Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ '

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / стратегия / инновационная деятельность / инновационное развитие / конкурентоспособность / наука / бизнес-модели / прогноз / innovation / strategy / innovation activity / innovative development / competitiveness / science / business models / forecast

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.И. Аджиева, З.И. Каппушев

В статье авторы провели исследование роли инноваций как фактора обеспечения конкурентоспособности компании. Инновации, исследования, разработки и их реализация в настоящее время являются важной частью политических амбиций большинства промышленно развитых и развивающихся стран мира. Глобальные расходы на инновации продолжают расти, и доля бизнеса в них растет. Кроме того, актуальность данной темы обусловлена также ускорением процессов цифровой трансформации российской и мировой экономики, из-за чего возрастает необходимость создания рамочных условий для инноваций, информационных и коммуникационных технологий. Исходя из этого, важной задачей государства является создание национальной инновационной системы, которая способствует инновационной активности отечественных компаний и повышает научную направленность исследовательской деятельности компаний. Учитывается роль инноваций как фактора обеспечения конкурентоспособности компании, определена важность конкурентоспособности бизнеса в современных экономических условиях. Доказана связь между инновациями и конкурентоспособностью; определены сферы влияния инноваций; охарактеризовано влияние инноваций на формирование конкурентоспособности компаний. Полученные результаты направлены на оптимизацию управления конкуренцией с помощью инновационных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.И. Аджиева, З.И. Каппушев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INNOVATION ON THE FORMATION OF COMPETITIVENESS OF COMPANIES

In the article, the authors conducted a study of the role of innovation as a factor in ensuring the competitiveness of a company. Innovation, research, development and their implementation are now an important part of the political ambitions of most of the industrialized and developing countries of the world. Global innovation spending continues to rise, and the share of business in it is growing. In addition, the relevance of this topic is also due to the acceleration of the processes of digital transformation of the Russian and world economy, which increases the need to create framework conditions for innovation, information and communication technologies. Based on this, an important task of the state is to create a national innovation system that promotes the innovative activity of domestic companies and increases the scientific focus of research activities of companies. The role of innovation as a factor in ensuring the company's competitiveness is taken into account, the importance of business competitiveness in modern economic conditions is determined. The link between innovation and competitiveness has been proven; the spheres of influence of innovations are determined; the influence of innovations on the formation of the competitiveness of companies is characterized. The results obtained are aimed at optimizing competition management through innovative strategies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ »

Поэтому выбор соответствующих профессий в сфере маркетинга оправдан соответствующим уровнем спроса и мотивации.

Данные о состоянии рынка труда в сфере маркетинга подтверждают, что спрос на специалистов в области маркетинга в современных условиях является устойчиво высоким с тенденцией к росту в отношении диджитал-маркетологов.

В перспективе развитие рынка труда в сфере маркетинга будет обусловлено потребностями цифровой экономики и уровнем развития IT-технологиий [1, 2, 3, 4].

Источники:

1. Адаменко А. А., Золотухина Ю. В. Основные тенденции развития цифровой экономики / А. А. Адаменко, Ю. В. Золотухина // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 45 (4). - С. 10-13.

2. Резниченко С. М., Адаменко А. А., Смоленцев В. М. Цифровые кадры для АПК России / С. М. Резниченко, А. А. Адаменко, В. М. Смоленцев // В сборнике: Продовольственная безопасность: проблемы и пути решения. Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2021. - С. 333-340.

3. Богдашев И. В., Адаменко А. А., Романенко А. М. Социально-этичный маркетинг и его влияние на близорукость покупателя / И. В. Богдашев, А. А. Адаменко, А. М. Романенко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №7 (60). - С. 1058-1062.

4. Адаменко А. А., Петров Д. В., Мусостова Д. Ш. Развитие системы корпоративных взаимоотношений в предпринимательской среде / А. А. Адаменко, Д. В. Петров, Д. Ш. Мусостова // Вестник Академии знаний. - 2021.- №3(44). - С. 12-16.

5. https://arturskoks.wordpress.com.

6. https://krasnodar.hh.ru/article/26242.

7. https://gorodrabot.ru/. References:

1. Adamenko A. A., Zolotukhina Yu. V. Main trends in the development of the digital economy / A. A. Adamenko, Yu. V. Zolotukhina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 45 (4). - S. 10-13.

