Научная статья на тему 'Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса'

Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ТУРИСТСКИЙ / MODEL / FORECASTING / COMPETITIVENESS / INNOVATIONS / TOURIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Трамова Азиза Мухамадияевна

В работе рассмотрена модель прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятий туристского бизнеса, отражающая с необходимой точностью экономические процессы в рамках конкретного предприятия и в целом на туристическом рынке в их динамике для выявления и изучения закономерностей, действующих в них, инноваций, прогнозирования, планирования и управления этими процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF INNIVATION ON COMPETITIVENESS OF TOURIST-ORIENTED ENTERPRISES

The forecasting model of level of touristoriented enterprises competitiveness is considered. This model reflects economic processes with a desired precision under as concrete enterprises as tourism market. The model allows to reveal and study the regularities, innovation, forecasting, planning and management of these processes.

Текст научной работы на тему «Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса»

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИИ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

УДК 330:338.2.

Ирина Анатольевна Киселева

д.э.н., профессор, профессор Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 614-16-20 Эл.почта: Kia1962@list.ru.

Азиза Мухамадияевна Трамова

к.ф.-м.н., доцент, докторант Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: 8-926-841-16-84

Эл.почта: aziza67@rambl er. ru

В работе рассмотрена модель прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятий туристского бизнеса, отражающая с необходимой точностью экономические процессы в рамках конкретного предприятия и в целом на туристическом рынке в их динамике для выявления и изучения закономерностей, действующих в них, инноваций, прогнозирования, планирования и управления этими процессами.

Ключевые слова: модель, прогнозирования, конкурентоспособность, инновации, туристский.

Irina A. Kiselyov

PhD in Economics, professor

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics

Tel.: 614-16-20

E-mail: Kia1962@list.ru.

Aziza M. Tramova

PhD of Physical and Mathematical Science, senior lecturer, the doctoral candidate Moscow state university of economy, statistics and computer science Tel.:8-926-841-16-84 E-mail: aziza67@rambler. ru.

THE INFLUENCE OF INNIVATION ON COMPETITIVENESS OF TOURIST-ORIENTED ENTERPRISES

The forecasting model of level of tourist-oriented enterprises competitiveness is considered. This model reflects economic processes with a desired precision under as concrete enterprises as tourism market. The model allows to reveal and study the regularities, innovation, forecasting, planning and management of these processes.

Keywords: model, forecasting, competitiveness, innovations, tourist.

1. Введение

Во второй половине 1990-х гг. на рынке туристских услуг резко обострилась конкуренция. Российские фирмы не в состоянии успешно конкурировать с иностранными, ни по уровню сервиса, ни по стоимости услуг. Иностранные предприниматели предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о своих возможностях.

В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства [1].

Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения с государственными органами.

Научная значимость состоит в разработке новых инновационных подходов и концепций к управлению туристским бизнесом на базе экономико - математических моделей и средств информационных технологий - необходимое условие формирования эффективной стратегии развития рассматриваемой отрасли национальной экономики.

Переход на инновационный путь развития является одним из индикаторов успешной работы туристского предприятия, требующие значительные инвестиционные вложения.

2. Внедрение моделирования в деятельность туристических предприятий

В настоящее время происходит интенсивное внедрение математических методов и моделей в формирование и развитие систем управления турбизнесом, что связано с повышенной конкурентоспособностью предлагаемых продуктов на туристическом рынке.

Конкурентоспособность турфирмы сегодня - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие.

1. Качество выполняемых туристическим предприятием услуг.

2. Политику сбыта и качественного сервиса по предоставлению туристских услуг.

3. Предпочтения потребителя (выход фирмы на целевой рынок потребителя, определение своей ниши на рынке (сегмента)).

В современной экономике главным направлением финансово-экономической и сбытовой стратегии каждого туристического предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Модели спроса на туристические услуги строятся с целью прогнозирования объемов спроса, его распределения по существующим и планируемым туристическим комплексам и базам, для изучения эластичности спроса по уровню тарифа на туристские услуги и по другим факторам, для исследования влияния различных природных, экономических, демографических и др. условий на интенсивность потоков туристов. Эти модели представляют собой: обычные функции спроса от цены; многофакторные регрессионные модели; гравитационные модели спроса, определяющие поля туристических потоков и центры их тяготения.

