Научная статья на тему 'Проблема освобождения Палестины как концепт политики панисламизма в мировоззрении Имама Хомейни'

Проблема освобождения Палестины как концепт политики панисламизма в мировоззрении Имама Хомейни Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
644
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ВЕСНА / ИСЛАМСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ / ИРАН / ХОМЕЙНИ / ПАЛЕСТИНСКИЙ КОНФЛИКТ / ИЗРАИЛЬ / АНТИСИОНИЗМ / ARAB SPRING / ISLAMIC AWAKENING / IRAN / KHOMEINI / PALESTINIAN CONFLICT / ISRAEL / ANTI-ZIONISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов А.В.

В статье, на основе анализа взглядов Имама Хомейни, рассматривается роль и место «палестинского вопроса» во внешнеполитической доктрине Исламской Республики Иран. Выявляется значение данной концепции для консолидации современного исламского и арабского мира, прослеживается эволюция данной концепции во взглядах Имама Хомейни на политику панисламизма и антисионизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article, based on the analysis of the views of Imam Khomeini, was studied the role and place of "Palestinian question" in the foreign policy doctrine of the Islamic Republic of Iran. In article reveals the importance of this concept for the consolidation of modern Islamic and Arab world, traces the evolution of this concept in the views of Imam Khomeini on the policy of pan-Islamism and anti-Zionism.

Текст научной работы на тему «Проблема освобождения Палестины как концепт политики панисламизма в мировоззрении Имама Хомейни»

УДК 94(55)+929Хомейни

ПРОБЛЕМА ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ КАК КОНЦЕПТ ПОЛИТИКИ ПАНИСЛАМИЗМА В МИРОВОЗЗРЕНИИ ИМАМА ХОМЕЙНИ

А.В. Баранов СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра всеобщей истории e-mail: baranovav@mail.ru

В статье, на основе анализа взглядов Имама Хомейни, рассматривается роль и место «палестинского вопроса» во внешнеполитической доктрине Исламской Республики Иран. Выявляется значение данной концепции для консолидации современного исламского и арабского мира, прослеживается эволюция данной концепции во взглядах Имама Хомейни на политику панисламизма и антисионизма.

Ключевые слова: Арабская весна, Исламское пробуждение, Иран, Хомейни, палестинский конфликт, Израиль, антисионизм.

THE PROBLEM FOR THE LIBERATION OF PALESTINE AS THE CONCEPT OF THE POLICY OF PAN-ISLAMISM IN THE OUTLOOK OF IMAM KHOMEINI

Baranov A.V.

(Saratov, Russia)

The article, based on the analysis of the views of Imam Khomeini, was studied the role and place of "Palestinian question" in the foreign policy doctrine of the Islamic Republic of Iran. In article reveals the importance of this concept for the consolidation of modern Islamic and Arab world, traces the evolution of this concept in the views of Imam Khomeini on the policy of pan-Islamism and anti-Zionism.

Keywords: Arab spring, Islamic awakening, Iran, Khomeini, Palestinian conflict, Israel, anti-Zionism.

Современный регион Ближнего Востока стабильно демонстрирует свою политическую нестабильность, вызванную столкновениями интересов многих региональных и внерегиональных игроков. Активность и успешность политических инициатив, автоматически выводит ее участников на глобальный уровень мировой по-

300

литики. Пример России, в свете ее сирийской кампании, является ярким подтверждением данного факта.

Благодаря потрясениям «Арабской весны» 2011 года, политический ландшафт и расклад сил в регионе серьезным образом трансформировался. Режимы, олицетворявшие прежнюю стабильность региональной структуры безопасности - Ирак Саддама Хуссейна, Египет Хосни Мубарака, Ливия Муаммара Каддафи, Сирия Баша-ра Ассада - либо пали, либо серьезным образом ослаблены. Попытки Катара и Саудовской Аравии занять места «ушедших» и стать новыми центрами силы в регионе, пока себя не оправдали. А это дает возможность активно заявить о себе силам, не принадлежащим к «арабскому» сегменту региона. Речь, прежде всего, может идти о Турции и Иране. Однако учитывая сложности, которые переживает Турция, наиболее многообещающе выглядит сегодняшняя позиция Исламской Республики Иран.

Руководство Ирана в массовых народных антиправительственных движениях, охвативших арабский Восток в 2011 году, увидело шанс для активизации своей внешнеполитической деятельности в регионе под лозунгом «Исламского пробуждения». Так Лидер Исламской Революции аятолла сейид Али Хаменеи, выступая перед командующим составом ВВС ИРИ, заявил: «Сегодня, народы Ближнего Востока и исламского мира пробудились. Гегемонии сверхдержав наступает конец, и их упадок начался»1. Комментируя далее народные восстания в регионе, он добавил, что подобные массовые движения не возникают за одну ночь, а являются результатом аккумуляции неудовлетворенных требований на протяжении предшествующих лет.

Потрясения, переживаемые региональными народами, вызваны разочарованиями в перспективности западной модели развития для стран Ближнего Востока. Поэтому альтернативной моделью может и должен стать опыт преобразований в Исламской Республике Иран. «ИРИ - сильная модель в политическом и религиозном смысле для региональных стран и она должна стать научным и экономическим локомотивом региона в ближайшем будущем»,

1 Nations of Middle East have woken up: Leader / / Tehran Times. 2011. February 9. № 11084.

заявил спикер Маджлиса Али Лариджани2. И он в этой оценке будущей роли Ирана в судьбе региона не одинок. Эта точка зрения поддерживалась и поддерживается всем высшим руководством страны.

Претендуя, таким образом, на роль «локомотива», Тегеран должен был сформулировать и предложить свою «формулу» по интеграции, которую бы поддержали большинство, если не все, страны региона. И такая формула, вокруг которой могли бы объединиться, была найдена в идее окончательного решения судьбы Палестины. Не секрет, что конфликт вокруг Палестины длится уже более века, и именно неурегулированность этого вопроса является одной из главных причин нестабильности в регионе.