2. Reznichenko S. M., Adamenko A. A., Smolentsev V. M. Digital frames for the agro-industrial complex of Russia / S. M. Reznichenko, A. A. Adamenko, V. M. Smolentsev // In the collection: Food safety: problems and solutions. Collection of articles based on the materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. -Krasnodar, 2021. - S. 333-340.

3. Bogdashev I. V., Adamenko A. A., Romanenko A. M. Socio-ethical marketing and its influence on the buyer's myopia / I. V. Bogdashev, A. A. Adamenko, A. M. Romanenko / / Economy and entrepreneurship. - 2015. - No. 7 (60). - S. 1058-1062.

4. Adamenko A. A., Petrov D. V., Musostova D. Sh. Development of the system of corporate relationships in the business environment / A. A. Adamenko, D. V. Petrov, D. Sh. Mu-sostova // Bulletin of the Academy knowledge. - 2021. - No. 3 (44). - S. 12-16.

5. https: //arturskoks.wordpress.com.

6. https: //krasnodar.hh.ru/article/26242.

7. https://gorodrabot.ru/.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-17-21

А.И. Аджиева - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО СКГА, asi-at.a@yandex.ru,

A.I. Adzhieva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, FSBEI HESKGA;

З.И. Каппушев - обучающийся направления подготовки «Экономика», профиль (направленность) Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент, ФГБОУ ВО СКГА, asiat.a@yandex.ru,

Z.I. Kappushev - student of the direction of training «Economics», profile (direction) Accounting and financial management, FSBEI HE SKGA.

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ INFLUENCE OF INNOVATION ON THE FORMATION OF COMPETITIVENESS OF COMPANIES

Аннотация. В статье авторы провели исследование роли инноваций как фактора обеспечения конкурентоспособности компании. Инновации, исследования, разработки и их реализация в настоящее время являются важной частью политических амбиций большинства промышленно развитых и

развивающихся стран мира. Глобальные расходы на инновации продолжают расти, и доля бизнеса в них растет. Кроме того, актуальность данной темы обусловлена также ускорением процессов цифровой трансформации российской и мировой экономики, из-за чего возрастает необходимость создания рамочных условий для инноваций, информационных и коммуникационных технологий. Исходя из этого, важной задачей государства является создание национальной инновационной системы, которая способствует инновационной активности отечественных компаний и повышает научную направленность исследовательской деятельности компаний.

Учитывается роль инноваций как фактора обеспечения конкурентоспособности компании, определена важность конкурентоспособности бизнеса в современных экономических условиях. Доказана связь между инновациями и конкурентоспособностью; определены сферы влияния инноваций; охарактеризовано влияние инноваций на формирование конкурентоспособности компаний.

Полученные результаты направлены на оптимизацию управления конкуренцией с помощью инновационных стратегий.

Abstract. In the article, the authors conducted a study of the role of innovation as a factor in ensuring the competitiveness of a company. Innovation, research, development and their implementation are now an important part of the political ambitions of most of the industrialized and developing countries of the world. Global innovation spending continues to rise, and the share of business in it is growing. In addition, the relevance of this topic is also due to the acceleration of the processes of digital transformation of the Russian and world economy, which increases the need to create framework conditions for innovation, information and communication technologies. Based on this, an important task of the state is to create a national innovation system that promotes the innovative activity of domestic companies and increases the scientific focus of research activities of companies.

The role of innovation as a factor in ensuring the company's competitiveness is taken into account, the importance of business competitiveness in modern economic conditions is determined. The link between innovation and competitiveness has been proven; the spheres of influence of innovations are determined; the influence of innovations on the formation of the competitiveness of companies is characterized.

The results obtained are aimed at optimizing competition management through innovative strategies.

Ключевые слова: инновации, стратегия, инновационная деятельность, инновационное развитие, конкурентоспособность, наука, бизнес-модели, прогноз.

Keywords: innovation, strategy, innovation activity, innovative development, competitiveness, science, business models, forecast.

В разных рынках, в момент обострения конкуренции, инновации становятся основой конкурентоспособности. В результате компании с таким конкурентным преимуществом могут занять достойное место на региональных, промышленных и глобальных рынках. Однако сегодня немногие компании применяют инновации в производстве товаров и услуг. Системного применения на внутреннем рынке этот фактор пока не получил.

Из этого следует, что стратегические цели требуют повышения конкурентоспособности отечественной экономики на инновационной основе, что должно дать отечественным производителям преимущества в борьбе с экономическими конкурентами на национальном и международном рынках.

