Научная статья на тему 'Влияние инноваций на конкурентные преимущества предприятий'

Влияние инноваций на конкурентные преимущества предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловельская И.В., Паничева В.

Предприятия различных видов деятельности и форм собственности постоянно ищут пути повышения эффективности своей работы. Это связано с тем, что внешняя среда становится все более агрессивной, на нее активно влияют глобализация и усилившаяся в последнее время конкуренция на международном рынке. Для того, чтобы выжить во враждебной среде, предприятия должны постоянно искать пути обеспечения конкурентных преимуществ, на обеспечение которых наибольшее влияние оказывают такие факторы, как: инновационная деятельность; правильная организация сбытовой сети; организация технического обслуживания продукции; создание имиджа предприятия; воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INNOVATION ON THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISES

Enterprises of different activities and forms of property are constantly looking for ways to improve the effectiveness of its work. This is due to the fact that the external environment is becoming more aggressive, it actively influence globalization, intensified competition in recent years on the international market. In order to survive in a hostile environment, companies must constantly look for ways to provide competitive advantages to ensure that the most affected by such factors as: innovation; the proper organization of the sales network; organization of maintenance products; creation of the company's image; the impact of conditions on development trends in the market position of the company, etc. Companies that fall into this situation are forced to implement its activities more and more new programs of innovation. The easiest way to solve these problems is to optimize the production, as a guarantee of success for the future production. To do this, we suggest to use one of the most well-known production management models.

Текст научной работы на тему «Влияние инноваций на конкурентные преимущества предприятий»

УДК 330.341.1:009.12

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

Воловельская И.В., к.е.н., доцент, Паничева В., магистр (УкрГУЖТ)

Предприятия различных видов деятельности и форм собственности постоянно ищут пути повышения эффективности своей работы. Это связано с тем, что внешняя среда становится все более агрессивной, на нее активно влияют глобализация и усилившаяся в последнее время конкуренция на международном рынке.

Для того, чтобы выжить во враждебной среде, предприятия должны постоянно искать пути обеспечения конкурентных преимуществ, на обеспечение которых наибольшее влияние оказывают такие факторы, как: инновационная деятельность; правильная организация сбытовой сети; организация технического обслуживания продукции; создание имиджа предприятия; воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке и т.д.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, модель управления производством

ВПЛИВ 1ННОВАЦ1Й НА КОНКУРЕНТН1 ПЕРЕВАГИ

пвдпРИемств

Воловельська 1.В., к.е.н., доцент, Пашчева В., маг^тр (УкрДУЗТ)

Шдприемства р1зних вид1в д1яльност1 I форм власностг посттно шукають шляхи тдвищення ефективност1 своег роботи. Це пов'язано з тим, що зовтшне середовище стае все бшьш агресивним, на нього активно впливають глобал1защя, а також конкуренщя, що останшм часом посилилася на мгжнародному ринку.

Для того, щоб вижити у ворожому середовищ1, тдприемства повинт посттно шукати шляхи забезпечення конкурентних переваг. Основт фактори, що найбшьше впливають на конкурентш переваги, це: гнновацгйна дгяльнгсть; правильна органгзацгя збутовог мереж1; оргатзащя технчного обслуговування продукци; створення гмгджу тдприемства; вплив тенденцтрозвитку кон'юнктури на пооложення тдприемства на ринку I т. д.

Ключов1 слова: тноваци, конкурентоспроможтсть, конкуренты переваги, модель управлтня виробництвом

© Воловельская И.В., Вкник економпки транспорту i промисловост № 55, 2016

Паничева В. _ ,

64

THE IMPACT OF INNOVATION ON THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF ENTERPRISES

Volovelskaya I. V., Candidate of Economic Sciences, associate professor, Panicheva V., master (UkrSURT)

Enterprises of different activities and forms of property are constantly looking for ways to improve the effectiveness of its work. This is due to the fact that the external environment is becoming more aggressive, it actively influence globalization, intensified competition in recent years on the international market.