Анализируя возможные последствия событий в Египте в феврале 2011 года, когда в результате массовых антиправительственных демонстраций был смещен «новый фараон» Хосни Мубарак, иранские военные делали неутешительные прогнозы для Израиля, заявляя о скором «окончательном» разрешении статуса Палестины. Так, например, командующий Корпусом басиджей (ополчение) Мохаммад Реза Накди, комментируя события в Египте, заявил: «Осадное положение для сионистов близится к завершению, и осталось не так много времени до того, как будут им перекрыты все пути отхода. Так что я советую им паковать вещи и возвращаться туда, откуда они пришли, потому что, после того как кольцо осады полностью захлопнется, у революционно настроенных палестинцев не останется выбора, кроме как сбросить оставшихся в море»3. При этом, по уверениям Накди, иранский народ не останется в стороне от этих событий.

Представитель армейского генералитета - глава Объединенного комитета начальников штабов ВС ИРИ генерал Хассан Фируза-бади, был не менее красноречив и категоричен в своих оценках, когда заявил: «Большие трещины появились на здании, возведенном сионистами на оккупированных территориях и звук рушащейся конструкции можно уже расслышать». Они сопротивляются, но со-

2 Tehran supports popular uprising in Arab world: Larijani / / URL: http://en.mehrnews.com/news/44964/Tehran-supports-popular-uprising-in-Arab-world-Larijani (дата обращения: 04.03.2011)

3 Basij commander advises Zionists to leave Palestine / / Tehran Times. 2011. February 13. № 11087.

противляться Исламскому пробуждению и мусульманским движениям бессмысленно, добавил генерал4.

Идея освобождения Кудса или Бейт оль-Мукаддаса, который также известен как Иерусалим, не нова, и уходит своими истоками в идеологические изыскания основателя Исламской Республики Иран, первого Рахбара Исламской революции имама аятолла оль-озма сейида Рухоллы аль-Мусави аль-Хомейни. Концепции и идеи, разработанные имамом Хомейни, до сих пор в Иране рассматриваются в качестве руководства к действию официальных властей, как во внутренней, так и во внешней политике. Таким образом, анализ взглядов имама Хомейни в вопросе статуса Палестины и Кудса, поможет разобраться в сути подходов Ирана к происходящему в регионе, и спрогнозировать его возможные дальнейшие действия. Учитывая фактор активного вовлечения в региональные дела со стороны Москвы, данный анализ может иметь и прикладной характер для формулирования региональных внешнеполитических задач, тактики и стратегии России на современном этапе.

В качестве основных источников привлекается обширное наследие Имама Хомейни, которое, благодаря деятельности Института по сбору и публикации трудов Имама Хомейни в Тегеране, активно переводится на все основные языки мира. В частности переведены на английский основные работы, принадлежащие перу Имама Хомейни. Речь идет о публикации «Откровений» (Каутар) в трех томах5, «Наставлений Имама» (Сахифе-йе Имам) в двадцати двух томах6. А также опубликованы специализированные подборки высказываний Имама Хомейни по Палестине - «Палестина с точки зрения Имама Хомейни»7 и «Восстание Ашуры в выступле-

4 Israel's days are numbered: Iranian general // URL: http://en.-mehrnews.com/ news/44820/ Israel-s-days-are-numbered-Iranian-general (дата обращения: 25.02.2011)

5 Kawthar: An anthology of the speeches of Imam Khomeini (r) including an account of the events of the revolution. In 3 vols. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini's Works, 1995.

6 Sahifeh-ye Imam: An Anthology of Imam Khomeinis Speeches, Messages, Interviews, Decrees, Religious Permissions, and Letters. In 22 vols. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini's Works, 2008.

7 Palestine from the viewpoint of Imam Khomeini. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini's Works, 2010.

ниях и посланиях имама Хомейни»8, которая имеет и русский вариант издания9. В России также, благодаря стараниям отечественного ираниста Д.А. Жукова, в 1999 году были опубликованы отрывки отдельных выступлений Имама10.

Главной причиной, мешающей объединению и возрождению уммы, по мнению Хомейни, является факт оккупации исконных территорий исламских земель, входящих в так называемый дар аль-Ислам (Дом Ислама). И в первую очередь, Хомейни говорит об оккупации территории Палестины, где находится один из священных городов ислама - Эль-Кудс или Бейт-уль-Моккадас, он же Иерусалим. Об Эль-Кудсе придется рассказать более подробно, так как он играет важную роль в обосновании необходимости вмешательства Ирана в ближневосточный конфликт.

Несмотря на тот факт, что нигде в Коране11 мы не найдем прямого упоминания Иерусалима, с ним связано несколько эпизодов из мифологической жизни пророка Мухаммеда. Сегодня уже не подвергается сомнению факт о том, что Мухаммед действительно мог посещать территорию Палестины благодаря своему роду деятельности. Не подлежит также сомнению, что и сам Пророк, и его учение испытали серьезнейшее влияние христианства и иудаизма.

Согласно коранической традиции, именно в Эль-Кудсе Мухаммед совершил свое знаменитое восхождение на небо, где был принят самим Аллахом. В Коране он упомянут следующим образом: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он -всеслышащий, всевидящий»12.

Нас интересует не только толкование исходного значения этого отрывка из Корана, сколько его интерпретация, предложенная в

8 The Ashura Uprising in the Words and Messages of Imam Khomeini. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini's Works, 1995.

9 Хомейни, Мусави. Восстание Ашуры в выступлениях и посланиях имама Хомейни. М., 2009.

10 Имам Хомейни. Путь к свободе (речи и Завещание). М., 1999.

11 Сноски на Коран приводятся по изданию: Коран. Пер. И.Ю. Крач-ковского. М., 1990.

12 Коран, 17:1.

эпоху раннего ислама. Согласно этой интерпретации, пророк Мухаммед был чудесным образом перенесен из Мекки в Иерусалим ^га), и оттуда совершил свое восхождение на небо, mi/mdj. (Сейчас этот праздник в Иране отмечается под называнием Лайлати-и-Кадр или Ночь волшебного путешествия). Место, откуда он был вознесен, называется ал-Масджид ал-Акса (Отдаленная мечеть). Но во времена Пророка эта территория не входила в состав Халифата, и, по сути, это миф, символизирующий причастность Иерусалима к истории деяний и чудес, приписываемых Мухаммеду. Событие огромной важности, коренным образом изменившее статус Иерусалима, превратившее его в центр исламского благочестия и почитания в качестве святыни, произошло после завоевания Иерусалима халифом Омаром в 638 году. Им был построен молельный дом рядом со священной sakhra (Скалой), на месте разрушенного еврейского Храма, а почти 50 лет спустя, в 691 г., халиф Абд аль-Малик ибн-Марван воздвиг здесь Купол над Скалой (традиционно, хотя и неверно, именуемый мечетью Омара)13.

