Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КЛЕЗМЕРСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУССКУЮ СКРИПИЧНУЮ ШКОЛУ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ'

ВЛИЯНИЕ КЛЕЗМЕРСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУССКУЮ СКРИПИЧНУЮ ШКОЛУ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА / ТРАДИЦИИ / КЛЕЗМЕР / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / Л. АУЭР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лежнева Ирина Витальевна

В статье прослеживается влияние исполнительских традиций скрипачей-клезмеров на русскую скрипичную школу на рубеже ХIХ-ХХ веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF KLEZMER PERFORMING TRADITION ON THE RUSSIAN VIOLIN SCHOOL AT THE TURN OF THE 19-20 CENTURIES

The article traces the connection between Klezmer performing tradition and the Russian violin school in the field of unique pedagogical experience of L. Auer.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КЛЕЗМЕРСКОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУССКУЮ СКРИПИЧНУЮ ШКОЛУ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ»

© Лежнева И. В., 2018

УДК 78.071.2

ВЛИЯНИЕ КЛЕЗМЕРСКОИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОИ КУЛЬТУРЫ НА РУССКУЮ СКРИПИЧНУЮ ШКОЛУ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

В статье прослеживается влияние исполнительских традиций скрипа-чей-клезмеров на русскую скрипичную школу на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Ключевые слова: русская скрипичная школа, традиции, клезмер, исполнительский стиль, Л. Ауэр

Начиная с XVIII века, отечественное скрипичное исполнительство на протяжении разных этапов своего развития в той или иной степени подвергалось зарубежным влияниям. На рубеже Х1Х-ХХ веков предшествующий опыт в определенной степени был обобщен, намечены дальнейшие направления его развития.

Исследователь Е. Сафонова подчеркивает, что в процессе становления отечественной скрипичной школы, активно продолжающемся на протяжении всего XIX века, лежит творчество русских профессиональных скрипачей1, «преломившее народные истоки певческой культуры, а также — лучшие достижения зарубежного инструментального исполнительства и педагогики. В этот период истории русского скрипичного искусства к сотрудничеству2 были привлечены выдающиеся музыканты всего мира, установились прочные связи отечественных музыкантов с зарубежными, что чрезвычайно способствовало созданию профессиональной системы обучения» [5, с. 22].

С открытием консерваторий в Петербурге и Москве в 1860-е годы начали свое формирование две ветви отечественной скрипичной школы, имеющие различные истоки и направленность (см. подробнее [5]):

1. Петербургская ветвь развивала традиции франко-бельгийской школы с ее яркими виртуозно-романтическими чертами (Г. Венявский, Л. Ауэр).

2. Московская — наследовала традиции чешской и немецкой школ с их последовательной методичностью, особым вниманием к культуре камерного и оркестрового музицирования (Ф. Лауб, И. Гржимали).

На рубеже ХК-ХХ веков в отечественной скрипичной школе усиливается влияние Л. Ауэ-ра. Из его класса выходит целый ряд выдающихся скрипачей и музыкантов мирового масштаба, имеющих еврейские корни: Л. Цейтлин, М. Эль-ман, И. Ахрон, Т. Зейдель, Е. Цимбалист, М. Пи-астро, Ц. Ганзен, К. Парлоу, Я. Хейфец, М. Поля-кин, Н. Мильштейн и другие.

Многие из учеников Л. Ауэра первоначально обучались у своих отцов, имеющих прямое

отношение к клезмерским капеллам3. Исследователь В. Григорьев, например, пишет о Я. Хейфе-це: «Яша (Иосиф) Робертович (Рувинович) Хейфец (1901-1987) с детства впитал традиции клей-змерского искусства от отца. Занятия у ученика Ауэра И. Д. Малкина в Вильно, а затем у Ауэра сформировали его талант, развивавшийся стремительно» [2, с. 729].