In order to survive in a hostile environment, companies must constantly look for ways to provide competitive advantages to ensure that the most affected by such factors as: innovation; the proper organization of the sales network; organization of maintenance products; creation of the company's image; the impact of conditions on development trends in the market position of the company, etc.

Companies that fall into this situation are forced to implement its activities more and more new programs of innovation. The easiest way to solve these problems is to optimize the production, as a guarantee of success for the future production. To do this, we suggest to use one of the most well-known production management models.

Key words: innovations, competitiveness, competitive advantages, the model of production management

Постановка проблемы. Для того, чтобы суметь получить прибыль в условиях агрессивной внешней среды, предприятия должны постоянно искать пути обеспечения своих конкурентных преимуществ.

Необходимость выбора оптимальной модели управления предприятием послужила основой для написания данной статьи.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы, в которых раскрываются основы экономики предприятия, рассматривали такие ученые, как: В.Л. Дикань, Е.В. Шраменко, Н.В. Якименко, ИВ. Воловельська, Е.В. Маковоз. и др. [4, 5].

Вопросам, касающимся управления производством уделили внимание такие учение, как В.Л. Дикань, Р.А.Долженко, В.А. Зубенко, И.В. Токмакова, и др. [2, 3, 6].

Непосредственно модель

«Бережливого производства» была предложена Тайити Оно [1,7].

Нерешенные составляющие

общей проблемы. Проблема состоит в отсутствии комплексного

адаптированного подхода к управлению предприятиями в современных условиях..

Цель статьи заключается в изучении и анализе современных моделей управления предприятиями в Украине.

Изложение основного материала исследования. Конкурентоспособность предприятия включает в себя комплекс экономических характеристик, которые определяют его положение в отрасли.

На обеспечение конкурентных преимуществ предприятия наибольшее влияние оказывают такие факторы, как: инновационная деятельность; правильная организация сбытовой сети; организация технического обслуживания продукции; создание имиджа предприятия;

воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение предприятия на рынке и т.д.

Таким образом, предприятия различных видов деятельности и форм собственности постоянно ищут пути

повышения эффективности своей работы. Это связано еще и с тем, что внешняя среда становится все более агрессивной, на нее активно влияют глобализация, усилившаяся в последнее время конкуренция на международном рынке.

Предприятия, попавшие в такую ситуацию вынуждены внедрять в свою деятельность все новые и новые программы инновационных

преобразований. Самый простой путь для решения этих проблем заключается в оптимизации производства, как залогу производственных успехов в будущем. Для этого возможно использовать одну из существующих моделей управления производством, например модель «Бережливого производства» [1].

Эта модель появилась и получила распространение в 1960-70гг. Модель была создана в фирме «Тойота», названа «Lean» (тощий, худощавый) и предполагала использование

минимального количества ресурсов для изготовления «точно в срок» высококачественных продуктов. Эта технология известна как Toyota Production System или TPS. Еще эта аббривиатура переводится как Thinking People System или система думающих людей. В нашей стране Lean Production принято переводить как «Бережливое

производство».

Создал эту систему Тайити Оно, японский инженер и предприниматель, с 1978 года — председатель совета директоров компании «Тоёта босёку». Он описал эту систему в книге «Производственная система Toyota». Тайити Оно сумел разработать и внедрить производственную систему Toyota, выросшую в систему менеджмента, которую и сейчас перенимают многие компании мира.

Основная цель концепции бережливого производства состоит в увеличении скорости прохождения любого процесса за счет сокращения 7 видов потерь: [6]

1. Излишняя обработка - действие при производстве продукции или услуги, которое неэффективно и ничего не стоит с точки зрения клиента.

2. Излишняя транспортировка -излишнее перемещение продукта на любой стадии его изготовления.

3. Излишнее движение - излишнее перемещение персонала

4. Переделка - повторная работа с уже изготовленной продукцией

5. Излишние запасы - избыточные товарно-материальные ценности и незавершенное производство

6. Излишнее ожидание - задержки во времени или простой производственного процесса.