Существенный вклад в изучение роли инноваций в экономике внесли многие ученые, например, Э. Мэнсфилд, Е. Саксина,Н. Фролова, Л. Браун, А. Дагаев, А. Егоров и др.

Также исследовали значения новшеств в экономическом развитии и их связи с повышением конкурентоспособности такие экономисты, как: А. В. Борщева, М. С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат, П. Друкер, Дж. М. Кейнс, А. Кучерова, В. Геец, К. Маркс, А. Маршалл, М. Портер, К. Пра-халад, Е. Райнерт и др. В то же время стоит отметить, что экономика на современном этапе развития претерпевает значительные изменения и как бы трансформируется, преобразовывается, видоизменяется. Вследствие этого следует рассмотреть значение инноваций как фактора конкурентоспособности с точки зрения современности.

Главный признак современного разделения сил в мире - значительный разрыв между странами-лидерами. Страны с инновационным лидерством характеризуются высокой концентрацией наиболее прибыльных видов бизнеса, прежде всего высокотехнологичной структурой национального производства, перемещением производственно-технологического цикла экологически и ресурсоемких производств за границу и концентрацией в крупнейшие финансовые потоки [3].

Развитые страны достигают конкурентных преимуществ в большей степени за счет внедрения инновационных технологий, высококвалифицированной рабочей силы с творческим мыш-

лением, эффективного использования финансовых ресурсов и активных исследований и разработок. Инновационным компаниям легко находить новые рыночные возможности.

В настоящее время не только появление новых высокотехнологичных производств, но и развитие традиционных производств опирается на информационный и научный потенциал. Развитие науки тесно связано с растущим потоком информации, который является как результатом, так и основой для развития науки, результаты которого позже переходят в экономическое развитие.

Значительный шаг в направлении инновационного развития, сделала Россия, за счет систематического стимулирования инноваций и технологического развития секторов экономики.

Активное создание и модернизация технологий, реализация различных технологических проектов - одна из движущих сил инновационного процесса. В последние годы активизировалось инновационное развитие в различных секторах российской экономики, и важную роль в этом сыграло системное стимулирование инноваций и технического прогресса.

Создание новых, уникальных передовых производственных технологий - важнейший элемент инновационного развития экономики страны. Развитие промышленного дизайна - один из основных стимулирующих факторов инновационного развития России. Увеличение количества патентов, выданных на изобретения с высокой вероятностью их внедрения, вызывает увеличение количества производственных технологий, которые составляют основу для достижений в области промышленного дизайна. Однако главной проблемой остается вопрос финансирования.

Таким образом, конкурентоспособность, экономический рост и инновации тесно связаны. Ставка на инновации в современных экономических условиях - наиболее перспективный подход, поскольку победа в конкуренции достигается, прежде всего, теми участниками рынка, которые занимают активную позицию в использовании инноваций. Именно инновации определяют конкурентные преимущества в рыночной борьбе, реализация которых позволяет активно участвовать в формировании мировой экономической системы за счет достижения инновационной конкурентоспособности на национальном уровне. Они также важны для построения и эффективности бизнес-модели [7].

Учитывая последствия и возможности для создания конкурентного преимущества, важно выделить два основных типа инноваций:

1. Растущие инновации - инновации, означающие улучшение продуктов и технологий. Обычно они вводятся систематически и способствуют постепенному росту или поддержанию конкурентоспособности. Их можно интерпретировать как фактор, влияющий на рост конкурентоспособности последовательно, линейно, прямо пропорционально.

2. Радикальные инновации - инновации, использование которых создает не только новые технологии и продукты, но и новые бизнес-концепции. Их резкий, в целом революционный характер означает, что они часто обеспечивают относительно долгосрочное конкурентное преимущество и создают новые конкурентные условия [5].

Стоит отметить, что рост инноваций, а также радикальных изменений затрагивает ряд важных сфер: экономический сектор; деловая активность; продукты и процессы.

В экономическом секторе эффекты роста инноваций проявляются, прежде всего, в установлении деловых отношений типа («Бизнес для бизнеса»), а также в изменениях и улучшениях в цепочке поставок. Радикальные инновации, в свою очередь, создают новые секторы экономики. Они создаются как компаниями так называемой новой экономики, так и другими секторами, которые используют, например, био- или нанотехнологии. Появление новых секторов вызывает структурные изменения во всей экономике, увеличивая роль и долю в ней компаний, основанных на знаниях.

