Нурутдинова А.Н., Пеунов Н.Ю.
ВЛИЯНИЕ КИНЕМАТОГРАФА НА ОТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ЛГБТ-СООБЩЕСТВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
РО!: 10.26907/2079-5912.2023.1.50-57
Аннотация. В статье анализируется манипулятивное влияние современного мейнстрим кино на отношение молодежи к тематике ЛГБТ. Прослеживается динамика трансформации темы нетрадиционных сексуальных отношений в кинематографе на примере фильмов - лауреатов «Оскара». Преподнесение этой темы в мировом кино на протяжении последних десятилетий изменилось по схеме «окна Овертона», меняющего ракурс восприятия от неприемлемого до допустимого и популярного. Гомосексуализм и смена пола из социальной девиации превратились в одобряемую социальную норму. Анализ кинопредпочтений российской молодежи показал, что молодежь, увлекающаяся современным мировым кино, лояльно относится к ЛГБТ-киногероям и нетрадиционным сексуальным отношениям в реальной жизни. Критическое отношение к теме ЛГБТ в кино и в жизни присутствует у той части молодежи, которая смотрит фильмы, ориентируясь на их тематику и нравственный посыл.
Ключевые слова: современный кинематограф, манипуляция, окно Овертона, ЛГБТ, молодежь.
Актуальность. За несколько последних десятилетий во многих странах радикально поменялось отношение к нетрадиционным сексуальным отношениям и смене пола. Вопреки научным объяснениям и культурным традициям, нетрадиционный секс перешел в разряд социальной нормы; признано, что биологический пол не является основанием для причисления человека к мужчинам или женщинам; изменено законодательство, регулирующее нетрадиционные сексуальные отношения и т.д. Позиция врачей, педагогов, ученых, юристов, отстаивающих и защищающих природную сущность человека, объявлена консервативной, несовременной, не толерантной. В России изменилась официальная повестка дня в связи с введением запрета на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии и смене пола [1]. В данной статье выполняется требование закона и подчеркивается манипулятивный характер кинофильмов, выдвинутых на премию Оскар, нацеленных на пропаганду тематики ЛГБТ.
Большую роль в пропаганде гомосексуализма играет кинематограф. Современное мейнстрим кино охватывает, прежде всего, молодежную аудиторию. Среди кинозрителей большую часть составляют люди в возрасте до 30 лет. Кино обладает мощными инструментами глубинного воз-
действия на сознание людей, их жизненные установки, ценности, социальное поведение.
Поэтому представляет научный и практический интерес проанализировать манипулятивные технологии кинематографа в продвижении идей толерантности к представителям ЛГБТ-сообщества в мировом кинематографе на протяжении последних десятилетий, а также выяснить, ощущает ли российская молодежь воздействие этой манипуляции. Такая постановка проблемы является новой для отечественной социологии.
Степень изученности проблемы. Исследования российских авторов можно разделить на две основные группы. Одна группа работ анализирует проблему с морально-этических позиций. В них толерантное отношение к ЛГБТ-со-обществам оценивается негативно, обосновывается мнение о необходимости предупреждения появления сексуальных отклонений [2,3,4].
Большая часть работ рассматривает проблему в контексте толерантности к нетрадиционному сексу. На материалах авторских социологических исследований выявляются социально-демографические факторы, влияющие на уровень толерантности [5-13].
Эмпирическая база исследования. В рамках исследования был проведен контент-анализ фильмов-лауреатов премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм» со времени основания премии в 1929 г. по 2022 г. Цель - выявление образов главных действующих лиц и динамика их изменения. На втором этапе исследования были изучены кинопредпочтения российской молодежи (18-29 лет). Было взято двенадцать интервью у информантов, проживающей в разных городах России, выбор осуществлялся методом «снежного кома».
Методологическая основа исследования. Методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих кинематограф как социальный институт, выполняющий функции социального управления и социализации [14-17]. Кинематограф как социальный институт включен одновременно в экономическую и культурную деятельность, производит продукцию, продающуюся на рынке услуг. М. Маклюэн подчеркивал, что кино нельзя считать единичным способом коммуникации. Это могущественный орган индустриальной машины, который осуществляет политический нажим и промышленный вызов [18].
