ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
§
t £
si
hq
а" ж
S
vo
<3
о" «
ж
§
SJ
а
сц
^
hq
Научная статья УДК 151.8 : 378 ББК 88.40 : 74.480
DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.014
Е. А. Василенко1, А. А. Шабалина2, Е. Ю. Немудрая3
:ORCID № 0000-0003-3463-6317 Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-5883-0320 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0002-1497-3503 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ КАРТ НА УРОВЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ
Аннотация
Введение. Начало обучения в вузе — непростой процесс, требующий адаптации как к новым социальным условиям, так и освоения нового пространственного
© Василенко Е. А., Шабалина А. А., Немудрая Е. Ю., 2022
ареала. При этом происходит формирование когнитивной карты города — образа города, который живёт в сознании человека. В настоящем исследовании поставлена цель — выявить взаимосвязи между особенностями представлений о пространственной среде города у студентов и их адаптированностью к социальным условиям жизни в университете.
Материалы и методы. Для изучения адаптированности студентов к жизни в университете была использована методика «Адаптированность студентов в вузе» Т. Дубовицкой и А. Крыловой. Для изучения представлений о городском пространстве был использован метод графического изображения когнитивных карт по С. Милграму.
Результаты. Созданные студентами изображения можно разделить на типы по субъективной организации пространства: географический, топографический, фрагментарный. Выявлено, что у студентов с высоким уровнем адаптированно-сти к вузу чаще встречаются когнитивные карты географического типа, а у студентов с низким уровнем адаптированности — карты фрагментарного типа. л
§
Обсуждение. Результаты исследования показывают, что характер субъ- и
ективной организации пространственной информации связан с уровнем адапти- о
г
рованности студентов к новым условиям жизни. Однако, природа и направление |
этих связей не совсем ясны. Возможно, что лучше адаптированные студенты бо- |
н
лее активно участвуют в общественной жизни города, чаще обращаются к картам вследствие этого образ города в их сознании становится более географически ар определенным. Но возможно обратное влияние: высокий уровень структур ирова-ния пространственной информации связан с более высоким уровнем интеллекта ур и информационной культуры личности, что позволяет ей лучше адаптироваться в новой среде. Скорее всего, оба объяснения по-своему справедливы, и связь но-
Заключение. Необходимо продолжение исследований проблемы взаимос-
Основные положения:
а да
сит двусторонний характер. §
р о|
вязи представлений о городском пространстве у студентов и их социальной адап- а
н
н
тации. о
Ключевые слова: пространственные представления; когнитивные и
с
карты; ментальные карты; адаптация; социальная адаптация; студенты; вуз; у
де
педвуз. н
т
о |
- характер субъективной организации пространственной информации у
зу
связан с уровнем адаптированности студентов к новым условиям жизни;
- у студентов с высоким уровнем адаптированности к вузу чаще встречаются когнитивные карты географического типа, а у студентов с низким уровнем адаптированности — карты фрагментарного типа;
- характер и направление выявленных связей пока не совсем ясны, необходимо продолжение исследований проблемы взаимосвязи пространственных представлений и адаптации человека к условиям социальной жизни.
1 Введение (Introduction)
В последнее время в современном мире наблюдается стремительный процесс повышения роли городов, городской культуры в развитии общества. Город представляет собой сложный социальный организм, имеющий как социальные характеристики, так и пространственную локализацию. Адаптация к городской среде часто сопровождается выраженным психологическим стрессом. Трудности адаптации часто возникают у студентов-первокурсников, у которых происходит существенное изменение среды и образа жизни. Мы предприняли изучение социальной адаптированности и особенностей представлений о городском пространстве у студентов первого курса педагогического университета.
