Философия
DOI: 10.18721/JHSS.11102 УДК: 17.023.6
ВЛИЯНИЕ ИНФОСФЕРЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Н.Ю. Квашенко
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Статья посвящена социально-философским аспектам формирования ценностной структуры личности в цифровую эпоху. Актуальность исследования обусловлена высокой степенью интереса к проблеме трансформации установок личности в связи с распространением цифровой медиасреды. Автор обращается к анализу представлений о ценностях в социуме, существующем в условиях информационной культуры, ставит задачу определения степени и способов влияния информационной сферы на ценностные установки личности. Исследование проводится на концептуальной базе социальной онтологии. Подчеркивается зависимость представлений о значимых духовно-нравственных доминантах от влияния множества социокультурных факторов. Специфика цифровой культуры связывается с насыщенным информационным полем, которое создает новые смыслы и приоритеты. Методологической основой анализа выступает топологический подход, выделяющий факторы тотального влияния информационного поля на сознание и ценностные установки индивида. Показана роль трансформации ценности времени и знания в условиях цифровой реальности как фактора самоопределения личности в социальном пространстве-времени. Рассматривается ценностный рост установки на свободу самопрезентации в цифровой сети. Подчеркивается неоднозначность и незавершенность моделей homo informaticus. Обобщаются данные социально-психологического исследования структуры базовых ценностей личности и преодоления интернет-зависимости в молодежной среде. Автор делает вывод о необходимости ограничения хаоса цифровой сети критериями безопасности и системой информационных фильтров.
Ключевые слова: информационное общество, цифровая реальность, ценности, культура, homo informaticus
Ссылка при цитировании: Квашенко Н.Ю. Влияние иносферы на ценностные установки личности в цифровой культуре // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11, №1. С. 19-29. DOI: 10.18721/JHSS.11102
Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CC BY-NC 4.0 (https://creative-commons.org/licenses/by-nc/4.0/).
THE IMPACT OF THE INFOSPHERE ON THE VALUES OF PERSONALITY IN A DIGITAL CULTURE
N.Yu. Kvashenko
Peter the Great St. Petersburg, Polytechnic University
The article is devoted to the socio-philosophical aspects of the formation of the value structure of the individual in the digital age. The relevance of the research is due to a high degree of interest in the problem of transformation of personal attitudes in connection with the spread of the digital media environment. The author turns to the analysis of ideas about values in the society existing in the conditions of information culture, sets the task of determining the degree and ways of influence of the information sphere on the value attitudes of the individual. The research is based on the conceptual framework of social ontology. The article emphasizes the dependence of ideas about significant spiritual and moral dominants on the influence of many socio-cultural factors. The specificity of digital culture is associated with a rich information field that creates new meanings and priorities. The methodological basis of the analysis is a topological approach that identifies the factors of total influence of the information field on the consciousness and value settings of an individual. The role of transformation of the value of
time and knowledge in digital reality as a factor of self-determination of an individual in social space time is shown. The article considers the value growth of the attitude to freedom of self-presentation in the digital network. The ambiguity and incompleteness of homo informaticus models is emphasized. The article summarizes the data of socio-psychological research of the structure of basic values of the individual and overcoming Internet addiction in the youth environment. The author concludes that it is necessary to limit the chaos of the digital network by security criteria and a system of information filters.
Keywords: information society, digital reality, values, culture, homo informaticus
Citation: N.Y. Kvashenko, The impact of the infosphere on the values of personality in a digital culture, Society. Communication. Education, 11 (1) (2020) 19-29. DOI: 10.18721/JHSS.11102
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/).
Введение
В современном обществе одним из основных условий жизни человека и его развития является информация. Человек, сформировавшись в естественных природных условиях, посредством накопления знаний и навыков, осознания себя и окружающей действительности, создал уникальную культурную среду, внутренние взаимосвязи которой неотделимы от его жизненного мира. Каждая без исключения сфера деятельности, поведения и взаимодействия людей, испытывает на себе информационное и семантическое влияние культуры [1, с. 17]. Базовые представления о ключевых понятиях, формирующих культуру человека, неизменно подвергаются анализу, попыткам систематизации, толкованиям в научной среде. Реалии современного социума нашли свое отражение в теориях информационного общества, которые разрабатывали в середине-конце XX в. Д. Белл [2], Э. Тоффлер [3], Й. Масуда [4]. В XXI в. во все сферы жизненного мира человека вошли цифровые технологии, связанные с интенсивным развитием виртуальной среды, провоцирующей изменения в духовно-нравственных установках личности. Понимание процесса формирования иерархии ценностей человека информационной культуры является на сегодняшний день одним из наиболее актуальных направлений исследований в междисциплинарной области и социальной философии.
