ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ
Денисенко Игорь Константинович
начальник ОБЭП по УВД г. Ростова-на-Дону (e-mail: [email protected])
Правовая социализация и правовая компетентность личности
В статье раскрывается серьезность правовой социализации и правовой компетенции личности. В результате этого исследования автор не только выясняет их взаимозависимость, но и определяет ее структуру.
Ключевые слова: социализация, право, компетентность, правовая информированность, правовые нормы, гражданственность.
I.K. Denisenko, Chief of the organization on safety in economic crimes of the Department of Internal Affairs to Rostov-on-Don; e-mail: [email protected]
In article gravity of legal socialization and the legal competence of the person reveals. As a result of this research the author not only finds out their interdependence, but also defines its structure. Key words: socialization, the right, competence, legal knowledge, rules of law, civilization.
В процессе правовой социализации человек приобретает определенные правовые знания, способствующие формированию его правовой компетентности. Однако применение имеющихся правовых знаний на практике, соблюдение или несоблюдение индивидом правовых норм, зависит от его отношения к данным нормам. Непосредственной причиной правового поведения является установка действовать с определенной направленностью. Установка выражает собой порядок и является основой связанности, последовательности поведения. Возникновение установки, готовность действовать именно таким, а не каким-либо иным образом вызывает рост неопределенности или энтропию возможного поведения [1].
Итак, в ходе правовой социализации личность приобретает правовую компетентность, которая включает в себя определенный уровень правовых знаний и установку действовать с определенной направленностью. Именно от имеющихся правовых знаний и установок и зависит правовое поведение личности, которое может быть как правомерным, так и противоправным. В связи с этим следует обратить особое внимание на ту роль, которую в процессе формирования правовой компетентности играют средства массовой информации. В информации о нормах права решающее значение имеет то, к кому она направлена. Некоторые нормы права относятся к небольшому числу лиц, другие касаются всех. Правовая норма, которая должна быть доведена до сведения каждого, распространяется с больши-
ми трудностями, и сообщение информации о ней требует больших затрат.
Члены общества знают и хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в правовое сознание как социальные ценности общества. Вместе с тем частные и специальные правовые предписания не всегда им известны. Другими словами, члены общества лучше знают общие права и обязанности, входящие в содержание социального статуса личности, чем конкретный смысл отдельных нормативных положений[2]. В связи с этим актуальной задачей является правовое информирование граждан. При правовом информировании следует учитывать, что ряд правовых норм представляет интерес для всех трудящихся - нормы трудового, пенсионного законодательства. Другие нормы имеют частное значение - водное, горное законодательство, правила охоты и рыбной ловли. Существуют также нормы, вызывающие скорее профессиональный, чем всеобщий интерес - о конкурсном порядке замещения должностей в научной сфере, о порядке ведения финансовой отчетности, сюда же относятся многие нормы административного законодательства.
Обобщая практический опыт, исследователи выделяют несколько эффективных способов информирования граждан о праве. Во-первых, непосредственное ознакомление с текстом закона по личной инициативе граждан. Во-вторых, специальное уведомление заинтересованных лиц и учреждений об изменении законодательства. В-третьих, передача текста норм права и их разъяснение через средства массовой информации. В-
262
четвертых, интерпретация норм пава через обращение к эксперту или в юридическую консультацию. В-пятых, можно сделать официальный запрос в центр правовой информации. В-шестых, афиширование нового текста закона или иного предписания в публичных местах [3].
В настоящее время возможности правового информирования граждан постоянно совершенствуются из-за разнообразия каналов массовой коммуникации, внедрения в информационный процесс автоматизированных поисковых систем, вмещающих в блок памяти почти неограниченное количество нормативного материала. Однако подобная ситуация приводит к противоречию. С одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой информации, а с другой - от избыточности информации, в которой им сложно разобраться. Это создает трудности в использовании правовой информации в конкретных случаях, когда под влиянием постоянно возникающей новой информацией утрачивается значение базовых знаний, генерализованных и закрепленных в человеческой памяти.
Правовая информированность граждан повышается в том случае, если законодательство излагается в доступной форме, то есть нормы права популярно и доступно для граждан комментируются. В этом процессе важную роль выполняют профессиональные юристы, работающие в юридических консультациях. Однако среди малоимущих слоев населения значительную роль в сфере распространения правовых знаний играют консультанты-неюристы - прошедшие курс обучения люди, которые оказывают правовую помощь представителям социально уязвимых групп населения и часто сами являющиеся членами таких групп. Такими консультантами могут быть обычные граждане, использующие правовые механизмы для самопомощи - коллективной или индивидуальной [4]. Значимость работы консультантов повышается благодаря знанию ими нужд сообщества, которого часто не хватает профессиональным юристам. Важное значение имеют невысокие затраты на оплату труда консультантов-неюристов, хотя их деятельность не может полностью заменить помощь профессиональных юристов, дополненную государственную помощью в сфере правового образования. Правовая информированность граждан повышается в условиях, когда деятельность юристов-правозащитников, консультантов-неюристов и просветительская работа государства дополняют друг друга.
