Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ПРИДНЕСТРОВЬЕ ПМР) / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляпин И.Ф.

Рассматривается процесс формирования правовой системы в Приднестровье в контексте становления и функционирования конституционного судопроизводства в условиях непризнанного государства. Особый акцент сделан на характеристике статуса, компетенции и организационных началах деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики и результатах его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL PROCEEDINGS IN AN UNRECOGNIZED STATE: THE EXPERIENCE OF PRIDNESTROVIE

The article examines the process of formation of the legal system in Pridnestrovie in the context of the formation and functioning of constitutional proceedings in an unrecognized state. Special emphasis is placed on the characteristics of the status, competence and organizational principles of activity of the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic and some of the results of its work.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ»

74

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Ло бачевского, 2022, № 2, с. 74-79

УДК 342.565.2

DOI 10.52452/19931778 2022 2 74

© 2022 г.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ НЕПРИЗНАННОГО ГОСУДАРСТВА: ОПЫТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ

И.Ф. Ляпин

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

lyapin.nn@yandex. т

Поступила в редакцию 07.04.2022

Рассматривается процесс формирования правовой системы в Приднестровье в контексте становления и функционирования конституционного судопроизводства в условиях непризнанного государства. Особый акцент сделан на характеристике статуса, компетенции и организационных началах деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики и результатах его работы.

Ключевые слова: конституционная законность, конституционное судопроизводство, Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье, ПМР), Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики.

Конституционная законность является обязательным элементом государственности, неотъемлемым условием эффективного функционирования власти в любом современном демократическом правовом государстве.

Анализ конституционной законности в государствах, возникших на постсоветском пространстве, открывает новое понимание феномена непризнанных государств. В контексте международного права и конституционного права государств-метрополий, от политического влияния которых Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и Южная Осетия освободились, провозгласив в начале 1990-х годов свою независимость, само их существование является весьма спорным, но с политико-правовой точки зрения, они - такой же продукт распада СССР, как и Азербайджан, Грузия, Молдова. Как следствие, относительно постсоветских непризнанных государств вопрос их политико-правового статуса приобрел характер «перманентного противостояния двух противоборствующих сил, где на одной стороне выступают правительства самоопределившихся государств, а на другой - руководство уже признанных субъектов международно-правовых правоотношений» [1, с. 50-51].

При этом нельзя не признавать того факта, что образование и развитие практически всех государств, возникших в результате распада СССР (и признанных, и непризнанных), с самого начала происходило в условиях и обстоятельствах острого дефицита политической и юридической легитимности. Каждое из непризнанных постсоветских государств имеет свою собственную историю, при этом их судьбы, безусловно, похожи: получив суверенную независимость, как по результатам констелляции

внешних сил, так и благодаря собственным мобилизационным усилиям, они оказались способными к созданию относительно жизнеспособной государственно-правовой общности.

Важнейшим, если не главным, фактором состоятельности и устойчивости государства (особенно если оно не имеет международно-правового признания) является создание правовых основ, регулирующих общественные отношения, и институтов публично-правовой сферы, гарантирующих законность во всех сферах жизни общества. Примечательно, что самоопределившимся республикам, становление и развитие государственности которых проходило в условиях непризнанности, сопряженной с политическим, экономическим и даже военным давлением, не только удалось выстоять, удержав свои политические позиции, но и улучшить их по некоторым показателям. Уже поэтому, безотносительно политических и этических оценок рассматриваемого феномена, опыт государственного строительства и процесс формирования правовых систем в непризнанных государственных образованиях постсоветского пространства, в том числе в Приднестровье, заслуживает внимания специалистов и исследователей.

Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) была провозглашена 2 сентября 1990 г. на II Чрезвычайном съезде депутатов Приднестровья всех уровней (своеобразное политико-правовое «ноу-хау» приднестровцев, требующее, на наш взгляд, отдельного анализа), а уже 8 декабря того же года Верховным Советом ПМР первого созыва были приняты первые конституционные акты приднестровского государства -Декларация о суверенитете Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Рес-

публики [2] и Декрет о государственной власти Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики [3] (после распада СССР слова «советская» и «социалистическая» из названия республики были исключены).

2 сентября 1991 г., ровно через год после провозглашения приднестровской государственности, вступила в силу первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики [4], а 10 декабря того же года Верховным Советом ПМР было принято постановление «О порядке применения законодательства на территории Приднестровской Молдавской Республики» [5], заложившие в непризнанном государстве основы судебной власти. Конституционными принципами провозглашались равенство граждан перед законом и судом, независимость судей, подчинение судей только закону и недопустимость вмешательства в их деятельность. Конституционный суд в качестве самостоятельного органа конституционного контроля первой приднестровской конституцией не предусматривался, а его функции вменялись Верховному суду ПМР.

