Научная статья на тему 'Оппортунистическое поведение предпринимательства как неформальный институт рыночной экономики в России'

Оппортунистическое поведение предпринимательства как неформальный институт рыночной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / OPPORTUNISTIC BEHAVIOR / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTES / НОРМЫ / STANDARTS / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ / ENTREPRENEURIAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алескерова Светлана Эдуардовна

В статье рассмотрен оппортунизм экономических субъектов как одна из форм поведения в условиях рыночной экономики в России. Проведен анализ влияния внешних условий на формирование оппортунистического поведения. Определены уровни проявления оппортунистического поведения. Отмечены факторы, оказывающие влияние на изменение поведения индивида в сторону оппортунизма. Раскрыты виды и причины его возникновения. Отражена взаимосвязь между морально-нравственными нормами общества и нормами поведения в сфере бизнеса в условиях рынка. Рассмотрено влияние экономического кризиса на поведение экономических субъектов и становление оппортунистического поведения как неформального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunistic entrepreneurial behaviour as an informal institution of the market economy in Russia

The article considers the opportunism of economic entities as a form of behavior in the current situation on market economy in Russia. The study analyses the influence of external conditions on the formation of opportunistic behavior. We determine the display levels of opportunistic behavior, point out the factors affecting the change in behavior of the individual towards opportunism and reveal the types and causes of its origin. We show the link between the moral and ethical norms of society and norms of behavior in business under the market conditions. The article describes the impact of the economic crisis on the behavior of economic entities and the formation of opportunistic behavior as an informal institution.

Текст научной работы на тему «Оппортунистическое поведение предпринимательства как неформальный институт рыночной экономики в России»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 2 • январь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

оппортунистическое поведение предпринимательства как неформальный институт рыночной экономики в России

Алескерова С.Э. 1

1 Частное образовательное учреждение высшего образования «Ессентукский институт управления, бизнеса и права», г. Ессентуки, РФ

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрен оппортунизм экономических субъектов как одна из форм поведения в условиях рыночной экономики в России. Проведен анализ влияния внешних условий на формирование оппортунистического поведения. Определены уровни проявления оппортунистического поведения. Отмечены факторы, оказывающие влияние на изменение поведения индивида в сторону оппортунизма. Раскрыты виды и причины его возникновения. Отражена взаимосвязь между морально-нравственными нормами общества и нормами поведения в сфере бизнеса в условиях рынка. Рассмотрено влияние экономического кризиса на поведение экономических субъектов и становление оппортунистического поведения как неформального института.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оппортунистическое поведение, институты, нормы, рыночная экономика, экономический кризис, трансакционные издержки, бизнес, предпринимательские риски.

opportunistic entrepreneurial behaviour

as an informal institution of the market economy in Russia

Aleskerova S.E. 1

1 Private educational institution of higher education «Essentuki Institute of Management, Business and Law», Essentuki, Russia

введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что экономические институты России претерпели и продолжают претерпевать существенные изменения при переходе от плановой экономики советского периода к рынку в условиях формирования и развития рыночной экономики. И в этих условиях экономические субъекты сталкиваются с явлениями, характерными для рынка. К такому явлению экономики, требующему глубоко изучения, нужно отнести оппортунистическое поведение как индивида, так и предпринимательских структур.

В целях модернизации экономики, максимизации экономического эффекта или реализации антикризисных мер экономические субъекты

стремятся к увеличению производительности труда. Последовательный рост производительности труда влечет за собой увеличение трансакционных издержек управления. Среди трансакционных издержек в институциональной экономической теории одним из слабо прогнозируемых явлений считается оппортунистическое поведение. Если бы речь шла об учете и эффективном использовании ресурсов (финансовых, сырьевых, продуктовых), то в этом случае применим ряд действующих «рецептов» по получению положительных результатов максимизации прибыли. Однако оппортунистическое поведение не только связанно с поведением человека, что существенно снижает эффективность принимаемых мер, но и приобретает в сфере бизнеса форму нормы [1] (А1е$кетоуа Б.Е., 2015).

Личная выгода или благо общества: как найти баланс

Возникновение и факторы формирования оппортунистического поведения рассматриваются учеными разных направлений - политологии, психологии, социологии, экономики и т.д. Среди зарубежных ученых-экономистов модели поведения человека в условиях рынка, в том числе и оппортунизм, в своих работах исследовали Адам Смит, Джордж Акерлоф, Оливер Уильямсон, Питер Даймонд, Фридрих Август фон Хайек и другие, а среди отечественных экономистов - Ростислав Исакович Капелюшников, Андрей Евгеньевич Шаститко, Антон Николаевич Олейник, Александр Александрович Аузан и другие.

