Влияние информационных технологий на формирование и развитие коммуникативной культуры студентов
Авраменко Сергей Александрович магистрант кафедры «Информационные технологии» Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 89885353886 [email protected]
Ядровская Марина Владимировна к. ф.-м. н., доцент кафедры «Информационные технологии» Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 8(863)273582 marinayadrovskaia@,rambler. ru
Аннотация
В статье представлены результаты научного исследования, состоявшего в формулировании проблемы, выдвижении гипотез, подготовке анкеты, проведении опроса с использованием электронных технологий, обработке результатов опроса с применением статистических методов, анализе и интерпретации полученных результатов. Исследование позволило более четко сформулировать цели и задачи по разработке с использованием информационно-коммуникационных технологий программного приложения для эффективного формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке.
In this article we can see the results of scientific research, which consists of formulating the problem, promotion of some hypothesis, preparation of the form, carrying out the inquiry by using of electronic technologies, processing the results of the inquiry by using static methods, analysis and interpretation of the received results. Research has allowed to formulate goals and problems of development, which uses informational-communicational technologies of program application for the effective forming communicative competence in the foreign language.
Ключевые слова
информатизация образования, информационные технологии, коммуникативная компетенция, способы формирования коммуникативной компетенции при изучении иностранных языков, опрос, статистическая обработка результатов опроса, анализ результатов опроса education informatization, information technologies, communicative competence, ways of forming communicative competence while studying foreign languages, inquiry, static processing the results of the inquiry, analysis of the results of the inquiry
Введение
Процесс информатизации предполагает внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. Это связано не только с использованием новых технических средств в обучении, но и с применением информационных технологий в формах, подходах обучения и методах преподавания. Основная цель обучения иностранным языкам состоит в формировании и развитии
коммуникативной культуры студентов, практическом овладении иностранным языком [1].
Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на занятиях по изучению иностранного языка с использованием различных методов и приемов работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).
По мнению Е.С. Полат [2] задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня знаний и склонностей.
В связи с важностью задачи эффективного формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке, мы решили изучить влияние информационных технологий на образовательный процесс и исследовать мнение обучающихся о разных способах формирования коммуникативной компетенции при изучении иностранных языков.
Гипотезы исследования
В связи с целью исследования были выдвинуты следующие гипотезы.
Гипотеза 1: Использование в образовательном процессе учебных материалов, созданных с применением информационных технологий, повышает интерес и мотивацию обучающихся.
Гипотеза 2: В процессе обучения иностранному языку обучающиеся стали чаще прибегать к использованию интернет-ресурсов.
Гипотеза 3: Информационные технологии, а именно общение с носителем языка с помощью электронных коммуникационных технологий, помогает практическому изучению иностранного языка.
Гипотеза 4: Использование мультимедиа продуктов влияет на эффективность процесса обучения, так как повышает интерес и мотивацию к обучению.
Гипотеза 5: Для успешного обучения необходимо использовать как традиционные, так и электронные учебные средства.
В соответствии с выдвинутыми гипотезами исследования была составлена анкета для опроса. Опрос проводился на базе Донского Государственного Технического Университета (ДГТУ). В нем приняли участие 88 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (рис. 1). В том числе 44,8% мужчин и 55,2% женщин (рис. 2).
Рис. 1. Соотношение респондентов опроса по возрастному признаку
Рис. 2. Соотношение респондентов по гендерному признаку
Полученные в результате опроса данные были обработаны с помощью статистических методов и проанализированы.
Обработка результатов исследования
При анализе результатов опроса были получены следующие результаты.
Число респондентов, которые крайне редко прибегали к печатным учебным материалам, составляет 9% (рис. 3). Наоборот, тех, кто часто их использует, - вдвое больше (18%). Примерно равны доли респондентов, которые поставили оценки 2 (22%), 3 (28%), 4 (21%) использованию печатных учебных материалов в процессе обучения. Это говорит о том, что традиционные учебные материалы достаточно широко используются в учебном процессе.
