Научная статья на тему 'Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса региона'

Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1037
453
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ФИРМА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева И.А., Трамова А.М.

В работе рассмотрена модель формирования государственной политики развития туризма, обоснована необходимость создания экономико-математических моделей, ориентированных на совершенствование управления индустрией туризма, разработана классификация моделей туризма по структуре и применяемому математическому аппарату. Сделан вывод о том, что высокий уровень конкуренции в секторе туризма и экономическое реформирование обусловили необходимость разработки экономико-математических моделей, учитывающих особенности туристического рынка, рыночные элементы в функциональной области туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса региона»

Методы анализа

УДК 330

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

И.А. КИСЕЛЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной математики E-mail: Kia1962@list.ru

А.М. ТРАМОВА,

кандидат физико-математических наук, доцент, докторант кафедры прикладной математики E-mail: aziza67@rambler.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В работе рассмотрена модель формирования государственной политики развития туризма, обоснована необходимость создания экономико-математических моделей, ориентированных на совершенствование управления индустрией туризма, разработана классификация моделей туризма по структуре и применяемому математическому аппарату.

Сделан вывод о том, что высокий уровень конкуренции в секторе туризма и экономическое реформирование обусловили необходимость разработки экономико-математических моделей, учитывающих особенности туристического рынка, рыночные элементы в функциональной области туризма.

Ключевые слова: туристская фирма, турист-ско-рекреационный комплекс, модель.

Основными направлениями государственной

политики в области туризма являются:

- нормативно-правовая деятельность;

- межведомственная и межрегиональная координация и совершенствование туристской инфраструктуры;

- формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

- повышение качества обслуживания в сфере туризма, подготовка кадров;

- международное сотрудничество. Разработка концепции исходит из модели устойчивого туризма, которая представляет собой экономическое развитие в целях [1, 2]:

- увеличения доходов от туризма, совершенствования системы налогообложения;

- повышения качества жизни и благосостояния населения;

- притока инвестиций и создания новых рабочих мест;

- обеспечения комфортных условий пребывания туристов;

- роста национального достоинства как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.

Выбор оптимального варианта стратегии развития туризма принесет в сложившихся экономических условиях положительные результаты.

На развитие экономики туризма оказывают большое влияние состояние кредитно-денежной системы, уровень развития смежных народнохозяйственных отраслей, сферы услуг в целом, налоговое и валютное законодательство. Государствен-

ное планирование развития туризма представляет собой основу для управления туризмом.

Совершенствованием процесса планирования развития туризма является переход к принципам стратегического планирования. Модель формирования государственной политики развития туризма на основе стратегического планирования эффективно применяется для планирования развития туризма на государственном и региональном уровнях (рис. 1.).

Современная ситуация диктует необходимость рассматривать принципы государственной, национальной и региональной политики в органическом единстве. Основной целью является обеспечение

устойчивого экономического роста и восстановление экономического и политического веса страны в мировом хозяйстве.

В основу государственной политики в области туризма закладывается целесообразность формирования туристического рынка - маркетинга с региональным и самобытным туристским продуктом.

Политика развития туризма охватывает различные сферы экономических отношений: финансово-кредитную, налогово-бюджетную системы, организационно-управленческие, производственно-экономические, социальные и этнические процессы, законодательство, характер связей между ними по

вертикали и горизонтали, меры и действия по регулированию экономических процессов в системе межрегионального взаимодействия и в стране в целом.

На этапе модернизации экономики главная ставка делается на частную инициативу, что требует дальнейшей дебюрократизации и либерализации. Роль региональных рычагов усиливается, функции регулирования экономики туристского комплекса и повышения его эффективности переходят от федерального уровня к регионам.

Туристическая политика представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функциональные сферы туристско-рекреационно-го комплекса для достижения конкурентных целей сохранения и развития народнохозяйственного комплекса.

Целью политики развития туристского комплекса является преодоление социально-экономи-

Рис. 1. Формирование государственной политики развития туризма

ческих противоречий между развитием производственных отраслей и туризма.