Анализируя ценностные установки на разных этапах развития человеческой цивилизации, мы можем видеть, что базовые представления о значимости добра, свободы, красоты, признания и т. д. остаются неизменными, однако уровень их значимости может меняться в зависимости от того, какие категории обеспечивают общественное развитие на данном этапе.
Объясняя феномен существования базовых ценностей, можно использовать формулировку М.К. Мамардашвили, который утверждал, что «...если человечество хоть раз испытало нечто (например, честь), оно не может этого забыть, как орган, в котором оно рождается, в тех качествах, которые ему почему-то ценны. Если мы ценим честь, красоту, доблесть, любовь и так далее, то мы ощущаем нашу связь с некими органами, в которых это все рождается — рождается непрерывно — и существует нить преемственности» [5, с. 46].
Обзор литературы
Проблематику духовных ориентиров личности мыслители и ученые исследовали на различных этапах развития человеческой цивилизации. О значении в жизни человека таких понятий, как свобода, красота, добро, честность, задумывались Сократ, понимающий ценность как благо и пользу, Платон и его последователи, рассматривающие понятие ценности через представление о бытие человека.
В Средневековье системообразующей силой общества была религия. Главной ценностью был Бог как воплощение истины, а устремления человека должны были быть направлены к тому, чтобы совершенствовать дух и укрощать плоть.
Ученые эпохи Возрождения для личности, освободившейся от религиозного гнета, главной ценностью считали красоту, удовольствия и наслаждения. За человеком признавалось его духовно-нравственное несовершенство, но это не мешало ему испытывать радость земного существования.
В период Нового времени в качестве главных ценностных ориентиров западноевропейская философия выдвинула разум и волю. «Ведущими ценностями эпохи Просвещения были личностная свобода, свобода от религиозных предрассудков, образованность и законопослушность, во многом определившие последующее развитие ценностных ориентаций» [6, с. 72].
Представления о ценностях содержат в той или иной степени философские концепции разных исторических периодов, однако единая система взглядов на ценности появляется только к концу XIX в. Существенную роль в этом процессе сыграли концепции Кьеркегора, Шелера, Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.
В русской философии ценностные ориентиры личности трактовались через призму религиозного контекста. Высшей ценностью и Абсолютом признается Бог, уделом же человека остается стремление к духовному совершенству (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, К.Н. Леонтьев). Уникальность русской философской мысли конца XIX — начала XX в. состояла в попытках соединения как рационального, так и теологического подхода к пониманию духовного опыта личности [7]. Русские мыслители этого периода, придерживаясь христианских ценностей, предлагают найти источник ценностных ориентиров в самой личности, провозглашая концепции свободы, которая в своей первостепенности превосходит Бога и индивидуализм. В концепции свободы Н.А. Бердяева человек есть творец.
На необходимость возрождения принципов гуманизма в индустриальном обществе в западной философии указывает Э. Фромм, подчеркивая, что человек XX столетия, «потеряв религиозную веру и связанные с нею гуманистические ценности, сконцентрировался на технических и материальных ценностях и потерял способность к глубоким эмоциональным переживаниям, к радости и печали, которые их сопровождают» [8, с. 10].
Всесторонний анализ понятия ценность в истории мировой научной мысли представлен в отечественной философии второй половины XX в. М.С. Каган рассматривал вопрос формирования ценностных представлений личности в связи с развитием философии культуры, понимая ценность в первую очередь как отношение, появляющееся в процессе духовной деятельности [9]. В.К. Шохин предложил концепцию, согласно которой ценность выступает категорией значимости глубоко индивидуального характера, содержание которой отлично от понятий о предпочтении и благе [10].
Гуревич П.С., отмечал, что в различных культурах признаются одни и те же ценности, однако их приоритетная градация является уникальной для каждого общества [11]. В социологической концепции В.А. Ядова [12] ценностные ориентиры личности сведены в единую систему. Теория иерархической структуры диспозиций личности раскрывает несоответствие между ценностными ориентирами и поведенческими реакциями индивида.
На каждом переломном этапе развития человеческой культуры, в периоды духовного кризиса и поиска смыслов и переоценки основ бытия, философы вновь возвращаются к проблеме ценностей в жизни личности. В современной науке аксиологическая проблематика освещает широкий спектр вопросов в попытках осознать влияние новых социально-экономических факторов на представления и ценностные ориентиры человека информационной культуры. Попытки найти новый подход к определению сути понятия «ценности» находят отражение в создании концепции, основанной на понятии «меры затрат» предполагает «определить дефиницию ценности через степень приложения человеческих усилий, то есть деятельным способом»1.
