УДК 378.016:2 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_18
Владимир Николаевич Дежнев, Анастасия Николаевна Суханова
г. Шадринск
Влияние изучения курса «История религии» на отношение студентов
к религии и атеизму
В статье рассматривается влияние курса «История религии» на мировоззрение студентов, их отношение к вопросам религии и атеизма. На основе социологического исследования анализируется состояние и тенденции изменения религиозно-атеистических взглядов студентов, уровня их религиоведческих знаний, на отношение студентов к представителям других религиозных конфессий и национальностей, понимание опасности и причин возникновения религиозного экстремизма, на повседневное религиозное поведение студентов, их представлений о судьбе религии в XXI века.
В результате исследования выяснилось, что изученный курс качественно повлиял на изменение взглядов более половины слушателей, ведущей тенденцией стало движение от религиозности к не религиозности и превалирование женской религиозности над мужской, причисление себя к определенной религиозной конфессии далеко не всегда связано с религиозной верой. Имеющаяся религиозность носит внецерковный характер, а не религиозность сопровождается повседневным обращением к Богу, верой в судьбу и приметы.
Изученный курс дал понимание опасности и причин религиозного экстремизма, тесной исторической связи всех религиозных направлений, укрепил позитивное отношение к представителям других национальностей и религий. По мнению студентов, религия в XXI веке сохранится, но религиозность людей будет снижаться.
Ключевые слова: религия, атеизм, студенты, история, религиозно-атеистическое мировоззрение, образование, религиозное поведение, религиозный экстремизм, межрелигиозное согласие.
Vladimir Nikolaevich Dezhnev, Anastasia Nikolaevna Sukhanova
Shadrinsk
The influence of studying the course "History of Religion" on the students' attitude to
religion and atheism
The article examines the influence of the course "History of Religion" on the worldview of students, their attitude to issues of religion and atheism. The state and trends of change in religious and atheistic views of students, the level of their religious knowledge, the attitude of students to representatives of other religious denominations and nationalities, understanding of the dangers and causes of religious extremism, the daily religious behavior of students, their ideas about the fate of religion in the XXI century are analyzed on the basis of a sociological study.
As a result of the study it turned out that the studied course qualitatively influenced the change of views of more than half of the listeners, the leading trend was the movement from religiosity to non-religiosity and the predominance of female religiosity over male, classifying oneself to a certain religious denomination is not always associated with religious faith. The existing religiosity is of an extra-ecclesiastical nature and not religiosity is accompanied by an everyday appeal to God, faith in fate and omens.
The studied course gave an understanding of the dangers and causes of religious extremism, the close historical connection of all religious trends, strengthened a positive attitude towards representatives of other nationalities and religions. According to the students, religion will remain in the XXI century, but the religiosity of people will decrease.
Keywords: religion, atheism, students, history, religious-atheistic worldview, education, religious behavior, religious extremism, interreligious harmony.
Студентам в ходе обучения в вузе необходимо получить компетенции, значимые как для выполнения их профессиональных обязанностей на избранном поприще, так и для бытия в существующей общественной реальности. У будущих педагогов должна сформироваться твердая осознанная мировоззренческая позиция, определяющая принципы их деятельности во всех сферах социальной и духовной жизни. Огромную роль в формировании мировоззрения студентов играют религиоведческие дисциплины. Знания, получаемые в ходе изучения данных дисциплин, не только позволяют понять происходящие в мире сложные процессы, но и дают возможность решить для себя важные экзи-стенциональные вопросы, сформировать «духовную базу» для своей дальнейшей деятельности. Безусловно, изучение религиоведческих дисциплин является значимым фактором формирования
18
взглядов обучающихся, однако остается невыясненным вопрос о том, как именно влияет изучение данных дисциплин на отношение студентов к религии и атеизму, что и обуславливает актуальность данной работы.
