ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
DOI: 10.17805Zzpu.2023.4J6
Влияние института наградного дела на культурную политику Приднестровья
Н. А. Голубь Приднестровский государственный институт искусств имени А. Г. Рубинштейна
Рассматривается институт наградного дела как институт признания заслуг перед государством и обществом, представляющий собой символические средства коммуникации власти и народа, выступающий тем символическим капиталом, что способен мобилизовать энергию и культурных лидеров, и начинающих специалистов, становясь мейнстри-мом для всего творческого сообщества. Отмечается, что наградная система (почетные звания, награды, премии) позволяет государству не только оценивать результат творческой деятельности и стимулировать профессиональный рост своих выдающихся граждан, но и формировать культурные элиты страны, тем самым сплачивая социум вокруг наиболее одаренных личностей, «сигнализируя» профессиональному сообществу о том, кому подражать, на кого равняться.
Созданная «наградная пирамида» в творческом секторе Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), актуализируя реверсивные потоки идеологического влияния и выступая составной частью политической системы государства, символом укрепления легитимности власти, рассматривается через призму идеологической матрицы на каждом из трех этапов развития приднестровского общества, обусловленных деятельностью различных лидеров республики, проводящих «свой» мировозренческий мейнстрим.
Ключевые слова: наградная система; культурные элиты; легитимность власти; Приднестровье
ВВЕДЕНИЕ
При формировании и реализации государственной политики в области культуры в Приднестровье (далее — ПМР) специалисты ориентируются на основополагающий закон — Закон «О культуре ПМР»1, регламентирующий отношения в области сохранения, развития и транслирования культуры. Он определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы проводимой государством политики культурного развития страны, гарантируя гражданам «обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ» (ст. 17). Данный закон правоприменим для 3094 работников отрасли (из них 2441 специалистов), осуществляющих культурно-досуговую, об-
разовательную и просветительскую деятельность в 3102 государственных и муниципальных учреждениях культуры с охватом полумиллионного населения республики.
Подчеркнем, что содержательный вектор концентрации идей и ресурсов республики сосредоточен в крупных городах — Тирасполь, Бендеры, Дубоссары, Рыбница, в которых проживает 2/3 населения и находится 1/3 учреждений культуры. Здесь трудится наибольшее число специалистов приднестровской культуры, соответственно, и большее число профессионалов.
По состоянию на 01.01.2023 г. профильное образование (ВПО и СПО) имеют 1993 специалиста (81,6%) и только 65,2% — высшее профессиональное образование3. Обусловлено это причинами, лежащими в политико-экономической плоскости: неустойчивостью развития экономики и значительными миграционными процессами, которые связаны с высокой творческой нагрузкой и низкой оплатой труда. Выпускники творческих вузов выбирают либо креативные индустрии, либо трудоустраиваются в другие, более оплачиваемые секторы экономики и сами становятся потребителями культурных благ, производимых другими специалистами сферы культуры.
Культурная политика республики как результат социального согласия, императивом которой выступает «создание благоприятных условий для повышения культурного потенциала общества» (ст. 16 Закона «О культуре ПМР»), должна быть обеспечена постоянным диалогом заинтересованных субъектов культурной жизни региона, повышением профессионального мастерства работников сферы культуры. На фоне сложившейся экономико-политической ситуации у государства пока нет возможности увеличить уровень оплаты труда специалистов культуры (хотя бы до среднестатистической4). В связи с этим целесообразным видится содействие властных структур в построении карьерной лестницы в культурной сфере, а также применение и развитие более широкого спектра морального стимулирования профессионального творческого сообщества страны с опорой на институт признания заслуг перед обществом и государством. Конвенциональным ответом на запрос культурного сообщества в этом вопросе стала выработка соответствующих нормативных актов — принятие в 2007 г. Положения о государственных наградах ПМР.
Наградная система государства представляет собой, во-первых, символические средства коммуникации власти и народа — «для достижения консенсуса» (Малин-кин, 2013: 8), во-вторых, дает оценку результатов творческой деятельности и профессионального роста, в-третьих, фиксирует достигнутый общественный статус обладателей наград, сигнализируя профессиональному сообществу, что есть на кого равняться, кому подражать, при этом выстраивая взаимоотношения с властью. Рассмотрим систему признания заслуг и достижений творческого сообщества ПМР (государственный уровень) через призму идеологической матрицы, исходя из трех этапов развития приднестровского общества, обусловленных деятельностью различных лидеров республики.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГРАДНОГО ДЕЛА
Возникновение института наградного дела в каждой стране обусловлено в первую очередь деятельностью государственной власти и необходимостью укрепления «легитимности своего господства», авторитета администрации и властей пре-
держащих, о которых рассуждал в своих трудах М. Вебер, считавший, что «доверие власть заслуживает / не заслуживает только благодаря мотивам веры (или неверия) в нее, но отнюдь не в законности господства или беспрекословности подчинения приказу» (Вебер, 2016: 18).
