Научная статья на тему 'Личность как объект исследования в контексте информационного общества'

Личность как объект исследования в контексте информационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
538
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕРСОНАЛИЗМ / ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОСФЕРА / HOMO INFORMATICUS / PERSONALITY / INFORMATION SOCIETY / PERSONALISM / DIGITAL REALITY / MEDIA AND COMMUNICATIONS / INFOSPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Квашенко Надежда Юрьевна

Проблема специфики нового типа личности в цифровой культуре современного общества актуальна в социальной философии прежде всего в связи с трансформациями сознания в сетевых информационно-коммуникативных условиях повседневности и массовых коммуникациях. В статье проанализированы особенности развития личности в современных социальных условиях. Проведен сравнительный анализ концепций личности в философии и междисциплинарной области. Методологической установкой анализа специфики идентификации личности в цифровой реальности выступил феноменологический подход в сочетании с информационной парадигмой современной науки. Выделены принципы информационной модели самоопределения личности, рассмотрены концепции персонализма в философии. Сделав вывод о том, что информационные модели идентификации личности отходят от принципов гуманизма, автор статьи подчеркивает существующую узость понимания человека только как части информационной сферы цифровой технологической среды, полностью исчерпывающей его личностные качества набором интерактивных и коммуникативных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality as object of study in information society

The problem of the specificity of a new type of personality in the digital culture of modern society is relevant in social philosophy, primarily in connection with the transformation of consciousness in the network of information and communication conditions of everyday life and mass communications. The objectives of this article are determined by the analysis of the features of personality development in modern social conditions. For this purpose, the author undertakes a comparative analysis of the concepts of personality in philosophy and interdisciplinary field. In this case, the phenomenological approach in combination with the information paradigm of modern science is the methodological installation of the analysis of the specificity of identification of a person in digital reality. In addition, the author highlights the principles of the information model of self-determination of the individual, considered the concepts of personalism in philosophy. Having concluded that information models of identification of the person depart from the principles of humanism, the author emphasizes the existing narrowness of understanding of the person only as part of the information sphere of the digital technological environment, completely exhausting his personal qualities with a set of interactive and communicative functions.

Текст научной работы на тему «Личность как объект исследования в контексте информационного общества»

DOI: 10.18721/JHSS.10108 УДК 1(091):17

личность как объект исследования в контексте информационного общества

Н.Ю. Квашенко

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Проблема специфики нового типа личности в цифровой культуре современного общества актуальна в социальной философии прежде всего в связи с трансформациями сознания в сетевых информационно-коммуникативных условиях повседневности и массовых коммуникациях. В статье проанализированы особенности развития личности в современных социальных условиях. Проведен сравнительный анализ концепций личности в философии и междисциплинарной области. Методологической установкой анализа специфики идентификации личности в цифровой реальности выступил феноменологический подход в сочетании с информационной парадигмой современной науки. выделены принципы информационной модели самоопределения личности, рассмотрены концепции персонализма в философии. Сделав вывод о том, что информационные модели идентификации личности отходят от принципов гуманизма, автор статьи подчеркивает существующую узость понимания человека только как части информационной сферы цифровой технологической среды, полностью исчерпывающей его личностные качества набором интерактивных и коммуникативных функций.

Ключевые слова: личность, информационное общество, персонализм, цифровая реальность, массовые коммуникации, инфосфера, Homo informaticus

Ссылка при цитировании: Квашенко Н.Ю. Личность как объект исследования в контексте информационного общества // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 1. С. 81—86. DOI: 10.18721/JHSS.10108

personality as object of study in information society

N.Yu. Kvashenko

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation

The problem of the specificity of a new type of personality in the digital culture of modern society is relevant in social philosophy, primarily in connection with the transformation of consciousness in the network of information and communication conditions of everyday life and mass communications. The objectives of this article are determined by the analysis of the features of personality development in modern social conditions. For this purpose, the author undertakes a comparative analysis of the concepts of personality in philosophy and interdisciplinary field. In this case, the phenomenological approach in combination with the information paradigm of modern science is the methodological installation of the analysis of the specificity of identification of a person

in digital reality. In addition, the author highlights the principles of the information model of self-determination of the individual, considered the concepts of personalism in philosophy. Having concluded that information models of identification of the person depart from the principles of humanism, the author emphasizes the existing narrowness of understanding of the person only as part of the information sphere of the digital technological environment, completely exhausting his personal qualities with a set of interactive and communicative functions.

