Г. В. Никулина
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА КАЧЕСТВО ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНВАЛИДАМИ ПО ЗРЕНИЮ
В контексте современного отношения общества к инвалидам становится актуальным изучение влияния нарушений развития на качество овладения ими программами дополнительного образования.
Целью проведенного исследования является изучение влияния институциональных и аномальных факторов на востребованность дополнительных образовательных услуг инвалидами по зрению и качество овладения ими программами дополнительного образования.
Представленные результаты, полученные в опоре на анкеты, методику И. А. Баевой «Диагностика образовательной среды», метод экспертных оценок, а также /-тест Стью-дента и корреляционный анализ, позволяют констатировать как отсутствие влияния социально-аномальных факторов на востребованность инвалидами по зрению программ дополнительного образования, так и наличие глобального влияния институциональных условий реализации этих программ на качество овладения ими слепыми и слабовидящими.
Ключевые слова: инвалиды по зрению, дополнительное образование, общая система дополнительного образования, социальная реабилитация, институциональные условия.
G. Nikulina
THE INFLUENCE OF INSTITUTIONAL CONDITIONS ON THE PROGRESS AND LEVELS OF ACHIEVEMENT IN SUPPLEMENTARY EDUCATION PROGRAMS FOR THE VISUALLY IMPAIRED
In the context of current social attitudes towards individuals with disabilities, research into the effects of disability upon potential success in education and training may assume greater prominence.
The research described in the article aims to determine the influence of institutional and abnormal factors on the demand for supplementary education and on the education progress and achievement levels among the visually impaired.
The results of the study were obtained based on a variety of methods, i.e. questionnaires, "The diagnostics of educational sphere" methodology by Irina Baeva, the expert evaluation method, Student's t-test and correlation analysis. The outcomes lead the conclusion that socio-abnormal factors have no influence on the demand for supplementary education among the visually impaired, while institutional conditions produce a high impact on the progress and achievement levels in supplementary education programmes for this group of the disabled.
Keywords: visually impaired, supplementary education, system of supplementary education, social rehabilitation, institutional conditions.
Сегодня одной из составных частей отечественной системы образования выступает дополнительное образование, которое мо-
бильно реагирует как на значительные изменения в самой образовательной системе, так и на социально-экономические транс-
формации, происходящие в последние годы в нашем обществе, что находит отражение в переосмыслении и расширении его содержания [10, 18, 19, 20].
В качестве основных современных тенденций развития дополнительного образования укажем как усиление его роли в жизни общества в целом, так и значительно большую востребованность дополнительного образования самой личностью. Вызовы XXI века требуют от современного человека постоянного повышения квалификации, освоения новых специальностей, развития своего творческого потенциала. Сегодня именно дополнительное образование позволяет компенсировать недостаточность основного образования, а также дает возможность обеспечить «полноту развития личности» [10, с. 39].
Для инвалидов дополнительное образование весьма значимо, поскольку наряду с ценностно-ориентационной, коммуникативной, социально-адаптационной, психотерапевтической, профориентационной, рекреационной, культурообразующей, восполняющей функциями выполняет по отношению к ним и реабилитационную функцию [5, 11, 12 и др.]. Реализация дополнительным образованием реабилитационной функции детерминируется наличием в нем значительного реабилитационного потенциала, способствующего достижению конечной цели реабилитации — повышению степени социальной дееспособности индивида в различных сферах жизнедеятельности [7]. Именно в процессе освоения инвалидами программ дополнительного образования создаются благоприятные условия для включения их в особую деятельность, которая направлена «на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием и целью которой является повышение осмысленности жизни» [3, с. 30].
С учетом социально-реабилитационной функции дополнительного образования все большее значение должен приобретать охват дополнительными образовательными услугами инвалидов в возрасте от 19 до 60 лет,
занимающих лидирующую по численности позицию в общем контингенте лиц с инвалидностью [6, 9, 10, 11, 12, 16, 17].
Однако применительно к инвалидам по зрению реализация именно этого положения осложняется тем фактом, что в общей системе дополнительного образования в силу ряда причин (неприспособленность образовательной среды к потребностям инвалидов по зрению, недостаточный учет в образовательном процессе имеющихся у различных групп слепых и слабовидящих особых образовательных потребностей, отсутствие оборудования реабилитационно-образова-тельного назначения и др.) они не всегда имеют возможность достичь высокой степени сформированности компетенций, предусмотренных данной программой [5].
