Научная статья на тему 'Влияние исторической памяти на формирование внешней политики Исламской Республики Иран'

Влияние исторической памяти на формирование внешней политики Исламской Республики Иран Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
564
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ИСЛАМ / ХОМЕЙНИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА В ХХ В / ИЗРАИЛЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПАЛЕСТИНА / ПАЛЕСТИНСКИЙ КОНФЛИКТ / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ / [KHOMEINI] / IRAN / ISLAM / FOREIGN POLICY OF IRAN IN XX CENTURY / ISRAEL / REGIONAL CONFLICTS / PALESTINE / PALESTINIAN CONFLICT / ARAB-ISRAELI WARS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов А. В.

В статье рассматриваются вопросы отражения и воздействия религиозной памяти в форме мифологем на формирование внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран. Анализируются взгляды аятоллы Хомейни и их интерпретация современными государственными деятелями Ирана (М. Ахмадинежад, А. Хаменеи, М. Моттаки) в проведении внешней политики страны на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF HISTORICAL MEMORY ON MOLDING OF FOREIGN POLICY OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

In the article are examined questions of reflection and action of religious memory, in the form mythologemas, on molding of the conception of foreign affairs of the Islamic republic of Iranian. Are analyzed the views of ayatollah Khomeini and their interpretation by the contemporary statesmen of Iran (M. Ahmadinejad, A. Khamenei, M. Mottaki) in conducting of foreign policy of the country in the present stage.

Текст научной работы на тему «Влияние исторической памяти на формирование внешней политики Исламской Республики Иран»

УДК 327 (55)

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

А.В. Баранов

Саратовский государственный университет,

кафедра истории нового, новейшего времени и международных

отношений

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы отражения и воздействия религиозной памяти в форме мифологем па формирование внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран. Анализируются взгляды аятоллы Хомейпи и их интерпретация современными государственными деятелями Ирана (М. Ахмадинежад, А. Ха,менеи, М. Мот таки) в проведении внешней политики страны на современном этапе.

Ключевые слова: Иран, ислам, Хомейпи, внешняя политика Ирана в XX в., Израиль, региональные конфликты, Палестина, палестинский конфликт, арабо-израильские войны.

INFLUENCE OF HISTORICAL MEMORY ON MOLDING OF FOREIGN POLICY OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

A.V. Baranov

in the article are examined questions of reflection and action of religious memory, in the form mythologemas, on molding of the conception of foreign affairs of the Islamic republic of Iranian. Are analyzed the views of ayatollah Khomeini and their interpretation by the contemporary statesmen of Iran (M. Ahmadinejad, A. Khamenei, M. Mott tiki) in conducting of foreign policy of the country in the present stage.

Key words: Iran, Islam, [Khomeini], foreign policy of Iran in XX century, Israel, regional conflicts, Palestine, Palestinian conflict, Arab-Israeli wars.

Мировые средства массовой информации с повышенным вниманием отслеживают ситуацию вокруг Исламской Республики Иран. Особенно в этом преуспели американская и израильская прессы. Именно благодаря США и Израилю в мире поддерживается напряженное и настороженное отношение к «ядериому досье» Те-

гора па. Одни из мировых та б лоидов, издающихся и США, - The Washington Times опубликовал паї ью Джеффри Т. Купера «Будущая война і’ Ираном». В мой Кумор прямо заяв ля от, ч m война с Ираном стала неизбежной. «Без ответа остался m лг.ко один вопрос- ііачмоі-ся ли ома раїіі.іііо или позже. Последние ракетные испытания Тегерана говорят о том, что апокалипсические муллы примі їй к такому же вы волу. Иран добился успехов. Его ракеты среднего радиуса действия «Шахаб-3» (Shahab-З), а также «Саджил» (Sajjil) способны достань Израиля»1. У Вашингтона, по мнению Купера, есп. два пути: либо санкционировать американскую или израильскую военную операцию д ія уничтожения иранских ядерпых установок, ли-бо позволить Тегерану завладеть ядерпым оружием. Любой из двух вариаігюв означает начало войны, которая неизбежно затронет весь регион Ближнего Востока, что приведем к еше большему углублению мирового экономического кризиса и росту стоимости нефти до 300 долларов за баррель.