Keywords: personality, information society, personalism, digital reality, media and communications, infosphere, Homo informaticus

Citation: N.Yu. Kvashenko, Personality as object of study in information society, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social sciences, 10 (1) (2019) 81-86. DOI: 10.18721/JHSS.10108

Введение

Одним из главных признаков современного общества является не только создание новых технических средств коммуникации, но и формирование нового типа личности как некоего субъекта-пользователя, подверженного трансформирующему воздействию всей совокупности информационно-коммуникативных систем, действующих в обществе. Постоянным фоном его существования выступает быстрая смена сообщений о событиях, происходящих в мире. В то же время сообщения персонифицированы с учетом предпочтений конкретного пользователя, что как нельзя лучше соответствует ускоренному ритму жизни современного человека. Принципиально важным становится умение ориентироваться в информационном потоке.

В условиях информационной цивилизации изменения коснулись всех сфер человеческого существования, и можно предположить, что измененные способы коммуникации оказали влияние как на личное, так и на коллективное бессознательное личности. Современные исследователи говорят о появлении человека нового типа — Homo informaticus [1]. Однако в научном дискурсе пока недостаточно изучены вопросы становления и развития личности данного типа.

В различные исторические эпохи и на разных этапах развития человеческой цивилизации проблемы взаимодействия человека с окружающим миром, проблемы самоопределения и самосознания постоянно оставались в центре философских изысканий. Античные философы пытались определить место человека в

государстве с присвоением четких поведенческих характеристик для каждого представителя отдельного социального слоя. Исследование специфики развития личности в контексте информационного общества — актуальная задача современной социальной философии.

Обзор литературы. Понятие информационного общества существует уже более полувека. Посвященные этой теме работы таких ученых, как Д. Белл, й. Масуда, Э. Тоффлер, М. Мак-люэн, давно стали классикой научной мысли. Разработанные концепции отличаются подходами или контекстом, но они убедили общество в том, что оно пребывает в состоянии динамики, изменяющегося движения. Однако большинство исследовательских работ написано в середине и конце XX в. Современное состояние общественного развития не может описываться теми же категориями и развиваться по тем же законам, что и 40-50 лет назад. Понятие личности в данном контексте является одним из ключевых. Это обусловлено природой самого человека, выступающего основанием им же созданной реальности.

Если рассматривать общество как систему коммуницирующих субъектов [2], то в контексте сетевой реальности феномен идентификации личности становится неопределенным.

ответ на вопрос о качествах и свойствах личности искали философы-персоналисты — представители научного направления, сформировавшегося в странах Европы в начале XX в.

Понятие личности всегда занимало важное место в системе научного познания: от «Исповеди» Августина Блаженного до Декарта, от

психоаналитической антропологии 3. Фрейда и архетипов К. Юнга до позитивистской концепции М. Вебера, гуманизма Э. Фромма, персонализма Э. Мунье. Российский персонализм берет начало в литературной среде — из произведений Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Личность в контексте персоналистическо-го философского направления представляется высшей ценностью, в то время как вся реальность — это производная творческой активности личности [3, с. 44].

Для персоналистов личность — важнейшая категория в структуре фундаментальных принципов бытия. Л.Г. Интымакова, описывая характеристики личности с позиций персонализма, приводит три основных взаимодействующих друг с другом параметра — это экстерио-ризация, интериоризация и трансценденция, представляющие собой самореализацию и самоощущение человека во внешнем мире и глубокую саморефлексию, которые объединяются в процессе трансцендирования [4, с. 293].

в психологии выделяют личное бессознательное и сверхличное бессознательное [5, с. 47]. Последнее, определяемое так же, как коллективное бессознательное, является совокупностью неких универсальных, всеобщих образов и представлений.