Награды как форма поощрения и свидетельство признания заслуг перед государством известны с давних времен. Так, в Древнем Риме и Древней Греции тех, кто отличился в сражениях, отмечали не только повышением по службе, участием в дележе военных трофеев, награждением земельными наделами, дополнительным жалованием, вручением драгоценностей и др., но и особыми знаками отличия (будущими современными наградами — орденами и медалями).
Научный подход к наградному делу с учетом историографического, культурологического и социологического векторов демонстрирует ряд ученых, среди которых Питирим Сорокин, заложивший основы изучения наградного дела как социального явления еще в начале ХХ столетия. Он считает наградой «акт или совокупность актов, вызванных подвигом и представляющих реакцию на акты» (Сорокин, 1999: 168) и акцентирует внимание на мотивации, где под наградой понимает «рычаг, под давлением которого совершает, или воздерживается, или терпит ряд поступков, которых без давления наград он (награждаемый. — Н. Г.) не совершил бы, не воздерживался бы и не терпел бы» (там же: 233).
А. Н. Малинкин, изучая социальную природу награды, рассматривает ее через призму социологической науки, отмечает, что наградой может выступить практически все, что «имеет особую материальную, моральную и иную ценность в данном обществе в данное время» (Малинкин, 2004: 97-98). Как систему «условных знаков, со своим знаковым языком... на котором награды говорят» (Можейко, 1998: 6) и связанные с этим наградные статуты в культурологическом русле изучает И. В. Мо-жейко. По его мнению, «чем неувереннее в себе государственная власть, тем изобретательнее она старается купить преданность тех слоев общества, на которые опирается. И награды — одно из средств к этому» (там же: 423). О. Н. Розанов, рассматривая эволюцию наградных систем в качестве действенного инструмента государственной политики, идеологии и управления, отмечает, что «наградную систему следует рассматривать как составную часть политической системы того или иного государства, понимая последнюю как совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и т. п., в рамках которой и через которую реализуется власть» (Розанов, 2008: 3).
Отметим, что общим знаменателем в трудах вышеперечисленных ученых выступает подход к наградной системе как социальному явлению и действенному механизму, применяемому властью по отношению к умонастроению населения страны, ориентирующему на лояльность к власти, поскольку награда как многомерный символ, наряду с социально-этической и индивидуально-личностной функцией, выполняет «властно-политическую функцию, ядром которой выступает социально-иерархическое отношение, вектор которого первично всегда направлен сверху вниз» (Малинкин, 2020: 200). И как особая форма устойчивого социального взаимодействия награда является средством коммуникации между тремя социальными субъектами: «учредителем награды и награждающим, принимающим условия достижения награды и заслуживающим ее, социумом как наблюдателем взаимоотношений между двумя первыми субъектами и потенциальным участником в борьбе за награду» (там же: 198).
В идеологической матрице наградная система как феномен, детерминирующий мышление личностей и социальных групп, регламентируется вектором политического развития страны и зависит от избранного курса, проводимого ее лидерами. Выполняя регуляторную, социально-интегрирующую и коммуникативную функции, наградная система (почетные звания, награды, премии и др.) как статусный ресурс консолидирует, сплачивает социум вокруг наиболее одаренных личностей, делая их образцами для подражания, а сопутствующая информационная поддержка, выступая мощным средством пропаганды, способствует укреплению их авторитета, тем самым зеркально отражаясь на мейнстриме культурной политики государства.
ИНСТИТУТ НАГРАДНОГО ДЕЛА В ПМР
Сегодня наградную систему (с акцентом на государственную), которая входит в число обязательных государственных институтов, следует рассматривать как составную часть политической системы того или иного государства. Она представляет собой совокупность законодательных и наградных актов, определяющих статут наград, в основе которых многообразие социальных отношений (между учредителем, социумом и награждаемым), возникающих в связи с проводимой государством идеологической политикой.
