И.В. Голубкова, А.И. Амутнов
ЖЕНСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА НА РЫНКЕ ТРУДА ...
FEMALE UNEMPLOYMENT IN THE LABOUR MARKET OF THE PENZA REGION
© 2014
I.V. Golubkova, assistant of the chair « Economics and management», postgraduate student A. I. Amutnov, assistant of the chair « Economics and management», postgraduate student
Penza State Technological University, Penza (Russia)
Annotation: Female unemployment is an actual problem of modern society. The cause can be identified by examining the main statistical indicators of the labour market of the Penza region. Evaluation metrics such as the number of vacancies, the composition of the unemployed by age, level of education and economic activities, as well as their dynamics. Vacancies offered by the employment service are evaluated on their attractiveness for the unemployed. Analyzes the problems of employment of women of different age and education, as well as the causes of these problems. On their basis, determined by the type of unemployment in the region and developing a system of measures to reduce unemployment among women. Solutions to this problem consist in the organization of professional training, retraining and raising of qualifications, the organization of psychological adaptation unemployed, ensuring the availability of preschool institutions and the promotion of self-employment of the unemployed. The effectiveness is evaluated by means of analysis of the dynamics of the number of unemployed women in the total number of unemployed. The availability of women's employment is important, as it affects the welfare of individual families and society in General.
Keywords: unemployment, female unemployment, employment, vacancies, level of education, age, the dynamics of the unemployed, activities, vocational training, psychological support.
УДК 334.01
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НА ИЗДЕРЖКИ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
© 2014
Н. С. Григорьева, аспирант
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань (Россия) О. В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития и психофизиологии
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В работе описывается влияние типа институциональной структуры на величину издержек оппортунистического поведения в экономической системе. Выявлено, что объемы издержек от оппортунистического поведения ниже при регулирующей институциональной структуре по сравнению с либеральной институциональной структурой.
Ключевые слова: оппортунистическое поведение, оппортунизм, институции, издержки оппортунистического поведения.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процессы функционирования и развития экономических систем сопряжены с определенными издержками.
В ХХ веке для определения потерь общества от функционирования рыночного механизма заключения и реализации сделок было введено понятие транзакционных издержек, которое легло в основу одноименной теории.
В экономической науке ещё в XIX веке в некоторые экономисты высказывали догадку, что в реальной экономике заключение сделок между агентами связано с определенными издержками. Одним из таких ученых был родоначальник австрийской школы Карл Менгер. Согласно ему, экономический обмен происходит только тогда, когда каждый участник, осуществляя акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценности существующего набора благ. В процессе обмена ценность блага в распоряжении каждого участника увеличилась на определённую величину. Этот пример показывает, что деятельность, связанная с обменом, есть не напрасная трата времени и ресурсов, а такая же продуктивная деятельность, как производство материальных благ.
К. Менгер отмечал, что в действительности случаи, когда «жертвы меновой операции» сводятся к минимуму, и контрагенты получают всю выгоду, встречаются редко, и вряд ли можно столкнуться в реальности с такой ситуацией, чтобы акт мены происходил совершенно без экономических жертв, хотя бы последние ограничились только потерей времени [1].
Изучение вопросов, связанных с оппортунистическим поведением, является актуальным в современной экономике, поскольку от этого зависит эффективность экономической деятельности на микро- и макроуровне, конкурентоспособность экономических агентов, и эко-
номических систем в целом.
В связи с этим актуально любое исследование, дополняющее существующие представления о закономерностях оппортунистического поведения в экономических отношениях.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. О. Уильямсон дал следующее определение: «Трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга пересекает границу смежных технологических процессов. Одна стадия деятельности заканчивается и начинается другая».
В трактовке Д. Норта транзакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [2]. Г. Демсец понимает данную категорию издержек «как издержки любой деятельности, связанной с использованием ценового механизма [3]. Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.
О. Уильямсон различает два типа транзакционных издержек: ex ante и ex post. К.Менар разделяет транзакционные издержки на 4 группы [1]: 1) издержки вычленения; 2) издержки масштаба; 3) информационные издержки; 4) издержки поведения. Р. Капелюшников выделяет: 1) издержки поиска информации; 2) издержки ведения переговоров; 3) издержки измерения; 4) издержки спецификации и защиты прав собственности [4]. Смысл и значение транзакционных издержек наиболее системно раскрыл Р. Коуз, удостоенный за это Нобелевской премии по экономике. Согласно ему, одной из задач государства является такое совершенствование социально-экономического механизма, при котором транзакци-
онные издержки участников рыночного обмена были бы минимальны. Современный экономист В.В. Вольчик [5] относит издержки от оппортунистического поведения к транзакционным издержкам. Издержки оппортунистического поведения - это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент транзакционных издержек [5].
