Научная статья на тему 'Влияние колебаний мировой конъюнктуры и последствий мирового кризиса на конкурентоспособность стран-экспортеров нефти'

Влияние колебаний мировой конъюнктуры и последствий мирового кризиса на конкурентоспособность стран-экспортеров нефти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ / УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ / ОПЕК / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS / GLOBAL MARKET OF OIL TRADING CONDITIONS / OPEC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швандар К. В.

В статье анализируется степень воздействия высокой волатильности конъюнктуры мировых товарных рынков и последствий мирового финансово-экономического кризиса на изменение международной конкурентоспособности стран, экспортирующих энергоресурсы, а также экономическая политика и стратегии этих стран, направленные на ослабление негативного воздействия этих факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF FLUCTUATIONS IN WORLD MARKETS AND THE EFFECTS OF GLOBAL CRISIS ON THE COMPETITIVENESS OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES

The article examines the impact of high volatility environment the world commodity markets and the effects of the global financial crisis to change the international competitiveness of countries exporting energy resources, as well as economic policies and strategies in these countries, aimed at reducing the negative impact of these factors.

Текст научной работы на тему «Влияние колебаний мировой конъюнктуры и последствий мирового кризиса на конкурентоспособность стран-экспортеров нефти»

ВЛИЯНИЕ КОЛЕБАНИИ МИРОВОИ КОНЪЮНКТУРЫ И ПОСЛЕДСТВИИ МИРОВОГО КРИЗИСА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ

Швандар К.В., к.э.н., соискатель степени доктора экономических наук кафедры «Мировая экономика» экономического факультета

МГУ им. М.В.Ломоносова

В статье анализируется степень воздействия высокой волатильности конъюнктуры мировых товарных рынков и последствий мирового финансово-экономического кризиса на изменение международной конкурентоспособности стран, экспортирующих энергоресурсы, а также экономическая политика и стратегии этих стран, направленные на ослабление негативного воздействия этих факторов.

Ключевые слова: международная конкурентоспособность, конъюнктура мирового рынка нефти, условия торговли, ОПЕК.

IMPACT OF FLUCTUATIONS IN WORLD MARKETS AND THE EFFECTS OF GLOBAL CRISIS ON THE COMPETITIVENESS OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES

Shvandar K., Ph.D., Degree of Doctor of Economic Sciences, World Economy chair, Faculty of Economics, Moscow State University

The article examines the impact of high volatility environment the world commodity markets and the effects of the global financial crisis to change the international competitiveness of countries exporting energy resources, as well as economic policies and strategies in these countries, aimed at reducing the negative impact of these factors.

Keywords: international competitiveness, global market of oil trading conditions, OPEC.

Конъюнктура мирового рынка энергоносителей во многом определяет экономическое положение стран-экспортеров нефти. Однако насколько сильно она воздействует на возможности этих стран создавать условия для долгосрочного экономического роста и процветания, а, следовательно, насколько она способствует повышению конкурентоспособности этих стран - это вопрос по которому по-прежнему в экономической литературе не выработано единого мнения

Многие из стран добывающих и экспортирующих энергоресурсы во времена, охарактеризованные экономистами как первая и вторая волна энергетического кризиса, продемонстрировали применение довольно успешного комплекса мер, направленных на сглаживание резких изменений конъюнктуры сырьевых товаров, и в первую очередь на уровне макроэкономической политики. Кроме того, в ряде стран наиболее успешных с точки зрения экономического развития из этой группы наблюдалось существенное повышение конкурентоспособности, причем за счет развития наиболее высокого уровня конкурентных преимуществ. В первую очередь, за счет развития конкурентных преимуществ инновационного характера. Несколько стран - экспортеров нефти, таких как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар и Бахрейн отнесены к инновационной стадии развития, или к группе стран переходящих к указанной стадии. Происходящие изменения такого характера дают достаточный повод для оптимизма относительно того, что умелое использование факторов производства и в частности природных ресурсов, а не только людских ресурсов (как это ранее продемонстрировали азиатские страны) может стать основой для обеспечения экономического процветания и повышения уровня развития конкурентных преимуществ более высокого порядка.