В подобных условиях в качестве направлений оптимизации процесса овладения инвалидами по зрению дополнительными образовательными программами выступают адаптация общей системы дополнительного образования к особым образовательным потребностям инвалидов вообще, и инвалидов по зрению — в частности, и оказание дополнительных образовательных услуг в системе социальной реабилитации инвалидов.
Вместе с тем современная тифлопедагогика не располагает исследовательскими материалами, которые могли бы быть положены в основу организации и проектирования содержания дополнительного образования инвалидов по зрению в системе их социальной реабилитации: отсутствуют достоверные данные о востребованности инвалидами по зрению дополнительных образовательных услуг и влиянии на данный показатель институциональных условий, не изучено влияние институциональных условий на отношение инвалидов по зрению к образовательной среде и степень овладения ими теми компетенциями, на формирование которых направлены программы дополнительного образования.
Вырабатывание соответствующей эмпирической базы и было целью предпринятого
исследования, а его основными задачами выступили:
• изучение влияния аномальных и социальных факторов на востребованность инвалидами по зрению дополнительных образовательных услуг;
• изучение влияния институциональных условий получения слепыми и слабовидящими дополнительного образования на степень его востребованности;
• изучение влияния институциональных условий на оценку инвалидами по зрению образовательной среды;
• изучение влияния институциональных условий на степень овладения инвалидами по зрению компетенциями, на формирование которых ориентированы дополнительные образовательные программы.
Исследования осуществлялось в два этапа, на каждом их которых, в свою очередь, реа-лизовывались по две диагностических серии.
В ходе первого этапа исследования в рамках первой диагностической серии, направленной на изучение востребованности инвалидами по зрению дополнительных образовательных услуг и влияния на нее социально-аномальных факторов, использовался метод анкеты-интервью, с опорой на вопросы закрытого типа. Варианты ответов были шкалированы, что обеспечило возможность выделить три степени востребованности услуг дополнительного образования респондентами с нормальным и нарушенным зрением.
Общая численность выборки на этом этапе составила 334 человека в возрасте 1960 лет: в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 200 инвалидов по зрению — слушатели Института профессиональной реабили-
тации и подготовки персонала «Реакомп» Всероссийского общества слепых (Москва) и члены Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых; контрольная же группа (КГ) состояла из 134 нормально видящих работников различных предприятий Санкт-Петербурга. Респонденты, входившие ЭГ и в КГ, дифференцировались по полу, возрасту, уровню образования, семейному положению. При этом респонденты из ЭГ дополнительно дифференцировались по глубине нарушения зрения, времени наступления зрительной недостаточности, стажу слепоты или слабо-видения.
Полученные эмпирические данные (см. таблицу 1) свидетельствуют, что независимо от состояния зрительных функций среди респондентов преобладают те учстники-иссле-дования, кем дополнительные образовательные услуги востребуются в средней степени. Причем уровневая структура востребованности программ дополнительного образования оказывается в целом практически одинаковой в ЭГ и КГ.
Это свидетельствует о наличии среди инвалидов по зрению, как и среди нормально видящих, значительного количества лиц, готовых включиться в процесс дополнительного образования ради повышения своего производственного статуса, изменений своих жизненных перспектив, развития творческого потенциала, тогда как доля слепых и слабовидящих, считающих получение дополнительного образования нецелесообразным, поскольку они убеждены в невозможности кардинального изменения своей жизни на данном ее отрезке, сравнительно невелика.
Таблица 1
Степень востребованности респондентами с нормальным и нарушенным зрением дополнительных образовательных услуг, %
Степень востребованности ЭГ КГ
Высокая 39 39,5
Средняя 45,5 46,3
Низкая 15,5 14,2
Математико-статистический анализ средних значений показателей, характеризующих степень востребованности дополнительных образовательных услуг, закономерно не фиксирует достоверных различий ни между КГ и ЭГ, ни между слабовидящими, частично зрячими и тотально слепыми, что свидетельствует об отсутствии глобального влияния аномальных факторов на данный показатель.
