Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КЛАССИЦИЗМА НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ'

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЦИЗМА НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ / КЛАССИЦИЗМ / ТИПОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ XVIII-XIX ВВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович, Корж Михаил Иванович

В архитектуре и искусствоведении большое значение имеет терминология направлений и стилей. Иногда кажущиеся одинаковыми названия могут иметь совершенно иной смысл. Классицизм как одно из основных мировых направлений в архитектуре и искусстве в настоящее время довольно свободно интерпретируется авторами, в результате чего возникают неточности в определении стиля архитектурного объекта, временные параметры его строительства. Все это создает определенные трудности не только при его изучении как исторического здания, но и при его реставрации или реконструкции. В статье поднимается несколько вопросов, связанных с данным стилевым направлением. В первом - рассматриваются истоки стиля, охватившего всю Европу и Россию начиная с середины XVII в. и продолжающегося до настоящего времени. Несмотря на то что данный вопрос далеко не новый, термин «классицизм» (как само название, так и его архитектурные особенности) требует некоторых уточнений и определенного осмысления. Второй вопрос связан непосредственно с архитектурой классицизма сибирских городов, его появлением и развитием. Третий вопрос раскрывает влияние классицизма на градостроительство в городах Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CLASSICISM ON URBAN PLANNING IN WEST SIBERIA

The of direction and style terms are of great importance in architecture and art history. The same names may have sometimes a completely different meaning. Classicism as one of the main trends in world architecture and art is now quite freely interpreted by different authors, which results in inaccurate definitions of architectural style of an object and the time of its construction. All this creates certain difficulties in studying not only historical buildings, but also their restoration or reconstruction. The article raises several questions related to the direction style. The first is the origins of the style that spread throughout Europe and Russia since the mid of the 17th century and continues today. Both classicism and its architectural styles require clarification and understanding. The second issue concerns the architecture and development of Siberian cities. The third question describes the influence of classicism on urban planning in West Siberia.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КЛАССИЦИЗМА НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ»

УДК 72.035 DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-81-97

А.П. ГЕРАСИМОВ, М.И. КОРЖ,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЦИЗМА НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В архитектуре и искусствоведении большое значение имеет терминология направлений и стилей. Иногда кажущиеся одинаковыми названия могут иметь совершенно иной смысл. Классицизм как одно из основных мировых направлений в архитектуре и искусстве в настоящее время довольно свободно интерпретируется авторами, в результате чего возникают неточности в определении стиля архитектурного объекта, временные параметры его строительства. Все это создает определенные трудности не только при его изучении как исторического здания, но и при его реставрации или реконструкции.

В статье поднимается несколько вопросов, связанных с данным стилевым направлением. В первом - рассматриваются истоки стиля, охватившего всю Европу и Россию начиная с середины XVII в. и продолжающегося до настоящего времени. Несмотря на то что данный вопрос далеко не новый, термин «классицизм» (как само название, так и его архитектурные особенности) требует некоторых уточнений и определенного осмысления. Второй вопрос связан непосредственно с архитектурой классицизма сибирских городов, его появлением и развитием. Третий вопрос раскрывает влияние классицизма на градостроительство в городах Западной Сибири.

Ключевые слова: архитектура Западной Сибири; история архитектурных стилей; классицизм; типовое строительство в России XVIII-XIX вв.

Для цитирования: Герасимов А.П., Корж М.И. Влияние классицизма на градостроительство городов Западной Сибири // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 81-97. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-81-97

A.P. GERASIMOV, M.I. KORZH,

Tomsk State University of Architecture and Building

THE INFLUENCE OF CLASSICISM ON URBAN PLANNING IN WEST SIBERIA

The of direction and style terms are of great importance in architecture and art history. The same names may have sometimes a completely different meaning. Classicism as one of the main trends in world architecture and art is now quite freely interpreted by different authors, which results in inaccurate definitions of architectural style of an object and the time of its construction. All this creates certain difficulties in studying not only historical buildings, but also their restoration or reconstruction.

The article raises several questions related to the direction style. The first is the origins of the style that spread throughout Europe and Russia since the mid of the 17th century and continues today. Both classicism and its architectural styles require clarification and understanding. The second issue concerns the architecture and development of Siberian cities. The third question describes the influence of classicism on urban planning in West Siberia.

Keywords: West Siberia; architectural styles; classicism; construction in Russia; urban planning.

For citation: Gerasimov A.P., Korzh M.I. Vliyanie klassitsizma na gradostroi-tel"stvo gorodov Zapadnoi Sibiri [The influence of classicism on urban planning in

© Герасимов А.П., Корж М.И., 2021

West Siberia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo uni-

versiteta - Journal of Construction and Architecture. 2021. V. 23. No. 3. Pp. 81-97.

DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-81-97

Рассматривая процесс влияния классицизма на архитектуру городов Западной Сибири, необходимо обратиться к истокам его появления, развитию и упадку. О классицизме и его влиянии на архитектуру русских городов написано достаточно много. Обращаясь к некоторым источникам западноевропейской и русской истории архитектуры, проведем некоторый анализ его развития. Известная книга Вильфрида Коха «Энциклопедия архитектурных стилей» дает наиболее четкое и ясное представление о развитии стиле-образования в архитектуре стран Западной Европы и таком понятии, как «классицизм». Указанные в ней временные рамки данного стиля приведем в своей статье в той же последовательности: Италия: 1780-1830 гг.; Франция: 1770-1830 гг. (Людовик XVI: 1760-1830 гг., директория: 1795-1799 гг., ампир: 1804-1830 гг.); Испания: 1780-1830 гг.; Германия: 1755-1830 гг.; Англия: 1790-1830 гг. (палладианство: 1620-1820 гг.) [1]. Этот же автор указывает, что «классицизм появляется в России в это же время» [Там же, с. 269]. Выводы советских исследователей по русской архитектуре: «...к 1760 году русский классицизм уже сформировался» [2]. В.И. Пилявский в «Истории русской архитектуры» делит эпоху классицизма на следующие периоды: архитектура раннего классицизма - 1760-1780 гг., архитектура строгого классицизма -1780-1800 гг., архитектура высокого классицизма - 1800-1830 гг. [3]. Из данной хронологии не трудно сделать вывод, в какой стране впервые родился классицизм и как он развивался впоследствии.

В искусствоведении и архитектуре большое значение имеет терминология стилей и направлений. Иногда кажущаяся схожесть названия может иметь совершенно иные понятия, значения и временные рамки. Такие слова, как «классика», «классицистический», «классический», «неоклассический», имеют свои определения и хронологию [4]. В истории искусств под термином «классика» подразумевается период между архаическим периодом и эллинизмом Древней Греции. «Более рационалистический подход, имеющий эмоционально-трансцендентальный "общий характер", характерен более "позднейшей эпохе искусства", и поэтому такие искусства называются классицистическими» [1, с. 265]. «Классицистические тенденции после Ренессанса получают в разных европейских странах разные названия.

1. Дальнейшее продолжение принципов Ренессанса и барокко в Западной и Северной Европе называется:

- в Германии: барочный классицизм;

- во Франции: architecture classigue (классика);

- в Англии: classical architecture (классический стиль);

- в международном употреблении: классический стиль.

2. Стиль, следующий за барокко и рококо в период 1770 и 1830 гг., называется:

- в Германии: классицизм;

- в остальной Европе: neoclassicism (неоклассицизм).

3. Движение, которое в XX в. примыкает к классицизму, называется в Германии неоклассицизм» [1, с. 266].

Следует сравнить ход развития стиля в Западной Европе и России. «Русское барокко», или, правильнее назвать, «нарышкинский стиль», начинается с последней четверти XVII в. В.И. Пилявский делит архитектуру русского барокко на периоды:

- архитектура Петербурга и его пригородов первой трети XVIII в., т. е. период правления Петра I;

- архитектура первой трети XVIII в. в Москве и других городах;

- архитектура барокко середины XVIII в.

Стиль, следующий за барокко в России между 1760 и 1830 (1840) гг., -классицизм (рококо не получил развития, за исключением некоторых зданий дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме). Первое десятилетие начала XX столетия - неоклассицизм.

Исходя из данной последовательности периодики классицизма, будем рассматривать его развитие в городах Западной Сибири. Основное внимание в статье уделяется общественным казенным зданиям.

В первой половине XVIII в. поднимается вопрос планирования и застройки российских городов, и в первую очередь губернских. Одновременно разрабатываются серии фасадов общественных и культовых зданий, начинается процесс типового и повторного строительства: «В 1760-х годах перепланировке подвергались, главным образом, крупные города. Каждый из них получал свою "серию" типовых фасадов для массового частного строительства. Первая такая серия была создана в 1763 г. для Твери и послужила образцом при проектировании "серий" проектов для других городов. Этими "фасадами примерными против протчих вновь строющихся городов" были снабжены, по крайней мере, 200 городов...» [5].

«Развитие классицизма в Сибири, прежде всего, связано с правлением Екатерины II (1762-1796), реформы которой послужили причиной и основанием для развития нового направления в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. В 1775 году ею были изданы "Учреждения для управления губерний", где случайное разделение их на губернии было упорядочено количественным составом населения и вместо прежних 20 губерний в России до 1795 г. было образовано 50» [6].

Эти преобразования коснулись и Западной Сибири. С 1771 г. Барнаул становится городом и одновременно центром Колыванской области, в которую входят 12 уездов: Барнаульский, Колыванский, Томский, Нарымский, Красноярский, Канский, Енисейский, Туруханский, Семипалатинский, Ча-рышский, Бийский, Сузунский.

В 1779 г. была учреждена Колыванская область с разделением ее на четыре округа: Барнаульский, Томский, Кузнецкий и Бурлинский. «Царство Сибирское» было упразднено, а Тобольское наместничество в течение двух лет, с 1780 по 1782 г., существовало в составе двух областей - Тобольской и Томской, вошедших в состав Тобольского и Пермского генерал-губернаторства. В 1783 г. Колыванская область была переименована в разделенную на пять уездов губернию: Колыванский, Бийский, Кузнецкий, Семипалатинский и Красно-

ярский, с назначением губернского города в Бердском остроге, переименованном в Колывань [7, с. 190-194].

