Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образовательная услуга / формальные и неформальные институты / рынок образовательных услуг / институт / цифровизация / educational service / formal informal institutions / educational services market / institute / digitalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровская А.С.

В данной статье рассматривается влияние различных институтов на региональных рынок образовательных услуг. В работе исследуется влияние законодательства, социокультурных факторов на развитие образовательного сектора. Цель данной статьи – на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры продемонстрировать взаимосвязь формальных и неформальных институтов с рынком образовательных услуг. Исследование предполагаемых гипотез осуществлялось путем изучения государственных программ развития образовательного сектора, анализа научных статей по теме исследования и применения статистических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INSTITUTIONS ON REGIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Article examines the impact of various institutions on the regional educational services market. The paper examines the influence of legislation and socio-cultural factors on the development of the educational sector. The purpose of this article is to demonstrate the relationship of formal and informal institutions with the educational services market using the example of the Khanty–Mansiysk Autonomous Okrug Yugra. The research of the proposed hypotheses was carried out by studying state programs for the development of the educational sector, analyzing scientific articles on the topic of research and applying statistical methods.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

УДК 33

Дубровская А.С.

Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация: в данной статье рассматривается влияние различных институтов на региональных рынок образовательных услуг. В работе исследуется влияние законодательства, социокультурных факторов на развитие образовательного сектора. Цель данной статьи - на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры продемонстрировать взаимосвязь формальных и неформальных институтов с рынком образовательных услуг. Исследование предполагаемых гипотез осуществлялось путем изучения государственных программ развития образовательного сектора, анализа научных статей по теме исследования и применения статистических методов.

Ключевые слова: образовательная услуга, формальные и неформальные институты, рынок образовательных услуг, институт, цифровизация.

Вопросы функционирования рынка образовательных услуг широко раскрыты в научной литературе. Анализ данного вопроса волнует не просто так, ведь именно образование есть та самая база, без которой невозможно функционирование ни одной другой отрасли жизнедеятельности. Благодаря образовательным учреждениям и иным субъектам рынка образовательных отношений могут успешно развиваться остальные. Развитие человеческого капитала следует за собой экономический рост и благосостояние населения.

Определение рынка образовательный услуг трактуется в различных источниках по-разному, так, например, Фахреева В.В. в своей статье определяет рынок образовательных услуг как «рынок, на котором взаимодействует спрос на образовательные услуги со стороны субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями» [1].

На рынке образовательных услуг функционируют несколько его участников, среди которых производители, потребители и посредники. В качестве производителей образовательных услуг выступают юридические или физические лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности, в свою очередь на рынке высшего образования производителем являются организации высшего образования, государственный или негосударственный [2].

Особенностью российского образования является его зависимость от государственного влияния, основным факторов которого является его финансирование. Министерство высшего образования и науки Российской Федерации поддерживает доступность бесплатного высшего образования. При формировании контрольных цифр приема университеты в рамках определенного Министерством образования и науки Российской Федерации общего объема цифр учитывают конкурсную ситуацию в предыдущих годах, а также текущую потребность рынка труда в специалистах. Другим фактором, оказывающим влияние государственных органов на образовательный рынок - это лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества их услуг [3].

Рынок образовательных услуг функционирует, взаимодействуя с другими субъектами рынка. В результате чего невозможна его эффективная работа без внешнего контроля и влияния. Так как образование имеет прямое воздействие на социально-экономическое благополучие страны, то следует рассматривать его с точки зрения институтов.

Образование как институт представляет из себя совокупность образовательных учреждений, основной функцией деятельности которых является передача знаний, просвещения и воспитания. В рамках институционального подхода образованию присущи нормы, правила поведения, структуры организации и другие элементы функционирования.

Институциональный подход изучения образования позволяет рассматривать не только влияние институтов на него, но также изучение старых форм воздействия и новых, причин их изменения, выявление новых связей.

В связи с более быстрым развитием абсолютно разных сфер жизнедеятельности отрасль образования не успевает за ним, а в результате и отстает. Все это вызывает противоречия, для устранения проблем необходим тщательный анализ взаимоотношений различных институтов общества.

Образование регламентируется как формальными, так и неформальными институтами. Возможность их взаимодействия предоставляет преимущество институционального подхода, которое позволяет многогранно рассмотреть реальное состояние института и его перспективы.