Характерно и то, что сам Л. Ауэр был хорошо знаком с клезмерской традицией. В. Григорьев в статье «Скрипачи, альтисты, виолончелисты» пишет: «Леопольд Ауэр с детства впитал народные скрипичные традиции, в том числе клейзмер-ские, и сформировался как крупнейший артист и педагог в условиях русской культуры...» [2, с. 725].

На взаимодействие русской и еврейской музыкальных традиций на рубеже веков указывает исследователь Д. Слепович: «...в начале XX века приобретают известность еврейские музыканты, реализовавшие себя в рамках академического искусства. Для них характерен постепенный поворот к истокам родной культуры, однако их асси-милированность, иногда не в первом поколении, в русскую культуру, в русскоязычную среду делала невозможным полноценный возврат в лоно еврейской традиции» [11]. В статьях Д. Слеповича также неоднократно упоминается факт формирования на рубеже ХК-ХХ веков в Петербурге диаспоры евреев, имеющих профессиональное музыкальное образование, в которой «возникает идея создания национального искусства»4.

Выдающиеся результаты достижений школы Л. Ауэра в начале XX века, в принципах которой были объединены австро-немецкие, русские традиции, а также национальные традиции еврейских скрипачей, оказали влияние на последующее развитие мирового скрипичного исполнительства в целом и на отечественных скрипачей в частности.

В связи с этим видится необходимость краткого рассмотрения предшествующей этим событиям истории клезмерского музицирования, его взаимодействия с профессиональным скрипичным исполнительством в России и Европе, а также его влияния на русскую скрипичную школу на рубеже XIX-XX веков.

Исследования М. Береговского, Д. Слепо-вича, Е. Хаздан и многих других показывают, что клезмеры «сформировались как музыканты-профессионалы в сфере еврейской нелитургической музыки, в качестве необходимой составляющей еврейской музыкальной культуры» [9], нацеленной в основном на обслуживание определенных событий и обрядов. Д. Слепович также свидетельствует, что стилистические черты клезмерского музицирования сформировались в важный для истории еврейской музыки период, когда в конце I в. еврейскими мудрецами в Явно был провозглашен запрет на музицирование и веселье5. Исследователь подчеркивает, что «ашкеназская идиома — как языковая, так и музыкальная, выросла из плача, рожденного не только памятным разрушением и галутом, но и испанским изгнанием, и непрекращающимися преследованиями, и погромами. Таким образом, в течение многих веков важнейшей формой музыкального самовыражения евреев становится синагогальное пение, окрашенное в скорбные тона. <...> В музыке — как вокальной, так и инструментальной — формируется и становится нормой специфическая "надстройка": плачевая интонация проникала во все виды музыки» [10].

Клезмеры, играя на торжествах — балах, свадьбах, праздниках, с одной стороны, обогащали музыкальную культуру соседей национальным репертуаром и лексиконом6, с другой — сами впитывали их музыкальные традиции7. Основными факторами, мотивирующими развитие клез-мерской исполнительской культуры, стали: «закрытость и малонаселенность еврейских общин, и исторически сложившаяся традиция конкурентной борьбы клезмерских музыкантов с городскими, которая способствовала соперничеству в профессиональной сфере» [10]. В качестве примера приведем ситуацию, описанную исследователем П. Нодлем, опубликовавшим архивные документы, отображающие положение клезмерских ка-пелл8 во второй половине XVII века в Праге, где еврейских исполнителей не принимали в цех городских музыкантов9.

Положение клезмеров в России в XIX веке было совсем иное, чем в Польше, Чехии и других странах: «конкурентов в городах и местечках у них почти не было, часто даже совсем слабые еврейские музыканты-любители могли играть на городских балах и празднествах» [10]. Исследователи считают, что по этой причине профессиональное развитие клезмерского искусства здесь началось значительно позднее, чем в Европе, и совпало по времени с развитием профессиональной исполнительской школы в России. По-видимому, здесь этот процесс проходил быстрее,

поскольку число профессиональных клезмеров во второй половине XIX столетия увеличилось в целом10.