Рис. 3. Соотношение респондентов, отличающихся по оценке использования традиционных (печатных) учебных материалов в процессе обучения
Большинство респондентов поставили оценки 4 (29,5%) и 5(46,6%) использованию учебных интернет-ресурсов при изучении иностранного языка. Эти
результаты позволяют подтвердить Гипотезу 2 В процессе обучения иностранному языку обучающиеся стали чаще прибегать к использованию интернет-ресурсов.
Рис. 4. Соотношение респондентов, отличающихся по оценке использования электронных учебных материалов в процессе обучения
Большинство респондентов очень высоко оценили применение электронных мультимедиа продуктов для повышения эффективности обучения. Оценку 8 поставили 18,4 %, оценку 9 - 20, 7%, оценку 10 - 35,6% респондентов. Таким образом, положительную роль электронных мультимедиа продуктов отмечают более 75% участников опроса.
Рис. 5. Соотношение респондентов, отличающихся по оценке эффективности учебного процесса при использовании электронных мультимедиа продуктов
Большинство респондентов (83%) отмечают, что их интерес к процессу обучения повысился бы, если бы в обучении преподаватели использовали учебные материалы, созданные с применением информационных технологий. Таким образом, подтверждается Гипотеза 1 Использование в образовательном процессе учебных материалов, созданных с применением информационных технологий, повышает интерес и мотивацию обучающихся.
Рис. 6. Соотношение респондентов, отличающихся мнением по поводу положительного влияния электронных мультимедиа продуктов на мотивацию
обучающихся
Большинство участников опроса (77%) не имеют возможности отправиться за границу для практического изучения иностранного языка.
Рис. 7. Соотношение респондентов, отличающихся по возможности отправиться за границу для практического изучения иностранного языка
Большинство респондентов (56,8%) считает общение с иностранцем с помощью Интернет хорошей альтернативой поездке за границу, предпринимаемой для непосредственного общения с носителем языка с целью приобретения практических навыков общения на иностранном языке. Это позволяет считать верной Гипотезу 3: Информационные технологии, а именно общение с носителем языка с помощью электронных коммуникационных технологий, помогает практическому изучению иностранного языка.
Рис. 8. Соотношение респондентов, отличающихся мнением относительно того, является ли общение с иностранцем с помощью Интернет альтернативой
поездке за границу
С помощью корреляционного анализа были изучены связи некоторых факторов опроса, также были построены таблицы сопряженности для анализа порядковых данных. Это позволило сформулировать следующие положения.
Для высокой оценки эффективности обучения полученные в опросе частоты положительного ответа на вопрос о повышении интереса к обучению были выше ожидаемых частот: оценка 8 - 15 против14,1; оценка 9 - 17 против 14,9; оценка 10 -29 против 25,7. Наоборот, для высокой оценки эффективности обучения полученные в опросе частоты отрицательного ответа на вопрос о повышении интереса к обучению были ниже ожидаемых частот: оценка 8 - 2 против 2,9; оценка 9 - 1 против 3,07; оценка 10 - 2 против 5,28. Можно сказать, что высокую оценку параметра эффективности процесса обучения респонденты соизмеряли с повышением интереса к обучению, формирующимся при использовании мультимедиа продуктов, созданных с помощью новых информационных технологий. Поэтому можно считать верной Гипотезу 4: Использование мультимедиа продуктов влияет на эффективность процесса обучения, так как повышает интерес и мотивацию к обучению.