Социология выделяет несколько аспектов управленческого воздействия кино на человека. (1) Влияние на структуру потребностей. Современный массовый кинематограф культивирует стремление к удовлетворению базовых потребностей, девальвируются высшие человеческие ценности. В результате происходит трансформация сознания в сторону упрощения, одномерности [19]. (2) Погружение человека в мир грёз, созданных кино. Кино, по выражению М. Маклюэна, может предложить бедным роли богатых и власть имущих, о которых они даже не мечтали. Это помогает снять социальное напряжение, дает людям надежду на самоосуществление [18, С.398-399]. (3) Кино влияет на формирование мотивации, ценностных установок, транслирует образцы социального поведения [20]. (4) Кино стандартизирует явления общественной жизни и одновременно конструирует иную социальную реальность [20]. Действительность, созданная средствами кино, по мнению современных исследователей, уже не столько дублирует объективную социальную реальность, сколько является образцом для повседневной жизни. Индивидуальные жизненные стратегии все более повторяют клише кинотекстов [21].
Все вышесказанное позволяет говорить, что кинематограф в настоящее время является одним из самых эффективных механизмов распространения той или иной идеи в обществе [22].
Управленческое воздействие кинематографа на человека исследователи характеризуют как манипуляцию. Термин «манипуляция» в любых трактовках обозначает действия, ведущие к созданию иллюзии. У субъекта, восприни-
мающего эту иллюзию как реальность, меняется сознание, мотивация, этические нормы, поведение.
Для объяснения манипулятивного воздействия кино на человека, используются идеи Ж. Делёза. Делёз вскрывает силу воздействия кино на сознание и мышление человека. Кинематографические образы являются движущимися, стимулируют работу мозга и всей нервной системы. Мысль входит вместе с образом-движением и принуждает мыслить под действием шока [23, С.238 - 239].
Вместе с тем, манипуляция не всемогуща. Сознание не всякой личности воспринимает иллюзии, в т.ч. и кинематографические. Восприимчивость/невосприимчивость к манипуляции зависит от устойчивости культурных форм [24, С.115].
Результаты и обсуждение
Трансформация темы ЛГБТ в фильмах, получивших премию Оскар в номинации аЛучший фильм»
Динамика трансформации темы нетрадиционных сексуальных отношений в кинематографе прослеживается на примере фильмов - лауреатов «Оскара» в категории «Лучший фильм». Премия американской киноакадемии нами была выбрана потому, что американская кинопродукция занимает ведущие позиции в мировом кинопрокате. Более % фильмов на мировом кинорынке, производятся в США. Через фильмы и другую медиа-продукцию продвигаются в массовое сознание народов других стран ценности американской культуры [25]. Кинематографические образы - это не столько произведения искусства, сколько важный элемент идеологической пропаганды, они оказывают психологическое воздействие на зрителей [26].
Американская академия кинематографических искусств и наук выдвигает требования, которым должен соответствовать фильм, претендующий на получение «Оскара», т.е. фактически задает проблематику и даже состав актеров и создателей фильмов. Так в обновленном варианте требований есть следующее: (1) среди исполнителей главной роли или ведущей роли второго плана обязательно должен быть хотя бы один «цветной» актер — азиат, темнокожий, латиноамериканец и др.; (2) не менее 30% всех актеров должны быть женщины, представители какой-то расовой или этнической группы, ЛГБТ, люди с ограниченными возможностями; (3) основная сюжетная линия фильма должна быть развернута на эти же группы; (4) не менее двух руководителей в творческих группах должны быть из этих меньшинств [27].
Контент-анализ сюжетной линии фильмов показал, что привнесение темы нетрадиционных сексуальных отношений осуществлялось по классической схеме «окна Овер-тона»: немыслимо - радикально - приемлемо - разумно -популярно [28]. Охарактеризуем эти этапы.
«Немыслимо». Первые намеки на гомосексуальность у героев, а точнее антигероев, критики заметили в фильме 1942 г. «Мальтийский сокол». Учитывая присущее тому времени отношение к семейным ценностям, представление о мужественности, появление открытых гомосексуалистов в качестве главных героев казалось немыслимым.
