Научная статья на тему 'Факторы и условия правовой социализации учащихся'

Факторы и условия правовой социализации учащихся Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
832
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / УСЛОВИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / FACTOR / CONDITION / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будкина Любовь Владимировна

В статье анализируются понятия «фактор» и «условие» в работах представителей педагогической науки, рассматриваются классификации факторов, дается характеристика факторов, определяющих успешную правовую социализацию учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONDITIONS OF PUPILS’ LEGAL SOCIALIZATION

The article analyzes the way some representatives of the education science interpret such concepts as "factor’’ and “condition’’ in their works. The author considers factors’ classifications and describes the factors determining pupils’ successful legal socialization.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия правовой социализации учащихся»

УДК 34.023+316.6

Будкина Любовь Владимировна

Budkina Lyubov Vladimirovna

аспирант кафедры теории и методики преподавания истории,

PhD student of the Theory and Methodology of Teaching History, Social Political Disciplines and Law Department, Academy for Teachers’ Advanced Training and Professional Retraining, Kostroma dom-hors@mail.ru

социально-политических дисциплин и права

Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Кострома dom-hors@mail.ru

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

FACTORS AND CONDITIONS OF PUPILS’ LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация:

Summary:

В статье анализируются понятия «фактор» и «условие» в работах представителей педагогической науки, рассматриваются классификации факторов, дается характеристика факторов, определяющих успешную правовую социализацию учащихся.

The article analyzes the way some representatives of the education science interpret such concepts as ‘factor’’ and “condition’’ in their works. The author considers factors’ classifications and describes the factors determining pupils’ successful legal socialization.

Ключевые слова:

фактор, условие, правовая социализация.

Keywords:

factor, condition, legal socialization.

Для эффективной реализации задач становления гражданского общества правовая социализация учащихся сегодня признается одним из приоритетов общественного развития страны, правового государства.

Под правовой социализацией понимается процесс специально организованного и направленного освоения базовых правовых норм, формирования позитивного отношения к этим нормам, складывания правомерной модели поведения, основанный на интериоризации учащимися правовых ценностей и выработке на их основе своей гражданской позиции.

Решающее значение для успешной правовой социализации учащихся имеет подготовленность в области права самих работников образования: руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей. Она проявляется в умении создать и поддерживать благоприятные условия для становления правовых ценностей в учебном и воспитательном процессе.

От педагога во многом зависит, насколько благоприятными будут образовательные условия правовой социализации. Как считает Н.М. Борытко, педагогическое условие - это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [1]. Таким образом, в данном определении фактор и условие используются в качестве синонимов.

Однако Д.В. Толпа, рассматривая классификации факторов успешности педагогического процесса, определил «факторы успешности педагогического процесса как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование педагогической системы и относящиеся к какому-либо ее структурному компоненту, а условия успешности педагогического процесса -как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде» [2].

Принципиально важным для нашего исследования является положение И.А. Липского о том, что использование педагогических факторов в научном познании объектов социальной практики является первым шагом, так как они «объясняют причины появления, становления, развития и функционирования, а также разложения, отмирания и исчезновения познаваемых объектов» [3, с. 52]. Вместе с тем автор замечает, что фактор не действует автоматически. Для того чтобы он мог реализовать свой потенциал, необходимы соответствующие условия. И.А. Липский называет изучение условий вторым шагом исследовательской работы: «Известно, что под «условием» понимается то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в це-

лом называют достаточными условиями. Именно условия превращают фактор (потенциал) в реально действующую силу» [3, с. 52-53].

В философской и психолого-педагогической литературе нет единстве в идентификации и классификации факторов и условий. В большинстве энциклопедических изданий фактор (от латинского factor - делающий, производящий) определяется как «причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [4, с. 1492]. Факторы могут классифицироваться по различным основаниям на количественные и качественные, внешние и внутренние, объективные и субъективные, общественные и личностные, методические и научно-теоретические, базовые (системообразующие) и дополнительные, мотивационные и рефлексивные и т. п.

Представляется крайне важным выделение факторов, влияющих на позицию педагога при формировании правовой социализации учащихся. Под термином «фактор» в данном случае будет пониматься основная движущая сила, основная причина явления, существенное обстоятельство процесса [5, с. 495]; постоянно действующие условия, влияющие на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его обучение и воспитание, формирование личности [6, с. 36].

