Е.С. Васильева,
аспирант Сургутского государственного
университета
vasilevasu1@yandex. ru
Влияние информационных технологий на становление и развитие судебной системы в Российской Федерации
Аннотация: статья посвящена анализу влияния информационных технологий на судебное делопроизводство.
Ключевые слова: суд, заявление, автоматизированная система, электронное правосудие, сайт, судебное делопроизводство.
Summary: the article is devoted to the analysis of the impact of information technology on the legal paperwork.
Key words: court, statement, computer-aided system, e-justice, website, legal paperwork.
В 2008 г. Президентом Российской Федерации был принят до-§ кумент, посвященный Стратегии развития информационного общества в ^ Российской Федерации1. Основной целью данной программы стало получе-
< ние гражданами и организациями преимуществ от применения информа-о ционных и телекоммуникационных технологий (далее — ИКТ) за счет обе-<с спечения равного доступа к информационным ресурсам.
с Согласно данной программе одной из основных задач является повыше-
^ ние качества жизни граждан в информационном обществе, путем перевода
g государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
fc: В рамках проводимой программы были задействованы все органы госу-
о дарственной власти, в том числе и судебная система.
Началом информирования российского общества о деятельности судов
< страны явилось постановление Совета судей РФ «О мерах по информацией онному обеспечению деятельности судов и органов судейского сообщества»2, □Е главной задачей которого стало повышение авторитета судебной власти, с престижа профессии судьи, форирование благоприятного общественного
мнения относительно деятельности федеральной судебной системы.
27 января 2011 г. постановлением Президиума Совета судей РФ № 253 был утвержден «Регламент организации размещения сведений о находящихся в судах со делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети о Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции»3. Основной целью принятия данных документов явилась реализация права на доступ к правосудию путем использования сети Интернет и автоматизированных систем правосудия.
1 См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февр.
2 См.: О мерах по информационному обеспечению деятельности судов и органов судейского сообщества : постановление Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. № 7. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
76
OJ
Электронное правосудие на сегодняшний день представляет большой потенциал для развития судебного делопроизводства. Подтверждением этого являются способы и возможности быстрого и оперативного ведения делопроизводства в судах. Активно формирующиеся сайты судов предлагают физическим и юридическим лицам экономить время путем подачи заявлений, жалоб, ходатайств, а также получать справочную информацию через ш сеть Интернет. Ранее возможность использования данного ресурса носила | ограниченный характер, поскольку физическое или юридическое лицо могло 1 получить доступ к сайту только при наличии персонального компьютера и 1 сети Интернет. Однако технологии не стоят на месте, так, например, Высший §§ Арбитражный Суд РФ информирует о выходе версии «Мобильная картотека» м для пользователей мобильных устройств с операционной системой Android. 1 У таких пользователей имеется возможность в любой момент ознакомиться Н с подробной информацией по любому арбитражному делу, получать ин- х формацию о движении дел в режиме реального времени и доступ к другим е функциям электронного документооборота. § Однако, что касается сравнительного уровня развития российской и § мировой системы электронного правосудия, то «суды общей юрисдикции !< серьезным образом отстают от достижений арбитражных судов. Этот циф- g ровой разрыв оказывает негативное воздействие на состояние правосудия в ц Российской Федерации»1. С таким утверждением невозможно не согласиться, § учитывая состояние существующих сайтов судов общей юрисдикции. е В целях формирования единого информационного пространства судов е общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде 1 РФ была создана территориально распределенная государственная автомати- g зированная система (ГАС) «Правосудие», обеспечивающая информационную га 1 и технологическую поддержку судопроизводства на принципе поддержания с е требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства §(о в свободном обмене информацией и необходимыми
пространение информации2. ф §
В процессе внедрения и дальнейшего развития ГАС «Правосудие» были д С
поставлены различные цели, среди которых можно выделить следующие: 1) -ое
сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе ис- 1 s пользования новых информационных технологий, включая средства видео-
77
конференц-связи; 2) повышение эффективности процессов судебного делопроизводства; 3) повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел; 4) обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации; 5) повышение информированности т общества о деятельности судов; 6) обеспечение прозрачности и открытости ° системы правосудия в России и др.3
Цифровой разрыв между арбитражными судами и СОЮ негативно влияет на правосудие. ^
а
(г
URL: http://pravo.ru/review/view/74167/ (дата обращения: 14.11.2012). g
2 См.: Об утверждении Положения об организации и порядке обеспечения функционирования комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 сентября 2010 г. № 197. Документ опубликован не быт. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3 См.: Цели создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». URL: http://www.sudrf.ru/index.php?id=235 (дата обращения: 07.11.2012).
-О X
со
Несмотря на все усилия, приложенные в области применения технологий удаленного доступа в деятельности органов судебной власти, по ГАС «Правосудие» остается много нерешенных вопросов. Существующая система носит лишь информационный характер, поскольку не дает возможности совершения процессуальных действий в цифровом формате, таких как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде. Электронное правосудие предусматривает возможность наличия электронного судебного дела, движения этого дела из суда в суд в электронной форме, проведения заседаний с помощью видеоконференций, отправки дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет и пр.1 Следовательно, ГАС «Правосудие» не отвечает требованиям электронного правосудия.