«Радикально». Первый открытый гомосексуал появляется в 1963 г. в фильме «Лоуренс Аравийский». Он был показан злодеем, не вызывающим симпатии зрителя. Так гомосексуальность стала допустима, но в негативном контексте, как атрибут зла.
«Приемлемо». Начиная с 1970 г. в фильмах регулярно стали появляться представители секс-меньшинств. Они представлялись как павшие люди («Полуночный ковбой», 1970), виновники личных трагедий других героев («Последний киносеанс», 1972) или даже насильники («Избавление», 1973) и грабители («Собачий полдень», 1976). Всего за 1970-е гг. престижной премии удостоились шесть фильмов, героями которых были геи.
В 80-е гг. происходит поворот от геев-маргиналов к геям -мученикам («Времена Харви Милка», 1984; «Поцелуй женщины-паука», 1986). В 90-е гг. за десять лет главную кинопремию мира получают семь фильмов, поднимающих тему ЛГБТ. В пяти из них эта тема является центральной («Филадельфия», 1993; «Приключение Присциллы, королевы пустыни», 1994; «Лучше не бывает», 1998; «Боги и монстры», 1998; «Мальчики не плачут»,1999 г.). Только одном фильме геи выступают в качестве антигероев («Криминальное чтиво», 1995).
«Разумно». Начиная с 2000 г. гомосексуальные персонажи перестают быть просто мучениками, чаще они становятся непонятыми гениями и оказываются в центре повествования. Только в одном из семи фильмов, поднимающих тему ЛГБТ, главная героиня - проститутка, лесбиянка, убийца («Монстр», 2003). В остальных случая гомосексуалисты - персонажи положительные, часто талантливые и непонятые («Красота по-американски», 2000; «Часы», 2002; «Горбатая гора», 2005; «Капоте», 2005; «Маленькая мисс Счастье», 2007; «Милк», 2008).
«Популярно» Начиная с 2010-х гг. тематика ЛГБТ беззастенчиво эксплуатируется американским мейн-стрим кинематографом. Тема геев-изгоев меняет характер, перенося гомосексуальность со второго на первый план («Детки в порядке», 2011; «Начинающие», 2011; «Клуб покупателей Далласа», 2013). Всё чаще геями оказываются главные герои кинолент («Игра в имитацию», 2014; «Девушка из Дании», 2015; «Лунный свет», 2016; «Зови меня своим именем», 2017; «Форма воды», 2017; «Леди Бёрд», 2018).
Под конец десятилетия в 2019 г. Оскара получили фильмы про талантливых гомосексуалистов, вписавших своё имя в историю («Богемская рапсодия», «Рокетмен», «Фаворитка», «Зеленая книга»).
«Государственная норма». В 2020 г. американская киноакадемия ввела квоты на обязательное присутствие представителей ЛГБТ среди персонажей фильма или членов съемочной группы. Теперь гомосексуальная тема превратилась в социальную норму.
Таким образом, в течение примерно пятидесяти лет тема нетрадиционных сексуальных отношений трансформировалась из социальной девиации в одобряемую социальную норму.
Анализ кинопредпочтений российской молодежи (по материалам интервью)
Анализ кинопредпочтений молодежи показал, что все респонденты избирательно относятся к просмотру фильмов. Участников исследования условно можно разделить на две группы. Одна группа следит за новинками кино, хорошо знакома со знаковыми фильмами последних лет, знает многих современных актеров и режиссеров. Другую группу мало интересует современное кино. Молодежь этой группы чаще ориентируется на тематику фильма.
Первая группа более многочисленна, чем вторая. В ней есть знатоки и любители кино. Во вторую группу входят молодые люди, которые не видели многих популярных фильмов двух последних десятилетий. К этой группе относятся те, кто отбирает фильмы по любимой тематике.
Все респонденты отмечают, что фильмов с ЛГБТ - тематикой становится все больше. Подавляющее большинство респондентов относятся к этому нейтрально. Никто из респондентов специально не выбирает фильмы с ЛГБТ -персонажами. Четверо респондентов высказались против темы ЛГБТ в фильмах. Среди них три девушки и один юноша. Девушки настроены более категорично, чем юноша.