Правом учреждать награды наделены главы государств, высшие органы законодательной/исполнительной власти. Выступая проводниками идей, концепций и идеалов государства и государственной власти, они выполняют (наряду с идеологической) регуляторную функцию в обществе, оказывают влияние на формирование политических норм, нравственных принципов, создавая элиты.
В Приднестровье, как в президентской республике, полномочиями учреждать и устанавливать государственные награды, награждать орденами, медалями, нагрудными знаками, грамотами и благодарственными письмами (или отменять), присваивать почетные звания (или отменять) обладает Президент ПМР. С целью обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства для проведения единой политики в области наградного дела была образована соответствующая наградная структура, состоящая из отдела государственных наград и Геральдического совета, обладающего правом совещательного голоса. Процедура учреждения всех государственных наград предусматривает обязательное прохождение геральдической экспертизы. От высшего руководителя государства зависит, в том числе, частота поощрений, увеличение или сокращение числа государственных наград, а также инициирование учреждения тех наград, которые расширяют спектр проведения единой государственной политики, в частности культурной. И это, безусловно, отражает непосредственное отношение главы республики к творческому сообществу, является составной частью политической системы государства.
Так, за более чем 30-летнюю историю страны сформирована «наградная пирамида», позволяющая на различных уровнях выстраивать систему поощрения, что особенно актуально для культурного сообщества, поскольку творческие люди нуждаются в публичной оценке своего труда, получая тем самым значительный импульс к новым достижениям. Разработанная наградная система в ПМР (государственных и ведомственных наград), включающая различные формы поощрения за различные виды достижений, позволяет адекватно реагировать на за-
слуги награждаемых, а также оценивать результаты труда и стимулировать на более высокие достижения, выступая тем символическим капиталом, статусным маркером, что способен мобилизовать энергию народных масс вокруг культурных элит.
Согласно выстроенной наградной системе в ПМР, претенденты могут быть удостоены государственных наград и званий, но только после получения ведомственных (грамоты и благодарственные письма), к награждению которыми представляют руководители клубных учреждений, начальники управлений культуры (городских и районных), а решение (после согласования с главами местных администраций) принимает руководитель Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР (далее — Госслужба). Лучшие работники отрасли могут быть награждены орденом Республики (высшая награда ПМР), орденами «За заслуги» (I и II степени), Почета и «Трудовая Слава»; медалями «За трудовую доблесть», «За отличие в труде», «За укрепление международного сотрудничества», а также удостоены следующих почетных званий, присваиваемых отличившимся приднестровцам и коллективам за их творческие заслуги перед государством и обществом: Народный артист ПМР, Народный художник ПМР, Заслуженный деятель искусств ПМР, Заслуженный артист ПМР, Заслуженный художник ПМР, Заслуженный работник культуры ПМР, Заслуженный мастер народного творчества ПМР, Заслуженный художественный коллектив ПМР, лауреат Государственной премии ПМР в области культуры и искусства5. А с учетом того, что за всеми государственными наградами стоит финансовая прибавка, это выступает дополнительным бонусом поощрения.
Следует отметить, что столь многоуровневого подхода к присвоению почетных званий, как в культуре, нет ни в одной другой отрасли народного хозяйства страны. Обусловлено это тем, что существующее многообразие видов культурной деятельности, как и степень заслуг, не может быть оценено однотипно, а должно учитывать всю палитру культурной деятельности творцов и специалистов.
К присвоению почетных званий в области культуры при наличии особых заслуг в сфере культурной деятельности, за высокое профессиональное мастерство, многолетнюю успешную и добросовестную работу на ниве приднестровской культуры представляются не только отдельные лица, но и творческие коллективы. И это способствует как личной, так и коллективной гордости за обладание столь почетными титулами. Так, звание «Заслуженный художественный коллектив ПМР» присваивается музыкальным, хоровым, эстрадным, танцевальным и иным творческим коллективам, как профессиональным, так и самодеятельным, за особые заслуги в деле развития и популяризации искусства. «Из 187 творческих коллективов 7 удостоены звания "Заслуженный художественный коллектив Приднестровской Молдавской Республики", 180 — звания "Народный (образцовый) самодеятельный коллектив"»6. В рамках ежегодного государственного художественно-публицистического конкурса «Человек года» в номинации «Талант и признание» также чествуют лучших работников культуры, вручая соответствующий знак отличия. Так, художественный руководитель и главный хормейстер Приднестровского государственного хора Татьяна Твердохлеб стала «Человеком года — 2018». Возглавляемому ею коллективу за победоносное участие в Международном фестивале церковной музыки «Хайнувка» в Польше (приднестровцы были признаны лучшими в номинации «Профессиональные хоры») Президент ПМР
присвоил звание «Заслуженный художественный коллектив ПМР». И это, безусловно, способствовало укреплению профессиональных основ мастерства как коллектива, так и его руководителя, послан соответствующий сигнал творческому сообществу.