Факторы, влияющие на процесс правовой социализации можно определить как позитивные или негативные причины, которые способствуют или препятствуют течению данного процесса. Они также подразделяются на объективные и субъективные. К объективным факторам, определяющим правовую социализацию учащихся, следует отнести социальные факторы - это государственная политика в области профессионального образования, состояние системы профессионального образования, средства массовой информации, социальная среда местного сообщества, семейная ситуация, среда досуга учащихся; характер взаимоотношений учащихся с окружающими людьми. К субъективным факторам - ориентации и установки на овладение правовой культурой, позитивное отношение к праву, принятие правомерной модели поведения.

А.В. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

1) мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

2) макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

3) мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

4) микрофакторы - непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют: семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум [7, с. 58].

Среди факторов, определяющих направленность и содержание правовой социализации, подавляющее большинство отечественных философов, социологов права, психологов, педагогов, среди них В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, В.В. Лапаева, А.Р. Ратинов [8, 9, 10], выделяют:

- правовую культуру, ориентированную на развитие политического и правового сознания граждан, воздействие на индивида сразу в нескольких направлениях; формирование у него способности играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения; установление индивидом определенной системы правовых ценностей; выработку навыков, привычек и стереотипов правового поведения. По отношению к обществу критериями оценки развитости правовой культуры являются правовой нигилизм, правовая активность населения, отношение к таким правовым ценностям, как свобода, права человека, демократические выборы. Свидетельством высокого уровня развития правовой культуры личности служит ее подготовленность к восприятию правовых идей и закона, умение и навыки пользования правом в оценке собственных знаний права;

- правовую систему, для которой, в отличие от правовой культуры, присуща оценка явлений не в остатке, в виде отдельных блоков, а в динамике - как действующей целостности; образуют же ее в совокупности четыре правовых явления: писаное право, юридическая практика, правовая идеология, правовые понятия;

- правосознание, в основе которого лежат представления о действии правовой системы, о правовой действительности в индивидуально понимаемых человеком правах и обязанностях, закрепленных в правовых требованиях; важной составляющей правосознания человека высту-

пают чувственная и рациональная составляющие; особое значение при этом имеет формирование у него правового чувства справедливости, вины, ответственности, честности и т. д.;

- правовое образование и воспитание, направленные на формирование знаний, убеждений и мотивов правомерного поведения средствами правовой пропаганды, просвещения и обучения; наиболее развитой формой правовой образованности и воспитанности является формирование у личности умения и потребности к правовому самообразованию и самовоспитанию, ее самосовершенствование в познании права и выработке осознанного уважительного отношения к правовым принципам, ценностям, нормам.

Таким образом, существование множества факторов делает процесс правовой социализации учащихся более разнообразным и одновременно трудным, сложности возникают в интеграции всех факторов, управлении процессом, возможности оградить от стихийности и негативно действующих факторов.

Ссылки:

1. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия : монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2000.

2. Толпа Д.В. К вопросу о классификации факторов успешности педагогического процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://res.krasu.ni/paradigma/2/5.htm (дата обращения: 15.03.2012).

3. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. М., 2004.

4. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М., 1989.

5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.

6. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Высшая школа. М., 2004.

7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие для студентов. М., 1997.

8. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

9. Лапаева В.В. Социология права. М., 2000.

10. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальнопсихологической науки. М., 1971.

References (transliterated):

1. Borytko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz bytiya : monograph / sci. ed. N.K. Sergeev. Volgograd, 2000.

2. Tolpa D.V. K voprosu o klassifikatsii faktorov uspeshnosti pedagogicheskogo protsessa. [Electronic resource]. URL: http://res.krasu.ru/paradigma/2/5.htm (date of access: 15.03.2012).

3. Lipskiy I.A. Sotsial'naya pedagogika. Metodologicheskiy analiz. M., 2004.

4. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' / chief ed. A.M. Prokhorov. 4th ed. M., 1989.

5. Enikeev M.I. Psikhologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 2006.

6. Polonskiy V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. Vysshaya shkola. M., 2004.

7. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku : students' manual. M., 1997.

8. Kudryavtsev V.N., Kazimirchuk V.P. Sovremennaya sotsiologiya prava. M., 1995.

9. Lapaeva V.V. Sotsiologiya prava. M., 2000.

10. Ratinov A.R. Struktura pravosoznaniya i nekotorye metody ego issledovaniya // Metodologiya i metody sotsial'no-psikhologicheskoy nauki. M., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.