Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ'

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна

Инновационная инфраструктура значительно влияет на региональное развитие, в особенности на производственную сферу. Приоритетным направлением развития Иркутской области является повышение инновационной составляющей и активизация промышленности. В условиях санкций и ухода зарубежных партнеров в России и ее регионах остро стоит проблема развития в собственных производств и импортозамещения. Региональная инновационная инфраструктура нацелена на оказание содействия развитию бизнеса, поддержку инновационных проектов, помощь в финансировании. Цель исследования: выявление путей влияния инновационной инфраструктуры на активизацию производственной сферы в Иркутской области. Методология исследования основана на теоретическом анализе основных аспектов развития промышленного комплекса региона за счет поддержки со стороны инновационной инфраструктуры. Информационной и эмпирической базой исследования послужили данные по развитию инновационной инфраструктуры в Иркутской области. Научная новизна заключается в формировании концептуального подхода к использованию инновационной инфраструктуры Иркутской области для развития производственной сферы региона. Рассматриваются территории опережающего социально-экономического развития, технопарки, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», кластеры, функционирующие в Иркутской области. Особое внимание уделяется институтам развития, таким как Корпорация развития Иркутской области; Фонд развития промышленности Иркутской области; Агентство инвестиционного развития Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный фонд; Фонд Микрокредитования Иркутской области; Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области. Особое внимание уделено современный проектам, направленным на поддержку бизнеса в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE ON DEVELOPMENT OF THE PRODUCTION SECTOR IN THE IRKUTSK REGION

Innovative infrastructure has a significant impact on regional development, especially on the production sector. Inducing innovative initiatives and boosting the industry is a top priority direction of development of the Irkutsk region. In the context of the current sanctions and subsequent departure of foreign partners from Russia and its regions, the problem of developing their own production facilities and substituting imported products has become especially relevant. The regional innovation infrastructure is aimed at facilitating business development, supporting innovative projects, and funding them. The purpose of the study is to identify impact of innovation infrastructure on development of the production sector in the Irkutsk region. The methodology of the study is based on theoretical analysis regarding the main aspects of development of the industrial complex in the region thanks to the support provided by the innovative infrastructure. The data regarding development of innovative infrastructure in the Irkutsk region is used as the informational and empirical basis of the research. The scientific novelty lies in introducing a conceptual approach to using the innovative infrastructure of the Irkutsk region as a means of development of the production sector in the region. The priority social and economic development areas, technology parks, special economic zone of tourist and recreational type «Gates of Baikal», clusters operating in the Irkutsk region are examined. The following institutions are highlighted: development institutions, such as Irkutsk Region Development Corporation; Irkutsk Region Industry Development Fund; Irkutsk Region Investment Development Agency; Irkutsk Regional Guarantee Fund; the Microcredit Fund of the Irkutsk region; the Fund for the Support of Entrepreneurship of the Irkutsk region. Special emphasis is given to relevant projects aimed at supporting business in the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научная статья УДК 338.48 EDN BFSONY

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).17 О.В. Чистякова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chistyakovaov@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

АННОТАЦИЯ. Инновационная инфраструктура значительно влияет на региональное развитие, в особенности на производственную сферу. Приоритетным направлением развития Иркутской области является повышение инновационной составляющей и активизация промышленности. В условиях санкций и ухода зарубежных партнеров в России и ее регионах остро стоит проблема развития в собственных производств и импортозамещения. Региональная инновационная инфраструктура нацелена на оказание содействия развитию бизнеса, поддержку инновационных проектов, помощь в финансировании. Цель исследования: выявление путей влияния инновационной инфраструктуры на активизацию производственной сферы в Иркутской области. Методология исследования основана на теоретическом анализе основных аспектов развития промышленного комплекса региона за счет поддержки со стороны инновационной инфраструктуры. Информационной и эмпирической базой исследования послужили данные по развитию инновационной инфраструктуры в Иркутской области. Научная новизна заключается в формировании концептуального подхода к использованию инновационной инфраструктуры Иркутской области для развития производственной сферы региона. Рассматриваются территории опережающего социально-экономического развития, технопарки, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», кластеры, функционирующие в Иркутской области. Особое внимание уделяется институтам развития, таким как Корпорация развития Иркутской области; Фонд развития промышленности Иркутской области; Агентство инвестиционного развития Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный фонд; Фонд Микрокредитования Иркутской области; Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области. Особое внимание уделено современный проектам, направленным на поддержку бизнеса в Иркутской области. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Инновационная инфраструктура, производственная сфера, территории опережающего социально-экономического развития, особые экономические зоны, кластеры.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 19 апреля 2022 г.; дата принятия к печати 25 мая 2022 г.; дата онлайн-размещения 10 июня 2022 г.

