Научная статья на тему 'Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников'

Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
349
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ / CHILDREN / STYLE OF LIFE / MORPHO-FUNCTIONAL CONDITIONS / ADOLESCENTS / SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милушкина Ольга Юрьевна, Бокарева Н. А.

В современных условиях крупного города отмечается существенное изменение морфофункционального состояния детей и подростков во всех возрастных группах от 8 до 15 лет по сравнению со сверстниками 60-х и 80-х годов прошлого столетия. На фоне увеличения тотальных размеров тела и ускорения биологического развития отмечается резкое снижение функциональных показателей. Подобная картина наблюдается в других регионах страны, а также в других возрастных группах. Получены данные по оценке влияния экзогенных факторов на морфофункциональное состояние школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милушкина Ольга Юрьевна, Бокарева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF MORPHO-FUNCTIONAL CONDITIONS OF MODERN SCHOOL CHILDREN

The modern children and adolescents residing in megalopolis and aged from 8 to 15 years significantly differ in their morpho-functional conditions from their peers of 1960-1980. Against the background of increase of total body size and acceleration of biologic development the sudden decrease of functional indicators is noted. The data concerning the evaluation of effect of exogenous factors on morpho-functional conditions of school children is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников»

Выводы

1. Установлена зависимость академической успеваемости курсантов от типа нервной системы: лицам с более сильным типом свойственна более высокая успеваемость.

2. С целью повышения профессиональной подготовки оценка типа нервной системы может быть использована в учебном процессе для выявления и коррекции лиц со слабыми типами нервной системы.

3. Возможно, с целью повышения успеваемости лиц со слабыми типами нервной системы необходима кор -рекция расписания занятий в учебном плане подготовки.

ЛИТЕРАТУРА 1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер; 2001.

2. Райгородский Д.Я., ред. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара; 2001.

3. Рахманов Р.С., Орлов А.Л. Теппинг-тест (количественная оценка). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, № 2011611044; 2011 (Россия).

REFERENCES

1. Eliseev O.P. Practical work on psychology of personality. SPb.: Piter; 2001 (in Russian).

2. RajgorodskijDJa., red. Practical psycodiagnostics. Methods and tests: tutorial. Samara; 2001 (in Russian).

3. Rahmanov R.S., Orlov A.L. Dotting test (quantitative evaluation). Certificate of state registration of PC program, № 2011611044; 2011 (in Russian).

Поступила 28.05.13

© О.Ю. МИЛУШКИНА, Н.А. БОКАРЕВА, 2013 УДК 613.955:572.51

ОЮ. МИЛУШКИНА, Н.А. БОКАРЕВА

Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников

ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"

Минздрава России, 117997, Москва

В современных условиях крупного города отмечается существенное изменение морфофункционального состояния детей и подростков во всех возрастных группах от 8 до 15 лет по сравнению со сверстниками 60-х и 80-х годов прошлого столетия. На фоне увеличения тотальных размеров тела и ускорения биологического развития отмечается резкое снижение функциональных показателей. Подобная картина наблюдается в других регионах страны, а также в других возрастных группах. Получены данные по оценке влияния экзогенных факторов на морфофункциональное состояние школьников.

Ключевые слова: морфофункциональное состояние; дети и подростки; образ жизни школьников.

THE CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF MORPHO-FUNCTIONAL CONDITIONS

OF MODERN SCHOOL CHILDREN

O.Yu. Milushkina, N.A. Bokareva The N.I. Pirogov Russian national research medical university Minzdrav of Russia, 114907Moscow, Russia The modern children and adolescents residing in megalopolis and aged from 8 to 15 years significantly differ in their morpho-functional conditions from their peers of 1960-1980. Against the background of increase of total body size and acceleration of biologic development the sudden decrease of functional indicators is noted. The data concerning the evaluation of effect of exogenous factors on morpho-functional conditions of school children is presented.

Key words: morpho-functional conditions; children; adolescents; style of life; school children.

Диагностируемые в детстве отклонения физического развития являются предикторами ряда заболеваний неинфекционной природы в более позднем возрастном периоде на этапе репродуктивного и трудоспособного возраста. Этот факт определяет наблюдение, оценку, прогнозирование нарушений морфофункционального развития детей и подростков как актуальную проблему гигиены детей и подростков на современном этапе. Она имеет не только научное, но и прикладное значение, поскольку отражает социально-экономические процессы, происходящие в стране: миграцию населения, глобализацию во всех смыслах этого слова и др. Изменения физического развития населения могут отражать биологические изменения в эволюции человека в связи с колоссальным ускорением научно-технического прогресса.

Серии наблюдений за физическим развитием школьников в XX веке зафиксировали начало акселерации роста и развития детского населения в 1960-е годы, ее пик в середине 1970-х годов и элементы ретардации в 1980— 1990-х годах. Наблюдения 1990-х годов установили снижение темпов акцелерации, вследствие чего школьники по своему физическому состоянию начали все больше отставать от ровесников прошлых десятилетий.

Прогнозы антропологов и гигиенистов в 90-х годах сводились к общему мнению, что на рубеже тысячелетий и в начале XXI века будут наблюдаться процессы децелерации, т. е. замедление темпов биологического созревания и уменьшение дефинитивных размеров тела. Формированию такого представления способствовали данные антропометрических исследований, устанавлива-

Контактная информация: Милушкина Ольга Юрьевна; e-mail: [email protected]

ющие уменьшение обхватных размеров (грациализация телосложения), снижение показателей динамометрии, высокий процент детей с дефицитом массы тела и др.

Однако к концу первого десятилетия XXI века, по данным ряда авторов, в разных регионах России и за рубежом установлены новые тенденции физического развития детского населения: увеличение тотальных размеров тела, более ранние сроки полового созревания, увеличение доли детей с избыточной массой тела, снижение функциональных показателей [1—4]. Это явление требовало изучения и детального анализа.