Учитывая, что в условиях информационной цивилизации изменения коснулись всех сфер человеческого существования, можно предположить, что новые способы коммуникации оказали влияние как на личное, так и на коллективное бессознательное. изучение формирования сетевых технологических сред, продуцирующих новые смыслы, важно для понимания информационного общества и трансформаций массового сознания.

В конце XX столетия философы были обеспокоены феноменом общества потребления. В одноименной работе Ж. Бодрийяра [6] представлен образ социума, всё функционирование которого подчинено необходимости приобретать новые и новые материальные блага. Личность в таком обществе превращается в пассивного потребителя, не способного проявлять инициативу, стремящегося только к удовлетворению собственных потребностей.

По мнению Э. Фромма [7], пассивный человек, не проявляющий себя в мире активно, испытывает постоянную тревожность и одино-

чество, которые он может преодолеть, только подчиняясь идолам потребления.

Личность всегда выражается в поиске собственной идентичности и обладает безусловной свободой самоопределения. Н.В. Мотро-шилова отмечает, что «пороком современной цивилизации является коренное отставание социального познания и мышления — и даже непонимание этого факта, отсутствие всякой заботы об адекватном развитии социального разума» [8, с. 157].

О.П. Черных, отмечая склонность к прагматизму и потребительскому способу мышления, выделяет также крайнюю рационализацию сознания современной личности. Анализируя негативные последствия воздействия массовой информации на личность, исследователь делает вывод, что данная проблема является особенностью нашего общества и ее решение видится «в попытках теоретической рефлексии» [9, с. 43].

Инфосфера — один из главных атрибутов социальной жизни во всех ее проявлениях. Создатель концепции философии информации Л. Флориди рассматривает инфосферу как совокупность человеческих существ, других биологических организмов, а также искусственных агентов, физических объектов и даже «платоновских» сущностей, не находящихся в физическом хронотопе; при этом человеческие личности для него «информационные объекты, которые динамично взаимодействуют с миром других информационных объектов» [Цит. по: 10, с. 47]. Заглядывая в ближайшее будущее, Флориди описывает повседневность, где стирается грань между реальностью и виртуальностью. Человек будет находиться в окружении интерактивных предметов и вступать с ними в процесс коммуникации.

Анализируя проблемы существования личности в условиях активно развивающейся инфосферы, современные исследователи приходят к выводу о том, что «у представителей цифрового поколения наращивание информационных сред формирует когнитивную ориентацию на фрактальный нарратив как приоритетный способ создания повествований, концептов, познавательных практик» [11, с. 57].

определенные попытки ответить на существующие вопросы в сфере формирования и развития личности предпринимаются в рамках нового

направления — киберантропологии, работающего на стыке социальной и культурной антропологии. Исследования в этой области показывают те проблемы, которые возникают у современной личности на этапе определения персональной идентичности, происходящего в условиях цифрового киберпространства [11, с. 59].

В этом контексте понятие инфосферы выступает ключевым концептом в обсуждении проблемы личности в информационном обществе, поскольку именно в ее виртуальном пространстве «реализуются все виды информационных взаимодействий, порождаемых отношениями субъектов и объектов инфосферы» [12, с. 14].

Постановка проблемы и цели исследования

В XXI в. определяющим фактором развития глобальной деятельности людей является информация. Активное внедрение информационных технологий способствует ускорению процессов, происходящих в социуме, что требует более подробного и тщательного анализа реального состояния общества, а также прогнозирования будущих вызовов и рисков его развития.

Любое изменение в системе существования социума может иметь как положительные, так отрицательные последствия. Несмотря на то что попытки прогнозирования влияния тех или иных новшеств на повседневную реальность и человека в ней могут быть неточными и ошибочными, делать это всё равно необходимо, ведь, как отметил Г. Бехманн, «выбранный путь может кардинально изменить ход развития всего человечества» [13, с. 8].

таким образом, представители научного сообщества сформулировали концепции развития социума в информационной реальности, однако о проблеме личности как части этого социума, взаимодействующей с ним и в то же время испытывающей на себе его влияние, сказано пока недостаточно подробно.

