Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2721
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВОЗМОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сердюкова Елена Александровна

В данной статье рассматривается влияние интернета и социальных сетей на жизнь человека, на его здоровье и мыслительные процессы, а также как пользование компьютерами, смартфонами и планшетами сказывается на когнитивной деятельности подростков и взрослой группы населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»



SCIENCE TIME

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Сердюкова Елена Александровна, Научный руководитель: Пьянкова Людмила Алексеевна, Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

E-mail: serdyukovaalyona@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние интернета и социальных сетей на жизнь человека, на его здоровье и мыслительные процессы, а также как пользование компьютерами, смартфонами и планшетами сказывается на когнитивной деятельности подростков и взрослой группы населения.

Ключевые слова: Интернет, социальные сети, возможности, психологическое здоровье, мыслительные процессы, пользователи, исследования.

В настоящее время компьютерные технологии очень быстро развиваются, и, как следствие, происходит рост числа пользователей гаджетов как в рабочих целях, так и для времяпровождения в социальных сетях и интернет-серфинга [1].

Появление интернета и социальных сетей предоставило человечеству множество полезных возможностей, таких, как:

- общение с близкими людьми, которые в настоящее время находятся на дальнем расстоянии, взаимодействие с партнерами по работе, а также коммуникации в социальных сетях представляют собой отличный способ приобретать полезные связи и заводить новые знакомства;

- возможность саморазвиваться и познавать новое, слушать музыку на любой вкус, читать книги, которые нравятся, выучить новый иностранный язык и общаться с его носителем, также можно смотреть полезные фильмы и познавательные передачи. В интернет-сообществах и социальных сетях есть множество групп по интересам, в которых можно найти полезную для себя информацию;

- возможность организации учебного процесса. С наступлением пандемии и дистанционного обучения социальные сети помогают студентам и школьникам, а также их преподавателям. В других системах организации дистанционного

I

»

57

1 SCIENCE TIME 1

обучения и социальных сетях проводятся вебинары и прямые эфиры, дающие ученикам возможность коммуницировать с преподавателем на расстоянии;

- развитие бизнеса. Также в настоящее время многие предприниматели рекламируют свои компании через социальные сети и интернет, так как на сегодняшний день большинство людей узнают о чем-либо именно из всемирной информационной сети, и именно эта сеть является основным каналом трафика для бизнесменов [6].

Но помимо положительных функций, приведенных выше, чрезмерное использование социальных сетей и интернета, способствует негативному влиянию как на физическое (ухудшается зрение, осанка, появляются головные и мышечные боли преимущественно в области спины, кистей и плечевых суставов), так и на ментальное здоровье личности, а также на мыслительные процессы человека (проявляется рассеянное внимание, неумение длительно сосредотачиваться на одном объекте, маленький объем памяти по сравнению с нормой, т.к. носитель информации находится во внешней среде, снижение продуктивности мыслительных процессов и другое).

На начало 2021 года в России насчитывалось 124 млн. пользователей интернета. Если рассматривать период времени с 2020 по 2021 год общее число людей, использующих интернет, возросло на 6,0 млн. человек. Пользователей социальных сетей по подсчётам выявили почти 100 млн., за прошлый год этот показатель увеличился на 4,8 миллиона. Также опрос показал, что 95 процентов пользователей, что составляет 94,15 миллиона, посещают социальные сети с мобильных устройств. Важным фактом является то, что для рабочих целей соцсети используются только 32 процентами пользователей [5].

Среди негативных факторов, влияющих на ментальное здоровье личности, выделяют:

- снижение самооценки. Для кого-то красивая жизнь блогеров и звезд, выставляющих в социальные сети фотографии, показывающие высокий уровень жизни, является источником психологического самоуничтожения. Люди часто сравнивают себя с другими, и их угнетает тот факт, что они не могут себе позволить жить также;

- депрессию. Большинство блогеров применяют графические редакторы для коррекции фигуры и внешности, что нередко становятся причиной плохого эмоционального самочувствия и сильной депрессии у девушек, которые не соответствуют транслируемым стандартам;

- стресс от отрицательных высказываний, оставленных простыми пользователями в адрес человека;

- ухудшение социальных навыков. В сети общаться проще, чем в реальности. Но если вести диалоги с людьми только там, возможно появление трудностей при общении в реальной жизни [4].

Университет Хартфордшира провел исследование. Это исследование представляло собой опрос 445 человек, использующих интернет, из Великобритании. Результаты этого опроса удивительны: зависимыми от интернета себя считают 46 процентов опрошенных пользователей!

1 SCIENCE TIME 1

При возникновении зависимости пользование сетью Интернет и социальными сетями вызывает ряд негативных изменений в интеллектуальной деятельности человека, особенно явно можно наблюдать эти изменения в детском и подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается самым благоприятным для обучения, потому что мозг подростка пластичен, информация лучше воспринимается и запоминается. Но в то же время именно молодёжь считается самая активной группой в плане пользования социальными сетями. Поэтому подростки являются наиболее восприимчивой категорией, так как каждая деятельность, которой они посвящают свое время, может оказывать сильное влияние на мозг. Проект ABCD выявил, что злоупотребление гаджетами способствует досрочному истончению префронтальной коры головного мозга, которая связана с мелкой моторикой, вниманием и когнитивной деятельностью.