Существует ряд исследований, которые касаются религиозности современной молодежи в целом и в частности студентов. Работа С.С. Малявиной «Особенности ценностного отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи (кросс-культурное исследование)» [6] посвящена отношению молодых православных христиан, мусульман и атеистов к ценностям религиозной культуры. Исследование Э.Н. Батыршиной «Соотношение атеистического и религиозного мировоззрения у групп студенческой молодежи» [2] сосредоточено на особенностях мировоззрения студентов в связи с их этнической принадлежностью. Труд
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022
Е.И. Аринина и Д.И. Петросяна «Особенности религиозности студентов» [1] основан на обширном социологическом материале, содержит глубокий теоретический анализ и является хорошей методологической базой изучения религиозности студентов. Однако в результатах данных исследований не отображена информация о роли религиоведческих дисциплин. Вопросу изучения религиоведческих дисциплин посвящены такие работы, как В.В. Кудрявцев «Религиоведение и формирование мировоззрения у студентов» [4], Е.Е. Лях. «Религиоведческие дисциплины в современной системе высшего образования» [5], А.С. Заболотная «О необходимости преподавания религиоведческих дисциплин» [3]. Но во всех этих трудах интересующий нас аспект влияния этих дисциплин на мировоззрение студентов, их отношение к религии и атеизму рассматривается лишь с теоретической стороны без использования социологических данных.
Целью данной работы является изучение влияния курса «История религии» на отношение студентов к религии и атеизму на основании материалов, полученных в ходе социологического исследования.
Задачами исследования стали:
- проведение анкетирования до начала изучения курса «История религии» и выявление основных типологических групп в их мировоззренческой ориентации на религию или атеизм и отношения к основным религиозно-атеистическим проблемам;
- проведение анкетирования и опроса после изучения курса «История религии»;
- определение влияния курса «История религии» на религиозные и атеистические взгляды студентов;
- выявление отношения студентов к представителям других национальностей и религий после изучения курса «История религии»;
- выявление отношения студентов к экстремизму после изучения курса «История религии»;
- выявить взгляды студентов на будущую судьбу религии в XXI веке;
- определение отношения студентов к курсу «История религии».
Исследование проводилось на протяжении года. Выборка составила 23 человека студентов учебной группы 2 курса, получающих педагогическое образование с двумя профилями подготовки: «История» со вторым профилем «Обществозна-ние». По половому признаку деление примерно равное, группа включает 11 студентов мужского пола и 12 представительниц женского пола. Абсолютное большинство студентов представляют этносы, традиционно исповедующие православие, есть представители этносов, религией которых традиционно является ислам.
Первый этап исследования проводился до освоения ими курса «История религия». На основании анализа анкет выявилось до шести типологических групп в мировоззренческих ориентациях студентов на религию и атеизм. В целях данного иссле-
дования было принято деление на три основные типологические группы: «верующие», «неверующие» и «не определившиеся». «Верующие» - респонденты, верящие в личностного Бога, относящие себя к верующим людям и идентифицирующие себя с определенной религиозной конфессией. «Неверующие» - респонденты, относящие себя к неверующим людям и по всем основным вопросам занимающие не религиозную позицию. В этой группе выделяется подгруппа с активной не религиозностью - атеисты. «Не определившиеся» - респонденты, без определенной религиозной или не религиозной позиции. Состав этой типологической группы не однороден, он колеблется от позиции близкой к религиозности
- через выражение безразличия к религии и атеизму
- к позиции близкой к не религиозности. При анализе отдельных религиозно-атеистических мировоззренческих вопросов неоднородность внутри типологических групп учитывалась.