Раскрутку темы ЛГБТ в кино любители кино объясняют стремлением к кассовому успеху, поскольку это модная тема. В то же время Григорий, 29 лет, Санкт-Петербург, знаток современного кино, вспомнил, как фильм с ЛГБТ -героем сильно затронул его:
<Я помню очень яркий момент был, когда первый был фильм ЛГБТ - драма, который меня действительно тронул, это был фильм «Джей Эдгар» про Эдгара Гувера, главу ФБР... И из-за того, что это очень было погружено в контекст исторический, очень талантливо было сыграно, ну и сама драма, которая не типично придумана, меня действительно тронуло».
По сути, этот участник исследования признался, что он попал под «магию кино». Другая респондентка также признала изменение своего отношения к обсуждаемой проблеме.
Настя, 25 лет, Самара: «Раньше для меня это было прям нет. Я могла остановить, выключить фильм, потому что я этого не понимала. Сейчас я не скажу, что я прям <аа», но как-то более спокойно к этому отношусь. Наверное, об-
щество более спокойно к этому относится, и я стараюсь не отделяться».
Высказывались мнения, что посредством кино идет пропаганда ЛГБТ. Такую позицию занимает молодежь, избирательно относящаяся к просмотру фильмов, не следящая за новинками кино.
Мария, 20 лет, Екатеринбург. «Мне кажется, я старых устоев и я считаю, что это пропаганда. Мне 20 лет и я буду это смотреть, но я буду понимать, что это ненормально. А если это посмотрит ребенок четырнадцати лет, то он не будет понимать хорошо это или плохо».
Менее категорично высказалась другая участница исследования.
Ирина, 21 год, Оренбургская область: «Не то, чтобы пропаганда этого идет, а больше толерантное отношение пропагандируется к этим людям».
Также была высказана точка зрения, что чрезмерный интерес кинематографа к тематике ЛГБТ может сформировать не только толерантность, но негативное отношение.
Мария, 23 года, Самара. «Они некоторых людей еще больше отталкивают, против настроили. Т.е. они и привлекли, и показали, что это нормально, с другой стороны другие люди еще больше стали гневиться и хуже относиться».
Из материалов интервью следует, что у кого из респондентов нет отторжения ЛГБТ-киногероев, у тех существует толерантное отношение к самой теме. И наоборот, респонденты, настроенные категорически против темы ЛГБТ в кино, не приемлют эту тему и в реальной жизни.
Выводы.
Анализ интервью показывает, что все участники исследования отмечают рост популярности темы ЛГБТ в кино и распространение нетрадиционных сексуальных отношений в реальной жизни. Интервьюеры, не погруженные в мейнстрим кино, чаще оценивают раскрутку этой темы в кино как пропаганду и формирование толерантности. Вместе с тем, далеко не все молодые люди, избирательно относящиеся к просмотру фильмов, ощущают на себе манипулятивное воздействие кинематографа. Критическое отношение присутствует у тех, кто смотрит фильмы, ориентируясь на их тематику и нравственный посыл.
Часть молодежи, увлекающаяся киноискусством, прямо не указывает, что кино манипулирует сознанием людей,
продвигая тему ЛГБТ; оценивает фильмы с ЛГБТ - тематикой просто как художественные произведения, не влияющие на отношение общества к этой проблеме. Интервьюеры, лояльно относящиеся к ЛГБТ-киногероям, толерантно относятся к нетрадиционным сексуальным отношениям в реальной жизни. Противоположная позиция у молодежи, не приемлющей нетрадиционных сексуальных отношений ни в кино, ни в жизни.
Заключение
Исследование показало, что современное мейнстрим кино оказывает манипулятивное воздействие на отношение молодежи к тематике ЛГБТ. Преподнесение этой темы в мировом кинематографе радикально изменилась на протяжении последних десятилетий по схеме «окна Овер-тона», постепенно меняющего ракурс восприятия от неприемлемого до допустимого и популярного. В настоящее время гомосексуализм и смена пола в фильмах - лауреатах «Оскара» стали социальной нормой, не подлежащей обсуждению.