Original article O.V. Chistyakova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chistyakovaov@mail.ru

IMPACT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE ON DEVELOPMENT OF THE PRODUCTION SECTOR IN THE IRKUTSK REGION

ABSTRACT. Innovative infrastructure has a significant impact on regional development, especially on the production sector. Inducing innovative initiatives and boosting the industry is a top priority direction of development of the Irkutsk region. In the context of the current sanctions and subsequent departure of foreign partners from Russia and its regions, the problem of developing their own production facili-

© Чистякова О.В., 2022

ties and substituting imported products has become especially relevant. The regional innovation infrastructure is aimed at facilitating business development, supporting innovative projects, and funding them. The purpose of the study is to identify impact of innovation infrastructure on development of the production sector in the Irkutsk region. The methodology of the study is based on theoretical analysis regarding the main aspects of development of the industrial complex in the region thanks to the support provided by the innovative infrastructure. The data regarding development of innovative infrastructure in the Irkutsk region is used as the informational and empirical basis of the research. The scientific novelty lies in introducing a conceptual approach to using the innovative infrastructure of the Irkutsk region as a means of development of the production sector in the region. The priority social and economic development areas, technology parks, special economic zone of tourist and recreational type «Gates of Baikal», clusters operating in the Irkutsk region are examined. The following institutions are highlighted: development institutions, such as Irkutsk Region Development Corporation; Irkutsk Region Industry Development Fund; Irkutsk Region Investment Development Agency; Irkutsk Regional Guarantee Fund; the Microcredit Fund of the Irkutsk region; the Fund for the Support of Entrepreneurship of the Irkutsk region. Special emphasis is given to relevant projects aimed at supporting business in the Irkutsk region.

KEYWORDS. Innovative infrastructure, industrial sector, priority social and economic development areas, special economic zones, clusters.

ARTICLE INFO. Received April 19, 2022; accepted May 25, 2022; available online June 10, 2022.

Введение

Приоритетным направлением развития Иркутской области является повышение инновационной составляющей и активизация промышленности. Иркутская область обладает следующими важными преимуществами: высокий ресурсный потенциал (значительные запасы золота, леса, природного газа, угля, нефти); значительный промышленно-производственный потенциал; развитая научная и инновационная инфраструктура; низкая стоимость электроэнергии; близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

В условиях санкций и ухода зарубежных партнеров в России и ее регионах остро стоит проблема развития в собственных производств и импортозамещения. Отечественные производители сталкиваются с проблемами в логистике, в поставке комплектующих. Перенастройка логистических цепочек требует определенного времени. Это вызывает существенные трудности у производителей.

Нужно отметить, что в настоящее время бизнес сталкивается с такими проблемами как административные барьеры; высокий уровень налогообложения; недостаточность материальной базы; затрудненный доступ к кредитованию, которые могут эффективно решаться при консолидации деятельности институтов инфраструктуры. Кроме того, в современных санкционных условиях требуются дополнительные меры поддержки бизнеса.

Региональная инновационная инфраструктура нацелена на оказание содействия развитию бизнеса, поддержку инновационных проектов, помощь в финансировании.

Проблемы развития инновационной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях актуальны в настоящее время и рассматриваются в работах А.В. Бабкина, А.О. Новикова, В.С. Колодина, Е.Е. Зайцевой, И.С. Кородюка, А.В. Самарухи, Е.Е. Савченко, Д.И. Сачкова, В.И. Самарухи, Д.А. Ивановой, И.В. Скворцовой, В.М. Макарова, А.Ф. Суховея, И.М. Головы, А.Г. Цыкунова, О.В. Чистяковой и др.

А.В. Бабкин и А.О. Новиков [1], В.И. Самаруха и Д.А. Иванова [2], И.В Сквор-цова. и В.М. Макарова [3] изучают различные аспекты кластерного регионального развития. Проблемы и особенности развития моногородов анализируются

А.Г. Цыкуновым [4]. При этом И.С. Кородюк [5] рассматривает особенности развития региональной транспортной инфраструктуры. В.С. Колодина и Е.Е. Зайцева [6; 7] изучают особые экономические зоны как способ трансферта инноваций.