До изучения курса «История религии» состав респондентов по религиозно-не религиозной принадлежности был следующий: верующих - 39,1 процента, неверующих (все заявляли себя атеистами) -8,7 процента, без определенной религиозной позиции, то есть не относящиеся к вышеуказанным типологическим группам, - 52,2 процента. Заявили о своей идентификации с определенной религиозной конфессией (православные и мусульмане) -65,2 процента, причем такая идентификация характерна для представителей всех типологических групп включая позиционирующих себя атеистами. 70 процентов отвечавших обращаются к Богу в своей повседневной жизни, 65,2 процента верят в судьбу и приметы. Посещают церковь несколько раз в год - 39,1 процента, несколько раз в жизни -52,1 процента, не были в церкви ни разу в жизни -8,7 процента. Ежемесячно в церкви не бывает никто. В составе верующих представительниц женского пола было большинство - 66, 7 процента и 33,3 процента - мужского пола. Группа неверующих состояла только из представителей мужского пола.
Второй этап исследования проводился уже после изучения студентами курса «История религия» и включал в себя не только анкетирование, но и опрос, состоящий преимущественно из вопросов открытого типа.
После изучения курса среди опрошенных было выявлено: неверующих - 21,7 процента, верующих - 21,7 процента, 56,6 процента не относились к вышеуказанным группам и составили группу не определившихся. Анализ показал, что в течение года 17,4 процента ранее верующих стали менее религиозными и перешли в группу «без определенной религиозной позиции». Кроме того, 13 процентов опрошенных из группы людей с неопределенной религиозной позицией перешли в категорию «неверующие». Внутри типологической группы «не определившиеся» 8,7 процента респондентов стали более ближе к верующим, а также 8,7 процента стали менее религиозны. Внутри
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 1 (53) 2022
группы «неверующие» 4,3 процента перешли с атеистической позиции на позицию простого неверия. В целом, данные, полученные в ходе анализа анкет, позволяют сделать вывод, что после изучения курса «История религии» среди студентов религиозно-атеистические мировоззренческие позиции изменились у 12 человек (52,2 процента), причем у трех человек (13 процентов) тенденция изменений направлена к религиозности, а у девяти человек (39 процентов) - к не религиозности. Таким образом наблюдается смещение религиозно-атеистического спектра мировоззрения студентов учебной группы к большей не религиозности.
Доля заявивших о своей идентификации с определенной религиозной конфессией сохранилась в прежнем объеме - 65,2 процента и наличествует во всех типологических группах. Доля обращающихся к Богу в своей повседневной жизни сократилась до 52,2 процента, а отвечавших утвердительно о вере в судьбу и приметы несколько увеличилась - до 74 процентов. Посещение церкви в целом осталось близко к прежнему уровню, вместе с тем появился ответ о ежемесячном посещении церкви. В составе группы верующих остались только представительницы женского пола, а в группе неверующих, в которой ранее были только мужчины, почти половину составили женщины.
Следующий аспект, который составлял сферу нашего интереса - это выявление отношения студентов к вопросам религии после изучения курса «История религии». В первую очередь хотелось бы отметить, что 100 процентов опрошенных указывают на увеличение собственного уровня знаний о религиях за прошедший год, а более 30 процентов респондентов считают, что у них возрос интерес к мировоззренческим вопросам, касающимся религии. Стали больше думать о вопросах религии 21,7 процента, при этом большинство опрошенных имеют сформированное мнение по поводу того, что ждет человека после смерти: 13 процентов считают, что человека после смерти ждет ад или рай, 30,4 процента - перерождение, 30,4 процента выступают за то, что смерть - это просто конец жизни, 21,7 процента не думали об этом. Вышеуказанная информация свидетельствует об увеличении уровня знаний, интереса, количества размышлений по религиозным вопросам среди опрошенных после изучения курса «История религии».
Кроме того, представляется необходимым обозначить отношение студентов, прошедших курс «История религии», к религии и атеизму. По конфессиональной принадлежности среди опрошенных выделяется три основных группы: относящие себя к православию 61 процент, не относящие себя к какой-либо конфессии - 34,7 процента, относящие себя к исламу - 4,3 процента. Несмотря на свою конфессиональную принадлежность, все опрошенные относятся к приверженцам атеизма лояльно, также нет ни одного негативного мнения, касающегося приверженцев религии. Большинство
респондентов (52,1 процента) считают, что изучение истории религии не изменило их отношения к религии и атеизму, остальные отмечают различное влияние курса на них. Согласно полученным данным, можно сделать вывод об отсутствии негативного отношения к атеизму и религии среди студентов, прошедших курс «История религии».