Исследования субъективных представлений о пространственной среде имеют глубокие традиции в психологической науке. Одним ^ из первых изучение данной проблематики начал Э. Толмен (1948 г.), исследовавший пространственные представлений у животных. Он полагал, что в процессе обучения животные формируют особую психичес-
Ю
hq кую структуру, которую можно назвать «когнитивной картой» окружа-| ющего мира; она указывает маршруты движения и взаимосвязи элементов окружающей среды. К. Линч (1960 г.) впервые использовал когнитивные карты как графические изображения для изучения восприятия
^ городской среды, полагая, что они представляют индивидуальную схему
о,
к н е
исл таких аспектов, как опознаваемость, структура, эмоциональная и прак-
ас
тическая значимость изображенных объектов для респондента. В иссле-hq довании С. Милграма использовалось понятие «психологическая карта»,
р рудм £
vo
а
знакомого человеку места и могут быть охарактеризованы со стороны
под которым понимался образ города в сознании человека; для изучения психологических карт С. Милграм предложил их графическое изображение респондентами. В более поздних работах, посвященных изучению когнитивных карт как графических изображений, например, в исследовании R.M. Kitchin (1996 г.) начали использоваться методы статистической обработки информации. В исследовании L. Lapon (2020 г.) выявлено влияние качества обучения и учебных пособий по географии на особенности когнитивных карт у подростков и молодежи [1].
В российской психологии также были сделаны интересные исследования представлений о городе с помощью когнитивных карт [2; 3]. Однако в упомянутых исследованиях не затрагивается проблема взаимосвязи субъективных представлений о пространстве города и адаптации респондентов к социальной жизни в городе. В психологических ^
к
исследованиях, проведенных в разных странах, выявлено, что многие Ж
л
студенты-первокурсники испытывают выраженные трудности адапта- g
^
ж s
ции к новой среде и образу жизни [4; 5]. Мы предположили, что имеется связь между адаптированностью студента к новому образу жизни и его представлениями о пространственной среде города.
Цель исследования — выявить взаимосвязи между особеннос-
на
тями представлений о пространственной среде города у студентов и их у
р
| е н
адаптированностью к социальным условиям жизни в университете. Исследование было проведено в феврале 2020 г. В нем участвовали 198
s № Ж
« 3
а аа
студентов первого курса Южно-Уральского государственного гумани- |
з
о
№ а
тарно-педагогического университета, прибывшие для обучения из других населенных пунктов. 76,2 % обследованных составили девушки, | это отражает специфику тендерного состава контингента студентов педагогического университета.
2 Материалы и методы (Materials and methods) |
Для изучения адаптированности студентов к жизни в универси-
д
тете была использована методика «Адаптированность студентов в вузе»
Т. Дубовицкой и А. Крыловой. Эта методика позволяет выявить два показателя: уровень адаптированности студентов к учебной деятельности и уровень адаптированности к студенческой группе, складывающимся в ней отношениям.
Для изучения представлений о городском пространстве нами был использован метод изучения когнитивных карт по С. Милграму. Студентам было предложено нарисовать схему города Челябинска, в котором они учатся, отметив на ней все те городские объекты, которые вспомнят. Было отмечено, что рисунок должен отражать их собственное представление о городе. К этому было добавлено, что необходимо нумеровать каждый объект сразу же, как только они изобразят его. Полученные изображения в настоящем исследовании называются когт-тив1ыми картами и рассматриваются как графические объекты, отражающие особенности субъективных представлений о пространственной среде города.
3 Результаты (Results)
В ходе исследования нами выделено три типа когнитивных карт по субъективной организации пространства:
1. Географический тип — когда испытуемый изображает схему
§
^ города в целом, ориентирует ее по сторонам света, отмечает основные £
улицы и объекты. Эти карты мелкомасштабны и не очень подробны.
2. Топографический тип — когда испытуемый изображает отдельную часть города, в которой проживает, учится и часто бывает. Данные карты крупномасштабны, очень подробны, в них часто обозначены названия улиц, конкретные объекты (магазины, кафе и пр.), пока-
^ заны пути от одного объекта к другому.
3. Фрагментарный тип — когда испытуемый располагает на рисунке объекты отдельно, не связывая их между собой, они при этом как
о
|
§
« бы «висят в воздухе».