А.В. Самаруха, Е.Е. Савченко [8] исследуют перспективы экономического развития промышленности в регионах Сибири. Особенности дифференциации стратегии инновационного развития регионов рассматривают А.Ф. Суховей, и И.М. Голова [9].

А.В. Самаруха и Д.И. Сачков [10] исследуют информационно-коммуникационные технологии в аспекте управления социально-экономическим развитием региона на основе финансового и бюджетного проектирования.

Институты развития бизнеса как инструмент его поддержки, а также производственно-технологическую инфраструктуру в ресурсно-ориентированных регионах рассматривают О.В. Чистякова и А.В. Бабкин [11; 12].

Следует отметить, что Иркутская область имеет достаточно развитую инновационную инфраструктуру. Общий размер капитализации субъектов инновационной инфраструктуры Иркутской области составляет около 3 млрд р.

В Иркутской области функционируют территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), технопарки, ОЭЗ туристско-рекреационно-го типа «Ворота Байкала»; кластеры, а также институты развития, такие как АО «Корпорация развития Иркутской области»; Фонд развития промышленности Иркутской области; Агентство инвестиционного развития Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный фонд; Фонд Микрокредитования Иркутской области; Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области.

В настоящей статье рассмотрим особенности поддержки бизнеса за счет развития инновационной инфраструктуры, особое внимание акцентируем на поддержке бизнеса в условиях введенных санкций.

Методы

Методология исследования базируется на теоретическом анализе основных аспектов развития промышленного комплекса региона за счет поддержки со стороны инновационной инфраструктуры. Информационной и эмпирической базой исследования послужили данные по развитию инновационной инфраструктуры в Иркутской области.

Результаты

В Иркутской области действует Государственная программа Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019—2024 гг.1, в рамках которой реализуется подпрограмма «Развитие промышленности в Иркутской области» на 2019—2024 гг. Ресурсное обеспечение данной подпрограммы представлено в табл.1.

Из табл. видно, что общий объем финансирования подпрограммы «Развитие промышленности в Иркутской области на 2019—2024 годы» на 6 лет составляет 1 230 758,9 тыс. р., в том числе объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 491 907,5 тыс. р. или 39,97 %; финансирование за счет средств областного бюджета составит 738 606,3 тыс. р. или 60,01 %, финансирование за счет средств местного бюджета составит 245,1 тыс. р. или 0,02 %.

Необходимо отметить, что вложения из местного бюджета осуществлялись в 2019—2021 гг. В 2022—2023 гг. предполагается финансирование году за счет

1 О внесении изменений в государственную программу Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019-2024 гг. : Постановление Правительства Иркутской области от 28 окт. 2021 г. № 793-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3800202110290010 (дата обращения: 27.02.2022).

Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы «Развитие промышленности в Иркутской области на 2019—2024 гг, тыс. р.

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Всего

Общий объем финансирования 378734,7 124142,8 94299,0 299893,4 272914,1 60529,8 1230758,9

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 34 896,5 16883,9 228 173,9 211 953,2 - 491 907,5

Объем финансирования за счет средств областного бюджета 378 653,0 89 164,6 77 333,4 71 719,5 60 960,9 60529,8 738 606,3

Объем финансирования за счет средств местного бюджета 81,7 81,7 81,7 - - - 245,1

средств федерального и областного бюджета, а в 2024 г. только за счет средств областного бюджета.

В настоящее время инновационная инфраструктура Иркутской области включает в себя 4 Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), 4 технопарка, ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала»; 8 кластеров, а также институты развития, такие как АО «Корпорация развития Иркутской области»; Фонд развития промышленности Иркутской области; Агентство инвестиционного развития Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный фонд; Фонд Микрокредитования Иркутской области; Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области. Остановимся подробнее на их деятельности.

Согласно Федерального Закона № 473-Ф3 от 29.12.2014 г. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — это часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. ТОСЭР создаются для привлечения инвестиций и ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения и имеют льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и другими привилегии.

Для резидентов ТОСЭР в Иркутской области предусмотрены следующие преференции: 0 % налог на имущество и земельный налог в течение 5 лет; 0 % и налог на прибыль в областной и федеральный бюджет в течение 5лет и 10 % на последующие 5 лет в областной бюджет; 7,6 % страховые взносы во внебюджетные фонды в течение 10 лет.

При этом к резидентам к ТОСЭР в Иркутской области предъявляются следующие требования: минимальный объем капитальных вложений резидента ТОСЭР в первый год — 2,5 млн р.; минимальное количество новых постоянных рабочих мест в первый год —10 ед.