Анализ производственных процессов и потоков туристских услуг необходим для выработки долговременной финансовой, кредитной и налоговой политики в отношении туристско-рекреационного комплекса в региональном и национальном масштабах.

Эта информация позволяет определить целесообразность направления инвестиционного потока в туристский комплекс по регионам, а также для разработки текущих программ, инвестиционной политики и корректировки налогообложения.

Деятельность туристического предприятия складывается из ряда бизнес-процессов, которые существенно зависят от множества внешних факторов: законодательных, экономических, социальных, политических. В кибернетике такие объекты, как предприятие туристско-рекреационного комплекса, получили название сложных систем, а методы их изучения - системного анализа [4, с. 54].

Системный подход в управлении экономикой находит свое проявление в программно-целевом управлении, которое включает управление процессом разработки и осуществление целевых, комплексных программ метауправления. Концепция комплексного развития туризма основывается на рекреационном, экономическом, межотраслевом, маркетинговом и инвестиционном подходах.

Управление туризмом и его функционирование предполагают соблюдение следующих принципов:

- системного подхода;

- двойной интеграции;

- гибкого реагирования;

- воспроизводства системы;

- правовой регламентации управления;

- социальной ориентации туризма;

- научной обоснованности системы управления;

- ориентации на инновационный путь развития;

- ранжирования объектов управления по их важности;

- сохранения и развития конкурентных преимуществ объекта управления;

- сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе.

На основе системного анализа целью исследования экономики туристско-рекреационного комплекса можно полагать поэтапное создание

высокоэффективного, гармоничного отраслевого хозяйства, для чего необходимо:

- проведение экономической оценки рекреационных ресурсов и рекреации, спроса на рекреацию;

- развитие и рациональное размещение туркомплекса в экономических регионах;

- построение оптимальной сети туристских объектов, взаимоувязанных с остальными отраслями хозяйства;

- формирование системы рекреационных передвижений;

- резервирование рекреационных услуг. Поэтому целью моделирования развития туризма является оптимизация туристской рекреационной деятельности, совершенствование структуры и управления, создание экологически безопасного механизма функционирования рекреационных регионов [13, с. 802].

Важным этапом при формировании инновационной стратегии отраслевого развития является разработка и применение комплекса экономико-математических методов и инструментальных средств, предназначенных для повышения эффективности функционирования соответствующей сферы народного хозяйства. Необходимо создание экономико-математических моделей, ориентированных на задачи совершенствования управления индустрией туризма.

По структуре и применяемому математическому аппарату модели туризма можно классифицировать как эконометрические, оптимизационные и модели искусственного интеллекта.

К эконометрическим моделям относятся модели спроса, предложения и резервирования туристских услуг для прогнозирования и планирования туристической деятельности в целях исследования влияния различных факторов, в том числе факторов случайности, на ее интенсивность. Модели данного типа широко применяются и достаточно развиты [8, 14, 17]. Например, модели спроса на туристские услуги строятся для прогнозирования объемов спроса, его распределения по существующим и планируемым туристским комплексам и базам, для изучения эластичности спроса по уровню тарифов на туристские услуги и по другим факторам, для исследования влияния различных природных, экономических, демографических и других условий на интенсивность потоков туристов. Данные модели представляют собой:

- обычные функции спроса от цены;

- многофакторные регрессионные модели;

- гравитационные модели спроса, определяющие

поля туристских потоков и центры их тяготения.

Модели предложения туристских услуг строились, в частности, для интегральной оценки туристического потенциала природно-экономических комплексов. Туристские ресурсы существующих и планируемых туристских баз и маршрутов характеризуются некоторыми величинами аттрактивности (привлекательности), зависящими от коэффициентов аттрактивности для каждого рекреационного процесса и максимальной интенсивности потока туристов. Используя показатели аттрактивности в расчете на одного туриста, определяют распределение туристов по узлам поля рекреационного потенциала, при котором достигается максимальная суммарная величина аттрактивности.

