ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА КОНТЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
Л.В. Борзилова, преподаватель Альметьевский политехнический техникум (Россия, г. Альметьевск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10433
Аннотация. В статье поднимается проблема влияния фейковой информации на сознание и поведение нового поколения; демонстрируется взаимосвязь между качеством контента и стилем жизни индивида; определяется роль гражданской позиции в модели поведения человека. Приводится пример из опыта работы преподавателя истории ГА-ПОУ «Альметьевский политехнический техникум» - использование образовательного инструментария (веб-сайта) для формирования активной гражданской позиции студентов на уроках истории через развенчание «фейк ньюс» (новостей, искажающих информацию).
Ключевые понятия: гражданская позиция, стиль жизни, фейк-ньюс, контент, «цифровое» поколение, информационная среда.
«Сегодняшний глобализованный мир породил «граждан мира», не связывающих себя обязательствами ни с одним из государств, отвергающих преобладание какой-либо географической, исторической привязанности, вопреки известному высказыванию В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству...» [1, с. 23]. Речь идет о гражданской позиции. Молодое поколение в своих ценностных предпочтениях определяют сегодня, каким будет «завтра» у страны и ее граждан. Все это обуславливает актуальность выбранной нами темы.
Анализом понятия «гражданская позиция» занимались Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Ю.В. Березутский, Н.П. Капустин, В.Т. Лисовский, Н.С. Щепочкин и др. Одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны»[2, 164]. Можно предположить, что гражданская позиция это интегрированное качество личности, включающее в себя:
- статику (оценочные знания о своей стране, обществе и своем месте в этом обществе, то есть «образ Родины»);
- динамику (поступки, действия в отношении окружающего мира). Данные понятия сформируют поведенческий «почерк» жизни или жизненный стиль.
Представления о стиле жизни личности были введены в науку А. Адлером [3, 99]. Стиль жизни - это, с одной стороны, принятая человеком концепция жизни («путеводный образ»), а с другой стороны - принятый им паттерн поведения («жизненный план»). А. Адлер, не смотря на свою убежденность, что жизненный стиль индивидуален, предложил в качестве классификации два критерия: «социальный интерес» и «степень активности». Между критериями выявляется прямая взаимосвязь: при высоком уровне социального интереса наблюдается активная жизненная позиция - социально-полезный тип. При асоциальном (эгоистичном) интересе мы сталкиваемся с «берущим», «избегающим» или «управляющим» типами.
Таким образом, стиль жизни (или модель поведения) - это деятельностная сущность человека (характеристика средств достижения жизненных целей). Поступки индивида могут быть мотивированы разными факторами внешней среды, которые проходят через внутренний фильтр (мораль, интересы, убеждения,
эрудированность и т.п.). Следовательно, пает базой жизненного стиля индивида. гражданская позиции (ее статика) высту-
Таблица 1. Соотношение понятий «гражданская позиция» и «модель поведения»
Гражданская позиция Модель поведения (стиль жизни)
компоненты
1. Когнитивный (знания на уровне убеждений) 2. Ценностный (чувствование) 3. Поведенческий (действия) 1. Концепция жизни (образ) 2. Паттерн (шаблон поведения) 3. Формы поведения (действия)
Как мы видим из таблицы, понятия «гражданская позиция» и «модель поведения» - взаимосвязаны. Получаемая индивидом информация из окружающей его среды закладывает фундамент - знания, на котором будут формироваться личные убеждения («осознание своего Я»). Эмоции позволяют «прочувствовать» объекты и проранжировать их по шкале ценностей, после чего индивид переходит на поведенческую стадию - так формируется стиль жизни.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что информационное поле, в котором идет формирование первого компонента гражданской позиции (когнитивного) играет важную роль в определении жизненного стиля. Что я вижу, слышу, ощущаю, таким и будет формированный в голове образ действительности, следовательно, важно контролировать качество контента (информационного содержания).
Информационная среда - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации [4]. Концепция информационной среды активно разрабатывалась Ю.А. Шрейдером, как проводника информации при активном воздействии на ее участников.
Информационная среда предоставляет индивиду возможность оперативно получать необходимые сведения, но умение получить нужную информацию и преобразовать ее в знания приобретаются в процессе обучения. Ю.А. Шрейдер выражал это так: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать» [5].
Выделяют три основных аспекта информационной среды:
- система исторически сложившихся форм коммуникации;
- одна из сторон деятельности человека;
- информационная инфраструктура [5].
Рассмотрим понятие «контента» как
элемента информационной среды в ее инфраструктуре. Контент (англ. content - содержимое) - любое информационно значимое наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта) - тексты, графика, мультимедиа - вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера с соблюдением соответствующих законностей, как правило, только для личного пользования [6].
Простыми словами, контент - это содержание информационной среды. Контент может быть текстовой, графический, аудио и видео. Это информационный поток, воздействующий на все органы чувств индивида. В результате его воздействия в сознании индивида формируется картина мира (образ/образы), которые заложат основу жизненного стиля.