Столь апокалиптические картины ближайшего будущего вполне вписываются в американскую ні іеші ієно ли ги ческу ю стратегию no противодействию «мировому К'рроризму» и установлению американской гегемонии. Эта концепция была изложена еше в 1997г. и подгіїержтеїіа в 2004 г. Речі., идет об ужо шохальном документе -«Проект Нового Американского Века. Заявление о принципах», пол которым подписались такие именитые авторы, как Пол Вулфовиц, Норман Под горец, Донатьд Рамсфельд, Стив Форбс и другие.

В «Заявлении» констатируется факт неоспоримого мирового лидерства Америки, которая теперь одна в ответе за все происходящее. «Мы по можем уклоняться от отвоитвеїиюсти и издержек, связанных с глобальным лидерством. Америка играем ключевую роль в обеспечении мира и безопасности в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Увиливание от згой ответственности поставит пол у і розу наши фундаментальные ценности. Мы должны бросить вызов тем режимам, которые по принимают наших интересов и цошкхлей»2. Отсюда в 2002 г. быта заимствована идея и введена в обращение знаменитая фраза Джорджа Буша-младшего об «Оси зла», впервые упомянутая им в своем ежегодном обращении к Конгрессу США,

1 КиЬпс'Г J.T. The coming war with Tran // http:// vVfishiii;^toiitimes.< om /news / 2CK)9/tx 1/04/ Lh(‘-n>min^-Wcir-\viLh-l ran/. - (H.10.2(X)9.

- TІ и і ’. no: Гчтиыов Э.Я. Мировое рач китие и мироной порядок (а на пн современных американских концепций). М., 2005. С. 67.

куда попали главные «спонсоры мирового терроризма» - Ирак, КНДР и Исламская Республика Hpait\

В стремлении реализовать па практике эти принципы администрация уже бывшего президента США Джорджа Буша-младшего выступила с инициативой по созданию Большого Ближнего Востока, (VI,иного демокра т ческою и гражданского пространства. Идеалом должны были выступить именно Соединенные Штаты, а главным «помощником» в регионе становится старый стратегический партнер - Израиль. Однако спорные и неоднозначные итога двух военных кампаний (2006 и 2009 гг.) поставили под сомнение способность Израиля выполнять «возложенные» на него со стороны США функции по «демократизации» региона и противостоянию «мировому терроризму» в лице «Хизбалла» в Ливане и ХАМАС в Палестине.

Попытки достичь заявленных целей военным, силовым путем перманентно наталкиваются на растущее сопротивление местного арабского населения. Вашингтон и Тель-Авив возлагают всю ответственность за свои неудачи па политику, проводимую Ираном в регионе, обвиняя Тегеран в оказании военной и финансовой помощи тем силам, которые оказывают сопротивление американским и израильским войскам.

Однако столь упрощенная и понятная обывателям картина не отражает всю сложность и многогранность происходящих событий, получивших название «палестинского» или «арабо-израильского» конфликта. Помимо геополитического, политического и военного противостояния существует и еще одно, не мепее, а скорее, и более важное для понимания сути проблемы. Речь идет о ментальном, мировоззренческом несовпадении взглядов между евреями и арабами в вопросе о принадлежности и причастности земель Палест ины к истрии двух народов. В этом отношении/ а именно игнорирования ментальной стороны конфликта, интересен и пример самого автора этой статьи. Принимая участие в дискуссии по проблемам ближневосточного конфликта и политики Ирана со своими иранскими коллегами, автор высказался о том, что Тегеран выступает с позиции прагматизма, исходя из своих национальных интересов. Од,нако в ответ от иранских коллег получи л замечание касаемо того, что Тегеран придерживается не прагматизма в данном вопросе, а несет моральную ответственность за лх>, что происходит в регионе.