Результаты интервью с российской молодежью показывают, что молодежь любит кино, интересуется им, избирательно относится к просмотру фильмов. Участники исследования указывают на популярность темы нетрадиционных сексуальных отношений в мировом кино и распространение их в реальной жизни.
Молодежь, знакомая с тенденциями современного мирового кино, испытывает на себе его манипулятивное воздействие. На принятие ЛГБТ-повестки как нормального явления оказывают влияние увлекательные фильмы, снятые талантливыми режиссерами, хорошая игра актеров. Преподнесение житейских историй и биографий известных личностей как гомосексуальной драмы производит сильное эмоциональное впечатление на зрителей, что подтверждает суждение Ж. Делёза о влиянии кинематографического образа на строй мышления. Можно говорить о том, что кинематограф конструирует новую социальную реальность, формирует новые социальные стандарты и паттерны поведения.
Вместе с тем, у части молодежи, есть критический взгляд на тематику ЛГБТ в кино и в жизни. Не подвержены кинематографической манипуляции молодые люди, имеющие устойчивые кинопредпочтения и отстаивающие свои нравственные убеждения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 05.12.2022 N 479-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433217/ (дата обращения: 13.02.2023).
2. Тужба Э.Н. Динамика сексуальной морали: от СССР к современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - №2. - С. 179-183.
3. Бунецкий Л.Л. Нравственные ориентации современной молодежи в выстраивании новых стратегий жизненного смысла // Ломоносовские чтения. Материалы ежегодной научной конференции МГУ. - Севастополь: Филиал МГУ в Севастополе, 2022. - С. 144-151.
4. Абдурасули К. Научные исследования против ЛГБТ-пропаганды // Студент года 2020. Сборник статей XIII Международного научно-исследовательского конкурса. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. - С. 352-354.
5. Зекунова П.А., Сидоров Ю.И. Отношение студенческой молодежи к представителям ЛГТБ-сообщества: гендерный аспект // Гендерные ресурсы современного мира - 2021. Гендерный калейдоскоп - 2021. Материалы Четвертой Всероссийской видеоконференции с международным участием. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Фонд науки и образования, 2021. - С. 142-147.
6. Панкратов С.А., Панкратова Л.С. Сексуальная культура современной российской молодежи: опыт социологического исследования // Казанская наука. - 2015. - №8. - С. 127-131.
7. Фокина А.Е., Черепанова М.И. Толерантность студенческой молодежи к сексуальным девиациям в современном обществе // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. Материалы Второй региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!». - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2015. - С. 87-90.
8. Дорогина И.В., Рыбьякова А.В. Отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - 2020. - Т.1. - С. 62-66.
9. Петинова Т.М. и Гридина В.В.Особенности проявления толерантности современной молодежи к сексуальным меньшинствам: социологический анализ // Культура, управление, экономика, право. - 2019. - №3. - С. 8-15.
10. Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок в отношении к представителям молодёжных субкультур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207) - С. 580-583.
11. Теплякова С.А., Есина С.В. Гомосексуальная личность - феномен социальный и культурный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55624/ (дата обращения: 04.12.2022).
12. Рикель А.М. Социальные представления о гомосексуальности у разных представлений современных россиян // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2020. - № 4. - С. 110-134.
13. Балашова Е.С., Богачева А.В., Кочеганова П.П. К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С.339 - 342.
14. Жабский М.И., Божко Ю.В. Социология кино. - М.: Канон+, 2020. - 512 с.
15. Цветков А. Синемарксизм. - М.: Рипол-Классик, 2019 - 522 с.
16. Вайбург А.В. Роль кинематографа в процессе социализации молодого поколения // Вестник ТвГТУ. Серия Науки об обществе и гуманитарные науки. - 2018. - Вып. 2. - С. 105-111.
17. Рожкова К.Л., Сазина Д.А. Исследование кинематографа как социального института: постановка проблемы // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Материалы VI Междун. науч.-практ. конф. (Пермь, декабрь, 2017). - Пермь: ПГНИУ . 2017. - С. 134-138.
18. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. - 464 с.
19. Конишевский Д.В. Манипулятивное воздействие на социальные процессы как средство тотальной деконструкции // Омский научный вестник. - 2010. - №6 (92). - С. 235-238.
