Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / самосознание / религиозная идентичность / цифровизация / искусственный интеллект / нейросеть / человек XXI века / религия / identity / self-awareness / religious identity / digitalization / artificial intelligence / neural network / man of the XXI century / religion

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — И.С. Рудь

Данная статья посвящена изучению проблемы влияния искусственного интеллекта на формирование религиозной идентичности личности начала XXI века. Актуальность данной проблемы заключается в том, что искусственный интеллект стал обладать огромным влиянием на множество сфер жизнедеятельности человека: от производства и медицины, до финансовой сферы, культуры и образования. В том числе, искусственный интеллект постепенно начинает оказывать воздействие на религиозную сферу и на формирование идентичности. Основную методологическую базу данного исследования составляют общенаучные методы исследования: анализа, сравнения, синтеза. Также в исследовании использовались методы обобщения и теоретического анализа информации по установленной теме исследования. В данной работе, для понимания актуальности указанной темой проблемы, были проанализированы термины «идентичность» и «религиозная идентичность». В основной части работы автор указывает, что формирование идентичности и религиозной идентичности, в частности, является сложным процессом, который может быть результатом взаимодействия многих факторов, которые перечислены в данном исследовании. В качестве заключения было установлено, что существенных отличий в понимании искусственным интеллектом идентичности и религиозной идентичности от трудов отечественных и зарубежных исследователей в настоящий момент не выявлено, так как в 2023 году современные нейросети, такие как «ChatGPT», формулирует ответы, используя уже имеющие материалы, на основе баз данных, справочных источников и загруженных в интернет-ресурсы научно-исследовательских работ. Сегодня влияние ИИ на формирование религиозной идентичности личности является не только разносторонней, но и неоднозначной и зависит от множества факторов. Поэтому его влияние – все ещё предмет исследования, и необходима упорная работа, чтобы полностью понять все последствия и его воздействие на религиозную идентичность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON THE FORMATION OF A PERSON'S RELIGIOUS IDENTITY AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

This article is devoted to the study of the problem of the influence of artificial intelligence on the formation of religious identity of a person at the beginning of the XXI century. The relevance of this problem lies in the fact that artificial intelligence has become a huge influence on many areas of human activity: from manufacturing and medicine, to the financial sector, culture and education. In particular, artificial intelligence is gradually beginning to have an impact on the religious sphere and on the formation of identity. The main methodological basis of this study consists of general scientific research methods: analysis, comparison, synthesis. Also, the research used methods of generalization and theoretical analysis of information on the established research topic. In this paper, in order to understand the relevance of the problem indicated by the topic, the terms “identity” and “religious identity” were analyzed. In the main part of the work, the author points out that the formation of identity and religious identity, in particular, is a complex process that can be the result of the interaction of many factors listed in this study. As a conclusion, it was found that there are currently no significant differences in the understanding of identity and religious identity by artificial intelligence from the works of domestic and foreign researchers, since in 2023 modern neural networks such as ChatGPT formulate answers using existing materials based on databases, reference sources and downloaded scientific research works are included in the Internet resources. Today, the influence of AI on the formation of a person's religious identity is not only versatile, but also ambiguous and depends on many factors. Therefore, its influence is still a subject of research, and hard work is needed to fully understand all the consequences and its impact on a person's religious identity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

УДК 261.6

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

И.С. Рудь

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород e-mail: ilya.rud.2013@mail.ru