Цель данного исследования — определить специфические особенности личности, развивающейся под влиянием инфосферы в условиях цифровой цивилизации.

Методология

По общепринятому определению, под «личностью понимается совокупность свойств,

которые индивид получает от общества в процессе социализации»1. Более широко это определение можно трактовать как «сложную социальную систему, характеризующуюся высоким уровнем целостности, открытостью, устойчивостью, возможностью самоорганизации и саморазвития» [14].

Исходные позиции социально-философского исследования личности в контексте информационного общества определяются соотнесением общенаучного системного подхода с феноменологией личности. Проблемные вопросы в отношении самоопределения и самоощущения личности в условиях информационного общества акцентируют необходимость синтеза персоналистической и информационной интерпретации понятия «личность». Если для персоналистической концепции характерно представление о личности как высшей ценности бытия, то в реалиях цифровой цивилизации личность — не более чем «информационный организм», часть инфосферы, чьи волевые и творческие характеристики постоянно снижаются.

Результаты исследования

особенностью информационной цивилизации является то, что технологическое совершенствование и внедрение в повседневную реальность новых средств коммуникации происходит слишком быстро, причем вне зависимости от наличия или отсутствия объективных запросов на это в обществе. стремление к постоянному улучшению, усовершенствованию можно назвать характерным свойством личности эпохи цифровой цивилизации.

сообщества, создаваемые в виртуальном мире, формируют для современного человека новую альтернативную реальность, в которой он может «прожить» неограниченное количество жизней в каком угодно качестве.

Человеку дается возможность сконструировать свой, новый мир, учитывая опыт, полученный в мире реальном, отсекая его несовершенства. однако создание такого идеального мира — это не более чем иллюзия, ведь там, где есть человек, его разум, сознание, присутствуют и его стереотипы, комплексы, заблуждения.

1 Словарь философских терминов. 2-е изд., доп. и испр. Кемерово, 2011. 255 с.

цифровые технологии, распространившиеся на все сферы повседневной реальности, оказывают существенное влияние на все сферы жизни человека. Новые смыслы, встраиваясь в структуру личного бессознательного, способствуют формированию особого типа мышления.

Стремительное развитие сетевых технологий позволило каждому отдельно взятому человеку примерить на себя роль творца, создающего свою реальность и себя в ней. Идея создания нового мира и нового себя в нем очень заманчива для человека. Как писал Г.М. Маклюэн, «люди мгновенно оказываются зачарованы любым расширением самих себя в любом материале, кроме них самих» [15, с. 117]. Человеку кажется, что в новом мире он сможет избежать ошибок, совершенных в реальности, стать тем, кем он представляет себя в самых смелых мечтах, ведь для этого достаточно только выбрать нужную опцию в списке.

Жизнь современного человека перенасыщена круглосуточными предложениями потребителю, зашифрованными в бесконечном потоке информации, исходящем от медиа. Неограниченное потребление — еще одно неотъемлемое свойство информационного общества, причем стремление постоянно поглощать что-либо сконцентрировалось на основном ресурсе современного общества — на информации. Она больше не дозируется. Доступ к распростране-

нию информации имеет практически любой член общества, независимо от его социальных характеристик.

Заключение

Информационное общество необходимо характеризовать не только с точки зрения экономических и технических преобразований, но и как этап цивилизационного развития, формирующий личность нового типа. Современный человек обладает двойственной природой, определяемой, с одной стороны, желанием соответствовать искусственно созданным образцам, навязанным массовой потребительской культурой, и, с другой стороны, стремлением к постоянному самовыражению, осуществляемому с помощью средств коммуникации.

Сравнительный анализ информационного и феноменологического аспектов развития личности в условиях цифровой культуры показал, что информационные модели идентификации личности отходят от принципов гуманизма.

Понимание человека как части информационной сферы должно заключаться не только в описании его интерактивных и коммуникативных функций в цифровой технологической среде, но и в осознании его значимости как личности со всей совокупностью характеристик, которые сформированы под влиянием не всегда явных факторов социокультурной среды.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от Homo Faber к Homo Informaticus // Человек. 2000. № 4. С. 127-134.

