Научная статья на тему 'Влияние инфраструктурного фактора на состояние производственной среды предприятия'

Влияние инфраструктурного фактора на состояние производственной среды предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плеслов Анатолий Алексеевич

Выявлена роль и влияние инфраструктуры на состояние производственной среды предприятия в рамках его промышленной площадки. Определена особая системообразующая функция инженерной инфраструктуры как фактора, определяющего состояние производственной среды. Актуализированы проблемы сохранения и развития инфраструктуры и производственной среды предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and influence of an infrastructure on a condition of the industrial environment of the enterprise within the limits of its industrial platform are revealed. The special system building function of an engineering infrastructure as the factor defining a condition of the industrial environment is certain. Problems of preservation and development of an infrastructure and the industrial environment of the enterprises are staticized.

Текст научной работы на тему «Влияние инфраструктурного фактора на состояние производственной среды предприятия»

вания инвестиционных проектов. На основании чистых денежных потоков проекта рассчитывается показатель эффективности инвестиционного проекта. Аналогично строится прогноз движения денежных потоков для схемы с использованием лизинга или смешанной схемы финансирования, однако в качестве ставки дисконтирования применяется значение внутренней нормы доходности (IRR) полученное для варианта с использованием инвестиционного кредитования. Положительное значение показателя чистого дисконтированного дохода позволяет говорить об эффективности и целесообразности использования лизинга. Показатель внутренней нормы доходности позволит оценить максимальную стоимость инвестированных средств.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта с точки зрения собственников инициатора проекта предлагается строить модель прогноза движения денежных средств путем корректировки чистых денежных потоков инвестиционного проекта на величину сумм привлекаемых и возвращаемых внешних источников финансирования с учетом платы за их использование. Для построения ставки дисконтирования используется кумулятивный метод.

Представленные выше методические подходы позволяют, таким образом, проводить сравнительный анализ эффективности инвестиционных проектов, нивелируя особенности использования различных альтернативных источников финансирования инвестиций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов. СПб.: Питер. 2004.

2. Вейдеман И.А. Разработка механизма лизинговых отношений для обновления подвижного состава железной дороги. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / М-во путей сообщения Рос. Федерации. Петербургский государственный

университет путей сообщения. СПб., 2002.

3. Туманова О.В. Государственное регулирование лизинговой деятельности в современных российских условиях. Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / ГОУ ВПО "Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова". М., 2006.

Плеслов А.А.

ВЛИЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ФАКТОРА НА СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Народное хозяйство страны характеризуется единством экономического пространства, которое включает в себя два базовых фактора - единство территорий и инфраструктуры.

В ходе преобразований, связанных с переходом к рыночной экономике, стало очевидно, что структурная перестройка происходит в основном за счет внутренних ресурсов, рационального использования уже имеющегося экономического потенциала страны и отдельных предприятий.

Инфраструктура является важной составной частью хозяйства страны и обязательной составляющей ее производственного потенциала. Именно инфраструктура является структурообразующим фактором, обеспечивающим единство как экономического пространства страны, промышленных комплексов, группировок, так и отдельных предприятий, т. е. в общем смысле промышленно-хо-зяственных систем (ПХС) всех уровней. Поэтому,

базовым принципом структурной перестройки экономики страны является сохранение и развитие инфраструктуры на всех производственно-территориальных уровнях, включая и единичные промышленные площадки. Инфраструктуру можно рассматривать как третий основной вид ресурсов (наряду с трудовыми и природными), совместно используемых всеми хозяйствующими субъектами.

Инфраструктурный комплекс при всех своих различиях и разнообразии по кругу включаемых в него объектов является "кровеносной" системой в процессе поддержания хозяйственного роста и социального развития в целом. Инфраструктурные звенья или, как отмечал К. Маркс, "всеобщие условия производства, такие, как дороги, каналы и т. д., облегчают ли они обращение, или вообще впервые делают его возможным, или же увеличивают производительную силу... предполагают высшее развитие производства".

Обобщенно можно определить границы рассматриваемого понятия инфраструктура по следующим признакам, на основе которых можно включать в него те или иные составные элементы [2]:

во-первых, инфраструктура сама по себе не создает новых материальных благ, хотя активно участвует в их производстве;

во-вторых, "продукт" инфраструктуры всегда специфичен в том отношении, что он не имеет самостоятельного существования и не может быть отделен от производственной деятельности;

в-третьих, эффективность инфраструктуры непосредственно связана с непрерывностью ее функционирования (поскольку "продукт" инфраструктуры не может складироваться, накапливаться и т. д.); отсюда единственной формой накопления резервов в инфраструктуре может служить создание резервных мощностей;

в-четвертых, прослеживается отчетливо выраженная связь инфраструктуры с размещением производительных сил; инфраструктура функционирует как определенная территориальная система, жестко привязанная, по общему правилу, к той или иной территории;

в-пятых, свойства инфраструктуры как территориальной системы определяют ее "комплексо-образующую" функцию, поскольку предпосылкой функционирования любого территориального комплекса является наличие определенного набора объектов инфраструктуры.