Именно факт строительства данных мечетей позволяет нам говорить о том, что некогда ассоциативные связи между ал-Масджид ал-Акса и Отдаленной мечетью, упоминаемой в Коране, в эпизоде с вознесением пророка на небо, обретают конкретные географические, то есть исторические, очертания. «Для исламского мира, не проводящего различий между религиозной и светской сферами», замечает Вербловски, «религиозная реальность имеет безусловный смысл, который вполне допустимым и оправданным образом распространяется на политическую сферу. Это происходит даже в тех случаях, когда религиозная сфера становиться объектом злоупотреблений и манипуляций, преследующих исключительно политические интересы»14. После этого Иерусалим - Эль-Кудс становиться священным городом мусульман наравне с Меккой и Мединой.

С точки зрения Имама Хомейни, защита сакрального статуса Кудса может и должна объединить мусульман. Потенциал исламского мира огромен. «Они должны усвоить тот способ борьбы, ко-

13 Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006. С. 478.

14 Вербловски Р. Дж. Цви. Значение Иерусалима для евреев, христиан и мусульман. Иерусалим, 2001. С. 9.

торым пользовался пророк ислама в своей борьбе, они должны следовать путем ислама. Если они будут защищать свое идеологическое единство, если они отбросят мелкие разногласия, если все мусульмане объединятся, тогда, согласно оценкам, создастся община, насчитывающая семьсот миллионов»15. Консолидированная под лозунгами и знаменем ислама, умма станет непобедимой и эффективной силой на мировой арене.

Сам мусульманский народ, по своей природе трудолюбивый и предприимчивый, способный сам себя и накормить, и одеть, и не зависеть от других. К тому же в руках мусульман сосредоточены огромные природные ресурсы и ископаемые. «Богатство находится в руках Востока», заявляет Имам Хомейни. «Нефть, важнейшее ископаемое, находится в руках Востока, в руках мусульман, в недрах исламских земель. Мир прогрессировал благодаря этим важнейшим резервам нефти. А нефтяные резервы - в наших руках. Слава Богу, что у Ирака есть нефть. Слава Богу, что у Ирана есть нефть, у Кувейта есть нефть, у Хиджаза есть нефть. Это удивительно, что нефть в руках мусульман, и другим надо приходить и кланяться перед вами. Они должны целовать ваши руки, целовать ноги и покупать эти резервы по самой высокой цене, а не вы должны кланяться им»16.

В реальности же все наоборот. Исламский и арабский мир раздроблен, разобщен и расколот. Главная причина этого несчастия, с точки зрения Имама Хомейни, кроется в образовании и существовании Государства Израиль, которое у него имеет крайне негативную и отрицательную характеристику. В своих выступлениях и статьях, Имам Хомейни именует Израиль не иначе как «источником коррупции», «сионистским образованием» или «раковой опухолью». Это искусственное образование, созданное по требованию великих держав. «Израиль появился в результате сговора и соглашения империалистических государств Запада и Востока», заявляет Имам Хомейни. Причем активную поддержку в этом оказывали США и Великобритания, «усиливая Израиль военным образом и

15 Речь 17-ая, произнесенная 14 ноября 1965 года //Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 216.

16 Там же. С. 217-218.

политически»17. Тогда как СССР занимал отстраненную позицию по отношению к арабам, отказываясь поставлять им вооружения в их противостоянии с Израилем.

«Израиль - это коррумпированный отпрыск Америки»18, следовательно, он создан, чтобы проводить и реализовывать в регионе Ближнего Востока политику в интересах Вашингтона. Являясь сверхдержавой, США стремятся к глобальному доминированию, и Израиль в этой схеме играет роль «американской марионетки», через которую американские власти пытаются воздействовать на политику стран региона. Естественно, что единый и монолитный арабский и исламский мир для этих целей не подходит. «Согласно американской доктрине», заявляет Имам Хомейни, «необходимо сеять раздробленность среди мусульман, эксплуатировать их, подрывать их достоинство, грабить их богатства и ресурсы, превращать их в общество потребителей, и убедить их в правильности своих лживых целей»19.

Израиль, таким образом, является форпостом американского доминирования в регионе. И пока Израиль проводит политику в интересах США, он будет получать всемерную поддержку, несмотря на то, что не все действия еврейского государства находят понимание в мировом сообществе. Это дает повод Имаму Хомейни заявить о том, что в тандеме этих двух стран - союзниц, спустя десятилетия, будет не понятно, кто из них ведомый, а кто ведущий. При этом он ссылается на пример с односторонним провозглашением кнессетом 30 июня 1980 года столицей Израиля города Иерусалима. «Америка не станет серьезным образом настаивать против идеи провозглашения Кудса столицей Израиля. Следовательно, Израиль вполне может это сделать. Из Америки выливается огромное количество критики со стороны различных правозащитных групп, но мы видим, что Израиль все отвергает, либо просто не обращает внимания на них»20. А это может означать, что Израиль может пре-

17 Imam's reply to a letter from Muslim students in America and Canada, 13 July 1972 (22 Tir 1351 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 2. P. 456.

18 Palestine from the viewpoint of Imam Khomeini. P. 5.

19 Imam's remarks dated 16 December 1981 (25 Azar 1360 AHS). / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 15. P. 370.

20 Imam's speech dated 6 August 1980 (15 Mordad 1359 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 13. P. 64.

следовать и свои интересы, прикрываясь, в тоже время, заявлениями о совпадении целей с американской политикой в регионе.

Не вызывает сомнений, с данной точки зрения Имама Хомей-ни, что Израиль, также как и Америка, кровно заинтересован в отсутствии единства противостоящего ему арабского мира. Имам Хо-мейни заявляет, что сионистский Израиль представляет опасность и угрозу всему Ближнему Востоку: «План заключается в том, чтобы установить доминирование и господство Сионизма над исламским миром и дальнейшей колонизации плодородных земель и богатых ресурсами исламских стран»21. Таким образом, арабский мир, с его богатейшими природными запасами, должен будет превратиться в сырьевой придаток израильской экономики и рынок сбыта для израильских товаров. Для осуществления своих целей Израиль будет использовать весь имеющийся в его распоряжении арсенал дипломатии - от обещаний и уговоров - до угроз и запугивания. А как показывает опыт Ливана, вполне возможно и применение силы.