Исторически сложившуюся традицию конкурентной борьбы клезмеров с городскими музыкантами можно считать одним из факторов развития виртуозной направленности в клезмерском исполнительстве. Этому также способствовала важная составляющая национальной традиции клезмеров — импровизационность.

Несмотря на то, что большинство клезме-ров не знали нотной грамоты и не записывали собственных произведений, их исполнительское искусство развивалось и в профессиональном направлении. Известны случаи общения клезмеров со знаменитыми скрипачами. Например, клезмер М.-Й. Гузиков близко общался с К. Липиньским, вел с ним переписку. Ф. Мендельсон-Бартольди и Н. Паганини высоко оценили исполнительские возможности Гузикова, о чем свидетельствуют их восхищенные отзывы в письмах.

Пример влияния профессионального исполнительства на клезмерское искусство можно наблюдать в творчестве скрипача Арн-Мойше Холоденко (1828-1902) [11], одного из наиболее известных еврейских музыкантов Украины, жившего в конце XIX века. Владея нотной грамотой, он был знаком с произведениями мировой скрипичной литературы, а также сочинял и записывал собственные произведения. Помимо традиционного репертуара, состоявшего в основном из «фантазий» и «тем с вариациями» собственного сочинения, А.-М. Холоденко блестяще исполнял скрипичные концерты Г. Венявского и А. Вьетана, благодаря чему получил признание как виртуоз. Помимо исполнительства, скрипач был известен как руководитель клезмерской капеллы и педагог. Педагогической деятельностью А.-М. Холоден-ко занимался очень серьезно и воспитал плеяду музыкантов, прививая им не только азы еврейского традиционного музыкального искусства, но и развивая их музыкальный кругозор11.

Дальнейшее развитие профессионального исполнительского искусства клезмеров сконцентрировалось в клезмерских капеллах. Широкое распространение капелл со временем способствовало изменению их статуса: оркестры и ансамбли, организованные клезмерами, стали своеобразными «народными консерваториями», в которых музыканты воспитывались и обучались не только национальному музыкальному искусству, но также осваивали методические основы профессиональной игры на инструменте.

Яркой фигурой в этом смысле стал известный клезмер второй половины XIX века — скри-

пач Иосиф Друкер (1822-1879) [11]. Сделав первые шаги в обучении под руководством отца — руководителя капеллы, И. Друкер долгое время играл в ней, а после смерти отца возглавил ее. Исследователь З. Марковская-Шунькова подчеркивает важную роль фактора наследственности для развития профессионального искусства клез-меров: «Клезмерские династии можно сравнить со средневековыми цехами и гильдиями, куда фактически не допускались посторонние; при этом в семьях клезмеров будущая профессия наследника определялась задолго до рождения» [4, с. 27].

Сближение профессионального искусства клезмеров с русскими исполнительскими традициями произошло в деятельности скрипача Рубина Шпильмана (1865-1942). Начав обучение на скрипке в капелле своего отца, Р. Шпильман12 затем получил музыкальное образование в Москве. По возвращении на родину скрипач организовал собственную капеллу, где помимо своих сочинений исполнял произведения других музыкантов, а также серьезно занимался аранжировкой и инструментовкой. Д. Слепович пишет, что и дети Р. Шпильмана, ставшие впоследствии профессиональными музыкантами, также осваивали азы исполнительства в его капелле [11].

В дальнейшем и другие скрипачи неоднократно повторяли путь Р. Шпильмана: будучи прекрасно обучены азам скрипичного исполнительства в клезмерских капеллах, они легко осваивали более сложные профессиональные навыки под руководством профессоров Петербургской и Московской консерваторий.

Таким образом, среди представленных ранее направлений отечественной скрипичной школы (продолжение франко-бельгийской линии в петербургской ее ветви, чешско-немецких традиций — в московской), во второй половине Х!Х - начале ХХ веков выделяется еще одно — клезмерское, не связанное с каким-либо культурным центром, но тем не менее оказавшее влияние на последующее ее развитие.