В свою очередь, и результаты корреляционного анализа позволяют констатировать отсутствие статистически значимой связи между степенью востребованности дополнительного образования и глубиной зрительной патологии, а также отсутствие инвариантных корреляционных связей между степенью востребованности дополнительного образования и аномальными, социальными факторами (Р < 0,05). В то же время в группе слепых имеет место корреляция степени востребованности дополнительного образования со стажем зрительной депривации (г = 0,36), в группе частично зрячих — со стажем зрительной депривации (г = 0,33) и общим возрастом респондента (г = 0,42), а в группе слабовидящих — с уровнем образования (г = 0,80), стажем зрительной депривации (г = 0,40), возрастом, в котором произошло инвалидизирующее нарушение зрения (г = 0,28); в группе нормально видящих обнаруживается корреляция степени востребованности дополнительного образования с фактором пола (г = 0,70) и семейным положением (г = 0,62).
В ходе второй диагностической серии, реализованной на первом этапе констатирующего эксперимента, также использовался метод анкетирования. Анкета, состоявшая из вопросов закрытого и открытого типа, предполагала выявление влияния институциональных условий на степень востребованности услуг дополнительного образования инвалидами с нарушениями зрения. В данной серии исследования в качестве респондентов приняли участие только инвалиды по зрению.
Анализ ответов респондентов выявил, что подавляющее большинство инвалидов по зрению (75,5 %) выразили заинтересованность в получении дополнительных образовательных услуг только в случае реализации их в системе социальной реабилитации, тогда как готовность к получению дополнительных образовательных услуг в любых институциональных условиях высказали всего 24,5 % респондентов.
В качестве причин, по которым инвалиды по зрению не готовы получать дополнительные образовательные услуги в общей системе дополнительного образования, выступили:
• неадаптированность используемых методик и технологий к потребностям инвалидов по зрению;
• неадаптированность пространственно-предметной среды с учетом потребностей инвалидов;
• недостаточный учет индивидуальных потребностей и возможностей слепых и слабовидящих;
• низкое качество освоения слушателями-инвалидами программ дополнительного образования;
• технологическая (методическая) неготовность преподавателей к работе с инвалидами по зрению;
• отсутствие оборудования реабилитаци-онно-образовательного назначения;
• трудности общения с членами группы;
• трудности общения с преподавателями;
• психологическая неготовность преподавателей работать с инвалидами по зрению;
• недостаточно эффективная организация обучения.
На втором этапе исследования изучалось влияние институциональных условий на качество освоения инвалидами по зрению программ дополнительного образования. Показателями, позволяющими судить о качестве освоения инвалидами по зрению программ дополнительного образования, явились: оценка инвалидами по зрению образовательной среды в аспекте ее соответствия личностному развитию, самореализации
(1-я диагностическая серия) и степень освоения слушателями компетенций, заложенных в программах дополнительного образования (2-я диагностическая серия).
Общая численность выборки здесь составила 196 инвалидов по зрению в возрасте от 19 до 60 лет: 92 человека, получавшие в течение нескольких последних лет дополнительные образовательные услуги в системе социальной реабилитации, выступили в качестве экспериментальной группы (ЭГ), а 104 человека, получавшие подобные услуги в общей системе дополнительного образования, — в качестве контрольной (КГ).
В ходе первой серии с помощью методики И. А. Баевой «Диагностика образовательной среды» [5] выявлялся преобладающий тип отношения респондентов к образовательной среде и степень их удовлетворенности наиболее значимыми ее структурными характеристиками. При этом идентификация отношения осуществлялась по методу суммарных оценок, что позволило выявить наиболее значимые факторы, определяющие характер отношения к образовательной среде. Полученные результаты вычислялись по формуле:
,
X,
где X — количество показателей по данному типу; X.. — объем выборки; У — первичный показатель (процент выбора по данному показателю).
Первичные показатели рассчитывались по каждому типу отношений к образовательной среде, где интегральный показатель составил 100 % объема выборки.