Акцентируем, что в полномочиях Президента ПМР не просто издание соответствующих указов и распоряжений, но и возможность регулирования атмосферы в творческом сообществе, поощрения за достигнутые результаты. Таким образом, пропагандируется вклад каждого в дело сохранения и транслирования культурных ценностей республики. И глава государства это активно использует, в том числе в канун профессионального праздника День работника культуры ПМР, ежегодно приглашая на встречу лидеров культурного сообщества. Это не только руководители государственных учреждений культуры и профессиональных коллективов, но и выдающиеся деятели культуры и искусства, удостоенные почетных званий и высоких государственных наград. Тем самым демонстрируется «приближенность» творческой элиты к власти, а также предоставляется возможность «свободного» общения с главой государства, когда можно поговорить как о достижениях, так и о проблемах творческого цеха. На таких мероприятиях в обязательном порядке проводится церемония награждения особо отличившихся — как акт признания их заслуг перед государством и народом Приднестровья.
С учетом того что государственная награда выполняет социально-символические функции — социально-этическую, символизируя социально значимые действия (заслуги, за совершение которых ею награждают); индивидуально-личностную (акцент на успехи награжденного и достигнутый им социальный статус); властно-политическую, обозначая власть и господство социального субъекта — учредителя награды, тем самым подчеркивается, что, «демонстрируя таланты и способности и получая за них не только справедливое вознаграждение, но и награды, люди проникаются доверием к власти и передают его своим личным примером окружающим. Принимая награду, награжденные берут на себя также и ответственность перед властью, поскольку вступают с ней в правовые отношения, в определенной мере обязывающие их и регламентирующие их поведение» (Малинкин, 2020: 191). Благодаря наградам, подчеркивая статус их обладателей, государство демонстрирует сообществу свое лояльное отношение как к награжденным, так и к тем событиям, что послужили поводом для награждения, в связи с чем культурное сообщество получает четкий импульс для своего развития.
Априори «селективность» награждаемых зачастую происходит исходя из их лояльности к государству и проводимой им идеологической политике, что подтверждается на фоне трижды сменяемого президентского курса, проводимого в республике различными главами.
Так, в бытность первого Президента ПМР (1990-2011 гг.) Игоря Смирнова награды широко вручались не только за индивидуальные достижения, но и массовые. К примеру, после проведения Дней Приднестровья в Осетии были удостоены наград (разного уровня) практически все члены делегации и представители творческого десанта (независимо от вклада). Зачастую награды вручали культурному сообществу, приближенному к президентскому пулу, с нарушением законодательства (не выдерживались требуемые сроки, «завышались» заслуги), что привело к значительному числу «заслуженных» и «народных», на деле не обладающих такими заслугами. В бытность второго Президента ПМР (2011-2016 гг.) Евгения
Шевчука (победившего в выборах на фоне так называемого протестного голосования) часть наград, выданных первым Президентом ПМР, была «отозвана», что послужило действенным сигналом к тому, что в основе наградного института должна быть не приближенность к властям предержащим, а реальные заслуги перед обществом и республикой. На современном этапе развития республики, в период деятельности третьего Президента ПМР Вадима Красносельского (с 2016 г. и по настоящее время), появились негласные квоты на количество представляемых к награде в рамках государственных праздников (День Республики, День работника культуры ПМР), что также не соответствует реальной ситуации в культурном сообществе.