Данная статья посвящена изучению проблемы влияния искусственного интеллекта на формирование религиозной идентичности личности начала XXI века. Актуальность данной проблемы заключается в том, что искусственный интеллект стал обладать огромным влиянием на множество сфер жизнедеятельности человека: от производства и медицины, до финансовой сферы, культуры и образования. В том числе, искусственный интеллект постепенно начинает оказывать воздействие на религиозную сферу и на формирование идентичности. Основную методологическую базу данного исследования составляют общенаучные методы исследования: анализа, сравнения, синтеза. Также в исследовании использовались методы обобщения и теоретического анализа информации по установленной теме исследования. В данной работе, для понимания актуальности указанной темой проблемы, были проанализированы термины «идентичность» и «религиозная идентичность». В основной части работы автор указывает, что формирование идентичности и религиозной идентичности, в частности, является сложным процессом, который может быть результатом взаимодействия многих факторов, которые перечислены в данном исследовании. В качестве заключения было установлено, что существенных отличий в понимании искусственным интеллектом идентичности и религиозной идентичности от трудов отечественных и зарубежных исследователей в настоящий момент не выявлено, так как в 2023 году современные нейросети, такие как «ChatGPT», формулирует ответы, используя уже имеющие материалы, на основе баз данных, справочных источников и загруженных в интернет-ресурсы научно-исследовательских работ. Сегодня влияние ИИ на формирование религиозной идентичности личности является не только разносторонней, но и неоднозначной и зависит от множества факторов. Поэтому его влияние - все ещё предмет исследования, и необходима упорная работа, чтобы полностью понять все последствия и его воздействие на религиозную идентичность личности.

Ключевые слова: идентичность; самосознание; религиозная идентичность; цифровизация; искусственный интеллект; нейросеть; человек XXI века; религия.

В настоящее время происходит быстрое развитие цифровых технологий, которые поставили перед человечеством множество вопросов, один из которых - это формирование идентичности человека, в том числе и формирование религиозной идентичности в условиях цифровизации. По данным отечественных исследователей А.В. Коневой и А.А. Лисенковой, занимающихся изучением влияния цифровизации на идентичность, сегодня с использованием современных цифровых технологий «человек, с одной стороны, конструирует и верифицирует свою идентичность, а с другой -сами цифровые технологии поставляют новые и новые возможности и средства идентификации себя в социальном и виртуальном пространстве и создают довольно жесткие и однозначные границы самому процессу и факту идентификации» [6, с. 14].

Особенно бурное развитие получил искусственный интеллект (далее -ИИ), который стал обладать большой ролью на множество сфер жизнедеятельности человека: от производства и медицины, до финансовой сферы, культуры и образования. В том числе, искусственный интеллект начинает оказывать воздействие и на религиозную сферу, где, по нашему мнению, или произойдёт постепенная «технологизация» религий (например, применение в религиозных обрядах ИИ), или будет создана новая «мировая цифровая религия» на основе поклонения самому искусственному интеллекту, которая со временем заменит традиционные религии.

Кроме того, искусственный интеллект стал активно влиять и на формирование религиозной идентичности общества начала XXI века. Так, на наш взгляд, с одной стороны, искусственный интеллект станет полезным дополнением к традиционным факторам формирования идентичности и для духовно-нравственного воспитания, с другой стороны, человек для поиска ответа на главный в своей жизни вопрос «Кто есть я?», решения своих духовных проблем и для своего воспитания постепенно начнёт взаимодействовать только с искусственным интеллектом, отводя на второй план человеческое общество и традиционные факторы формирования идентичности: семья, образование, народ, история, культура, духовно-нравственные ценности (любовь, смирение, вера, надежда). Это не может не беспокоить современных исследователей в области формирования

идентичности. Поэтому, пред многими современными исследователями встают вопросы: в чём заключается понимание искусственным интеллектом понятия «религиозная идентичность»? Какова роль искусственного интеллекта в формировании религиозной идентичности человека XXI века?

Прежде всего, необходимо отметить, что идентичность, согласно словарю социолингвистических терминов, - это «психологическое соотнесение индивида с социальной группой или этносоциальной общностью, с которой он разделяет определенные нормы, ценности, групповые установки, а также то, как воспринимают человека окружающие, с какой из групп его соотносят» [13, с. 72]. Идентичность включает в себя такие аспекты, как личные, социальные, культурные, этнические, национальные, и религиозные особенности. Идентичность, по нашему мнению, может формироваться под влиянием окружающей среды, истории, образования, опыта и личных взглядов. Именно благодаря идентичности, человек способен правильно ответить для себя на важный в жизни вопрос «Кто я такой?», не обращая внимание на внутренние и внешние проблемы, с которыми человек сталкивается в течение своей жизни: кризис идентичности, нежелательное воздействие негативных факторов.