Оппортунизм трактуется как один из факторов, который снижает экономическую эффективность деятельности (транзакций). Оппортунизм является одним из центральных допущений для существования транзак-ционных издержек в экономике. Оппортунизм в теории транзакционных издержек О. Уильямсона [6] наряду с ограниченной рациональностью обусловливает необходимость появления институций и специфических форм организации экономических трансакций, выбор которых связан с мотивами минимизации транзакционных издержек.
Размеры издержек от оппортунистического поведения экономических агентов зависят от типа институциональной структуры, которая функционирует в экономической системе.
Изучение международного опыта показывает, что тема изучения различных аспектов поведения экономических агентов актуальна. А.Шлейфер из университета Гарварда, М.Рэбин из Университета Калифорнии в Беркли получили премии за разработки в области поведенческой экономической теории (А.Шлейфер - за достижения в области изучения бихевиористских денежных отношений; М.Рэбин - за внедрение психологических данных о человеческом поведении в экономические модели).
В 2001 году Дж.Акерлоф, М.Спенс и Дж.Стиглиц разделили Нобелевскую премию «за анализ рынков с ассиметричной информацией». Дж.Акерлоф (2001) в своей Нобелевской лекции, названной «Поведенческая макроэкономика и макроэкономическое поведение» утверждал, что такие поведенческие феномены, как взаимность, честность, денежные заблуждения, промедления в принятии решений объясняют такие глобальные явления, как безработица, бедность, и даже цикличность экономического развития. Из этого он делал вывод о необходимости поведенческой экономической теории в качестве основы для изучения и прогнозирования макроэкономических явлений. Еще через год, в 2002 году, Нобелевскую премию разделили между Д.Кахнеманом из Принстонского университета «за получение интегрированного проникновения психологического исследования в экономическую науку, особенно касающегося суждений людей и принятия решений в неопределенности» и В.Смитом из университета Джорджа Масона «за внедрение лабораторных экспериментов как инструмента в эмпирическом экономическом анализе, особенно при изучении механизмов альтернативного рынка».
Поведенческая экономическая теория получила заметное развитие именно в последние десятилетия (наряду с таким, например, направлением, как «экономика счастья»). В работе А.Левинсона указано, что с 2001 по 2011 годы количество ссылок по поведенческой экономической теории увеличилось в 5 раз - с 113 до 611 в Есог^й [7] (одной из американских систем учета научного цитирования). В то время как ссылки на иные объекты экономических исследований увеличились в значительно меньшей степени. В то же время, отмечается недостаток эмпирических исследований по выявлению особенностей и закономерностей экономического поведения, слабо изучены отдельные факты и виды поведения. В частности, слабо изучено оппортунистическое поведение экономических агентов при совершении ими рыночных транзакций.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной работы является описание влияния институциональной структуры на оппортунистическое поведение экономических агентов. Предложена научная
гипотеза, согласно которой объемы издержек от оппортунистического поведения экономических агентов снижаются при регулирующей институциональной структуре.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В работе Королева А.И. [8] описано на примере экономики США то, как издержки оппортунистического поведения снижаются при преобладании элементов регулирующей институциональной структуры и как они имеют склонность к увеличению при либеральной институциональной структуре.
Подобная закономерность просматривается и в истории современного российского государства. Описание данной закономерности является актуальным для понимания сущности протекающих в настоящее время экономических процессов, выработки и принятия соответствующих решений по повышению их эффективности.
С развалом СССР в 1990 году при слабой государственной власти в стране естественным образом формировались элементы либеральной институциональной структуры. Распространение получают неформальные институты и правила, разрушающиеся хозяйственные связи между предприятиями разных регионов и т.п. Тотальное доминирование эгоистических мотивов в начальной стадии реформ позволило в свое время Б.Клейнеру назвать российскую экономику «экономикой физических лиц». Неформальная фаза отношений между субъектами внутри одной организации или между разными - для трансформирующейся экономики России в 1990-е годы была первична, поскольку именно в ее рамках происходило становление новых хозяйственных связей. Массовое проявление оппортунистического поведения менеджеров в ходе становления новых хозяйственных отношений расширялось с все более широким распространением в этой сфере неформальных контактов. Происходил уход от официальных контрактов, стимулируемый отсутствием доступа к легальным капиталам, желанием минимизировать контрактные издержки, снизить налоги и т. д. Менялась вся система институтов, приходилось создавать новые формы хозяйственных связей, новые финансовые и прочие инструменты для осуществления экономической деятельности.
Конфликт интересов, не ограниченный правовыми нормами и моральными запретами, непременно приводит к тяжелым последствиям в отношениях между субъектами рыночной экономики, прежде всего это касается отношений в бизнесе как деятельности, направленной исключительно на максимизацию доходов. Каждый из субъектов бизнеса может максимизировать собственные доходы за счет минимизации доходов других субъектов бизнеса, также как и за счет убытков последних. Постоянная максимизация доходов частью субъектов бизнеса сопровождается обеднением другой его части, что ведет к социальному расслоению общества, и - в конечном итоге - к социальным катаклизмам [8].