Целью исследования явилось изучение морфофунк-ционального состояния школьников в 2000—2012 гг. для установления динамики изменения антропометрических показателей, уровня биологического созревания и функциональных показателей детей и подростков. Были обследованы 1406 школьников 8—15 лет с определением средних и ошибок средних значений соматометрических и физиометрических показателей физического развития [5].

Сравнительный анализ показателей физического развития школьников Москвы в возрасте 8—15 лет разных десятилетий показал, что современные школьники превосходят своих сверстников по основным антропометрическим показателям, при этом увеличение размеров происходит синхронно. Параллельно обнаружены изменения пропорций строения тела современных школьников, наиболее четко проявляющиеся в увеличении длины ноги. Установлены особенности биологического развития современных московских школьников: развитие вторичных половых признаков начинается у мальчиков с 10 лет, у девочек с 8. Статистически значимо увеличилась толщина подкожно-жировых складок и окружность талии у девочек. Толщина подкожно-жировых складок у девочек 8—15 лет в 2000-х годах оказалась в 1,1— 2,5 раза больше, чем у их сверстниц в 1980-х годах.

На фоне увеличения антропометрических показателей установлено снижение силовых возможностей школьников (по результатам кистевой динамометрии). Мышечная сила кистей рук — это интегральный показатель, отражающий функциональное состояние мышечной и нервной систем. И у мальчиков, и у девочек 8—15 лет снижены показатели динамометрии по сравнению со сверстниками 1960-х и 1980-х годов, различия статистически достоверны (р < 0,001).

Увеличение тотальных размеров и ускорение биологического развития можно рассматривать как положительное явление и даже некоторую акселерацию роста и развития. Однако, учитывая существенное снижение мышечной силы школьников, вряд ли можно говорить о "положительных" сдвигах физического развития. Вероятно, целесообразным будет назвать этот процесс дискоординацией морфофункционального развития современных школьников. Выявленная закономерность противоречит ранее сформированному у ауксологов и гигиенистов детства мнению, что антропометрические и функциональные показатели изменяются синхронно.

Низкие показатели динамометрии у школьников требуют осторожного подхода в части восстановления всеобщих нормативов физической подготовленности. Рассматривается вопрос возвращения к нормативам ГТО, однако исследования показывают, что современные дети смогут выполнить старые нормы только ценой собственного здоровья, а иногда и жизни.

Изучение влияния эндогенных и экзогенных факторов на формирование морфофункционального состояния детей и подростков позволило выявить достоверные

связи с низкой двигательной активностью [6], временем контакта с техническими средствами (компьютеры, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и др.), с высокими учебными нагрузками, в том числе с подготовкой к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену, с нарушением питания, неблагоприятными экологическими факторами, с уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия учреждения и распространением курения среди школьников.

Таким образом, выявленные особенности морфо-функционального состояния современных школьников требуют оптимизации профилактической работы в образовательных учреждениях, что согласуется с концепцией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Президентом Российской Федерации. Для выполнения этой работы приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.12 № 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи" (зарегистрирован в Минюсте 29.05.12 № 24361), который начал действовать 02.11.12 утверждены Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения) и введена новая должность — врач по гигиене детей и подростков — 1 штатная единица (должность) на 2500 обучающихся в образовательных организациях (школы, учреждения начального и среднего профессионального образования).

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова Е.С. Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе "здоровье — среда обитания": Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Н. Новгород; 2010.

2. Malina R.M., Peña Reyes M.E., Little B.B. Secular change in heights of indigenous adults from a zapotec-speaking community in Oaxaca, Southern Mexico. Am. J. Phys. Anthropol. 2010; 141 (3): 463—75.

3. Kryst L., Kowal M., Woronkowicz A. et al. Secular changes in height, body weight, body mass index and pubertal development in male children and adolescents in Krakow, Poland. J. Biosoc. Sci. 2012; 6: 1—13.

4. ЧагаеваН.В., ПоповаИ.В., ТокаревА.Н. и др. Сравнительная характеристика физиометрических показателей физического развития школьников. Гигиена и санитария. 2011; 2: 72—5.

5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ямпольская Ю.А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в попу-ляционном мониторинге: Руководство для врачей. М.; 1999.

6. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. и др. Влияние расширенного двигательного режима на физическое развитие школьников. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012; 6: 50—2.

REFERENCES

1. Bogomolova E.S. Hygienic substantiation of monitoring the growth and development ofthe pupils in the system "health C environment". Abstract of PhD Thesis. Nizhny Novgorod; 2010 (in Russia).

2. Malina R.M., Peña Reyes M.E., Little B.B. Secular change in heights of indigenous adults from a zapotec-speaking community in Oaxaca, Southern Mexico. Am. J. Phys. Anthropol. 2010; 141 (3): 463—75.

3. Kryst L., Kowal M., Woronkowicz A. et al. Secular changes in height, body weight, body mass index and pubertal development in male children and adolescents in Krakow, Poland. J. Biosoc. Sci. 2012; 6: 1—13.

4. Chagaev N., Popova I., Tokarev A. et al. Comparative characteristics of physiometric indicators of physical development of pupils. Gigiena i sanitariya. 2011; 2: 72—5 (in Russia).

5. Baranov A., Kuchma V., Yampolskaya Yu. et al. Methods for studying the physical development of children and adolescents in population monitoring: Guidelines for physicians. Moskva; 1999 (in Russia).

6. Milushkina O., Bokareva N., Skoblina N. et al. The effect of the expanded motor regimen on the physical development of schoolchildren. Physical Culture: upbringing, education, training. 2012; 6: 50—2 (in Russia).

Поступила 28.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.