Отметим следующие тенденции, характерные для института наградного дела, влияющие на формирование культурной политики страны. Во время первого этапа больше награжденных было среди представителей академического сообщества (руководители и участники государственных профессиональных коллективов), что послужило началом создания при различных министерствах творческих коллективов (Министерство обороны, МВД, МГБ и др.). На втором этапе (к руководству республики пришел молодой президент, 43 лет) в наградных списках стали чаще присутствовать имена молодых представителей культурного сообщества (музыкального, художественного и др.), что послужило импульсом к распространению современных креативных направлений творчества в республике. Для нынешнего этапа характерен так называемый аккумулятивный эффект, поскольку среди награжденных превалируют те, кто ранее уже был поощрен государством и теперь получает награды более высокого уровня. В связи с этим в текущем 2023 г. решением Президента ПМР расширен перечень государственных наград (ордена, медали, нагрудные знаки) как высшей формы поощрения граждан республики. Список был дополнен орденом Екатерины Великой и медалью «За заслуги в культуре и искусстве имени Рубинштейна». К награждению орденом Екатерины Великой будут представляться «известные своими высокими духовно-нравственными личностными качествами и милосердием граждане Приднестровской Молдавской Республики и граждане иностранных государств за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность, сохранение культурного наследия ПМР»7. Медалью «За заслуги в культуре и искусстве имени Рубинштейна» (две степени) будут награждаться «за заслуги в области культуры, искусства и просвещения, за большой вклад в изучение и сохранение культурного и исторического наследия, в сближение и взаимообогащение культур наций и народностей, за создание высокохудожественных образов и произведений, а также за активную деятельность по популяризации отечественной литературы и искусства за рубежом. Данную награду могут получить, в том числе, и иностранные граждане, которые внесли значительный вклад в продвижение международного имиджа ПМР и развитие международного сотрудничества в области культуры и искусства»8. Это, несомненно, послужило сигналом к активизации творческого сообщества к достижению более высоких результатов на ниве приднестровской культуры, а также позволило зафиксировать в названиях данных наград имена выдающихся российских деятелей государственного строительства и культуры, с чьими именами связана история нашей республики. Впервые в республике новой медалью «За заслуги в культуре и искусстве имени Рубинштейна» II степени в 2023 г. Президентом ПМР Вадимом Красносельским лично были награждены
музыканты государственного квинтета «Либерти» за Гран-при на XII Международном фестивале духовой музыки BEGAJ FEST 2023 (Сербия, г. Зренянин). Это, бесспорно, подчеркивает значимость награды и высокий статус награждаемых, а также актуализирует возможность получения в дальнейшем поддержки главы государства (моральной и материальной) за участие на других международных конкурсных площадках.
Ежегодно в республике удостаиваются наград различного уровня (государственного и ведомственного) порядка 50 представителей культурного сообщества, что, безусловно, является свидетельством роста профессионализма лучших представителей творческого цеха. Но следует обратить внимание и на эндогенные процессы взаимодействия высшего уровня власти и культурных элит республики. Сами культурные лидеры, имеющие высокий общественный статус, обусловленный количеством и уровнем полученных званий и наград, выступая от имени культурного сообщества, имеют возможность влиять на культурную политику и наградной институт государства; на степень и темпы предлагаемых культурных преобразований. В случае резонансных дел — лишь с опорой на «Окно Овертона» (в основе данной концепции лежит утверждение, что представители власти поддерживают только общепринятые идеи и нормы, в противном случае они потеряют доверие из-бирателей9) возможно достичь консенсуса, придерживаясь общепринятых идей и норм, поскольку диапазон политических возможностей ограничен общепринятыми социальными нормами и ценностями. Ведь «успех — это не только лавры и овации, но и большая социальная ответственность» (Кононович, 2018: Электронный ресурс). Так, в 2017 г. лидеры культурного сообщества сумели объединиться и убедить Президента не лишать самостоятельного статуса главный исполнительный орган сферы культуры — Государственную службу по культуре и историческому наследию ПМР, а также не допустить поглощения классическим университетом единственного творческого вуза республики, что отразилось бы как на деятельности всей сферы культуры, так и творческого образовательного учреждения, в котором доминирует профессионально-прикладной вектор в образовании. Это позволило исключить неизбежную стагнацию отрасли. Но данный факт остается единичным. И это — тревожный сигнал, констатирующий, что «голос» творческой элиты пока слаб и ряд лидеров все еще опасается возможного негативного реверсивного ответа в случае смены власти.
По-прежнему присутствует лоббирование интересов, субъективность в подходах, несоблюдение сроков (между рядом наград — не менее пяти лет, очередность вручения — без «Отличника» вручают «Заслуженного» и т. д.) либо неявные заслуги награжденных и т. д. Ответом на недовольство общества стало внесение в январе 2023 г. дополнений в действующее Положение, касающееся ужесточения требований к заслугам претендентов на награждение, а именно не допускается: «излагать заслуги, ранее отмеченные награждением; заменять информацию о заслуге описанием жизненного пути, трудовой деятельности и послужного списка; перечислять должностные обязанности в качестве заслуг кандидата к награжде-нию»10. И это вселяет надежду на более непредвзятое отношение к заслугам награждаемых. А значит, появилась надежда, что человеку, занимающему административную должность руководителя далеко не творческого коллектива, не присвоят звание «Заслуженный работник культуры ПМР» (как это неоднократно происходит).