Если арабский мир не объединится перед лицом угрозы со стороны Израиля, то вполне вероятно, что в одностороннем противостоянии ни одна арабская страна не выстоит, так как за Израилем будет всегда находиться, зримо или не зримо, потенциал США и их союзников. Имам Хомейни убежден, что Израиль настойчиво и целенаправленно осуществляет свой план по созданию «Великого Израиля»: «Великий Израиль означает, что Израиль должен протянуться от Нила до Евфрата, иными словами охватить все земли населенные арабами, куда, помимо Египта, определенно будет включен и Хиджаз»22. Поэтому, если в самом начале не купировать попытки Израиля к территориальной экспансии, то рано или поздно, этот план будет реализован при молчаливой и пассивной позиции арабских властей.

На протяжении трех десятилетий, от момента создания Государства Израиль и до Исламской революции в Иране, все войны арабов с израильтянами должны были как раз купировать экспансию на арабские земли. Поэтому территория Палестины является главной и стратегической передней линией этого фронта, также как и соседние Голанские высоты Сирии и территория Ливана, вы-

21 Palestine from the viewpoint of Imam Khomeini. P. 8.

22 Ibid. P. 10.

ступают в качестве второстепенных фронтов в этом противостоянии.

Палестинские бойцы сопротивления, по мнению Имама Хо-мейни, защищают не только, и не столько, свои дома и отечество, сколько являясь авангардом исламской уммы, защищают всю исламскую умму, а, следовательно, и ислам. Поддерживать палестинских бойцов желательно и необходимо. «Это значимо для каждого мусульманина, кто верует в Бога и день воздаяния, приложить все усилия на этом пути, фактически добиться одного из двух: стать мучеником или победить. Это ваш долг идти на передовую линию фронта и мстить за пролитую кровь и стереть пятно позора. В данном вопросе нет месту сомнениям, так как согласно исламской мысли, смерть гораздо лучше, чем жизнь в унижении». И далее Имам Хомейни продолжает: «Не должно быть сомнения в том, что это должно стать долгом каждого мусульманина, даже для тех мусульман, кто живет на окраине исламского мира, долгом перед мусульманским народом Палестины»23. Если же, при молчаливой позиции исламских властей, палестинский фронт будет сломлен, тогда, по мнению Имама Хомейни, наступит очередь следующего исламского народа стать жертвой Сионистского режима Израиля.

И пока длиться эта война, никакого перемирия, а тем более, мира с Израилем быть не должно. Поэтому резкой критике Имам Хомейни подверг решение египетских властей во главе с тогдашним президентом Анваром Садатом, подписавшего, при посредничестве США, мирный договор с Израилем в Кемп-Девиде. Имам Хомейни был категоричен, характеризуя данный шаг: «Если этот план будет одобрен, то завтра Израиль вырвет из рук арабов Мекку и Медину. Будет намного лучше для нас всех умереть, чем жить в бесчестии под контролем сионистов и Америки»24.

Призывы Имама Хомейни к мученической смерти в борьбе за дело ислама означают решимость бороться до победного момента, когда враг будет повержен. С этой точки зрения, именно Израиль является главным воплощением «мирового зла». Поэтому Имам

23 Imam's interview with representatives from al-Fath about assisting the al-Fath guerrillas. September/October 1968 (Mehr 1347 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 2. Pp. 204-206.

24 Imam's remarks dated 17 November 1981 (26 Aban 1360 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 15. P. 318.

Хомейни видит победу в уничтожении Израиля. «Израиль - это узурпатор, и должен покинуть Палестину, как можно быстрее. Единственное решение для палестинских братьев - уничтожить (to destroy. - А. Б.) это коррумпированное образование как можно скорее, чтобы мир мог вернуться вновь в этот регион»25. С уничтожением Израиля будет нанесен и серьезный урон присутствию США в регионе, особенно после того, как в Иране в ходе Исламской революции было свергнуто проамериканское правительство шаха26.

Естественно, что столь жесткие и бескомпромиссные заявления Имама Хомейни о необходимости уничтожить Государство Израиль не могли не вызвать волны возмущения и беспокойства со стороны мирового сообщества. На Имама посыпались обвинения, а также требования объяснить сущность своих антиизраильских высказываний. Поэтому встав во главе Исламской Республики Иран в качестве духовного лидера - Рахбара, Имам Хомейни последовательно доводил до сведения мирового сообщества свою трактовку решения этого вопроса.

С точки зрения Имама Хомейни необходимо различать и отделять евреев и сионистов, сторонников светского государства Израиль. Сионисты трактуют еврейский народ как высший народ27, стоящий над другими народами региона Ближнего Востока, отсюда и расистские взгляды и политика апартеида по отношению к палестинцам и арабам. Поэтому Государство Израиль рассматривается не как еврейское, а как сионистское, где государственной идеологией и доктриной существования является сионизм, которое, в свою очередь, объявляется политическим учением. «Мы рассматриваем еврейскую общину как полностью отделенную от вопросов сионизма и сионистов, так как последним нет места среди религиозных, верующих людей»28, подчеркивает Имам Хомейни. Показательно, что в своих выступлениях он часто называет Израиль «Сионистским образованием».

25 Imam's interview with the magazine Africa Tomorrow, dated 5 December 1978 (14 Azar 1357 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 5. P. 173.

26 Imam's speech at a meeting with members of the Central Council of the Lebanese Hizbollah, 28 February 1988 (9 Isfand 1366 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 20. P. 462.

27 Palestine from the viewpoint of Imam Khomeini. P. 9.

28 Ibid. P. 15.

Объявив сионистов искусственным политическим организмом, созданным по инициативе и поддержке великих держав, Имам Хо-мейни призвал весь арабский и исламский мир последовательно реализовывать поставленную задачу. «На протяжении многих лет, возможно последних двадцати лет, я постоянно повторял свои мысли о Палестине и Израиле, и повторю их вновь: Мы осуждаем Израиль. Израиль - узурпатор. Земли, которые он занимает, он занял незаконно. Кудс должен быть освобожден, а Израиль сброшен. Арабские правительства должны объединиться и сбросить Израиль со своих земель, отрубить руки колонизаторам. Я молю Бога даровать то, что мы просим, и тогда мы сможем встретиться в Кудсе»29.

Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что Имам Хомейни призывал покончить с Израилем как с политическим институтом, не распространяя его на все еврейское население. Поэтому в своих интервью западным журналистам, он был вынужден каждый раз повторять, так или иначе, эту мысль. Так в интервью западногерманской газете в ноябре 1979 года, на вопрос «Если будет уничтожен Израиль, что означает победу для палестинского народа, какова тогда будет судьба евреев?», он дал развернутый ответ: «Если мусульмане одержат победу над сионистами, то последних ждет та же участь, что и изгнанного шаха, однако, мусульмане ничего не собираются делать с евреями, так как они такой же народ, как и все остальные народы мира, они сохранят свои жизни и они не будут никоим образом ущемляться»30.

В отношении же звучавших обвинений, что уничтожение Израиля сделает еврейский народ беззащитным перед внешними угрозами, Имам Хомейни призывал обратить внимание на положение еврейского меньшинства в современном Иране: «Никто не имеет права показывать пальцем на евреев в Иране, так как они находятся под защитой ислама и мусульман. Никто не имеет права нападать на евреев или христиан, которые принадлежать к одному из вероучений божьих пророков»31. Тем самым за евреями призна-

29 Imam's remarks at a meeting with a group of Palestinians and Bishop Cappucci, 2 April 1979 (13 Farvardin 1358 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 6. Pp. 413-414.

30 Palestine from the viewpoint of Imam Khomeini. P. 14.

31 Ibid. P. 13.

вались и гарантировались права наравне с другими конфессиями и национальными меньшинствами.

Таким образом, Имам Хомейни в вопросе разрешения проблемы существования Государства Израиль был последователен и бескомпромиссен. Так как альтернатива, по его мнению, была куда хуже и трагичнее для арабов и мусульман региона. «Если нам не удастся пробудить и информировать массы до того, как они попадут в колониальную ловушку, которую для них подготовили, исламская нация окажется на грани уничтожения»32. Чтобы понять, что означают эти слова для мусульман, Имам Хомейни призывал просто взглянуть на положение Ирана при правлении шаха Мо-хаммеда Реза Пехлеви.

Фигура шаха, находившегося во главе Ирана с 1941 по 1979 год, вызывала у Имама Хомейни крайне негативную реакцию, с которой могли сравниться только его высказывания о США и Израиле. Имам Хомейни убежден, что политика, проводимая шахом, шла вразрез с национальными интересами страны. А главное «детище», которым гордился Мохаммед Реза-шах - его «Белая революция шаха и народа», Имам называл не иначе, как предательством и изменой! Так как в качестве образца для своих преобразований шах брал опыт западных стран, и США, в частности. При этом в качестве консультантов были приглашены специалисты из Израиля! «Мы уверены, что наши проекты реформ фактически разрабатывались Израилем, и именно к Израилю мы обращаемся за помощью и советом, когда нужно разработать новый план»33, заявлял Имам Хомейни, комментируя процесс разработки реформ «Белой революции».

Безоглядная ориентация на иностранных консультантов превратила Иран, по мнению Имама, в «колонию Америки»34, управляемую израильскими советниками. Это, в свою очередь, привело к засилью иностранцев во всех сферах жизнедеятельности страны. Это внешнее управление вовсе не ставит своей целью превращение страны в мощное, современное, развитое и богатое государство.

32 Речь 5-ая, произнесенная в январе 1963 года / / Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 177-178.

33 Imam's speech dated 15 May 1964 (26 Farvardin 1343 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 1. P. 298.

34 Imam's reply to a letter, 4 November 1977 (13 Aban 1356 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 3. P. 262.

Наоборот, Имам уверен, что главная цель - это как раз «уничтожение независимости страны и разрушение ее экономики»35. Дальше красивых слов и цветистых лозунгов, дело не пошло. Имам признает, что в стране много проблем, но их решение передавать в руки иностранцев, вовсе не означает, что проблемы будут решены. «Они не хотят по-настоящему реформировать страну. Иностранцы не хотят, чтобы страна процветала. Даже хорошей водой народ не обеспечивается! Воду, которую пьют в Куме, в Европе даже скотине не дадут»!36

Иран - аграрная страна, и реформы шаха были направлены на модернизацию аграрного сектора экономики и ее индустриализацию. Однако на практике это вылилось в то, что в экономике Ирана ключевые роли стали играть израильские кампании. «Вся экономика страны теперь находится в руках Израиля; она, если правильно выразится, была захвачена израильскими агентами. Большая часть заводов и предприятий управляется ими: телевидение, завод "Ардж", "Пепси кола" и так далее». И что самое возмутительное было для Имама Хомейни - что «ныне даже яйца импортируются через Израиль»37. О какой независимости может идти речь!? Иран превращается в рынок сбыта израильской продукции и поставщика энергоресурсов!

В политике, как во внутренней, так и во внешней, дела обстояли не лучшим образом. Критикуя действия властей, Имам Хомейни был также безаппеляционен и категоричен. Реформы, начатые по инициативе шаха, были санкционированы Маджлисом, а это значит, что депутаты и члены правительства несут свою долю вины в проведении антиисламской, антинародной и антинациональной политики. Одобряя пакет реформ, ставших «Белой революцией шаха и народа», депутаты руководствовались, прежде всего, интересами Израиля и стоящего за ним США. «Наши депутаты и министры тоже смотрят в рот Америке. Все они назначены Америкой», заявляет Имам и призывает власти одуматься. «Сделайте что-нибудь для страны, для народа, а не влезайте в долги и не закаба-

35 Imam's reply to questions put to him by merchants and guilds of Qum, dated March 1963 (Isfand 1341 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 1. P. 104.

36 Речь 13-ая, произнесенная 10 апреля 1964 года / / Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 198.

37 Там же. С. 195.

ляйте себя. Конечно же, получение долларов означает, что кому-то придется стать рабом. Вы, власть имущие, хотите попользоваться долларами, а нам грозит участь стать рабами»38.

В стране складывается ненормальная ситуация, когда кучка господ жирует в своих дворцах и рассуждает о «развитой нации», а весь остальной простой народ погибает от голода и антисанитарии. Народ низведен до положения бесправных рабов, лишенных элементарных прав. «Если американец задавит меня своей машиной, никто не будет иметь право сказать ему что-либо!»39, негодует Имам Хомейни, указывая на главную причину этого ненормального положения - повсеместная коррупция власти.