Табклица1
Таблица сопряженности для анализа факторов «Оценка эффективности обучения» и «Повысился интерес к обучению»
Повысился интерес к обучению? Total
Да Нет
1 0 1 1
Ожидаемые частоты 0,83 0,17
2 2 0 2
Ожидаемые частоты 1,66 0,34
3 0 1 1
Ожидаемые частоты 0,83 0,17
4 1 3 4
Ожидаемые частоты 3,32 0,68
Оценка эффективности обучения 5 2 3 5
Ожидаемые частоты 4,15 0,85
6 4 0 4
Ожидаемые частоты 3,32 0,68
7 3 2 5
Ожидаемые частоты 4,15 0,85
8 15 2 17
Ожидаемые частоты 14,10 2,90
9 17 1 18
Ожидаемые частоты 14,93 3,07
10 29 2 31
Ожидаемые частоты 25,72 5,28
Total 88
Эффективность учебного процесса определяется не только интересом обучающихся. Для успешного обучения важно использовать различные учебные материалы, как в печатной, так и в электронной форме и верна Гипотеза 5: Для успешного обучения необходимо использовать как традиционные, так и электронные учебные средства.
Что можно сказать по вопросу использования обучающимися разных форм учебных материалов?
Из таблицы 2 можно видеть следующие зависимости. Во-первых, те респонденты, которые широко используют печатные учебные материалы, меньше пользуются электронными учебными ресурсами. Действительно, оценке 5 за использование печатных учебных материалов соответствуют большие, чем полученные в опросе, ожидаемые частоты выставления высоких оценок за применение электронных ресурсов. Для оценки 4 по использованию электронных ресурсов полученные и ожидаемые частоты соотносятся как 4 и 5,09; для оценки 5 -5 против 7,45. Во-вторых, те респонденты, которые редко используют печатные учебные материалы, не очень активно применяют и электронные ресурсы в процессе обучения. Действительно, оценке 1 за использование печатных учебных материалов соответствуют большие, чем полученные в опросе, ожидаемые частоты выставления высоких оценок за применение электронных ресурсов. Для оценки 4 по использованию электронных ресурсов полученные и ожидаемые частоты соотносятся как 1 и 2,55; для оценки 5 - 3 против 3,73. Других, явных зависимостей из таблицы получить не удалось. Поэтому можно считать, что справедливо
положение о применении печатных учебных материалов наравне с электронными ресурсами и верна Гипотеза 5: Для успешного обучения необходимо использовать как традиционные, так и электронные учебные средства.
Таблица 2
Таблица сопряженности для анализа факторов «Использование печатных учебных материалов» и «Использования электронных ресурсов»
Оценка использования электронных ресурсов
1 2 3 4 5
1 2 0 2 1 3
Ожидаемая частота
0,18 0,45 1,09 2,55 3,73
2 0 0 2 6 12
Оценка Ожидаемая частота
0,45 1,14 2,73 6,36 9,32
использования 3 0 1 1 16 8
печатных учебных материалов Ожидаемая частота
0,59 1,48 3,55 8,27 12,11
4 0 2 2 1 13
Ожидаемая частота
0,41 1,02 2,45 5,73 8,39
5 0 2 5 4 5
Ожидаемая частота
0,36 0,91 2,18 5,09 7,45
Наличие у респондентов возможности поехать за границу в целях практического изучения иностранного языка влияет на их оценку альтернативного способа освоения практических навыков иностранного языка. Это положение подтверждено с помощью таблицы сопряженности (таблица 3).
Таблица 3
Таблица сопряженности для анализа факторов «Возможность поездки за границу» и «Общение с помощью Интернет - альтернативный способ обучения»
Общение с помощью Интернет - альтернатива ТоМ
Да Нет
Возможность поездки за границу Да Ожидаемая частота 15 5 20
11,49 8,51
Нет Ожидаемая частота 35 32 67
38,51 28,49
Среди респондентов, которые имеют возможность поехать за границу для практического освоения иностранного языка, в три раза больше тех, которые считают общение с "иностранным другом" с помощью Интернет альтернативой поездке за границу для обучения практическим навыкам владения иностранным языком. Даже
среди респондентов, которые не имеют возможности поехать за границу, немного больше тех (35 против 32), кто считает общение с "иностранным другом" с помощью Интернет альтернативой поездке за границу для практического освоения языка. Это еще раз подтверждает Гипотезу 3 Информационные технологии, а именно общение с носителем языка с помощью электронных коммуникационных технологий, помогает практическому изучению иностранного языка.