Транспарентный подход в институте наградного дела в сфере культуры, как нигде, актуален.
Отметим, что в республике зачастую складывается ситуация, когда оценка заслуг местного творческого коллектива или отдельного артиста/мастера происходит только после их признания вне республики. Подобная негативная тенденция (на фоне низкой оплаты труда), особенно при отсутствии признания в своей стране, вынуждает талантливых и перспективных специалистов менять место применения своих способностей. Тем самым происходит «вымывание» активных и творчески одаренных приднестровцев, которые, являясь лидерами культурного сообщества, могли бы, оставаясь в республике и будучи поддержаны, оценены ею, более активно и результативно влиять на культурную политику страны, формировать вектор ее развития.
Отметим еще одну тенденцию последних лет — молодое творческое сообщество, к сожалению, стало реже поощряться. Государственные награды, как правило, получают работники культуры за заслуги на ниве приднестровской культуры по истечении не менее 10 лет работы. Но не всегда молодые специалисты так надолго задерживаются в сфере культуры. Даже звание «Отличник культуры ПМР» (первый уровень почетных званий), которым во время становления республики было награждено значительное число творческих приднестровцев, а отрасль получила импульс к развитию, сегодня очень сложно получить. Возросли требования к претендентам и степени их творческого вклада. Поэтому реакцией со стороны культурного сообщества (на фоне крайне низкого уровня оплаты труда) стали отток молодых специалистов, ослабление кадровой базы республики. Несмотря на то что подготовлено значительное количество специалистов в области культуры и искусства в вузах и ссузах ПМР, по-прежнему ощущается острый кадровый дефицит в отрасли. В связи с чем для приостановления оттока молодежи из приднестровской культуры требуется внедрение большего разнообразия поощрительной системы, адресованной именно молодым талантам, необходима моральная и публичная оценка результатов их деятельности. Ведомственные награды (грамоты и благодарственные письма от руководителей сферы культуры, материальное стимулирование) также могут способствовать закреплению молодых специалистов в отрасли, поскольку они сразу ощутят оценку своего труда. И данный статусный ресурс должен более широко применяться как наиболее адекватный на начальном этапе построения карьеры молодого специалиста, вдохновлять его на более значительные достижения, а в результате стимулировать применение знаний, накопление опыта у себя дома, в государственном секторе сферы культуры.
Обратим внимание также и на крайне редкое награждение представителей творческого сообщества негосударственного сектора. Несмотря на то что они также влияют на развитие культурной политики республики, улучшение имиджа страны. А подобное признание их заслуг могло бы стать стимулом для профессионального роста, способствовало формированию гордости за свое государство, патриотического отношения к родному краю как у этих талантливых специалистов, так и «потребителей» их творчества.
В создавшейся ситуации идеологический курс, проводимый государством, видится в умелом сочетании поощрительной системы (с момента начала построения карьеры), выступающей эффективным инструментом политической идеологии
и средством управления умонастроением граждан. В связи с чем нельзя не согласиться с таким высказыванием А. Н. Малинкина: «Укрепляя легитимность господства власти или ее авторитет, институт наградного дела выступает в роли особо рафинированного инструмента власти: а именно применяется для "тонкой настройки" социума в свою пользу. "Тонкость" этого инструмента состоит как раз в необязательности, добровольности выбора по отношению к наградам: принимать их условия или не принимать, стремиться к ним или нет — это индивидуально-личное дело каждого. Но этот момент — отсутствие приказа, принуждения, долга, обязательности — как раз и таит в себе ненавязчивый соблазн, позволяющий направлять в нужное русло умонастроения отдельных людей, групп, страт, классов, а также настроение всего общества» (Малинкин, 2020: 197). Действительно, обеспечение легитимности господства власти с опорой на добровольность мотивации людей, получающих символические знаки, имеющих возможность творческого роста во всем его жанровом многообразии, и есть государственный мейнстрим развития. Формирование культурной элиты страны и происходящая впоследствии капитализация культурного ресурса непосредственно отражаются на культурной политике страны в спектре тех идеологических задач, которые необходимо решать в условиях геополитических и геокультурных вызовов, которым приходится отвечать нашей непризнанной республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на каждом этапе построения общества прослеживаются различные подходы к развитию культурной политики Приднестровья, коррелируемые выстроенной наградной системой, представляющей собой «символические средства коммуникации власти и народа... для признания заключенных в награде духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент политической идеологии, господствующей в обществе» (там же: 201). Умелое чередование ведомственных и государственных наград, морального и материального стимулирования не только позволяет компенсировать низкий уровень оплаты труда в сфере культуры ПМР, уменьшить отток специалистов, но и определяет государственный мейнстрим в области культуры, формируя элиты и их умонастроения. При этом важны транспарентность в оценке заслуг, четкое следование требованиям статута государственных наград, что позволит формировать более лояльное отношение творческих элит к политическому курсу господствующей власти. И в условиях политического и экономического неустойчивого положения страны, не позволяющего сегодня поддерживать творческие элиты материально, видится актуальным рассмотрение возможности более действенного применения института государственных наград, тем самым признавая важную роль каждого представителя культурного сообщества.
