УДК [611.01+572.511.4]-053.5:796
ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
Орлова И.И.
ФГБОУ ВО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, Российская Федерация
Аннотация. В представленной работе на примере двух групп детей первого периода детского возраста (4-7 лет), установили характер влияния кинезиологических методик физического воспитания на физическое развитие и биологический возраст детей. Проведенное наблюдение позволило оценить эффективность данных методик, которая проявляется в снижении астени-зации телосложения и увеличении широтных размеров тела, особенно параметров грудной клетки и плеч. Указанные методики способствуют формированию нормальных темпов биологического развития. Сочетание банального варианта развития с формированием нормостенического типа телосложения может служить критерием гармоничности развития детского организма, что особенно важно при проведении мониторинга состояния здоровья детей.
Ключевые слова: дети, здоровье, кинезиологические методики, физическое развитие, биологический возраст, физическое воспитание.
Проблема здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста стала наиболее актуальной в настоящее время в связи с наметившейся тенденцией ухудшения психосоматического здоровья. Формирование здоровья ребенка может быть управляемым, особенно с помощью целенаправленного воздействия средствами физического воспитания. Становится очевидным, что для каждого ребенка в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности необходим оптимальный набор средств и методов физического воспитания. Имеются данные об эффективном воздействии систематических занятий физической культурой, способствующих гармоничному развитию организма ребенка, в результате чего происходит улучшение состояния здоровья [1]. Напротив, существуют мнение о влиянии длительных занятий некоторыми видами спорта, в частности спортивной гимнастикой, на темп биологического созревания ребенка, в данном случае, в сторону его замедления [2].
По данным ряда авторов, в конце первого десятилетия XXI века, в разных регионах России и за рубежом установлены новые тенденции физического развития детского населения: увеличение тотальных размеров тела, более ранние сроки полового созревания, увеличение доли детей с избыточной массой тела, снижение функциональных показателей [3; 4]. Несомненно, такие наблюдения требуют детального анализа
Целью исследования явилось установление характера влияния авторских кинезиологических методик
физического воспитания на физическое развитие и биологический возраст мальчиков и девочек первого периода детского возраста.
В работе были использованы данные, включающие информацию о физическом развитии 470 детей: 256 мальчиков и 214 девочек, обследованных лонгитуди-нально в течение четырех лет. Возраст обследованных детей 4-7 лет. Все дети были разделены на две группы. Основную группу составили воспитанники детского дошкольного учреждения, где помимо утвержденной программы физического воспитания, используются кинезиологические методики на основе многомерных дидактических средств, разработанные учеными Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. Данные методики включают в себя различные комплексы и тренажеры, способствующие развитию двигательных качеств ребенка. В группу сравнения вошли дети, посещающие детское дошкольное учреждение, использующее традиционные подходы в физическом воспитании.
Производили ежегодное антропометрическое обследование детей. Соматотипирование проводили по индексу W.L. Rees - H.J. Eisenck, который рассчитывался как отношение длины тела умноженное на 100 и поперечного диаметра грудной клетки умноженное на 6.
Уровень биологической зрелости детей определялся с помощью оценки зубного возраста, который
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
включал в себя количественный анализ и порядок физиологической смены зубов. Выделяли типы биологического развития по Дорохову (банальный, акселери-рованный и ретардированный) [5].
Оценка анализа данных происходила с помощью методов непараметрической статистики с определением медианы, 1 и 3 квартилей, различия между группами оценивались с помощью критериев Манна-Уитни и X2.
В течение первого года наблюдения, у детей разных детских дошкольных учреждений антропометрические показатели не различались. Спустя год, у мальчиков увеличилась медиана длины тела от 105,0 [99,3110,7] см до 109,8 [104,2-115,3] см, в группе сравнения аналогичный параметр изменился от 105,0 [102,0108,0] см до 106,9 [101,8-112,1] см. Точно такое же явление происходит и у девочек, годовой прирост в основной группе составил 6,4 см, в группе сравнения -3,9 см. Применение кинезиологических методик физического воспитания способствует значимо большему увеличению диаметра плеч - от 22,0 [19,9-24,5] см до 24,8 [21,3-26,3] см у мальчиков за год наблюдений. В группе сравнения этот параметр оставался практически на одном уровне - в четыре года - 21,6 [17,6-23,6] см, в пять лет - 21,9 [17,8-22,6] см. Такая же тенденция отмечается и у девочек. Диаметр таза мальчиков основной группы за год наблюдения претерпевает большие изменения, чем в группе сравнения - 18,2 [16,819,6] см и 17,3 [15,6-19,0] см соответственно. Следует отметить, что к шести годам, выявленные различия между группами по длине и массе тела сглаживаются. Но все же, значимо высокие показатели остаются у детей основной группы по обхвату грудной клетки и ее поперечному диаметру, а также по диаметру плеч.
Неотъемлемой частью оценки гармоничности развития составляет определение типа телосложения ребенка. Среди пятилетних мальчиков основной группы доля астеников составила 10,2±2,6 %, в то время как в группе сравнения - 22,2±3,7 %. По распределению нормостенического соматотипа статистически значимых различий между мальчиками разных образовательных учреждений выявлено не было. В то же время доля мальчиков пикнического соматотипа была существенно выше в ДОУ, где применяются кинезиологи-ческие методики - 25,5±4,2 % и 11,1±2,1 % соответственно. Выявлено, что постепенная астенизация телосложения, свойственная детям первого периода детского возраста, менее выражена в группе, где применяются многомерные дидактические средства. В семи годам доля мальчиков астенического типа в основной группе статистически значимо не увеличивается. При этом в группе сравнения продолжаются усиленные процессы астенизации телосложения. У девочек основной группы отмечается увеличение доли нормостени-
ческого типа до 70,4±7,4 %, уменьшение астенического до 25,9±4,4 %. При этом в группе сравнения доля девочек-астеников достигает 50±2,7 %.