Положения о конституционном суде не были включены и в текст второй (действующей) Конституции Приднестровской Молдавской Республики, принятой 24 декабря 1995 г. на всенародном референдуме [6]. При этом построение демократического правового государства, каким было заявлено Приднестровье с момента провозглашения, настоятельно требовало эволюционных изменений конституционного законодательства, включая создание независимого органа конституционного контроля. Поэтому в 2000 г. в Приднестровье была проведена масштабная работа по введению новой редакции Основного закона. Это стало платформой реформирования системы органов государственной власти: на смену парламентско-президентской форме правления пришла президентская; изменились структура и состав Верховного Совета ПМР; коллегиальный орган исполнительной власти Правительство ПМР был заменен на Кабинет Министров при Президенте ПМР. Изменения коснулись и судебной системы: новой редакцией предусматривалось создание Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

Конституционный суд занял свое место в системе органов государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики и начал свою деятельность 12 июня 2002 г. в соответствии с изменениями в действующей конституции и положениями Конституционного закона ПМР «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» [7].

Статус Конституционного суда ПМР и его компетенция определены статьями 86-88 Конституции ПМР. Так, ст. 86 Конституции ПМР определяет Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики в качестве органа конституционного контроля, выступающего гарантом верховенства в Приднестровье Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством и обеспечивающего соблюдение принципа разделения власти [6, ст. 86, п. 1].

В состав Конституционного суда ПМР входят шесть судей: по двое судей назначаются Президентом ПМР, Верховным Советом ПМР и съездом судей Приднестровской Молдавской Республики [6, ст. 86, п. 2]. Инфраструктура Конституционного суда ПМР представлена аппаратом, состоящим из секретариата, помощников и советников судей, а также подразделений материально-технического и финансового обеспечения.

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный суд ПМР рассматривает дела о конституционности:

- законов Приднестровской Молдавской Республики (в т. ч. конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом ПМР;

- правовых актов, издаваемых Президентом ПМР, министерствами, ведомствами и иными органами государственной власти и местного государственного управления ПМР, включая разрешение споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;

- международных договоров ПМР;

- правоприменительной практики;

- деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принятия ими решений и нормативных актов [6, ст. 87, п. 1].

Конституционный суд ПМР, осуществляя конституционный контроль, дает заключения:

- о конституционности международных договоров, подписанных Приднестровской Молдавской Республикой, до их ратификации или утверждения;

- о противоречии закона Приднестровской Молдавской Республики (в т. ч. конституционного) принципам и нормам международного права или правилам ратифицированного международного договора ПМР [6, ст. 87, п. 2].

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов Конституционный суд ПМР проверяет закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, на предмет его соответствия Конституции ПМР, а также рассматривает жалобы

граждан на нарушения прав и свобод человека и гражданина [6, ст. 87, п. 3].

Кроме перечисленного, в компетенцию Конституционного суда ПМР включено общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов ПМР, а также разрешение дел о конституционности и осуществление конституционного контроля по запросам Президента ПМР, Правительства ПМР, Верховного Совета ПМР, Пленумов Верховного и Арбитражного судов ПМР, Прокурора ПМР, Уполномоченного по правам человека в ПМР [6, ст. 87, п. 4]. По запросу Верховного Совета ПМР Конституционный суд ПМР готовит заключение о соблюдении установленного законодательством порядка выдвижения Президенту ПМР обвинения в государственной измене или совершении им иного тяжкого или особо тяжкого преступления [6, ст. 87, п. 4.1].

Приднестровской конституцией установлено, что Конституционный суд ПМР уполномочен решать исключительно вопросы права, его решения принимаются большинством голосов судей [6, ст. 87, п. 5]. Решения эти окончательны. Признанные неконституционными акты или их отдельные положения на основании решения Конституционного суда ПМР утрачивают силу, а признанная неконституционной правоприменительная практика подлежит прекращению [6, ст. 88]. Так, за первые семь лет функционирования Конституционного суда ПМР (срок полномочий его состава) на предмет соответствия Конституции ПМР были рассмотрены 70 правовых актов, 60% из них были полностью или частично признаны неконституционными [8].

Порядок организации и деятельности Конституционного суда ПМР, а также правила конституционного судопроизводства установлены в Приднестровье в соответствии с Конституционным законом ПМР «О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики» и Регламентом Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики.