Существуют разные оценки того, как экономики различных стран перенесут современный кризис, но можно предположить, что чем мощнее и конкурентоспособнее экономика, тем легче ей будет справиться с последствиями кризиса. Однако с точки зрения перспектив развития российской экономики более интересным является то, как текущая ситуация в мировой экономике отразится на наиболее динамично развивающихся в последнее десятилетие экономиках из числа стран, экспортирующих нефть. Следует отметить, что последние рейтинги конкурентоспособности показали значительное усиление конкурентных преимуществ большинства из этих экономик. Вполне естественно то, что страны, которые находятся в более благоприятных условиях торговли, соответственно оказываются и в более благоприятных конкурентных условиях. Конъюнктура мирового рынка нефти в последнее десятилетие как раз и создала целому ряду таких экономик вполне тепличные условия для развития.

Рост мировых цен на нефть вновь начался в марте 1999 г. и продолжался до середины 2008 года. Одной из основных причин

начала роста цен на жидкие энергоносители, стала политика стран, входящих в Организацию стран - производителей и экспортеров нефти (ОПЕК). Впоследствии воздействие других глобальных факторов, таких как динамичное развитие мировой экономики, особенно Китая и некоторых азиатских стран, нестабильность обстановки на Ближнем Востоке, военные действия в Ираке, а также природные катаклизмы поддерживали дисбаланс на мировом рынке нефти, способствуя дальнейшему росту цен. В начале июля 2008 г. цены достигли своего пика (на нефть сорта «Брент - 144 долл. за баррель, «Юралс» - 140 долл.). Реальная цена нефти, т.е. цена, скорректированная на рост потребительских цен в США, впервые в 2008 году достигла максимума, который наблюдался в период войны в Персидском заливе в 80-х годах XX века. В 2009 г. цена на мировом рынке нефти по сравнению с 2008 г снизилась более чем на треть, а затем вновь начала расти.

События, произошедшие на мировом рынке нефти, относятся к классическому примеру шока в условиях торговли. Так, по данным МВФ, условия торговли для развитых стран в период 20002009 гг. были хуже на 0,7%, а для развивающихся стран и стран с переходной экономикой они были лучше на 2,6% в основном за счет стран, экспортирующих нефть, условия торговли которых в этот период улучшились на 9,7%. Высокая волатильность условий торговли, воздействующая на стран - экспортеры нефти негативно влияет на экономическое положение этих стран, поскольку не способствует выработке долгосрочных целей, препятствует разработке реальных программ долгосрочного развития страны, а следовательно и созданию долгосрочных конкурентных преимуществ. Это учитывается международными организациями при составлении рейтингов конкурентоспособности, в которых многих страны, экспортирующие энергоресурсы, занимают относительно низкие позиции.

В условиях резких колебаний мировых цен на нефть экономическое развитие стран, которым экспорт нефти приносит основной доход, наглядно демонстрирует то, насколько сильное воздействие на уровень благосостояния таких стран оказывает независимый шок в условия торговли. В частности, сохранявшиеся долгое время благоприятные условия торговли для таких стран дали значительный положительный импульс, который реализовался в более высоких темпах роста экономик стран - экспортеров энергоресурсов.

В 2007 г. согласно данным МВФ доля ВВП нефтяных стран составляла 19,4% от ВВП стран с развивающейся и переходной экономикой и 8,4% от мирового ВВП, экспорт этих стран составил 8,9% от всех экспортируемых в мире товаров и услуг и в них проживает около 9,4% всего населения земного шара. Характерно, что в период низких цен на энергоресурсы 1990 - 1999 гг. у этой группы стран ВВП в основном сокращался (в среднем на 0,2%). Однако, начиная с 2000 г. вместе с началом роста цен на энергоносители

в этой группе стран наблюдается экономический рост, который сопровождался позитивными изменениями в большинстве макроэко-номческих показателей. Рост цен на нефть положительно отразился также на платежных балансах стран - экспортеров нефти, через состояние торгового баланса и счета текущих операций, который за период с 2000 г. по 2008 г. по этой группе стран увеличился почти в пять раз. Значительный приток валютных доходов в страны -экспортеры нефти, сопровождающийся притоком иностранных инвестиций привел к быстрому росту их международных резервов, которые за этот период увеличились почти в 9 раз и в 2008 г. достигли 1,7 трлн. долларов.