Как отмечает О.А. Хахалева в своей статье, «...идет процесс обособления информационной среды в отдельное образование, втягивающее в себя человека» [7, с. 243]. Автор отмечает, что «воздействуя на все органы чувств, она создает иллюзию подлинности символического мира, что сказывается на восприятии и оценке окружающей действительности. В описании современной информационной среды целесообразно исходить из двух основополагающих посылок: во-первых, общество, в котором обитает человек сегодня, это информационное общество, во-вторых, в социуме, базирующемся главным обра-
зом на информации, проживает теперь новый человек - человек информационные (Homo Informaticus) - продукт информационного обществ [7]. ... При этом роль общественности постоянно уменьшается. Средства массовой коммуникации оказываются в этой ситуации агентами властных полномочий и рациональности. С их помощью также происходит вытеснение общественности [7, с. 244]».
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующий вывод: современная информационная среда - это место обитания молодого поколения, именно в ней происходит процесс социализации студентов, следовательно, качество ее содержания (контента) играет приоритетную роль в формировании гражданской позиции индивида.
«Fake news» - фальшивые (поддельные, «фейковые», ложные) новости - это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду [8].
«Фальшивая новость» определяется как новость, которая «полностью составлена и сфабрикована для обмана читателя, с целью увеличения трафика и прибыли [8]».
Авторы подобного контента, как правило, используют броские заголовки (часто искажающие действительность) для увеличения численности аудитории (количества просмотров страницы) с целью заработка. Приведем примеры новостного контента в Интернете: «Освенцим освобождали украинские солдаты» или «Россия применила ядерное оружие в Луганске». В чем опасность подобного искажения?
Другой пример. Фильм «Сволочи» А. Атанесяна по книге В. Кунина. Режиссер и сценарист утверждал, что фильм снят на реальных событиях. Напомним сюжет: 1943 год. Освобожденный из заключения полковник должен подготовить для уничтожения немецкого склада топлива диверсионную группу из подростков-преступников 14-15 лет, приговоренных к смертной казни. Фильм вызвал интересен у молодежной аудитории. Если учесть, что
рекламная компания вокруг фильма строилась на утверждении, что он снят по реальным событиям, якобы автор книги Владимир Кунин сам был в этом диверсионном лагере, то легко предположить последствия подобного искажения фактов. Как отмечает историк С.Г. Асфатуллин, распространение через художественные произведения (в том числе фильмы) не соответствующих действительности, заведомо ложных сведений о событиях Великой Отечественной войны и их закрепление в общественном сознании представляют значительную опасность [9, 7].
Проведенное расследование показало, что В. Кунина (Фейнберга) в 1944 году был зачислен в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков, в сентябре 1945 года откомандирован во 2-е Чкалов-ское военно-авиационное училище лётчиков-наблюдателей, а в мае 1946 года отчислен в связи с учебной неуспеваемостью. В районе турбаз «Горельник» в 1943 году действительно располагалась школа горной подготовки для подготовки курсантов к ведению боя в горах, но не подростков.
А вот факт использования детей в диверсионной деятельности в 1943 году действительно был. Только не в СССР, а в нацисткой Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной абверкомандой-203 в июле 1943 года в деревне Гемфурт.
В газетах было дано опровержение, что фильм «Сволочи» снят по реальным событиям, но вот только какой процент молодёжи сегодня читает страницы прессы на бумажном носителе?
Итак, «фейк ньюс» или фальшивые новости - это контент, который изначально искажает реальность с коммерческими целями сделать прибыль на сфабрикованном скандале. Как было отмечено выше, информатизация формирует мировоззрение -отношение к миру, к окружающим и к самому себе. Как отмечает А.Б. Денисов в своей статье, сегодня «происходит редуцирование жизненных ситуаций, потеря субъективно-экзистенциональных смыслов существования и внерациональных
способов регулирования отношений (с опорой на противопоставление добра и зла, чувства, идеалы, любовь, веру) и, как следствие, потеря собственного Я [1, с. 22]».
«Удовлетворение более низших потребностей (по Маслоу) порождает поиск идеалов, поэтому ценности потребления, идеалы «сытой жизни» перестают удовлетворять. ... Молодому поколению требуются яркие. «цепляющие» идеи, на которых базируются различные сектантские объединения, в том числе и экстремисткой направленности. На яркость идей накладывается возможность активных действий, риск, романтика, желание ярких жизненных событий, при этом нет требований к умственным, творческим способностям. ... Молодежь .можно быстро активировать, поставить в оппозицию к обществу, так как на данном этапе она не может получить от общества желаемого («все и сразу», что культивируется в СМИ)» [1, с. 23]. Подтверждением являются события в мире: «Евромайдан» в Украине, события в Ливии, Ираке, Сирии. «Отбирая и интерпретируя информационные потоки, Интернет вместе с другими СМИ становится мощным средством распространения дезинформации, паники, целевой обработки индивидуального и массового сознания» [1, с. 23].
