Научная статья на тему 'Управление рисками сельскохозяйственных предприятий'

Управление рисками сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / УГРОЗА / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковоз Е. В., Россочинская О. П.

В статье рассматривается механизм управления рисками сельскохозяйственных предприятий, как основная составляющая системы обеспечения их экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the mechanism of risk management of agricultural enterprises, as the main component of the system to ensure their economic security.

Текст научной работы на тему «Управление рисками сельскохозяйственных предприятий»

12. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг [Текст]: учебник / Р.А. Фатхутдинов.-М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 640 с.

13. Чепенюк, В. Private label: убийца бренда производителя? [Текст] / В. Чепенюк // Новая торговля.- 2006. - №4. - С. 20-21.

14. Черненко, С.О. Конкуренция и эффективность товарных рынков в Украине [Текст]/ С.О. Черненко.- К.: КНТЕУ . - 2006.- 186с.

15. Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде [Текст] / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов. -М.: Экономика . - 1997.- 136с.

16. Забродский, В. Теоретические основы оценки экономической безопасности отрасли и фирмы [Текст] / В. Забродский, Н. Капустин // Бизнес-информ. - 1999.- № 15 - 16. - С. 35-37.

17. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст]: пер. с англ. / И. Ансофф; под ред. Л.И. Евенко.- М.: Экономика, 1999. - 519 с.

18. Дикань, В.Л. Економiчна безпека шдприемства [Текст]: учебник тдручник для вузiв / В.Л. Дикань, О.В. Маковоз, I. В. Воловельська. -Харшв. - УкрДАЗТ, 2010. - 253 с.

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «економическая безопасность». Предложено обобщить подход к определению этого понятия.

Ключевые слова: экономическая безопасность, предприятие, кризис, стабильность.

Summary. In the article the basic approaches to the definition of «економическая security». Proposed to generalize the approach to the definition of this concept.

Key words: economic security, enterprise, crisis stability.

Рецензент д.е.н., професор УкрДАЗТ Зайцева 1.Ю. Експерт редакцшноИ колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Токмакова 1.В.

УДК 631.11:330.131.7

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Маковоз Е.В., к.э.н., доцент, Россочинская О.П., магистр (УкрГАЖТ)

У сmаmmi розглядаеться мехатзм управлтня ризиками стъськогосподарських тдприемств, як основна складова системи забезпечення 1х економiчноi безпеки.

Ключовi слова: ризик, загроза, управления ризиками, мехатзм

Постановка проблемы. Риски присущи всем отраслям экономики, но особенно остро они проявляется в аграрной сфере.

Сельскохозяйственное производство в наибольшей степени подвержено влиянию факторов, приводящих к возникновению рисков. Производство и реализация сельскохозяйственной продукции связаны с вероятностью возникновения ситуаций, ведущих к потере прибыли или даже ресурсов производителя, к неплатежеспособности предприятия и последующим банкротством.

В связи с этим, важным направлением совершенствования деятельности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса является минимизация рисков на основе реализации процесса эффективного управления ими.

Обзор литературы. Проблемам управления рисками посвящено большое количество трудов таких зарубежных авторов, как Альгин А.П. [1], Брейли Р. [2], Венглер Дж. [6], Майрс С. [2] и т.д. Ими рассмотрены основные

концепции рисков, приведены различные классификации, методы и системы управления в условиях рыночной экономики. Основные положения западных ученых об управлении рисками нуждаются в корректировке с учетом отечественных условий.

Управлением рисками для отечественной экономики представлены в работах Гранатурова В.М. [3], Шапкина А.С. [5], а также в работах, посвященных этой проблеме в

сельскохозяйственной отрасли - Каменской Е.А. [4], Сергеева В.И. [4] и т.д. Эти работы не дают целостного представления о рисках для предприятий именно сельскохозяйственной отрасли. Нерешенные составляющие общей проблемы. В отечественной науке недостаточно полно разработаны подходы к управлению рисками сельскохозяйственных предприяитй.

Цель статьи состоит в разработке механизма управления рисками на сельскохозяйственных предприятиях.