'Данилкова М.П. Концепция теории ценностей с позиций диалектической методологии : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук : специальность 09.00.11 &Й;Соц. философия&§^; / Данилкова Марина Петровна ; [Новосиб. гос. техн. ун-т]. -Новосибирск, 2008. - 20 с.
Отдельное внимание в научных исследованиях последних лет уделяется формированию ценностных ориентиров у молодого поколения, как категории, наиболее подверженной влиянию факторов информационного хаоса. В этом вопросе отмечается низкий уровень духовно-эстетического потенциала среди молодежи2.
Отмечается, что эволюция общественных отношений в России будет возможна только в результате объединения как традиционных ценностей, так и ценностей свободы и самореализации. В таком случае первые обеспечивают стабильную устойчивость социокультурного развития, а вторые способствуют эффективному развитию3.
В целом, преобладает представление о том, что в системе ценностей современного российского общества наблюдается определенная деградация социокультурной сферы и обесценивание духовных ценностей. По мнению Б.М. Губмана, «в формировании ценностно-эталонных представлений важную роль играет феномен их принятия в границах того или иного общества. При этом новые ценностно-смысловые ориентиры имеют право на самоутверждение точно так же, как обладающие освящением традиции общепризнанные ценности. На первых план выходит проблема механизма переоценки ценностей» [13].
Общие ценности, называемые также «базовыми», по-разному воспринимаются разными поколениями и социальными группами. При этом «объединяют их в культуре сквозные пара-дигмальные мотивы, смысловые линии национальной истории и культуры, стилистика данной культуры» [14].
Постановка проблемы и цели исследования
От осознания ценностных предпочтений современного общества зависит, будет ли характеризоваться цифровая цивилизация осознанным прогрессом в развитии человечества или будет приобретать все новые и новые признаки деградации. В условиях расширения информационно-коммуникативной среды современного общества внутренняя мотивация личности и ее жизненный успех, в существенной мере, определяется приоритетом базовых ценностей, определяющих целевые установки в мотивации и планировании поведения. Актуальность анализа внутренних регуляторов поведения, которые опираются на ценностную систему личности, связана с декларацией свободы мысли и действия в качестве приоритетного ориентира самоутверждения молодежи в современном обществе. Однако реализация принципа свободы мысли и действия вызывает внутренние психоэмоциональные напряжения, поскольку в процессах социальной адаптации молодой человек явно или не явно вынужден соотносить целевые установки с границами и традициями той или иной социальной сферы деятельности.
В данной статье ставится задача проанализировать, за счет каких факторов происходит восприятие смыслов, создаваемых в информационной сфере. В частности, предполагается выделить аспекты самоопределения личности, на которые оказывается наибольшее влияние инфосферы.
Материалы и методы
Методологической основой анализа специфики новых представлений о градации ценностных установок в обществе выступает принцип социальной онтологии, акцентирующий топологию информационно-коммуникативного и семантического пространства культуры в качестве необходимого условия физического и социального бытия человека. Исходная установка исследования — стремление выявить факторы социальной среды, определяющие ценностные приоритеты современного по-
2Барыкина Г. А. Эстетическая компонента культуры в системе духовных ценностей современной российской студенческой молодежи : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук : специальность 09.00.11 &Й; Соц. философия&§^; / Барыкина Галина Александровна ; [Башк. гос. ун-т]. - Уфа, 2006. - 20 с.
'Авдеев Е. А. Социокультурные факторы трансформации системы ценностей российского общества в условиях глобализации : автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата философских наук : специальность 09.00.11 &Й;Социальная философия&§^; / Авдеев Евгений Александрович ; [Место защиты: Сев.-Кавказ. федер. ун-т]. - Ставрополь, 2018. - 29 с.
коления молодежи. В качестве конкретного эмпирического материала для обобщений привлекаются данные проведенного в 2019 г. исследования ценностных установок молодежи 15-17 лет [15].
Топологический подход в данном случае призван подчеркнуть системную связь информационного поля социума и смыслового горизонта индивидуального сознания в процессе формирования ценностных установок личности.