Таблица 2
Влияние институциональных условий на отношение инвалидов по зрению к образовательной среде, %
Тип отношений ЭГ КГ
Позитивное 92,3 38,5
Индифферентное 7,7 33,6
Негативное — 27,9
Полученные эмпирические данные (см. таблицу 2) свидетельствуют, что респонденты из КГ обнаруживают менее позитивное отношение к образовательной среде, чем респонденты из ЭГ. Так, если в последней отношение к образовательной среде является позитивным у 92,3 % опрошенных, то в первой аналогичную позицию высказывают лишь 38,5 % респондентов. Более того, в КГ у 27,9 % респондентов обнаружен негативный тип отношения к образовательной среде, тогда как в ЭГ таковые отсутствуют.
В ходе изучения степени удовлетворенности наиболее значимыми структурными характеристиками образовательной среды респондентам обеих групп предлагалось выделить из одиннадцати пять наиболее значимых ее характеристик и ранжировать удовлетворенность ими по 5-балльной шкале. Результаты определялись по формуле индекса комфортности образовательной среды:
,
4 п
где X.. — балл, которым опрашиваемый оценивает выбранную характеристику образовательной среды; Х,Х — сумма баллов по пяти выбранным характеристикам; п = 5 — количество выбранных характеристик [5].
Это позволило зафиксировать наиболее значимые для инвалидов по зрению как субъектов дополнительного образования структурные характеристики образовательной среды (см. таблицу 3).
Наряду с выделением значимых структурных характеристик образовательной среды инвалиды по зрению оценивали степень удовлетворенности каждой из них.
Полученные эмпирические данные (см. таблицу 4) свидетельствуют, что степень удовлетворенности структурными характеристиками образовательной среды в ЭГ в среднем от 1,5 до 2,2 раза выше, чем в КГ.
Во второй диагностической серии, направленной на выявление степени овладения слепыми и слабовидящими компетенциями,
Таблица 3
Значимые для инвалидов структурные характеристики образовательной среды
Степень удовлетворенности значимости Характеристики образовательной среды
ЭГ КГ
1 эмоциональный комфорт учет имеющихся проблем и затруднений
2 уважительное отношение к себе внимание к просьбам и предложениям
3 взаимоотношения с обучающимися возможность высказать свою точку зрения
4 внимание к просьбам, предложениям взаимоотношения со слушателями
5 возможность высказать свою точку зрения уважительное отношение к себе
Таблица 4
Степень удовлетворенности инвалидов по зрению структурными характеристиками образовательной среды
Структурные характеристики образовательной среды
ЭГ КГ
эмоциональный комфорт (4,3) взаимодействие с преподавателем (2,8)
взаимоотношения с обучающимися (4,2) возможность обратиться за помощью (2,3)
уважительное отношение к себе (3,9) возможность высказать свою точку зрения (1,9)
внимание к просьбам и предложениям (3,8) учет имеющихся проблем и затруднений (1,7)
возможность высказать свою точку зрения (2,8) уважительное отношение к себе (1,6)
на формирование которых ориентированы дополнительные образовательные программы, использовался метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступили преподаватели дополнительного образования, работающие как в условиях общей системы дополнительного образования, так и в системе социальной реабилитации. В соответствии с целевыми установками данной серии эксперимента экспертами была разработана система заданий, позволяющая выявить степень овладения инвалидами по зрению компетенциями, формирование которых предусматривалось применительно к конкретным программам дополнительного образования. В соответствии с разработанными критериями были выделены три степени овладения инвалидами по зрению компетенциями — высокая, средняя и низкая.
Полученные эмпирические данные (см. таблицу 5) свидетельствуют, что институциональные условия получения слепыми и
слабовидящими дополнительных образовательных услуг, будь то общая система дополнительного образования или система социальной реабилитации, оказывают глобальное влияние на степень овладения инвалидами по зрению компетенциями в рамках программ дополнительного образования. В ЭГ отчетливо преобладают те респонденты, которые обнаружили высокую степень овладения необходимыми компетенциями: их доля составила 82,6 %, в то время как в КГ таковых оказалось всего 17,3 %. При этом в КГ в качестве наиболее характерной степени овладения компетенциями выступила средняя, зафиксированная у 63,5 % респондентов, тогда как низкая и высокая степени отмечались в фактически одинаковом количестве случаев — соответственно в 19,2 % и 17,3 % респондентов. Между тем в ЭГ низкую степень владения компетенциями продемонстрировали только 2,2 % респондентов.