Введение в судебную систему Приднестровья Конституционного суда ПМР стало закономерным и необходимым актом. Независимый судебный орган, обеспечивающий конституционный контроль и в особой процедуре конституционное судопроизводство, - обязательный атрибут, без которого современное государство, политическая история которого вступила в XXI век, немыслимо. Верховенство права и незыблемость правопорядка - необходимое условие функционирования любого государства, в котором признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина. Степень социальной и юридической значимости обозна-

ченных признаков государства увеличивается многократно, если речь идет о непризнанных самоопределившихся государствах, стремящихся к международно-правовому признанию. Соответствие конституционного строя непризнанных государств международным стандартам -главный аргумент в достижении ими международно-правовой легитимации.

Конституционный суд ПМР, будучи структурно включенным в систему судебной власти, которая, в свою очередь, входит в механизм реализации государственной власти в Приднестровье (как, впрочем, и в любом признанном государстве), обладает признаками органа государственной власти. При этом имеются убедительные аргументы в обоснование его особой политико-правовой природы. Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции ПМР на всей территории приднестровского государства и применительно ко всем субъектам права. Свои постановления Конституционный суд ПМР выносит от имени государства, они имеют общеобязательную силу и могут быть преодолены только посредством внесения изменений и дополнений в действующую конституцию или принятия новой. Это означает, что Конституционный суд ПМР как орган государственной власти стоит в одном ряду с главой государства, Верховным Советом ПМР и Правительством ПМР, а значит, вносит свой вклад в обеспечение внутреннего суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, создающего основу для развития государственности и государственного строительства, что открывает потенциальную возможность перехода Приднестровья от состояния де-факто государства к государству, признанному де-юре.

Особые полномочия Конституционному суду ПМР отведены в процессах конфликтораз-решения, которые могут возникнуть при принятии государственно-управленческих и политических решений между законодательной и исполнительной властью: в системе сдержек и противовесов его деятельность выступает в качестве инструмента достижения компромисса или примирения. Во многом поэтому Конституционный суд ПМР - один из гарантов политического мира и стабильности в Приднестровье, стоящий на страже конституционного строя самоопределившегося государства. При этом Конституционный суд ПМР, по мнению В.А. Григорьева (в 2002 - 2009 гг. председатель Конституционного суда ПМР), занимая в системе органов государственной власти свое, прочное и определенное место, не подменяет другие властные органы республики и не втор-

гается в их компетенцию. С одной стороны, Конституционный суд ПМР в своей деятельности не зависит от них, с другой - его решения могут влиять на их деятельность, и в этом смысле он представляется более высокой инстанцией, какой и должен быть институт конституционного контроля. Конституционный суд ПМР своими решениями очерчивает в Приднестровье границы «конституционного поля» и удерживает ветви власти в рамках права [9, с. 2].

Несмотря на свою лаконичность, конституционные нормы не только охватывают широкий круг общественных отношений, но и, будучи распространены на всех субъектов правоприменительной деятельности, рассчитаны на длительное действие во времени. Поэтому в любых правоотношениях важно обеспечить понимание законов в духе точного их соответствия Конституции ПМР, а значит, нужно юридически правильно толковать саму конституцию, включенные в нее нормы, положения и термины, преодолевая возможные противоречия, огрехи, неоднозначности и неопределенности, возникающие порой при конструировании конституционно-правовых формулировок [10]. Право официально толковать Конституцию Приднестровской Молдавской Республики закреплено исключительно за Конституционным судом ПМР.

По мнению судьи-секретаря Конституционного суда ПМР С.М. Степанова, необходимость толкования Конституции ПМР обусловливается потребностью в точном понимании ее норм, выявлении их истинного смысла для верного соотнесения с ним юридической практики. Очевидно, что ошибочное понимание текста Конституции ПМР способно породить негативные последствия в виде конфликтов между органами власти, нарушения прав человека, невыполнения обязательств [10], - считает приднестровский юрист.

Перечисленные факты подтверждают особое место Конституционного суда ПМР в системе судебной власти Приднестровья. Видимо, по этой причине его полномочия наиболее детализированы в приднестровской конституции. Конституционный суд ПМР способствует, несмотря на отсутствие у приднестровского государства международно-правового признания, укреплению в Приднестровской Молдавской Республике конституционной законности и обеспечивает защиту прав и свобод граждан.