Рынок образовательных услуг подвержен изменениям в связи с воздействием со стороны множества институтов, обобщив которые можно назвать внешне институциональными факторами.

Увеличение ВВП страны невозможно без общего прироста знаний и совокупного уровня образования. Без взаимодействия рынка труда и образовательных услуг невозможна подготовка высококвалифицированных кадров, способных удовлетворять требования работодателей. Ключевой причиной некачественно подготовленных выпускников университета является несоответствие полученных навыков и знаний актуальной ситуации на рынке. Все это сказывается негативно не только на студенте, но также рынке производства, а, следовательно, экономики всей страны. Однако стоит отметить, что образование не только должно стремиться удовлетворять запросы рынка, но и опережать. Качество образования напрямую отражается на стратегических целях страны, региона.

В Ханты-Мансийском автономном округе прослеживается связь между данными институтами, однако не в полной мере проработанная. Высокое предложение на специальности, соответствующие специфике региона полностью удовлетворяется потребителями. Однако низкий уровень подготовки специалистов, занятый в сфере информационных технологий и программирования, свидетельствует о слабом уровне вовлеченности образовательных учреждений в развитии цифровизации региона.

Особенно важно уделять внимание реальным проблемам и запросам. Предприятия реального сектора все больше внедряют в свои деятельность инструменты цифровой экономики, для этого им требуются в первую очередь специалисты обладающими достаточными знаниями для их реализации на практике. Большим допущением в образовательных программах будет то, что по выпуску будущий студент не будет обладать данными компетенциям, что уменьшит его конкуренцию на рынке труда. Именно поэтому требуется грамотное построение связей образования с институтами для полного погружения в текущую ситуацию рынка и эффективное его развитие.

Развитие научно-исследовательской деятельности в образовании невозможно без научного сектора. Взаимосвязь между названными институтами в некоторой степени циклична. Сама система образования требует своего формирования на основе научного опыта, в то время как для развития научной среды необходимы востребованные экономикой страны специалисты. Учреждения высшего образования без развитого научного сектора не смогут самостоятельно сформулировать результаты исследовательской деятельности, в то время последние единолично не способны к организации высокого уровня образования в стране. Один из единственно верных способов взаимодействия двух сложно структурированных институтов является слияние. Формирование научного блока в образовательной деятельности или обратный процесс: на базе крупных предприятий развитие образования, что позволит более качественно не только заниматься наукой, но и готовить соответствующие кадры.

Учреждения высшего образования, осуществляющие свою деятельность на территории организаций научного исследования получают преимущества в виде высокого уровня образовательного процесса и его реализации. В последние время образовательная среда в ХМАО-Югре начала стремительно развиваться в научном направлении, взаимодействие с бизнес-центрами, научно-исследовательскими институтами положительно влияет не только на престиж университета, но и развитие региона.

Открытие на базе университета исследовательских центров позволяет развитию еще одной взаимосвязи институтов, таких как образование и бизнес. Предприятия в лице потенциальных работодателей могут сами участвовать в процессе «выращивания» будущих рабочих, присвоения тех компетенций, которые необходимы, изучения тех основ, которые являются неотъемлемыми. Открытие исследовательские центры выступают в качестве моста, соединяющего настоящее положение экономики и страны и ее будущее, перспективы.

Автономный округ относится региону с самобытной культурой. В учреждениях высшего образования на начальных этапах подготовки специалистов изучаются основы этнического образования. Изучение основных элементов бытия народов, родного языка и литературы, истории и географии определяют регион. Важность взаимосвязи образования и культуры этноса связана сохранением традиционности, этнической идентификации Слияние этноса и образования связано с созданием новой системы образования, развитием личности студента и формированием человека поликультуры. Тенденция глобализации не позволяет рассматривать рынок образовательных услуг региона в отдельности от страны или международного рынка в целом. Поэтому этническое образование позволяет развивать ответственность у студентов, уважительное отношение к культуре и истории другой культуры.

Важнейшим институтом обладающим связью с образованием является политика, а именно федеральные органы. Министерство образования имеет наибольшее влияние на рынок услуг, право по нормативно-правовому регулированию отрасли, вмешательства в функционирование и развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в образовательной системе. Основным регламентирующим документов является федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (посл.ред.) [2].