С усилением вертикали власти после 2000 года преобладающими становятся элементы регулирующей институциональной структуры. Налаживаются кооперационные связи между предприятиями, создаются площадки для обсуждения отраслевых проблем российской экономики, создаются специализированные комитеты в органах государственного управления, принимаются и реализуются федеральные целевые программы, вовлекающие целые группы предприятий в реализацию инфраструктурных и социально-значимых проектов.
Следовательно, объемы издержек от оппортунистического поведения экономических агентов снижаются при регулирующей институциональной структуре. А тип преобладающей институциональной структуры в экономической системе определяется политикой государства и его экономических ведомств и министерств.
Выводы исследования и перспективы дальнейших
изысканий данного направления. Экономическое поведение в целом, и оппортунистическое поведение в частности, ограничивается сложившимися социальными нормами или институтами.
Доказано, что социальные нормы могут снижать и предотвращать оппортунистическое поведение со стороны экономических субъектов. Для борьбы с оппортунизмом разрабатываются соответствующие инструменты управления, основанные на представлении о неустранимости сущностных характеристик индивида: рациональности и принципе максимизации полезности. При построении системы правильных стимулов экономическому агенту должно быть выгодно избегать реализации оппортунистического поведения.
Оппортунистическое поведение способно сделать совершенно непривлекательным инвестиционный климат, поставить под угрозу бюджет страны, то есть привести к серьезным экономическим потерям.
Следовательно, снижение случаев реализации оппортунистического поведения и издержек от него является значимым фактором для эффективности функционирования экономических систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996.
2. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.45.
3. Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution. American Economic Review, 1997, vol. 87, No 2, pp. 426-429.
4. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М., 1990.
5. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3.
6. Уильямсон О.И. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS, Осень 1993, т.1, вып. 3. - с.39-49.
7. Levinson A. Happiness, behavioral economics, and public policy / National Bureau of Economic Research // 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138 August 2013.
8. Королев А.И. Тенденции оппортунистического поведения в условиях экономики неравновесности / диссертация кандидата экономических наук: 08.00.01 -Саратов, 2007. - 170 стр.
THE INFLUENCE OF INSTITUTIONAL STRUCTURE ON THE COSTS OF OPPORTUNISTIC BEHAVIOR
© 2014
N.S.Grigoreva, post-graduate student
Kazan Federal University, Kazan (Russia) O.V.Grigoreva, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: This paper describes the influence of the type of institutional structure on the costs of opportunistic behavior in the economic system. It is revealed that the amounts of the costs of opportunistic behavior of economic agents below in the regulatory institutional structure in comparison with the liberal institutional structure.
Keywords: opportunistic behavior, opportunism, institutions, costs of opportunistic behavior.
УДК 332.012.23
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
© 2014
С.В. Дунин, инженер-программист
ЗАО «КОМСОФТ», Тольятти (Россия)
Аннотация: Рассматривается ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в Самарской области. Теоретические вопросы моделирования в области управления жизненным циклом предприятий малого и среднего бизнеса. Рассмотрена возможная модель развития субъекта малого предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, модель развития, эффективность, Самарская область.
В предпринимательской деятельности, всегда присутствуют некоторые характеристики и параметры, которые не могут выражены четкой формализацией, как то имиджевые характеристики самой фирмы или ее продукции, общий климат во внутренних взаимоотношениях в коллективе организации, социально-психологический климат и т.д. Эти характеристики разумно анализировать методами экспертного моделирования, когда группа экспертов сравнивает объект с неким идеальным объектом, сформировавшимся в их представлениях на основе профессиональных знаний, квалификации и опыта [1, с.31].
Многие исследовательские подходы используют имитационное моделирование - метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. К ним относятся, в частности, метод системной динамики, метод дискретно-событийного моделирования, агентное моделирование и другие методы.
По мнению авторов [2, с.312], модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в
нём процессов, явлений. Модель представляет собой систему элементов, воспроизводящую свойства, функции и взаимосвязи предмета исследования.
Вся деятельность малых и средних предприятий и их развитие осуществляется в условиях интенсивной конкуренции, что в свою очередь обуславливает непродолжительность экономического жизненного цикла услуг. Это обстоятельство ограничивает возможности предприятий малого и среднего бизнеса в области стратегического планирования, так как сильно снижает длительность рассматриваемого перспективного периода и вынуждает систему управления предприятием искать дополнительные резервы для обеспечения тактической маневренности производственного процесса. В действующих условиях становится крайне актуальной проблема увеличения жизненного цикла выпуска товара (оказания услуги), формирующего устойчивость предприятия в динамичных условиях конкурентной среды и позволяющего полностью использовать преимущества стратегического планирования, в том числе и в маркетинге [3, с.18].
Одним из способов управления жизненным циклом продукции предприятий малого и среднего бизнеса яв-