Исходя из экономического содержания, целевой направленности, характера выполняемых функций, а также в отраслевом аспекте инфраструктура может быть подразделена на: производственную (экономическую) - в индустрии, агропромышленном комплексе, строительстве и т. д.; социальную (институциональную, бы-тохозяйственную, психосоциальную, досуго-ориентированную, индустрию туризма и т. п.); научно-техническую (информатику, научное консультирование, услуги по внедрению новой техники и т. д.).

Правда, это деление носит условный характер, потому что инфраструктурные объекты могут одновременно обслуживать как производство, так и население. Поэтому на макроэкономическом уровне с точки зрения общих задач правильнее говорить о инфраструктуре как едином экономическом комплексе являющемся важной составной частью народного хозяйства страны. Инфраструктура обеспечивает целостность и комплексность хозяйства на различных его уровнях [1].

На первый взгляд, нет проблем идентификации инфраструктуры на единичном предприятии, так как вся инфраструктура любого предприятия по определению является производственной. Однако, она имеет сложную функциональную и экономическую структуру. Процесс создания предприятия всегда сопровождался выделением соответствующего участка (территории) и созданием на этой территории производственной среды как совокупности материально-пространственных условий для деятельности людей в производственной сфере. Производственная среда неразрывно связана с территорией, которая в практике хозяйствования определяется как промышленная площадка.

Крупные и средние предприятия к началу экономических рыночных реформ пришли как зрелые хозяйственные комплексы с исторически сложившимися промышленными площадками, на которых была сформирована соответствующая производственная среда. Эти промышленные площадки, в лице предприятия, были наделены лимитами на потребление электроэнергии, тепловой энергии, природного газа, воды (канализации), телефонной связи и т. д. Для промышленных площадок в рамках единого производственного комплекса, существовали утвержденные регламенты экологической и промышленной безопасности. Любая промышленная площадка - это территория от десятков до сотен гектаров, огражденная забором с системой ворот, проходным и жестким регламентом прохода и проезда. Промышленная площадка - это десятки километров автомобильных дорог и железнодорожных путей, сотни километров коммуникаций (трубопроводов и кабелей), десятки трансформаторных подстанций, насосных станций, технологических котельных и компрессорных для производства сжатого воздуха противопожарных устройств, систем освещения территории, элементов благоустройства и объектов гражданской обороны, это производственные здания и сооружения для основного производства, а также специальные здания и помещения для вспомогательных цехов и служб. Таким образом, весь комплекс зданий, сооружений, коммуникаций и специальных инженерных устройств, расположенных на территории предприятия, формирует материально-пространственные условия для производственной деятельности людей, т. е. производственную среду в рамках промышленной площадки предприятия.

Таким образом, с материально-вещественной стороны возможно охарактеризовать производс-

твенную среду, сформированную в рамках промышленной площадки предприятия как основные производственные фонды.

Все основные производственные фонды предприятия традиционно подразделяются на активные и пассивные. К активной части относятся машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, инструменты и транспортные средства. Общим характерным признаком этой группы фондов является то, что их рост и совершенствование оказывают непосредственное влияние на объем производства и качество продукции. Пассивные фонды (здания, производственный и хозяйственный инвентарь и др.) не принимают прямого участия в производственном процессе и непосредственно не влияют на объем выпуска продукции. Однако эта группа основных производственных фондов, создавая условия для нормального функционирования производства, также имеет важное значение для всей деятельности предприятия. Инфраструктура промышленных площадок является составной частью именно пассивных основных производственных фондов.

Характер износа различных видов основных производственных фондов был предсказан К. Марксом: "Элементы основного капитала состоят из неоднородных частей, которые изнашиваются в неодинаковые сроки и поэтому должны возмещаться не в одно и то же время".

Сроки физического износа основных производственных фондов предприятий имеют более или менее четкие границы. Например, для предприятий полносборного домостроения с тяжелым режимом эксплуатации [4]:

- активная часть основных производственных фондов (машины, оборудование, приборы, инструменты и т. д.) - до 5 лет;

- пассивная часть основных производственных фондов (здания, сооружения, инженерная инфраструктура и т. д.) - до 50 лет.

