Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности туристических фирм'

Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности туристических фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4878
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА / СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМ / ЦЕНА ТУРПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева И.А., Трамова А.М.

Проанализированы различные аспекты деятельности туристических предприятий, определены наиболее эффективные показатели управления деятельностью фирмы, выявлены факторы, оказывающие влияние на образование цены на турпродукт. Сделан вывод о том, что эффективность функционирования турфирмы зависит от степени обоснованности стратегии ее деятельности на рынке туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности туристических фирм»

7(358) - 2014

Анализ видов экономической деятельности finutysis of types ofeconomic activity

УДК 330.44

анализ ФАКТОРОВ,

влияющих на эффективность деятельности

туристических фирм

analysis of factors influencing the effectiveness of the activities of the tourist firms

Ирина Анатольевна КИСЕЛЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной математики,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) E-mail: Kia1962@list.ru Азиза Мухамадияевна ТРАМОВА, кандидат физико-математических наук, докторант кафедры прикладной математики,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) E-mail: aziza67@rambler.ru

Проанализированы различные аспекты деятельности туристических предприятий, определены наиболее эффективные показатели управления деятельностью фирмы, выявлены факторы, оказывающие влияние на образование цены на турпро-дукт. Сделан вывод о том, что эффективность функционирования турфирмы зависит от степени обоснованности стратегии ее деятельности на рынке туристических услуг.

Ключевые слова: туристическая фирма, стратегия деятельности турфирм, цена турпродукта.

Воздействие туризма на экономику основано на оценке уровня расходов туризма. В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комплек-

IrinaA. KISELEVA,

Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Applied

Mathematics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: Kia1962@list.ru Aziza M. TRAMOVA, PhD of Physics and Mathematics Sciences, the Doctoral Candidate of the Department of Applied Mathematics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) E-mail: aziza67@rambler.ru

In connection with the improvement of the development of the tourist business has a need to identify the most efficient and competitive companies. The paper analyses different aspects of the activity of tourist enterprises, the most effective indicators of the activity management of the company, identifies factors affecting the formation of prices for tourist product. It is concluded that the effectiveness of the functioning of the travel аgency depends on the degree of validity of a strategy of its activities on the market of tourist services.

Keywords: tourist firm, strategy of activity of travel agencies, the price of a tourist product.

сом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообложением, экономической нестабильностью и т. д. Однако, по прогнозам специалистов,

46

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

наша страна в состоянии войти в число регионов, наиболее популярных среди туристов. Прежде всего необходимо рассматривать такие аспекты экономики туризма, как эффект мультипликатора, особенности осуществления рентных отношений, проявления базовых экономических процессов в туризме. Эффект мультипликатора проявляется при анализе воздействия расходов туристов на всю систему экономических отношений. Мультипликатор туризма -это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей производства, продаж и дохода к изменению расходов клиентов [1]. Эффект мультипликатора проявляется в различных видах. Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов. Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов, мультипликатор дохода измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуды и прибыли), образующиеся в результате увеличения расходов туристов.

Уникальность отдельных туристических ресурсов является объективной основой для образования туристической ренты [7].

Деятельность турфирм осуществляется с учетом действия множества факторов внутренней и внешней среды. Внешняя среда задает рыночные условия функционирования. При этом следует учитывать

конъюнктуру рынка, действие мультипликативных процессов, особенности рентных отношений, использовать монопольную и дифференциальную ренту при формировании и реализации стратегии.

Внутренняя среда задает условия функционирования фирмы, связанные с повышением ее эффективности, при этом возникает необходимость решения задач адаптации туристических предприятий к изменениям во внешней среде путем настройки механизма функционирования предприятия.

Маркетинг - это коммерческий рычаг фирмы, без которого стратегический план не может привести к желаемым результатам. Маркетинговая политика служит базой для планирования всех аспектов ее деятельности и предусматривает два направления активности:

- стратегический маркетинг - аналитический процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу;

- операционный маркетинг - активный процесс, ориентированный на краткосрочный горизонт планирования.

Различные этапы стратегического маркетинга относительно главных функций фирмы представлены на рисунке. Безотносительно к тому, «втягивается» товар рынком или «вталкивается» технологически, он должен пройти контроль с позиций стратегического маркетинга для оценки его экономической и коммерческой состоятельности.