Выводы, полученные в результате проведенного исследования
Реальность предъявляет всё более высокие требования к результатам обучения, а именно, более качественному владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной деятельности. Для повышения качества обучения целесообразно применять в учебном процессе информационные технологии. Это известно нам по собственному опыту обучения. Для подтверждения своих представлений мы предприняли научный подход - статистический анализ мнения обучающихся по вопросам применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. В результате приобрели опыт научного исследования и сформулировали ряд положений, которые конкретизировали наш взгляд на изучаемую проблему.
Число респондентов, которые крайне редко прибегали к печатным учебным материалам, составляет 9%. Наоборот, тех, кто часто их использует, - вдвое больше (18%). Примерно равны доли респондентов, которые поставили оценки 2 (22%), 3 (28%), 4 (21%) использованию печатных учебных материалов в процессе обучения. Это говорит о том, что традиционные (печатные) учебные материалы достаточно широко используются в учебном процессе.
Большинство респондентов поставили оценки 4 (29,5%) и 5(46,6%) использованию учебных интернет-ресурсов при изучении иностранного языка. Эти результаты позволяют подтвердить Гипотезу 2: В процессе обучения иностранному языку обучающиеся стали чаще прибегать к использованию интернет-ресурсов.
Большинство респондентов очень высоко оценили применение электронных мультимедиа продуктов для повышения эффективности обучения. Оценку 8 поставили 18,4 %, оценку 9 - 20, 7%, оценку 10 - 35,6% респондентов. Таким образом, положительную роль электронных мультимедиа продуктов отмечают более 75% участников опроса.
Большинство респондентов (83%) отмечают, что их интерес к процессу обучения повысился бы, если бы в обучении преподаватели использовали учебные материалы, созданные с применением информационных технологий. Таким образом, подтверждается Гипотеза 1: Использование в образовательном процессе учебных материалов, созданных с применением информационных технологий, повышает интерес и мотивацию обучающихся.
Большинство участников опроса (77%) не имеют возможности отправиться за границу для практического изучения иностранного языка. Наличие у респондентов возможности поехать за границу в целях практического изучения иностранного языка влияет на их оценку альтернативного способа освоения практических навыков иностранного языка.
Большинство респондентов (56,8%) считает общение с иностранцем с помощью Интернет хорошей альтернативой поездке за границу, предпринимаемой для непосредственного общения с носителем языка с целью приобретения практических навыков общения на иностранном языке. Это позволяет считать верной Гипотезу 3: Информационные технологии, а именно общение с носителем языка с помощью электронных коммуникационных технологий, помогает практическому изучению иностранного языка.
Высокую оценку параметра эффективности процесса обучения респонденты соизмеряли с повышением интереса к обучению, формирующимся при использовании мультимедиа продуктов, созданных с помощью новых информационных технологий. Поэтому можно считать верной Гипотезу 4: Использование мультимедиа продуктов влияет на эффективность процесса обучения, так как повышает интерес и мотивацию к обучению.
Изучение связи факторов позволили также понять, что эффективность учебного процесса определяется не только интересом обучающихся. Для успешного обучения важно использовать различные учебные материалы, как в печатной, так и в электронной форме. Поэтому верна Гипотеза 5: Для успешного обучения необходимо использовать как традиционные, так и электронные учебные средства.
Заключение
Исследование позволило понять, что для эффективного формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке важно разрабатывать и внедрять в учебный процесс мультимедиа приложения, которые могут способствовать общению обучающихся с носителями языка, оказывая положительное влияние на коммуникативную культуру.
Литература
1. Антипова О.А. Информационные технологии в обучении иностранному языку URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannYe-Yazyki/librarv/2012/07/05/informatsionnYe-tekhnologii-v-obuchenii-inostrannomu (дата обращения: 28.12.2016).
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Издательский центр «Академия», 2002.