? Bilker P., Lhizer D. U.S. Policy on 'Axis of Evil' Suffers Spate Of Setbacks // http://www.inosmi.ru/translation/221587.html. - 04.04.2005.

Таким образом, иранцы воспринимают и стремятся решать про-бтему не в политическом, а в ментатьном плане.

Действительно, ести взглянуть на пробтему под данным углом зрения, то перед нами предстанет совершенно другая картина, фоном которой будут не современные потитические события, а историческая память народов, воспринимающая зем по Па лесгины как колыбель своей культуры и религии. Широко известно, что именно Палестина стала родиной трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. А это значит, что они рассматривают Пспести-ну не просто как географическое место на карте мира, она является символом их самобытности, уникальности, что их связывает и объединяет в рамках единого целого. И сложно не согласиться с высказыванием израильского исследователя Р. Дж. Цви Вербловски, специально изучавшего данную проблему: «Символы живучи и вряд ли удастся отбросить их небрежным мановением руки, назвав всего лишь выдумкой или мифологическими анахронизмами. Зачастую символы представляют собой храниташе как осознанных, так и подсознательно оберегаемых истин, разделяемых всей обшиной и обуставливаюших ее существование. На международном и политическом уровне Иерусалим, к сожалению, с имвол не столько святости и мира, сколько раздоров и конфликтов»4.

В связи с 1х*м, что именно Иран сегодня воспринимается как I грана, успешно двигающаяся к статусу региональной державы, стремящейся олицетворять (.обой весь мусульманский мир, исследования идеологических основ внешнеполитической сфатегии злого государства неизменно вызывают повышенный интерес. Апелляция к сознанию мусульман как к единому целому, принадлежащих одной уммс (общине), связанной общей историей, памятью и религией, стала основной идеей внешнеполитической доктрины Ирана, провозгташепиой «духовным отцом» исламской революции Имамом Хомойни. Ему принадлежал1 слова, обращенные ко всем мусульманам мира: «Мусульманские народы должны считать строй Исламской Республики и борющийся иранский народ образцом дтя себя. Ставьте на место свои правительства, когда они не принимают требования парода, являющиеся требованиями и иранского парода»5.

Возможность возрождения моши и влияния иранского парода Хомейии видел в обращении к богатому историческими событиями

4 Вербжгбски Р.Дж.Ц6и. Значение Иерусалима д.1я енреек, христиан и мусульман. Иерусалим, 2001. С. 28.

5 Имам Хошйни. Религиозное и политическое завещание. М., 1999. С. 37.

прошлому мусульманской уммы времен пророка Мухаммеда. Все преобразования, совершаемые в Иране после Исламской революции 1979 г., освящаются ссылками на деяния Праведных халифов. «Когда по Божьей милости, мощной рукой правоверного парода основана Исламская Республика и все, что осуществляется в этом исламском государство, связано с исламом и его прогрессивными положениями и заповедями, великий народ. Ирана должен стремиться к тому, чтобы их содержание раскрылось и осуществилось во всех своих аспектах, а также сохранить их»6.

Хомейни провозгласил мессианскую роль, которую должен сыграть иранский парод в возрождении мусульманской уммы, возвращении ее к временам славного и победоносного прошлого, временам деятельности пророка Мухаммеда и первых халифов. «Я решительно заявляю, чдх> в настоящее время народ Ирана, его многомитлионные массы более праведны и решительны, чем народ Хиджаза во времена Мухаммеда и народ Куфы и Ирака времен Али и Хусейна»7. Сама судьба предначертала иранскому народу первым встать под знамена пророка и сокрушить врагов Ислама, превратившись в солдат. «Если победы мусульман, запечатленные в истории, не заметны большинству мусульман, то для воинственного народа Ирана, вооруженного верой и движимого теми же мотивами, что и солдаты рапного Ис лама, они до сих нор стоят перед глазами»8. Иранцы поднялись на защиту угнетенных масс и на поддержку арабов Кудса и Ливана и будут бороться до тех пор, пока «Эль-Кудс: и Палестина не вернутся под знамена Ислама»9.