Стратегический маркетинг в операциях турфирм

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

47

Важнейшей составляющей является разработка вариантов стратегии функционирования. В основу стратегии туристических предприятий заложен анализ конкуренции в отрасли, при этом может быть использована модель пяти сил конкуренции, предложенная М. Портером. Он выделил следующие факторы:

- проникновение новых конкурентов;

- угроза появления на рынке товаров-заменителей;

- конкурентные силы со стороны потребителей;

- конкурентное преимущество поставщиков;

- конкуренция среди существующих компаний.

Указанные факторы необходимо учитывать при

разработке стратегий развития фирмы. Наиболее интенсивной является конкуренция между компаниями внутри отрасли, которая проявляется в борьбе за величину рыночной доли, так как этот параметр определяет состояние предприятия в долгосрочном периоде.

В каждом конкретном случае выбор конкурентной стратегии зависит от особенности состояния и эволюции структуры отрасли, потребностей покупателей, баланса спроса и предложения в данной отрасли. Для выработки стратегии необходимо оценить степень привлекательности отрасли с точки зрения долгосрочной доходности, факторы, определяющие конкурентное положение предприятий внутри отрасли.

На основе структурного анализа привлекательность отрасли является фактором прибыльности фирмы [5]. Совместное воздействие пяти конкурентных сил определяет прибыльность фирмы, так как они воздействуют на цены, затраты и инвестиции, т. е. составляющие прибыльности фирмы. Структурные сдвиги изменяют общее и относительное влияние конкурентных сил и могут воздействовать на ее прибыльность. Фирма может формировать структуру и изменить привлекательность отрасли. Каждая отрасль уникальна, и каждый из пяти факторов влияет на нее по-своему. Анализ в рамках пяти факторов позволяет фирме видеть сложности, выделить важные факторы и идентифицировать подходящие стратегические инновации для отрасли [10].

Удовлетворение потребностей покупателей -это предпосылка жизнеспособности и отрасли, и фирм. Структура отрасли определяет, кто захватывает распределение ценности, которую имеет продукт с точки зрения покупателей.

Прибыль - это функция сбалансированности спроса и предложения. Долгосрочный баланс спроса и предложения находится под воздействи-

ем структуры отрасли. Краткосрочные колебания спроса и предложения могут воздействовать на прибыльность в краткосрочной перспективе, структура отрасли определяет долгосрочную прибыльность. Спрос и предложение изменяются постоянно, приспосабливаясь друг к другу. Структура отрасли формирует баланс спроса и предложения, продолжительность дисбаланса. Последствия дисбаланса между предложением и спросом для прибыльности отрасли также значительно отличаются в зависимости от структуры отрасли. Благоприятная структура отрасли позволяет получать высокие прибыли, а неблагоприятная лишает фирмы этой возможности. Структура отрасли имеет решающее значение для скорости приспособления предложения к спросу. Фирма, которая позиционирует себя правильно, может получать высокую прибыль, несмотря на то, что структура отрасли неблагоприятна и средняя прибыльность по отрасли невысока.

Логика стратегии лидерства требует, чтобы фирма была абсолютным лидером, а не одной из фирм, борющихся за это положение. В стратегии диффе-ренцируемости фирма стремится к уникальности в отрасли. Если фирма осуществляет стратегию фокусирования и этот сегмент имеет благоприятную структуру, то такая фирма будет иметь более высокую прибыль, чем в среднем по отрасли.

Система целей развития предприятий турбиз-неса включает выявление причинно-следственных связей между факторами, влияющими на эффективное функционирование предприятия, организационно-экономического механизма для повышения эффективности ее деятельности.

Разработка стратегии функционирования турфирм на рынке туруслуг представляет собой одну из важнейших и трудоемких функций в системе управления [2]. Эффективность функционирования турфирмы зависит от степени обоснованности стратегии ее деятельности на рынке туруслуг с учетом внутреннего состояния предприятия и изменяющихся реалий внешней среды, а также от учета множества факторов, влияющих на процесс формирования стратегии предприятия. Формирование стратегии деятельности турфирмы включает следующие процедуры: формирование целей, разработка программы, разработка хозяйственного портфеля, расчет проекта цены туруслуг, формирование стратегии рынка, осуществление договорного процесса на обслуживание, определение уровня финансовых ресурсов для реализации стратегии.