В настоящее время на территории Иркутской области функционируют 4 ТОСЭР: «Усолье-Сибирское» (с 26.02.2016 г.); «Город Черемхово» (с 16.03.2018 г.); «Са-янск» (с 16.03.2018 г.); «Тулун» (с 16.12.2019 г.).

На ТОСЭР в Усолье-Сибирском реализуются следующие проекты: проект по производству дезинфицирующих и антисептических средств ООО «СмартСинтез»; проект по производству флотационных машин с повышенной защищенностью от абразивного износа, коррозии, кавитации ООО «Усольмаш».; проект по созданию производства по изготовлению древесных топливных пеллет ООО «ЛАЙМ»; про-

ект по созданию производства кабельно-проводниковой продукции и изделий из ПВХ ООО «Усолье-Сибирский электротехнический завод»; проект по организации производства фанеры ООО «Тимбер»; поект по созданию единого технологического фармацевтического комплекса по производству фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств в г. Усолье-Сибирское ООО «Фармасинтез-Хе-ми»; проект по строительству мини завода по производству стальной арматуры ООО «Усольский металлургический завод»; проект по увеличению проектной мощности по производству спецодежды и средств индивидуальной защиты и прочих швейных изделий ООО "Усольские узоры" и др.

На ТОСЭР в Черемхово реализуются следующие проекты: проект по организации цеха по производству мебели ООО Фабрика «МебельДом»; проект по организации предприятия по производству строительных металлических конструкций с нанесением покрытий ООО «Черемховский завод металлических конструкций».

На ТОСЭР в Саянске реализуются следующие проекты: проект по производству крупногабаритных пластиковых емкостей (ООО «Ирпласт»); проект по созданию комплекса производств глубокой переработки древесины ООО «ПК МДФ»; проект по организации предприятия по круглогодичному выращиванию овощей и зеленных в защищенном грунте ООО ТК «Саянский»; проект по расширению производства пластиковых окон, алюминиевых и металлических изделий ООО «Линия окон».

На ТОСЭР в Тулуне реализуются следующие проекты: проект по комплексной переработке дикорастущего сырья ООО «Кедр»; проект тепличнолесопитомниче-ского комплекса ООО «Енисей»; проект по строительству бетонных заводов в г. Тулуне ООО «Корпорация Бетона»; проект по созданию предприятия по деревообработке и производства столярных изделий из дерева ООО «Терминал 23».

В соответствии с Федеральным Законом № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. и Постановлением Правительства РФ № 72 от 03.02.2007 г. на территории Иркутской области функционирует ОЭЗ «Туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала».

Резиденты зоны ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» имеют следующие преференции: 0 % налога на землю в течении 5 лет; 0 % налога на имущество организаций в течении 10 лет; 13,5 % налога на прибыль в областной бюджет; 0,01—0,02 % от кадастровой стоимости за аренду земельных участков.

Общая площадь территории ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» составляет 763,3 га. Имеются свободные участки от 0,67 до 50,35 га общей площадью 173,21 га.

Резидент ОЭЗ может получить до 80 % от стоимости проекта в виде займа в Фонде развития моногородов РФ, но не более 1 млрд р. под 0—5 % годовых на срок до 15 лет.

Технопарки — научно-производственные территориальные комплексы, объединяющие перспективные идеи и капитал. Они создают благоприятные условия для развития инновационной деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий путем предоставления в пользование резидентам помещений и оборудования, оказания консультационных услуг, финансовой и кадровой помощи.

Индустриальный промышленный парк представляет собой управляемый специализированной управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка или участков с производственными, административными, складским и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, обладающий необходимыми полномочиями для осуществления производственной деятельности.

На территории Иркутской области функционирует следующие технопарки:

— Ангарский технопарк, включенный в реестр МИНПРОМТОРГА;

— индустриальный технопарк «Усолье-Промтех»;

— технопарк ИРНИТУ;

— Индустриальный парк «Братский».

Для включения в реестр МИНПРОТОРГА к паркам предъявляются следующие требования: территория парка должна быть не менее 1 га; не менее 50 % полезной площади предназначено для резидентов; наличие точки присоединения к эл. энергии максимальной мощностью не менее 0,1 на каждые свободные 1 000 м2 площади производственных помещений.

Резиденты парка могут получить преференции в виде государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат, а создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков.