При сопоставлении экономического положения стран, экспортирующих нефть в последнее десятилетие с развитием их экономик в период первых двух энергетических шоков 70-80 годов, когда наблюдались рекордные для того периода цены на нефть можно заметить, что большинство стран-экспортеров нефти в период последнего роста цен на нефть проводили более осмысленную и взвешенную экономическую, бюджетную и денежно-кредитную политику. Частично из-за улучшения действенности проводимой денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах после финансовых кризисов конца XX века и повышения доверия к ней, воздействие на краткосрочные процентные ставки, экономический рост и инфляцию стало слабее, чем в период первых нефтяных шоков, а власти стран, экспортирующих энергоресурсы, стали более осторожны в увеличении своих расходов, чем прежде. Взвешенная макроэкономическая политика и комплексы реформ в экономической и социально-политической областях отразилась на конкурентоспособности этих экономик.

Рейтинг международной конкурентоспособности за 2008 г., составленный Всемирным экономическим форумом и включавший 134 экономики, которые создают около 98% мирового ВВП, показал заметный рост конкурентных преимуществ большинства стран, экспортирующих энергоресурсы, и в том числе России.

Статистической взаимосвязи между объемом экспортируемых энергоресурсов и уровнем национальной конкурентоспособности при анализе существующих данных обнаружить не удалось, но и обратную зависимость, подтверждающую общепринятое мнение: чем больше доля энергоресурсов в экспорте, тем ниже уровень конкурентоспособности - можно заметить не более чем в половине случаев. Например, одни из самых низких рейтингов на тот период были у Алжира, Нигерии и Венесуэлы (99, 94 и 105 места соответственно в перечне из 134 стран), а доля энергоресурсов в их экспорте приближается к 100%.

На другом полюсе находятся развитые страны, которые входят в первую двадцатку наиболее конкурентоспособных экономик мира

- Канада, Соединенное Королевство, Австралия (10, 12 и 18, соответственно, места в рейтинге), и доля энергоресурсов в их экспорте составляет от 10 до 30%. У Соединенного Королевства самая низкая доля нефти в экспорте - не более 10%. Вместе с тем, в Нор-

вегии доля энергоресурсов в экспорте близка к 70%, однако, эта страна относится к самым конкурентоспособным экономикам и занимает 15 место в рейтинге ВЭФ.

Высока доля жидких энергоресурсов в экспорте Казахстана, России, Кувейта и Эквадора - примерно 60%. Однако уровень развития конкурентных преимуществ у этих стран очень разный. Экономика Кувейта занимала в рассматриваемый период 35 место в рейтинге и относится к странам с развитыми конкурентными преимуществами, Россия - 51 место, Казахстан находится в середине списка - на 66 месте, а Эквадор - одна из наиболее слабых с точки зрения конкурентоспособности экономик - на 104 месте. Рейтинг Индонезии, Вьетнама и Мексики сравнительно низок - 55, 70 и 60 место, соответственно, хотя доля энергоресурсов в экспорте невелика - примерно 15-25%. Нельзя не отметить высокий уровень конкурентоспособности Малайзии. Доля энергоресурсов в экспорте страны менее 20%, а в рейтинге конкурентоспособности она занимает 21 место. В ОАЭ доля энергоресурсов в экспорте - чуть более 40% ничуть не мешает динамичному развитию конкурентных преимуществ - 31 место в рейтинге.

Высоким уровнем развития конкурентных преимуществ выделяются также ближневосточные страны - крупнейшие производители и экспортеры нефти на мировой рынок - Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бахрейн. Хотя у этих стран доля экспорта энергоресурсов составляет примерно 80 - 90% в общем экспорте, в рейтинге конкурентоспособности они входят в число первых сорока наиболее конкурентоспособных экономик мира (Катар - 26, Саудовская Аравия - 27, Бахрейн - 37, Оман - 38).

В предкризисные годы именно у стран, обладающих высокой долей энергоресурсов в экспорте, экономика которых характеризуется достаточно сильно развитыми конкурентными преимуществами, наблюдается наиболее значительное повышение конкурентоспособности тесно связанное с улучшением условий торговли для экспортирующих нефть государств. К ним относятся не только ближневосточные государства, но и Россия. В 2008 году по сравнению с предыдущим годом конкурентоспособность российской экономики улучшилась на 7 позиций, и Россия заняла 51 место среди 134 экономик.