Понимание процесса формирование ценностных ориентиров у современного молодого поколения, выявление ценностных приоритетов в разных возрастных группах представляет собой актуальную задачу социальной адаптации и коммуникации. Сложившиеся убеждения в приоритете некой конечной цели (смысла) индивидуального существования с личной или общественной точек зрения связывается с системой терминальных (базовых) ценностей, мотивирующей направление жизненных ориентиров на уровне подсознательных механизмов ментальности. С инструментальными ценностями связываются сложившиеся убеждения о предпочтительности образ мыслей и действий. Уровень выраженности терминальных ценностей личности соотносим с коммуникативным потенциалом, обеспечивающим естественную для человека саморегуляцию поведения в социальных сферах жизненного мира.
Философское осмысление цифровой культуры на основании общетеоретических методов анализа и синтеза позволит сделать более качественные выводы о механизме формирования ценностных представлений, принимаемых в социуме в результате тотального влияния инфосферы.
Содержание ключевого понятия инфосфера в широком смысле предполагает совокупность постоянно обновляющихся знаний, идей, представлений, реализуемых объектами коммуникативных процессов как в реальном, так и в виртуальном мире. В социальной практике термин инфосфера имеет широкое хождение. В прагматическом плане с инфосферой связывается «совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» [16].
Дискуссия
Существует множество определений понятия ценность, но в данном исследовании предлагается исходить из трактовки ценности как категории, выражающей значимость нематериальных явлений человеческого бытия. В этом случае в содержание понятия ценности вкладываются скрытые культурные коды и «фундаментальные нормативные установки, с которыми соотносятся конкретные типы поведения, типы отношений индивидуумов и социальных страт к социокультурным трансформациям в обществе» [17, с. 400]. Культурные коды образуют семантическую матрицу стереотипа восприятия мира, направляющего ориентации индивида в физическом и социокультурном пространстве. Этот невидимый каркас, задаваемый знаковой формой, обеспечивает трансляцию общественно значимых базовых ценностей, что необходимо для взаимопонимания людей, социального контроля их действий и мышления. Размывание семантических границ реального и виртуального, субъективного и объективного в виртуальной среде сопровождается трансформацией стереотипа восприятия мира и системы ценностей на уровне подсознания [18].
Традиционно процесс формирования первоначальных ценностных установок происходит в рамках коммуникации, воспитательного процесса внутри семьи. Однако в условиях цифровой культуры роль старшего поколения, от которого воспринимались главные жизненные принципы, ослабевает.
Одной из актуальных проблем современного общества является конфликт ценностных представлений между разными поколениями. Представители старшего поколения негативно воспринимают ценности новой культуры, поэтому часто оказываются в условиях социальной изоляции. «Субъективные ценности индивида теряют свою значимость и человек вынужден принять коллективные ценности как свои личные» [19, с. 148].
Постоянный информационный фон, наполненный различными смыслами, идеями, установками окружает современного человека с раннего возраста. Моральные установки, полученные ранее, могут с течением времени трансформироваться в результате восприятия новых смыслов, сформулированных в цифровой культуре общества. Последние исследования показывают, что значение культурной идентичности не теряется в условиях глобального цифрового мира, активное распространение интернет-технологий не приводит к «стандартизированному» поведению пользователей Интернета [20].
Более детально эти процессы описывают понятия атомизации и массовизации общества. В результате закономерного действия этих процессов происходит разрыв устойчивых социальных связей и отношений. При этом внутри общества происходит разделение на множество социальных групп, индивидуализация выходит на первое место, при этом каждый человек не чувствует связи с другими и ощущает себя одиноким. Принадлежность к группе ситуативна и не дает чувства защищенности [21, с. 195].
Специфика ценностных ориентаций в цифровой культуре
1. Повышение значимости установок на самопрезентацию в информационном пространстве
Позиционирование в виртуальной среде выступает одновременно фактором индивидуальной
свободы и каналом информационного влияния на установки и мотивы . Создание собственного образа в web-пространстве становится частью человеческого бытия, позволяет идентифицировать его социальную принадлежность, оценивать, комментировать.
Самопрезентация в информационных средах реализуется в первую очередь посредством создания визуального образа. Для этого используются фото или любое графическое изображение пользователя — аватар, а также сторис (короткие видео-истории от пользователя). «То, что раньше было привилегией особых категорий людей творческих или специалистов, стало необходимо и доступно каждому» [22, с. 261].
Ценность образа в современной реальности отмечает Е.В. Петрова: «Виртуализация, замещение реальности образами, проникает во все сферы общественной жизни: в политику, экономику, науку, искусство. Секрет успешности какого бы то ни было субъекта, действия или явления обусловлен правильно созданным его образом, эффектной подачей, позволяющей привлечь внимание, запомнить» [23, с. 135].
Обеспечивая относительную анонимность пользователей, виртуальная среда допускает полное несоответствие созданного образа настоящей личности, причем для человека именно существование в виртуальности становится важнее, чем реальное [24, с. 114].