7. Перепроизводство - создание продукции в объеме, превышающем необходимый.

Эта модель представлена в форме дома, так как такая форма символизирует стабильность и основательность.

Эта модель работает на следующих основных принципах:

Хейдзунка — организация

«сглаживания» производственного плана, при котором заказы выполняются циклами, а дневные колебания уровня заказов стандартизируются с помощью равномерного производственного

графика. Кайдзен — это принцип постоянного улучшения деятельности с целью увеличения цены и уменьшения себестоимости.

Стандартная работа (standard work) — точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения

определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы.

Дзидока (jidoka) - принцип работы производственного оборудования, которое способно самостоятельно обнаружить проблемы, например, неисправность оборудования, дефекты в качестве продукции или задержку в выполнении работы, сразу остановиться и

сигнализировать о необходимости оказания помощи.

Built-in quality (встроенное качество) - это система организационных, технических и логистических мер, направленных на недопущение изготовления некачественной с точки зрения клиента продукции.

Еще один из важных моментов системы бережливого производства заключается в определении ценности и видов потерь. Любое действие на предприятии измеряется как приносящее дополнительную стоимость для потребителя и не приносящее.

Основная_цель Бережливого

производства состоит в избавлении от потерь, под которыми подразумеваются мероприятия, которые не создают ценность.

Потери называются Муда (muda), что означает любое мероприятие, при котором потребляются ресурсы, но не создаются ценности.

Для этого мероприятия следует разделить на три категории: мероприятия, создающие ценность; мероприятия, не создающие ценность, но неизбежные, например, из-за технологических причин, таких как проверка качества сварных швов (муда первого рода или потери); мероприятия, не создающие ценность, которые можно немедленно исключить из процесса, например, далеко и неудобно расположенные инструменты, детали (муда второго рода или вред).

Данная технология с успехом используется, например в логистике (Лин логистика) или в медицине (в 2006 году по инициативе Lean Enterprise Academy (Великобритания) состоялась первая в ЕС конференция по проблеме внедрения Лин в сфере здравоохранения), а так же и в других отраслях народного хозяйства.

Вывод. Основным достоинством модели является высокая

организованность процессов, что, в конечном счете, позволяет полностью

избежать ненужных затрат и успешно конкурировать в условиях современного рынка. Как недостаток можно назвать слабую вовлеченность персонала и сложности при проведении изменений в компании.

Но следует отметить, что методология продолжает развиваться, делая упор на качество продукции и, таким образом, устраняя многие недостатки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

¡Бережливое производство:

краткий курс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.up-

pro.ru/library/production_management/lean/l ean-kratkij -kurs.html

2Дикань, В.Л. Стратепчне управлшня [Текст]: навч. поабник / В.Л. Дикань, В.О. Зубенко, 1.В. Токмакова, О.В. Маковоз, О.В. Шраменко. - К.: «Центр учбово'1 л^ератури», 2013. - 272 с.

3Дикань, В.Л. Теорiя й методи стратепчного управлшня [Текст] / В.Л. Дикань, Н.В. Чебанова // Збiрник наукових праць Державного економшо-

технолопчного ушверситету транспорту. Серiя «Економша i управлшня». - Кшв: ДЕТУТ, 2008. - Вип. 12. - С. 214-217.

4 Дикань, В.Л. Економiчна безпека тдприемства [Текст]: навч. поабник / В.Л. Дикань, 1.В. Воловельська, О.В. Маковоз. - Х.: УкрГАЖТ, 2011. - 243 с.

5 Дикань, В.Л. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособ. / В.Л. Дикань, Е.В. Шраменко, Н.В. Якименко. -Харьков: УкрГАЖТ, 2008. - 274 с.

бДолженко, Р.А. Сущность и оценка эффективности использования оптимизационных технологий «лин» и «6 сигм» [Текст] / Р.А. Долженко // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - 2014. - №1. - С. 25-33. ]

7Quick Changeover for Operators. The SMED System by Shigeo Shingo, 2000.

Статья поступила: 21.09.16г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.