Таким образом, именно пассивная часть основных производственных фондов является, как бы, тем консервативным элементом который и определяет возможность реформирования предприятия в условиях сохранения стабильной производственной среды в рамках промышленной площадки.

Именно пассивная часть основных производственных фондов подлежит реструктуризации, а активная часть основных фондов морально и физически устаревает к моменту реструктуризации или в ее процессе и утилизируется. В интересах нашего исследования особый интерес имеет струк-

тура пассивной части основных фондов, а именно, возможность ее разделения на две части: здания и сооружения производственного назначения и здания, сооружения и коммуникации инфраструктуры. В целом, состав зданий, сооружений и коммуникаций вытекает из структуры и параметров предприятия как промышленно-хозяйственной системы (ПХС). Промышленно-хозяйственная система предприятия представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из взаимосвязанных и функционально обособленных подсистем, находящихся в постоянном развитии и совершенствовании в соответствии со своими целями и задачами. Центральной подсистемой такой системы является основное производство, структура и состав которого зависят от характера и технологических особенностей выпускаемой продукции, объемов производства. В зависимости от этого можно сформулировать функции, которые должно выполнять предприятие для организации производства продукции: обеспечивающие, поддерживающие, восстановительные, контрольные, учетные, обучающие. Выполняют эти функции структурные подразделения предприятия, объединенные в единую подсистему, называемую инфраструктурой предприятия.

Инфраструктура предприятия - это совокупность структурных единиц предприятия, обеспечивающих основное производство комплексом работ и услуг, направленных на обеспечение эффективного функционирования предприятия. Анализ структурных элементов инфраструктуры предприятия позволяет сделать вывод, что всю инфраструктуру можно разделить на две группы:

- обязательные элементы инфраструктуры, несвязанные со спецификой предприятия, его масштабом и внешней кооперацией хозяйственной деятельности;

- элементы инфраструктуры, наличие которых или отсутствие которых зависит от специфики выпускаемой продукции, масштабов производства, степени кооперации с внешней деловой хозяйственной средой, наконец, от принципов эффективной организационной структуры предприятия.

К первой группе необходимо отнести энергетическое хозяйство в составе энергоремонтной службы, производящей ремонт электрооборудования и электроаппаратуры и энергетической системы предприятия, включающей электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, пневмосистемы, вакуумные системы, вентиляционная система, кондиционирование воздуха, связь, водоснабжение, канализация, ливневая канализация.

Ко второй группе относятся все остальные элементы инфраструктуры предприятия.

Первая инфраструктурная группа полностью соответствует понятию инженерные сети промышленного предприятия - комплекс коммуникаций, обслуживающих производственный процесс: коммуникации и трубопроводы, устройства энергоснабжения, связи и сигнализации, системы водо-и теплоснабжения, канализации, пылеудаления, транспортные коммуникации и прочее. Инженерные сети вместе с энергоремонтной службой образуют инженерную инфраструктуру.

Инженерная инфраструктура входит в состав основных производственных фондов, которые и формируют совокупность материально-пространственных условий для производственной деятельности предприятия, т. е. производственную среду предприятия в рамках промышленной площадки. На промышленной площадке компактно сосредоточены все элементы инженерной инфраструктуры, обеспечивающие производственное потребление предприятием выделенных лимитов на электроэнергию, тепловую энергию, природный газ, воду, канализацию, связь и выполнение регламента экологической и промышленной безопасности. Сотни специально обученных людей из административно-хозяйственных, инженерных, энергетических служб предприятия в круглосуточном режиме обеспечивают сохранность и постоянную работоспособность всей инженерной инфраструктуры как совокупности вспомогательных зданий, сооружений, систем, служб и коммуникаций, необходимых для функционирования основного материального производства и жизнеобеспечения людей, работающих на этом производстве, расположенном на данной промышленной площадке. Таким образом, именно функционирующая инженерная инфраструктура формирует состояние производственной среды в рамках промышленной площадки.

Инженерная инфраструктура является базовым, определяющим элементом промышленной площадки, формирующим ее как целостное понятие, состоящим из единого и неделимого комплекса инженерных сетей, коммуникаций и служб по их ремонту и обслуживанию, необходимым для функционирования основного производства и жизнеобеспечения работающих людей. Именно инженерная инфраструктура является тем элементом, без которого процесс производства невозможен, т. е. фактором, определяющим состояние производственной среды на промышленной площадке. Именно инженерная инфраструктура является тем

элементом промышленной площадки, без которого процесс производства или совсем невозможен или может происходить лишь в несовершенном виде. Фактором, формирующим производственную среду промышленной площадки.