Значимым аспектом нашего исследования стал анализ отношения респондентов к представителям других национальностей и религий после изучения курса «История религии». Сходства между различными религиозными учениями видят большинство опрошенных (86,9 процента), некоторым из них (8,7 процента) даже стали импонировать идеи других религий после изучения дисциплины. В ходе проведения исследования не было выявлено ни одного человека, который бы негативно относился к представителям других религий, кроме того, у 95,6 процента опрошенных отношения с представителями других национальностей и религий складываются позитивно. Необходимо отметить, что 47,8 процента респондентов относятся нейтрально, а 26 процентов -положительно к межрелигиозным бракам, нет ни одного негативного мнения о межрелигиозных браках, причем 56,5 процента считают, что сами могли бы вступить в такой союз. К оскорблению чувств верующих опрошенные относятся преимущественно негативно (69,5 процента), нет ни одного положительного мнения по данному вопросу. Таким образом, сведения по вышеуказанному аспекту исследования, полученные в ходе анализа опросных листов, позволяют сделать вывод об открытости и отсутствии негативных тенденций во взаимодействии студентов, прошедших курс «История религии», с представителями других национальностей и религий.
Безусловно, важным и актуальным на данный момент времени стал аспект исследования о выявлении уровня осведомленности опрошенных, изучавших религиоведческую дисциплину, об экстремизме. Среди респондентов 73,9 процента признают, что религия может стать опасной, а в качестве главных причин религиозного экстремизма опрошенные в основном выделяют фанатизм, искажение идей и различные заблуждения, связанные с религией. Эти данные говорят о том, что студенты, изучавшие курс «История религии», осознают опасность экстремизма, понимают его причины.
Одним из направлений исследований стал анализ мнений студентов, изучавших религиоведческую дисциплину, о значении религии в XXI веке. 73,9 процента опрошенных считают, что религия в XXI веке нужна, из них 43,5 процента указывают на то, что религия необходима как поддержка в трудных жизненных ситуациях. Однако только 4,3 процента считает, что религиозность населения будет увеличиваться, большинство 60,8 процента склоняются к тому, что уровень религиозности будет снижаться. Основную причину снижения уровня религиозности опрошенные видят в стремлении молодого поколения быть более практичными, надеяться
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_2542-0291
на свои силы. Кроме того, только 30,4 процента респондентов считают, что необходимо соблюдать обрядовую сторону религии. Большинство 95,6 процента, в том числе и верующие, считают, что если люди верят в бога, то они не обязаны посещать церковь (мечеть и т.д.). Что подтверждается данными о посещении церкви и говорит о том, религиозность студентов имеет внецерковный характер. Только 4,3 процента считает, что в XXI веке нужно придерживаться религиозных правил при выборе одежды, 82,6 процента опрошенных, в том числе и верующие, склоняются к противоположному мнению. Таким образом, респонденты после изучения курса «История религии» осознают значимость религии, ее функции. Можно заметить, что опрошенные меньшее внимание уделяют внешней стороне религии, они более ориентированы на ее внутреннюю сторону, на то, чтобы найти компромисс между религиозными идеями и быстро меняющимися условиями жизни.
Благодаря проведенному исследованию удалось выяснить отношение студентов к курсу «История религии». По мнению 39 процентов опрошенных, курс «История религии» на них не повлиял, также 39 процентов опрошенных считают, что они получили знания о религиях, но их мировоззрение не поменялось, еще 21,7 процента считают, что с помощью курса «История религии» они смогли переосмыслить некоторые свои взгляды. По объективным же данным, учитывая изменения религиозности, можно сказать, что данная религиоведческая дисциплина заметно повлияла на мировоззрение 52,2 % опрошенных, что примерно тридцатью процентами студентов не осознается. Необходимо отметить, что несмотря на то, что наибольшее влияние она оказала на мировоззрение верующих, у части слушателей курса (13 процентов) изменения произошли с тенденцией к религиозности. Таким образом, студенты признают влияние курса «История религии» на их некоторые взгляды и знания, но они еще не осознают в полной мере воздействия, оказанного данной дисциплиной на их мировоззрение.
