УДК 340: 316.614
Денисенко Игорь Константинович
начальник ОБЭП по УВД г. Ростова-на-Дону [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена исследованию институтов правовой социализации на правовую компетентность и правовое поведение личности. Автор приходит к выводу об их тесной взаимосвязи под влиянием правового образования и правовое воспитание.
Ключевые слова: правовая социализация, правовое воспитание, правовая компетентность, индивид, семья, система образования.
Правовая компетентность и правовое поведение рассматриваются в научной литературе как элементы правовой культуры. По мнению В.М. Сырых, правовая культура включает: право как систему норм, выражающую государственные веления; правоотношения как систему общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правовое поведение как правомерное, так и противоправное; правосознание, как систему духовного отражения правовой действительности [1]. Целесообразно в состав правовой культуры включить в качестве одного из элементов правовую компетентность как совокупность способностей, установок, знаний, умений, навыков, личностных качеств, позволяющих человеку эффективно действовать в правовом поле.
Уровень правовой компетентности личности зависит от особенностей правовой социализации личности как включения в нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом, овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом [2]. Традиционно процесс правовой социализации рассматривается как целостное единство социализирующих воздействий на индивида социальной среды, целенаправленной воспитательной деятельности общества, его социальных институтов, собственной деятельности [3].
Составной частью процесса социализации индивида выступает правовое воспитание, осуществляемое такими социальными институтами, как семья и система образования. Цель
Denisenko Igor Konstantinovich
Head of the Department of Economic Crime, the Department of Internal Affairs, Rostov-on-Don
INFLUENCE OF INSTITUTIONS OF LEGAL SOCIALIZATION ON FORMATION OF LEGAL COMPETENCE AND LEGAL BEHAVIOR OF AN INDIVIDUAL
The article is devoted to the research of institutions of legal socialization in terms of legal competence and legal behavior of an individual. The author comes to the conclusion about their close interrelation under the influence of legal formation and legal education.
Key words: legal socialization, legal education, legal competence, individual, family, education system.
правового воспитания - это формирование системы знаний, убежденности, мотивов и привычки социально-активного поведения [4]. Для усвоения внешних социализирующих воздействий индивидом необходимо его желание воспринять те ценности, которые культивирует общество. Поэтому важную роль в механизме социализации выполняет самосознание индивида как участника социального общения. Самосознание ориентировано на субъективный мир личности, которая выступает одновременно как субъект и объект познания. Она сознает и соотносит акты сознания приминительно к своему «Я», одновременно демонстрируя неповторимую личностную уникальность и идентификацию с породившей ее социальной средой [5]. Самосознание способствует самовоспитанию индивида, которое является необходимым дополнением процесса правовой социализации.
Правовое самовоспитание основано на сознательном развитии положительных и преодолении прежних асоциальных качеств личности, собственных недостатков, на самопринуж-дении и самоконтроле. Оно предполагает усвоение, развитие, укрепление определенных принципов политики, права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения с целью нейтрализации негативного внешнего влияния [6]. Причем ведущим процессом является самовоспитание социально значимых ориентаций, установок на позитивное поведение.
Следовательно, в процессе правовой социализации человек приобретает определенные правовые знания, способствующие формированию его правовой компетентности. Однако применение имеющихся правовых знаний на практике, соблюдение или несоблюдение индивидом правовых норм, зависит от его отноше-
ния к данным нормам. Непосредственной причиной правового поведения является установка действовать с определенной направленностью. Установка выражает собой порядок и является основой связанности, последовательности поведения. Возникновение установки, готовность действовать именно таким, а не каким-либо иным образом вызывает рост неопределенности или энтропию возможного поведения [7].
Итак, в ходе правовой социализации личность приобретает правовую компетентность, которая включает в себя определенный уровень правовых знаний и установку действовать с определенной направленностью. Именно от имеющихся правовых знаний и установок и зависит правовое поведение личности, которое может быть как правомерным, так и противоправным. В связи с этим следует обратить особое внимание на ту роль, которую в процессе формирования правовой компетентности играют средства массовой информации. В информации о нормах права решающее значение имеет то, к кому она направлена. Некоторые нормы права относятся к небольшому числу лиц, другие касаются всех. Правовая норма, которая должна быть доведена до сведения каждого, распространяется с большими трудностями, и сообщение информации о ней требует больших затрат.