Модели предложения туристических услуг строятся, в частности, для интег-

ральнои оценки туристского потенциала природно-экономических комплексов. Туристские ресурсы существующих и планируемых туристских баз и маршрутов характеризуются некоторыми величинами аттрактивности (привлекательности), зависящими от коэф -фициентов аттрактивности для каждого рекреационного процесса и максимальной интенсивности потока туристов. Используя показатели аттрактивности в расчете на одного туриста, определяют распределение туристов по узлам поля рекреационного потенциала, при котором суммарная величина атт-рактивности максимальная.

Рациональное управление туристическими предприятиями целесообразно проводить с использованием адекватных динамических моделей, базирующихся на принципиально новых подходах, в том числе на рефлексивном. Последние исследования в области динамики экономических систем и отсутствие моделей, позволяющих определить состояние конкурентоспособности туристических предприятий на новом этапе развития рынка, обосновывают целесообразность разработки комплексной динамической модели прогнозирования, уровня конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса. Бизнес-процессы, происходящие внутри туристического предприятия, обладают свойством инерционности, внешняя среда предприятия нестабильна, следовательно, требуется оценить траекторию развития на основе достигнутых конкурентных преимуществ и проанализировать способность предприятия приспосабливаться к изменениям внешней среды, не ухудшая текущего уровня эффективности [3].

Для оценки устойчивости развития исследуемой системы целесообразно применять аппарат экономической динамики. На основе выявленных закономерностей и тенденции развития рынка осуществляется выработка рекомендаций, политики повышения конкурентоспособности предприятия. Рефлексивный подход, используемый при моделировании конкурентоспособности туристических предприятий, состоит в разработке номенклатуры показателей, в большей степени учитывающих интересы потребителей услуг и сотрудников предприятия.

Поведение покупателя на туристическом рынке зависит от его потребностей. Потребности можно определить как выражение скрытых мотивов, кото -

рые управляют спросом. Одна и та же туруслуга может удовлетворять определенный круг потребителей, причем структура потребностей и их приоритеты являются динамичными и изменяются во времени. Каждая потребность имеет свою структуру, поэтому её следует разложить на составные части, чтобы идентифицировать все переменные, из которых складывается потребительская оценка качества услуги.

Поведение потребителей туристических услуг характеризуется: предпочтением потребляемых услуг: предпочтение выбора услуг формируется одновременно действием всех факторов; объемом потребляемых услуг: определяемым в основном доходом потребителей. Влияние дохода на объем потребления туристических услуг прямое: чем выше доход потребителей, тем больше их число;реакцией на изменение цены предложения туристических услуг: для различных групп потенциальных потребителей зависит не только от дохода, но и от неценовых факторов: социально-демографические и психологические признаки и т.д. [4].

Далее рассмотрена модель прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса, отражающая с необходимой точностью экономические процессы в рамках конкретного предприятия и в целом на туристическом рынке в их динамике для выявления и изучения закономерностей, действующих в них, прогнозирования, планирования и управления этими процессами.

Перспективами дальнейших исследований в рамках организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий туристского бизнеса является определение источников роста уровня конкурентоспособности предприятий и направлений улучшения их деятельности на концептуальном уровне, то есть разработка концептуальной инновационной стратегии, в системе управления конкурентоспособностью туристических предприятий.

3. Оценка конкурентоспособности предприятия туристского бизнеса

Сложность бизнес-процессов зачастую снижает надежность прогноза, следовательно, применение одного метода прогнозирования недостаточно, чтобы точно выявить наиболее вероятное поведение системы. Приведенная модель относится к классу имитационных динамических моделей, комплекс -

но отражающих влияние на деятельность туристского предприятия как факторов внешней среды (сезонность спроса, изменчивость цен и уровня конкуренции на рынке туристских услуг), так и внутренних факторов развития, в том числе введение инноваций.

Это аргументирует структуру динамической модели, которая состоит из трех блоков.