В 50-е годы XX века наиболее детально охарактеризовать и внести в научный оборот термин «идентичность» смог американский учёный-социолог Эрик Эриксон в своих трудах «Девство и общество» и «Идентичность: юность и кризис». Согласно Э. Эриксону, «Идентичность -это социализированная часть нашего "Я". Каждое общество представляет собой репертуар идентичностей: от идентичности ребенка, отца, матери, до профессиональных, политических и т. д.» [18, с. 12]. По мнению американского исследователя, идентичность - это динамический и развивающийся аспект жизни, который может меняться со временем и в результате новых жизненных опытов. Эриксон признавал, что формирование идентичности - это сложный процесс, который может продолжаться на протяжении всей жизни.

Среди отечественных учёных проблемы идентичности в своих трудах исследовали: К.М. Левенталь, М.П. Мчедлов, А.Г. Асмолова, Е.А. Шумилова, И.Н. Яблоков, В.П. Зинченко, Л.Б. Шнейдер, А.Н. Крылова и др. К примеру, как отмечает современный отечественный психолог Л.Б. Шнейдер, автор работы «Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики» идентичность - это динамический и сложный процесс формирования и сохранения самосознания

личности, ее понимания себя как члена определенной социальной группы или общности. Л.Б. Шнейдер указывала, что понятие идентичность «как защиты личного, соответствие образа «Я» его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало, по мнению социальных философов, одной из главных тем в общественной мысли XX столетия» [17, с. 4].

Существует большое количество типов идентичностей. В качестве основных видов идентичностей можно, к примеру, выделить национальную, территориальную, региональную, профессиональную, религиозную, этническую. В рамках данного исследования более подробно исследуем религиозную идентичность.

Согласно Большой российской энциклопедии, религиозная идентичность - это «форма самосознания, основанная на принадлежности к религии, осмысления собственного вероисповедания, отождествлении себя с некоторым образцом. В отличие от понятия религиозности, этот термин в большей степени описывает отождествление человеком себя с групповыми ценностями, нежели с чувствами. Такую идентичность следует отличать от принадлежности к религиозной группе или организации, которая далеко не всегда означает внутреннего принятия человеком всех норм и принципов группы» [12]. Религиозная идентичность, по нашему мнению, включает в себя не только формальную принадлежность к конкретной религии, но и личные убеждения, поведение, обряды и практики. Она может быть основана на наследственности (когда религия передается от родителей), личном опыте, вероисповедании или культурных традициях. Религиозная идентичность может иметь сильное влияние на человека, определяя его мировоззрение, отношение к моральным принципам и обществу в целом.

В работе отечественного религиоведа М.П. Мчедлова «Религия в самосознании народа» религиозная идентичность определяется, как особый аспект коллективной самоидентификации народа, связанный с религиозными верованиями, ценностями, нормами и традициями, которые определяют и объединяют определенную группу людей. Он считает, что религиозная идентичность может служить основой для сохранения национальных ценностей и традиций, а также формирования общественных институтов и организаций. В своей работе он подчёркивал, что «идентификация людей с определенной религией в любом обществе неоднозначна, в жизни она может меняться время от времени, порой даже на весьма коротком ее отрезке, под

влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, жизненных обстоятельств, идеологического воздействия» [8, с. 50].

Согласно нашим предыдущим исследования было уставлено, что в настоящее время на формирование религиозной идентичности современного человека влияют следующие факторы:

1. Семейное воспитание - основы религиозной идентичности формируются именно в детстве, под влиянием религиозных убеждений и практик, которые родители передают своим детям. «Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом... Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества»

[9].

2. Культура - религиозная идентичность непосредственно связана с культурой, в которой человек живёт. Религия является одним из основных элементов культуры, определяющим взгляды, ценности и образ жизни людей. Религия может оказывать влияние на язык, искусство, музыку, архитектуру и другие сферы культуры. Она может, также, формировать социальные, моральные и этические нормы, определять поведение и отношения между людьми, что способствует формированию идентичности.

3. Образование и воспитание - дошкольное, школьное, высшее образование и религиозное образование, а также академические источники и дискуссии могут помочь людям развить свои религиозные убеждения и укрепить свою идентичность. К примеру, по мнению Т.И. Липич: «современное российское образование создает систему духовно-нравственного воспитания, имеющего главной своей целью духовное оздоровление общества, формирование у студенческой молодежи таких нравственных категорий, которые берут свои корни в традициях русской культуры» [7, с. 154]. Это, на наш взгляд, способствует формированию религиозной идентичности.