© Маковоз Е.В., Россочинська О.П.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 41, 2013

Изложение основного материала исследования. Для понимания причин

возникновения рисков необходимо рассмотреть особенности агропромышленного производства, поскольку, несмотря на то, что сельское хозяйство подвластно основным экономическим законам, которые являются характерными для любой экономической системы, оно все же отличается от других отраслей составом средств производства, социальной структурой производства и назначением производимой продукции. В сельском хозяйстве в качестве главного, незаменимого средства производства используется земля. Она является единственным средством производства, которое при правильном использовании сохраняет свои качества. Для поддержания, а тем более повышения плодородия земли требуются значительные капитальные вложения, которые окупятся только в последующие годы. В связи с этим значительно увеличивается срок оборачиваемости капитала. Сельское хозяйство как отрасль отличается применением таких специфических средств производства как живые организмы - растения и животные, которые развиваются на основе биологических законов. Поэтому результаты агропромышленного производства, его экономическая эффективность в основном зависят от агробиологических и физиологических свойств растений и животных, а не от количества затраченного труда и средств. В сельском хозяйстве, как правило, перемещаются орудия производства, а предметы труда находятся на одном месте. На передвижение рабочих агрегатов требуется большое количество энергетических ресурсов, поэтому обеспеченность сельского хозяйства энергетическими ресурсами должна быть значительно выше, чем в других отраслях. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам, которые различаются природно-климатическими условиями, оказывающими большое влияние на конечные результаты производства. Кроме того, природно-климатические условия оказывают существенное влияние на размещение и специализацию сельского хозяйства. Отдельные

сельскохозяйственные культуры могут

произрастать и созревать только в определенных климатических условиях. Зависимость

агропромышленного производства от природно-климатических факторов обуславливает постоянные колебания объемов производства и рыночных цен на различные виды продукции.

Одной из важных особенностей сельского хозяйства является то, что значительная часть созданной продукции принимает участие в

дальнейшем процессе производства, то есть в качестве его средства, поэтому уровень товарности сельскохозяйственной продукции значительно ниже, чем в других отраслях. Сезонный характер производственных процессов также обуславливает отличный от других отраслей порядок формирования оборотного капитала и воспроизводства рабочей силы.

На основе этих особенностей сельскохозяйственной отрасли, возможно выделить следующие источники возникновения рисков в агропромышленном производстве.

1. К первому источнику рисков можно отнести изменение погодных условий.

2. Второй источник рисков - это биологическая природа используемых в сельском хозяйстве производственных ресурсов и получаемой продукции.

3. Третий источник связан с нежелательными изменениями качества и количества факторов производства. Это снижение качества посевного материала, удобрений, комбикормов, неудовлетворительный уровень качества техники, несвоевременная поставка горючесмазочных материалов и прочее.

4. Четвертый источник вытекает из территориальной протяженности сельскохозяйственного производства.

5. Пятый источник - изменение условий реализации произведенной продукции.

6. Шестой источник связан с изменением денежно-кредитной политики.

Для обеспечения эффективной

хозяйственной деятельности и получения положительных экономических результатов необходимо управлять рисками. Полностью убрать риск из хозяйственной деятельности невозможно. Но попытаться снизить его или хотя бы создать резервы для покрытия последствий риска, возможно. Именно на этом и основывается система управления рисками на любом

сельскохозяйственном предприятии. Выявление и идентификация факторов риска - одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия. Мы предлагаем при исследовании и управлением рисков использовать следующий механизм, основанный на построении карты рисков, что поможет предприятию нейтрализовать или значительно снизить имеющиеся риски. Он представлен на рис. 1.

Данный механизм позволяет после определения миссии и целей предприятия обеспечить диагностику внешней и внутренней среды с целью выявления направления их влияния на предприятие.

Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 41, 2013

Определение миссии и целей предприятия

Рис. 1. Механизм управления рисками предприятия

Далее мы рассматриваем имеющуюся информацию, полученную из предыдущих мониторингов и сравниваем ее с настоящими результатами. После этого мы используем так называемые «архивы» информации относительно рисков и методов воздействия на них.

Проведя анализ внешней и внутренней среды предприятия, мы можем идентифицировать предполагаемые риски и определить методы воздействия на них. Для этого предлагается использовать «Карту рисков».

Выводы: При использовании механизма управления рисками, мы можем определить размер «резервного фонда», который поможет предприятию перекрыть влияние катастрофических рисков. Что

касается рисков, доля вероятности осуществления которых достаточно мала, данный механизм поможет выстроить стратегию, основной целью которой будет нейтрализация таких рисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альгин А.П. Грани экономического риска [Текст]: А.П. Альгин - М.: Знание, 1991. - 64с.

2. Брейли Р., Майрс С. Принципы корпоративных финансов [Текст]: Р. Брейли, С. Майрс. — М.: Олимп - бизнесс, 2004. - 977 с.