К концу XVIII в. определились основные центры Сибири: Тобольск, Колывань, Иркутск. В 1796 г. взошедший на российский престол Павел I упразднил наместничества, оставив губернии. Указом от 12 декабря 1796 года «с переименованием наместничеств в губернии и с сокращением общего числа их, 26 января 1822 года вся Сибирь была поделена на Западную и Восточную, с присоединением к каждой из них части Колыванского наместничества, которое вместе с тем упразднено» [Там же, с. 206].

В 1804 г. Тобольская губерния была разделена на Тобольскую и Томскую [8], что способствовало с начала XIX в. формированию городов, из которых впоследствии получили наибольшее развитие Томск, Омск, Тюмень, Барнаул и Красноярск. Градостроительство шло, прежде всего, в этих городах. «Поставленные под главное управление каждая особого генерал-губернатора, с назначением местопребывания первому в Тобольске (впоследствии административный центр был перенесен в Омск), а второму - в Иркутске». В этом же году была учреждена Омская область с областным городом в Омске [10].

На 1825 г. в городах Западной Сибири каменных домов насчитывалось: в Тобольске - 32, в Томске - 17, в Тюмени - 7, в Кузнецке - 3, в Ялуторовске - 1, в Кургане - 1. В городах Омске, Барнауле, Бийске каменных домов еще не существовало [7, с. 221].

Классицизм, как один из первых стилей в Западной Сибири, в большей степени коснулся общественных зданий Тобольска и Томска.

Классицизм, сформировавшийся к 1760 г., в 30-40-е гг. XIX в. начинает приходить в упадок, в городах Сибири - наоборот, получает развитие. «Значительную роль в распространении классицизма сыграло формирование в Северо-Западной Сибири профессионального архитектурного корпуса: в Тобольске С.А. Гучев, Ф. Уткин, Г. Дранишников, М.С. Малышев, П.И. Парман, в Томске Л.В. Раевский, А.П. Деев, в Омске С.Е. Татаринов, С.А. Булыгин, А.А. Лещев. Первым губернским архитектором в Сибири стал С.А. Гучев, прибывший в Тобольск по указу Сената» [9].

Одним из первых зданий общественного назначения, построенных в Тобольске, стал трехэтажный архиерейский дом (1773-1775), восстановленный после пожара 1788 г. архитектором С.А. Гучевым (рис. 1). Первая каменная постройка имела в плане 47*15 м и отмечалась В.И. Кочедамовым как «сочетание мотивов русского и итальянского зодчества» с использованием руста, который как украшение фасадов зданий использовался в эпоху Ренессанса. Классицизм как стиль только сформировался в Санкт-Петербурге, но здесь мы видим все признаки переходного периода от древнерусского времени (палат) через барокко к новому стилю. Характерными чертами зданий являлись: нечетное членение оконных проемов, где центральная ось главного фасада проходит через центральный ризалит и вход в здание, рустованный первый этаж, способ обработки, присущий классицизму.

В это время появляются и «типовые повторные проекты жилых домов на погребах». Как указывает С.С. Ожегов, «в указе от 18 сентября 1736 г. "О назначение меры ширины улиц в некоторых местах Санкт-Петербурга

и о правилах построения зданий" есть предписание о строительстве домов на Адмиралтейском углу, по Морской улице и по Мойке по прилагаемому рисунку № 1» [5, с. 45-46].

Рис. 1. Архиерейский дом. Тобольск. Архитектор С.А. Гучев. 1773-1775 гг. (URL: https://www.tourister.ru/responses/id_12662)

Одно- и двухэтажными домами такого типа повсеместно застраивались все города Сибири: «Одним из основных документов для изучения массовой застройки середины XVIII века может служить перспективный план Петербурга, составленный математиком П. Сент-Илером, гравером М.И. Соколовым и архитекторским помощником А. Горихвостовым в 60-х годах XVIII века, в котором содержались изображения жилых домов, построенных в 30-40-х гг. XVIII в. по типовым проектам» [Там же, с. 47]. Приведенный графический материал в книге С.С. Ожегова 1760-х гг. говорит нам о том, что внешнее оформление частных жилых домов достаточно часто переносилось на общественные здания в провинциях. «Автором выявлено три основные группы одноэтажных домов... Дома всех трех групп имеют общую стилевую характеристику и отличаются друг от друга деталями решения фасадов.» [Там же]. Местные архитекторы часто находили свои варианты. Ко второй и одновременно к третьей группе относится Тобольское мужское духовное училище. Это двухэтажное здание на погребах, в котором центральный ризалит завершается треугольным фронтоном, а боковые ризалиты венчаются прямоугольными фронтонами. Перестроенное в 1884-1887 гг., училище в большей степени относится к раннему периоду классицизма (рис. 2).

По проекту петербургского архитектора Д. Висконти в 1828-1831 гг. в Тобольске были построены присутственные места. Старое здание - Дворец наместника, строительство которого велось с 1780 по 1782 г. Дворец возведен

на месте приказной палаты, построенной еще С.У. Ремезовым в 1704-1706 гг. Пожар 1788 г. оставил одни стены, и только в 1831 г. весь этот комплекс был восстановлен в новом варианте Д. Висконти - представителем позднего классицизма в Санкт-Петербурге. Он включал и фрагменты дворца, сгоревшего в 1788 г., и дворца, построенного в 1802 г.

