Прогрессивная экономика № 6 / 2023
DOI: 10.54861/27131211_2023_6_41
УДК 330.83:519.86
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)
Ли Цзясинь, студент, Казанский (Приволжский) федеральный
университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Целью данной статьи является определение силы влияния
инвестиций на темпы экономического роста на примере экономики Китая, а
также анализ воздействия инвестиционной политики на экономическое
развитие. Актуальность темы исследования обусловлена замедлением темпов
экономического роста в Китае и необходимостью разработки мероприятий
государственной политики, направленной на их повышение. В результате
проведения анализа научных источников установлено, что роль
государственной инвестиционной политики приобретает особую значимость
в создании условий для трансформации инвестиционных вложений в факторы,
способствующие устойчивому экономическому развитию. Инвестиционная
политика государства является важным инструментом диверсификации
экономики, однако данные преимущества не являются автоматическими: для
трансформации инвестиционных вложений в создание условий для
экономического развития. На основании результатов корреляционного
анализа получен вывод, что для восстановления высоких темпов
экономического роста Китая, необходимо реализовывать мероприятия
государственной
инвестиционной
политики,
направленные
на
преимущественно увеличение притока прямых иностранных инвестиций и
повышение
рациональности
размещения
внутренних
инвестиций.
Целесообразно вкладывать средства в образование, профессиональное
41
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
обучение и развитие навыков трудовой силы, то есть в развитие человеческого
капитала.
Ключевые слова: экономическое развитие, экономический рост,
инвестиции, инвестиционная политика, прямые иностранные инвестиции.
THE IMPACT OF INVESTMENT POLICY ON ECONOMIC
DEVELOPMENT (USING THE EXAMPLE OF CHINA)
Li Jiaxin, student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia
Abstract. The purpose of this article is to determine the strength of the impact
of investments on economic growth rates using the example of the Chinese
economy, as well as to analyze the impact of investment policy on economic
development. The relevance of the research topic is due to the slowdown in
economic growth in China and the need to develop public policy measures aimed at
increasing them. As a result of the analysis of scientific sources, it has been
established that the role of state investment policy is of particular importance in
creating conditions for the transformation of investment investments into factors
contributing to sustainable economic development. The state's investment policy is
an important tool for economic diversification, but these advantages are not
automatic: for the transformation of investments into the creation of conditions for
economic development. Based on the results of the correlation analysis, it was
concluded that in order to restore China's high economic growth rates, it is necessary
to implement state investment policy measures aimed primarily at increasing the
inflow of foreign direct investment and increasing the rationality of domestic
investment placement. It is advisable to invest in education, vocational training and
the development of labor force skills, that is, in the development of human capital.
Keywords: economic development, economic growth, investments,
investment policy, foreign direct investment.
42
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
JEL classification: Н54, Р33, Р45.
Для цитирования: Ли Цзясинь. Влияние инвестиционной политики на
экономическое развитие (на примере Китая) // Прогрессивная экономика.
2023. № 6. С. 41–51.
Введение
Инвестиционная политика государства играет важную роль в создании
основы
для
ведения
экономической
деятельности.
В
условиях
неопределенности и рисков, нарушающих устойчивость финансовой системы,
повышается актуальность реализации мероприятий государственной
поддержки экономических субъектов, реализующих инвестиционные и
инновационные проекты, а также использующих инновационные технологии.
Вопросы изменения векторов инвестиционной политики государства и
увеличения ее эффективности в контексте активизации внутренних
инвестиционных процессов приобретают особую актуальность на фоне
макроэкономической нестабильности.
Целью статьи является определение силы влияния инвестиций на темпы
экономического роста на примере экономики Китая, а также анализ
воздействия инвестиционной политики на экономическое развитие.
Актуальность темы исследования обусловлена замедлением темпов
экономического роста в Китае и необходимостью разработки мероприятий
государственной политики, направленной на их повышение.
Обзор литературы
Согласно подходу Л.И. Дмитриченко и В.Е. Савкина, эффективное
развитие экономики во многом зависит от объема инвестиций, направляемых
на расширение производственных мощностей, внедрение новых технологий и
реализацию инфраструктурных проектов, то есть обеспечивающих условия
для расширенного воспроизводства товаров и услуг [2]. Гао Лупин и Р.А.