2. Ценность времени и знания
В цифровой культуре фактор времени приобретает важнейшее значение. Высокая скорость передачи данных, сужение пространственно-временных представлений обязывает человека развивать навыки мгновенного реагирования, способности к быстрому обучению.
В цифровом мире технологии трансформируют естественные границы восприятия человека, подспудно влияют на его зрение и слух [25, с. 58]. В связи с повышением ценности времени существенные изменения претерпевают когнитивные функции личности - главным образом, память, внимание, способность к концентрации. Если М. Маклюэн говорил о технических средствах как продолжении человеческого тела [26], то в цифровой культуре происходит перенесение когнитивных функций сознания в информационную среду за счет хранения больших объемов данных в web-сети. При этом снижается значение такой ценности, как знание. Гораздо важнее становиться умение быстро находить нужные сведения.
3. Информационная природа личности
В сложной игре построения индивидуальности возможности социализации умножаются и модифицируются новыми информационными технологиями. И с точки зрения преемственности,
и с точки зрения синхронной адаптации к наличным условиям жизни личностное самоопределение достигается за счет форм обработки информации. Сознание и память человека представляют собой динамические состояния информации, но также это любой вид личного или социального повествования, отмечает Л. Флориди. Таким образом в современном изложении самости являются нарративами. Концепция tabula rasa Джона Локка, в которой индивид предстает в качестве сосуда, наполняемого культурой, заменяется нарративом, реальный субъект безликим агентом, наделенным информационными навыками для описания своего состояния, однако не способного объяснить свое единство [27].
Культура цифровой цивилизации во многом основана на культуре общества потребления, описанного философами конца XX в., и наследует его черты. В таком обществе «индивидуалистские или идеологические ценности уступают место общей относительности, восприимчивости и связи, озабоченной коммуникации» [28, с. 217].
Авторы ряда исследований подчеркивают амбивалентную природу homo informaticus: «с одной стороны, он выступает результатом и продуктом информационного развития социума, информационных технологий и глобальной информационной сферы, а с другой стороны, он актор, агент, субъект и творец нового типа социально-информационных отношений — отношений глобального информационного обмена и взаимодействия» [29, с. 47].
Анализируя существующие антропологические модели личности в информационном обществе и отмечая, что большинство из них содержат деструктивные характеристики, А.А. Моргунов делает предположение, что «мышление homo informaticus не может быть направлено лишь только на саморазрушение — его второй ипостасью является созидание». Эффективность созидательного действия должна достигаться за счет наличия таких доминирующих качеств, как мотивированность, целеустремленность, рациональность, прагматичность, методичность, сосредоточенность, последовательность и т. п. [30, с. 161].
4. Ценностные ориентации и поведение в условиях цифровой сети
Сравнительный анализ ценностных ориентаций возрастных групп молодежи и оценке их роли для формирования жизненной позиции в процессах адаптации к разным социальным сферам деятельности (профессиональной, образовательной, семейной) был проведен на базе эмпирического исследования 64 респондентов в возрасте 15-17 лет с использованием метода стандартизированных самоотчетов и психологического тестирования [31].
Результаты сравнительных социально-психологических исследований в возрастных группах молодежи показали, что ценностные ориентации, определяющие целевые установки играют ключевую роль для конструирования жизненных стратегий. Определение приоритетов терминальных ценностей в различных возрастных группах молодежи выявило значимость терминальных ценностей для планирования адаптивного поведения в социально-коммуникативных средах применительно к таким сферам деятельности как профессиональная, образовательная, семейная и общественно-политическая.
Формирование ценностных предпочтений личности находится в прямой взаимосвязи с явлениями социальной действительности. На основе анализа особенностей поведенческих реакций человека в информационном обществе, можно наблюдать особенности личности, выражающиеся, в том числе, и в формировании ценностных предпочтений, основой для которых являются явления цифровой реальности.
В частности, тотальное влияние виртуальной реальности проявляется в феномене кибер-за-висимости, который провоцирует как позитивные, так и негативные поведенческие стратегии. Избыток информации, характерный для развивающегося информационного общества, и неспособность человека с ним справиться приводят к информационной перегрузке, которая создает дополнительные условия психоэмоцинального напряжения в обучении и профессиональной деятельности. Формирование ресурсов адаптации к цифровой информационной сети становится
все более актуальной для современного молодого человека. Результаты проведенного в 2019 г. эмпирического исследования интернет-зависимости студентов показывают, что среди опрошенных респондентов 67% человек интернет-зависимы, а 40% юношей и девушек находятся в зоне риска. С усилением кибер-зависимости снижается способность самоконтроля, однако, в то же время включается защитный механизм снижения психоэмоционального напряжения, соотносимого с положительными копинг-стратегиями «замещение» и «психомышечная релаксация» [32].