В отечественном скрипичном исполнительстве рассматриваемого периода наблюдается ряд особенностей, характерных именно для клезмер-ского искусства, которые выражаются в свободном владении скрипачами искусством импровизации; насыщенности их скрипичного тона и особой чувственной выразительности звучания13; в выдающейся виртуозности (которая в особенности развивалась у талантливых детей клезмеров, благодаря раннему началу обучения), высокой конкуренции, возникшей в результате стремления обеспечить себе и своей семье безбедное существование с помощью скрипки.

В целом развитию клезмерского искусства в отечественной культуре способствовала историческая обстановка, имевшая место во второй половине ХГХ - начале XX века: широкое распространение в России клезмерских капелл, расширение еврейской общины в Петербурге, рождение в этот период немалого числа уникальных талантов и в определенной степени педагогическая деятельность основателя русской скрипичной школы Л. Ауэра.

Примечания

1 Скрипачи И. Xандошкин и его последователь Г. Рачинский развивали в своем творчестве самобытный жанр «русской песни с вариациями». Внедрив национальный элемент в скрипичное исполнительство, они создали «инструментальный мелодический стиль <...>, который соединил в себе задушевность русского народного мелоса, классическую ясность, многоликость фактуры, виртуозный блеск» [5, с. 14]. А. Львов был почитателем немецкого романтика Л. Шпора и французской скрипичной школы, что оказало влияние на стиль его сочинений [5, с. 14].

2 В Х!Х веке в России работали иностранные скрипачи, представители франко-бельгийской, польской, чешской, немецкой школ: П. Байо, П. Роде, Ш. Лафон, К. Липиньский, А. Контский, А. Вьетан, Г. Венявский и другие.

3 В клезмерской капелле Я. Звена играл отец и первый учитель Я. Xейфеца. Основатель одесской скрипичной школы П. Столярский также был сыном клезмера, и начало его музыкальной карьеры также было связано с капеллой.

4 В 1908 году в Санкт-Петербурге «силами учеников Н. Римского-Корсакова и ряда других видных российских еврейских музыкантов было создано Общество еврейской народной музыки (ОЕНМ), просуществовавшее до 1919 года. Деятельность Общества была поистине многосторонней и в то же время системно организованной. Она включала этнографические экспедиции, научно-исследовательскую и лекторскую работу, композиторское творчество и исполнительство» [11].

5 М. Маймонид писал: «после того, как Xрам был погребен в руинах, мудрецы приказали, чтобы никто не играл на музыкальных инструментах, теперь запрещено веселиться в пении или на любом звуковом инструменте, и запрещено это из-за разрушения» [10].

6 Современная белорусская, украинская, румынская и болгарская инструментальная музыка.

7 Этот процесс отразился в искусстве румынских и молдавских лэутаров.

8 Клезмерская капелла представляла собой ансамбль из нескольких музыкантов — от трех до

семи человек. В его состав входили: скрипка, 5. кларнет, цимбалы, контрабас, труба, флейта и барабан.

9 Когда клезмерам все же удалось добиться пра- 6. ва играть на нееврейских свадьбах и празднествах,

и городское население стало охотно приглашать их, между ними и городскими музыкантами возникла острая конкуренция, спровоцировавшая непримиримую борьбу с привлечением властей: 7. представители обеих сторон начали писать друг на друга многочисленные жалобы в магистрат [11].

10 Это объяснялось тем, что кагальная организация (управляющая также и клезмерскими капеллами) в этот период утратила свои административные права, и у музыкантов появилась возможность свободно организовывать капеллы 8. повсюду: новые капеллы возникали в тех местах,

где раньше их не было, а там, где была одна капелла, появлялись и другие [11].

11 Существуют свидетельства о том, что 9. А.-М. Холоденко вел дискуссии с учениками о музыке Л. Бетховена.

12 Д. Слепович упоминает: «Рубин Шпильман погиб в концлагере Треблинка в 1942 г., однако благодаря его племяннику Владиславу Шпильману, известному пианисту, написавшему мемуары

в 1945 г., до нас дошли сведения об этом музы- 10. канте» [11].