При этом от резидентов индустриальных промышленных парков ожидается, что на 10-й год реализации проекта в индустриальном парке должно функционировать не менее 10 резидентов; совокупная выручка должна составлять не менее 5 млрд р.; совокупная добавленная стоимость не менее 1 млрд р.; создано не менее 1 500 высокопроизводительных рабочих мест.

На основании постановления Правительства Иркутской области № 608-пп от 19.09.2017 г. промышленные парки на территории Иркутской области имеют следующие преференции: 13,5 % налог на прибыль организаций; 0 % налог на имущество организаций; 5 % ставка по УСН. Для получения преференций должны быть соблюдены следующие условия: объем инвестиций в основные средства более 5 млн р. за отчетный период; не более 5 лет с момента присвоения статуса резидента; выручка от произведенных товаров составляет более 80 % доходов организации.

Согласно Закона Иркутской области № 75-03 от 08.10.2007 г. организации-резиденты индустриальных промышленных парков и организации резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют нулевую ставку по налогу на имущество организаций.

Организация высокотехнологичных производств в Иркутской области требует создания и развития отраслевых инновационных кластеров. Кластеры целесообразно создавать как в рамках проектов территориального развития, а также базе крупных предприятий.

Промышленный кластер представляет собой совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности. Согласно Постановления Правительства РФ № 779 от 31.07.2015 г. для включения кластера в реестр МИНПРОМТОРГА РФ должны соблюдаться следующие условия: не менее 20 % продукции каждого участника катера потребляется другими участниками; не менее 10 промышленных предприятий, из них не менее 1 предприятия осуществляет производство конечной продукции; не менее 50 % всех рабочих мест —высокопроизводительные.

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области № 608-пп от 19.09.2017 г. для включения в реестр промышленных кластеров Иркутской области выдвигаются дополнительные требования: отсутствие задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ; отсутствие задолженности по уплате страховых взносов; отсутствие возбужденной процедуры банкротства и ликвидации.

Согласно Постановления Правительства РФ № 41 от 28.01.2016 г. предусмотрены субсидии на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения. При этом ставятся условия: увеличение не менее чем на 15 % количеств высокопроизводительных рабочих мест; инициатор проекта осуществляет затраты на реализацию совместного проекта; обеспечение достижения не менее чем одного из целевых показателей эффективности совместного проекта; снижение на 10 %

затрат на закупку сырья у внешних организаций; увеличение на 10 % выручки участников проекта; увеличение на 10 % доли добавленной стоимости выпускаемой продукции; увеличение на 10 % объема экспорта инициаторов проекта.

В настоящее время Иркутской области функционируют кластеры: фармацевтический; машиностроительный; туристско-рекреационный; лесопромышленный; агропромышленный; нефтегазохимический; строительных материалов и технологий; Байкальский кластер легкой промышленности.

Инфраструктура поддержки кластеров в Иркутской области включает в себя: Центр кластерного развития; Региональный центр инжиниринга; Центр сертификации, стандартизации и испытаний: Центр поддержки экспорта.

Центр кластерного развития обеспечивает эффективную взаимосвязь между промышленными предприятиями и учреждениями науки и образования, направленную на повышение конкурентоспособности и инновационной активности предприятий, производство конкурентоспособной и радикально новой продукции, расширение рынков сбыта.

Центр сертификации, стандартизации и испытаний предоставляет собой испытательную лабораторию, которая оказывает независимые услуги по проведению испытаний материалов, оборудования, технологических процессов и образцов выпускаемых изделий.

Региональный центр инжиниринга является одним из неотъемлемых составляющих частей машиностроительного кластера Иркутской области. Региональный центр инжиниринга способствует адаптации научных разработок для авиационного производства, коммерциализации технологий и знаний, получению субъектами малого и среднего бизнеса услуг в области проектирования технологических и технических процессов, инженерно-исследовательских услуг, инженерно-консультационных услуг, услуг по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, консалтинговых и иных услуг.

Центр поддержки экспорта оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности компаний, содействует привлечению инвестиций и выходу на международные рынки. Деятельность Центра поддержки экспорта направлена на популяризацию экспортной деятельности, сбор и распространение информации об экспортных возможностях и соответствующих инвестиционных потребностях предпринимательства на уровне всей Иркутской области.

Активное содействие развитию производственной сферы в Иркутской области оказывают: АО «Корпорация развития Иркутской области»; Фонд развития промышленности Иркутской области; Агентство инвестиционного развития Иркутской области; Иркутский областной Гарантийный фонд; Фонд Микрокредитования Иркутской области; Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области.