В области компаний и их деловой активности рост инновационной силы связан с организационными улучшениями, такими как реинжиниринг или TQM (Total Quality Management, в области Total Quality Management).

Радикальные инновации, в свою очередь, создают новые бизнес-концепции, которые меняют систему конкуренции в гораздо большей степени, чем, например, внедрение новых технологий, и, таким образом, часто разрушают положение дел.

Растущее количество инноваций в продуктах и процессах влияет на улучшения и модификации продуктов и процессов. Радикальные инновации приводят к изменениям в дизайне процессов, новых продуктов и процессов.

Эффективные инновации создают важные стратегические преимущества в наиболее конкурентоспособных отраслях.

Ведущие компании получают конкурентное преимущество за счет инноваций - за счет использования, как новых технологий, так и методов работы, но как только преимущества достигнуты,

их содержание становится возможным только благодаря постоянному совершенствованию, то есть постоянным инновациям.

Стоит отметить, что современный этап мирового экономического развития подчеркивает инновации как главную характеристику конкурентоспособности - способность системы непрерывно развиваться, обновлять и изменять деятельность, основанную на усвоении инноваций.

Инновации также означают использование существующего научного, технического, информационного и интеллектуального потенциала с целью дальнейшего развития, повышения производительности и качества жизни [8].

Инновации основаны на процессе совершенствования, открытии чего-то нового, то есть на эффективном усвоении и внедрении нововведений на основе обновления технологий, организации производства и разработки новых продуктов, а также внедрения социальных инновации, направленные на эффективное изменение поведения персонала для достижения запланированных результатов. Это сочетание всех компонентов, которое позволяет системе не только выжить в условиях усиления конкуренции, но и достичь необходимого уровня конкурентоспособности.

Интересно рассматривать инновации как важный элемент при формировании стратегии, а также соответствующих бизнес-моделей. Особо важными исследовательскими проблемами являются структура и принципы построения современных бизнес-моделей, в которых важную роль играют различные формы инноваций. В одном из источников предлагается следующая композицию элементов инновационной бизнес-модели, которая включает четыре основных элемента: базовую стратегию, стратегические резервы, коммуникацию и отношения с клиентами и сетевые ценности. Все элементы модели связаны между собой и образуют характерные три «мостика»: Базовая стратегия - конфигурация действия - стратегические средства; Базовая стратегия - преимущества для клиентов - общение и отношения с клиентами; Стратегические средства - границы компании - ценность сети [2].

Основой для построения модели и, следовательно, ее элементов, а также для соединения «мостов» является потенциальная прибыль. Этот потенциал определяется четырьмя факторами:

- эффективность;

- уникальность;

- внутреннее кондиционирование; -намерения и способность извлекать прибыль.

Наиболее важными преимуществами этой модели являются интерпретация ее элементов в той же степени, что и источники инноваций и их области применения, а также выявление связей между отдельными элементами модели, которые важны с этой точки зрения, с целью внедрения инноваций. По своей структуре отношения с рынком очень сильно зависят от клиентов, но также и от коалиций, поставщиков и партнеров. Для эффективности модели решающее значение имеют внутренние связи (мосты) между компонентами модели, а также внешние отношения. Можно рассмотреть оригинальный подход, который интерпретирует способность накапливать богатство (ценность) как основную цель инновационной бизнес-идеи и представляет собой критерий ее оценки.

На современном этапе развития мировой экономики все успешные высококонкурентные компании неизбежно используют инновационные стратегии в своей деятельности. Поэтому разработка и реализация программы стимулирования инновационного развития должна стать основой стратегического курса и его определяющим приоритетом для отечественного бизнеса.

Источники:

1. Боева, А.А. Методы инновационного менеджмента предприятия в условиях рыночной экономики / А.А. Боева, Ю.В. Пахомова // Организационно-экономические и управленческие аспекты функционирования и развития социально-экономических систем в условиях инновационной экономики: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 23 мая 2019 года. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2019. - С. 34-42.

2. Буцкая, Н.Г. Институциональные факторы конкурентоспособности консалтинговых компаний [Электронный ресурс] / Н.Г. Буцкая // www. credonew. ru.

3. Зверева, Т.М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. - 2020. - № 1(30). - С. 67-70.

4. Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А.В. Борщева, М.С. Санталова, И.В. Соклакова, И.Л. Сурат. - 2-е издание. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. - 198 с.

5. Инновационный менеджмент как объект управления / Ю.И. Минина, К.Д. Шляпин, Д.А. Евдокимова, А.И. Горбачева // Вестник современных исследований. - 2020. - № 7-7(37). - С. 52-58.