13 Как одну из возможных причин возникновения феномена «еврейского звука» А. Штильман называет раннее развитие музыкального слуха у одаренных еврейских детей на вокальной основе, чему способствовало частое посещение служб в синагогах, восприятие строя и образов синагогальной музыки и пения канторов [13, с. 295].

11.

Литература

1. Береговский М. Еврейская народная инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1987. 208 с.

2. Григорьев В. Скрипачи, альтисты, виолончелисты // Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / ред.-сост. 12. М. Арановский. М., 1997. С. 723-776.

3. Котляров Б. О скрипичной культуре в Молдавии. Кишинев: Государственное издательство Молдавии, 1955. 78 с.

4. Марковская-Шунькова З. Становление и развитие еврейской культурно-музыкальной традиции на территории российской империи

в XIX - начале XX столетий // Южно-рос- 13. сийский музыкальный альманах. Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерва- 14. тория им. С. Рахманинова, 2014. С. 26-31.

Сафонова Е. Скрипичная школа Московской консерватории: творческие традиции. М., 2002. 179 с.

Суханова Т. Творческие традиции московской скрипичной школы в период ее становления (1866-1922) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2009. № 1 (11). С.58-61.

Слепович Д. Профессионализм и его формы еврейских музыкантов в черте оседлости на рубеже XIX-XX веков // Беларускае музы-казнауства. 2000: матэрыялы IX навуковых чытанняу памящ Л. С. Мухарынскай (Мшск, 20-21 красавка 2000). Мн.: Беларуская дзяр-жауная акадэмiя музыю, 2001. С. 52-57. Слепович Д. Неоклезмерское движение в свете еврейского культурного ренессанса // Вопросы истории музыки. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2002. С. 165-176. Слепович Д. Генезис клезмерского музицирования в Восточной Европе (к постановке проблемы) // Инструментоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука: материалы Международного инструментоведче-ского симпозиума, посвященного 100-летию Е. В. Гиппиуса (тезисы). СПб., 2003. С. 62-65. Слепович Д. Клезмер как феномен еврейской музыкальной культуры в Восточной Европе [Электронный ресурс] // Judaica Rossica. Вып. 3. Москва-Нью-Йорк: Российский государственный гуманитарный университет-Еврейская теологическая семинария. Институт иудаики YIVO, 2003. Режим доступа: http:// klezmer.narod.ru/academic/klezphenomenon. html (дата обращения: 10.12.2016). Слепович Д. Историческая типология клез-мерской традиции в Восточной Европе в XX веке // Материалы XII Международной междисциплинарной конференции по иудаи-ке. Академическая серия. Вып. 18. М.: Центр научных работников и преподавателей иуда-ики в вузах «Сэфер»; Институт славяноведения РАН, 2005. С. 249-262. Хаздан Е. Клезмерская музыка vs клезмер. Петербургский институт иудаики // Труды по иудаике. История и этнография. Санкт-Петербург, 2017. Вып. 12: «Евреи Европы и Ближнего Востока: наследие и его ретрансляция. История, языки, литература, культура»: материалы Международной научной конференции памяти Э. Брамсон-Альпернене. С. 225-231. Штильман А. Музыка и власть. М.: Аграф, 2013. 332 с.

Шульман П. Некоторые аспекты отечественной скрипичной школы и педагогики в 20-70-х

годах ХХ века // Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы докладов II Международной межвузовской научно-практической конференции. М., 2008. С.82-87.

15. Ottens R., Rubin J. Klezmer-Musik. Kassel, 1999.334 p.

References

1. Beregovsky, M. (1987), Evreiskaya narodnaya instrumentalnaya muzika [Jewish folk instrumental music], Soviet composer, Moscow, Russia.

2. Grigoryev, V. (1997), Skripachi, altisty, violonchelisty, "Violinists, violists, cellists", [Russian music and the twentieth century. Russian musical art in the history of artistic culture of the twentieth century], in editor Aranovsky, Moscow, Russia, pp. 723-776.