АО «Корпорация развития Иркутской области» создана для реализации на территории региона инвестиционных проектов в приоритетных отраслях на принципах государственно-частного партнерства. Данная структура нацелена на завоевание Иркутской областью репутации региона с благоприятным инвестиционным климатом, а также организацию успешно работающих производств, создание новых рабочих мест, увеличение внутреннего регионального продукта.

Корпорация занимается экспертизой инвестиционных проектов, их продвижением и софинансированием. При этом приоритетными являются проекты, направленные на импортозамещение и создание высокотехнологичных производств.

В 2017 г. на базе Корпорации развития Иркутской области создан Фонд развития промышленности Иркутской области с целью оказания помощи промышленным предприятиям региона в привлечении финансовых средств. Программы

Фонда развития промышленности Иркутской области схожи с федеральными. Он выдает кредиты и субсидии в объемах, превышающих кредиты и субсидии, выдаваемые Фондом микрокредитования (до 5 млн р.) и программами федерального Фонда развития промышленности (от 50 млн р.) под льготный процент.

Заемщиками фонда могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие промышленную деятельность в Иркутской области, разрабатывающим новую высокотехнологичную продукцию и осуществляющим техническое перевооружение.

Займ имеет целевой характер и может быть направлен на приобретение промышленного оборудования, инжиниринг, сертификацию, испытания, патентование, приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также — в размере до 15 % от суммы займа — на общехозяйственные расходы.

Важным институтом инфраструктуры является Агентство инвестиционного развития, сопровождающее инвестиционные проекты от стадии обращения до стадии реализации. Агентство инвестиционного развития Иркутской области занимается развитием инвестиционного потенциала региона, продвижением конкретных инвестпроектов посредством участия в выставках, форумах и конгрессах на территории России и за рубежом. Агентство сотрудничает с Российским экспортным центром, Ассоциацией индустриальных парков РФ, Торговыми представительствами России за рубежом.

Иркутский областной Гарантийный фонд создан для расширения возможности доступа субъектов малого и среднего бизнеса к заемному финансированию путем предоставления поручительств по их обязательствам при недостатке собственных залоговых средств. Поручительство Фонда позволяет обеспечить до 70 % суммы сделки по кредиту или лизинговым операциям.

Данный вид поддержки реализуется в Иркутской области с 2009 г. Механизм гарантийной поддержки позволяет компаниям малого и среднего бизнеса получить кредит даже при полном отсутствии собственного залогового обеспечения. С 2017 г. Фонд работает не только с банками-партнерами, но и с региональными микрофинансовыми организациями.

Фонд микрокредитования Иркутской области — еще одна некоммерческая организация, которая занимается предоставлением займов субъектам малого и среднего бизнеса. Заем может быть получен вне зависимости от срока регистрации предприятия с индивидуальным графиком платежей и возможностью досрочного погашения без штрафных санкций.

В 2022 г. Фонд микрокредитования Иркутской области выдает микрозаймы для бизнеса по ставке 5 % годовых, несмотря на повышение ключевой ставки. Для малого и среднего бизнеса в моногородах процентная ставка составляет от 2,5 до 3,5 %. Следует отметить, что на территории Иркутской области расположено 8 моногородов, 4 из которых имеют статус территории опережающего социально-экономического развития в моногородах.

Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области консультирует, обучает предпринимателей, осуществляет выставочно-ярмарочную деятельность.

В Иркутской области создан единый центр «Мой бизнес», в состав которого входят АО «Корпорация развития Иркутской области», Агентство инвестиционного развития, Иркутский областной гарантийный фонд, а также Фонд развития промышленности, Фонд микрокредитования, Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Размещение институтов инфраструктуры на единой площадке позволяет реализовать принцип «одного окна», что централизует управление инфраструктурой, снижает затраты на ее содержание, повышает качество оказания поддержки бизнеса, снижает административные барьеры.

Фонд развития промышленности Иркутской области ежегодно запускает новые региональные программы, направленные на развитие бизнеса на территории Иркутской области. В настоящее время реализуется отдельная программа для лесопромышленных предприятий. Она предусматривает упрощенный порядок рассмотрения заявок, а займы предоставляются на срок до 60 месяцев.

Также реализуется региональная субсидиарная программа, которая предусматривает компенсацию за доставку товаров до потребителей. Эти затраты зачастую значительны, а компенсация, которую получает производитель, оказывает ему существенную поддержку.