Оценка биологического возраста детей четырех лет, посещающих разные образовательные учреждения, показала, что в возрасте в обоих детских садах преобладает банальный вариант развития. Его доля в популяции четырехлетних детей колеблется от 96,6±2,3 % у мальчиков до 98,7±3,1 % у девочек и в данном возрасте не зависит от степени физической нагрузки. Малая доля детей (3,4±0,3% мальчиков и 1,3±0,2% девочек) уже в четырехлетнем возрасте вступили в фазу смены молочных зубов на постоянные и, по этой причине, были отнесены в группу акселериро-ванных индивидов. Ретардированных детей в указанном возрастном периоде выявлено не было.
Также ретардированных детей не было и в пятилетнем возрасте. Однако по числу детей акселерирован-ного типа дети основной группы уступают детям группы сравнения. Так в основной группе акселериро-ванный вариант развития сохраняется у 4,6±1,7% мальчиков и 2,2±0,9% девочек, в то время как в группе сравнения число акселерантов увеличивается в 4,5 раза у мальчиков, достигая 15,7±3,6%. Девочки акселериро-ванного типа в детском дошкольном учреждении, где не применяются кинезиологические методики также возрастает до 12,3±2,7%.
Шестилетний возраст по распространенности вариантов биологического развития является более разнообразным в сравнении с предыдущими годами, благодаря появлению популяции детей ретардированного типа. Исследование показало, что дети, в отношении которых применяются многомерные дидактические средства, не склонны к акселерации развития. В данной группе доля акселератов составила 6,0±1,6% и 6,7±2,0% у мальчиков и девочек соответственно. В то же время в группе сравнения акселерация достигает 20,3±4,2% у мальчиков и 16,3±3,7% девочек. При этом в основной группе банальный вариант сохраняется у 77,4±5,7% мальчиков и 79,8±6,1% девочек. Ретардация развития в основной группе свойственна 16,6±2,2 % мальчиков и 13,5±3,6% девочек. В группе сравнения ретардированные мальчики выявлены в 11,5±3,0% наблюдений, а ретардированные девочки - в 11,2±1,7% случаев.
Таким образом, можно констатировать, что применение кинезиологических методик способствует нор-мостенизации телосложения и препятствует акселерации развития, направляя последнее в сторону банального варианта, сочетание которого с формированием нормостенического типа телосложения может служить критерием гармоничности развития детского организма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[3] Синдеева Л.В., Николаев В.Г., Кочетова Т.Ф., Ковригина О.А. Компонентный состав тела как критерий биологического возраста человека // Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 5. С. 61-66.
[4] Kryst L., Kowal M., Woronkowicz A. et al. Secular changes in height, body weight, body mass index and pubertal development in male children and adolescents in Krakow, Poland. J. Biosoc. Sci. 2012. Vol. 6. P. 1-13.
[5] Дорохов Р.Н. Онтогенетическая изменчивость детей и подростков // Смоленск: Смоленская гор. типография. 2011. 146 с.
KINESIOLOGY METHODS IN PHYSICAL EDUCATION AFFECT PHYSICAL AND BIOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN 4-7 YEARS
Orlova I.I.
Krasnoyarsk State Medical University n.a. professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russian Federation
Annotation. The aim of this study was to compare two groups of children of the first period of childhood with kinesiological methods of physical education and without it. Conducted research allowed to evaluate techniques, which manifests itself in the reduction of asthenia of the physique and increase in the latitudinal dimensions of the body, especially the parameters of the chest and shoulders. These methods contribute to the formation of a normal pace of biological evolution. The combination of typical development with the formation of the normostenic body type can serve as a criterion for the harmony of the development of the child's organism, which is especially important in monitoring the state of children's health.
Key words: children, health, kinesiological methods, physical development, biological age, physical education.
Sindeeva L.V., Nikolaev V.G., Kochetova T.F., Kovrigina O.A. Komponentnyj sostav tela kak kriterij biolog-icheskogo vozrasta cheloveka // Sibirskoe medicinskoe obozrenie. 2015. № 5. S. 61-66.
Kryst L., Kowal M., Woronkowicz A. et al. Secular changes in height, body weight, body mass index and pu-bertal development in male children and adolescents in Krakow, Poland. J. Biosoc. Sci. 2012. Vol. 6. P. 1-13. Dorohov R.N. Ontogeneticheskaja izmenchivost' detej i po-drostkov // Smolensk: Smolenskaja gor. tipografija. 2011. 146 s.
[1] Семенов А. Влияние оздоровительной физкультуры на физическое развитие и здоровье часто болеющих детей младшего школьного возраста // Студенческая наука и XXI век. 2010. № 7. С. 341-345.
[2] Клестов В.В., Белозерова Л.М. Особенности показателей осанки детей, занимающихся спортом // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2012. №9. С. 1417.
REFERENCES
[1] Semenov A. Vlijanie ozdorovitel'noj fizkul'tury na fizi-cheskoe razvitie i zdorov'e chasto bolejushhih detej mlad-shego shkol'nogo vozrasta // Studencheskaja nauka i XXI vek. 2010. № 7. S. 341-345.
[2] Klestov V.V., Belozerova L.M. Osobennosti pokazatelej osanki detej, zanimajushhihsja sportom // Lechebnaja fizkul'tura i sportivnaja medicina. 2012. №9. S. 14-17.
[3]
[4]
[5]