Заключение
Изменения в общественной жизни влекут за собой изменения в системе ценностей. На основе анализа ценностных установок личности на разных этапах развития общества, мы можем видеть взаимосвязь между ценностями и ключевыми факторами развития социума.
Ценность общения изменяется в представлении личности за счет того, что коммуникативные функции человек реализует посредством информационных технологий. Это способствует снижению навыков реальной интеракции, осложняет процессы взаимодействия между членами общества вне виртуального пространства.
Ориентация ценностных приоритетов молодежи в различных сферах деятельности в существенной мере корректируется модными тенденциями, мемами и стереотипами массового сознания, которые транслируются в инфосфере. Расширение виртуальной коммуникативной среды современного общества усиливает тотальное влияние инфосферы на базовую систему ценностей в самоопределении личности. В условиях цифровой культуры, акцентирующей принцип свободы и равенства, как неотъемлемые свойства виртуальной коммуникации, формирование личности становится сложной проблемой индивидуального развития, сопряжённой с необходимостью гармонизации информационного хаоса.
Степень воздействия инфосферы на личность в цифровой культуре предельно высока, поэтому важной задачей представляет не только подробный анализ особенностей этого влияния, но и создание системы информационных фильтров, в основе которых будут положены критерии безопасности. Во избежание создания системы тотального контроля над потребляемым контентом, значимость, своевременность информации должна определяться только пользователем, а не навязываться извне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. Классика гуманитарной мысли; Вып. 3.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004.
3. Тоффлер Э. Третья волна / Элвин Тоффлер; [пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др.]. Москва: АСТ, 2010.
4. Масуда Й. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.
5. Мамардашвили М.К. Беседы и мышлении. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2018.
6. Мазурицкая М.А. Трансформация представления о ценностях в западноевропейской философской мысли от античности до нового времени / Мазурицкая М.А.; Вестник МГУКИ. №3 (29). 2009. С. 70-73.
7. Философия и искусство Серебряного века в судьбе России: монография / под ред. М.И. Панфиловой, Е.А.Трофимовой. СПб.: СПбГИЭУ, 2012.
8. Фромм Э. Революция надежды / Эрих Фромм; [пер. с англ. Т. Панфиловой]. Москва: АСТ, 2006.
9. Каган М.С. Философская теория ценности / С.-Петерб. гос. ун-т; Акад. гуманитар. наук. 204 с.
10. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006.
11. Гуревич П.С. Кризис ценностных ориентаций / Гуревич П.С. // Личность. Культура. Общество. 2008. №5-6. С. 135-149.
12. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
13. Губман Б.Л. Современная философия культуры / Борис Губман. М.: РОССПЭН, 2005.
14. Егоров В.К. Философия русской культуры / В.К. Егоров; Рос. акад. наук гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Москва: Изд-во РАГС, 2006.
15.BerezovskayaI.P.,KedichS.I.,ShipunovaO.D.,GashkovaE.M. YouthTerminalValuesInModern Society's Communicative Field. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), 2020, Vol. 80, Pages: 473-483 DOI: 10.15405/epsbs.2020.03.02.55
16. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71456224/ (дата обращения 02.02.2020).
17. Пшеничникова Л.Л. Трансформация ценностно-смысловой сферы личности в условиях модернизированного общества. Мир науки, культуры, образования. №4 (47). 2014. С. 399-400.
18. Shipunova O.D., Berezovskaya I.P., Kolomeyzev I.V., Serkova V.A., Mureyko L.V. Cultural code in controlling stereotypes ofmass consciousness. European Research Studies Journal. 2017. Т 20. №4B. С. 694-705.
19. Гринева О.А. Эпохальные ценности и ценностные ориентиры человека в современном мире / Гринева О.А. Каспийский регион: политика, экономика, культура. №4 (53) 2017. C. 146-151.
20. Lichy J., Kachour M. Understanding the Culture of Young Internet Users in a Rapidly Changing Society / Jessica Lichy, Maher Kachour; International Journal of Technology and Human Interaction. 2014. DOI: 10.4018/ijthi.2014100101
21. Новиков А.С. Атомизация общества и ее роль в становлении «общества масс» / Новиков А.С. Теория и история. СИБУП, №2 (16). 2009. С. 192-197.
22. Быльева Д.С. Аватар как индивидуальный выбор средства самоиднтификации / Быльева Д.С. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. №1 (191). С. 261-268.