Ученые во время эксперимента исследовали снимки мозга 4,5 тыс. детей в возрасте девяти-десяти лет. Изучалась их успеваемость, и отслеживалось время, затраченное на компьютерные игры и интернет. У детей, которые суммарно проводили не менее семи часов в день, взаимодействуя с гаджетами, размеры префронтальной коры головного мозга оказались меньше ожидаемой. Также развитие речи и результаты в тестах при проверке сообразительности оказались хуже.

Но также стоит отметить, что и на взрослом мозге чрезмерное пользование гаджетами сказывается негативно. К такому выводу пришли нейробиологи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона. Ученые изучили данные 75 участников и сделали вывод, что частое пользование смартфонами, компьютерами и планшетами уменьшает содержание серого вещества в префронтальной поясной коре, которая участвует в выполнении мыслительных процессов и отвечает за контроль эмоций [3].

Журналист Н. Карр в 2008 году опубликовал своё эссе под названием «Google делает нас глупее?». В эссе рассказывается о том, как интернет воздействует на мозг человека и его внимание, память, мышление, а также, восприятие окружающего мира.

В исследованиях, на которые опирался в своей статье Карр, говорится о том, что у активного пользователя интернетом снижается способность концентрироваться на объекте или задаче и человек становится подвержен отвлекающим факторам, также падает возможность глубоко понимать информацию. Это происходит из-за так называемой медиамногозадачности, которая рассеивает внимание. К вырождающимся навыкам в исследовании также относят возможность критически мыслить, анализировать, переосмысливать информацию, а также способность к воображению.

В других своих публикациях Николас Карр писал, что беспорядочный переход от одной ссылки к другой способствует тому, что человек перестаёт воспринимать и усваивать содержание текста, видео или аудио. Нужная информация перестает откладываться в долгосрочной памяти.

1 SCIENCE TIME 1

Еще одной проблемой является то, что человек не дает мозгу расслабиться. Стокгольмский королевский технологический институт в 2008 году доказал, что мозгу необходима не только активная фаза, но и пассивное состояние, то есть отдых. Такие периоды необходимы мозгу для того, чтобы обработать поступившую информацию. Поэтому сейчас все чаще говорят о пользе медитации, так как состояние открытого разума - это лучший источник для креативных мыслей для инсайтов. Но в большинстве случаев за отдых от работы люди принимают листание ленты социальных сетей или переписку с друзьями. Это является большим минусом, так как эта деятельность еще больше расфокусирует внимание, а в когнитивном плане она является не менее сложной [2].

Но наиболее печальным следствием чрезмерного бездумного пользования социальными сетями является снижение интеллекта, к такому выводу пришли ученые. Мозг не успевает обработать быстро поступающую информацию, что приводит к ограничению способности обрабатывать информацию и за пределами виртуальной жизни.

Мозг состоит из множества нейронов, которые связаны синаптическими связями. Когда человек думает или делает что-то, периодически повторяя это, определенная нейронная сеть активируется. Затем, перерастая в привычку, синаптические структуры включаются автоматически, и привычка делает нейронные связи еще прочнее. Это относится к вопросу о зависимости. Следовательно, просто прекратив «интернет-серфинг» и повысив самоконтроль можно предотвратить или избавиться от интернет-зависимости.

Исходя из написанного выше, можно сделать вывод о том, что интернет и социальные сети являются полезными изобретениями и служат для улучшения жизни человечества, если пользоваться ими четко осознавая цель применения, соблюдая ограничения времяпровождения и сохраняя осознанность и самоконтроль.

Литература:

1. Абдуллаева Р.А. Анализ влияния социальных сетей на жизнь современного общества / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 9-3. - С. 542-546 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://appHed-research.ru/ru/artide/view?id=7369 / (дата обращения: 08.11.2021).

2. Павперов А. Как интернет деформирует наш мозг / Look At Me [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/live/ interweb/198777-internet / (дата обращения: 08.11.2021).

3. Еникеева А. Интернет вместо извилин. Ученые выяснили как гаджеты меняют мозг / РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ria.ru/20181219/1548211720.html / (дата обращения: 08.11.2021).

1 SCIENCE TIME 1

4. Влияние интернета на человека и его психическое здоровье / Samka [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://samka.co/psihologiya/vHyame-mtemeta-na-cheloveka-i-ego-psiЫcheskoe-zdorove/ (дата обращения: 08.11.2021).

5. Сергеева Ю. Интернет и соцсети в России в 2021 году - вся статистика / WebCanape [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/ business/internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 08.11.2021).

6. Социальные сети: плюсы и минусы / RETSCORP [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://retscorp.ru/blog/133-socialnye-seti-plyusy-i-minusy.html/ (дата обращения: 08.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.