Проблема импортозамещения стала чрезвычайно актуальной в России в условиях введенных санкций. В рамках развития импортозамещения Фондом развития промышленности Иркутской области создан специальный сервис, где зарегистрировано более 140 предприятий Иркутской области, на портале размещено 2400 наименований производимой в регионе продукции.

В 2022 г. Федеральный фонд развития инноваций проводит конкурс «Коммерциализация — импортозамещение». Конкурс направлен на предоставление грантов до 30 млн р. малым предприятиям, планирующим создание и расширение производства инновационной продукции. Предприятия Иркутской области имеют возможность принять участие в данном конкурсе и получить финансирование на реализацию инновационных проектов.

Ключевую роль в стабильном функционировании экономики региона играют крупные системообразующие предприятия. Ставится задача обеспечить модернизацию и обновление производственных мощностей в рамках программ, направленных на импортозамещение. В этой связи принято решение о докапитализации Фонда развития промышленности Иркутской области. В 2022 г. Фонд получит 268,8 млн р. на оказание поддержки предприятиям, в том числе 58,1 млн р. из средств федерального бюджета.

Минпромторгом России принято решение о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на докапитализацию Фонда для предоставления грантов на компенсацию процентов по кредитным договорам, заключенным в целях пополнения оборотных средств, Иркутская область рассчитывает получить 63,8 млн р.

В настоящее время АО «Корпорация развития Иркутской области» запустила новый кредитный продукт, в рамках которого промышленные предприятия смогут получить займы по ставке не более 10 % годовых на строительно-монтажные работы. Займы будут выдаваться на инвестпроекты в сфере промышленности и производства, реализуемые совместно с Фондом развития промышленности.

В 2022 г. в качестве антикризисной меры, необходимой для поддержки бизнеса, предусмотрено развитие лизинговых программ. Лизинговые программы нацелены на малый бизнес, ориентированный на модернизацию и расширение текущей деятельности, развитие новых направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, Корпорацией малого и среднего предпринимательства запущена программа льготного лизинга оборудования для производственных целей. Минимальная сумма договора составляет 500 тыс. р., максимальная сумма до 50 млн р, максимальный срок финансирования — 84 месяца. Процентные ставки установлены на уровне 6 % годовых для отечественного оборудования и 8 % для импортного оборудования. Предусмотрен индивидуальный график платежей и гарантированный авансовый платеж, не превышающий 10 % . Финансирование может включать в себя сопутствующие расходы: доставку, монтаж, пусконаладочные работы для сложного технологического оборудования. Их доля может составлять до 25 % стоимости имущества, приобретаемого в лизинг.

Выводы

Основная задача инновационной инфраструктуры заключается в создании благоприятных условий для развития бизнеса. Инфраструктура нацелена на оказание консультативной, производственно-технической и финансовой поддержки.

Региональная инновационная инфраструктура направлена на содействие развитию промышленных производств и решение задач, которые не могут быть реализованы через рыночное предложение, в том числе, предоставление финансирования по пониженной процентной ставке через субъекты инновационной инфраструктуры.

Иркутская область имеет развитую инновационную инфраструктуру. Общий размер капитализации субъектов инновационной инфраструктуры Иркутской области составляет около 3 млрд р.

Опыт развития инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в Иркутской области может представлять интерес для других регионов.

Список использованной литературы

1. Бабкин А.В. Кластер как субъект экономики: сущность, современное состояние, развитие / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2016. — № 1 (235). — С. 9-29.

2. Самаруха В.И. Развитие кластерной формы организации производства в лесной промышленности Иркутской области / В.И. Самаруха, Д.А. Иванова. — DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(6).896-906 // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 896-906.

3. Скворцова И.В. Инновационно-образовательный кластер как эффективный механизм развития инновационной системы / И.В. Скворцова, В.М. Макаров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2013. — № 6-2 (185) — С. 173-178.

4. Цыкунов А.Г. Моногорода Иркутской области: современное состояние / А.Г. Цы-кунов. — DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(2).140-145 // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 2. — С. 140-145.

5. Korodyuk I.S. Model of Innovative Development of Regional Transport Infrastructure / I.S. Korodyuk // International Journal of applied Engineering Research. — 2015. — Vol. 10, no 20. — P. 40834-40840.

6. Колодин В.С Особые экономические зоны технико-внедренческого типа как форма трансфера инноваций / В.С. Колодин, Е.Е. Зайцева. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).478-487 // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 4. — С. 478-487.

7. Колодин В.С Эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в современной России / В.С. Колодин, Е.Е. Зайцева. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24842.