Одной из особенностей развития конституционного законодательства и конституционного судопроизводства в Приднестровье является их «возраст»: первой Конституции ПМР - 30 лет, она практически ровесница приднестровской государственности, Конституционному суду

ПМР в следующем году исполнится 20 лет. Это говорит о том, что приднестровцы в вопросах становления и функционирования этих важных государственно-правовых институтов имели возможность использовать организационный опыт разных стран. Так, в своей работе Конституционный суд ПМР опирается и на опыт конституционного судопроизводства в России. В разные годы были заключены договоры о сотрудничестве с рядом субъектов Российской Федерации - республиками Адыгея, Алания, Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха-Якутия и Уставным судом Санкт-Петербурга [11].

С другой стороны, анализ приднестровского конституционного законодательства и конституционного правосудия указывает на творческий подход к их формированию, учитывающий условия и обстоятельства образования и развития непризнанной республики. Конституционное правосудие в Приднестровье, как и в признанных международным сообществом государствах, осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина, а также принципов правового государства, проверку конституционности законов и других правовых актов, в т. ч. в части разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти и обеспечения прямого и непосредственного действия конституции. За время деятельности в Конституционный суд ПМР (по состоянию на 1 июня 2021 г.) поступило 864 обращения, в т. ч. 735 - от граждан ПМР и 129 - от органов, учреждений и организаций, включая Президента ПМР, Правительство ПМР, Верховный Совет ПМР, пленумы Верховного и Арбитражного судов ПМР, Уполномоченного по правам человека в ПМР, Федерацию профсоюзов Приднестровья, по результатам рассмотрения которых было принято 397 итоговых решений [8].

Органы конституционного правосудия разных стран отличаются организационной формой, структурой, объемом компетенции, но все они объединены главной функцией - обеспечить верховенство конституции. В этом заключается исключительная прерогатива органов конституционного правосудия. На их фоне Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики стремится стать значимым институтом государственности и эффективно функционировать, твердо отстаивая позиции конституционного права. И хотя статус Приднестровья как государства весьма противоречив, можно с уверенностью утверждать, что конституционное законодательство и конституционное судопроизводство в непризнанной республике развиваются в рамках мировых тенденций.

Список литературы

1. Благодатских И.М. Государственная правопреемственность Приднестровья: сущность и значение проблемы // Социогуманитарные и естественнонаучные проблемы устойчивого развития: Приднестровье: Сб. науч. тр. / Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, ЦСПИ «Перспектива». Тирасполь, 2008. Вып. 2. С. 49-56.

2. Декларация о суверенитете Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики: принята 08 дек. 1990 г. // Новости Приднестровья. Режим доступа: https://novostipmr.com/ru/news/ 20-12-08/deklaraciya-o-suverenitete-pridnestrovskoy-mo ldavkoy-ssr.

3. Декрет о государственной власти Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики: принят 08 дек. 1991 г. // Информационно-новостной ресурс «Приднестровье». Режим доступа: http://newspmr.com/pridnestrove/dekr-gos-pmssr

4. Конституция Приднестровской Молдавской Республики: принята на IV съезде народных депутатов Приднестровья всех уровней 02 сен. 1991 г. (утратила силу) // Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь: Типар, 1991.

5. О порядке применения законодательства на территории Приднестровской Молдавской Республики: постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 10 дек. 1991 г. № 22 // Сайт «Юридическая литература». Режим доступа: https://ulpmr.ru/ul/show/yc9CUTXvomvXFGxA И7 8NrGi7CeB4Imv3Zpk=.

6. Конституция Приднестровской Молдавской Республики: принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г. (текущая ред. по состоянию на 15 мая 2021 г.) // Официальный сайт Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Режим доступа: http://www.vspmr.org/legislation/cons йШюП/

7. О Конституционном суде Приднестровской Молдавской Республики: Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики от 20 нояб. 2002 г. № 205-КЗ-Ш (текущая ред. по состоянию на 27 окт. 2021 г.). Режим доступа http://www. vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnest rovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-sudoustroystva-i -protsessualjnogo-prava/konstitutsionniy-zakon-pridnest rovskoy-moldavskoy-respubliki-o-konstitutsionnom-sud e -pridnestro vskoy -moldavskoy -respubliki. html

8. Послание Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики о состоянии конституционной законности в Приднестровской Молдавской Республике. 2009 г. // Официальный сайт Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики. Режим доступа: https://www.ksp mr.idknet.com/posdetail.php?id=70

9. Конституционное правосудие - высшая форма конституционного контроля в демократическом правовом государстве: интервью с председателем Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики В.А. Григорьевым // Приднестровье. № 207. 5 нояб. 2002 г. С. 2.