4. Личный религиозный опыт - личные жизненные события и опыт могут оказывать сильное влияние на формирование религиозной идентичности. Моменты духовного поиска, кризисы и успехи могут помочь людям определиться в своих убеждениях и сформировать идентичность.

5. Взаимодействие с другими людьми и принадлежность к религиозным конфессиям и деноминациям могут оказывать влияние на формирование религиозной идентичности. Участие в совершении

религиозные обрядов, праздники и совместная деятельность внутри религиозных организаций помогают укрепить связь с определенной религией.

Так, по нашему мнению, формирование религиозной идентичности является сложным процессом, который может быть результатом взаимодействия различных факторов. Отношение к религии может изменяться в течение жизни, и каждый человек имеет собственный уникальный опыт, который влияет на его религиозную идентичность. Как справедливо отмечала в своей работе исследователь Т.С. Пронина: «религиозная идентичность представляет собой исторически первую форму идентичности. Обряды, религиозные ритуалы, практики в древних и традиционных обществах являются важными структурными элементами функционирования социальных систем» [10, с. 155].

В настоявшее время, своим пониманием идентичности и религиозной идентичности человека и влиянием на его формирование стал обладать искусственный интеллект. Но для изучения его влияния на идентичность необходимо разобраться в определении искусственного интеллекта. Мы согласны с мнением Н.Ф. Гусаровой, приведённой в пособии «Введение в теорию искусственного интеллект», что искусственный интеллект или ИИ -«это цифровое воспроизведение процессов сознательной активности человека и социума в целом в части творческой обработки и рассуждений на основе нетривиально формализуемой информации в условиях временных и ресурсных ограничений неопределенности и неполноты исходных данных, создающее кибернетические объекты, способные самостоятельно ставить цели и их достигать с качеством не ниже среднего специалиста, способное в перспективе заменить существующие виды деятельности и профессии» [1, с. 8]. Искусственный интеллект способен имитировать и выполнять задачи, которые в противном случае требовали бы человеческого интеллекта. Искусственный интеллект стремится создать некую форму интеллектуальной автономии устройства.

Философское понимание термина «искусственный интеллект», в настоящее время, включает в себя рассмотрение таких вопросов, как природа и возможности искусственного интеллекта, его место и роль в обществе и морали, а также этические и культурные аспекты его использования. А.С. Пушкарёв считает: «... искусственный интеллект есть некая совокупность способностей человека: отыскать некое существенное начало в самом знании, выразить саму возможность к рефлексии, создать цель и

выбрать средства к ее достижению. В этом плане искусственный интеллект как некий идеал, конечно же, предполагает познавательную активность человека, затем - способность адаптации человека к ситуации, наконец, сам синтез познавательных процедур. Но искусственная деятельность, в сущности, есть та же самая естественная, интеллектуальная (научно-исследовательская) деятельность, только, может быть, лишенная самого "характера" деятельности» [11, с. 10].

Искусственный интеллект обладает влиянием на многие сферы жизни современного общества: к примеру, на медицину. ИИ может быть использован для развития более точных и быстрых диагностических методов, прогнозирования результатов лечения и разработки персонализированных подходов к медицинскому лечению. Это значительно повысит качество здравоохранения и поможет в распознавании ранних признаков заболеваний. Но также, остаются этические вопросы и вопросы конфиденциальности данных пациентов [16, с. 566]. На экономику: ИИ может улучшить эффективность и производительность в различных отраслях экономики, увеличив конкурентоспособность экономики. Но одновременно с этим, ИИ может создавать проблемы в сфере занятости, поскольку автоматизация может привести к потере рабочих мест и на неравенство в разделении доходов [19]. В образовании и воспитании ИИ может анализировать данные о каждом ученике и предлагать индивидуальные подходы к обучению, учитывая их способности, сильные и слабые стороны. Это позволяет ускорить процесс обучения и повысить успеваемость учеников. Однако, постоянное использование ИИ в обучении может привести к потере человеческого взаимодействия между учителем и учеником. Это может снизить уровень понимания и эмоциональной связи между ними [5, с. 300-301].