К оптимизационным моделям относятся модели оптимизации функционирования и развития туристских объектов, проектов их реконструкции и создания новых объектов для улучшения их организационно-технологической структуры; а также модели привлекательности инвестирования в туристской отрасли и оптимизации нагрузки, оптимизации туров и т.д. [8, 11, 12]. Существуют также модели и методы оптимального управления, представляющие собой имитационно-оптимизационные модели с экономическими критериями и факторными ограничениями, используемые в информационно-компьютерных технологиях.

В общем случае все модели можно разделить на статические и динамические, которые в свою очередь разделяются на параметрические и непараметрические. Статические и динамические модели планирования и управления туристской деятельностью разрабатывались для условий плановой экономической системы. В настоящее время необходимо создавать новые модели с учетом развивающихся рыночных отношений.

В любом случае параметрические (вариантные) модели дают более полный материал для анализа и принятия решений. В качестве параметров в таких моделях чаще всего выступают количественные характеристики факторов, которые трудно прогнозируемы на будущее, но играют решающую роль в реализации сценариев развития. Туристская отрасль тесно связана с другими отраслями экономики, поэтому в моделях необходимо учитывать существен-

ные межотраслевые связи. Принципиально важным моментом в динамических моделях является способ отражения в них экономического механизма развития - воспроизводственного процесса.

Например, к данному виду относятся модели функционирования и развития отдельных объектов туризма, с помощью которых находят оптимальные режимы работы уже существующих турбаз и отдельных объектов, предназначенных для оказания услуг туристам, модели оптимизации вариантов проектов реконструкции и создания новых туристских объектов и оптимизации их организационно-технологической структуры, в которых рассматривается наилучший вариант инвестиций. Также разработаны модели оптимизации нагрузки на отдельные объекты с учетом поддержания экологического равновесия и влияния числа, мощности объектов и режимов их функционирования на природную среду, в которых критерии оптимальности и ограничивающие условия содержат характеристики природной среды, зависящие от интенсивности туристского потока.

К оптимизационным также относятся модели функционирования и развития региональных туристских систем, статические и динамические модели развития и размещения, позволяющие находить оптимальную организационно-технологическую и пространственную структуру, учитывающие межотраслевые связи [5, 6]. Существуют и агрегированные модели:

- транспортные модели, описывающие туристские потоки на сети туристских маршрутов страны;

- выбора проектов туркомплекса с «привязкой» к условиям той или иной территории;

- оптимизации интенсивности потоков автотуристов на существующей дорожной сети с учетом пропускной способности туристских объектов;

- формирования туроператорами оптимальных туристских маршрутов (туров);

- управления процессами обслуживания туристов;

- автоматизированные системы управления деятельностью отдельных туристских объектов;

- имитационно-оптимизационные модели для проектирования наилучших режимов работы сложных рекреационных систем.

К моделям искусственного интеллекта в области туристской сферы относятся модели про-

Инновационная деятельность в сфере услуг

Инновационная деятельность в туристском комплексе

Инновационная деятельность в туристском комплексе региона

Федеральные целевые программы вип- проекты

Инновационная деятельность в других отраслях

Рис. 2. Схема исследования инновационных процессов в туристско-рекреационном комплексе

гнозирования спроса туристского потока и управления гостиничным сектором, сегментации рынка маркетинга и информационно-рекламной деятельности турбизнеса и др. [10, 15, 16]. Использование искусственного интеллекта позволяет с помощью относительно малых ресурсов получать достаточно точные результаты, для вычисления которых используются методы численной математики [9]. Основными направлениями развития искусственного интеллекта являются:

- нейронные сети;

- экспертные системы;

- нечеткая логика (fuzzy logic);

- генетические алгоритмы. Первые три направления более подходят для

моделирования поведения экономических агентов в социально-экономической среде (моделирования виртуального мира), а генетические алгоритмы в основном используются для задач оптимизации.

Нейронные сети - наиболее популярный аппарат в области искусственного интеллекта, который в настоящее время широко используется в туристской сфере. Он применим в любой ситуации, где есть связь между входными и выходными переменными. Любая непрерывная функция может быть равномерно приближена функциями, вычисляемыми нейронными сетями, если функции активизации нейрона дважды непрерывно дифференцируемы.