Без преувеличения можно сказать, что группа стран - экспортеров нефти переживала экономический бум, одной из основных причин которого послужили чрезвычайно благоприятные условия торговли для этих стран. Таким образом, в большинстве стран- экспортеров нефти, согласно международно-принятому определению, условия для среднесрочного и долгосрочного экономического роста и процветания значительно улучшились. Однако мировой финансовый и экономический кризис изменил ситуацию как в развитии мировой экономике, так и на мировых рынках основных экспортных товаров, что соответственно привело к изменению основных тенденций развития экономик этих стран.

Состояние большинства экономик с небольшой долей нефти в

Рис. 1

* Страны, входящие в ОПЕК. Примечание: ВЭФ не включает в свой рейтинг Иран.

экспорте и/или экономикой с низким уровнем конкурентных преимуществ, реагируя на разворачивающийся мировой финансовый кризис и начавшийся отток капиталов, особенно из развивающихся стран, уже в 2007 г. показали признаки ухудшения, даже, несмотря на благоприятную конъюнктуру мировых рынков энергоносителей. В то же время страны, получившие максимальный выигрыш от благоприятных условий торговли и сумевшие рационально им распорядиться, продемонстрировали высокие адаптационные возможности.

Это не удивительно, особенно для экономик, где налажено перераспределение растущих доходов от экспорта, которые направляются на достижение экономикой сбалансированного состояния и совершенствование инфраструктуры. В большинстве из этих стран действуют суверенные фонды, аккумулирующие доходы, поступающие от энергоносителей1 и инвестирующие их в различные активы в зависимости от законодательства. Старейший нефтяной фонд Kuwait Investment Authority был создан в Кувейте еще до первого энергетического кризиса - в 1953 г. и его активы в 2008 г.2 составляли 264 млрд. долларов. Крупнейший по размеру активов (875 млрд. долл.) - фонд ОАЭ Abu Dhabi Investment Authority/Council был создан в 1976 г. после первой волны энергетического кризиса, хотя в последнее время здесь было создано еще четыре суверенных фонда. В Омане State General Reserve Fund существует с 1980 г., хотя его активы составляют лишь 2 млрд. долларов. К крупнейшим также относятся Фонд Норвегии - Government Pension Fund-Global, созданный в 1990 г. (около 400 млрд. долл.), фонд SAMA Foreign Holdings (Саудовская Аравия - 365 млрд. долл.), а также российский Фонд национального благосостояния. В период последней «энергетической волны» были созданы Суверенные фонды в Алжире (2000) - Revenue Regulation Fund, Казахстане (2000) -Kazakhstan National Fund, Катаре (2003) - Qatar Investment Authority, Бахрейне (2006) - Mumtalakat Holding Company.

Устойчивое и высоко-конкурентное положение рассматриваемых стран в условиях нынешнего кризиса, тем не менее, не позво-

Таблица 1.

лило им продержаться более года. С падением цен на основной экспортный товар - нефть появились проблемы не только в России, но и в странах Персидского залива, которым серьезный урон нанесли также потери от падения цен на недвижимость, отразившиеся на снижении устойчивости банков стран региона. Кроме того, решение о сокращении добычи странами ОПЕК в целях поддержания цен на нефть добавило в ситуацию неопределенности, поскольку вызвало ожидания сокращения финансовых ресурсов, которые могут потребоваться для борьбы с последствиями финансового кризиса. В сентябре 2008 г. Центральный банк ОАЭ объявил о готовности выделить 13,5 млрд. долл. в помощь местным банкам. Правительство Кувейта начало разрабатывать меры по поддержке банковской системы, после того как об ожидаемых потерях в сотни миллионов долларов заявил крупнейший в Кувейте National bank of Kuwait, и попросил помощи пятый по размеру банк в стране -Gulf Bank (октябрь 2008 г.). В октябре 2008 г. министры финансов стран Персидского залива провели экстренную встречу в Саудовской Аравии, посвященную ситуации в банковской сфере Кувейта и Саудовской Аравии. Таким образом, мировой кризис коснулся стран, которые занимают верхние строчки в рейтинге конкурентоспособности (Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт), и при этом у первых двух способность стран экономики достигать постоянного экономического роста в среднесрочный и долгосрочный период характеризовалась положительной динамикой. Неблагоприятные факторы оказали свое воздействие и на уровень конкурентоспособности рассматриваемых стран: так, Данные, которые были опубликованы в Отчете о конкурентоспособности за 2009-2010 гг. 3 показали, ухудшение конкурентоспособности большинства стран, экспортирующих нефть. Только у семи стран рейтинг улучшился (из них только четыре - Австралия, Алжир, Катар, ОАЭ - продемонстрировали заметное улучшение сравнительной конкурентоспособности), рейтинг Мексики не изменился (см. таблицу 1).