Первый блок (Блок А) нацелен на анализ временных рядов по количественным показателям конкурентоспо -собности предприятия, как первичным (например, количество поступивших запросов на предоставление информации об определенных турах), так и вторичным (например, коэффициент загруженности тура).

В рамках второго блока (Блок Б) реализуется сценарный подход к прогнозированию и отражаются причинно-следственные связи в функционировании туристического предприятия и, как следствие, формирования его конкурентоспособности.

Связь показателей, формирующих оценку конкурентоспособность предприятия туристического бизнеса, с влияющими на них факторами выражается регрессионной моделью. В настоящей работе предлагается в качестве основного инструмента анализа ситуации и прогнозирования ее развития по различным сценариям использовать аппарат имитационного моделирования. Оценить эффективность процессов обслуживания клиентов можно посредством модели системы массового обслуживания.

В третьем блоке (Блок В) производится оценка устойчивости развития туристического бизнеса в регионе, исходя из предположения, что состояние сферы туризма, благосостояние населения региона и конъюнктура рынка в регионе имеет влияние на эффективность функционирования туристических предприятий, в то время как уровень развития предприятий характеризует качественный уровень сферы туризма, то есть ее конкурентоспособность. Здесь важную роль играет анализ макроэкономических показателей состояния региона и зоны обслуживания туроператора. Основными методами являются методы экспертного прогнозирования.

Для оценки устойчивости развития исследуемой системы целесообразно применять аппарат экономической динамики. На основе выявленных законо-

мерностей и тенденции развития рынка осуществляется выработка рекомендаций, политики повышения конкурентоспособности предприятия. Рефлексивный подход, используемый при моделировании конкурентоспособности туристических предприятий состоит в разработке номенклатуры показателей в большей степени учитывающих интересы потребителей услуг и сотрудников предприятия.

Общая последовательность реализации комплексной динамической модели оценки конкурентоспособности туристского предприятия представлена на рис. 1.

Рассмотрим детерминированный процесс моделирования и анализа показателей в динамике на основе периодического их измерения, в совокупности составляющих конкурентоспособности туристического предприятия (Блок А). Временные ряды строятся для таких показателей конкурентоспособности, как:

- рентабельность реализованных услуг;

- количество обратившихся клиентов;

- общее количество обслуженных туристов, а также количество обслуженных туристов в разрезе турпутевок;

- количество рекламаций;

- количество повторных обращений клиентов (используется в оценке готовности клиентов пользоваться услугами одного туроператора);

- цены реализуемых услуг, а также ее факторы - цены на перевозку, проживание в курортах и городах, представляющих собой туристический центр, цены на экскурсии и т.д.;

- время обслуживания одного клиента.

1. Определение показателей воздействия внешней среды и показателей процессов операционной деятельности туристического предприятия осуществляется посредством расчета показателей, предложенных в рамках рефлексивного подхода к оценке конкурентоспособности туристических предприятий

[3].

2. Мониторинг установленных показателей. Следует отметить, что в силу свойственной определению конкурентоспособности предприятия процедуры сравнения его показателей с пока-

зателями конкурентов возникает задача прогнозирования аналогичных показателей конкурентов. В таком случае на этапе сравнения показателей используют значения, характерные для некоторого предприятия-эталона. В конечном итоге устанавливается разрыв между фактическим уровнем конкурентоспособности предприятия и ее эталонным уровнем.

3. Априорная оценка информации. Корректировка полученных данных. В процессе подготовки данных восстанавливаются пропущенные данные, корректируются аномальные значения, отбираются данные по условию, заменяются значения, исключается шум, проводится сглаживание и другие операции на основе набора математических методов, таких как алгоритмы робастной фильтрации, спектрального и вейвлет анализа,

последовательной рекуррентной фильтрации, статистического анализа.

4. Выбор метода прогнозирования. Выбор автопроекционного метода прогнозирования можно осуществлять на основе дерева Райда, который учитывает длину ряда, сезонность, дисперсию

Рис. 1. Динамическая модель оценки конкурентоспосопности туристского предприятия

случайной компоненты и ее долю в дисперсии ряда, пики и нестандартности ряда, размерность прогнозируемого периода. Для большой длины ряда наиболее пригодным является метод Бок-са-Дженкинса.