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

На основе разработанной стратегии деятельности формируется маркетинг турпродукта. Процедурами формирования маркетинга являются разработка рекламы продукта, осуществление договорного процесса приобретения туруслуг, учет особенностей различных сегментов рынка, анализ условий выполнения услуг, корректировка процесса реализации услуг при изменяющихся условиях и оценка эффективности тура.

Разработанная стратегия деятельности турфирм и система маркетинга являются базой для осуществления процесса формирования и реализации турпродукта. С учетом условий и особенностей реализации этого процесса модель формирования и реализации турпродукта включает следующие блоки: формирование и согласование интересов участников рынка туруслуг, формирование комплекса услуг, осуществление договорного процесса, выполнение договорных обязательств, анализ качества предоставляемых услуг, анализ затрат на обслуживание, анализ эффективности тура.

Действие эффекта мультипликатора продаж, производства, дохода учтено в процедурах увеличения объема услуг, что способствует росту доходов фирмы. Также в процедурах необходимо учесть качество туруслуг в связи с формированием дополнительной прибыли.

Цена туруслуг на рынке зависит от того, как предприятие подходит к формированию уровней качества: базового (производственного) и потребительского.

Эффективность работы требует разработки и применения для предприятия концепции экономического рычага [4]. Концепция экономического рычага применима, поскольку часть осуществляемых затрат на производство турпродукта является фиксированной. Поэтому прибыль увеличивается или уменьшается непропорционально изменению объема основной деятельности. Затраты предприятия делятся на постоянные и переменные в зависимости от объемов производства и реализации турпродукта.

Когда объем проданного турпродукта достигает минимального количества, достаточного для покрытия переменных затрат, предприятие начнет получать прибыль.

Определим воздействие на прибыль Р изменений в объеме продажи турпродукта Q. Между этими переменными существует соотношение

Р = QC - Ш + О) = Q (С - Ю - G,

где С - цена продукта;

Я - переменные затраты на продукт;

О - постоянные затраты.

Из этого уравнения видно, что прибыль зависит от количества проданного турпродукта, разности между ценой турпродукта и величиной переменных затрат, т. е. суммы, направляемой на покрытие постоянных затрат, и величины постоянных затрат.

Коэффициент к, характеризующий отношение прибыли к объему продаж, зависит от величины разности между выручкой и переменными (прямыми) затратами в расчете на один проданный турпродукт, уменьшенной на величину постоянных затрат в процентном отношении к выручке от продаж. При увеличении доли переменных затрат на производство продукта Я и при больших постоянных затратах О происходит существенное уменьшение коэффициента к.

При этом изменения в объеме продаж турпро-дукта, его цены или стоимости будут иметь непропорциональное влияние на к, поскольку О является величиной постоянной.

Ускорение оборачиваемости и уменьшение потерь может помочь достижению значительного экономического эффекта.

Цена на турпродукт должна быть достаточной, чтобы возместить все затраты на производство, управление и реализацию, а также обеспечить приемлемый доход от инвестиций. Даже тщательно продуманная цена не может гарантировать достижения требуемой рентабельности или доходности. Кроме того, сбыт должен иметь возможность осуществить планируемый объем продаж по установленной цене. Одним из способов минимизации риска при выводе на рынок новых видов турпродукта является анализ безубыточности, определение точки безубыточности В, которая показывает объем продаж, при котором общая выручка равняется общим затратам. Формула для определения точки безубыточности имеет вид

т

в = —, м

где Я. - накладные расходы на 7-й турпродукт

(7 = 1, т);

М - маржинальная прибыль.

Маржинальная прибыль - разница между ценой продажи и переменными затратами на турпродукт. Объем продаж с определенной (желаемой) прибылью определяется по формуле

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

49

I Я + мг

В = -,

м

где М. - прибыль.

Рассмотрим, каков минимальный объем реализации турпродуктов, при котором фирма покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли и не неся убытков. Безубыточный объем продаж определяется следующим образом:

в ,

ДВП

где ПЗ - постоянные затраты;

ДВП - доля валовой прибыли в объеме продаж, равная единице минус доля переменных затрат в объеме продаж.