Однако как это уже неоднократно подчеркивалось, для стран экспортирующих ресурсы, решающим фактором конкурентоспособ-

Место страны в рейтинг конкурентоспособности

2007- 2008- 2009- 2010-

2008 2009 2010 2011 ИоМи 1 lw 11 Ии

Канада 13 10 3 9 1 10 -1

Соединенное

Королевство 9 12 -3 13 -1 12 1

Норвегия 16 15 1 14 1 14 0

Австралия 19 18 1 15 3 16 -1

Малайзия 21 21 0 24 -3 26 -2

Катар 31 26 5 22 4 17 5

Саудовская

Аравия 35 27 8 28 -1 21 7

ОАЭ 37 31 6 23 8 25 -2

Кувейт 30 35 -5 39 -4 34 5

Бахрейн 43 37 6 38 -1 35 3

Оман 42 38 4 41 -3 37 4

Россия 58 51 7 63 -12 63 0

Индонезия 54 55 -1 54 1 44 10

Мексика 52 60 -8 60 0 66 -6

Казахстан

61 66 -5 67 -1 72 -5

Вьетнам 68 70 -2 75 -5 59 16

Нигерия 95 94 1 99 -5 127 -28

Алжир 81 99 -18 83 16 86 -3

Эквадор 103 104 -1 105 -1 105 0

Венесуэла 98 105 -7 113 -8 122 -9

Источник: The Global Competitiveness Report. World Economic Forum

1 В таких странах как Австралия, Малайзия, Мексика и Вьетнам, эти фонды не связаны с доходами от экспорта нефти.

2 Данные Sovereign Wealth Fund Institute, октябрь 2008 г.

3 The Global Competitiveness Report 2009-2010. World Economic Forum 2009

4 The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum 2010

ности является состояние мировой конъюнктуры. Во многом с ростом цен на нефть, наблюдавшемся в 2009 и особенно 2010 годах связан вновь повысившийся уровень конкурентоспособности этих стран, который показали поступившие последние данные за 20102011 годы4. На основе этих данных можно сказать, что почти все ближневосточные экономики, которые включены в наше исследование (Саудовская Аравия, Катар Кувейт, Бахрейн и Оман) значительно улучшили свою конкурентоспособность, причем настолько, что конкурентоспособность некоторых из них оказалась выше, чем до кризиса. Это лишний раз подтверждает, что для конкурентоспособности экономик, экспортирующих ресурсы - решающим фактором оказываются колебания конъюнктуры мировых рынков на основной товар экспорта таких стран.

Мировой кризис, серьезно повлиявший на экономическое по-

ложение даже относительно благополучных стран, для стран, экспортирующих ресурсы, оказался опасен именно тем, что через падение мирового спроса привел к падению цен на основной экспортируемый товар. Вместе с тем, обоснованная экономическая политика, направленная на снижение зависимости от высоковолатильной мировой конъюнктуры, накопленные значительные объемы государственных резервов, активы суверенных фондов, а также развитие конкурентных преимуществ более высокого порядка (в частности инновационных) - это действенные меры, применение которых способно помочь экономикам стран, экспортирующих нефть справиться с последствиями мирового финансового кризиса и, что более важно, нейтрализовать последствия очередных шоков в условиях торговли без существенного снижения относительной конкурентоспособности экономики.