10. Степанов С.М. По страницам материалов конституционного судопроизводства // Официальный сайт Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики. Научные публикации. Режим доступа: https://www.kspmr.idknet.com/press_pub_de tail.php?ID=555

11. Конституционному суду ПМР - 15 лет // Официальный сайт Правительства Приднестровской Молдавской Республики. Режим доступа: http://gov-pmr.org/item/9395.

12. Послания Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики о состоянии конституционной законности в Приднестровской Молдавской Республике. 2003-2021 гг. // Официальный сайт Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики. Режим доступа: https://www. kspmr.idknet.com/poslaniya.php

CONSTITUTIONAL LEGAL PROCEEDINGS IN AN UNRECOGNIZED STATE: THE EXPERIENCE OF PRIDNESTROVIE

I.F. Lyapin

The article examines the process of formation of the legal system in Pridnestrovie in the context of the formation and functioning of constitutional proceedings in an unrecognized state. Special emphasis is placed on the characteristics of the status, competence and organizational principles of activity of the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic and some of the results of its work.

Keywords: constitutional legality, constitutional proceedings, the Pridnestrovian Moldavian Republic (Pridnestrovie, PMR), the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic.

References

1. Blagodatskikh I.M. State succession of Pridnestrovie: the essence and significance of the problem // Socio-humanitarian and natural-scientific problems of sustainable development: Pridnestrovie: collection of scientific tr.; T.G. Shevchenko Pridnestrovian State University, TSSPI «Perspektiva». Tiraspol, 2008. Issue 2. P. 49-56.

2. Declaration of Sovereignty of the Pridnestrovian Moldavian Soviet Socialist Republic: adopted on 08

Dec. 1990 // News of Pridnestrovie. URL: https://novos tipmr.com/ru/news/20-12-08/deklaraciya-o-suveremtete-pridnestrovskoy-moldavkoy-ssr.

3. Decree on the state power of the Pridnestrovian Moldavian Soviet Socialist Republic: adopted on 08 Dec. 1991 // Information and news resource «Pridnestrovie». URL: http://newspmr.com/pridnestrove/dekr-gos-pmssr

4. The Constitution of the Pridnestrovian Moldavian Republic: adopted at the IV Congress of People's Depu-

ties of Pridnestrovie at all levels on September 02, 1991 (expired) // The Constitution of the Pridnestrovian Moldavian Republic. Tiraspol: Tipar, 1991.

5. On the procedure for the application of legislation on the territory of the Pridnestrovian Moldavian Republic: Resolution of the Supreme Council of the Pridnestrovian Moldavian Republic of 10 Dec. 1991. № 22 // Website «Legal literature». URL: https://ulpmr.ru/ul/ show/yc9CUTXvomvXFGxAhT78NrGi7CeB4Imv3Zpk =.

6. The Constitution of the Pridnestrovian Moldavian Republic: adopted at a national referendum on December 24, 1995 (current ed. as of May 15, 2021) // Official website of the Supreme Council of the Pridnestrovian Moldavian Republic. URL: http://www.vspmr.org/legis lation/constitution

7. On the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic: Constitutional Law of the Prid-nestrovian Moldavian Republic of November 20, 2002 № 205-KZ-III (current ed. as of October 27, 2021). URL: http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodate ljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-sudoustroystva-i-protsessualjnogo-prava/konstitutsionniy-zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-o-konstitu tsionnom-sude-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki. html

8. Message of the Constitutional Court of the Prid-nestrovian Moldavian Republic on the state of constitutional legality in the Pridnestrovian Moldavian Republic. 2009 // Official website of the Constitutional Court of Pridnestrovie Of the Moldavian Republic. URL: https:// www.kspmr.idknet.com/posdetail.php?id=70

9. Constitutional justice - the highest form of constitutional control in a democratic rule of law state: interview with the Chairman of the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic V.A. Grigoriev // Transnistria. № 207. November 5, 2002. P. 2.

10. Stepanov S.M. On the pages of the materials of the constitutional court proceedings // Official website of the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic. Scientific publications. URL: https://www. kspmr.idknet.com/press_pub_detail.php?ID=555.

11. The Constitutional Court of the PMR is 15 years old // Official website of the Government of the Pri-Dniester Moldavian Republic. URL: http://gov-pmr.org/ item/9395.

12. Messages of the Constitutional Court of the Prid-nestrovian Moldavian Republic on the state of the constitutional legality in the Pridnestrovian Moldavian Republic. 2003-2021 // Official website of the Constitutional Court of the Pridnestrovian Moldavian Republic. URL: https://www.kspmr.idknet.com/poslaniya.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.