAL REMEDIATION / HIGHER MENTAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рысина Наталья Николаевна, Емельянова Татьяна Валерьевна

В статье представлено краткое описание методологической основы нейропсихологического подхода в коррекции когнитивных и поведенческих трудностей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Подчеркнута важность комплексного медико-психологического сопровождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дается характеристика нейропсихологических особенностей развития детей с синдромом. Кратко раскрыто содержание методики, построенной в виде трехблоковой системы, каждый блок которой ответственен за определенные мозговые структуры. Методика ориентирована на особенности и этапы морфофункционального созревания головного мозга ребенка. Показана эффективность нейропсихологического сопровождения, выражающаяся в оптимизации нейродинамического фона протекания психических процессов, нивелировании проявлений дезадаптации, развитии целостной и последовательной стратегии обработки информации, формировании произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рысина Наталья Николаевна, Емельянова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO REMEDIATION OF ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN CHILDREN

The paper provides a brief description of the methodological framework for the neuropsychological approach to remediation of cognitive and behavioral problems in children with ADHD. We emphasize the importance of integrated medical and psychological support for children with attention deficit hyperactivity disorder and point out some characteristic features of their neuropsychological development. Further, the paper provides insights into the methodology, consisting of three parts, each of which is responsible for certain brain structures. The methodology focuses on the features and stages of morphofunctional development of the child’s brain. The paper proves the neuropsychological support to be effective in optimizing the neurodynamic background of mental processes, leveling the signs of maladjustment, developing a consistent integral strategy of information processing as well as in forming voluntariness, intentionality and self-control of one’s activities.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей»

УДК 612.821: 159.953

рЫСинА наталья николаевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 23 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

ЕмЕЛЬяновА татьяна валерьевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории нейрофизиологии и высшей нервной деятельности института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 57 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания

с гиперактивностью у детей

В статье представлено краткое описание методологической основы нейропсихологического подхода в коррекции когнитивных и поведенческих трудностей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Подчеркнута важность комплексного медико-психологического сопровождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дается характеристика нейропсихологических особенностей развития детей с синдромом. Кратко раскрыто содержание методики, построенной в виде трехблоковой системы, каждый блок которой ответственен за определенные мозговые структуры. Методика ориентирована на особенности и этапы морфофункционального созревания головного мозга ребенка. Показана эффективность нейропсихологического сопровождения, выражающаяся в оптимизации нейродина-мического фона протекания психических процессов, нивелировании проявлений дезадаптации, развитии целостной и последовательной стратегии обработки информации, формировании произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, методика замещающего онтогенеза, нейропсихологическая коррекция, высшие психические функции.

Дети с СДВГ обладают характерными ней-ропсихологическими особенностями развития, проявляющимися в функциональной слабости фронтоталамической системы и/или системы неспецифической активации. Возникает цепь неблагоприятных последствий: вторично нарушается созревание высших психических функций, осложняется процесс формирования

© Рысина Н.Н., Емельянова Т.В., 2014

школьных навыков, возникает социальная дезадаптация разной степени выраженности. Сочетание нейропсихологического сопровождения и медикаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем.

Методологическую основу программы ней-ропсихологической коррекции представляют: учение А.Р Лурии о закономерностях развития

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций (нейропсихологи-ческая петля развития), возможности «Методики замещающего онтогенеза» Б.А. Архипова и А.В. Семенович, упражнения из «психогимнастики мозга» П. Деннисона. Методика построена как трехблоковая система, ориентирована на особенности и этапы морфофункционального созревания головного мозга ребенка.

Первый функциональный блок, по мнению А.Р Лурии, является уровнем активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов. Он обеспечивает базис подкорково-корковых и меж-полушарных взаимодействий, которые в значительной степени составляют стиль психической и учебной деятельности ребенка.