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ И ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА -

Старкова Г.П., д-р техн. наук, профессор, проректор по научной работе, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Николаева Л.А., к.э.н, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Лайчук О.В., к.э.н, доцент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Рассмотрены вопросы деятельности научно-образовательных учреждений по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Охарактеризованы факторы, способствующие и препятствующие формированию и развитию инновационной инфраструктуры. Дана краткая характеристика методики оценки привлекательности инновационных проектов, выбора конкретной модели их реализации.

Ключевые слова: инновационный потенциал, бизнес-инкубатор, инновационные проекты, информационные системы, малый бизнес.

INNOVATION POTENTIAL OF SCIENCE EDUCATION INSTITUTIONS IN THE SYSTEM INFRASTRUCTURE TO SUPPORT SMALL BUSINESS

Starkova G., professor, main persona of the department science, Vladivostok state university of the economy and service Nikolaeva L., assistant professor, Vladivostok state university of the economy and service Laichuk O., assistant professor, Vladivostok state university of the economy and service

The problems of scientific and educational institutions to develop infrastructure to support small businesses. We characterize the factors that facilitate or impede the formation and development of innovation infrastructure. Brief description of methodology for assessing the attractiveness of innovative projects, selecting a particular model implementation.

Keywords: innovative potential, a business incubator, innovation projects, information systems, a small business

В условиях инновационных преобразований на уровне регио- стемы с высоким уровнем надежности и защищенности от внешних

нального развития сложилась проблема формирования новой эко- и внутренних угроз (отказоустойчивость, несанкционированные

номической модели по созданию благоприятных условий функци- внешние и внутренние вмешательства в работу системы, хищение

онирования малого предпринимательства и государственного ре- информации, промышленный шпионаж и т.д.).

гулирования процессов эффективного использования инновацион- Для эффективного функционирования информационных сис-

ного потенциала научно-образовательных учреждений для обеспе- тем, обеспечивающих условия осуществления инновационных пре-чения экономического роста региона. образований, в рамках реализации проекта «Развитие инфраструк-

Актуальность исследований деятельности научно-образователь- туры поддержки малого инновационного бизнеса» исследовано

ных учреждений в развитии инфраструктуры поддержки малого состояние технологической базы функционирования структуры

бизнеса заключается в необходимости разработки новых организа- экономики в Дальневосточном регионе. Этот фактор выступает в

ционно-экономических систем регулирования процессов взаимо- двух ипостасях: с одной стороны, им лимитируется принципиаль-

связи «наука-образование-бизнес». Несмотря на то, что на совре- ная возможность внедрения научных разработок, с другой - он оп-

менном этапе большинство хозяйствующих субъектов располагает ределяет спрос на нововведения. Если применяемые технологии

инновационным потенциалом, структурные преобразования и ве- не обеспечивают конкурентоспособности предприятия, отрасли,

роятность увеличения конечных показателей, характеризующих экономики страны на внутреннем или внешний рынках с учетом

экономический рост и отдачу от имеющегося в регионах потенциа- геополитических аспектов региона, то возникает осознание необ-

ла, сдерживаются. ходимости в инновациях, что, собственно, и формирует спрос на

Решение данной задачи предполагает постановку и решение результаты исследований и разработок, создаваемых в научно-об-следующих задач: разовательных учреждениях.

- формирование и развитие информационной системы (ИС); Децентрализованная сеть инновационных центров в структуре

- обоснование организационной структуры поддержки инно- вузовского сектора науки на базе функционирования бизнес-инку-

вационной предпринимательской деятельности с целью стратеги- батора, как крупного инновационного центра в Дальневосточном

ческого развития субъектов малого предпринимательства в усло- регионе, будет обеспечивать децентрализацию потоков информа-

виях инфраструктурных ограничений. ции; легкую масштабируемость; высокую безопасность передавае-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка единой информационной системы инновационной мых данных; безопасность доступа информационных узлов сети;

инфраструктуры поддержки предпринимательства с возможностью передачу информационных потоков через глобальную сеть Интерэффективной международной интеграции; нет; аутентификацию и ограничение доступа во внешние сети.

- выработка единых принципов функционирования единой си- Связь клиентов бизнес-деятельности с инфраструктурой еди-

1 Статья подготовлена и опубликована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту «Развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса» 09-02-00444 В/И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.