примечания
1 Закон «О культуре ПМР» [Электронный ресурс] // Государственная служба по культуре и историческому наследию. URL: http://culture.gospmr.org/bazovoe-zakonodatelstvo/1838-zakon-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-o-kulture (дата обращения: 02.05.2023).
2 Отчет о результатах деятельности Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР за 2022 год [Электронный ресурс] // Государственная служба по культуре и историческому наследию ПМР. URL: http://culture.gospmr.org/2016-07-01-05-22-
55/otchety/3239-otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-gosudarstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-istoricheskomu-naslediyu-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-za-2022-god (дата обращения: 02.09.2023).
3 Там же.
4 По данным Госслужбы статистики ПМР, средняя заработная плата в области культуры составляет 58,2% от средней заработной платы по республике [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития ПМР. URL: http://mer.gospmr.org/deyatelnost/gosu-darstvennaya-sluzhba-statistiki-gosstat/informacziya.html (дата обращения: 02.09.2023).
5 Указ Президента ПМР от 24 июня 2011 г. №448 (САЗ 11-25) «Об утверждении положения о государственных наградах ПМР» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения ПМР. URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc.aspx?document=1 (дата обращения: 02.09.2023).
6 Отчет о результатах деятельности Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР за 2022 год [Электронный ресурс] // Государственная служба по культуре и историческому наследию ПМР. URL: http://culture.gospmr.org/2016-07-01-05-22-55/otchety/3239-otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-gosudarstvennoj-sluzhby-po-kulture-i-istoricheskomu-naslediyu-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-za-2022-god (дата обращения: 02.09.2023).
7 Указ Президента ПМР от 16 января 2023 г. №19 «О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 5 июля 2019 года №215 "О государственных наградах Приднестровской Молдавской Республики"» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента ПМР. URL: https://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/o-vnesenii-izmeneniya-i-dopolneniy-v-ukaz-prezidenta-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ot-5-iyulya-2019-goda-215-o-gosudarstvennih-nagradah-pridnestrovskoy-mol-davskoy-respubliki-.html (дата обращения: 02.09.2023).
8 Там же.
9 Окно Овертона [Электронный ресурс] // РБК Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/ social/611635959a79474546f4fba5 (дата обращения: 02.09.2023).
10 Указ Президента ПМР от 16 января 2023 г. №19 «О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 5 июля 2019 г. №215 "О государственных наградах Приднестровской Молдавской Республики"» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента ПМР. URL: https://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/o-vnesenii-izmeneniya-i-dopolneniy-v-ukaz-prezidenta-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ot-5-iyulya-2019-goda-215-o-gosudarstvennih-nagradah-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-.html (дата обращения: 02.09.2023).
список литературы
Вебер, М. (2016) Экономика и общество. Очерки понимающей социологии // Экономическая социология. Т. 15. №5. С. 13-29.
Кононович, Е. (2028) Лукашенко молодежи: успех — это не только лавры и овации, но и большая социальная ответственность [Электронный ресурс] // SB.BY. URL: https:// www.sb.by/articles/lukashenko-molodezhi-uspekh-eto-ne-tolko-lavry-i-ovatsii-no-i-bolshaya-sotsialnaya-otvetstvennost.html (дата обращения: 02.09.2023).