сц
^ Представленные в таблице данные показывают, что большинство
hq
студентов изображают в виде крупномасштабного плана ту часть города, в которой они часто бывают, без ориентировки по сторонам света (топографический тип). Значительно меньше тех, кто представляет город как целостное пространственное единство, ориентированное по сторонам света (географический тип). Почти для четверти студентов город представляется как совокупность отдельных объектов (фрагментарный тип) (Таблица 1).
Таблица 1 — Удельный вес типов когнитивных карт Table 1 — The proportion of the types of cognitive maps
Тип когнитивных карт Удельный вес, %
1 Географический тип 28,8
2 Топографический тип 47,9
3 Фрагментарный тип 23,2
Вли
I н
и
е
ког
г
н и т и в н
Встречаемость различных групп объектов была оценена по удельному весу когнитивных карт, в которых данный тип присутствует. Представленные в следующей таблице данные показывают, что наиболее часто встречающимися объектами в когнитивных картах студентов, помимо места собственного проживания и обучения, являются магазины, кафе и прогулочные зоны города. Значительно меньше представлены учреждения культуры. Лишь у пятой части студентов представление о городе включает спортивные объекты. Это может свидетельствовать об ограниченности студенческого досуга: немногие занимаются спортом и физкультурой, находят время и финансовые возможности для посещения учреждений культуры и отдыха (Таблица 2).
Таблица 2 — Удельный вес когнитивных карт,
в которых присутствуют изображения различных типов объектов Table 2 — The proportion of cognitive maps containing images of various types of objects
Тип объектов Удельный вес когнитивных карт, %
1 Место собственного обучения 100
2 Место собственного проживания 100
3 Образовательные учреждения 36,4
4 Вокзалы 64,6
5 Торговые комплексы, магазины 89,9
6 Учреждения общественного
питания 84,8
7 Учреждения культуры и отдыха 63,1
8 Спортивные объекты 21,2
9 Медицинские учреждения 3,0
10 Прогулочные зоны города 83,3
11 Географические объекты 4,5
С помощью методики «Адаптированность студентов в вузе» студенты были разделены на группы по уровню адаптированности к новым еще для них условиям университета (Таблица 3).
Таблица 3 — Удельный вес респондентов с уровнями адаптированности
Table 3 — The proportion of respondents with different levels of adaptability
Уровень адаптированности Удельный вес респондентов
1 Высокий 31,8
2 Средний 43,4
3 Низкий 24,7
Чтобы достигнуть поставленной цели — выявить взаимосвязи между особенностями когнитивных карт города у студентов и их адап-тированностью к социальным условиям университета — рассмотрим, как распределяются типы когнитивных карт в группах студентов с разным уровнем адаптированности. Представленные данные показывают, что в группе с высоким уровнем адаптированности наиболее высок удельный вес когнитивных карт географического типа и наиболее низок удельный вес карт фрагментарного типа. В группе с низким уровнем адаптированности, напротив, наиболее высок удельный вес когнитивных карт фрагментарного типа и наиболее низок уровень карт географического типа. Значимость этих различий подтверждается посредством анализа данных с помощью статистического критерия х2. Значение критерия равно 21,259, различия значимы при р < 0.01. Таким образом, характер субъективной организации пространственной информации связан с уровнем адаптированности к новым условиям жизни (Таблица 4).
Таблица 4 — Удельный вес различных типов когнитивных карт в группах студентов с разным уровнем адаптированности к университету
Table 4 — The proportion of different types of cognitive Maps in groups of students with different Levels of adaptability to the university
Тип когнитивных карт Удельный вес когнитивных карт в группах с различным уровнем адаптированности, %
Высокий уровнень Средний уровень Низкий уровень
1 Географический 47,6 23,2 14,3
2 Топографический 41,3 53,5 46,9
3 Фрагментарный 11,1 23,3 38,7
Вли
I |
и е
ког г
| и т и
в |
а р
ж а
у р о в е |
о* а
д а п т и р о в а | | о с т и с
туд д
е |
о
в
у
В группах с различным уровнем адаптированности различается
количество объектов, отраженных в когнитивных картах. Представленные данные показывают, что в группе студентов с высоким уровнем адаптированности к университету, среднее количество объектов максимально, а в группе с низким уровнем — минимально (Таблица 5).