На основании материалов, полученных в ходе исследования влияния курса «История религии» на отношение студентов к религии и атеизму можно сделать следующие выводы.
Религиозно-атеистический аспект мировоззрения студентов имеет сложный и противоречивый характер, находится в процессе становления.
Более последовательны в своей мировоззренческой позиции верующие, декларируемая же не религиозность зачастую сопровождается «практической религией», обращением к Богу в повседневной жизни, верой в судьбу и приметы.
Несмотря на то, что студенты не в полной мере осознают воздействия на них дисциплины «История религии», на самом деле курс оказал на их религиозно-атеистическое мировоззрение значительное влияние. Среди опрошенных после изучения данной дисциплины наблюдается явное смещение к не религиозности, женская религиозность превалирует над мужской религиозностью.
Студенты понимают значимость религии, ее функции. Вместе с тем респонденты меньшее внимание уделяют внешней стороне религии, они более ориентированы на ее внутреннюю сторону, на то, чтобы найти компромисс между религиозными идеями и быстро меняющимися условиями жизни. В целом религиозность студентов имеет внецерковный характер. Идентификация студентами себя с определенной религиозной конфессией в значительной степени обусловлена национально-культурными причинами, не фактической религиозной верой.
Отмечается увеличение уровня знаний студентов по вопросам религии, активизация их интереса к религиозно-атеистическим мировоззренческим вопросам. У опрошенных не выявлено отрицательного отношения к атеизму и религии, к представителям других национальностей и конфессий, что позволяют сделать вывод об открытости и отсутствии негативных тенденций во взаимодействии студентов на религиозной почве.
Осознание студентами значимости религии сопровождается пониманием опасности экстремизма, признается, что религия может стать опасной, а в качестве главных причин религиозного экстремизма опрошенные в основном выделяют фанатизм, искажение идей и различные заблуждения, связанные с религией. Эти данные говорят о том, что студенты, изучавшие курс «История религии», осознают опасность экстремизма, понимают его причины.
Большинство студентов считают, что религия в XXI веке нужна, прежде всего, как поддержка в трудных жизненных ситуациях, но склоняются к тому, что уровень религиозности будет снижаться, что связывается со стремлением молодого поколения быть более практичными, надеяться на свои силы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аринин, Е.И. Особенности религиозности студентов / Е.И. Аринин, Д.И. Петросян. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2016. - № 6. - С. 71-77.
2. Батыршина, Э.Н. Соотношение атеистического и религиозного мировоззрения у групп студенческой молодёжи (на примере Республики Башкортостан) / Э.Н. Батыршина. - Текст : электронный // Социодинамика. - 2017. - № 12. -С. 13-19. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24900.
3. Заболотная, А.С. О необходимости преподавания религиоведческих дисциплин / А.С. Заболотная. - Текст : электронный // Фундаментальные и прикладные науки сегодня : материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 25-26 июля 2017 г. - North Charleston, USA, 2017. - Т. 1. - С. 24-26. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29797591_88635690.pdf.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 1 (53) 2022
4. Кудрявцев, В.В. Религиоведение и формирование мировоззрения у студентов / В.В. Кудрявцев. - Текст : электронный // Религия и общество - 12 : сб. науч. ст. / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. - С. 236-238. - URL: https://libr.msu.by/bitstream/123456789/7023/1/504s.pdf.
5. Лях, Е.Е. Религиоведческие дисциплины в современной системе высшего образования» / Е.Е. Лях. - Текст : электронный // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2017. - № 1. - С. 51-54. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28872277_86748788.pdf.