Содержанием экономической модели туристских комплексов является получение оценки эффекта от вариантов размещения туристских объектов

в конкретных регионах и нахождение его оптимального значения в согласовании государственного и региональных интересов [3, 7, с. 183].

Методом создания экономической модели является системный метод, особенностью которого является возможность согласования разрабатываемых региональных моделей, как с многоотраслевыми моделями экономики хозяйств региона, так и между автономными экономическими моделями внутри туркомплексов.

Структурно-логиче ская схема исследования инновационных процессов в туристско-рекреационном комплексе (с привязкой к региональному аспекту) представлена на рис.2.

Региональная конкретизация исследования позволяет рассмотреть инновационные процессы в туристской отрасли в разрезе имеющихся федеральных целевых программ и ВИП-проектов -важных инструментов реализации российской государственной инновационной стратегии. Целевые программы разных уровней и ВИП-проекты представляют собой адресные инструменты именно российской государственной политики, отличающиеся от методов государственного регулирования инновационных процессов в других странах.

Высокий уровень конкуренции в секторе туризма и экономическое реформирование обусловили необходимость разработки экономико-математических моделей, в том числе оптимизационных задач, учитывающих особенности туристского рынка, рыночные элементы в функциональной области туризма. Сложность управления туристским бизнесом обусловлена как многоотраслевым характером туристских услуг, так и многообразием причин, определяющих нестационарность и случайность факторов, влияющих на результаты его деятельности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.

2. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2005. 408 с.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2001. № 5.

4. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ деятельности турфирм с использованием модели делового совершенства // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 30. С. 53-58.

5. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5.

6 . Киселева И.А., Трамова А.М. Стратегия инновационного развития туристического рекреационного комплекса региона. М.: МЭСИ, 2011. 171 с.

7. Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С.182-185.

8. Лемешев М.Я., Щербина О.А. Оптимизация рекреационной деятельности. М.: Экономика, 1986. 160 с .

9. Оссовский С. Нейронные сети для обработки информации. М.: Финансы и статистика. 2002. 344 с.

10. Хрусталёв Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) //

Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28. C. 31-37.

11. Хрусталёв Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 4. C. 2-9.

12. Щербина О.А. Экономико-математические модели развития и размещения рекреационных систем // Экономика и математические методы. 1982. № 2.

13. Kiseleva I.A., Tramova A.M., Bayasgalan Tsetsgee. Analysis the competitiveness of the tourist industry enterprises with the application of model of business excellence. - IFOCT-2013 (8 International Forum on Strategic Tecnology-2013). Монголия, Улан-Батор, 2013. С. 800-804.

14. Lim C. Review of International Tourism Demand Models // Annals of Tourism Research. 1997. № 24. Р. 835-849.

15. Morley C.L. Demand modelling methodologies: integration and other issues // Tourism Economics. 1999. № 1. Vol.5. P. 5-19.

16. Pattie D., Snyder J. Using a Neural Network to Forecast Visitor Behavior // Annals of Tourism Research. 1996. № 23. P.151-164.

17. Song H., Witt S.F. Tourism demand modelling and forecasting. Pergamon, Oxford, 2000. 178 p.

Methods of analysis

MODELLING OF DEVELOPMENT OF A REGIONAL TOURIST AND RECREATION COMPLEX

Irina A. KISELЕVА, Aziza M. TRAMOVA

Abstract

Relevance of the subject is predetermined by importance of applying innovation, in particular economic-mathematical models, for increasing the efficiency of tourist firms' activities . The paper considers a model of formation of state policy for tourism development There is a necessity of creation of particular economic-mathematical models that would be focused on the problems of management improvement in the industry of tourism . The authors develop a classification of tour-

ism models by structure and applied mathematical apparatus . The authors arrive at the conclusion that the high level of competition in tourist business and economic reforming cause the need of economic-mathematical models developing, considering the peculiarities of tourist markets and market elements in the functional sector of tourism business .