Одной из наиболее важных проблем являются составляющие элементы ГАС «Правосудие», в частности, существующие вкладки данной системы имеют незавершенный характер (например, вкладка «Судебные участки мировых судей»). Сайты мировых судей также далеки от совершенства. Так, действующий сайт мировых судей на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры2, на первый взгляд, представлен в полном объеме. Он содержит вкладки: 1) главная; 2) новости; 3) сайты мировых судей Югры; 4) информация для граждан; 5) основы деятельности; 6) департамент управления делами губернатора; 7) поиск по сайту; 8) обратная связь; 9) сервисы.
Данный сайт имеет баннеры Верховного Суда РФ, интернет-портала мировой юстиции России (который не работает), государственных услуг, при § нажатии на которые можно перейти на соответствующую страницу. □l Наибольший интерес для граждан представляют следующие вкладки s сайта мировых судей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: < 1. «Сайты мировых судей». Позволяет быстро перейти по ссылке на стра-
s ницу мирового суда и посмотреть необходимую информацию: в частности, g узнать фамилию, имя, отчество судьи, режим работы суда, его территори-° альную подсудность, просмотреть информацию о судебных заседаниях и о к ходе рассмотрения гражданских, уголовных дел и дел об административных m правонарушениях, а также тексты судебных актов, которые не всегда воз-m можно просмотреть в режиме реального времени из-за нехватки рабочего [3= персонала, занимающегося постоянным обновлением данной системы.
2. «Информация для граждан». Содержит: 1) необходимые образцы докумен-yg тов; 2) разъяснение порядка обжалования; 3) порядок ознакомления с делом; 4)
- сведения о госпошлине, а именно порядок, сроки уплаты и ее размер; 5) сведения
0 компетенции мировых судей; 6) вопросы и ответы (не применяется).
3. «Сервисы». Позволяет определить территориальную подсудность; рассчитать размер государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.
4. «Обратная связь». Предусматривает порядок обжалования, но мало используется из-за недостаточной информированности населения.
Несмотря на ряд преимуществ, данная информация носит только познавательный характер, поскольку не представляется возможным зарегистри-
1 См.: Федосеева H.H. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Администратор суда. 2008. № 3. С. 14—17.
2 См.: URL: http://www.mirsud86.ru/ (дата обращения: 08.11.2012).
СО
О
0J
и с
ровать свое исковое заявление через данный сайт, с получением входящего (порядкового) номера. Следовательно, лицо, подавшее документы, будет оставаться в неведении об их приеме и движении.
Существует еще одна возможность подачи документов для граждан — это их адресация на почтовый электронный адрес конкретного суда. Однако и в этом случае лицо не может быть уверено в их получении и обработке. С одной л стороны, это происходит из-за отсутствия автоматизированной системы по 1 учету входящей корреспонденции, которая сразу предоставляла бы данную е информацию. При поступлении документов в мировой суд, работник суда н должен вручную провести операцию по регистрации таких документов в О программе ПК «Мировые судьи» и лишь спустя какое-то время предоставить ее отправителю. С другой стороны, при успешной подаче документов, например, искового заявления о расторжении брака мировой судья не вправе дать им ход, поскольку большинство из них не подписываются заявителями. В лучшем случае такой пакет документов будет оставлен без движения или возвращен. Конечно же, существует понятие электронной подписи, но большинство физических лиц, проживающих в поселках, имеют об этом слабое представление. Отсюда назревает необходимость в проведении программы, направленной на создание специализированных центров, рабочего персонала для обучения населения работе с ИКТ, сетью Интернет, ГАС «Правосудие», а также использованию электронной подписи.
В то же время органы судебной власти нуждаются в разработке и принятии нормативного правового акта, регулирующего электронное делопроизводство в судах. С нашей точки зрения, данный документ должен включить подробную процедуру подачи документов в электронном виде (например, ш 3 кто имеет право подачи, в каком виде должны быть представлены докумен- р Т ты (с электронной подписью или без нее) и т. д.). Должны быть прописаны С ® требования, предъявляемые к подаваемым документам (например, в каком Сд формате они могут быть поданы). В электронной инструкции по судебному й 21 делопроизводству должны содержаться пункты, позволяющие заявителю ф й понять процедуру прохождения документов (например, кто регистрирует до- | д кументы; что заявитель должен получить после подачи документов; каковы Ц е его дальнейшие действия). В свою очередь работник аппарата суда также д ы должен знать четкую последовательность своих действий.
Принятие данного документа послужит основанием для дальнейшего уд
совершенствования и развития нормативно-процессуальной базы — ГПК -
РФ, АПК РФ, КоАП РФ. Например, в ГПК РФ необходимо будет внести изменения относительно того, какое решение должен принять судья при -подаче в электронном виде искового заявления о расторжении брака без электронной подписи — оставить его без движения до момента предоставления оригиналов в суд или возвратить их заявителю в течение пяти дней. На 5? сегодняшний день данная процедура не регламентирована процессуальным § законодательством и остается полностью на усмотрение судьи. Особенно актуален и вопрос о нормативном урегулировании электронного делопроизводства в судах, существенно упрощающего и ускоряющего отдельные стадии судебной процедуры.
р
СП §
0
1