Адам Смит, исследуя модель рационального человека, оказался первопроходцем в вопросе анализа поведения экономического человека. Эгоистические интересы в условиях

ABSTRACT:_

The article considers the opportunism of economic entities as a form of behavior in the current situation on market economy in Russia. The study analyses the influence of external conditions on the formation of opportunistic behavior We determine the display levels of opportunistic behavior, point out the factors affecting the change in behavior of the individual towards opportunism and reveal the types and causes of its origin. We show the link between the moral and ethical norms of society and norms of behavior in business under the market conditions. The article describes the impact of the economic crisis on the behavior of economic entities and the formation of opportunistic behavior as an informal institution.

KEYWORDS: Opportunistic behavior, institutes, standarts, market economy economic crisis, transaction costs, business, entrepreneurial risks.

Received: 02.01.2017 / Published: 31.01.2017,

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Aleskerova S.E. (alesvetaBmail.ru)

CITATION:_

Aleskerova S.E. (2017) Opportunisticheskoe povedenie predprinimatelstva kak neformalnyy institut rynochnoy ekonomiki v Rossii [Opportunistic entrepreneurial behaviour as an informal institution of the market economy in Russia]. Ekonomika Severnogo Kavkaza. 18. (2). - 111-120. doi: 10.18334/rp.18.2.37254

рынка, отраженные в трудах А. Смита, носят характер личной выгоды предпринимателя, не противоречащей общественным интересам [3] (Smit A., 2009). Отмечая ошибочность рационализма во взаимодействии хозяйствующих субъектов, Фридрих Хайек склоняется к взаимоотношениям на рынке в рамках традиционной морали [4] (Khayek F.A., 1991).

В свою очередь, О. Уильямсон охарактеризовал такой тип поведения как «оппортунистическое поведение», в основе которого лежит достижение личных (эгоистических) интересов, игнорирующее морально-нравственные ценности и определяющее экономические взаимоотношения. Среди методов достижения личных интересов автор назвал мошенничество, воровство, обман, проявленные как в активной форме, так и в пассивной [2] (Oliver I. Uilyamson, 1993).

В своих исследованиях О. Уильямсон ссылается на Питера Даймона, который при более приближенном рассмотрении экономической модели поведения определяет ее с позиции возможности экономических агентов и их обязательного следования существующим ограничениям на рынке [2] (Oliver I. Uilyamson, 1993).

В качестве гипотетической возможности решения проблемы «трения» в экономических взаимодействиях О. Уильямсон указывает на исследования «послушания» Адольфом Лоу, который рассматривал крайнюю степень регулирования в форме послушания в условиях коллективизма, подразумевающего отсутствие у функционеров личных интересов и целей и подмену их поставленными задачами. Адольф Лоу понимал, что отсутствие личного интереса представляет собой утопический характер экономического механизма, но вместе с тем считал, что подобная поведенческая предпосылка способствовала бы упрощению постановки и решению проблемы оппортунистического поведения [2] (Oliver I. Uilyamson, 1993).

В условиях отсутствия или ослабления механизма государственного регулирования рыночных отношений Джон Акерлоф указал на неравномерное развитие рынка на примере автомобильного бизнеса, создающего такую ситуацию, при которой возникает асимметрия информации, провоцирующая оппортунизм предпринимателя в отношениях с покупателем в результате преследования личной выгоды в виде максимизации прибыли [5] (Akerlof Dzh., 1994).

В.В. Мельников в своей статье рассматривает институциональные, хозяйственные и психологические факторы, влияющие на формирование трансакционных издержек оппортунистического поведения [6] (Melnikov V.V., 2014).

ОБ АВТОРЕ:_

Алескерова Светлана Эдуардовна, заведующая кафедрой менеджмента и экономики, кандидат философских наук (a1esveta0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Алескерова С.Э. Оппортунистическое поведение предпринимательства как неформальный институт рыночной экономики в россии // Экономика Северного Кавказа. - 2017. - Том 18. - № 2. - С. 111-120. doi: 10.18334/rp.18.2.37254

Оппортунистическое поведение следует рассматривать на нескольких уровнях (рис.1):

• внутрифирменное оппортунистическое поведение индивида (руководителя, подчиненного);

• на микроуровне - оппортунистическое поведение экономических агентов-партнеров (предприятий, фирм);

• на макроуровне - оппортунистическое поведение структур государства и экономических субъектов (чиновники, руководители);

• на международном уровне страны - потенциальные партнеры в лице международных организаций.