Коррумпированные власти - не самостоятельные власти, они не могут отстоять независимость страны. Следовательно, они будут выполнять приказы своих хозяев. «Мы были свидетелями того, как иранское правительство, по приказам шаха, официально признало Израиль в то время, когда мусульмане вели войну с этим врагом, и как улама выступили против этого шага властей. Мы были свидетелями того, как помощь оказывалась Израилю в то время, когда он выгонял мусульман из их родных земель и заливал эту землю их кровью. Нефть, вооружения и другая помощь, финансовые фонды, которые создавались кровью и потом иранского народа, были переданы в их распоряжение»40. В данном случае, вполне естественно, напрашивается вопрос о том, не является ли шах «израильтянином»? «Спецслужбы уверены, что он не еврей?»41, риторически вопрошает Имам Хомейни.

Если взглянуть на внешнюю политику шаха, то, по мнению Имама, получается парадоксальная картина. На словах Тегеран всегда открещивается от факта юридического признания Государства Израиль, однако, на практике проводил политику, противоположную официальным заявлениям. Складывалась ситуация, когда Иран оказывался на стороне Израиля, который вел войны с сосед-

38 Речь 16-ая, произнесенная 26 октября 1964 года / / Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 206.

39 Там же. С. 207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Imam's reply to a letter, 4 November 1977 (13 Aban 1356 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 3. P. 262.

41 Imam's warning to the Iranian nation on the country's independence, da ted 7 April 1964 (18 Farvardin 1343 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 1. P. 262.

ними арабскими государствами. Иран, являясь исламской страной, оказывался, тем самым, в стане противников мусульман! Своими действиями власти Ирана подрывали усилия по формированию единого антиизральского фронта мусульманских государств. «Мы утверждаем, что это неправильное решение. Не идите против чувств мусульман. Все мусульманские народы на одной стороне, а Иран - на противоположной! Если так и пойдет дальше, тогда народ Ирана станет восприниматься нашими братьями-суннитами, как почитатели евреев»42. А это идет в разрез с интересами Ирана как исламского государства.

Мало того, что являясь внешнеполитическим союзником США и Израиля в регионе, Иран превратился и в военную базу, плацдарм для ведения возможных военных операций против соседних исламских государств. Тегеран активно проводит политику по модернизации своей армии, закупая в огромных количествах дорогостоящее американское и израильское вооружение. Власти страны пригласили иностранных военных консультантов для боевой подготовки иранской армии. Страна милитаризируется, но мощь этой армии, по мнению Имама, будет направлена не на защиту иранского народа и суверенитета страны, а против него и «других свободолюбивых народов региона, которые борются против захватчиков Палестины и других грабителей-иностранцев»43.

Итогом политики шаха стало его свержение в ходе Исламской революции 1979 года. И, по мнению Имама Хомейни одной из главных причин стала «безграничная поддержка, которую он оказывал Израилю»44. Поэтому Имам и призывал других правителей исламского мира не идти по пути шаха, и не повторять горький опыт.

В качестве альтернативы был предложен путь консолидации усилий в борьбе за освобождение Палестины. И тут Имам Хомейни уделял особое внимание роли и месту правителей и лидеров исламского мира, видя именно в их усилиях залог успеха в организа-

42 Imam's speech dated 15 May 1964 (26 Farvardin 1343 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 1. P. 298.

43 Imam Khomeini's message dated March 1973 (Farvardin 1352 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 1. P. 500.

44 Imam's interviews with the Middle East News Bulletin, 17 November 1978 (26 Aban 1357 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 5. P. 137.

ции единого палестинского фронта. «Ислам теперь доверен нынешнему поколению», заявлял он. «Оно ответственно за ислам и исламские законы, и мера этой ответственности зависит от положения людей. Наибольшую ответственность несут мусульманские правительства, главы мусульманских государств и коронованные особы»45. И эта ответственность объявляется Имамом «священным долгом»46, который является прямым обязательством перед Всевышним.

Ради выполнения этого священного долга, правители исламского мира должны отбросить все свои разногласия, мелкие обиды и расхождения. Консолидация национальных лидеров приведет к объединению и народов. «Мы не должны жаловаться на Америку», подчеркивает Имам, призывая не поддаваться внешнему давлению, «даже, если она и является источником коррупции, но мы должны жаловаться и взывать к исламским странам и мусульманским правительствам. Ислам усиленно выступает за необходимость совместных действий и призывает к единству, не только на словах, но и на деле»47.

Однако то, что так красиво звучало на словах, оказалось очень трудно воплотить в реальности. Имам Хомейни с тревогой наблюдал за происходящими событиями в арабском мире. Вначале Египет Анвара Садата заговорил о необходимости поиска мира с Израилем, что привело к подписанию мирного соглашения в американском Кемп-Девиде. Потом будущий саудовский король Фахд ибн Абдул-Азиз аль-Сауд выдвинул свой план мирного решения «Палестинского конфликта» на основе признания существования Израиля. А итогом стало вероломное нападение Ирака Саддама Хусейна на Исламскую Республику Иран.

События Исламской революции в Иране стали переломными, когда мы можем говорить об изменении взглядов Имама Хомейни на лидерские способности представителей власти в арабском мире. Факт силового свержения шаха, отмена монархии и провозглашение Исламской Республики, заставили Имама обратить присталь-

45 Речь 17-ая, произнесенная 14 ноября 1965 года / / Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 214.

46 Palestine from the viewpoint of Imam Khomeini. Р. 7.

47 Imam's remarks dated 16 December 1981 (25 Azar 1360 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 15. P. 370.

ное внимание на возможности народных масс. Начиная с 1979 года, он все чаще говорит о постигшем его разочаровании в национальных лидерах. «Эгоизм, прислужничество и дух капитулянтства некоторых арабских правительств, прямо направлены на признание иностранного влияния, что запрещает десяткам миллионам арабам бороться за освобождение Палестины от Израильской оккупации и узурпации»48.

Арабские лидеры, по мнению Имама, поставили свои личные интересы выше общеисламских. Он обвинил лидеров в «самовлюбленности», заявив, что «все они боятся за свою власть, которую я называю призрачной и ни как иначе, которой можно легко лишиться. По этой причине, они унижаются перед Америкой и еще хуже, перед Израилем»49. Фактически Имам обвинил их в предательстве, отказе от защиты интересов палестинцев, уммы и ислама, ради того, чтобы продлить свое пребывание у власти. И в этом отношении он даже поименно называет этих «предателей», к которым он причисляет короля Иордании Хуссейна, короля Марокко Хасана, президента Египта Хосни Мубарака50, президента Ирака Саддама Хуссейна51, короля Саудовской Аравии Фахда52.