Главной причиной, мешающей объединению и возрождению уммы, по мнению Хомейни, является факт оккупации исконных территорий исламских земель, входящих в так называемый дар алъ-Исла.м (Дом Ис лама). И в первую очередь Хомейни говорит об оккупации территории Палестины, где находится один из священных городов ислама - Э.ль-Кудс, или Бейт-у ль-Мокка да с, он же Иерусалим. Об Эль-Ку.дсе следует рассказать более подробно, так как он траст важную роль в обосновании необходимости вмс1 начальства Ирана в ближневосточный конфликт.

6 Имя л* Хомейни. указ. соч. (Г. 21.

7 Там же. С. 33-34.

8 Выступление Имама Хомейии по случаю Дня Иерусалима, 1981 // Аллах не лкюит Америку / Пол. ред. А. Парфрея. М., 2003. С. 267.

9 Там же. С. 269.

Несмотря ну тот факт, что нигде в Коране10 мы не найдем прямого упоминания Иерусалима, с ним связано несколько эпизодов из мифологической жизни пророка Мухаммеда. Сегодня уже не подвергается сомнению, что Мухаммед действительно мог посещать территорию Палестины благодаря своему роду деятельности. Не подлежит также сомнению, что и сам Пророк, и его учение испытали серьезнейшее влияние христианства и иудаизма.

Согласно коранической традиции именно в Эль-Кудсе Мухаммед совершил свое знаменитое восхождение на небо, іде был принят самим Аллахом. В Коране* он упомянут следующим образом: «Хва ла тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он - всеслы-шащий, всевидящий»11.

Нас интересует не столько толкование исходного значения этого отрывка из Корана, сколько его ин'трпротаиия, предложенная в эпоху раннего ислама. Согласно этой интерпретации пророк Мухаммед был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим (івга) и оттуда совершил свое восхождение па небо {ті'гті]). (Сейчас этот праздник в Иране отмечается под названием Лайлати-и-Кадр, или Ночь волшебного путешествия). Место, откуда он был вознесен, называется а.'і-Масджид аг-Акса (Оїдаденная мечеть). Но во времена Пророка эта территория не входила в состав Халифата, и но сути это миф, символизирующий причастность Иерусалима к истории деяний и чудес:, приписываемых Мухаммеду. Событие огромной важности, коренным образом изменившее статус Иерусалима, превратившее его в пентр исламского б лагочестия и почитания в качестве святыни, произошло после завоевания Иерусалима халифом Омаром в 638 году. Им был построен молельный дом рядом со священной Бакігга (Скалой), на мен:те разрушенного еврейского Храма, а почти 50 лот спустя, в 691 г., халиф Абд аль-Малик ибн-Марван воздвиг здесь Купол над Сксыой (традиционно, хотя и неверно, именуемый мечетью Омара)12.

Именно факт строительства данных мечетей, по мнению Р.Дж. Цви Вербловски, позволяет нам говорит!, о том, что некогда ассоциативные связи между (ы-Масджид ал-Акса и Отдаленной мече-

10 Сноски па Коран приводятся по изданию: Коран / 1 Іер. И.Ю. Крачковекого. М., 1990.

11 Коран, 17:1.

12 См.: Сурдель Д., СурдельЖ. Цивилизация классического ислама. Ькате-ринбург, 2006. С. 478.

лью, упоминаемой в Коране и эпи зоде с вознесением пророка на небо, обретают копкротпью л еол рафические, то есть исторические, очертания. «Для ис ламского мира, не проводящего различий между религиозной и светской сферами, - замечает Вербловски, - религиозная реальность имеет безусловный смысл, который впо лне допустимым и оправданным образом распространяется на политическую сферу. Это происходит даже в тех случаях, когда религиозная сфера становится объектом злоупотреблений и манипуляций, преследующих исключительно политические интересы»13. Посте ЭТОЮ Иерусалим - Эль-Кудс становится священны.vi юродом мусульман наравне' с Меккой и Мединой.