Для оптимизации и гармонизации ней-родинамического обеспечения деятельности необходимы упражнения, направленные на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Это 1) растяжки и дыхательные упражнения; 2) массаж и самомассаж, особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин; 3) глазодвигательные упражнения, позволяющие расширить поле зрения, улучшить зрительное внимание и восприятие; однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, развивающие межполушарное взаимодействие, повышающие энергетизацию организма, снижающие психоэмоциональное напряжение; 4) телесные упражнения и техники релаксации (проводятся в начале и/или в конце занятия). В качестве вспомогательных приемов рекомендуются цветомузыкальное сопровождение, ароматерапия.

Структуры и системы второго функционального блока принимают, перерабатывают и хранят сенсорную информацию, обеспечивая взаимодействие с внешним миром. Для оптимизации этого уровня осваиваются упражнения, направленные на 1) развитие свойств внимания, памяти, восприятия (модальноспецифические и неспецифические характеристики); 2) формирование пространственных представлений и отношений; 3) развитие лов-

кости, плавности и последовательности произвольных движений.

Морфофункциональные структуры третьего блока позволяют ребенку выстраивать собственные программы поведения (серийная организация движений), ставить перед собой цели, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь.

Префронтальные отделы мозга организуют активную, сознательную деятельность, контролируют ее, актуализируя акцептор действия. У детей с СДВГ данные процессы не сбалансированы. На этом этапе оправдано применение: 1) игр по правилам и ролевых игр; 2) коммуникативных упражнений с невербальным и/или вербальным акцентированием; 3) упражнений для развития произвольности, саморегуляции, креативности, рациональности и вариативности поведения.

Дополнительно дети в группе соблюдают определенные правила и ритуалы.

Структура занятий не является жесткой, и в зависимости от приоритетов коррекции удельный вес направленного воздействия меняется, но строго соблюдается принцип «снизу вверх». Длительность курса - не менее 7-9 мес. при 1-2 занятиях в неделю с обязательным закреплением навыков в домашних условиях. Психологический смысл длительного цикла ежедневных занятий в том, что работа церебральных блоков как бы выстраивается заново, исправляются аномально сформированные взаимодействия функциональных систем мозга, тем самым реализация психических функции становится экономичной и эффективной.

Ожидаемый результат: оптимизация ней-родинамического фона протекания психических процессов, нивелирование или ликвидация проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности. На практике это проявляется в сокращении числа ошибок при уменьшении помощи со стороны взрослого и усложнении заданий, заметно повышается доля произвольного когнитивного поведения.

Список литературы

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002. 232 с.

2. СиротюкА.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003. 288 с.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003. 384 с.

References

1. Semenovich A.V. Neyropsikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya v detskom vozraste [Neuropsychological Diagnosis and Remediation in Childhood]. Moscow, 2002. 232 p.

2. Sirotyuk A.L. Neyropsikhologicheskoe ipsikhofiziologicheskoe soprovozhdenie obucheniya [Neuropsychological and Psychophysiological Support in Education]. Moscow, 2003. 288 p.

3. Luriya A.R. Osnovy neyropsikhologii [Fundamentals of Neuropsychology]. Moscow, 2003. 384 p.

Rysina Natalya Nikolaevna

Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

(Arkhangelsk, Russia)

Emelyanova Tatyana Valeryevna

Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

(Arkhangelsk, Russia)

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO REMEDIATION OF ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN CHILDREN

The paper provides a brief description of the methodological framework for the neuropsychological approach to remediation of cognitive and behavioral problems in children with ADHD. We emphasize the importance of integrated medical and psychological support for children with attention deficit hyperactivity disorder and point out some characteristic features of their neuropsychological development. Further, the paper provides insights into the methodology, consisting of three parts, each of which is responsible for certain brain structures. The methodology focuses on the features and stages of morphofunctional development of the child’s brain. The paper proves the neuropsychological support to be effective in optimizing the neurodynamic background of mental processes, leveling the signs of maladjustment, developing a consistent integral strategy of information processing as well as in forming voluntariness, intentionality and self-control of one’s activities.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder, method of replacing ontogeny, neuropsychological remediation, higher mental functions.

Контактная информация: Рысина Наталья Николаевна адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: maks_rysin@mail.ru

Емельянова Татьяна Валерьевна адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: arapova82@mail.ru

Рецензент - Депутат И.С., кандидат биологических наук, доцент, заведующая лабораторией прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.