Члены общества знают и хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в правовое сознание как социальные ценности общества. Вместе с тем, частные и специальные правовые предписания не всегда им известны. Другими словами, члены общества лучше знают общие права и обязанности, входящие в содержание социального статуса личности, чем конкретный смысл отдельных нормативных положений [8]. В связи с этим актуальной задачей является правовое информирование граждан. При правовом информировании следует учитывать, что ряд правовых норм представляет интерес для всех трудящихся -нормы трудового, пенсионного законодательства. Другие нормы имеют частное значение -водное, горное законодательство, правила охоты и рыбной ловли. Существуют также нормы, вызывающие скорее профессиональный, чем всеобщий интерес - о конкурсном порядке замещения должностей в научной сфере, о порядке ведения финансовой отчетности, сюда же относятся многие нормы административного законодательства.
Обобщая практический опыт, исследователи выделяют несколько эффективных способов информирования граждан о праве. Во-первых, непосредственное ознакомление с текстом закона по личной инициативе граждан. Во-вторых, специальное уведомление заинтересо-
ванных лиц и учреждений об изменении законодательства. В-третьих, передача текста норм права и их разъяснение через средства массовой информации. В-четвертых, интерпретация норм права через обращение к эксперту или в юридическую консультацию. В-пятых, можно сделать официальный запрос в центр правовой информации. В-шестых, афиширование нового текста закона или иного предписания в публичных местах [9].
В настоящее время возможности правового информирования граждан постоянно совершенствуются из-за разнообразия каналов массовой коммуникации, внедрения в информационный процесс автоматизированных поисковых систем, вмещающих в блок памяти почти неограниченное количество нормативного материала. Однако подобная ситуация приводит к противоречию. С одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой информации, а с другой - от избыточности информации, в которой им сложно разобраться. Это создает трудности в использовании правовой информации в конкретных случаях, когда под влиянием постоянно возникающей новой информацией утрачивается значение базовых знаний, генерализованных и закрепленных в человеческой памяти.
Правовая информированность граждан повышается в том случае, если законодательство излагается в доступной форме, то есть нормы права популярно и доступно для граждан комментируются. В этом процессе важную роль выполняют профессиональные юристы, работающие в юридических консультациях. Однако среди малоимущих слоев населения значительную роль в сфере распространения правовых знаний играют консультанты-неюристы -прошедшие курс обучения люди, которые оказывают правовую помощь представителям социально уязвимых групп населения и часто сами являющиеся членами таких групп. Такими консультантами могут быть обычные граждане, использующие правовые механизмы для самопомощи - коллективной или индивидуальной [10]. Значимость работы консультантов повышается благодаря знанию ими нужд сообщества, которого часто не хватает профессиональным юристам. Важное значение имеют невысокие затраты на оплату труда консультантов-неюристов, хотя их деятельность не может полностью заменить помощь профессиональных юристов, дополненную государственную помощью в сфере правового образования. Правовая информированность граждан повышается в условиях, когда деятельность юристов-
правозащитников, консультантов-неюристов и просветительская работа государства дополняют друг друга.
Итак, барьерами правовой компетентности, детерминирующей правовое поведение, являются усложнение правового регулирования; детализация законодательства; увеличение числа нормативно-правовых актов; возрастающее количество норм процедурного характера [11]. Просветительская работа в области распространения правовых знаний не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения. Однако значение правовой компетентности личности в современных условиях возрастает. Правовые знания совершенно незаменимы при совершении действий процедурного характера, в процессе профессиональной деятельности и при реализации гражданами их прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.
Специфическим характером обладают правовые нормы процедурного характера, которые содержат сведения о порядке, последовательности совершения конкретных действий. Эти нормы морально безразличны, поскольку не затрагивают интересов других лиц и последствия их несоблюдения редко выражаются в виде санкции, а, скорее, фиксируют отсутствие желаемого результата индивидом. К такому типу норм относятся нормы, регулирующие порядок оформления пенсии, документов для поступления в вуз, устройства на работу, подачи исковых и других заявлений.