По мнению Имама Хомейни, недопустимо, чтобы священное viечто осквернялось иноверцами. «Наш народ, ис ламские народы и обездоленные мира горды тем, что их враги, являвшиеся врагами господними, свяшеп пол’о Корана и дорол’ого ислама, это хищники, не брезгующие никакими преступления.ми и предательствами ради достижения своих зловещих замыслов. И во главе них слои л Америка, террористическая по своей сути страна, которая разожлла ол’онь по всему миру. И эл'о ее союзник - международный сионизм, который ради достижения своих умыслов совершает преступления, описать коюрые не способно перо и стыдится выразить язык, и дурацкая идея "Великого Израиля" побуждает их к любым преступлениям»14.

Долг всех .мусульман подняться па борьбу пролив оккупантов, захва л ивших святые .места, против тех, кто узурпировал власть и угнетает невинных. «Вы же знаете, что выступления протеста пролив бесчинств Омейядов (да проклянет их Господь!), холя николо из них уже пет в живых и все они отправились прямиком в ад, есть протест против всех угнетателей в мире. Сохранение преемственности таких выступлений сокрушает угнетение, жестокость и несправедливость»'15.

Борьба с несправедливостью и угнетением становится, таким образом, основным содержанием внешней поли л ики Ирана после Исламской революции. Символом этой непрекращающейся борьбы является Эль-Кудс, который необходимо освободить любой ценой. По инициативе Имама Хомейни в Иране стали отмечать в качестве памятной национальной даты День солидарности и борьбы за освобождение Эль-Кудса - День Эль-Кудса. Хомейни приурочил празд-

Вербловски Р.Дж.Цби. Укач. соч. С. 9.

14 Импл1 Хомейни. Ук<лч. соч. С 13-14.

1? Там же. С. 17.

повапие этой даты к другому религиозному событию, отмечаемому ежегодно в последнюю пятницу свяще иного месяца шахру-и-ллах (рамадана) - Лайлати-и-Кадр (Ночь волшебного путешествия Мухаммеда па небо). По настоянию Хомейпи мусульмане «должны укреплять свою бдительность и боеготовность в этот день, чтобы вызволить себя из западни длительного пренебрежения чтим снятым долгом, куда они угодили в последние века»16.

Б результате этого движения «иранцы поднялись на зашиту угнетенных масс и на поддержку арабов Кудса и Ливана, и они будут бороться до тех пор, пока Эль-Кудс и Палестина не вернутся под знамена Ислама»17.

Таким образом, основатель и «духовный руководитель» (Рах-бар) Исчамской Республики Иран (ИРИ) аятолла Сейид Рухолла Муса ви аль-Хомейни сформулировал основные идеологические постулаты, легшие в основу внешнеполитической доктрины ИРИ. Связав в единое целое настоящее и прошлое мусульманской уммы, он тем самым обосновал историческую преемственность претензий Ирана па лидерство в исламском мире и, проведя аналогию с временами пророка, нещадно боровшегося с противниками повой веры, Хомейни невольно сравнил иранцев с солдатами Салах-ад-Дина

- легендарного Саладина, сражавшегося с крестоносцами во времена крестовых походов.

Б феврале 2009 г. Ис ламская Республика торжественно отметила свое тридцатилетие. Уже двадцать лет как нет Имама Хомейни, но наследие его до сих пор составляет основу всей внутренней и внешней политики страны. Благодаря реформам, начатым в 1990-е гг. и росту цен на зпергоресурсы в начале 2000-х гг. сегодняшний Иран демонстрирует стабильные показатели росла экономики, а нефтедоллары дали возможность приступить к осуществлению геополитических проектов, среди которых в особенности выделяются ядерная и космическая программы.