Таблица 5
Влияние институциональных условий
на степень овладения инвалидами по зрению компетенциями программ дополнительного образования, %
Степень овладения компетенциями ЭГ КГ
Высокая 82,6 17,3
Средняя 15,2 63,5
Низкая 2,2 19,2
Обобщение и анализ результатов, полученных в ходе двух этапов проведенного констатирующего эксперимента, свидетельствуют:
• о высокой степени востребованности среди инвалидов по зрению дополнительных образовательных услуг;
• об отсутствии статистически значимой зависимости востребованности дополнительных образовательных услуг от состояния зрительного анализатора и глубины зрительных нарушений;
• об отсутствии статистически значимой связи между степенью востребованности дополнительного образования с фактором глубины зрительной патологии и отсутствии инвариантных корреляционных связей между степенью востребованности дополнительного образования и действием социально-аномальных факторов;
• о наличии ярко выраженной связи степени востребованности дополнительного образования с институциональными условиями, в которых будут реализовываться программы дополнительного образования;
• о влиянии институциональных условий на качество освоения инвалидами по зрению программ дополнительного образования в аспектах оценки образовательной среды и степени овладения компетенциями, на формирование которых направлены программы дополнительного образования.
Резюме Проведенное экспериментальное исследование было посвящено изучению влияния институциональных условий на качество получения дополнительного образования инвалидами по зрению.
Актуальность целевых установок данного исследования и его результатов отчетливо обнаруживается в двух взаимопересекаю-щихся плоскостях.
Во-первых, она обнаруживается в специально-педагогической плоскости, поскольку институциональные условия выступают в качестве фактора, оказывающего глобальное влияние как на востребованность инвалидами по зрению дополнительных образовательных услуг, так и на качество освоения ими программ дополнительного образования.
Во-вторых, она обнаруживается в реабилитационной плоскости, поскольку адекватно выбранные институциональные условия получения данным контингентом дополнительного образования создают условия для включения их в деятельность, направленную на повышение своего производственного статуса, изменение своих жизненных перспектив, развитие творческого потенциала, что создает условия для повышения дееспособности инвалидов по зрению в различных областях социальной практики.
И с этих позиций принципиально важное значение приобретает тот экспериментально установленный факт, что инвалиды по зрению как субъекты дополнительного образования не испытывают глобального влияния аномальных факторов, но испытывают всеобъемлющее влияние институциональных условий, обнаруживающееся и в аспекте востребованности дополнительных образовательных услуг, и в аспекте качества овладения программами дополнительного образования. Следовательно, оптимизация институциональных условий получения дополнительного образования за счет оказания соответствующих услуг в системе социальной реабилитации инвалидов, с одной стороны, и учет особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих в системе общего дополнительного образования — с другой стороны, могут обеспечить высокий уровень дополнительного образования инвалидов по зрению и его социально-реабилитационную эффективность в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батракова И. С., Кантор В. З., Никулина Г. В. Дополнительное корпоративное образование в социальной реабилитации инвалидов: монография / И. С. Батракова, В. З. Кантор, Г. В. Никулина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 158 с.
2. Баусов Ю. Н. Основные проблемы социальной реабилитации и интеграции в общество молодых инвалидов // Аналитический вестник Совета Федерации. 2006. № 4 (292). С. 78-83.
3. Вершловский С. Г. Образование взрослых: взгляд в XXI век. Образование и социальное развитие личности // Новые знания. 2000. № 1. С. 14-15.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 240 с.
5. Волкова И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 272 с.
6. Змеев С. И. Основы теории и технологии обучения взрослых. М.: Per se, 2003. 208 с.
7. Кантор В. З. Педагогическое сопровождение социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 76 с.
8. Лебедева С. С. Андрагогические аспекты работы реабилитолога // Реабилитация лиц с проблемами в развитии. СПб.: Союз, 2000. С. 53-57.
9. Литвинова Н. П., Мухлаева Т. В. Неформальное образование взрослых в реализации концепции образования на протяжении жизни // Научное и практическое обеспечение национальной инициативы «Наша новая школа» в педагогическом образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2011. С.143-150.
10. Митина А. М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: монография. М.: Наука, 2004. 303 с.
11. Никулина Г. В. Теоретические основы современной концепции дополнительного профессионального образования инвалидов // Инклюзия и особый ребенок: система ценностей: материалы ХХ Междунар. конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 94-99.