В условиях аномии законы не работают

Подходы к понятию и категоризации оппортунистического поведения экономических субъектов, условия и предпосылки его формулирования в институциональной экономике раскрывают в своих работах Е.А. Панфилова [7] (Panfilova E.A., 2013), Т.Е. Иванова [14] (Ivanova T.E., 2016).

С точки зрения А.А. Аузана, при анализе трансакционных издержек неучтенными факторами являются формальные институты, неформальные правила, институты и представление людей о мире [8-9] (Auzan A., Doroshenko M., Ivanov V, Eliseev A., Kalyagin G. i dr., 2011; Auzan, Aleksandr, 2014). Данное высказывание характерно для социально защищенного и экономически устойчивого общества. Однако в состоянии социально-экономического кризиса, когда формальные институты частично или полностью перестают работать, когда условия жизни людей изменяются в худшую сторону, добавляются новые негативные факторы, оказывающие влияние и на представления о мире, и на формальные и неформальные правила поведения в обществе.

Рисунок 1. Уровни проявления оппортунистического поведения (ОП) Источник: составлено автором

Предпосылкой возникновения и одной из причин роста оппортунистического поведения человека в условиях социально-экономической действительности на территории России следует отметить аномию - явление беззакония и безнормности, заимствованное в социологии. С точки зрения известного социолога и политолога Сергея Кара-Мурзы, аномия - это состояние общества, в котором индивиды игнорируют морально-нравственные ценности и сознательно нарушают нормы права, морали, этики [10] (Kara-Murza S., 2013).

Рассматривая модели поведения индивида и как подчиненного, и как руководителя организации или собственника бизнеса, данное описание было бы не полным, если не учитывать те социально-политические условия, которые провоцируют в обществе отторжение норм и правил, полное их игнорирование, тем самым вызывающее оппортунистическую форму поведения.

Институциональная экономика отличает аномию от оппортунистического поведения, определяя его как личностный эгоизм или как психологическую нестабильность, а аномию - как внешний фактор в виде социальной нестабильности. Это утверждение верно в том случае, если рассматривать индивидуума в отрыве от общества в целом, в условиях изоляции от влияния внешних негативных факторов, кризисных явлений, социально-экономических потрясений, т.е. в идеальных условиях жизнедеятельности общества. Рассматривать теоретически идеальные условия необходимо, прежде всего, для всестороннего экономического исследования социально-экономической жизнедеятельности российского общества, но на практике идеальных условий, изолированных от потрясений в обществе, не существует. Следовательно, результаты исследования оппортунистического поведения будут не полными, если их рассматривать в отрыве от аномии.

Поведенческие нормы человека опираются на духовные, культурно-нравственные ценности общества. Происходит разрушение прежней системы ценностей. В условиях отсутствия нравственно-моральных ориентиров и попыток навязать прозападную «синтетическую» систему ценностей «агрессивного бизнеса» изменяется поведение и экономических субъектов, и индивида. Утратив прежние ограничения, наложенные культурными, религиозно-этическими нормами, индивидуум нарабатывает свои личностные весьма эгоистические нормы и правила, а затем, учитывая приоритет личных правил и норм, в лучшем случае пытается сочетать их с коллективными, в худшем -навязывает их своему окружению, устанавливая собственные ограничения.

Рост оппортунистического поведения как индивида, так и экономического субъекта в условиях кризиса российской экономики связан с обострением угрозы состоянию стабильности и безопасности, что вынуждает предпринимателя идти на поводу у возросшего собственного интереса, можно даже сказать гипертрофированного, под влиянием угроз. Следовательно, такое социальное явление, как аномия вызывает деформацию не только трудового поведения индивида, но и поведения предпринимательских структур рыночной экономики [11] (Aleskerova S.E., 2016).

Таким образом, в зависимости от вызывающих причин, представим виды оппортунистического поведения (рис. 2).

Теневая сторона рынка

Наряду с преимуществами рыночная экономика обладает рядом серьезнейших недостатков, что не может не сказаться на поведении экономических субъектов, их взаимоотношении и формировании предпринимательской среды и благоприятного инвестиционного климата [12] (Nureev R. M., 2014).