8. Самаруха А.В. Перспективные аспекты экономического развития промышленности в Сибирских регионах России / А.В. Самаруха, Е.Е. Савченко — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(4).3 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4. URL: http://brj-bguep. ru/reader/article.aspx?id=24839.

9. Суховей А.Ф. Дифференциация стратегии инновационного развития регионов как условие повышения эффективности социально-экономического положения в РФ / А.Ф. Суховей, И.М. Голова. — EDN QAXGKV // Экономика региона. — 2020. — Т. 16, № 4. — С. 1302-1317.

10. Самаруха А.В. Информационно-коммуникационные технологии в аспекте управления социально-экономическим развитием региона на основе финансового и бюджетного проектирования / А.В. Самаруха, Д.И. Сачков. — DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(3).392-399 // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 3. — С. 392-399.

11. Чистякова О.В. Институты развития бизнеса как инструмент государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства / О.В. Чистякова, А.В. Бабкин. — EDN WDSYRJ // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2019. — Т. 12, № 6 — С.128-138.

12. Чистякова О.В. Производственно-технологическая инфраструктура инновационной предпринимательской деятельности в ресурсно-ориентированных регионах / О.В. Чистякова. — DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(4).682-693 // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4 — С. 682-693.

References

1. Babkin A.V., Novikov A.O. Cluster as a Subject of Economy: Essence, Current State, Development. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo po-litekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2016, no. 1, pp. 9-29. (In Russian).

2. Samarukha V.I., Ivanova D.A. The Development of the Cluster Forms of Production Organization in the Forest Industry of the Irkutsk Region. Izvestiya Baykal'skogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 6, pp. 896-906. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).896-906.

3. Skvortsova I.V., Makarov V.M. Innovative-Educational Cluster as an Effective Mechanism of Regional Innovation System Development. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Pe-terburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2013, no. 6-2, pp. 173-178. (In Russian).

4. Tsykunov G. A. Company Towns of Irkutsk Oblast: Current Situation. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 140-145. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).140-145.

5. Korodyuk I.S. Model of Innovative Development of Regional Transport Infrastructure. International Journal of applied Engineering Research, 2015, vol. 10, no 20. pp. 40834-40840.

6. Kolodin V.S., Zaitseva E.E. Special Technology Development Economic Zones as a Form of Innovations Transfer. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 4, pp. 478-487. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(4).478-487.

7. Kolodin V.S., Zaitseva E.E. Efficiency of State Economy Regulation Tools in Contemporary Russia. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).6

8. Samarukha A.V., Savchenko E.E. Promising Aspects of Economic Development of Industry in the Siberian Regions of Russia. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).3.

9. Sukhovei A.F., Golova I.M. Differentiation of Innovative Development Strategies of Regions for Improving the Effectiveness of Socio-Economic Policy in the Russian Federation. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2020, vol. 16, no. 4, pp. 1302-1317. (In Russian). EDN: QAXGKV.

10. Samarukha A. V., Sachkov D. I. The Role of Information and Communication Technologies in Regulating Regional Socio-Economic Development Based on Financial and Budgetary Design. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 3, pp. 392-399. (In Russian). DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(3).392-399.

11. Chistyakova O.V., Babkin A.V. Business Development Institutes as Tool of State Support of Small and Medium-sized Innovative Entrepreneurship. Nauchno-tekhnicheskie vedo-mosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2019, vol. 12, no. 6, pp. 128-138. (In Russian). EDN: WDSYRJ.

12. Chistyakova O.V. Production and Technological Infrastructure of Innovative Business in Resource Regions. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2018, vol. 28, no. 4, pp. 682-693. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).682-693.

Информация об авторе

Чистякова Ольга Владимировна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chistyakovaov@mail.ru, 8РШ-код: 2185-8048, Аи^огГО РИНЦ: 474606, ResearcherID: ААВ-8142-2022.

Author

Olga V. Chistyakova — PhD in Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Service, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chistyakovaov@mail.ru, SPIN-Code: 2185-8048, AuthorID RSCI: 474606, ResearcherID: AAB-8142-2022.

Для цитирования

Чистякова О.В. Влияние инновационной инфраструктуры на развитие производственной сферы в Иркутской области / О.В. Чистякова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).17. — EDN BFSONY // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2.

For Citation

Chistyakova O.V. Impact of Innovative Infrastructure on Development of the Production Sector in the Irkutsk Region. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: BFSONY. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.