12. Никулина И. Н., Сергеева О. В. Реабилитационный потенциал дополнительного образования инвалидов // Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего и профессионального образования: материалы Междунар. научно-практической конференции. СПб.: Изд-во ООО «СПб СРП "Павел" ВОГ», 2013. С. 170-172.
13. Подобед В. И., Марон А. Е., Василенко Н. В. Современные адаптивные системы образования взрослых: сб. трудов. СПб.: ИОВ РАО, 2002. 152 с.
14. Подобед В. И., Марон А. Е. Практическая андрагогика: методическое пособие. Книга 1 // Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. 406 с.
15. Старобина Е. М. Реабилитационная составляющая профессионального образования инвалидов // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации и интеграции: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 403-410.
16. Тоскина Н. А. Технологии обучения взрослых в различных образовательных системах. Т. 4: Развитие систем образования социально незащищенных групп взрослого населения: Кн. 3 / Лебедева С. С., Тоскина Н. А. 2000. 100 с.
17. Тонконогая Е. П. Образование взрослых как фактор социальной адаптации и социальной защиты личности // Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения: материалы Российской научно-практической конференции. СПб.: ИОВ РАО, 2002. С. 86-88.
18. Чепляев B. Л. Дополнительное образование взрослых инвалидов // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. Саратов: Научная книга, 2007. С. 170-178.
19. Brookfield S. D. Understanding and Facilitating Adult Learning // A ComprehensiveAnalysis of Principles and Effective Practices. Buckingham; Milton Keynes: Open Univ, Press, 2001.
H3BecTMq Prny um. A. M. Герцена
20. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning // Theory and Practice. London. New York: Routledge Falmer, 2004.
REFERENCES
1. Batrakova I. S., Kantor V. Z., Nikulina G. V. Dopolnitel'noe korporativnoe obrazovanie v sotsial'noy reabilitatsii invalidov: monografiya / I. S. Batrakova, V. Z. Kantor, G. V. Nikulina. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. 158 s.
2. Bausov Yu. N. Osnovnye problemy sotsial'noy reabilitatsii i integratsii v obshchestvo molodyh invalidov // Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii. 2006. № 4 (292). S. 78-83.
3. Vershlovskiy S. G. Obrazovanie vzroslyh: vzglyad v XXI vek. Obrazovanie i sotsial'noe razvitie lichnosti // Novye znaniya. 2000. № 1. S. 14-15.
4. Vasilyuk F. E. Psihologiya perezhivaniya. M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1984. 240 s.
5. Volkova I. P. Psihologiya sotsial'noy adaptatsii i integratsii lyudey s glubokimi narusheniyami zreniya: Monografiya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. 272 s.
6. Zmeev S. I. Osnovy teorii i tehnologii obucheniya vzroslyh. M.: Per se, 2003. 208 s.
7. Kantor V. Z. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sotsial'no-trudovoy reabilitatsii invalidov po zreniyu. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2001. 76 s.
8. Lebedeva S. S. Andragogicheskie aspekty raboty reabilitologa // Reabilitatsiya lits s problemami v razvitii. SPb.: Soyuz, 2000. S. 53-57.
9. Litvinova N. P., Muhlaeva T. V. Neformal'noe obrazovanie vzroslyh v realizatsii kontseptsii obra-zovaniya na protyazhenii zhizni // Nauchnoe i prakticheskoe obespechenie natsional'noy initsiativy «Nasha novaya shkola» v pedagogicheskom obrazovanii: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 2011. S.143-150.
10. Mitina A. M. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh za rubezhom: Monografiya. M.: Nauka, 2004. 303 s.
11. Nikulina G. V. Teoreticheskie osnovy sovremennoy kontseptsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya invalidov // Inklyuziya i osobyj rebenok: sistema tsennostey: Materialy HH Mezhdunar. konferentsii «Rebenok v sovremennom mire. Tsennostnyj mir detstva». SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. S.94-99.
12. Nikulina I. N., Sergeeva O. V. Reabilitatsionnyj potentsial dopolnitel'nogo obrazovaniya invalidov // Realizatsiya sovremennyh podhodov k reabilitatsii invalidov v protsesse obshchego i professional'nogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunar. nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb.: Izd-vo OOO «SPb SRP "Pavel" VOG», 2013. S. 170-172.