Таблица 5 — Среднее количество изображенных объектов в группах респондентов с различным уровнем адаптированности к университету
Table 5 — Average number of depicted Objects in groups of respondents with different Levels of adaptability to the university
Уровень адаптированности Среднее количество объектов
1 Высокий 12,3
2 Средний 7,9
3 Низкий 5,4
4 Обсуждение (Discussion)
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.
Созданные студентами когнитивные карты можно разделить на типы по субъективной организации пространства: географический, топографический, фрагментарный. В общей выборке студентов первого курса педагогического университета преобладают студенты, чьи когнитивные являются принадлежат к топографическому типу, представляющими собой крупномасштабный план того района города, где они чаще всего бывают. Значительно меньше студентов, представляющих город как пространственное целое, с ориентацией по отношению к частям света (географический тип), а также тех, кто изображает город как совокупность практически не связанных объектов (фрагментарный тип).
К началу второго семестра обучения удалось выявить студентов с различным уровнем адаптированности к университету. Выявлено, что уровень адаптированности к университету и характер субъективной ор-
ганизации пространственной информации связаны между собой. В группе с высоким уровнем адаптированности наиболее высок удельный вес когнитивных карт географического типа и наиболее низок удельный вес карт фрагментарного типа. В группе с низким уровнем адаптированно-сти, напротив, наиболее высок удельный вес когнитивных карт фрагментарного типа и наиболее низок удельный вес карт географического типа. С более высоким уровнем адаптированности связано и большее количество объектов, изображенных в когнитивных картах.
Результаты проведенного исследования показывают, что характер представлений о пространственной среде города и уровень адапти-рованности к новым условиям жизни у студентов взаимосвязаны. Однако, характер этих связей не совсем ясен. С одной стороны, возможно, что лучше адаптированные студенты более активно участвуют в общественной жизни города, посещают более широкий круг городских объек- ж
л §
§
ж ж
тов, при этом они чаще обращаются к картам и планам города. Вследствие этого образ города в их сознании становится более целостным и географически определенным. Но связь может быть и обратной: высокий | уровень структурирования пространственной информации может быть связан с более высоким уровнем интеллекта и информационной куль-
Возможно, что оба объяснения по-своему справедливы, и связь носит двусторонний характер.
5 Заключение (Conclusion)
Проведенное исследование показывает, что характер субъек-
адаптированности студентов к новым условиям жизни. Однако, характер и направление выявленных связей пока не совсем ясны, скорее всего,
s
туры личности, что позволяет ей лучше адаптироваться в новой среде. ^
о № № Ж О*
а g
а ж
о № аЖ
тивной организации пространственной информации связан с уровнем о
о
s о
g
g
они носят двусторонний характер. Необходимо продолжение исследова- Ж
S о №
ний проблемы взаимосвязи пространственных представлений и адаптации человека к условиям социальной жизни.
Библиографический список
1. Lapon L., Maeyer P. de, Wit B., Dupont L., Vanhaeren N. & Ooms K. (2020), "The Influence of Web Maps and Education on Adolescents' Global-scale Cognitive Map", The World of Mapping, no. 57 (3), pp. 221-234. DOI org/10.1080/00087041.2019.1660512.
2. Митин И. И. Ментальные карты города: история понятия и разнообразие подходов // Городские исследования и практики. 2017. № 3. С. 64-79.
3. Разумов Р. В., Горяев С. О. Новые ойкодомонимы как отражение ментальной карты города // Коммуникативные исследования. 2019. № 1. С. 93-111.
4. Nauta M. H., Rot M., Schut H. & Stroebe M. (2020), "Homesickness in social context: an ecological momentary assessment study among 1st-year university students", International Journal of Psychology, no. 55(3), pp. 392397. DOI 10.1002/ijop.12586.
5. Телина И. А., Лосева А. А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 132-139.