Рис. 2. Мужское духовное училище. Тобольск. 1884-1887 гг. (URL: http://temples.ru/ show_picture.php?PictureID= 162904)

В это же время губернский архитектор Александр Гучев активно использует типовые проекты для восстановления после пожара жилых домов знатных горожан в Тобольске, например дом Смородинникова-Дранишни-кова, который явился переходным этапом от барокко к классицизму. К классическому стилю относится и возведенный в 1788 г. дом Северюкова, перестроенный в 1820-е гг. Дом губернатора (первоначально дом Куклина, который сгорел при большом пожаре 1788 г.) представляет собой небольшое строение на цокольном этаже с пятью оконными проемами, имеющими простые наличники, завершающиеся прямоугольными сандриками и рустованными угловыми пилястрами, построен по типовому проекту из «Собрания фасадов» третьего альбома 1812 г. В первой половине XIX в. в стиле «безордерной классики» в Тобольске строится Мариинская женская гимназия. Элементы классического ордера находили применение в общественных зданиях Тобольска вплоть до конца XIX в. (Губернская классическая гимназия, 1884-1887 гг.) (рис. 3).

Одновременно с Тобольском развивается Тюмень. Со второй половины XVIII в. в городе началось каменное строительство. В 1825 г. самыми населенными городами Сибири были: Тобольск с 16 994 жителями, Иркутск с 14 411 жителями, Томск с 10 867 жителями и Тюмень с 10 771 жителями. За

ним следует Омск с 8496 жителями и др. Каменные дома из 46 городских поселений Сибири были только в 18. Как правило, в городах Сибири строились сначала культовые сооружения и общественные здания. В Тюмени это здание городской думы, которое представляет собой двухэтажное здание с портиком и колоннами коринфского ордера, построенное по типовому проекту первой половины XIX в. «Собрания фасадов, его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской империи», первого альбома, приведенные к одному масштабу 1809 г.

Тобольскъ.—Tobolsfc. .V 10.

'бернская классическая nwftiji*;—Gymnaw classtquo.

Рис. 3. Губернская классическая гимназия. Тобольск. Архитектор П.П. Наранович.

1886 г. (URL: https://www.etoretro.ru/pic230900.htm)

Одним из первых зданий, построенных в Тюмени в конце XVIII - начале XIX в. и сохранившихся до настоящего времени, является Дом градоначальника. Прямоугольное в плане двухэтажное здание - представитель так называемой «безордерной классики». В архитектурном плане оно менее интересно, чем здание городской думы, которое отличается не только лаконичностью исполнения, но и отличительным классическим ордером.

Градостроительная политика юга Западной Сибири была связана с развитием округа Колыванско-Воскресенских рудных заводов. В 1779 г. была учреждена Колыванская область в составе четырех округов: Барнаульского, Томского, Кузнецкого и Бурлинского [7, с. 190]. В 1783 г. изданы «Узаконения и распоряжения», где высочайше утвержден штат Колыванского наместничества, в который вошли Семипалатинск, Бийск, Красноярск, Кузнецк [Там же, с. 194-195]. В 1796 г., в силу указа от 12 декабря о новом административном делении империи с переименованием наместничеств в губернии и с сокращением числа их, вся Сибирь была разделена на две губер-

нии - Тобольскую и Иркутскую, с присоединением к каждой из них части упраздненного уже Колыванского наместничества. Канцелярия Колывано -Воскресенских заводов находилась в Барнауле, поэтому такого развития, как Барнаул, Колывань, не получила.

В 1738 г. заводчиком А.Н. Демидовым около Колыванского завода была основана деревня, в 1739 г. здесь был учрежден плавильный завод, названный тогда же Барнаульским и пущенный в ход из-за отсутствия леса около первого Колыванского завода только в 1744 г. Оба эти завода вместе с третьим, устроенным Демидовым на р. Шульбе, впадающей в Иртыш, были названы сначала Колыванскими, а потом от церкви Воскресения - Колывано-Воскресенскими. В 1771 г., как было сказано выше, «Барнаул назначен городом и сделан главным местом управления горными заводами». С этого времени начинается застройка города. Для обеспечения специалистами горнодобывающего производства, «для специального образования людей, сведущих в горном искусстве», в 1789 г. в Барнауле была основана горная школа [7, с. 200].

Барнаул интересен, прежде всего, как первый промышленный город. В 1779 г. он получает статус горного города, после чего здесь идет интенсивная, по тем временам, застройка (рис. 4). Началом строительства в 1818 г. послужила деятельность начальника заводов Петра Козьмича Фролова. В первую очередь строились заводские корпуса, другие промышленные здания (бумажная фабрика - 1822-1823 гг., типография - 1824 г.). «К строительству Первой плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода, - как отмечает В.А. Скубневский, - приступили в 1809 году» [10].