5. Построение трендовой модели. Среди методов сглаживания в работе предлагается использовать двойное усреднение, которое применяется для ряда, состоящего из трех полных циклов сезонности, метод годовой процентной разницы. Среди методов экспоненциального сглаживания - обычное экспоненциальное сглаживания (дает наилучшие результаты для гладкого тренда), двойное и тройное экспоненциальное сглаживание

Брауна (для нестационарных рядов со значительными перепадами минимального и максимального значений).

Вследствие того, что спрос на большинство турпутевок характеризуется сезонностью и цикличностью, следует иметь в виду, что применение простого скользящего среднего к ряду, который состоит из суммы некоторого числа гармоник, вызывает опасность искажения циклического и не строго циклического колебаний, поскольку возрастает роль коротких колебаний за счет

колебаний с большим периодом. Растянутое во времени колебание принимается за долгосрочную тенденцию (тренд), которая, по сути, является колебанием относительно тренда. В выделении тренда полезными инструментами являются методы сглаживания, методы экспоненциального сглаживания, адаптивного сглаживания, модель Холь -та-Винтерса.

6. Полученные прогнозные значения выделенных показателей используются в анализе сценариев модели развития туристического предприятия и оценки его конкурентного статуса.

Данные показатели влияют на эффективность его функционирования и развития, поскольку отражают воздействие внешних факторов (изменения в туристической отрасли и конъюнктуры рынка, уровень курортных зон) и способность предприятия приспособиться к ним. Таким образом, эффективность операционной деятельности туристического предприятия является основной составляющей комплексной оценки его конкурентоспособности.

Реализация блока Блок Б предполагает предварительное построение диаграммы причинно-следственных связей показателей, участвующих в оценке

эффективности функционирования предприятия и определения его конкурентоспособности (рис. 2) .

На диаграмме серым цветом выделены показатели, которые входят в свертку интегрированного показателя конкурентоспособности туристического предприятия. Курсивом отмечены эк-зогенно задаваемые в модели показатели.

На следующем этапе осуществляется разработка имитационной модели, что позволяет устанавливать характер изменений каждого элемента системы и проводить оценку равновесия системы.

Формирование сценариев как инструмент по улучшению бизнес-процессов на предприятии дает возможность планировать выполнение происходящих бизнес-процессов вплоть до каждого рабочего места.

На этапе анализа влияния изменения показателей на уровень конкурентоспособности определяется характер изменений, для дискретного характера определяется последовательность моментов или периодов времени.

Заключительным этапом является выработка рекомендаций относительно процесса принятия решения по обес-

Рис. 2. Оценка эффективности функционирования предприятия и определения его конкурентоспособности

печению конкурентоспособности исследуемого туристического предприятия.

Основной задачей Блока В является анализа динамики взаимодействий рынка туристских услуг на эффективность деятельности предприятия.

Следуя однопродуктовой модели Вальраса регулирования цены продукции на рынке, покажем, что под влиянием фактора конкуренции варьируется выгодность реализации туристической услуги с течением времени. Предположим, что изменение количества предприятий, предлагающих населению региона определенный вид туристической путевки, описывается следующим дифференциальным уравнением:

у =8{р - с), 0 (1)

где р - цена туристической путевки; с - средние издержки на реализацию одной туристической путевки.

Уравнение изменения цены в модели Вальраса модифицируем:

у = а(2 -еу), (2)

где а > 0 - коэффициент скорости регулирования; 2 -спрос, то есть количество лиц, желающих приобрести турпутевку; е - нормативное для туристических предприятий количество продаж путевок.

Точкой равновесия данной системы является (уф = 2/е , рф = с} , а решением системы дифференциальных уравнений - функции:

Р©= (1/^)(а • £)1/2-(-5Ш(8-а • • £ •г)1'2 С1+СОБ(8 -а -!)1/2 С2 + С/^),

у(0 = (1/е )■ е (со$(5 ■ а ■ £ •С+со $т(8 а ■ £ I)1/2С2 + 2),

на основе которых можно построить траектории цены турпутевки и количества фирм, которые предлагают ее клиентам, с увеличением фактора времени при заданных параметрах.