Рыночная экономика не только слабо способствует развитию рационального поведения, но в условиях ограниченных ресурсов создает все больше возможностей для возникновения и усиления оппортунистического поведения, обладающего качеством информационной экономической составляющей.

Рассмотрим более подробно. Переход к рыночной экономике ограничивает вмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимательских структур, а также влияние формальных институтов на перераспределение доходов в обществе.

Таким образом, рынок не дает никаких социальных гарантий обществу, включая и соблюдение морально-нравственных и этических норм. Этот факт отражает слабую взаимозависимость двух указанных институтов, а также отсутствие их взаимной обусловленности, т.е. в российской действительности нормы морали и нравственности существуют самостоятельно, а нормы поведения в сфере бизнеса характеризуются как нормы и правила, вновь созданные и независимые от ранее установленных обществом норм [2, 13] (Oliver I. Uilyamson, 1993; Oliver I. Uilyamson, 1996).

Слабая связь институтов, формирующих ценности общества и экономику бизнеса, дает почву для роста нетрудовых доходов, серых зарплат и других аспектов теневой экономики.

Вынужденное

Возникшее под влиянием агрессивной внешней среды в нестабильных экономических условиях

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Инициативное

Возникшее в стабильных условиях с целью удовлетворения своих эгоистических потребностей и/или сохранения комфортности

Рисунок 2. Виды и причины возникновения оппортунистического поведения Источник: составлено автором

Осуществление предпринимательской деятельности на взаимовыгодных условиях возможно при сохранении состояния экономической стабильности, выраженной не только финансовой устойчивостью экономического субъекта, но и стабильными комфортными условиями ведения хозяйства.

Анализ экономических кризисов XXI века показал, что кризисы 2008-2009 и 20142015 годов не являются последними или окончательными для экономики России. Более того, под давлением внешних экономических санкций кризисная российская экономика приобретает постоянно действующий характер. За последнее десятилетие у предпринимателя сложился стойкий образ хозяйствования в крайне неблагоприятных условиях, связанных с высокой степенью риска.

Процесс формирования и развития рыночной экономки России сопровождается радикальными изменениями социально-экономических систем, преобразованиями формальных и неформальных институтов.

Рыночная экономика - это стихийных процесс, регулируемый минимальным вмешательством со стороны государства. Следовательно, экономика, основанная на рынке, не способствует социально-экономической стабильности. Ведение хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка соотносится с осуществлением деятельности в условиях перманентного экономического кризиса.

Влияние экономического кризиса, ограниченность ресурсов и жесткая конкуренция повышают предпринимательские риски и уровень угроз экономической безопасности предприятий, фирм, организаций.

Также стимулирование конкуренции в условиях отсутствия возможности или низкой вероятности преодоления кризисных явлений провоцирует активизацию оппортунистического поведения экономических субъектов.

заключение

В условиях рыночной экономики, основой которой является максимизация выгоды и личный интерес, возникает ситуация противопоставления контрагентов друг другу. Их интересы во время сделки прямо противоположны. Их внимание сосредоточено на едином для них источнике дохода, на экономической борьбе за ресурсы. Эффективность деятельности, в данном случае проведение сделки на взаимовыгодных условиях, необходимо рассматривать как общую цель, не вызывающую противоречий.

Рыночный механизм не может защитить участников рынка от влияния негативных внешних факторов, то есть возникает то самое состояние общества, при котором прежние нормы и правила игнорируются участниками рынка. Взамен возникают более жесткие «бизнес-правила», которые могут отличаться от интересов общества и государства.

Таким образом, кризисное состояние российской экономики создает благоприятные условия для роста и становления неформального института оппортунистического поведения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алескерова С.Э. Эволюция понятия: от оппортунизма до оппортунистическо-

го поведения // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. Межвузовский сборник научных работ. - 2015. - № 11. - с. 83-86.

2. Оливер И. Уильямсон Поведенческие предпосылки современного экономического

анализа // Thesis. - 1993. - № 3. - с. 39-49.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: монография. - М.:

Эксмо, 2009. - 959 с.

4. Хайек Ф.А. Происхождение и действие нашей морали: проблема науки // Эко. -

1991. - № 122. - с. 185.

5. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм

// Thesis. - 1994. - № 6. - с. 91-104.

6. Мельников В.В. Происхождение оппортунизма: психологические основы экономи-

ческого поведения // Terra Economicus. - 2014. - № 4/том 12. - с. 91-104.