Рис. 4. Барнаул:

а - общий вид. Художник П.М. Кошаров. Рисунок второй половины 1850-х гг. (URL: http://barnaul.giddom.com/rus/foto/18527.html); б - Первая плавильная фабрика (URL: https://vk.com/@poedem_ na_altay-barnaulskii-serebroplavilnyi-zavod)

Мы вправе считать, что в альбомах «Собрания фасадов» не были представлены заводские и фабричные фасады. Но каждый архитектор мог принимать их за основу, творчески перерабатывая, включать свои какие-то новые элементы. На чертеже главного фасада Первой плавильной фабрики Барнаульского сереброплавильного завода, представленной во многих исследовательских изданиях, хорошо видно, что его центральная ось делит здание на две части. Главный фасад состоит из одноэтажного объема с центральным входом и восьмиколонным портиком дорического ордера, завершающимся

прямоугольным аттиком. Вытянутый в длину главный фасад фланкируется двухэтажными зданиями с треугольными фронтонами. Можно сравнить композицию Первой сереброплавильной фабрики с архитектурой русского классицизма первой половины XIX в., с принципами построения Адмиралтейства в Санкт-Петербурге гениального русского архитектора А.Д. Захарова (рис. 4). В художественном образе этого здания нашел полное воплощение стиль эпохи, который отразился и на провинциальной архитектуре. Как отмечает В.А. Скубневский, «неординарным был архитектурный облик города. Планировка завода, центральных улиц, площадей, архитектура зданий решены в традициях классицизма. Комплекс построек Барнаульского сереброплавильного завода является за Уралом наиболее ценным объектом промышленного зодчества». «Строительство каменных заводских корпусов на месте деревянных началось в 1809-м. Здания Первой и Второй плавильных фабрик были уникальны не только по техническим характеристикам, но и по выразительности...» [10]. В 1838-1839 гг. Вторая сереброплавильная фабрика перестраивалась в том же стиле (рис. 5).

Рис. 5. Барнаул. Горный госпиталь. 1819-1845 гг. (URL: https://staslandia.ru/demidov-skaya-plo shchad-1)

С 1822 г. Барнаул получил статус окружного города Томской губернии. Уже с 1810 г. начинается застройка Демидовской площади, а к 1861 г., когда закончилось строительство Горного училища, город получает городской ансамбль с доминантой в центре - обелиском в честь 100-летия горного производства на Алтае (1825-1839). Архитектура классицизма в Барнауле, связанная с застройкой Демидовской площади, хорошо изучена. Над ансамблем, состоя-

щим из трех зданий и исполненным в классическом стиле, работали архитекторы А.И. Молчанов, Л.И. Иванов, Я.Н. Попов и И.М. Злобин. Первыми зданиями на площади были Заводская богадельня, которая строилась около десяти лет (1830-1840), и Горный госпиталь (1810-1845). Двухэтажное здание реального училища, позднее названное училищем имени Императора Николая II, явилось украшением Демидовской площади. Как Горное училище первоначально его проектировал архитектор Л.И. Иванов. Начало закладки фундамента относится к 1828 г. Несколько раз перепланированный и доработанный архитектором Яковом Поповым проект здания был реализован академиком И.Н. Шрейбером только в 1861 г. [11].

В классическом стиле строятся и служебные здания горного завода, например Важня - контора для приемки руды, построенная по типовому проекту 1770 г. [7].

Дом начальника Алтайского горного округа архитектор Я.Н. Попов построил в 1827 г. (?), где позднее жил металлург, изобретатель и одновременно губернатор П.П. Аносов.

Здание канцелярии Колывано-Воскресенских заводов построено в 1762-1766 гг., а затем перестроено в 1830-е гг. архитектором Я.Н. Поповым. Проект главной химической лаборатории, составленный подполковником Евреиновым в 1844 г. и «улучшенный» архитектором Я.Н. Поповым, имел уже более «эклектичный» характер.

Один из городов Западной Сибири - Омск, первоначально казацкий стан, позднее превратился в город-форпост и крепость. Как отметил И.В. Щеглов, в 1825 г. каменных зданий в Омске еще не было, но уже к концу XVIII в. были построены так называемые казенные дома: это здание гауптвахты (1781-1786), штаб Омской крепости (1791 г. - нач. XIX в.), денежная кладовая (1793), Никольский Казачий собор (1769-1848) [Там же]. Двухэтажное здание гауптвахты имеет еще черты барокко в формах наличников оконных проемов второго этажа. Однако черты классицизма уже прослеживаются в планировочной структуре здания, в нечетном числе оконных проемов, в выступающем крыльце и портике, завершающемся треугольным фронтоном.

На территории крепости с 1791 г. строятся одноэтажные воинские казармы. В 1850 г. достраивается четырехколонный портик с треугольным фронтоном дорического ордера, и бывшие казармы переоборудуются под штаб Омской крепости. Сравнительный анализ показал, что в Омске в конце XVIII в., как и в других городах Сибири, использовались типовые проекты 1770-х гг., разработанные для Твери, включая каменные сооружения складов, лавок и других нежилых каменных построек. Аналогичные сооружения: в Омске - денежная палата (1793), в Барнауле - контора для приема руды, в Томске - первые каменные торговые лавки на Базарной площади, достроенные в середине XIX в.