Для данной системы наиболее вероятным сценарием является циклическое изменение рынка, поскольку, чем больше цена на путевку, тем больше туроператоров стремится ее предложить, поскольку увеличение цены позволяет повысить прибыльность туристической услуги (при условии постоянства средних издержек ее реализации). В случае, когда рынок насыщен предложением туристических услуг, начинается конкурентное понижение цены.

4. Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфика деятельности туристических фирм состоит в том, что они работают в условиях достаточно жест-

кой конкуренции и в условиях сезонного колебания спроса. Обычным и наиболее простым инструментом адаптации фирм к изменяющимся условиям является ценовой механизм. Однако снижая цены в периоды падения спроса (либо под влиянием фактора сезонности, либо в результате увеличения конкурентных предложений) предприятие теряет в своей доходности и снижает уровень конкурентоспособности. Выходом может являться введение инноваций, стимулирующих спрос и позволяющих предприятию уйти от конкурентов в новый сегмент рынка. Несмотря на то, что внедрение инноваций требует затрат, инновационная реакция предприятия на неблагоприятную ситуацию может компенсировать эти затраты и принести дополнительную выгоду. Однако это требует количественной оценки, что и осуществляется с помощью рассматриваемой модели.

Проведен экономико-математический анализ основных соотношений предложенной модели, который позволил сделать вывод о том, что при определенных условиях для устойчивого функционирования предприятия в условиях сезонного спада или повышений уровня конкуренции туристическому предприятию нужно не просто снизить цену, а ввести инновацию, например, предложить новый перечень услуг и довести до сведения целевой аудитории преимущества новых предложений.

Следует отметить важность структурного анализа клиентов и определения связей выделенной группы с предлагаемыми видами продукции, то есть нахождения вероятности того, что клиент закажет ту или иную турпутевку, при условии, что известны вероятности его принадлежности к той или иной потребительской группе.

Привлекательность для клиентов предлагаемого тура помимо его стоимости зависит от состояния туристической зоны, что требует проведения соответствующего анализа. Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В результате исследований была получена комплексная динамическая модель прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса, отражающая с необходимой точностью экономические процессы в рамках конкретного предприятия и в целом на туристическом рынке в их динамике для выявления и изучения закономерностей, действующих в них, прогнозирова-

ния, планирования и управления этими процессами.

Перспективами дальнейших исследований в рамках организационн-эко-номического механизма рефлексивного управления конкурентоспособностью предприятий туристического бизнеса является определение источников роста уровня конкурентоспособности предприятий и направлений улучшения их деятельности на концептуальном уровне, то есть разработка концепции синтеза системы рефлексивного управления конкурентоспособностью туристических предприятий.

Литература

1. Боголюбов В.С. Экономика туризма. Издательство: Академия, 2005г.

2. Трамова А.М., Трамова Л.Х. Инновационные технологии в развитии экономики КБР. // Всероссийская научно - практическая конференция, КБГСХА, 2010.

3. Лепа Р.Н., Градинарова А. А. Моделирование оценки конкурентоспособности предприятий туристического бизнеса / Економика промисловости. -2006. - № 1(32).

4. Киселева И. А., Трамова А.М. Вопросы моделирования деятельности туристских предприятий. //Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 4 / Материалы Двенадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 13-14 апреля 2011 г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. - М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

References

1. Bogolyubov V. S. Tourism economy. Publishing house: Academy, 2005г.

2. Tramova A.M., Tramova L.H. Innovative of technology in development of economy KBR.//All-Russia scientifically - practical conference, KBGSXA, 2010.

3. Lepa R. N, Gradinarova A.A. Modeling of an estimation of competitiveness of the enterprises of tourist business / Ekonomika промисловости. - 2006. - № 1 (32).

4. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Question of modeling of activity of the tourist enterprises.//Strategic planning and development of the enterprises. Section 4 / Materials of the Twelfth All-Russia symposium. Moscow, on April, 13-14th, 2011 Under the editorship of the member correspondent of the Russian Academy of Sciences G.B.Klejnera. - М: CEMI the Russian Academy of Sciences, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.