Сабитов рассматривают ключевые факторы экономического роста. Авторы
43
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
приходят к выводу, что государственная политика, направленная на
поощрение накопление капитала и инвестирование в экономику страны
приводит к созданию необходимых для экономического роста условий [1].
Подходы авторов позволяют прийти к выводу, что количество капитала,
доступного для использования в производственных процессах, является
ключевым фактором, определяющим уровень экономической активности.
Заметим здесь, что ряд авторов указывают на рациональность размещения
инвестиций. М.А. Хамурадов, А.Ж. Керимов и Х.С.-А. Давлатбиева, а такде О.
Скрипник указывают на то, что инвестиции в инфраструктуру и образование
обеспечивают долгосрочные условия для устойчивого роста за счет
формирования человеческого капитала и повышения качества жизни
населения [3; 7]. Следовательно, в рамках подходов авторов человеческий
капитал рассматривается как форма производственного ресурса, а инвестиции
в него, такие как образование и обучение, приносят прибыль и выгоду,
аналогично физическому капиталу.
Однако, несмотря на теоретическое обоснование влияния инвестиций на
экономический рост, на практике данная связь не прослеживается однозначно.
Так, V. Makohon, Y. Radionov и I. Adamenko анализируют динамику доли
капитальных вложений в ВВП и индекс инвестиций в основной капитал за
период с 2015 по 2019 годы для ряда стран с формирующейся рыночной
экономикой. Показано, что степень влияния государственных инвестиций на
показатели экономического роста варьируется в зависимости от уровня
развития финансовых институтов в стране и инфраструктуры финансового
рынка. Сдерживающими факторами эффективного использования инвестиций
является политическая нестабильность, несовершенство институциональной
поддержки в инвестиционной и налоговой сферах [6].
Эксперты Всемирного Банка рассматривая связь между прямыми
иностранными инвестициями и темпами экономического роста приходят к
выводу, что данная связь не является стабильной, поскольку модели,
описывающие влияние инвестиций на экономический рост, не учитывают
44
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
такую переменную как человеческий капитал [5]. Основываясь на подходе
авторов статьи, можно представить следующую схему (см. рис. 1), где
основными факторами, оказывающими влияние на темпы экономического
роста, являются инвестиции и человеческий капитал.
Инвестиции
Экономический
рост
Человеческий
капитал
Рис. 1. Связь между инвестициями и экономическим ростом
Источник: составлено автором по данным [5]
На основании исследования результатов научных трудов современных
авторов можно сделать вывод, что инвестиции являются источников выгод для
экономик современных стран, однако данные преимущества не являются
автоматическими. В данном контексте роль государственной инвестиционной
политики заключается в создании условий для трансформации
инвестиционных вложений в создание условий для экономического развития.
Государственная инвестиционная политика выступает в качестве катализатора
для привлечения инвестиций, а также как стратегический инструмент,
направленный на создание условий для устойчивого экономического
развития.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели используются методы анализа,
синтеза, а также инструменты корреляционного анализа и графическое
45
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
представление информации. Источниками данных для исследования являются
официальные сайты Всемирного Банка и платформы Statista.
Результаты и обсуждение
Для определения силы влияния инвестиций на темпы экономического
роста, рассмотрим основные показатели инвестиционной активности, а
именно:
−
Х1: показатель общего объема инвестиций, выраженный в
процентном отношении к ВВП. Данный показатель представляет собой общий
объем инвестиций, рассчитанный как общая стоимость валового накопления
основного капитала с учетом изменений в запасах и приобретениях за вычетом
выбытия ценностей.
−
Х2: чистый приток прямых иностранных инвестиций,
выраженный в процентном отношении к ВВП. Индикатор показывает чистый
приток (приток новых инвестиций за вычетом изъятия инвестиций)
иностранных инвесторов в экономику отчетного периода и делится на ВВП.
−
Y: темпы роста ВВП.
Исходные данные представлены на рис. 2. Показано, что в 2022 году
величина общего объема инвестиций составила 43,48% ВВП. На прямые
иностранные инвестиции приходится 1% ВВП, а темп экономического роста
оценивается в 2,99%.