23. Петрова Е.В. Новая информационная реальность и ее отражение в современной российской философии // Петрова Е.В. М. Власть, 2007. С. 128-137.
24. Никитина Т.П. Современный человек в мире без границ / Никитина Т.П.; Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. №3 (11). С. 114-119.
25. Шипунова О.Д., Березовская И.П., Гашкова Е.М. Условия формирования личности в контексте киберантропологии // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, №3. С. 57-64. DOI: 10.18721/JHSS.8306
26. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М.Вавилова. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
27. Floridi L. The Informational Nature of Personal Identity. Minds & Machines (2011) 21: 549. D0I:10.1007/s11023-011-9259-6
28. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М.: Республика; Культурная революция, 2006.
29. Курбатов В.И., Папа О.М. «Homo informaticus» — человек информационной эпохи: характерологические черты / Курбатов В.И., Папа О.М. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2017. С. 46-51.
30. Моргунов А.А. Homo informaticus как эвристическая модель / Моргунов А.А. Вестник Самарского государственного университета. № 1 (102). 2013. С. 157-163.
31. Berezovskaya I.P., Kedich S.I., Shipunova O.D., Gashkova E.M. Youth Terminal Values In Modern Society's Communicative Field. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), 2020, Vol. 80, P. 473-483. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/ article/10000/10327/article_10000_10327_pdf_100. pdf). DOI: 10.15405/epsbs.2020.03.02.55
32. BerezovskayaI.P.,ShipunovaO.D.,KedichS.I.2019.InternetAddictionandYouthCopingStrategies. In Proceedings of Communicative strategies of the information society (CSIS'19). October 25-26, 2019, Saint-Petersburg, Russia. ACM, New York, NY, USA, 6 pages. https://DOI.org/10.1145/3373722.3373790
Статья поступила в редакцию 04.02.2020 г.
REFERENCES
1. V.S. Stepin, Tsivilizatsiya i kultura [Civilization and Culture]. SPb.: SPbGUP, 2011. (Klassika of gumanitarnoy mysli [Классические гуманитарные мысли]; No. 3).
2. D. Bell, Gryadushcheye postindustrialnoye obshchestvo [The upcoming post-industrial society]. Opyt sotsialnogo prognozirovaniya [Social Forecasting Experience]. M.: Academia, 2004.
3. E. Toffler, Tretya volna [Third wave]. Elvin Toffler; [trans. K.Yu. Burmistrova]. Moscow: AST, 2010.
4. Y. Masuda, Informatsionnoye obshchestvo kak postindustrialnoye obshchestvo [The information society as a post-industrial society]. M., 1997.
5. M.K. Mamardashvili, Besedy i myshlenii [Conversations and Thinking]. M.: Fond Meraba Mamardashvili, 2018.
6. M.A. Mazuritskaya, Transformatsiya predstavleniya o tsennostyakh v zapadnoyevropeyskoy filosofskoy mysli ot antichnosti do novogo vremeni [The transformation of the concept of values in Western European philosophical thought from antiquity to modern times], Vestnik MGUKI. 3 (29) (2009)70-73.
7. Filosofiya i iskusstvo Serebryanogo veka v sudbe Rossii: monografiya [Silver Age Philosophy and Art in the Fate of Russia: Monograph]. Ed. M.I. Panfilovoy, Ye.A. Trofimovoy. SPb.: SPbGIEU, 2012.
8. E. Fromm, Revolyutsiya nadezhdy [Revolution of hope]. Erikh Fromm [trans. T. Panfilovoy]. Moscow: AST, 2006.
9. M.S. Kagan, Filosofskaya teoriya tsennosti [Philosophical Theory of Value]. St. Petersburg State University, Academy of Humanities.
10. V.K. Shokhin, Filosofiya tsennostey i rannyaya aksiologicheskaya mysl [Philosophy ofValues and Early Axiological Thought]. M.: Izd-vo RUDN, 2006.
11. P.S. Gurevich, Krizis tsennostnykh oriyentatsiy [The crisis of value orientations]. Lichnost. Kultura. Obshchestvo [Personality. Culture. Society]. 5-6 (2008) 135-149.
12. V.A. Yadov, Samoregulyatsiya i prognozirovaniye sotsialnogo povedeniya lichnosti [Self-regulation and prediction of social behavior of an individual]. Ed. V.A. Yadova. L.: Nauka, 1979.