7. Панфилова Е.А. Категоризация оппортунистического поведения экономических

субъектов // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 31. - с. 20-27.

8. Аузан А., Дорошенко М., Иванов В, Елисеев А., Калягин Г. и др., ;Институциональная

экономика: Новая институциональная экономическая теория». / учебник. -М.: ИНФРА-М, 2011.

9. Аузан, Александр Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. - М.:

ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014.

10. Кара-Мурза С. Аномия в России: причины и проявления. - М.: Научный эксперт, 2013. - 264 с.

11. Алескерова С.Э. О явлении оппортунистического поведения в предпринимательской среде // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2016. - № 4(23). - с. 101104.

12. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. / Учебник для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство НОРМА, 2014. - 624 с.

13. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, отно-шенческая контрактация (1985). - СПб.: Лениздат, 1996. - 702 с.

14. Иванова Т.Е. Формы и мотивы оппортунистического поведения в предпринимательской среде // Eranomks and polit^s: problems and innovations сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - 2016. - с. 14-21.

references:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Akerlof Dzh. (1994). Rynok «limonov»: neopredelennost kachestva i rynochnyy mekhanizm [The Market for "Lemons": quality uncertainty and the market mechanism]. Thesis. (6). 91-104. (in Russian).

Aleskerova S.E. (2015). Evolyutsiya ponyatiya: ot opportunizma do opportunisticheskogo povedeniya [The evolution of the concept: from opportunism to opportunistic behavior]. Vestnik Essentukskogo instituta upravleniya, biznesa i prava. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh rabot. (11). 83-86. (in Russian).

Aleskerova S.E. (2016). O yavlenii opportunisticheskogo povedeniya v predprinimatelskoy srede [The phenomenon of opportunistic behavior in the business environment]. Mezhdunarodnoe nauchnoe izdanie «Sovremennye fundamentalnye i prikladnye issledovaniya». (4(23)). 101104. (in Russian).

Auzan A., Doroshenko M., Ivanov V, Eliseev A., Kalyagin G. i dr., (2011). ;Institutsionalnaya ekonomika: Novaya institutsionalnaya ekonomicheskaya teoriya [Institutional Economics: a new institutional economic theory] Moscow: INFRA-M. (in Russian).

Auzan, Aleksandr (2014). Ekonomika vsego. Kak instituty opredelyayut nashu zhizn [Total economics. How institutions shape our lives.] Moscow: OOO «Mann, Ivanov i Ferber». (in Russian).

Ivanova T.E. (2016). Formy i motivy opportunisticheskogo povedeniya v predprinimatelskoy srede [Forms and motifs of opportunistic behavior in the business environment]. Economics and politics: problems and innovations sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod obschey redaktsiey G.Yu. Gulyaeva. 14-21. (in Russian).

Kara-Murza S. (2013). Anomiya v Rossii: prichiny i proyavleniya [Anomie in Russia: causes and display] Moscow: Nauchnyy ekspert. (in Russian).

Khayek F.A. (1991). Proiskhozhdenie i deystvie nashey morali: problema nauki [Origin and influence of our morality: the problem of science]. Eko. (122). 185. (in Russian).

Melnikov V.V. (2014). Proiskhozhdenie opportunizma: psikhologicheskie osnovy ekonomicheskogo povedeniya [Origin of opportunism: psychological foundations of economic behavior]. Terra Economicus. 12 (4/tom 12). 91-104. (in Russian).

Nureev R. M. (2014). Kurs mikroekonomiki [Microeconomics course] Moscow: Izdatelstvo NORMA. (in Russian).

Oliver I. Uilyamson (1993). Povedencheskie predposylki sovremennogo ekonomicheskogo analiza [Behavioral premises of modern economic analysis]. Thesis. (3). 39-49. (in Russian).

Panfilova E.A. (2013). Kategorizatsiya opportunisticheskogo povedeniya ekonomicheskikh subektov [Scoring of opportunistic behavior of economic entity]. Aktualnye voprosy ekonomicheskikh nauk. (31). 20-27. (in Russian).

Smit A. (2009). Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov: monografiya [The Wealth of Nations: monograph] Moscow: Eksmo. (in Russian).

Uilyamson O.I. (1996). Ekonomicheskie instituty kapitalizma: Firmy, rynki, ;otnoshencheskaya kontraktatsiya (1985) [The Economic Institutions of Capitalism: companies, markets, "relational" contracting (1985)] SPb.: Lenizdat. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.