3. Гранатуров В.М. Экономический риск. Сущность, методы измерения, пути снижения

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 41, 2013

[Текст]: В.М. Гранатуров. - М.: Дело и сервис, 2002. -112 с.

4. Каменская Е.А. Управление рисками сельскохозяйственных предприятий в условиях реформирования производства [Текст]: Е.А. Каменская // Известия Санкт - Петербургского государственного аграрного университета. - № 9. -2008. - С. 108-111 .

5. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций [Текст]: монография. / А.С. Шапкин -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 554 с.

6. John Wangle Managing Energy Risk: A Nontechnical Guide to Markets and Trading. Pennell Pub, 1st edition, 2001. - 250 pp.

Аннотация. В статье рассматривается механизм управления рисками сельскохозяйственных предприятий, как основная составляющая системы обеспечения их экономической безопасности. Ключевые слова: риск, угроза, управление рисками, механизм.

Summary. The article considers the mechanism of risk management of agricultural enterprises, as the main component of the system to ensure their economic security.

Keywords: risk, threat, risk management mechanism.

Рецензент д.э.н., профессор УкрГАЖТ Зайцева И.Ю. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.

УДК 656.072(262.5)

МЕТОДИЧН1 ОСНОВИ ОЦ1НКИ ПРИВАБЛИВОСТ1 ПОРТ1В НА ПРИКЛАД1 СЕРЕДЗЕМНОМОРСЬКО-ЧОРНОМОРСЬКОГО РЕГЮНУ

МихайловаЮ.В., к.е.н., доцент (ОНМУ)

У cmammi визначено головт зацжавлет стороны у виборi того або тшого порту для включення його в крузний маршрут, выявлено основт чинники, що впливають на вибiр порту туристами та критерй привaбливосmi кругзного порту з позицт кругзних компатй i mурисmiв. Використана в сmammi методика ощнки питомо1 привaбливосmi дозволяе проранжувати порти та вибрати найпривабливш з позицт уах зацжавлених сторт для включення в крузний маршрут.

KnwHaei слова крууз, крузний маршрут, крузна компан1я, порт заходу, привабливiсть, варткть

Постановка проблеми. Виявлення найбшьш оптимального кру'зного маршруту, який включае порти, що мають штерес для менпв, та при цьому дозволяе отримати максимальний прибуток для судновласниюв, е одтею з ключових цшей судноплавних компанш, даючих на ринку кру'зних послуг i прагнучих бути на ньому конкурентоздатними. Тому виявлення порпв для включент 'х в крузний маршрут е актуальним завданням.

Огляд останшх до^джень i публтацш. У зарубшнш лiтературi юнують окремi дослвдження, присвячет чинникам привабливосп з точки зору крузних порпв [1], екожмчнш ощнщ впливу суднозаходжень на середземноморсью порти [2]. У робот! [3] проведений аналiз основних чинниюв, що перешкоджають здайсненню кру'зних маршрутов з вiтчизняних порпв. У перерахованих дослвдженнях ввдсутня комплексна методика, яка дозволяе ощнити привабливiсть кру'зного маршруту з позицiй усiх зацжавлених сторiн.

Завдання до^дження. В хода дослвдження передбачаеться виявити та сформувати набiр критерiiв та провести комплексну оцiнку

привабливосп порпв Середземноморсько-чорноморського регюну для включення iх в кру'зний маршрут.

Основний матерiал до^дження. Виробництво кру'зного продукту i надання туристично' послуги вимагае певних трудових i матерiальних витрат. Кру'зна продукця, тобто кру'з, i усi супутнi послуги, як i транспортна продукция в цшому, мае варпсть i а^варпсть.

Собiвартiсть залежить ввд обсягу перевезень, 'х структури за видами сполучення, середньо' вiдстанi перевезення, сезонносп та нерiвномiрностi, розподiлу руху за напрямами перевезень.

Розмiр пасажирообiгу впливае на собiвартiсть пасажирських перевезень залежно ввд складу експлуатацiйних витрат. Цi витрати двояко залежать вiд вiдстанi руху.

Чинниюв, що впливають на собiвартiсть перевезення, багато. Основнi з них можна роздiлити на три групи:

1) чинники, пов'язат з об'ективними умовами роботи пасажирського флоту;

2) технiко-експлуатацiйнi характеристики, комфортабельтсть, швидкiсть ходу;

© Михайлова Ю.В.

В1сник економ1ки транспорту i промисловост1 № 41, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.