Учитывая, что в точке безубыточности сумма прибыли равна нулю, получаем

В =

О

С - Я

Таким образом, безубыточный объем продаж равен частному от деления постоянных затрат на маржинальный доход на один турпродукт. При объеме продаж сверх В предприятие получит прибыль, при меньшем объеме будет нести убытки.

На основе спроса на данный вид турпродук-та на рынке оценивается возможность продажи расчетного объема или определяется необходимая доля рынка.

С помощью данных безубыточности рассчитывается показатель безопасности К - превышение реальных продаж над объемом равновесных продаж. Он представляет собой то количество, до которого продажи могут уменьшаться. Ниже данного уровня продажа станет убыточной. Предприятие может снизить объем продаж за сезон на К %. Дальнейшее снижение объема будет убыточным. Это необходимо компенсировать выпуском нового вида турпродукта (с учетом сезонности), чтобы обеспечить поддержку и необходимый уровень получения прибыли.

При реализации турпродукта для расширения рынка, покрытия отдельных затрат широко применяется система скидок. Также следует применять дифференцированные скидки на одни и те же туруслуги и уменьшать себестоимость услуг. С помощью эффективной рекламы и других средств маркетинга можно способствовать увеличению объема продаж.

Модели спроса на туристические услуги строятся для прогнозирования объемов спроса,

его распределения по существующим и планируемым туристическим комплексам и базам, для изучения эластичности спроса по уровню тарифа на туристические услуги и по другим факторам, для исследования влияния различных природных, экономических, демографических и других условий на интенсивность потоков туристов [6, с. 78].

Установление цены должно осуществляться с учетом сезона. По этой причине новые виды тур-продуктов изначально реализуются с завышенными торговыми наценками, которые корректируются ежедневно в зависимости от сложившейся ситуации по реализации.

Продажа турпакета ниже себестоимости принесет фирме убытки. Если турпродукт реализован не полностью, предприятие теряет часть прибыли. Для снижения убытков фирма должна иметь ежедневные сведения о реализации продукции и принимать решения о своевременном изменении цен на конкретные турпродукты. При этом максимальное снижение цены должно быть таким, чтобы обеспечить необходимый минимальный объем прибыли. Считается, что для выживания в рыночных условиях рентабельность для предприятий должна быть не менее 5 %.

Для повышения эффективности турбизнеса усилия руководителей компании должны быть сосредоточены на следующих основных направлениях:

- бизнес-модель - стратегическое направление деятельности, бизнес-процессов, системы управления персоналом, основных средств и технологической инфраструктуры;

- финансовые показатели - характеризуют увеличение доходов, снижение затрат, оптимальное использование капитала и снижение уровня приемлемого риска;

- система управления - включает организационную структуру, распределение ответственности, механизмы контроля, управление рисками, внутренний аудит, отчетность и управление эффективностью ключевых показателей деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система создания стоимости - позволяет реалистично и последовательно измерить риски и вклад в экономическую прибыль на каждом из этапов процесса создания стоимости. Такой подход создает базу системы вознаграждения и повышения эффективности финансовой отчетности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Для достижения желаемых результатов реализация стратегии должна быть подкреплена эффективной операционной моделью, организационной структурой и бизнес-процессами.

Наиболее эффективным подходом к управлению рисками является интеграция системы внутреннего контроля в операционные процессы и процедуры, что содействует выявлению и предотвращению ситуаций, которые могли бы привести к финансовым потерям или нанести урон репутации и интересам компании. Выявление и контроль за рисками включают в себя внутренний аудит, интегрированную систему управления рисками, управление рисками рыночными, кредитными и операционными, интегрированную систему внутреннего контроля, аудит нефинансовой информации, всесторонний экологический анализ и т. д.

Эффективное применение информационных технологий требует стратегического подхода к определению приоритетов, дисциплины при выборе информационных систем, эффективного управления проектами по внедрению систем, а также наличия быстро реагирующей и ориентированной на клиента службы поддержки. Проекты по внедрению информационных систем должны быть направлены на достижение четких и легко измеряемых коммерческих результатов. Информационные технологии позволяют добиваться более высокого уровня дифференциации и качества услуг.