13. Podobed V. I., Maron A. E., Vasilenko N. V. Sovremennye adaptivnye sistemy obrazovaniya vzroslyh: sb. trudov. SPb.: IOV RAO, 2002. 152 s.
14. Podobed V. I., Maron A. E. Prakticheskaya andragogika: Metodicheskoe posobie. Kniga 1 // Sovremennye adaptivnye sistemy i tehnologii obrazovaniya vzroslyh. SPb.: GNU IOV RAO, 2003. 406 s.
15. Starobina E. M. Reabilitatsionnaya sostavlyayushchaya professional'nogo obrazovaniya invalidov // Modernizatsiya spetsial'nogo obrazovaniya: problemy korrektsii, reabilitatsii i integratsii: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2003. S. 403-410.
16. Toskina N. A. Tehnologii obucheniya vzroslyh v razlichnyh obrazovatel'nyh sistemah: T. 4: Razvitie sistem obrazovaniya sotsial'no nezashchishchennyh grupp vzroslogo naseleniya: Kn. 3 / Lebedeva S. S., Toskina N. A. 2000. 100 s.
17. Tonkonogaya E. P. Obrazovanie vzroslyh kak faktor sotsial'noy adaptatsii i sotsial'noy zashchity lichnosti // Sotsial'noe partnerstvo v obrazovanii vzroslyh, professional'noy podgotovke i perepodgotovke naseleniya: materialy Rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., IOV RAO, 2002. S. 86-88.
18. Cheplyaev B. L. Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh invalidov // Obrazovanie kak faktor sotsial'noy mobil'nosti invalidov. Saratov: Nauchnaya kniga, 2007. S. 170-178.
19. Brookfield S. D. Understanding and Facilitating Adult Learning // A ComprehensiveAnalysis of Principles and Effective Practices. Buckingham; Milton Keynes: Open Univ, Press, 2001.
20. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning // Theory and Practice. London. New York: Routledge Falmer, 2004.
И. П. Волкова, В. З. Кантор
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В СТРУКТУРЕ ИХ АДАПТАЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Статья посвящена теоретико-эмпирическому изучению психоэмоциональной сферы инвалидов по зрению в контексте проблемы их социальной адаптации и реабилитации. Представлены результаты проведенного с помощью комплекса методов и психодиагностических методик изучения доминирующих психических состояний, структуры чувств и настроений, причин возможного эмоционального дискомфорта инвалидов по зрению. Выявлена специфика психоэмоциональных состояний, показателей реабили-тированности и адаптированности инвалидов по зрению, опосредованная биосоциальными и аномальными факторами (семейный статус, пол, возраст, степень нарушения зрения, время утраты зрения).
Ключевые слова: адаптационный потенциал, инвалиды по зрению, настроения, реабилитация, социальная адаптация, эмоциональные состояния, чувства.
I. Volkova, V Kantor
PSYCHOEMOTIONAL STATES OF THE VISUALLY IMPAIRED IN THE CONTEXT OF THEIR REHABILITATION AND ADAPTIVE POTENTIAL
The article is devoted to empirical research in the psychoemotional sphere of the visually impaired in the context of their social adaptation and rehabilitation issues. It presents the outcomes of studying the subjects ' dominant mental states, the composition of their feelings and moods, and reasons for possible emotional discomfort of the visually impaired. The specifics of psychoemotional states, the degrees of rehabilitation and social adaptation of the visually impaired, mediated by biosocial and anomalous factors (marital status, sex, age, degree of visual impairment, time of loss of vision) are revealed. The results of the research were achieved by means of applying a complex of methods and psychodiagnostic techniques.
Keywords: adaptation potential, visually impaired, moods, rehabilitation, social adaptation, emotional states, feelings.
Происходящие в современном обществе социокультурные трансформации обусловливают повышенный интерес исследователей к проблемам адаптации личности, изучению ее адаптационного потенциала [1, 3, 4, 11, 14]. При этом анализ личностного уров-
ня адаптации сопряжен с изучением структурных компонентов личности, в том числе эмоциональной сферы, которая является одним из главных регуляторов поведения человека. Исследователи проблемы адаптации человека подчеркивают особое значение