В 1813 г. в Омске учреждается войсковое училище Сибирского линейного казачьего войска, впоследствии преобразованного в Сибирский кадетский корпус. Для него в 1826 г. строится здание в классическом стиле. Фасад двухэтажного здания с угловыми ризалитами и центральным портиком оформлены колоннами ионического ордера (рис. 6).

Рис. 6. Омск. Кадетский корпус (URL: https://mil-history.livejournal.com/1639385.html)

Более строгое здание построено для присутственных мест (1833-1836). Здесь гладкая поверхность главного фасада оформлена надоконными сандриками центрального ризалита. В это же время был возведен Омский архитектурный корпус (авторы проекта - С.Е. Татаринов, С.А. Булыгин, А.А. Лещев). В середине XIX в. активно использует классический ордер архитектор Ф.Ф. Вагнер. Его постройки: генерал-губернаторский дворец (1859-1862), здание военного собрания (1859-1861). Эти здания олицетворяют переходный этап от классицизма к периоду эклектики в Омске.

Для удобства управления и укрепления местной власти в Сибири Тобольская губерния в 1804 г. была разделена на две части. В результате этой реформы появилась Томская губерния. С этого времени начинается каменное строительство общественных зданий и градостроительное планирование города как губернского центра. Первые каменные здания - в основном культовые сооружения - появились в Томске во второй половине XVIII в. Немалое влияние на градостроительство Томска оказало и развитие промышленности, которая до первой половины XIX в. имела кустарно-ремесленный характер, свойственный любому феодальному городу. Это кузнечные и столярные мастерские, обслуживающие извозный промысел. Самая развитая отрасль - винокуренное производство.

С 1822 по 1863 г. «Томский гражданский губернатор являлся одновременно и главным начальником алтайских заводов, а Горная канцелярия находилась в Томске... Учреждение "Округа Колывано-Воскресенских заводов", переименованного в 1831 году в Алтайский горный округ, занималось добычей и переработкой серебра (до 96 % добывающегося в стране), свинца (80 %), меди, золота и железа. В 1847 г. начальником Горного округа и томским гражданским губернатором был назначен П.П. Аносов - блестящий горный инженер и исследователь» [7].

Русский классицизм, с «высочайшего повеления» императрицы Екатерины II, получил свое дальнейшее воплощение в губернских сибирских городах, в том числе и в Томске.

Первыми каменными сооружениям, наряду с культовыми сооружениями, стали административные и общественные здания. В 1802 г. началось строительство здания городского магистрата (1802-1813) [12].

Со времен Петра I магистратом называлось выборное городское управление, ведающее судебно-административными и податными делами города. Здание было построено по одному из типовых проектов, изданных в начале XIX в. Это видно по общему облику здания, которое в большей степени соответствует типовым проектам 1809-1813 гг. Строительство по проектам из «Собрания фасадов», как отмечает С.С. Ожегов, было «широко распространенным явлением». Это связано, прежде всего, с тем, что классицизм как архитектурный стиль уже утвердился в Санкт-Петербурге и некоторых других городах Российской империи. Вторая причина - война с Наполеоном, разорение Москвы и ее восстановление с использованием типовых проектов. Третьим фактором стала хозяйственная реорганизация губерний России. Она во многом стимулировала разработку для провинциальных городов простых и рациональных градостроительных идей.

Томск размещался на Сибирской торговой магистрали, связывающей центр России с ее восточными губерниями. Поэтому торговый тракт необходимо было обустроить заезжими домами, харчевнями, кузницами и т. д. В конце

XVIII в. возникла необходимость в торговых и складских помещениях. К этому времени Томская крепость утратила свое исходное предназначение. В 1772 г., по свидетельству писателя А.В. Адрианова, она еще существовала и была также зафиксирована исследователем Сибири И. Фальком в его отчете [13].

В XVIII в. стал формироваться второй центр города - Торговая площадь. Тут были построены деревянные торговые ряды и лавки, биржевой корпус. В тенденциях классического стиля, кроме городской управы, в начале

XIX столетия были построены полицейская управа, заново отстроен биржевой корпус, каменные торговые ряды с гостиным двором. В 1810-1820 гг. встал вопрос о переносе центра города на Юрточную гору и о создании там административного центра. Уточнения продолжались до 1830 г. В этом же году градостроительный план Томска, доработанный архитектором В. Гесте, был утвержден императором Николаем I. С получением статуса губернского города сюда назначаются губернские архитекторы. «Первым губернским архитектором стал А.П. Малышев, а с 1809 года - П.В. Раевский» [12].

Около 1830 г. происходит упадок классицизма в Санкт-Петербурге и Москве, архитекторы переходят на свободный выбор предшествующих стилей. Это был новый этап в развитии архитектуры России - период эклектики, или «историзма». Однако в провинции, наряду с новыми веяниями, продолжается строительство зданий, украшенных античными ордерами.

Одновременно с разработкой градостроительных планов в Томске начинается усовершенствование и строительство новых общественных и торговых зданий на Торговой площади и Почтамтской улице.

В 1807 г. был издан указ о строительстве в Томске аптеки, которая была построена на ул. Воскресенской [7, с. 227].