Понятие правовой компетентности является менее исследованным, чем понятие правового поведения. В широком смысле под компетентностью понимается осведомленность, авторитет-
ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ ность в какой-либо области [5]. Компетентным называют человека, обладающего основательными знаниями в какой-либо области, знающего, осведомленного [6]. В "Новейшем словаре иностранных слов и выражений" компетентность трактуется как "обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о чем-либо; веское авторитетное мнение" [7]. В современной "Социологической энциклопедии" предлагается следующее определение данного понятия [8]: "компетентность (от лат. competere - добиваться, соответствовать, подходить) - совокупность личностных качеств руководителя, общественного деятеля, органа власти, включающая высокий профессионализм, знание интересов и потребностей людей,ситуации, в которой он действует, умение анализировать систему социальных отношений, взаимодействие социальных институтов, предвидеть последствия тех или иных действий; социально-психологическая - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающим миром в межличностных отношениях. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в общественную деятельность".
Следовательно, не смотря на то, что в современном социальном знании - социологии, политологии, психологии возрастает интерес к понятию правовой компетентности, сущность и структура ее четко не определены. Ученые пытаются их определить через выявление различных видов правовой компетентности индивида: гражданской [9], рефлексивной [10], коммуникативной [11], социально-перцептивной [12].
В зарубежных социально-философских исследованиях преобладал организационный аспект рассмотрения правовой компетентности. Так, американский философ и социолог Т.Парсонс считал, что правовая компетентность является источником легитимации социального управления, поскольку исполнительские и управленческие ролей различаются. Ученый обосновал дифферен-цированность правовой компетентности, ее независимость от традиции, опыта и ценностных обязательств [13]. Его последователь Р. Мертон связывал дисфункциональность с замещением права другими функциональными альтернативами: моральными обязательствами, политическими интересами. Поэтому дисфункциональность управления, по мнению автора, вызвана влиянием неправовых механизмов, которые могут замещать определенные управленческие функции. Такая позиция была связана не с ограничением правовой компетентности, а с необходимостью ответственных управленческих решений, основанных на знании неформального характера латентных функций [14]. Французский социальный философ П. Бурдье рассматривает зависимость
263
ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ правовой компетентности от перераспределения правовых ресурсов, которые определяют иерархию уровней социального управления. Правовая компетентность является рационализацией правил управления с целью повышения его эффективности. Поэтому правовая компетентность характеризует автономизацию социального управления, ужесточение права заниматься профессиональной управленческой деятельностью [15].
В отечественных социально-философских исследованиях рассматривается контролирующий аспект изучения правовой компетентности. В.Н. Кудрявцева [16], Ж.Т. Тощенко [17] изучают роль правовой компетентности в условиях дезинтеграции социальных институтов и возрастания рисков социального воспроизводства. компетентность В.М. Сырых [18] исследует правовою компетентность в контексте правоприменения, различая юридический и социальный механизмы правового регулирования. По мнению автора, правовое регулирование включает наряду с нормами юридического принуждения формы социального контроля организаций, неуставные требования, корпоративные нормы. Правовая компетентность характеризует субъектов правоотношений, деятельность которых выходит за пределы правового регулирования. В.М. Сырых считает, что эффективность правовой компетентности зависит от способности социального управления удовлетворять запросы и потребности членов общества.
Итак, в широком смысле правовая компетентность - это совокупность способностей, знаний, умений, навыков, позволяющих человеку эффективно действовать в правовом поле. Можно выделить три составляющих правовой компетентности. Когнитивная составляющая правовой компетентности включает определенный уровень правовых знаний, а также готовность и способность к овладению этими знаниями. Процедурная составляющая правовой компетентности подразумевает знания и способности, которые необходимы потенциальному правовому актору для реализации возможностей существующих в рамках данного институционального порядка. Габи-туальная составляющая правовой компетентности подразумевает наличие навыков и внутренних установок, необходимых для дополнения знаний о правовой системе и способах решения возникающих проблем в правовой сфере практической активностью индивида. Габитуальная составляющая правовой компетентности в сочетании с когнитивной и процедурной обеспечивает переход от правовых знаний к конкретным действиям [19].
Барьерами правовой компетентности, детерминирующей правовое поведение, являются услож-
нение правового регулирования; детализация законодательства; увеличение числа нормативно-правовых актов; возрастающее количество норм процедурного характер [20]. Просветительская работа в области распространения правовых знаний не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения. Однако значение правовой компетентности личности в современных условиях возрастает. Правовые знания совершенно незаменимы при совершении действий процедурного характера, в процессе профессиональной деятельности и при реализации гражданами их прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.