3. Kotlyarov, B. (1955), O skripichnoy culture v Moldavii [On the violin culture in Moldova], Kishinev, Russia.

4. Маrkovskaya-Shunkova, Z. (2014), "Formation and development of Jewish cultural and musical tradition in the Russian Empire in the 19 - early 20 centuries", Yuzhno-rossijskij muzykal'nyj al'manah [South-Russian musical almanac], Rostov State Conservatory S. Rachmaninov, Rostov-na-Donu, Russia, pp. 26-31.

5. Safonova, E. (2002), Skripichnaya shkola moskovskoi konservatorii: tvorcheskie tradizii [Violin School of the Moscow Conservatory: creative traditions], Moscow, Russia.

6. Sukhanova, Т. (2009), "Creative traditions of the Moscow violin school in the period of its formation (1866-1922)", Aktualnie problemi visshego muzikalnogo obrazovaniya [Actual problems of higher musical education], no. 1 (11), Nizhny Novgorod, Russia, pp. 58-61.

7. Slepovich, D. (2001), "Professionalism and its forms of Jewish musicians in the Pale of Settlement at the turn of the XIX-XX centuries", Belorusskoe muzikoznaistvo. Materiali IX nauchnih chteniy pamyati L. Muharinskoy [Belarusian musicology. Materials of scientific readings of the memory of L. Muharinskoy], Belarusian State Academy of Music, Minsk, Belarus, pp. 52-57.

8. Slepovich, D. (2002), "Non-Kolesmer movement in the light of the Jewish cultural renaissance", Voprosi istorii muziki [Questions of history and

music], Belarusian State Academy of Music, Minsk, Belarus, pp. 165-176.

9. Slepovich, D. (2003), "The genesis of klezmer music making in Eastern Europe (to the formulation of the problem)", Instrumentovedcheskoe nasledie E. V. Gippiusa I sovremennaya na-uka. Materiali mezhdunarodnogo instrumento-vedcheskogo simpoziuma posvyashennogo 100-letiu E. V. Gippius (tezisi) [Instrumento-logical heritage of E. V. Gippius and modern science. Materials of the International Instrumental Symposium on the Centenary of E. V. Hip-pius (theses)], Saint-Petersburg, Russia, pp. 62-65.

10. Slepovich, D. (2003), "Klezmer as a phenomenon of Jewish musical culture in Eastern Europe", Judaica Rossica, vol. 3, Russian State University forthe Humanities -JewishTheological Seminary, Institute of Jewish Studies YIVO, Russia-USA, Moscow-New York, available at: http://klezmer. narod.ru/academic/klezphenomenon.html (assecced 10 December 2016).

11. Slepovich, D. (2005), "Historical Typology of the Klezmer Tradition in Eastern Europe in the Twentieth Century", Materiali Dvenadzatoi Mezhdunarodnoi mezhdizziplinarnoi konferenzii po iudaike [Materials of the Twelfth International Interdisciplinary Conference on Judaica], Center for Scientific Workers and Teachers of Judaica in the Universities "Sefer", Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, pp. 249-262.

12. Hazdan, E. (2017), "Klezmer music vs klezmer. Petersburg Institute of Jewish Studies", Trudi po iudaike. Istoriya I etnografiya [Works on Judaism. History and Ethnography], no 12, Saint-Petersburg Institute of Jewish Studies, Saint-Petersburg, Russia, pp. 225-231.

13. Shtilman, A. (2013), Muzika I vlast [Music and power], Agraf, Moscow, Russia.

14. Shulman, P. (2008), "Some Aspects of the National Violin School and Pedagogy in the 20-70s of the Twentieth Century", Aktualnie voprosi musikoznaniya I muzikalnoy pedagogiki. Tezisi dokladov Vtoroi mezhdunarodnoy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy kon-ferenzii [Actual questions of musicology and music pedagogy. Theses of the reports of the Second International Interuniversity Scientific and Practical Conference], Moscow, Russia, pp. 82-87.

15. Ottens, R. and Rubin, J. (1999), Klezmer-Musik, Kassel, Germany.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.