Научная статья на тему 'Влияние исследовательской деятельности студентов на изменение структуры их учебной мотивации'

Влияние исследовательской деятельности студентов на изменение структуры их учебной мотивации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЛОНГЭТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Елена Ивановна, Коновалова Ирина Павловна

В статье выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов и определена структурная формула оптимальной мотивации. Рассмотрены способы воздействия на учебную мотивацию студентов, одним из которых является привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Авторами представлены результаты лонгэтюдного исследования, проведенного на факультете управления со студентами 3 4 курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарова Елена Ивановна, Коновалова Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние исследовательской деятельности студентов на изменение структуры их учебной мотивации»

Шарова Е.И., Коновалова И.П., МГТУ, г. Майкоп

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

В статье выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов и определена структурная формула оптимальной мотивации. Рассмотрены способы воздействия на учебную мотивацию студентов; одним из которых является привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Авторами представлены результаты лонгэтюдного исследования, проведенного на факультете управления со студентами 3-4 курсов.

Успешность обучения в вузе зависит не только от уровня учебных мотивов, но и от их соотношения в общей структуре мотивации. Сложившаяся к моменту поступления в вуз структура мотивации изменяется в ходе учебной деятельности, причем наиболее оптимальным, по мнению Булгакова А.В., является соотношение, когда уровень внутренней мотивации больше уровня внешней положительной мотивации, которая в свою очередь превышает уровень внешней отрицательной мотивации (ВМ>ВПМ>ВОМ)[1]. Проблема мотивационных детерминант, обусловливающих процесс личностного и профессионального становления будущего профессионала, является в настоящее время одной из актуальных. Динамика профессии (содержание труда, требования к личности работающего и пр.) требует, чтобы профессиональная подготовка специалистов в вузе обеспечила возможность дальнейшего саморазвития выпускника учебного заведения, его успешную адаптацию и профессиональное становление. В настоящее время все более актуальным становится не только усвоение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и освоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач. Все это тесным образом связано с наличием соответствующей профессиональной мотивации и се развитием у обучаемых.

Проблема учебной мотивации, успешности учебной деятельности студентов широко представлена в исследованиях отечественных психологов (Л.И. Божович. В.И. Ковалев, 1988; Г.А.Давыдов, 1975; Б.А. Зверев, 1975; И.А. Зимняя, 1997; Л.А. Кандыбович, 1982; А.В. Крыленко. 2001; Е.Н. Ильин. 2000; А.П. Скрыпников, 1984, и др.). Наше понимание структуры учебной мотивации в большей степени опирается на подход, предложенный румынским социологом К. Замфир (1983).

К. Замфир исходит из представления о трех аспектах мотивации: внутренняя мотивация (ВМ). внешняя положительная (ВПМ) и внешняя отрицательная (ВОМ).

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без какого - либо внешнего давления.

К внешней отрицательной мотивации причисляют наказания, критику, осуждения и т.п.

К внешней положительной мотивации относятся: материальное с тимулирование, продвижение по службе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия.

Внутренняя мотивация с точки зрения удовлетворенности учебой и ее результатами наиболее эффективна. Затем по степени положительного влияния идет внешняя положительная мотивация. При этом как внешняя положительная мотивация, так и внешняя отрицательная мотивация по сравнению с внутренней мотивацией обладают меньшей устойчивостью, быстро теряют свою стимулирующую силу [2].

Таким образом, за основу теоретической модели изучаемого явления нами была взята струкгурная формула оптимальной мотивации К. Замфир (соотношение между гремя видами мотивации): ВМ>ВПМ>ВОМ. содержательно дополненная подходами к мотивации учебной деятельности, принятыми в отечественной психологии.

В качестве рабочей гипотезы было принято следующее предположение: структуру мотивации студентов к учебной деятельности можно оптимизировать, путем включения в учебный процесс исследовательских форм работы. По предположению Булгакова А.В. изменение структуры учебной мотивации приведет к повышению успеваемости студентов, повлияет на становление профессиональной идентичности будущих профессионалов.