13. B.L. Gubman, Sovremennaya filosofiya kultury [Modern philosophy of culture]. M.: ROSSPEN, 2005.
14. V.K. Yegorov, Filosofiya russkoy kultury [Philosophy of Russian Culture]; Grew up. Acad. state sciences services under President Ros. Federation. Moscow: Izd-vo RAGS, 2006.
15. I.P. Berezovskaya, S.I. Kedich, O.D. Shipunova, E.M. Gashkova, Youth Terminal Values In Modern Society's Communicative Field. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 80 (2020) 473-483. DOI: 10.15405/epsbs.2020.03.02.55
16. Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 g. №646 "Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii" [Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646 "On approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation"]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224/ (Accessed: 02.02.2020).
17. L.L. Pshenichnikova, Transformatsiya tsennostno-smyslovoy sfery lichnosti v usloviyakh modernizirovannogo obshchestva [The transformation of the value-semantic sphere of personality in a modernized society]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. №4 (47) (2014)399-400.
18. O.D. Shipunova, I.P. Berezovskaya, I.V. Kolomeyzev,V.A. Serkova, L.V. Mureyko, Culturalcodein controlling stereotypes of mass consciousness. European Research Studies Journal. 20 (4B) (2017) 694-705.
19. O.A. Grineva, Epochal Values and Valuable Human Personalities in the Contemporary World, Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [Caspian region: politics, economics, culture]. 4 (53) 2017 146-151.
20. J. Lichy, M. Kachour, Understanding the Culture of Young Internet Users in a Rapidly Changing Society, Jessica Lichy, Maher Kachour; International Journal of Technology and Human Interaction. 2014. DOI: 10.4018/ijthi.2014100101
21. A.S. Novikov, Atomizatsiya obshchestva i yeye rol v stanovlenii «obshchestva mass» [The atomization of society and its role in the formation of the "society of the masses"]. Teoriya i istoriya [Theory and History]. SIBUP. 2 (16) (2009) 192-197.
22. D.S. Bylyeva, Avatar is the individual choice of identification of a personalit, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences. 1 (191) (2014) 261-268.
23. Ye.V. Petrova, Novaya informatsionnaya realnost i yeye otrazheniye v sovremennoy rossiyskoy filosofii [New informational reality and its reflection in modern Russian philosophy]. Vlast [Power]. 2007. Pp.128-137.
24. T.P. Nikitina, Sovremennyy chelovek v mire bez granits [Modern man in a world without borders], Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology]. 3 (11) (2012) 114-119.
25. O.D. Shipunova, I.P. Berezovskaya, Ye.M. Gashkova, Conditions ofpersonality formation in the context of cyber-anthropology, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 8 (3) (2017) 57-64. DOI: 10.18721/JHSS.8306
26. M. Maklyuen, Ponimaniye Media: Vneshniye rasshireniya cheloveka [Understanding Media: Human External Extensions], transl. V. Nikolayeva, M.Vavilova. M.; Zhukovskiy: «KANON-press-Ts», «Kuchkovo pole», 2003.
27. L. Floridi, The Informational Nature of Personal Identity. Minds & Machines 21, 549 (2011). https://DOI.org/10.1007/s11023-011-9259-6
28. Zh. Bodriyyar, Obshchestvo potrebleniya. Yego mify i struktury [Consumer society. His myths and structures]. M.: Respublika; Kulturnaya revolyutsiya, 2006.
29. V.I. Kurbatov, O.M. Papa, «Homo informaticus» — chelovek informatsionnoy epokhi: kharakterologicheskiye cherty ["Homo informaticus" — a man of the information age: characterological traits]. Gumanitarnyye, sotsialno-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki [Humanities, socioeconomic and social sciences], 2017. Pp. 46-51.
30. A.A. Morgunov, Homo informaticus kak evristicheskaya model [Homo informaticus as a heuristic model], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Samara State University], 1 (102)(2013)157-163.
31. I.P. Berezovskaya, S.I. Kedich, O.D. Shipunova, E.M. Gashkova, Youth Terminal Values In Modern Society's Communicative Field. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), 80 (2020) 473-483. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/ article/10000/10327/article_10000_10327_pdf_100.pdf). DOI: 10.15405/epsbs.2020.03.02.55
32.I.P.Berezovskaya,O.D.Shipunova,S.I.Kedich,2019.InternetAddictionandYouthCopingStrategies. In Proceedings of Communicative strategies of the information society (CSIS'19). October 25-26, 2019, Saint-Petersburg, Russia. ACM, New York, NY, USA, 6 pages. https://DOI.org/10.1145/3373722.3373790
Received 04.02.2020.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS
Квашенко Надежда Юрьевна
Kvashenko Nadezhda NY
E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020