В 1831 г. в Томск были доставлены ссыльные польские повстанцы. Для них в 1833 г. архитектор К.Г. Турский строит римско-католический костел в классическом стиле.

В 1838-1842 гг. архитектор А.П. Деев возводит на Почтамтской улице особняк золотопромышленника И.Д. Асташева. За основу был взят типовой проект из альбома 1803 г., составленного русским архитектором эпохи позднего классицизма А.Д. Захаровым (1761-1811). Необходимо отметить, что А.А. Деев взял типовой проект здания, предназначенного для гражданского губернатора. Сам томский губернатор подобного дома в то время не имел. Это говорит о финансовой состоятельности и амбициях заказчика. Одновременно с особняком И.Д. Асташева архитектор возводит здание «присутственных мест» на площади, названной позднее Новособорной. Это был третий по счету центр города, составленный по плану В.И. Гесте. А.А. Деев применяет самые различные вариации классических ордеров. В особняке Асташева он использует коринфский ордер, а в здании присутственных мест - более ранний и строгий - ионический.

В 1851 г. архитектор А.А. Арефьев, используя дорический ордер, начинает строительство нового каменного биржевого корпуса (рис. 7).

Рис. 7. Томск. Биржевой корпус. Архитектор А.А. Арефьев. 1854 г. Фото А.П. Герасимова

С 1860-х гг. по проекту Я.М. Набалова начинается строительство гостиного двора на Торговой площади. Здесь архитектором используется типовой проект из «Собрания фасадов» четвертого альбома 1812 г. Этот альбом включал проекты «казенных домов, зданий присутственных мест, складов, тюрем и т. д.» [5] (рис. 8).

Рис. 8. Проект гостиного двора. Архитектор Я.М. Набалов. 1860 г. РГИА. Ф. 218. Оп. 4. Д. 915

Вторая половина XIX в. - время интенсивного развития Томска. Одной из причин стал указ императора Александра III от 16 мая 1878 г. об учреждении в Томске Императорского Сибирского университета с четырьмя факультетами: историко-филологическим, физико-математическим, юридическим и медицинским. «Из представленных трех работ был выбран проект академика А.К. Бру-ни, выполненный в традициях классического стиля» [12, с. 56-58]. По мнению членов конкурсной комиссии, это был самый дешевый и приемлемый для Сибири вариант. Строительство главного корпуса университета продолжалось с 1880 по 1885 г. Здания университета строили, сменяя друг друга, гражданские инженеры М.Г. Арнольд, П.П. Наранович, Ф.Ф. Гут, А.Д. Крячков, Ф.А. Чер-номорченко, Я.Я. Родюков [Там же, с. 60]. Томск с этого времени становится просветительским центром (рис. 9).

Томскъ. Императорски! унна.рсмтетъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Томск. Томский государственный университет. Репродукция с открытки нач. XX в.

В своем проекте А.К. Бруни использовал достаточно простые приемы композиционного решения главного корпуса - ступенчатое построение объемов с выступающим вперед ризалитом главного входа исполнено в виде арочного перекрытия. Второй этаж, оформленный колоннами ионического ордера, завершается треугольным фронтоном. «Академическая классика архитектуры фасадов и интерьеров применена здесь в рафинированном виде, - пишет А.И. Попов, -и все же отдельные особенности здания свидетельствовали о профессиональной культуре автора, о правильном понимании масштабности элементов. Оценивая в целом архитектуру главного корпуса, следует признать полную оправданность его замысла, отвечавшего всем требованиям своего времени...» [14].

Главный корпус университета, выполненный в традициях «ранней русской классики», гармонично вписался в ансамбль Томского государственного университета имени императора Николая II. В этом сказался огромный практический опыт академика А.К. Бруни, выпускника Академии художеств. По его проектам был возведен целый ряд зданий в Нижнем Новгороде, серия построек городка Ф.К. Сан-Галли на Петровском острове в Санкт-Петербурге, несколько дач в Шувалове, около восемнадцати доходных домов, особняков и других зданий в Санкт-Петербурге, что говорит о несомненном таланте архитектора [Там же, с. 36]. Состоящий из множества зданий и корпусов, университет включает здания всех стилей, начиная с классицизма и заканчивая модерном начала ХХ столетия (рис. 9).

Развитие классицизма коснулось и малых городов Сибири, где из камня строились в основном культовые здания. В этой статье авторы не касаются темы влияния классицизма на строительство частных каменных и деревянных построек.

Исходя из данного материала, можно сделать следующие выводы:

1. С ростом губернских и окружных городов возникла необходимость строительства общественных, торговых и прочих зданий. Повсеместно строились магистраты, ратуши, городские думы, полицейские учреждения и военные казармы.

2. Размноженные в сотнях экземпляров типовые проекты общественных и частных строений активно участвовали в формировании русского классицизма в городах Западной Сибири начиная с последней четверти XVIII в.

3. Влияние классицизма в Сибири, как и в центральных районах России, сказалось в большей степени на каменном строительстве общественных зданий, которые строились на центральных площадях.

4. К 40-м гг. XIX в. классицизм как стиль в центральных городах России стал приходить в упадок, кроме провинциальных городов, где строительство общественных зданий в классических формах продолжалось вплоть до конца XIX столетия и нашло свое отражение в период модерна, но уже в новом качестве - неоклассицизме.