20. Скрипкарь М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентации молодежи. Автореф...к.с.н. - Чита, 2009 - 24 с.
21. Harrington C. Lee. The ars moriendi of US serial television : Towards a good textual death // International Journal of Cultural Studies. - 2013. - № 16 (6). - Pp. 579-595.
22. Тищенко Н.В. Развитие исследований кинематографа: от «языка кино» к «языку социума» // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №15. - С. 89-91.
23. Делёз Ж. Кино. - М: Изд-во «Ад Маргинем», 2004. - 316 с.
24. Козлова О.Н. Манипуляция сознанием и субъектность в XXI века // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. - 2010. - №3 (46). - С. 113-130.
25. Грицан А.В. Роль США в мировых медиапотоках и их влияние на аудиовизуальный рынок России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2016. - №3. - С.139-148.
26. Трепакова А.В. Современное американское кино в социально-культурном аспекте. Автореф....к.культурологии. -М., 2003 - 25 с.
27. Future Oscar Films Must Meet Diversity Standards (Будущие фильмы Оскара должны соответствовать стандартам разнообразия). URL: https://www.vanityfair.com/hollywood/2020/09/academy-awards-best-picture-inclusion-representation-diversity (дата обращения: 25.01.2023).
28. Якоба И.А. Деконструкция технологии «Окно Овертона» в американском медийном дискурсе // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 5 (92). - С. 175-187.
Информация об авторах
Нурутдинова Аида Наильевна, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии, кандидат социологических наук.
e-mail: [email protected]
Пеунов Никита Юрьевич, социолог, АНО «Независимый исследовательский Центр».
e-mail: [email protected]
Nurutdinova A.N., Peunov N.Yu.
THE INFLUENCE OF CINEMA ON THE ATTITUDE OF RUSSIAN YOUTH TO REPRESENTATIVES OF LGBT COMMUNITIES:
SOCIOLOGICAL DISCOURSE
Abstract. The manipulative influence of modern mainstream cinema on the attitude of young people to the LGBT theme is analyzed. The dynamics of the transformation of the topic of non-traditional sexual relations in cinematography is traced on the example of Oscar-winning films. The presentation of this topic in world cinema over the past decades has changed according to the "Overton window", changing the perspective of perception from unacceptable to acceptable and popular. Homosexuality and gender reassignment have turned from social deviation into an approved social norm. An analysis of film preferences of Russian youth showed that young people who are fond of modern world cinema are loyal to LGBT movie characters and non-traditional sexual relationships in real life. A critical attitude towards the theme of LGBT in cinema and in life is present among the part of the youth who watches films, focusing on their themes and moral message.
Keywords: modern cinematography, manipulation, Overton window, LGBT, youth.
Literature
1. Federal Law No. 479-FZ dated 05.12.2022 "On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433217 (date of reference: 13.02.2023).
2. Tuzhba E.N. Dynamics of sexual morality: from the USSR to modern Russia // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2021. - No.2. - Pp.179-183.
3. Bunetsky L.L. Moral orientations of modern youth in building new strategies of life meaning // Lomonosov readings. Materials of the annual scientific conference of Moscow State University. - Sevastopol: MSU Branch in Sevastopol, 2022. - Pp. 144-151.
4. Abdurasuli K. Scientific research against LGBT propaganda // Student of the Year 2020. Collection of articles of the XIII International Research Competition. - Penza: ICNS "Science and Education", 2020. - Pp. 352-354.
5. Zekunova P.A., Sidorov Yu.I. The attitude of student youth to representatives of the LGBT community: gender aspect // Gender resources of the modern world - 2021. Gender kaleidoscope - 2021. Materials of the Fourth All-Russian Videoconference with international participation. - Rostov-on-Don: Limited Liability Company "Foundation of Science and Education, 2021. -Pp. 142-147.
6. Pankratov S.A., Pankratova L.S. Sexual culture of modern Russian youth: experience of sociological research // Kazan Science. - 2015. - No. 8. - Pp. 127-131.
7. Fokina A.E., Cherepanova M.I. Tolerance of student youth to sexual deviations in modern society // Proceedings of young scientists of Altai State University. Materials of the Second Regional Youth Conference "My choice is science!". - Barnaul: Publishing House of the Altai State University, 2015. - Pp. 87-90.