С приходом к класти М. Ахмадинежада в 2005 г. внешнеполитическая концепция Исламской Республики приобрела ряд новых черт, придав ей динамичность и амбициозность. В заявлении Ахмадинежада, сделанном им еще в период избирательной кампании, утверждалось: «Внешняя политика Исламской Республики Иран, в принципе, должна основываться на установлении мира и справедливости во всем мире. По этой причине* расширение отношений со всеми странами яачяется главной задачей Исчамской Республики.

и' Выступление Имама Хомейни по случаю Дня Иерусалима, 1981... С. 26 о.

17 Там же. С. 269.

Под ■)'гиVi я подразумеваю сбалансированность отношений/ основанных па взаимном уважении и соблюдении прав друг друга»18.

В данном ракурсе даже? допускается принципиальная возможность восстановления отношений с США, если при этом «не будет нанесен вред независимости, чести и благородству иранской нации»19.

Куда сложнее обстоят дела в отношениях с Израилем. Здесь Иран занимает ’непримиримую позицию. Несмотря па именование .-мой егграпы марионеткой США, фактически именно Израиль прекратился і? главного внешнеполитического противника Исламской Республики. И в отношении еврейского государства политики из Тегерана не стесняются в выражениях. Пожалуй, самое жест’кое заявление', многими расцененное как концептуальный подход, было озвучено М. Ахмадинежадом на конференции Исламской студенческой ассоциации «Мир без сионизма», состоявшейся в Тегеране 26 октября 2005 і . К сожалению, в мировую прессу просочилось только одно выражение, вырванное из контекста - «Израиль должен быть стерт с политической карты».

Обращаясь к аудитории, М. Ахмадинежад выступил с: развернутым выступлением, в котором попробовал проанализировать и дать свою опенку «палестинской проблеме», составляющей основу ближневосточного кризиса. «Нам необходимо выяснить истинные причины возникновения палестинского вопроса: является ли по борьбой между мусульманами и не* евреями? Является ли что борьбой между иудаизмом и другими религиями? Является ли что борьбой между отдельными странами? Является ли чтх> борьбой между одной страной и арабс ким миром? Является ли что борьбой за обладание землей Палестины? Я думаю, что па все вопросы необходимо ответить - "пет". Основание оккупационного режима Кудса (Иерусалима) было целенаправленным действием мирового угнетателя (Соединенных Ш татов. -А. Б.) против исламс кого мира».

Далеч' М. Ахмадинежад говорил о многовековом противостоянии исламского мира внешнему угнетению. «К сожалению, в последние триста лет исламский мир постоянно сдавал свои позиции». И самое тяжелое поражение он понес в XX в., когда был основан «оккупационный режим». «Следовательно, - делает заключение президент ИРИ, - борьба в Палестине сегодня - что главный

1R Interview with Ahmad inepd, 8 June 2005 // http:// www.gkihalserurity.org /library/news/iran/2005/iran-050608-irna.hLnil. - 08.06.2005.

14 Вч1.1яды шестого президента ИРИ: внешняя политика // http:// www.iraii.ru/rus/news iraii.php?act=ncws by id&news id=31071. - 08.06.2005.

фроігт борьбы исламского мира с мировым угнетателем и его судьба будет решать судьбу противостояния последних столетий». Исход этой борьбы, по мнению М. Ахмадинежада, предсказал еще Имам Хомейпи, заявивший, что «оккупационный режим должен быть стерт с политической карты». И в данном случае «мы пе должны ид їй на компромиссы в вопросе о Палестине. Эго будет означать поражение;, если кто-либо пойдет на признание легитимности этого режима, причем это будет поражение всего исламского мира»20.

Сделав столь «сенсационное» заявление, президент ИРИ попал под шквал обвинений в западных СМИ, усмотревших в этом агрессивный характер внешней политики Тегерана. Практически до сегодняшнего дня Махмуд Ахмадинежад вынужден в своих выступлениях объяснять и пояснять подход Ирана к Израилю и «палестинской проблеме».