И если вначале Имам Хомейни рассматривал национальных лидеров в качестве объединяющего начала в общеисламской борьбе с сионистским Израилем, то после Исламской революции и начала ирано-иракской войны, они были объявлены помехой и преградой на пути консолидации усилий уммы по поддержке палестинцев. Следовательно, делал вывод Имам, ликвидировать возникающие помехи на пути должен сам народ, как это и произошло в Иране. «Не надо ждать, что ваши правительства что-то сделают за вас. На протяжении последних 15 лет я призывал арабские прави-

48 Imam's message calling for support for Palestine, 10 November 1972 (19 Aban 1351 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 2. P. 479.

49 Imam's remarks dated 31 August 1982 (9 Shahrivar 1361 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 16. P. 272.

50 Imam's last will and testament dated 5 June 1989 (15 Khordad 1368 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 21. P. 403.

51 Imam's message dated 27 May 1988 (6 Khordad 1361 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 16. P. 231.

52 Imam's remarks dated 19 September 1982 (28 Shahrivar 1361 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 16. P. 429.

тельства объединиться и освободить Кудс, но мои слова так и остались без ответа, потому что они не озабочены этой проблемой. Если вы хотите решить свои проблемы, если вы хотите освободить Кудс, если вы хотите освободить Палестину, если вы хотите освободить Египет и другие арабские страны из рук этих агентов, из рук иностранцев, тогда народ должен восстать»53.

Фактически Имам Хомейни призвал народы региона к антиправительственным выступлениям, с целью свержения существующих властей. Однако анализируя ситуацию с возможностью подобных действий, он был осторожен в своих прогнозах. По его мнению, мусульмане региона слишком апатичны к каким-либо активным политическим действиям. Это происходит благодаря политике местных властей, направленных на отстранение народа от участия в политической жизни54, а также соответствующей политикой со стороны великих держав, и Израиля, в частности, которые искусственно поддерживают раскол среди исламских стран55.

Новая консолидация сил, следовательно, после предательства со стороны власть имущих, должна будет происходить снизу, по инициативе народных масс. А для того, чтобы этот процесс был запущен, нужно будет проводить каждодневную и понятную массам разъяснительную, пропагандистскую работу. И начинать надо, по мнению Имама, с самого главного - внушить мысль о том, что восстание против власти, попирающей права народа, это благое дело, а не преступление. «Среди нас есть люди, которые говорят нам, будто мы должны проглотить любой яд, что суют нам в глотку "обладатели власти", только потому, что они "власти". Но если это правда, то почему имам Хусейн выступал против властей?»56.

Ислам учит покорности, но эта покорность должна быть направлена к Всевышнему, а не к нынешним власть предержащим. Имам Хомейни по этому поводу говорил: «Я не из тех мулл, что

53 Imam's remarks, 6 April 1979 (17 Farvardin 1358 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 6. P. 444.

54 Imam's remarks to a gathering of ambassadors of Islamic countries dated 10 July 1979 (19 Tir 1358 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 9. P. 40.

55 Imam's message on the deplorable situation in Lebanon, dated 22 March 1978 (2 Farvardin 1357 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 3. P. 372.

56 Речь 27-ая, произнесенная 18 февраля 1978 года / /Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 267.

просто сидят с четками в руках. Я не Папа, чтобы выполнять определенные церемонии только по воскресеньям, а остальное время предаваться игре воображения и не вмешиваться ни в какие дела»57. Для него ислам, прежде всего, религия действия, а не пассивного бездействия. Поэтому нужна активная позиция, направленная на достижение конкретного результата. Бездействие, пассивность, апатия - будут играть на руку противнику. «Молчание! Не выбирайте дорогу молчания, поскольку оно сегодня - поддержка тиранической системы»58, предостерегает Имам.

Исламская революция в Иране, в этом плане, продемонстрировала всем мусульманам возможный путь борьбы по отстаиванию интересов уммы. Теперь речь должна идти о консолидации действий всех мусульман в регионе. Но прежде, чем народы смогут перейти к активным действиям против своих правителей - предателей, необходимо провести большую разъяснительную работу. И главной идеей, вокруг которой в данный момент могли бы консолидироваться мусульмане и другие сочувствующие, может стать идея проведения мероприятий посвященных дню памяти оккупации Кудса израильской армией. Имам Хомейни в 1979 году предложил выбрать в качестве даты последнюю пятницу священного месяца рамадан59.

Мероприятиям, посвященным Кудсу, Имам отводил очень важное место в своей политике. Помимо чисто пропагандистских, это мероприятие должно было выполнять функцию и демонстрации солидарности всех мусульман с делом палестинского народа. Проводимые в этот день массовые акции - демонстрации, марши, митинги, собрания, молитвы - призваны продемонстрировать единство и общность целей мусульман. «Народ подымается», заявлял Имам, «и если сейчас осуществляется стадия демонстраций и проведения маршей, то это будет началом нашей борьбы против

57 Речь 13-ая, произнесенная 10 апреля 1964 года // Имам Хомейни. Путь к свободе С. 198.

58 Там же. С. 190.

59 Imam's message announcing Quds Day dated 7 August 1979 (16 Mordad 1358 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 9. P. 243.

коррумпированных элементов (Израиля. - А. Б.), и изгнание их с территории мусульманских земель»60.

В мероприятиях, посвященных памяти Кудса, отражается еще одна очень важная деталь внешнеполитической идеологии современного Ирана, также берущая свое начало в мировоззрении Имама Хомейни. Смысл «Дня Кудса» выходит за рамки собственно Палестины, это глобальный проект, инициированный Имамом. Кудс стал символом противостояния всех угнетенных в мире, стремящихся защитить свое право на свободу, равенство и существование, с мировыми угнетателями. Объясняя причины помощи Ирана палестинским движениям, Имам подчеркивал именно эту мысль: «Мы поддерживаем угнетенных. Мы поддерживаем любого, которого угнетают где-либо, а палестинцы являются угнетаемым народом, и израильтяне угнетают их. По этой причине мы и поддерживаем их»61. Следовательно, освобождение Кудса и Палестины, призваны стать первыми ступенями по консолидации мусульман в рамках всего мира.