Также анализ представленных данных позволяет определить ряд
тенденций, свойственных развитию экономики Китая. Во-первых, страна
накапливает объем инвестиций: если в 2008 году общие инвестиции
составляли 42,42% от ВВП, то к 2022 году данный показатель увеличился да
43,48%. На фоне увеличения инвестиций, темпы экономического роста
замедлились и составили 2,99% в 2022 году против 9,65% в 2008. Также
наблюдается сокращение потока прямых иностранных инвестиций с 9,65%
ВВП в 2008 году доя 1% в 2022 году. Оной из причин замедления темпов
46
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
50.00
46.97 47.03
45.47
46.19 46.14 45.51
45.00
42.42
43.03 42.66 43.17 43.96 43.07 42.86 43.29 43.48
40.00
35.00
30.00
25.00
20.00
15.00
10.64
9.65
9.40
9.55
7.86
7.77
8.45
10.00
7.43
7.04
6.85
6.95
6.75
5.95
2.24
3.73
4.00
3.71
2.83
3.04
2.99
5.00
2.57
2.56
2.19
1.56
1.35
1.69
1.31
1.93
1.72
1.00
0.00
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Рост ВВП, %
Прямые иностранные инвестиции, чистый приток, % от ВВП
Общий объем инвестиций, % от ВВП
Рис. 2. Динамика инвестиций и темпов экономического роста в Китае, %
Источник: составлено автором по данным [8; 9]
Силу взаимосвязи можно определить с использованием коэффициента
корреляции, расчет которого производится по следующей формуле (1):
∑(𝑥
𝑟
𝑖−𝑥)∗ ∑(𝑦𝑖−𝑦)
𝑥𝑦 =
, (1)
√∑(𝑥𝑖−𝑥)2∗∑(𝑦𝑖−𝑦)2
где 𝑥 – математическое ожидание ряда x; а 𝑦 – математическое ожидание
ряда y. Значение коэффициента в диапазоне от 0,9 до 1 свидетельствует о
наличии очень сильной связи между переменными, а в диапазоне от 0,7 до 0,9
– о сильной связи. Значение показателя в интервале от 0,5 до 0,7 означает
наличие связи средней силы [4].
Анализ показал, что между показателями общего объема инвестиций и
темпами экономического роста наблюдается связь средней силы, а
коэффициент корреляции r (X1; Y) = 0,52. Однако между показателями
47
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
чистого притока прямых иностранных инвестиций и темпами роста ВВП
наблюдается сильная связь: коэффициент корреляции r (X2; Y) = 0,77.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Общий объем инвестиций в определенной степени влияет на темпы
экономического роста, но другие факторы также могут оказывать
значительное воздействие, например, особенности развития человеческого
капитала.
2. Связь между чистым притоком прямых иностранных инвестиций и
темпами роста ВВП является более сильной, причиной чему может быть
эффективное использование иностранных капиталов для стимулирования
роста экономики Китая.
Согласно теории Р. Солоу, потоки прямых иностранных инвестиций в
принимающую экономику увеличивают запас капитала, что способствует
достижению экономического роста. При этом, как отмечают современные
авторы, в неоклассическом понимании модели роста экономики, капитал
подвержен убывающей доходности, следовательно, увеличение его
накопления
может
обеспечить
лишь
краткосрочное
увеличение
экономического роста [1].
Анализ корреляций позволяет заключить, что прямые иностранные
инвестиции охватывают ряд расширенных эффектов передачи ресурсов,
которые позволяют увеличить темпы экономического роста за счет
повышения уровня капитала, тем самым ограничивая степень, в которой
капитал испытывает уменьшающуюся доходность. Таким образом, прямые
иностранные инвестиции могут стимулировать экономический рост за счет
одновременного увеличения количества капитала и его качественных
характеристик в принимающей стране.
Следовательно, для восстановления темпов экономического роста,
инвестиционная политика Китая должна проводиться по двум ключевым
направлениям: повышение эффективности размещения инвестиций, а также
стимулирование притока иностранных инвестиций.
48
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного анализа удалось
установить, что высокий коэффициент корреляции между чистым притоком
прямых иностранных инвестиций в экономику Китая и темпами роста ВВП
указывает на важность привлечения иностранных инвестиций в контексте
стимулирования экономического развития. Однако с целью создания условий
для экономического развития необходимо также учитывать и другие факторы,
такие как эффективность инвестиций, инновации, политику правительства и
общий экономический климат.