Уже в декабре 2005 г. в речи перед лидерами организации «Исламская конференция» президент Ирана призвал участников объединить свои усилия в разрешении «палестинского вопроса». Он назвал «режим Израиля па оккупированных палестинских территориях главным препятствием» па пути урегулирования. Признавая правительство-узурпатора и далек*, мировое сообщество будет разочаровано неудачными попытками установить дтитель-пый и прочный мирі? регионе. «Едш ктиеппым мудрым выходом из сложившейся с и туации, - по мнению М. Ахмадинежада, - будет основанием; на международных доге>ве>ренне>стях возвращение всех палестинских беженцев, проведение* всенародного рее|)е*ре1ндума по определению будущего типа правления на палестинских территориях с Кудсом в качестве столицы государства»2'.

В Ныо-Йорке после речи в ГА ООН, 22 сентября 2006 г., Ахмадинежад был вынужден также отвечать па критику его спорной трактовки «стереть с карты мира Израиль». «Мы любим каждого человека на этй земле. Еврс;и, христиане, мусульмане, не мусульмане, не евреи, не христиане - у нас нет проблем в общении с людьми <...>. Однако сионисты - это сионисты; это период истории. Они - не евреи, не христиане и не мусульмане. Они постедова-тели политического учения, они - партия, а мы выступаем против угнетения и агрессии со стороны любой партии, которая стремится

20 Text ol Mahmoud Ahmadinejad's Speech // hUp:// vvvvw.nyLimes.com /2005/10/30/ weekinre view/30iran.html. - 30.10.2005.

21 President urges Muslim heads of states to solve Muslim's problems / / http://www.president.ir/ahniadinejad/< топи news/1384/09/1(i/ index-e.html #b2.

- 30.10.2005.

исиользова1ь грубую с илу ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ 1КМОЙ»-2. Таким образом, сионизм - эго политическое движение за основание! еврейского государства, которое и привело к созданию Государства Израиль 60 дет назад.

Он вновь повторил, что сионисты - агрессоры и убийцы, которые изгнали палестиицев из их домов, чтобы построит!, свое государство, а затем оккупировали и палестинские территории. Ахмадинежад высказался в поддержку возвращения палестинцев на земли, которые? семодня составляют Государство Израиль, и за про-вемс'ние рем|>ерендума «с участием каждого» для определения его судьбы.

В Куала-Лумпуре 8 июля 2008 г. на саммите D8 (Развивающихся стран) на вопрос о намерении «стереть Израиль с карты мира» Ахмадинежад ответил: «Израиль - это иелегитимиый режим... и он распадется сам собой». Иран не* будем’ предпринимать никаких агрессивных действий против него. Ахмадинежад, отметил, что Исламская Ренну блика никогда не начинала войн мреггив какого-либо народа и не намерена этого делать в будущем, добавив, что Израиль не является исключением из правил. Президент заявил, что евреи мирно живут в Иране, свободно отправляют свой религиозный ку льт и, несмотря на свою малочисленность, имеют представительство в Маджлисе. А Израиль является главной дестабилизирующей си лой в рем ионе', угрожающей безопасности соседних арабских стран-.

Подход., отстаиваемый М. Ахмадинежадом на мировой арене, идет в фарватере внешнеполитического курса Ирана. Не секрет, что идеологическим обоснованием внешней политики Ирана являются взгляды и идеи основателя ИРИ аятоллы Хомейии, и это неоднократно подчеркивается в выслуплепиях па самом высоком правительственном уровне. Так, в Тегеране в июне 2008 г. прошла 2-я международная конференция, посвященная намяли основателя ИРИ, на которой выступил МИД ИРИ М. Мотгаки. В своей речи он подчеркнул, что оппозиция Имама Хомейни сионистскому режиму но. ограничиватась каким-либо отдельным периодом его жизни. «Имам постоянно подчеркивал с самых первых дней Исламской революции, что одной из целей революции является противостояние сионистскому режиму и помощь палестинскому пароду». Моттаки отметит, что Хомейни был убежден в том, что сионизм является угрозой все^м мусульманским странам и народам. Имам Хомейни bccv