Keywords: tourist firm, tourist and recreation complex, tourism model

References

1. Guliaev V.G. Turizm: ekonomika i sotsial'noe razvitie [Tourism: economy and social development]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003. 304 p.

2. Kabushkin N.I. Menedzhment turizma [Tourism management]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2005, 408 p.

3. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Vliianie innovat-sii na konkurentosposobnost' predpriiatii turistskogo biznesa [Influence of innovation on competitiveness of the enterprises of tourist business]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO - Economics, statistics and informatics. Bulletin UMO, 2011, no.5.

4. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Analiz deiatel'nosti turfirm s ispol'zovaniem modeli delovogo sovershenstva [Analysis of travel agencies' activities using a model of business excellence]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2013, no. 30, pp. 53-58.

5. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Modelirovanie investitsionnoi privlekatel'nosti turisticheskoi otrasli regional'noi ekonomiki (na primere Kabardino-Balkar-skoi Respubliki) [Modeling of investment attractiveness of a tourism sector of the regional economy (Kabardino-Balkaria as an example)]. Audit i finansovyi analiz -Audit and financial analysis, 2010, no. 5.

6. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Strategiia inno-vatsionnogo razvitiia turisticheskogo rekreatsionnogo kompleksa regiona [The strategy of innovation development of a tourist and recreation complex in a region]. Moscow, MESI Publ., 2011. 171 p.

7. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Riski pri reali-zatsii innovatsionnogo proekta v turisticheskoi otrasli [The risks of innovation project implementation in the tourism industry]. Audit i finansovyi analiz - Audit and financial analysis, 2012, no. 2, pp.182-185.

8. Lemeshev M.Ia., Shcherbina O.A. Optimi-zatsiia rekreatsionnoi deiatel'nosti [Optimization of recreational activities]. Moscow, Ekonomika Publ., 1986.

9. Ossovskii S. Neironnye seti dlia obrabotki informatsii [Neural networks for information processing]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2002, 344 p.

10. Khrustalev E.Iu., Botasheva A.S.-Kh. Rol' ekologicheskogo turizma v razvitii ekonomiki regiona (na primere Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki) [The role of eco-tourism in the economic development of

the region (Karachay-Cherkessia as an example)].

Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2011, no. 28, pp. 31-37.

11. Khrustalev E.Iu., Botasheva A.S.-Kh. Setevoe planirovanie i upravlenie regional'nym razvitiem kak vazhneishii faktor obespecheniia natsional'noi bezo-pasnosti Rossii [Network planning and management of regional development as the most important factor for ensuring the national security of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2012, no. 4, pp. 2-9.

12. Shcherbina O.A. Ekonomiko-matematicheskie modeli razvitiia i razmeshcheniia rekreatsionnykh sistem [The economic and mathematical models of development and distribution of recreation systems]. Ekonomika i matematicheskie metody - Economics and mathematical methods, 1982, no. 2.

13. Kiseleva I.A., Tramova A.M., Bayasgalan Tsetsgee. Analysis of the competitiveness of the tourist industry enterprises with the application of model of business excellence. - IFOCT-2013 (8 International Forum on Strategic Tecnology-2013), Mongolia, Ulan Bator, 2013, pp. 800-804.

14. Lim C. Review of International Tourism Demand Models . Annals of Tourism Research, 1997, no. 24, pp. 835-849.

15. Morley C.L. Demand modelling methodologies: integration and other issues. Tourism Economics, 1999, no. 1, vol. 5, pp. 5-19.

16. Pattie D., Snyder J. Using a Neural Network to Forecast Visitor Behavior. Annals of Tourism Research, 1996,no.23, pp. 151-164.

17. Song H., Witt S.F. Tourism demand modelling and forecasting. Pergamon, Oxford, 2000, 178 p.

Irina A. KISELЕVА

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics (MESI), Moscow,

Russian Federation

Kia1962@list.ru

Aziza M. TRAMOVA

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics (MESI), Moscow,

Russian Federation

aziza67@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.