Ye. A. Vasilenko1, А. А. Shabalina2, Ye. Yu. Nemudraya3
1ORCID No. 0000-0003-3463-6317 Docent, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology,
a South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
ya
„I E-mail: [email protected] du
! 2ORCID No. 0000-0001-5883-0320
¡s Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,
^ Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology,
an South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3,
ORCID No. 0000-0002-1497-3503
a -o a
03
^
^ Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,
o
k Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
£
THE INFLUENCE OF COGNITIVE MAPS ON THE LEVEL OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE UNIVERSITY
Abstract
Introduction. The beginning of university studies is a difficult process that requires adaptation both to new social conditions and the development of a new spatial area. At the same time, a cognitive map of the city is formed — the image of the city that lives in the human mind. The aim of this study is to identify the relationship between the peculiarities of students' ideas about the spatial environment of the city and their adaptation to the social conditions of life at the university.
Materials and methods. To study the adaptation of students to life at
the university, the methodology "Adaptation of students at the university" was h
e
used by T. Dubovitskaya and A. Krylova. To study the ideas of urban space, n
uu
the method of graphic representation of cognitive maps according to S. Mil- en gram was used. e
Results. The images created by students can be divided into types ac- c cording to the subjective organization of space: geographical, topographic, i fragmentary. It was revealed that students with a high level of adaptability to higher education are more likely to have cognitive maps of a geographical type, and students with a low level of adaptability have fragmentary maps.
Discussion. The results of the study show that the nature of the subjective organization of spatial information is associated with the level of adaptation of students to new living conditions. However, the nature and direction of these connections are not entirely clear. It is possible that better adapted students are more actively involved in the social life of the city, more often turn to maps, as a result, the image of the city in their minds becomes more geographically defined. But the opposite effect is possible: a high level of structuring of spatial information is associated with a higher level of intelligence and information culture of the individual, which allows her to adapt better in a new environment. It is possible that both explanations are true in their own way, and the connection is two-way.
Conclusion. It is necessary to continue research on the problem of the relationship between students' ideas about urban space and their social adaptation.
Keywords: Spatial representations; Cognitive maps; Mental maps;
< e
s o n
th
e
H
e
l
d
a tat
i o
n
Stud
de n
e
i
e
rsi ty
Adaptation; Social adaptation; Students; university; Pedagogical university. Highlights:
The nature of the subjective organization of spatial information is associated with the level of adaptation of students to new living conditions;
Students with a high level of adaptability to higher education are more likely to have cognitive maps of a geographical type, and students with a low level of adaptability have fragmentary maps;
The nature and direction of the revealed connections are not yet completely clear, it is necessary to continue research on the problem of the relationship of spatial representations and human adaptation to the conditions of social life.
References
1. Lapon L., Maeyer P. de, Wit B., Dupont L., Vanhaeren N. & Ooms K. (2020), "The Influence of Web Maps and Education on Adolescents' Global-scale Cognitive Map", The World of Mapping, no. 57 (3), pp. 221 -234. DOI org/10.1080/00087041.2019.1660512.
2. Mitin I.I. (2017), MentaVny^e karty" goroda: istoriya ponyatiya i raznoobraziepodxodov [Mental maps of the city: the history of the concept and a variety of approaches], Gorodskie issledovaniya ipraktiki, 3, 64-79. (In Russian).
3. Razumov R.V. & Goryaev S.O. (2019), Novyse ojkodomonimys kak ot-razhenie mentaVnoj kartys goroda [New oikodomonyms as a reflection of the mental map of the city], Kommunikativny^e issledovaniya, 1, 93-111. (In Russian).
4. Nauta M. H., Rot M., Schut H. & Stroebe M. (2020), "Homesickness in social context: an ecological momentary assessment study among 1st-year
^ university students", International Journal of Psychology, no. 55(3), pp. 392397. DOI 10.1002/ijop.12586.
5. Telina I.A. & Loseva A.A. (2018), SociaVno-psixologicheskie aspekty" adaptacii studentov k obrazovateVny^m usloviyam vuza [Socio-psychological aspects of students' adaptation to educational institution conditions], Profes-
^ sionaVnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2 (30), 132-139. (In Russian).
^
g Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецен-
зирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.
a yaa
ard u m e
s
£ £
The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.