На уроках истории преподаватель имеет возможность на практике проверить связь между знанием истории и гражданской позиции. Мы выделили 3 типа отношения к жизни:
1)конструктивная активная жизненная позиция: обучающийся эрудирован и информирован, умеет работать в информационной среде (выбирать источники информации, проверять их на достоверность), как правило, данная категория студентов социально активная, они позитивно относятся к людям, поддерживают инициативы, готовы к переменам и могут их генерировать сами (волонтеры, участники общественных мероприятий и т.п.);
2) деструктивная жизненная позиция: обучающийся аккумулирует негативную информацию (критика власти, политики своей страны, образа жизни россиян и
т.п.), как правило, данная категория студентов пассивна, инертна, зациклена на своих «претензиях», не способна предложить реальные способы разрешения трудных ситуаций, отличается цинизмом;
3) жизненная позиция отсутствует: асо-циальность, замкнутость, нежелание ничего делать, стойкая привычка игнорировать информацию, при полном отрицании базовых ценностей.
Мы провели небольшое исследование, предложив студентам написать фрагменты мини-сочинения на тему: «Судьба России». В опросе приняли участие 53 студента. Обучающимся было необходимо продемонстрировать свою позицию по ряду вопросов:
- какой вклад внесла Россия в мировое развитие?
- каким путем следует идти современной России: западным, восточным или своим (позиция славянофилов)?
- какие реформы необходимы России сегодня для повышения уровня жизни и безопасности в стране?
- «образ России»: взгляд из дома и из-за рубежа.
Для графического изображение результата анализа работ ведем следующие условные обозначения:
1) А - обладают глубокими знаниями по сущности и значимости своей страны на мировой арене (СССР продемонстрировал мирное применение атома, сегодня Россия выходит в лидеры на рынке промышленных роботов, на рынке оптоволокна, на рынке 3-0 принтеров и т.п.) - 3 человека -6%
2) Б - обладают знаниями на уровне: первый полет в Космос, Победа в Великой Отечественной войне - 14 человек 26%
3) В - не смогли привести аргументы, но написали позитивные теоретизирование фразы, например: «Россия самодостаточная страна» - 13 человек - 25%
4) Г - не смогли привести ни одной фразы (даже теоретизированной) - 21 человек - 38%
5) Д - выразили негативное отношение к своей стране и ее значимости на мировой арене - 2 человека - 3%.
После этого, мы соотнесли ответы с учебы) и получили следующие результаты уровнем социальной активности студентов (табл. 2). (есть у них активные интересы помимо
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа
А Б В Г Д
Социально активны Социально активны Активны, но не в системе, а в частных случаях Пассивны Пассивны
100% из 100% 3 из 3 86% из 100% 12 из 14 54% из 100% 7 из 13 (6 пассивны) 86% из 100% 18 из 21 (3 активны) 100% из 100% 2 из 2
Таким образом, можно сделать вывод, цией индивида прямая зависимость. Наше что между качеством контента в информа- эмпирическое исследование, проведенное ционной среде (в нашем случае, новостно- в рамках курса истории, это подтвердило. го и исторического) и гражданской пози-
Библиографический список
1. Денисова А.Б. Влияние ИКТ на формирование гражданской позиции студентов в условиях глобализации и информатизации // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. - 2015. - №1.
2. Рязанова М.П. Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - №4 (23).
3. Акимова М.К., Персиянцева С.В., Перевощикова Г.С. Взаимосвязь гражданской идентичности и выбора жизненных стилей молодыми россиянами // Инновации в образовании. - 2017. - №11.
4. Финансовый словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23436
5. Хандажпова С.Б. Формирование информационной образовательной среды образовательного учреждения [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/06/26/formirovanie-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy
6. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117680
7. Хахалева О.А. К вопросу об информационной среде обитания // Вестник КрасГАУ. -2012. - №2.
8. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Асфатуллин С.Г. Развенчание мифов о Великой Победе // Военно-исторический журнал. - 2014. - №5.
INFLUENCE THE QUALITY OF THE CONTENT OF THE INFORMATION MEDIA
ON FORMATION OF THE CIVIL POSITIO
L.V. Borzilova, lecturer Almetyevsk polytechnic college (Russia, Almetyevsk)
Abstract. The article raises the problem of the influence of fake information on the consciousness and behavior of a new generation; demonstrates the relationship between the quality of content and the lifestyle of the individual; determines the role of the civic position in the model of human behavior. An example is given from the experience of history teacher of SAPEI «Almetyevsk polytechnical College»- using of educational tools (web site) for the formation of an active civic stand of students in history classes through debunking "fake news" (news, distorting information).
Keywords: civil position, lifestyle, fake news, content, digital generation, information environment.