Несмотря на то, что классицизм как стиль в искусстве периодически привлекает внимание исследователей, он недостаточно изучен. Открытым остается вопрос влияния стиля на культовую архитектуру, влияния типовых проектов на строительство частных домов в городах Сибири, установления их хронологических рамок.

Библиографический список

1. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Москва : ЗАО БММ, 2008. 538 с.

2. Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX - начала XX в. Ленинград, 1979. 39 с.

3. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Москва : Архи-тектура-С, 2003. 511 с.

4. Герасимов А.П. Исторические концепции художественных стилей в искусстве // Сборник научных трудов по материалам X Всероссийской научно-практической конференции (25 апреля 2014 г.). Томск : В-Спектр, 2014. C. 191.

5. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. Москва : Стройиздат, 1987. С. 51.

6. Трехсотлетие дома Романовых. 1613-1913. Москва : Современник, 1999. С. 238.

7. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут : Акционерный информационно-издательский концерн «Северный дом», 1993. 463 с.

8. Сибирская Советская энциклопедия. Т. 1. Новосибирск, 1929. 524 с.

9. Баландин С.Н. К истории начального формирования «архитектурного комплекса» в городах Сибири (конец XVII - первая половина XIX в.) // Проблемы истории местного управления Сибири XVII-XX веков : материалы Региональной научной конференции. Вып. II. Новосибирск, 1997. С. 5.

10. Скубневский В.А. Барнаул // Сибирская старина 1993. № 4. С. 8-10.

11. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX веков. Барнаул, 2006. 300 с.

12. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века). Томск, 2004. 170 с.

13. АдриановА.В. Томская старина. Томск, 1912, С. 7.

14. Попов О.А. Томск. Москва : Госстройиздат, 1959. 135 с.

References

1. Koh V. Enciklopediya arhitekturnyh stilej [Encyclopedia of architecture]. Moscow, 2008. 538 p. (rus)

2. Lisovskij V.G. Osobennosti russkoj arhitektury konca XIX - nachala XX v. [Russian architecture late in the 19th and early 20th centuries]. Leningrad, 1979. 39 p. (rus)

3. Pilyavskij V.I., Tic A.A., Ushakov Yu.S. Istoriya russkoj arhitektury [History of Russian architecture]. Moscow: Arhitektura-S, 2003. 511 p. (rus)

4. Gerasimov A.P. Istoricheskie koncepcii hudozhestvennyh stilej v iskusstve [Historical concepts of architectural styles]. In: Sbornik nauchnyh trudov po materialam X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Proc. 10th All-Russ. Sci. Conf.). Tomsk: V-Spektr, 2014. 191 p. (rus)

5. Ozhegov S.S. Tipovoe i povtomoe stroitel'stvo v Rossii v XVIII-XIX vekah [Standard construction and re-construction in Russia in the 18-19th centuries]. Moscow: Stroiizdat, 1987. 51 p. (rus)

6. Trekhsotletie doma Romanovyh. 1613-1913 [Tercentenary of the House of Romanov 1613-1913]. Moscow: Sovremennik, 1999. 238 p. (rus)

7. Shcheglov I.V. Hronologicheskij perechen' vazhnejshih dannyh iz istorii Sibiri [A chronological list of the most important data from the history of Siberia, 1032-1882]. Surgut: Severnyj dom, 1993. 463 p. (rus)

8. Sibirskaya Sovetskaya enciklopediya. [Siberian Soviet Encyclopedia], vol. 1, Novosibirsk, 1929. 524 p. (rus)

9. Balandin S.N. K istorii nachal'nogo formirovaniya arhitekturnogo kompleksa v gorodah Sibiri (konec XVII - pervaya polovina XIX v.) [History of architecture formation in Siberian cities (late 17th and 19 th centuries)]. In: Problemy istorii mestnogo upravleniya Sibiri XVII-XX vekov. Materialy Regional'noj nauchnoj konferencii (Proc. Sci. Conf. 'The History of Local Government in Siberia in the 17-20th centuries'). Novosibirsk, 1997. P. 5. (rus)

10. Skubnevskij V.A. Barnaul. Sibirskaya starina. 1993. No. 4. Pp. 8-10. (rus)

11. Stepanskaya T.M. Arhitektura Altaya XVIII-XX vekov [Altai architecture in the 18-20th centuries]. Barnaul, 2006. 300 p. (rus)

12. Zalesov V.G. Arhitektory Tomska (XIX - nachalo XX veka) [Architects of Tomsk (19-20th centuries)]. Tomsk: TSUAB, 2004. 170 p. (rus)

13. AdrianovA.V. Tomskaya starina [Old Tomsk]. Tomsk, 1912. P. 7. (rus)

14. Popov O.A. Tomsk. Moscow: Gosstroiizdat, 1959. 135 p. (rus)

Сведения об авторах

Герасимов Александр Петрович, канд. искусствоведения, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, gap11 @sibmail.com

Корж Михаил Иванович, студент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Authors Details

Aleksandr P. Gerasimov, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Mikhail I. Korzh, Student, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.