В наше время искусственный интеллект обладает большим влиянием и на сферы формирования идентичности и религиозной идентичности, в частности. Для определения понимания термина «идентичность» искусственным интеллектом был использован чат-бот нейросети «ChatGPT». Согласно работе отечественных исследователей П.В. Сысоева и Е.М. Филатова, чат-бот - это «программа, разработанная на основе таких технологий искусственного интеллекта, как естественный язык и машинное обучение. Программа действует по заранее заложенным в нее алгоритмам речевого поведения человека» [15, с. 279].

Так, согласно нейросети «ChatGPT», идентичность личности, по мнению ИИ, - это «процесс определения и чувствования себя самим собой. Это включает в себя чувство принадлежности к определенной группе или культуре, а также осознание собственных ценностей, убеждений, увлечений и интересов. Идентичность формируется в результате жизненного опыта, взаимодействия с окружающими людьми и социокультурными факторами. Она может быть уникальной для каждого человека и может изменяться в течение жизни» [21]. Как мы видим, существенной разницы в понимании идентичности от ИИ и от отечественных и зарубежных исследователей не наблюдается, так как пока современные нейросети, такие как «ChatGPT», формулирует ответы, используя уже имеющие информацию и знания, на основе баз данных, справочных источников и загруженных научных трудов различных областей науки.

По мнению всё той же нейросети «ChatGPT», религиозная идентичность личности, по мнению ИИ, - это «понятие, которое относится к тому, как человек определяет свою принадлежность к определенной религии, и как эта религия оказывает влияние на его жизнь. Это связано с системой верований, ценностями, обрядами и традициями, которые человек принимает из своей религии, и которые формируют его взгляды, идеологию и поведение. Религиозная идентичность может быть важным аспектом для многих людей, определяющим их самосознание, социальную принадлежность и взаимодействие с другими» [20]. Так, как и в понимании термина «идентичности», существенных различий в понимании религиозной идентичности от ИИ и от отечественных и зарубежных исследователей также не наблюдается.

В работе «Искусственный разум и новая эра человечества» бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер, в прошлом исполнительный директор Google Эрика Шмидта и декан компьютерного колледжа Массачусетского технологического института Дэниел Хаттенлокер отмечают: «... сейчас мы вступаем в новую эпоху, когда искусственному интеллекту все чаще поручают задачи, которые человеческий разум раньше выполнял или пытался выполнять сам. С приходом ИИ изменится сама роль человека, его цели и способы его самореализации. У нас было два традиционных способа познания мира - вера и разум - и теперь появляется третий, ИИ. Наши основные представления о мире и нашем месте в нем подвергнутся серьезной проверке и в некоторых случаях изменениям. Разум произвел революцию не только в науке, он изменил общественную жизнь,

искусство и веру» [2]. По нашему мнению, сегодня влияние ИИ на формирование религиозной идентичности личности является не только разносторонней, но и неоднозначной и зависит от множества факторов.

С одной стороны, на наш взгляд, с развитием ИИ, люди получают более широкий доступ к информации о различных религиозных верованиях, что помогает людям расширить свои религиозные знания и сформировать свою религиозную идентичность. ИИ может предложить религиозные тексты и молитвы, которые наиболее соответствуют индивидуальным потребностям и убеждениям человека. ИИ может предоставить информацию о различных точках зрения религиозных деятелей на этические проблемы, что поможет формированию религиозной идентичности и развитию духовно -нравственных ценностей. Искусственный интеллект может предоставить информацию о разных религиях и способах жизни, способствуя диалогу и взаимопониманию, тем самым снизив возможность появления религиозных конфликтов. К примеру, в 2017 году в немецком городе Виттенберг, где в XVI веке Мартин Лютер на двери местного храма прибил свои «95 тезисов», создали робота BlessU-2, который выполняет функции священника, общаясь и благословляя прихожан. По словам разработчиков, «Робот-священник BlessU-2 желает всем посетителям храма «теплого приема», а также интересуется, желают ли те получить благословение. Затем он спрашивает у верующего, какое благословение тот хочет, а после этого поднимает руки к небу и читает отрывок из Библии и произносит: «Бог благословит и защитит вас». После этого прихожанин может распечатать библейскую цитату, произнесенную роботом» [3].