8. Dorogina I.V., Rybyakova A.V. Attitude to people with non-traditional sexual orientation // Modern society: questions of theory, methodology, methods of social research. - 2020. - Vol.1. - Pp. 62-66.
9. Petinova T.M. and Gridina V.V. Features of the manifestation of tolerance of modern youth to sexual minorities: a sociological analysis // Culture, management, economics, law. - 2019. - No. 3. - Pp. 8-15.
10. Tarasova L.E. The study of discriminatory attitudes towards representatives of youth subcultures // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2022. - № 5 (207) - Pp. 580-583.
11. Teplyakova S.A., Esina S.V. Homosexual personality - a social and cultural phenomenon // Young scientist. - 2019. - № 2.1 (240.1). - Pp. 42-44. - URL: https://moluch.ru/archive/240/55624/ (date of reference: 04.12.2022).
12. Rikel A.M. Social ideas about homosexuality in different representations of modern Russians // Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology. - 2020. - No. 4. - Pp. 110-134.
13. Balashova E.S., Bogacheva A.V., Kocheganova P.P. On the issue of gender self-identification of students in the context of modern human rights discourse in the Russian Federation // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. - 2018. -T. 7. - № 2(23). - Pp.339-342.
14. Zhabsky M.I., Bozhko Yu.V. Sociology of cinema. - M.: Canon+, 2020. - 512 p.
15. Tsvetkov A. Sinomarxism. - M.: Ripoll-Classic, 2019 - 522 p.
16. Vainberg A.V. The role of cinema in the process of socialization of the younger generation // Tvsu Bulletin. A series of Social Sciences and Humanities. - 2018. - Issue 2. - Pp. 105-111.
17. Rozhkova K.L., Sasina D.A. The study of cinema as a social institution: statement of the problem // Actual problems of human potential development in modern society. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference (Perm, December, 2017). - Perm: PGNIU. 2017. - Pp.134-138.
18. McLuhan M. Understanding Media: external extensions of a person. M.: CANON-press-Ts, Kuchkovo field, 2003. - 464 p.
19. Konishevsky D.V. Manipulative influence on social processes as a means of total deconstruction // Omsk Scientific Bulletin. - 2010. - №6 (92). - Pp. 235-238.
20. Skripkar M.V. The impact of manipulative cinema technologies on the process of socialization and the formation of value orientations of youth. Abstract...Ph.D. - Chita, 2009 - 24 p.
21. Harrington C. Lee. The ars moriendi of US serial television : Towards a good textual death // International Journal of Cultural Studies. - 2013. - № 16 (6). - Pp. 579-595.
22. Tishchenko N.V. Development of cinema studies: from the "language of cinema" to the "language of society" // Theory and the practice of social development. - 2014. - No. 15. - Pp. 89-91.
23. Deleuze J. Cinema. - Moscow: Publishing house "Ad Marginem", 2004. - 316 p.
24. Kozlova O.N. Manipulation of consciousness and subjectivity in the XXI century // Bulletin of the Russian State University. Philosophy series. Sociology. Art history. - 2010. - №3 (46). - Pp. 113-130.
25. Gritsan A.V. The role of the USA in global media flows and their impact on the audiovisual market of Russia // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Social Sciences series. - 2016. - No. 3. - pp.139-148.
26. Trepakova A.V. Modern American cinema in the socio-cultural aspect. Abstract....K. of cultural studies. - M., 2003 - 25 p.
27. Future Oscar Films Must Meet Diversity Standards. URL: https://www.vanityfair.com/hollywood/2020/09/academy-awards-best-picture-inclusion-representation-diversity (date of reference: 25.01.2023).
28. Yakoba I.A. Deconstruction of the "Overton Window" technology in American media discourse // Bulletin of Cherepovets State University. - 2019. - № 5 (92). - Pp. 175-187.
Authors
Nurutdinova Aida Nailevna, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology, Candidate of Sociological Sciences.
e-mail: [email protected]
Peunov Nikita Yurievich, sociologist, ANO Independent research Center.
e-mail: [email protected]