Реформирование российской экономики подразумевает ее структурную перестройку, т. е. создание конкурентоспособных предприятий различной, в основном частной, формы собственности с большим количеством малых и средних предприятий. Экономической базой для этого процесса является существующий производственный потенциал страны, регионов и дореформенных предприятий в рамках их промышленных площадок.

Именно на уровне предприятий происходят процессы, отличающиеся большим динамизмом. Только за период с 1990 (дореформенный период) по 2006 год количество предприятий в экономике страны увеличилось в 12 раз, что в рамках Новосибирской области выглядит как соотношение 3553 предприятий, действовавших в 2006 году к 452 предприятиям в 1990 году. При этом совокупные основные фонды предприятий в экономике страны и Новосибирской области практически не изменились [3]. Очевидно, что вновь образованные промышленные предприятия осуществляют свою деятельность на базе основных производственных фондов и ресурсов производственной среды дореформенных предприятий.

Этот процесс не имеет экономической альтернативы, т. к. создание вновь образовавшимися предприятиями своих новых промышленных площадок с соответствующей производственной средой, означало бы еще одну индустриализацию всей страны в масштабах 20-60-х годов XX века, хотя и на новом научно-техническом уровне.

Тем более, что попытки вновь образованных предприятий создать свои автономные промышленные площадки сопряжены с проектированием и созданием своей инженерной инфраструктуры, получением разрешений на эксплуатацию, получением лимитов на энергоресурсы, воду и телефонную связь, получением и выполнением технических условий для подключения к внешним инженерным сетям, организацией полноценной инженерной, энергетической и административно-хозяйственной службы с обученным персоналом и прочим. Для создания своей промышленной площадки собственники предприятий должны иметь соответствующие административные и инженерные знания (нанять компетентных специалистов), терпение и время (до двух - трех

лет), большое количество свободных денежных средств, и т. д. Все это делает организацию собственных промплощадок для малого и среднего бизнеса практически невозможным.

Поэтому, некоторые из вновь организованных предприятий входят на существующие промышленные площадки в качестве арендаторов. Однако многие предприятия образуются в процессе реструктуризации дореформенных (исходных) предприятий. Это происходит в процессе осуществления организационно-правовых процедур акционирования, ликвидации, банкротства, разделения, выделения, преобразования.

В ходе реструктуризации исходного предприятия происходит юридически законное распределение между новыми предприятиями зданий и сооружений функционально пригодных для организации тех или иных производственных процессов в рамках единой промышленной площадки. Инженерная инфраструктура с этой точки не представляет практического интереса и никем не приобретается, тем более, что нужно приобретать только все, а частично уже не имеет смысла.

Кроме этого, мало даже приобрести инженерную инфраструктуру (случайно, в дополнение к основному производственному комплексу), надо дополнительно приобрести право и иметь возможность пользоваться и эксплуатировать инженерные сети и коммуникации, т.е. получить лимиты и заключить договора на получение всех инженерных ресурсов, получить разрешение на эксплуатацию от соответствующих инспектирующих органов и т. п. Поэтому в процессе реструктуризации дореформенного предприятия инженерная инфраструктура остается как бы за рамками программы структурных преобразований активов предприятия.

При разукрупнении часто выстраивается достаточно сложная система договорных отношений между новыми юридическими лицами, так как разделение общей единой инженерной обеспечивающей (связанной со снабжением водой, электроэнергией, паром) инфраструктуры дореформенного предприятия практически невозможно.

Характер взаимодействия новых предприятий с инженерной инфраструктурой промышленной площадки в ходе реструктуризации дореформенного предприятия носит спонтанный неуправляемый характер, что неминуемо ведет к инфраструктурному кризису производственной среды на промышленной площадке дореформенного предприятия.

Возвращаясь к стабильному устойчивому функционированию инженерной инфраструктуры

промышленной площадки нужно подчеркнуть, что все производственные здания и сооружения на промышленной площадке могут много раз и по разному поводу менять собственников, которые будут создавать высокоэффективные бизнес-единицы, развивающиеся и опять реформируемые..., но инфраструктура промышленной площадки должна продолжать устойчиво функционировать.