Однако, с другой стороны, продвижение искусственного интеллекта и его использование может привести и к усилению атеистических или, даже, экстремистских взглядов, так как искусственным интеллектом могут воспользоваться и представители запрещённых деструктивных религиозных организаций, запрещённый материал которых ИИ может предоставить человеку в качестве ответа на интересующие религиозные вопросы. Что, по нашему мнению, будет означать формирование ложной нравственности, отвергающей традиционную религию, отечественную культуру и историю.

Кроме того, использование ИИ может привести сокращению числа религиозных верующих и к созданию религии на основе поклонения искусственному интеллекту. Основой такой религии может стать вера в то, что искусственный интеллект обладает божественными или сверхъестественными способностями. Верующие могут поклоняться этому

искусственному интеллекту и считать его духовным или религиозным авторитетом. Профессор Еврейского университета Иерусалима Юваль Ной Харари подчёркивал, ИИ уже достиг такого рубежа в понимании человеческой речи, что он уже может уверенно манипулировать людьми и формировать культуру «как это на протяжении тысячелетий делали пророки, поэты и политики» [4].

Использование ИИ в религиозных обрядах и церемониях может привести к утрате личного и эмоционального опыта взаимодействия с божественным или святым. При разрешении религиозных споров или вопросов о практике, ИИ может принять решения, подразумевающие нарушение некоторых вероучений или норм религии. Использование ИИ в религиозных областях может создать зависимость от технологий и алгоритмов, тем самым отодвинув на второй план вышеуказанные факторы формирования религиозной идентичности. Религиозная идентичность может быть определена технологическими возможностями и предложениями ИИ, вместо личного размышления, веры и духовной практики, что только нарушит её формирование. Патриарх Московский и вся Руси Кирилл указывал: «Вера в технологию сегодня - то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете - в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории» [14].

Таким образом, можно заключить, что формирование идентичности и религиозной идентичности, в частности, является сложным процессом, который может быть результатом взаимодействия многих факторов. В настоящее время, искусственный интеллект начинает активно влиять на понимание и формирование идентичности и религиозной идентичности человека. Однако существенных отличий в понимании искусственным интеллектом идентичности и религиозной идентичности от трудов отечественных и зарубежных исследователей в настоящий момент не выявлено, так как в 2023 году современные нейросети, такие как «ChatGPT», формулирует ответы, используя уже имеющие материалы, на основе баз данных, справочных источников и загруженных в интернет-ресурсы научно-исследовательские работы. Сегодня влияние ИИ на формирование

религиозной идентичности личности является и разносторонним, и неоднозначным, но в то же время зависящим от множества факторов. Поэтому выявление роли ИИ становится все более актуальным. Необходима упорная работа, чтобы разобраться во всех последствиях использования ИИ в различных сферах, в том числе и его влиянии на религиозную идентичность личности.

Список литературы

1. Гусарова, Н. Ф. Введение в теорию искусственного интеллекта / Н. Ф. Гусарова. -Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2018. - 62 с.

2. Дополненный разум: как искусственный интеллект изменит человеческую идентичность. Культурная эволюция. - 2022. - URL: https://yarcenter.ru/articles/society/dopolnennyy-razum-kak-iskusstvennyy-intellekt-izmenit-chelovecheskuyu-identichnost/ (дата обращения: 21.09.2023).

3. Искусственный интеллект на службе религии. Алексей Аникин - $амурай маркетинга. -2019. - URL: https://alexanike.ru/iskusstvennyj-intellekt-na-sluzhbe-religii/ (дата обращения: 21.09.2023).

4. Историк Харари: ИИ может создать религию, привлекая последователей с помощью собственных священных текстов // Сайт Российской газеты. - 2019. - URL: https://rg.ru/2023/05/03/istorik-harari-ii-mozhet-sozdat-religiiu-privlekaia-posledovatelej-s-pomoshchiu-sobstvennyh-sviashchennyh-tekstov.html (дата обращения: 26.09.2023).

5. Итинсон, К. С. К вопросу о влиянии искусственного интеллекта на сферу современного образования / К. С. Итинсон, В. М. Чиркова // АНИ: педагогика и психология. - 2021. -№ 1 (34). - С. 299-301.