6. Козлов Д.В. Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий /

Д.В. Козлов // Молодой ученый. - 2011. - №9. - С. 94-97.

7. Лебедева, С.Р. О некоторых аспектах современного инновационного менеджмента: вызовы, инструменты, методы / С.Р. Лебедева, Н.Н. Покутняя // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020): Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. - С. 86-94.

8. Малыхина, М. Е. Организация и планирование инновационной деятельности на предприятии / М. Е. Малыхина // Результаты современных научных исследований и разработок: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 15 апреля 2020 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 38-41.

9. Мурашова, А. П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. - 2020. - № 11. - С. 567-577.

10. Саксина, Е. В. Особенности инновационного менеджмента на предприятиях / Е. В. Саксина, И. С. Пулин // Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 11-12 мая 2020 года. - Пенза: ПГАУ, 2020. - С. 190-194.

11. Филатов, В.В. Современные проблемы инновационного менеджмента / В.В. Филатов, В.Ю. Мишаков, В.А. Данильчук // Развитие социально-экономического потенциала регионов: дифференциация и приоритеты: Сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола, Москва, 24 сентября 2020 г. / Под редакцией С.Г. Радько. - Москва: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. - С. 215-220.

12. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов.: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2014 - 448 с.

References:

1. Boeva, A. A. Methods of innovative management of an enterprise in a market economy / A.A. Boeva, Yu.V. Pakhomova // Organizational-economic and managerial aspects of the functioning and development of socioeconomic systems in an innovative economy: Collection of scientific proceedings based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, May 23, 2019. - Voronezh: Voronezh State Technical University, 2019. - S. 34-42.

2. Butskaya, N.G, Institutional factors of the competitiveness of consulting companies [Electronic resource] / N.G. Butskaya // www. credonew. ru.

3. Zvereva, T.M. The need to update the forms and methods of management in the context of the use of innovative management / T.M. Zvereva // Electronic scientific journal. - 2020. - No. 1 (30). - S. 67-70.

4. Innovative management in Russian business / A. V. Borshcheva, M. S. Santalova, I. V. Soklakova, I. L. Surat. -2nd edition. - Moscow: Publishing and Trade Corporation "Dashkov and K", 2020. - 198 p.

5. Innovative management as an object of management / Yu. I. Minina, KD Shlyapin, DA Evdokimova, AI Gorbacheva // Bulletin of modern research. - 2020. - No. 7-7 (37). - S. 52-58.

6. Kozlov D.V. Innovations as a key factor in increasing the competitiveness of enterprises / D.V. Kozlov // Young Scientist. - 2011. - No. 9. - S. 94-97.

7. Lebedeva, S. R. On some aspects of modern innovative management: challenges, tools, methods / S. R. Leb-edeva, N. N. Pokutnyaya // Innovations in the management of socio-economic systems (RCIMSS-2020): Materials of the national ( All-Russian) scientific and practical conference. - Moscow: Limited Liability Company "Rusays", 2020. - P. 86-94.

8. Malykhina, M.E. Organization and planning of innovative activities at the enterprise / M.E. Malykhina // Results of modern research and development: collection of articles of the IX All-Russian scientific-practical conference, Penza, April 15, 2020. - Penza: "Science and Education" (IP Gulyaev G.Yu.), 2020. - pp. 38-41.

9. Murashova, A.P. An innovative approach to enterprise management / A.P. Murashova // Tribune of the scientist. -2020. - No. 11. - S. 567-577.

10. Saksina, E.V. Features of innovative management at enterprises / E.V. Saksina, I.S. Pulin // Formation of a competitive environment, competitiveness and strategic management of enterprises, organizations and regions: Collection of articles of the V International scientific and practical conference, Penza, 11-12 May 2020. - Penza: PGAU, 2020. - S. 190-194.

11. Filatov, V.V. Modern problems of innovative management / V.V. Filatov, V.Yu. Mishakov, V.A. Danilchuk // Development of the socio-economic potential of regions: differentiation and priorities: table, Moscow, September 24, 2020 / Edited by S.G. Radko. - Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "RSU im. A.N. Kosygin (Technology. Design. Art) ", 2020. - S. 215-220.

12. Fatkhutdinov, R.A. Innovation management / R.A. Fatkhutdinov .: Textbook for universities. Third generation standard. 6th ed. - SPb .: Peter, 2014 - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.