2. Луман Н. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2004. 232 с.

3. Аванесов А.А. Личность в персонализме: определенность и трансгрессия // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия, социология, политология. 2018. № 43. С. 44-54.

4. Интымакова Л.Г. Персонализм: личность как первичная творческая реальность // Вестн. Таганрогского ин-та им. А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С. 292-296.

5. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного [пер. с англ.]. Изд. 2-е. М.: Cogito centre, 2013. 350 с.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Республика : Культ. рев., 2006. 268 с.

7. Фромм Э. Революция надежды / пер. с англ. Т. Панфиловой. М.: АСТ, 2006. 283 с.

8. Малер А.М., Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон+, 2010.

9. Черных О.П. Критика информационной культуры // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 2011. № 2. С. 41-52.

10. Хлебников Г.В. Философия информации Лучано Флориди // Метафизика. 2013. № 4 (10). С. 35-48.

11. Шипунова О.Д., Березовская И.П., Гашко-ва Е.М. Условия формирования личности в контексте киберантропологии // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 3. С. 57-64.

12. Соловьёв И.В. О субъекте и объекте инфосферы // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 14-18.

13. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний [пер. с нем.]. М.: Логос, 2010. 248 с.

14. Алиева М.Ф. Личность в контексте современного информационного общества // Вестн.

Адыгейского гос. ун-та. Сер. 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2.

15. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа = Understanding Media. М.: Кучково поле. 2011. 462 с.

Квашенко Надежда Юрьевна

e-mail: kvaschenko.n@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2019 г.

references

[1] Abramov M.G., [Man and Computer: From Homo Faber to Homo Informaticus], Chelovek, 4 (2000) 127-134.

[2] Luman N., Obshchestvo kak sotsial'naya sistema [Society as a social system], Logos, Moscow, 2004.

[3] Avanesov A.A., [Personality in personalism: certainty and transgression], Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo univ. Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, 43 (2018) 44-54.

[4] Intymakova L.G., [Personalism: Personality as Primary Creative Reality], Vestnik Taganrogskogo in-stituta imeni A.P. Chekhova. Gumanitarnyye nauki, 2 (2014) 292-296.

[5] Yung K.G., Ocherki po psikhologii bessoznatel'-nogo [Essays on the psychology of the unconscious], Cogito centre, Moscow, 2013.

[6] Baudrillard J., Obshchestvo potrebleniya: yego mify i struktury [Consumer society: its myths and structures], Respublika, Kul'turnaya revolyutsiya, Moscow, 2006.

[7] Fromm E., Revolyutsiya nadezhdy [A revolution of hope], AST, Moscow, 2006.

[8] Maler A.M., Motroshilova N.V., Tsivilizatsiya i varvarstvo v epokhu global'nykh krizisov [Civilization and barbarism in the era of global crises], Kanon+, Moscow, 2010.

[9] Chernykh O.P., [Criticism of information culture], Vestnik Moskovskogo univ. Ser. 7. Filosofiya, 2 (2011) 41-52.

[10] Khlebnikov G.V., [Information Philosophy Luciano Floridi], Metafizika, 4 (10) (2013) 35-48.

[11] Shipunova O.D., Berezovskaya I.P., Gash-kova E.M., [Conditions of personality formation in the context of cyber-anthropology], St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 8 (3) (2017) 57-64. DOI: 10.18721/ JHSS.8306.

[12] Solovyev I.V., [About the subject and object of the infosphere], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 5 (2013) 14-18.

13] Bekhmann G., Sovremennoye obshchestvo: obshchestvo riska, informatsionnoye obshchestvo, ob-shchestvo znaniy [Modern society: risk society, information society, knowledge society], Logos, Moscow, 2010.

[14] Aliyeva M.F., [Personality in the context of the modern information society], Vestnik Adygeyskogo go-sudarstvennogo univ. Ser. 1. Regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'-turologiya, 2 (2009).

[15] McLuhan H.M., Understanding Media, Kuch-kovo pole, Moscow, 2011.

Kvashenko Nadezhda Yu.

e-mail: kvaschenko.n@yandex.ru

Received 05.02.2019.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.