В целях упорядочения процессов сохранения и развития производственной среды и производственного потенциала промышленных площадок дореформенных предприятий считаем необходимым: внести соответствующие дополнения в "Методические рекомендации по реформе предприятий" (приложение к приказу Минэкономики России от 1 октября 1997 года № 118); внести изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязывающие арбитражного управляющего обеспечить сохранность и работоспособность единого инфраструктурного комплекса промышленной площадки реформируемого предприятия; усилить контроль и применение санкций за нарушения регламента содержания и обслуживания инженерных сетей и инфраструктурных объектов на промышленных площадках со стороны контролирующих структур министерств и ведомств (Госстройнадзор, Госсвязьнадзор, Госэнергонадзор, Ространсинспекция, Госгор-технадзор и ряд других).

Очевидно, что само формирование и сохранение производственной среды в рамках промышленной площадки происходит через создание и функционирование инженерной инфраструктуры. Все характеристики деятельности предприятия, формирующиеся в зависимости от состояния производственной среды промышленной площадки такие как устойчивость, инвестиционная привлекательность, повышение ликвидности и рыночной стоимости, снижение издержек, конкурентоспособность, напрямую связаны с количественными и качественными параметрами и техническими возможностями инженерной инфраструктуры промышленной площадки. Необходимо выявить эту экономическую взаимосвязь, что позволит сформулировать качественный и количественный критерий эффективности механизма формирования и сохранения производственной среды на промышленной площадке.

Проблемы устойчивого функционирования инженерной инфраструктуры в рамках промышленной площадки должны решаться на стадии принятия решений о реструктуризации дорефор-

менного предприятия. Поэтому, независимо от причин глубокой реструктуризации предприятия вообще и структурных преобразований в частности, прежде всего, необходимо разработать методику и создать экономический механизм по обеспечению устойчивого функционирования

инженерной инфраструктуры, что обеспечит формирование производственной среды для всех предприятий в рамках промышленной площадки дореформенного предприятия, то есть позволит сохранить её производственный потенциал для дальнейшего экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блохин Ю.В. Процесс воспроизводства и инфраструктура - Известия АН Молдавской ССР. Серия общественных наук, 1975, № 2.

2. Капитонов В.И. СЕВ: международная производственная инфраструктура М.: Высш. шк., 1980.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006

4. Рудерман Л.Г. Технико-экономические основы совершенствования и развития предприятий полносборного домостроения М.: Стройиздат, 1983.

Корезин А.С.

Принципы ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТРАНСПОРТА

Одной из управляемых характеристик риска является изменчивость, возникающая в процессе производства и доставки продукции / услуг и приводящая к различного рода несоответствиям запланированным характеристикам на выходе экономической системы и к непредвиденным потерям. Следовательно, главная задача, которую необходимо решать в операционном менеджменте, - обеспечение создания продукта или услуги требуемого качества при наименьших потерях средств и времени, для чего необходимо снизить, насколько это возможно, влияние случайностей (т.е. рисков) на запрограммированное на определённые результаты течение процессов производства и доставки. Очевидно, если на предприятии нет эффективно работающей системы выявления, оценки и предотвращения рисков (системы корпоративного риск-менеджмента), то выполнить указанную задачу практически невозможно. Риск-менеджмент также может помочь в снижении затрат средств и времени на нейтрализацию последствий несоответствия качеству. В этом состоит экономическая ценность риск-менеджмента для управления качеством продукции и услуг.

С другой стороны, никакая система риск-менеджмента не может быть эффективной, если на предприятии не принята идеология управления качеством и не реализуются её принципы. В современных условиях только целенаправленное

внедрение принципов всеобщего менеджмента качества может обеспечить предприятию построение действенной системы внутреннего тотального контроля и предотвращения рисков.

Вышеизложенные соображения позволяют сделать вывод, что организацию управления рисками на предприятии (корпоративного риск-менеджмента) целесообразно осуществлять на принципах менеджмента качества, поскольку эти принципы затрагивают не только конечный продукт, но и любые процессы, структуры и функции предприятия, и призваны обеспечивать наилучшее выполнение любых управленческих задач. Так, риск-менеджмент решает задачи выявления, оценки рисков и принятия решений по рискам, но качество реализации соответствующих решений зависит, в конечном счёте, от конкретных исполнителей - каждого, так или иначе вовлечённого в процессы предприятия. И если не обеспечивается контроль качества выполнения в каждой зоне ответственности и не налажена координация в решении задач контроля рисков в масштабе всего предприятия, процессы управления рисками в целом будут неэффективными. В этом значение менеджмента качества для корпоративного риск-менеджмента.

Таким образом, можно говорить о сближении (конвергенции) данных сфер управления. Главная область такого сближения - это управление операционным риском. Особое внимание к этому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.