22 President: Quarrel with Zionists, not jews // Tran Daily. 2006. Sept. 23. No 2667.

23 Iran does not intend to wipe out Israel / / Tehran Tunes. 2008. July 2 No 10361.

гда говорил, что Израиль - экспансионистский режим, и всегда предостерегал арабские и исламские страны об агрессивной природе у зурпаторского режима24.

Нынешний лидер Исламской революции аятолла Сейид Ат и Хаменеи, выступая па церемонии поминовения Имама Хомейпи 3 июня 2(Х)8 г., заявил, что Имам предсказал: Исламская революция распространится за пределы Ирана, и это является одним из важнейших пунктов его взглядов. «Экспансия революции не означает посылку войск и поощрение терроризма. Она означает поощрение распространения учения об Исламской революции, в особенности идеи защиты угнетенных»25.

Реализация данной идеи идет не только па официальном, правительственном уровне, в рамках МИД страны, по и через неофициальные! каналы. В Иране', в частности, действует влиятельная неправительственная организация, созданная на базе иранской «Хизбалла», - Международная Антисионистская Ассамблея. Ее секретарь Хуссейн Канани-Моккадам о политике своей страны и организации, им возглавляемой, заявил следующее: «Ливан, Палестина и некоторые другие страны являются сферой влияния Ирана, и по-этму мы считаем, что национальная безопасность Ирана зависит от сопротивления Ливана и «Хизбалла». Кое-кто критикует Иран за помощь Ливану и Палестине. Мы действительно помотаем лсм, кто находится на передовой борьбы с сионизмом, и если этого фронта не будет, мы станем следующей мишенью. Поэтому мы должны усиливать наше присутствие в этих районах, чтобы не дать противнику приблизиться к нашей территории очень близко»20. К этому необходимо добавить, что в Тегеране действуют и представительства палестинских организаций - ХАМАС и «Исламского Джихада», через котрые осуществляется связь и оказывается всевозможная помощь.

Из вышесказанного раскрывается суть внешнеполитической концепции ИРИ в отношении Израиля и «палестинской проблемы». Тегеран выступает против трактовки Израиля как исключительно еврейского государства. Нынешний Израиль - это резу льтат , 1.с!як'льносл'и сионистской организации - создан решением ООН, т. с!, мировое сообщество несет ответственность за судьбу своего

-'4 Imam Khomeini's opposition to Israel was unconditional / / Tehran Times. 2008. J cine 2. N«10333.

Imam Khomeini's testament provides guidelines for revolution j j Tehran Times. 2008. June 10. No 10334.

1(> Israel is the problem // Iran Daily. 2007. July 7. No 2885.

проекта. Израиль как о и рой с кос государство - эго режим апартеида по отношению к палестипцам-арабам. Палестинцы - угнетаемое и притесняемое население, лишенное права на самоопределение. Иран, как исламская страна, несет моральное обязательство по отношению к угнетаемым исламским народам, и судьба палестинцев

- один из центральных факторов внешнеполитического курса Ирана. Основные задачи - это помошь палестинцам, поддержка движения сопротивления, а также консолидация общественного мнения в мире и регионе через международные и региональные организации. Цель - реализация в полной мере всех принятых ООН резолюций по Палестине и переем су ]р существующего в мире подхода к разрешению «палестинской проблемы» в частности и ближневосточного кризиса в целом.

Таким образом, подводя краткий итог, можно с уверенностью утверждать, тгто сегодняшняя внешняя политика Ирана отошла от радикальной риторики времен Хомейни, от призывов к джихаду против неверных, но основные исходные принципы остались теми же самыми. Все решении, принимаемые на внешнеполитической арене Ираном, освящаются ссылками на высказывания Имама Хомейни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.