Следовательно, для достижения высоких темпов экономического роста
Китая необходимо повышать рациональность распределения внутренних
инвестиций. Например, целесообразно инвестировать в образование и
профессиональное обучение для повышения квалификации трудовых
ресурсов и повышения их конкурентоспособности. Также инвестиционная
политика должна предоставлять стимулы для привлечения инвестиций в
сектора экономики, в которых наблюдается или ожидается рост, например, в
высокотехнологичные
отрасли
или
сфере
информационно-
коммуникационных
технологий.
Таким
образом,
государственная
инвестиционная политика должна включать меры по развитию человеческого
капитала, способствовать диверсификации экономики и обеспечивать
достижение высокой инвестиционной привлекательности.
Литература
1.
Гао Лупин, Сабитов Р.А. Экономический рост. Модели
экономического роста // Прогрессивная экономика. 2022. № 6. С. 15–26.
2.
Дмитриченко Л.И., Савкин В.Е. Методология формирования
инвестиционной политики в аспекте обеспечения экономической
безопасности государства // Вестник Донецкого национального университета.
Серия В. Экономика и право. 2021. № 3. С. 148–160.
3.
Хамурадов М.А., Керимов А.Ж., Давлатбиева Х.С.-А.
49
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
Инвестиционная политика как фактор социально-экономического развития
государства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4–2. С. 191–
193.
4.
Шелудяков И.С., Лебедева (Красса) Е.Н. Цифровое неравенство в
регионах России: проблемы и пути их преодоления // Прогрессивная
экономика. 2023. № 2. С. 23–43.
5.
Bénétrix A., Pallan H., Panizza U. The Elusive Link Between FDI and
Economic Growth // World Bank Policy Research Working Paper. 2023. 52 p.
6.
Makohon V., Radionov Y., Adamenko I. Investment policy of the state
as a tool for economic growth of the country // Problems and Perspectives in
Management. 2020. № 18 (3). P. 245–254.
7.
Skripnik O. Analysis of distinctions of the development of education of
the Russian macro regions // IOP Conference Series: Earth and Environmental
Science. 2017. С. 012143.
8.
Total investment as a share of the gross domestic product (GDP) in
China from 1980 to 2023 with forecasts until 2028 // Statista. URL:
https://www.statista.com/statistics/1197064/china-total-investment-as-gdp-share/.
9.
World
Development
Indicators
//
World
Bank.
URL:
https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#.
References
1.
Gao
Lupin,
Sabitov
R.A.
Ekonomicheskij
rost.
Modeli
ekonomicheskogo rosta // Progressivnaya ekonomika. 2022. № 6. S. 15–26.
2.
Dmitrichenko L.I., Savkin V.E. Metodologiya formirovaniya
investicionnoj politiki v aspekte obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti
gosudarstva // Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya V. Ekonomika
i pravo. 2021. № 3. S. 148–160.
3.
Hamuradov
M.A.,
Kerimov
A.ZH.,
Davlatbieva
H.S.-A.
Investicionnaya politika kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya
gosudarstva // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2022. № 4–2. S. 191–193.
50
Прогрессивная экономика № 6 / 2023
4.
SHeludyakov I.S., Lebedeva (Krassa) E.N. Cifrovoe neravenstvo v
regionah Rossii: problemy i puti ih preodoleniya // Progressivnaya ekonomika.
2023. № 2. S. 23–43.
5.
Bénétrix A., Pallan H., Panizza U. The Elusive Link Between FDI and
Economic Growth // World Bank Policy Research Working Paper. 2023. 52 p.
6.
Makohon V., Radionov Y., Adamenko I. Investment policy of the state
as a tool for economic growth of the country // Problems and Perspectives in
Management. 2020. № 18 (3). P. 245–254.
7.
Skripnik O. Analysis of distinctions of the development of education of
the Russian macro regions // IOP Conference Series: Earth and Environmental
Science. 2017. S. 012143.
8.
Total investment as a share of the gross domestic product (GDP) in
China from 1980 to 2023 with forecasts until 2028 // Statista. URL:
https://www.statista.com/statistics/1197064/china-total-investment-as-gdp-share/.
9.
World
Development
Indicators
//
World
Bank.
URL:
https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#.
51
Document Outline
ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)