Четкое знание правовых норм, регулирующих отношения в сфере профессиональной деятельности людей, является непременным условием нормального выполнения предписанных законом функций. Это касается как государственных и государственных гражданских служащих, так и сотрудников частных компаний. Отсутствие знаний правовых норм приводит к совершению незаконных действий типа - преступлений и правонарушений, а также к аморальным поступкам, поскольку в российском правовом пространстве правовые и моральные принципы совмещены, и правовые санкции нередко получают оценку с точки зрения нравственности [12].
На практике индивиды, обладающие высоким уровнем правовой компетентности, используют свои знания для нарушения законов с целью удовлетворения материальных потребностей. Поэтому уровень правовых знаний человека не является показателем его ориентации на правомерное поведение. Правовое поведение человека зависит от сложившегося у него ценностного отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. Чем выше соответствие норм права принятым в обществе метаюридическим ценностям, тем выше престиж права в общест-
ве и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В этой ситуации само право расценивается людьми в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью большинства членов общества [13].
Основным механизмом правовой социализации личности является интернализация -процесс усвоения ценностей, когда они из внешних мотивирующих факторов становятся внутренними убеждениями и находят отражение в реальных поступках. Объективные противоречия общественного развития, многоплановость жизненных ситуаций, необходимость соблюдения множества формальностей для приобретения материальных благ или иных преимуществ, которые общество не может предоставить всем гражданам одновременно, порождают индифферентное отношение граждан к закону и соблюдению правовых норм. Это поведение граждан проявляется наиболее часто в ситуации, когда законодательство устаревает, отстает от требований жизни или противоречит другим социальным нормам - нормам морали и обычаев.
Регулярно проводимые социологами эмпирические исследования об отношении личности к праву, закону, социальным нормам, свидетельствуют о противоречивости институциоли-зированных правовых нормах и способах их реализации на практике. Следовательно, правовая компетентность не является гарантией правомерного поведения личности, основанного на уважении к закону и правовым ценностям. Высокий уровень правовой компетентности может создать благоприятные возможности для нарушения правовых норм, их модификации. В этих условиях гражданственность и патриотизм выступают важнейшими способами формирования правомерного поведения личности.
Гражданственность означает присутствие в сознании и поведении человека высших моральных качеств, который заботится о благе общества и своего Отечества. Она предполагает приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов [14]. Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его выступают духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участие в явлениях и процессах, происходящих в общест-
ве и государстве[15].
Таким образом, в процессе правовой социализации личность приобретает правовую компетентность, которая включает определенный уровень правовых знаний и определенную установку. Составной частью процесса социализации индивида выступает правовое воспитание, осуществляемое социальными институтами семьи и образовательными учреждениями. Правовая компетентность личности определяется уровнем общеобразовательной подготовки и политической осведомленности, а также специальными знаниями в области права. В настоящее время возрастает значение институтов правовой социализации, средств массовой информации, способных быстро и компетентно
информировать граждан об изменениях в области права. Правовая компетентность оказывает определяющее воздействие на правовое поведение личности, структурирует его, предоставляя личности серьезные преимущества в карьерном росте. Индивид, обладающей правовой компетентностью, способен постоянно повышать свой статус, быть мобильным в профессиональной структуре, воспользоваться льготами, о которых другие не имеют сведений. Однако правовая компетентность не является гарантией правомерного поведения гражданина. Одним из способов повышения склонности личности к правомерному поведению является развитие у населения гражданственности и патриотизма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Сырых В.М. Социология права. М., 2004.
2. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002.
3. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.
4. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2.
5. Социологическая энциклопедия / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М., 2005. Т. 2.
6. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2.
7. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002.
8. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Указ. соч.
9. Палазян А.С. Правовое поведение личности в условиях становления гражданского общества в современной Рос-
сии: дис...канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2000.
10. Голуб С. Роль неюристов в оказании правовой помощи населению // Правовая защита общественных интересов: работа общественных организаций при поддержке Фонда Форда. Международный опыт. М., 2001.
11. Лапаева В.В. Социология права. М., 2000.
12. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. СПб, 2001.
13. Лапаева В.В. Социология права. М., 2000.
14. Социологическая энциклопедия / рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1.
15 Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 4.