Специфическим характером обладают правовые нормы процедурного характера, которые содержат сведения о порядке, последовательности совершения конкретных действий. Эти нормы морально безразличны, поскольку не затрагивают интересов других лиц и последствия их несоблюдения редко выражаются в виде санкции, а, скорее, фиксируют отсутствие желаемого результата индивидом. К такому типу норм относятся нормы, регулирующие порядок оформления пенсии, документов для поступления в вуз, устройства на работу, подачи исковых и других заявлений.
Четкое знание правовых норм, регулирующих отношения в сфере профессиональной деятельности людей, является непременным условием нормального выполнения предписанных законом функций. Это касается как государственных и государственных гражданских служащих, так и сотрудников частных компаний. Отсутствие знаний правовых норм приводит к совершению незаконных действий типа - преступлений и правонарушений, а также к аморальным поступкам, поскольку в российском правовом пространстве правовые и моральные принципы совмещены, и правовые санкции нередко получают оценку с точки зрения нравственности [21].
На практике индивиды, обладающие высоким уровнем правовой компетентности, используют свои знания для нарушения законов с целью удовлетворения материальных потребностей. Поэтому уровень правовых знаний человека не является показателем его ориентации на правомерное поведение. Правовое поведение человека зависит от сложившегося у него ценностного отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. Чем выше соответствие норм права принятым в обществе метаюридическим ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В этой
264
ситуации само право расценивается людьми в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью большинства членов общества^].
Основным механизмом правовой социализации личности является интернализация - процесс усвоения ценностей, когда они из внешних мотивирующих факторов становятся внутренними убеждениями и находят отражение в реальных поступках. Объективные противоречия общественного развития, многоплановость жизненных ситуаций, необходимость соблюдения множества формальностей для приобретения материальных благ или иных преимуществ, которые общество не может предоставить всем гражданам одновременно, порождают индифферентное отношений граждан к закону и соблюдению правовых норм. Это поведение граждан проявляется наиболее часто в ситуации, когда законодательство устаревает, отстает от требований жизни или противоречит другим социальным нормам - нормам морали и обычаев.
Регулярно проводимые социологами эмпирические исследования об отношении личности к праву, закону, социальным нормам, свидетельствуют о противоречивости институциолизирован-ных правовых нормах и способах их реализации на практике. Следовательно, правовая компетентность не является гарантией правомерного поведения личности, основанного на уважении к закону и правовым ценностям. Высокий уровень правовой компетентности может создать благоприятные возможности для нарушения правовых норм, их модификации. В этих условиях гражданственность и патриотизм выступают важнейшими способами формирования правомерного поведения личности.
Гражданственность означает присутствие в сознании и поведении человека высших моральных качеств, который заботится о благе общества и своего Отечества. Она предполагает приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов [23]. Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его выступают духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участие в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве [24].
ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ Таким образом, в процессе правовой социализации личность приобретает правовую компетентность, которая включает определенный уровень правовых знаний и определенную установку. Составной частью процесса социализации индивида выступает правовое воспитание, осуществляемое социальными институтами семьи и образовательными учреждениями. Правовая компетентность личности определяется уровнем общеобразовательной подготовки и политической осведомленности, а также специальными знаниями в области права. В настоящее время возрастает значение институтов правовой социализации, средств массовой информации, способных быстро и компетентно информировать граждан о изменениях в области права. Правовая компетентность оказывает определяющее воздействие на правовое поведение личности, структурирует его, предоставляя личности серьезные преимущества в карьерном росте. Индивид, обладающей правовой компетентностью, способен постоянно повышать свой статус, быть мобильным в профессиональной структуре, воспользоваться льготами, о которых другие не имеют сведений. Однако правовая компетентность не является гарантией правомерного поведения гражданина. Одним из способов повышения склонности личности к правомерному поведению является развитие у населения гражданственности и патриотизма.
1. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. - М., 2002. С. 339.
2. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Указ. соч. С. 133-134.
3. Палазян А. С. Правовое поведение личности в условиях становления гражданского общества в современной России. Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. н. Ростов н/Д, 2000. С.16-17.
4. Голуб С. Роль неюристов в оказании правовой помощи населению // Правовая защита общественных интересов: работа общественных организаций при поддержке Фонда Форда. Международный опыт. М., 2001. С. 199.
5. Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М, 2003. С. 1427.
6. Словарь русского языка: В 4 т. / Гл. ред. А.П. Евгеньева. М., 1982. Т. 2. С. 85; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 289.
7. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск, М., 2001. С. 419.
8. Социологическая энциклопедия /Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1. С. 461.