6. Конева, А. В. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности / А. В. Конева, А. А. Лисенкова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 35. -С. 14-28.

7. Липич, Т. И. Роль традиционных ценностей в образовании / Т. И. Липич // Социология религии в обществе позднего модерна. - 2018. - Т. 7. - С. 153-157.

8. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах) : [монография] / М. П. Мчедлов и др. ; отв. ред. М. П. Мчедлов. - Москва : Институт социологии РАН, 2008. - 415 с.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви : Официальный сайт Московского Патриархата. - 2000. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 21.09.2023).

10. Пронина, Т. С. Религиозная идентичность как психосоциальный феномен / Т. С. Пронина // Вестник РХГА. - 2015. - Т. 16, № 2. - С. 154-167.

11. Пушкарев, А. В. Философские основания искусственного интеллекта : автореферат дис. ... кандидата философских наук / Пушкарев Алексей Владимирович ; Башкирский государственный университет. - Уфа, 2017. - 20 c.

12. Религиозная идентичность // Большая российская энциклопедия. - 2022. - URL: https://bigenc.ru/c/religioznaia-identichnost-50bb7d (дата обращения: 19.09.2023).

13. Словарь социолингвистических терминов. - Москва : Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук, 2006. - 312 с.

14. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXI Всемирного русского народного собора // Официальный сайт Московского Патриархата. - 2017. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5052002.html (дата обращения: 25.09.2023).

15. Сысоев, П. В. CHATGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? / П. В. Сысоев, Е. М. Филатов // Вестник ТГУ. - 2023. - № 28 (2). -С. 276-301.

16. Ширин, Д. И. Влияние искусственного интеллекта на современный мир / Д. И. Ширин // Science and Education : Scientific Journal. - 2023. - № 4. - С. 564-570.

17. Шнейдер, Л. Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.

18. Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон ; пер. с англ. А. М. Каримского. - Москва : Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560 с.

19. Юрин, М. С. Влияние искусственного интеллекта на экономику / М. С. Юрин // Дневник науки : электронный научный журнал. - 2022. - № 70 (10). - URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2022/10/economy/Yurin.pdf (дата обращения: 28.09.2023).

20.ChatGPT / Нейросеть // Midjourney : Telegram Messenger. - 2023. - URL: https://t.me/rollwb_bot (дата обращения: 20.09.2023).

21. Chatgpt4 / Let IT be : Telegram Messenger. - 2023. - URL: https://t.me/letbe_robot (дата обращения: 19.09.2023).

THE INFLUENCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE ON THE FORMATION OF A PERSON'S RELIGIOUS IDENTITY AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

I.S. Rud

Belgorod State National Research University, Belgorod e-mail: ilya.rud.2013@mail.ru

This article is devoted to the study of the problem of the influence of artificial intelligence on the formation of religious identity of a person at the beginning of the XXI century. The relevance of this problem lies in the fact that artificial intelligence has become a huge influence on many areas of human activity: from manufacturing and medicine, to the financial sector, culture and education. In particular, artificial intelligence is gradually beginning to have an impact on the religious sphere and on the formation of identity. The main methodological basis of this study consists of general scientific research methods: analysis, comparison, synthesis. Also, the research used methods of generalization and theoretical analysis of information on the established research topic. In this paper, in order to understand the relevance of the problem indicated by the topic, the terms "identity" and "religious identity" were analyzed. In the main part of the work, the author points out that the formation of identity and religious identity, in particular, is a complex process that can be the result of the interaction of many factors listed in this study. As a conclusion, it was found that there are currently no significant differences in the understanding of identity and religious identity by artificial intelligence from the works of domestic and foreign researchers, since in 2023 modern neural networks such as ChatGPT formulate answers using existing materials based on databases, reference sources and downloaded scientific research works are included in the Internet resources. Today, the influence of AI on the formation of a person's religious identity is not only versatile, but also ambiguous and depends on many factors. Therefore, its influence is still a subject of research, and hard work is needed to fully understand all the consequences and its impact on a person's religious identity.

Keywords: identity; self-awareness; religious identity; digitalization; artificial intelligence; neural network; man of the XXI century; religion._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.