Малинкин, А. Н. (2004) Женские награды в России: опыт исследования по социологии наградного дела // Мир России. №4. С. 96-114.
Малинкин, А. Н. (2013) Награда как социальный феномен. Введение в социологию наградного дела. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 500 с.
Малинкин, А. Н. (2020) Социальная природа награды: исследование по социологии власти // Журнал социологии и социальной антропологии. №23 (3). С. 188-219. DOI: 10.31119/ jssa.2020.23.3.8
Можейко, И. В. (1998) Награды. М. : Армэ. 463 с.
Розанов, О. Н. (2008) Наградные системы в политике и идеологии стран Северо-Восточной Азии. М. : Памятники исторической мысли. 365 с.
Сорокин, П. (1999) Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб. : РХГИ. 625 с.
Дата поступления: 05.09.2023 г.
influence of the institute of awards on the cultural policy of pridnestrovm N. А. Golub Rubinstein Pridnestrovian State Institute of Arts
The institute of the institute of awards is considered as an institution for recognizing merits to the state and society, which is a symbolic means of communication between the authorities and the people, acting as a symbolic asset that is able to mobilize the energy of both cultural leaders and novice specialists, becoming mainstream for the entire creative community. It is noted that the award system (honorary titles, awards, prizes) allows the state not only to evaluate the results of creative activity and stimulate the professional growth of its outstanding citizens, but also to form the country's cultural elites, thereby consolidating society around the most gifted individuals, "signaling" the professional community about whose example to follow, who to look up to.
The established "award pyramid" in the creative sector of the Pridnestrovian Moldovan Republic, updating the reverse flows of ideological influences and acting as an integral part of the political system of the state and as a symbol of strengthening the legitimacy of power, is viewed through the prism of the ideological matrix at each of the three stages of development of Pridnestrovian society, determined by the activities of various leaders of the republic, who implement their own worldview mainstream.
Keywords: award system; cultural elites; legitimacy of power; Pridnestroviе
references
Veber, M. (2016) Ekonomika i obshchestvo. Ocherki ponimaiushchei sotsiologii. Ekonomi-cheskaia sotsiologiia, vol. 15, no. 5, pp. 13-29. (In Russ.).
Kononovich, E. (2028) Lukashenko molodezhi: uspekh — eto ne tol'ko lavry i ovatsii, no i bol'shaia sotsial'naia otvetstvennost'. SB.BY [online] Available at: https://www.sb.by/ar-ticles/lukashenko-molodezhi-uspekh-eto-ne-tolko-lavry-i-ovatsii-no-i-bolshaya-sotsialnaya-otvetstvennost.html (accessed: 02.09.2023). (In Russ.).
Malinkin, A. N. (2004) Zhenskie nagrady v Rossii: opyt issledovaniia po sotsiologii nagradnogo dela. Mir Rossii, no. 4, pp. 96-114. (In Russ.).
Malinkin, A. N. (2013) Nagrada kak sotsial'nyi fenomen. Vvedenie v sotsiologiiu nagradnogo dela. Moscow; St.-Petersburg, Tsentr gumanitarnykh initsiativ. 500 p. (In Russ.).
Malinkin, A. N. (2020) Sotsial'naia priroda nagrady: issledovanie po sotsiologii vlasti. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, no. 23 (3), pp. 188-219. DOI: 10.31119/jssa.2020.23.3.8 (In Russ.).
Mozheiko, I. V. (1998) Nagrady. Moscow, Arme. 463 p. (In Russ.).
Rozanov, O. N. (2008) Nagradnye sistemy v politike i ideologii stran Severo-Vostochnoi Azii. Moscow, Pamiatniki istoricheskoi mysli. 365 p. (In Russ.).
Sorokin, P. (1999) Prestuplenie i kara, podvig i nagrada. Sotsiologicheskii etiud ob osnovnykh formakh obshchestvennogo povedeniia i morali. St.-Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute. 625 p. (In Russ.).
Submission date: 05.09.2023.
Голубь Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности и сценических искусств Приднестровского государственного института искусств имени А. Г. Рубинштейна. Адрес: 3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. Свердлова, 19. Тел.: + 373 777 1-10-06. Эл. адрес: [email protected]
Golub Natalya Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities and Performing Arts, Rubinstein Pridnestrovian State Institute of Arts. Postal address: 19, Sverdlova St., Tiraspol, Pridnestrovie, 3300. Tel.: + 373 777 1-10-06. E-mail: [email protected]