9. Рутковская Е.Л. Гэажданско-правовая компетентность российских подростков (по материалам международного исследования CIVIC) // Основы государства и права. 2003. № 3. С. 55 -58.
265
ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ
10. Степанов И.Н., Полищук О.А., Семенов И.Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. М., Петрозаводск, 1996.
11. Степанов С.Ю., Костенчук И.А. О рефлексивной организации тренинга развития коммуникативной компетенции педагогов //Модели рефлексии. Новосибирск, 2002. С.117-135.
12. Развитие социально-перцептивной компетентности личности. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева /Под общ. ред. А.А. Деркача. М., 2001.
13. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 462-478.
15. Мертон Р. Явные и латентные социальные функции //Американская социологическая мысль. М., 1994.
16. Бурдье П. Социологияполитики.М., 1993. С. 111-112.
17. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с пре-ступностью.М., 2003.
18. Политическая социология /Под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 2005.
19. Сырых В.М. Социология права. М., 2004.
20. Составляющие правовой компетентности разработаны в соответствии с аналогичной типологией, предложеннойХ. Мюнклером // Munkler H. Der kompetente Burger // Ansgar Klein, Rainer Schmalz-Bruns (Hrsg.). Politische Beteiligung und Burgerengagement in Deutschland. Bonn, 1997. P. 153-172.
21. Лапаева В.В. Социология права.М., 2000. С. 203.
22. Бачинин В.А. Основы социологии права и преступности. СПб, 2001. С. 73.
23. Лапаева В.В. Социология права.М., 2000. С. 205.
24. Социологическая энциклопедия/Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. Т. 1. С. 228.
25. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2003. № 4. С. 3.
1. Enikeev M. I. Encyclopedia. General and social psychology. M., 2002. P. 339.
2. Kudryavtsev V.N., Kazimirchuk V.P. Decree. comp. P. 133-134.
3. Palazyan A.S. Legal behavior of the personality in the conditions of formation of civil society in modern Russia. Dis.step. edging. ph. N Rostov N/ D, 2000. P. 16-17.
4. Golyb S. not lawyers in rendering of legal aid to the population // Legal protection of public interests is blue: work of public organizations with support Fonda Ford. International experience. M., 2001. P. 199.
5. The explanatory dictionary of Russian / Under the editorship of D. N. Ushakov. T. 1. M, 2003. P. 1427.
6. Russian dictionary: In 41. /Hl. A.P.Evgenyev's edition. M., 1982. T. 2. P. 85; Ojegov S.I. Russian dictionary. M, 1990. P. 289.
7. The newest dictionary of foreign words and expressions. Minsk, M., 2001. P. 419.
8. Sociological encyclopedias / Hands. науч. G.Yu.Semigin'sproject. T. 1. P.461.
9. Rutkovsky E.L.Civil-law competence of the Russian teenagers (on materials of the international research CIVIC) //state and right Bases. 2003. No. 3. P. 55-58.
10. StepanovI.N., Polischuk O. A., SemenovI.N. Development of reflective competence of frames of management. M., Petrozavodsk, 1996.
11. Stepanov S.Yu., Kostenchuk I.A. About the reflective organization of training of development of communicative competence of teachers // reflection Models. Novosibirsk, 2002. P. 117-135.
12.Development social перцептивной competence of the personality. Materials of the scientific session devoted to the 75 anniversary of academician AA.Bodalev/Under A.A. Derkacha's edition. M., 2001.
13. Parsons T. System of coordinates of action and general theory of systems of action: culture, personality and place of social systems/American sociological thought. M, 1996. Page 462-478.
15. Merton R. Obvious and latent social functions/ /American sociological thought. M., 1994.
16. Bourdieu P. Policy sociology. M, 1993. P. 111112.
17. Kudryavtsev V. N. Fight against crime strategy. M., 2003.
18. Political sociology / Under the editorship of Zh.T. Toshchenko. M., 2005.
19. Crude V.M.Sotsiologiya it is right. M., 2004.
20. Components of legal competence are developed according to the similar typology offered by H.Myunkler//Munkler H. Der kompetente Burger/ /Ansgar Klein, Rainer Schmalz-Bruns (Hrsg. Politische Beteiligung und Burgerengagement in Deutschland. Bonn, 1997. P. 153-172.
21. Lapayeva V. V. The sociology is right. M., 2000. P.203.
22. Bachinin V.A. Bases of sociology of the right and crime. SPb, 2001. P. 73.
23. Lapayeva V.V. The sociology is right. M., 2000. Page 205.
24. Sociological encyclopedias / Hands. sc. G.Yu.Semigin's project. T. 1. P. 228.
25. Ivanov S. Yu. Problems of formation and development of modern Russian patriotism // News of higher education institutions. North Caucasian region. Social sciences. 2003. № 4. Р. 3.
266