В продвижении и отстаивании этой идеи, с самого начала совершения исламской революции в Иране, начался процесс консолидации мусульман в рамках образования «Партии Аллаха», более известной под названием «Хизболла» или «Хезболла», в зависимости от арабского или персидского произношения термина «партия». С точки зрения Имама, отряды «Хизбалла», создаваемые во всех региональных странах, должны составить, тем самым, боевой авангард мусульман, которые с оружием в руках будут вести джихад. «Мы призываем всех угнетенных вступать в партию угнетенных и решать свои проблемы совместно, на основе тесного взаимодействия и общей воли»62.

Итогом движения, как уже не раз провозглашалось Имамом Хомейни, должно стать полное прекращение существования сионистского Израиля и носителей идей сионизма. Это вновь превратит регион Ближнего Востока в традиционный район «дар аль-

60 Imam's remarks dated 6 August 1979 (15 Mordad 1358 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 13. P. 68

61 Imam's interview with an American reporter, 1 December 1978 (10 Azar 1357 AHS) // Sahifeh-ye Imam. Vol. 5. P. 146.

62 Imam's remarks dated 18 August 1979 (27 Mordad 1358 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 9. P. 255-6.

ислам», каким он и был до начала прошлого века. Успех в движении освобождения Палестины даст толчок окончательной консолидации миру ислама. И тут важно отметить тот факт, что консолидация не будет означать признание приоритета и верховенства роли Ирана в этой организации. Имам Хомейни тут уже предостерегает иранские исламские власти, заявляя, что «мы не должны относиться к исламу, как будто бы ислам принадлежит только Ирану. Ислам такой же, как и везде. Он такой же, как в Египте, Судане, Ираке, Хиджазе, Сирии или где-либо еще»63.

Понимая, что дело освобождения это далекая перспектива, Имам говорит, что победу, возможно, увидят только наши дети, он не вдается в точные характеристики работы политического механизма объединенного исламского мира. В 1981 году он, например, упоминает о создании единого общего правительства, но при этом, «каждое в отдельности продолжало бы управлять своей территори-ей»64. В следующем, 1982 году, Имам говорит только о неком «Исламском пакте для защиты прав мусульман и для борьбы против агрессоров, таких как Израиль»65, четко не прописывая его структуры, принципы деятельности и полномочия. Ясно, что в последнем случае, речь может идти о военно-политическом союзе, но будет ли создаваться общая армия под единым командованием, не ясно. Вероятно, что этот вопрос должны были решать те, кто столкнется с этим в реальности.

И последнее, о чем необходимо сказать, разбирая взгляды Имама на проблему освобождения Палестины - это роль ислама. В отношении религии, он бескомпромиссен. Он выступает категорически против идей секуляризма, видя в них происки врагов ислама. Идеи отделения религии от политики, по убеждению Имама, навязываются Западом и Востоком, но они противоречат принципам ислама. «Вынашивался план внушить людям, что у религиозных ученых дурная репутация и что такое явление, как религия, должно быть отделено от политики. Эта кампания ведется уже много

63 Imam's remarks dated 17 November 1981 (26 Aban 1360 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 15. P. 317

64 Imam's remarks dated 5 March 1981 (15 Esfand 1359 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 14. P. 156.

65 Imam's message dated 1 April 1982 (12 Farvardin 1361 AHS) / / Sahifeh-ye Imam. Vol. 16. P. 142.

лет, и даже сами ахунды теперь убеждены в этом и спрашивают: "Какое нам дело до политики?" Но ставить так вопрос значит, в сущности, отказываться от ислама, зарывать его в кельях медресе и в наших религиозных сочинениях»66. По словам Имама, ислам - это и есть политика. Отделение ислама - означает потерю самоидентичности мусульман как политического организма. Улемы, таким образом, это связующее звено между исламом и политикой, между религиозным и светским характером власти. «Их ответственность очень велика, исключительно велика, в определенном отношении ответственность улемов, видимо, выше, чем кого бы то ни было», уверен Имам. «Это от них зависит представление ислама таким, каким они его знают, всему миру. Люди прислушиваются к ним, им подчиняются целые государства»67.

Суммируя кратко выводы по проведенному анализу взглядов Имама Хомейни в отношении решения «Палестинского конфликта», можно сказать следующее. Территория Палестины и Кудс обладают сакральной аурой для мусульман, поэтому не допустимо, чтобы иностранцы и иноверцы контролировали это святое место. Нависшая угроза над Палестиной в виде оккупации со стороны Израиля, по мнению Имама Хомейни, может стать действенной силой по объединению мусульманских народов региона, сталкивающихся с вызовами своему независимому существованию в современном мире.

Чтобы играть самостоятельную роль, и не превратиться в объект международной политики, мусульманам следует объединиться для отстаивания своих интересов. Главным вызовом для исламского мира, по мнению Имама, является Государство Израиль. Он отвергает и ставит под сомнение исключительный характер Израиля как еврейского государства. Имам рассматривает его как расистский и политический проект, созданный сионистами при поддержке и подаче Запада. Следовательно, сионистский Израиль является чужеродным элементом в центре «дар аль-ислам», и должен быть уничтожен как проводник интересов стран Запада в регионе. Пока будет

66 Речь 27-ая, произнесенная 18 февраля 1978 года / /Имам Хомейни. Путь к свободе. С. 258.

67 Там же. С. 219.

существовать Израиль, будет существовать и раскол в исламском мире.

Попытка делать ставку на консолидацию мусульман через призывы к арабским национальным лидерам, исламским правительствам и монархам, не увенчались успехом. По мнению Имама, те свой личный интерес в сохранении своей власти, поставили выше общеисламских, что расценивается как предательство ислама и исламских народов. Поэтому после успеха Исламской революции в Иране, он приходит к выводу о необходимости организации подобных движений по всему исламскому миру, в виде создания подразделений «Партии Аллаха» - «Хизбалла».

Положив в основу принципы исламского мировосприятия, Хо-мейни вновь вернулся к традиционному делению мира на Мир Ислама (Дар-оль-Ислам) и Мир Войны (Дар-оль-Харб). Перенеся это деление на современные международные отношения, он выдвинул концепцию «угнетателей и угнетенных» (мостазафин и мостакбе-рин). При этом лидер Исламской революции исходил из принципа недопущения установления доминирования над мусульманами недружественного враждебного правления (нафи-э сабиль). Реализация этого принципа превращала процесс освобождения Кудса и Палестины лишь в первую ступень на пути глобальной идеи освобождения всех угнетенных в мире и построения общества всемирной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.