В государственной программе Российской Федерации «Приоритет 2030» сформулированы основные стратегические приоритеты в сфере образования.

Ключевыми из них являются создание той оснащенности учреждения, которая позволит качественной интеграции университета и научного сектора, при взаимодействии с реальным сектором экономики [4]. Иными словами, образовательная деятельность высших учебных заведения должна быть направлена на глубокое изучение социально-экономических проблем региона и реализации проектов, позволяющих не только минимизировать или отклониться от них, но и участвовать в разработке и реализации программ по его развитию.

Государство, в лице министерства науки и высшего образования ставит перед собой задачу финансирования образовательных программ, связанных с развитием научно-исследовательского сектора [5]. Основной целью программы является создание на территории страны большего количества прогрессивных университетов - научных центров.

Достаточно широкий спектр влияния институтов на образования приводит к большим изменениям институционной среды, в то время как образовательные учреждения изменяются с гораздо меньшими темпами. Для противовеса разрабатываются меры по развитию непрерывного образования на рынке образовательных услуг.

Тенденция непрерывного образования глубоко внедряется на рынок. Формальные институты предусматривают финансирование образовательных учреждений в форме грантовой поддержки с целью внедрения программ непрерывного образования.

С целью удовлетворения запросов институтов федерального воздействия, местные органы власти также разрабатывают свои программы развития с учетом специфики региона.

Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования» от 31.10.2021г. определяет необходимость повышения инновационного развития экономики округа путем создания современной системы образовательного процесса [6].

Департамент образования и молодежи Югры в рамках программы «Развитие образования» планирует объемы по финансированию

образовательных учреждений с целью приближения к поставленным результатам. Рассмотрим в таблице 1 соответствие плановых и фактических значений в финансировании мероприятий [7].

Таблица 1. Распределение бюджетов на реализацию программы «Развитие образование» в ХМАО-Югре, 2021-2023гг.

2021 2022 2023

план факт план факт план факт

Всего, млн. руб. 80 733 78 291 89 126 87 021 101 889 99 284

федеральный бюджет 1 906 1 865 2 416 2 388 2 683 2 666

бюджет автономного округа 78 045 75 893 83 880 81 836 96 871 94 445

Исходя из таблицы 1 заметно, что наибольшее финансирование на реализацию программ развития образования поступает из бюджетов автономного округа, департаментом образования и молодежи Югры, департаментом строительства Югры, аппаратом губернатора Югры. Данные институты являются одними из основных звеньев в развития образовательного процесса в округе.

Иными словами, формальные институты определяют деятельность учреждений высшего образования в большей мере ключевыми направлениями развития и способами его финансирования. Институциональный подход позволяет обеспечивать эффективную деятельность образования, прогнозировать и реализовывать качественное его обновление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фахреева В.В. Характеристика рынка образовательных услуг дополнительного образования России // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. - 2018. - №1. - С. 235-241. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36297645;

2. Закон Российской Федерации. Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 243-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. -2012 г. - с изм. и допол. в ред. от 21.11.2022. [Электронный ресурс]. - URL: https: //www. consultant.ru;

3. Доклад. Об итогах деятельности Минобрнауки России за 2020 год и задачах на 2021 год // Минобрнауки России // URL: https://minobrnauki.gov.ru;

4. Программа Приоритет 2030 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации URL: https://priority2030.ru;

5. Публичная декларация целей и задач Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2020 год" (утв. Минобрнауки России) // Минобрнауки России URL: https://minobrnauki.gov.ru;

6. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Развитие образования" от 31.10.2021г. // Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югра URL: https: //depobr. admhmao. ru/

Dubrovskaya A.S.

Surgut State University (Surgut, Russia)

IMPACT OF INSTITUTIONS ON REGIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Abstract: article examines the impact of various institutions on the regional educational services market. The paper examines the influence of legislation and socio-cultural factors on the development of the educational sector. The purpose of this article is to demonstrate the relationship of formal and informal institutions with the educational services market using the example of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. The research of the proposed hypotheses was carried out by studying state programs for the development of the educational sector, analyzing scientific articles on the topic of research and applying statistical methods.

Keywords: educational service, formal informal institutions, educational services market, institute, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.