6. Малявина, С.С. Особенности ценностного отношения к религиозной культуре в среде современной молодежи : (кросс-культурное исследование) / С.С. Малявина. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 2 (101). - С. 91-99.
REFERENCES
1. Arinin E.I., Petrosjan D.I. Osobennosti religioznosti studentov [Peculiarities of students' religiosity]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], 2016, no. 6, pp. 71-77.
2. Batyrshina Je.N. Sootnoshenie ateisticheskogo i religioznogo mirovozzrenija u grupp studencheskoj molodjozhi (na pri-mere Respubliki Bashkortostan) [The ratio of atheistic and religious worldview among groups of student youth (on the example of the Republic of Bashkortostan)]. Sociodinamika [Sociodynamics], 2017, no. 12, pp. 13-19. URL: https://nbpublish.com/li-brary_read_article.php?id=24900.
3. Zabolotnaja, A.S. O neobhodimosti prepodavanija religiovedcheskih disciplin [On the necessity of teaching religious disciplines]. Fundamental'nye iprikladnye nauki segodnja: materialy XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 25-26 ijulja 2017 g. [Fundamental and applied sciences today]. North Charleston, USA, 2017, vol. 1, pp. 24-26. - URL: https://elibrary.ru/down-loadMibrary_29797591_88635690.pdf.
4. Kudrjavcev V.V. Religiovedenie i formirovanie mirovozzrenija u studentov [Religious studies and the formation of worldview among students]. In V.V. Starostenko (eds.) Religija i obshhestvo - 12: sb. nauch. st. [Religious studies and the formation of worldview among students]. - Mogilev: MGU imeni A.A. Kuleshova, 2018, pp. 236-238. URL:https://libr.msu.by/bitstream/123456789/7023/1/504s.pdf.
5. Ljah E.E. Religiovedcheskie discipliny v sovremennoj sisteme vysshego obrazovanija» [Religious disciplines in the modern system of higher education]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitija obrazovanija [Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development], 2017, no. 1, pp. 51-54. URL: https://elibrary.ru/download/eli-brary_28872277_86748788.pdf.
6. Maljavina S.S. Osobennosti cennostnogo otnoshenija k religioznoj kul'ture v srede sovremennoj molodezhi: (kross-kul'turnoe issledovanie) [Features of the value attitude to religious culture among today's youth]. Izvestija Ural'skogo feder-al'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury [Izvestia Ural Federal University Journal. Ser. 1. Issues in education, science and culture], 2012, no. 2 (101), pp. 91-99.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
В.Н. Дежнев, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и права, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8956-9118.
А.Н. Суханова, студентка 327 группы Гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9516-016Х. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
V.N. Dezhnev, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8956-9118.
A.N. Sukhanova, Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9516-016Х.
УДК 37.016:81 DOI: 10.52772/25420291_2022_1_22
Елена Ивановна Елизова,
г.Шадринск Жанна Талиповна Кашкимбекова
г.Кемертоган, Республика Казахстан
Особенности обучения русскому языку учащихся казахских школ
в условиях многоязычия
Статья посвящена одному из актуальных вопросов преподавания русского языка как неродного на постсоветском пространстве, выявлению специфики обучения русскому языку в школах Республики Казахстанв условиях полиязычия и поиска наиболее эффективных подходов к обучению современных казахских школьников. В материале обосновывается закономерная смена лингводидактических подходов к обучению русскому языку как неродному и как иностранному, описываются особенности реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию в средней школе в Республике Казахстан. Многоязычная среда формирует отношение к изучению неродных и иностранных языков как важному фактору коммуникации представителей различных национальностей на фоне существования казахского языка как государственного языка и русского языка как официального языка в Казахстане. В статье обосновывается необходимость разработки и использования дифференцированных заданий на занятиях по русскому языку в казахских школах.
Ключевые слова: полиязычная среда, обучение русскому языку, личностно-ориентированный подход, дифференцированные задания.
~~ГГ) ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 22_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (53) 2022_ 2542-0291