Наличие эффективной системы мониторинга хозяйственной деятельности является основой для принятия эффективных управленческих решений и содействует успешному достижению стратегических целей. Такая система должна состоять из ряда взаимосвязанных элементов, включающих фактические и планируемые результаты, оперативные и статистические данные, а также форматы для предоставления данных, позволяющие четко и ясно выделить основные проблемы и возможности для совершенствования.

Устойчивое развитие турбизнеса опирается на экономические, экологические и социальные результаты деятельности предприятия путем разработки решений в таких областях, как стратегия, управление, контроль и документирование результатов туристической деятельности.

Эти решения учитывают обязательства организации, обладающей высоким уровнем гражданской ответственности, и в то же время стимулируют поиск новаторских подходов, способствуют повышению

производительности, совершенствуют процедуры управления рисками, а также укрепляют доверие к компании со стороны рынка и ее авторитет.

Экономическая выгода подразумевает стратегическое и финансовое планирование, управление технологией, качеством, рисками и репутацией, корпоративное управление [8, 9]. Экологическая выгода - эффективное использование ресурсов, снижение материалоемкости, биография продукта, экологическая стратегия и политика, управление экологическими вопросами.

Социальная выгода - работа с заинтересованными сторонами, квалификация, социальные стандарты и т. д.

Стратегии устойчивого развития бизнеса позволяют:

- улучшить корпоративное управление и обеспечить соблюдение нормативных требований в масштабах всего предприятия;

- уменьшить бизнес-риски путем создания систем раннего предупреждения заинтересованных лиц, урегулирования конфликтных ситуаций и предотвращения кризиса;

- укрепить доверие со стороны других участников рынка и авторитет компании благодаря достижению большей прозрачности деятельности;

- увеличить корпоративную оценку и управлять рисками на основе принципов обеспечения устойчивого развития бизнеса, корпоративной ответственности и социально-экономической и экологической выгоды;

- повысить контроль за неблагоприятными последствиями деятельности компании для окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов и сократить соответствующие издержки;

- укрепить репутацию компании и повысить ценность ее брэнда в глазах заинтересованных лиц;

- привлечь и сохранить в своем штате сотрудников высочайшей квалификации и повысить производительность труда путем укрепления морального состояния трудового коллектива;

- содействовать поиску новаторских подходов путем целенаправленного решения задач, встающих перед компанией как перед организацией, обладающей высоким уровнем гражданской ответственности.

В целом, применяя стратегии устойчивого развития бизнеса, компания сможет повысить свою

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР*?жг(Ъ4

51

стоимость в долгосрочной перспективе следующим образом:

- оценить и/или проверить выполнение взятых обязательств на основании критериев передового опыта, нормативно-правовых или других критериев;

- разработать бизнес-стратегии поведения компании и спроектировать новые бизнес-процессы, управленческие системы и структуры отчетности, необходимые для увеличения стоимости бизнеса;

- применять на практике стратегии и бизнес-процессы во всех измерениях - социальном, экологическом и экономическом;

- проводить мониторинг и проверку осуществляемых и подготавливаемых программ, методологий, процедур и отчетности, относящихся к сфере корпоративной ответственности. Туризм интенсивно развивается, число туристических компаний выросло на порядок. Менее 300 туроператоров охватывает почти 80 % всех туристических услуг. В туристической сфере нередко мелкие фирмы поглощаются более крупными, в течение сезона обязательно какой-либо туроператор терпит банкротство из-за демпинговой политики конкурента. Произведенных турпродуктов оказывается значительно больше, чем спрос на них. Способность продать, поиск новых технологий и

Список литературы

1. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.

2. Елисеев М. Е. Моделирование деятельности туристско-экскурсионного предприятия // Проблемы регионального и муниципального управления: управление, экономика, информатика: сб. науч. трудов. Таганрог: ТРТУ, 2001.

3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2005. 408 с.

4. Киселева И. А., Трамова А. М. Анализ деятельности турфирм с использованием модели делового совершенства // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 30.

5. Киселева И. А., Трамова А. М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере КБР) // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5.

6. Киселева И. А., Трамова А.М. Стратегия инновационного развития туристического рекреационного комплекса региона. М.: МЭСИ, 2011. 171 с.

условий продаж - краеугольный камень развития турбизнеса. Необходимо изменять технологии продаж, увеличивать число клиентов в условиях жесточайшей конкуренции.