Эти рекомендации мы использовали в ходе проведения эксперимента со студентами факультета управления. На первом этапе исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. Испытуемым предлагался следующий список учебных мотивов (в скобках указана принадлежность к группе мотивов). Нумерация списка соответствует рангам, присвоенным мотивам учебной деятельности по результатам проведенного опроса студентов.

1. Стать высококвалифицированным специалистом (ВМ).

2. I !олучить диплом (ВПМ).

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах (ВПМ).

4. Получать стипендию (ВПМ).

5. ) (риобрести глубокие и прочные знания (ВМ).

6. Не запускать изучение предметов учебного цикла (ВОМ).

7. Не отставать от сокурсников (ВОМ).

8. Добиться одобрения родителей и окружающих (ВПМ).

9. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ВОМ).

10. Получить интеллектуальное удовлетворение (ВМ).

11. Достичь уважения преподавателей (ВПМ).

12. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу (ВОМ).

Таким образом, в учебной мотивации студентов превалируют внешние положительные мотивы, далее следуют внешние отрицательные мотивы и внутренние мотивы. Следовательно, структуру мотивации студентов можно представить следующим образом: ВПМ>ВОМ>ВМ.

Для сравнения: ВМ>ВПМ>ВОМ (по К. Замфир).

Такая структура отличается от представленного выше варианта оптимальной структуры (по К.Замфир). В своем исследовании мы решили экспериментально выявить возможность изменения данной структуры мотивации, воздействуя на нее вовлечением студентов в исследовательскую деятельность.

Данные, приведенные в таблице, показывают, что успешность учебной деятельности студентов, занятых научно-исследовательской работой, улучшилась.

Булгаков А.В. утверждает, что при проведении научно-исследовательской работы студент овладевает определенными знаниями в данной сфере, происходит развитие внутренней мотивации молодого исследователя, а столкновения с противоречиями, трудностями стимулируют его познавательную активность. В результате самоутверждения в значимой для себя области происходит повышение его самооценки и. кроме того, повышение значимости внутренних учебных мотивов, что в дальнейшем послужит сильнейшим толчком к развитию и профессиональному совершенствованию [1].

Таблица 1

Средние значения по изучаемым уровням учебной мотивации в экспериментальной

и контрольной группах успешности учебной деятельности

№ п/п Исследуемые параметры, уровни Время воздействия Экспериментал ьная группа Контрольная группа

1 Успешность учебной До 7,6 7,9

деятельности После 8,9 7,9

Внутренняя До 6,6 6,2

1т мотивация После 7,1 6,0

3 Внешняя положи- До 5,8 5,7

тельная мотивация После 5,3 5,7

4 Внешняя отрицательная мотивация . До 5,3 4,2

После 4,1 3,6

В свою очередь сдвиг внешней отрицательной мотивации в сторону уменьшения в экспериментальной группе может быть обусловлен :

1) повышением уровня внутренней мотивации, что выражается в творческом подходе к деятельности и осуществлении деятельности не ради избежания наказания, а ради нее самой;

2) повышением самооценки обучаемых.

Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза нашла подтверждение. У членов экспериментальной группы произошли изменения в структуре учебной мотивации: она более приблизилась к варианту, при котором наблюдается наибольшая эффективность деятельности: ВМ>ВПМ>ВОМ [2].

Проведенное исследование показало, что успешность обучения в вузе зависит не только от интенсивности, силы и устойчивости учебных мотивов, но и от их соотношения в общей мотивационной структуре, причем наиболее оптимальным является соотношение ВМ>ВПМ>ВОМ.

Главным результатом данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что включение исследовательской работы в учебный процесс оказывает оптимизирующее влияние на учебную мотивацию студентов.

Положительными результатами экспериментальной работы можно считать изменение структуры учебной мотивации студенгов, приближение ее к оптимальной модели, повышение активности в обучении в целом, улучшение успеваемости участников эксперимента.

Литература:

1. Булгаков А.В. Внеаудиторные формы работы как фактор динамики учебной мотивации и успешности обучения в вузе / А.В. Булгаков // Инновации в образовании. -2002. - № 4. - 62 - 75.

2. Ильин Е.П. Мотивация трудовой деятельности. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Е.П. Ильин; сост. и обшая ред. Л.В. Виною/рова. - СПб.: Питер, 2001.-211с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.