Одним из путей оптимизации, противостояния демпингу является консолидация туроператорских фирм. Одновременно с укрупнением происходит разделение сфер деятельности по направлениям, регионам, турпакетам. Для потребителя процесс консолидации туроператорской деятельности можно оценивать двояко. С одной стороны, резко уменьшается вероятность банкротства операторской компании, следовательно, уменьшается риск. Кроме того, крупные консолидаторы могут финансировать новые проекты, маршруты, наращивать ассортимент турпродукта. С другой стороны, устанавливаемые консолидаторами цены всегда будут более высокими, чем на демонополизированном рынке. Консолидация туроператоров приведет к появлению крупных вертикально интегрированных холдингов.

Другим направлением является нормирование туристических сетей [3]. Функционирование и развитие рынка зависят не только от внешних факторов, качества турпродукта, мотивации потребителя, но и от способов контроля, заинтересованности государства, различных туристических организаций и других участников рынка.

7. ХрусталевЕ. Ю., Боташева А. С.-Х. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28.

8. Хрусталев Е. Ю., Боташева А. С. -Х. Методология построения государственных федеральных и региональных программ социально-экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-15.

9. Хрусталев Е. Ю., Боташева А. С.-Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. С. 2-9.

10. Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ

Auaxw 6UÔ06 SKpnPMUHecipü deameM>npcmu

7 (358) - 2014

List of references

1. Guliaev V. G. Tourism: the economy and social development [Turizm: ekonomika i sotsial'noe razvi-tie], Moscow: Finansy i statistika, 2003. 304 p.

2. Eliseev M. E. Modeling of the activity of tourist-excursion enterprises [Modelirovanie deiatel'nosti turistsko-ekskursionnogo predpriiatiia] Problemy regional'nogo i munitsipal'nogo upravleniia: upravlenie, ekonomika, informatika - Problems of regional and municipal management: management, economy, informatics: collection of scientific works, Taganrog: TRTU, 2001.

3. KabushkinN.I. Tourism Management [Menedzh-ment turizma], Minsk: Novoe znanie, 2005. 408 p.

4. Kiseleva I. A., Tramova A.M. Analysis of the activities of travel agencies using a model of business excellence [Analiz deiatel'nosti turfirm s ispol'zovaniem modeli delovogo sovershenstva], Regional 'naia ekonomika: teoriia ipraktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 30.

5. Kiseleva I. A., Tramova A.M. Modeling of the investment attractiveness of the regional tourism sector of the economy (for example, CBR) [Modelirovanie investitsionnoi privlekatel'nosti turisticheskoi otrasli regional'noi ekonomiki na primere KBR], Audit i finans-ovyi analiz - Audit andfinancial analysis, 2010, no. 5.

6. Kiseleva I. A., Tramova A.M. The strategy of innovative development of the tourist and recreational complex in the region [Strategiia innovatsionnogo razvitiia turisticheskogo rekreatsionnogo kompleksa regiona], Moscow: MESI, 2011, 171 p.

7. Khrustalev E. lu., Botasheva A. S.-Kh. The role of eco-tourism in the economic development of the region (for example, Karachay-Cherkessia) [Rol' ekologicheskogo turizma v razvitii ekonomiki regiona na primere Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki], Regional 'naia ekonomika: teoriia ipraktika - Regional economics: theory and practice, 2011, no. 28.

8. Khrustalev E. lu., Botasheva A. S.-Kh. The methodology of constructing the state of the federal and regional socio-economic development [Metod-ologiia postroeniia gosudarstvennykh federal'nykh i regional'nykh programm sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika -Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 35, pp.2-15.

9. Khrustalev E. lu., Botasheva A. S.-Kh. Network planning and management of regional development as the most important factor in ensuring the national security of Russia [Setevoe planirovanie i upravlenie regional'nym razvitiem kak vazhneishii faktor obespecheniia natsional'noi bezopasnosti Rossii], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' -National interests: priorities and security, 2012, no. 4, pp. 2-9.

10. Khrustalev E. lu., Larin S. N. Regional priorities in the development of innovation infrastructure [Regional'nye prioritety v razvitii innovatsionnoi infrastruktury], Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2011, no. 42, pp. 8-15.

3K0H0MMHECKMM AHA/1113: 7HZOP7(Sl it npótcmcz*

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.