Анализ использования аппаратно-программных средств в учебной деятельности студентов
Климчук Вадим Анатольевич магистрант кафедры «Информационные технологии» Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, (863)2340458 klimgukovo @rambler. ru
Ядровская Марина Владимировна к. ф.-м. н., доцент кафедры «Информационные технологии» Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, (863)2340458 ma ri na yadrovs ka i a @ rambler. ru
Аннотация
В статье представлены результаты научного исследования, выполненного магистрантом в качестве практической работы по дисциплине «Методология научного исследования». Задача магистранта состояла в формулировании проблемы, выдвижении гипотез, подготовке анкеты, проведении опроса студентов технического вуза с использованием электронных технологий, обработке результатов опроса с применением статистических методов, анализе и интерпретации полученных результатов. Исследование позволило изучить некоторые особенности применения аппаратно-программных средств в учебном процессе студентов технического вуза и проанализировать факторы этого влияния.
This article describes the results of research the importance of computers to support learning in higher education - from formulating the problem, promotion of some hypothesis, preparation of the questionnairies, carrying out the inquiry by using of computer technologies, processing the results of the inquiry by using static methods, to its analysis and interpretation. Research allowed undertaking detailed analysis of hardware and software using in the students' learning at home and university, getting conclusions about the factors of their influence on the learning process in general .Ключевые слова
информационные технологии, опрос, статистика, статистическая обработка результатов опроса, анализ результатов опроса, аппаратно-программные средства, учебный процесс
information technologies, inquiry, statistics, static processing the results of the inquiry, analysis of the results of the inquiry, hardware and software, operating system, learning process
Введение
Современное общество идет в ногу со временем, повсеместно внедряются новые информационные технологии. Практически каждый студент сегодня не может представить себе лекцию без презентации. Большинство учащихся уверенно пользуются электронными библиотеками и интернет-ресурсами, применяют планшетные компьютеры и смартфоны. В университетах появляется всё больше современного аппаратно-программного обеспечения. С одной стороны, «компьютер сегодня входит в стандартный набор домашних вещей, он организует досуг, общение,
предоставляет возможности постоянной интенсивной работы и учебы» [1]. С другой стороны, можно отметить недостатки процесса информатизации учебного процесса, просматривающиеся в том, что вопросы использования аппаратно-программного обеспечения слабо связаны с учебными планами и программами, недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных аппаратно-программных средств.
В связи с этим следует особо отметить состояние использования аппаратно-программных средств вуза. Часто их недостаточно для выполнения практических и лабораторных работ для студентов, изучающих информационные технологии. Ввиду чего, невыполненная практическая работа переходит в разряд самостоятельной. Для ее выполнения студент вынужден применять собственные аппаратно-программные средства или использовать средства вуза в тот момент, когда они не используются в учебном процессе.
Также складываются ситуации, когда в учебном процессе применяются более актуальные программные средства, которыми вуз не располагает. В этом случае необходимо употреблять аппаратные средства студента и пробные версии программного обеспечения. Можно сказать, что в некоторых случаях аппаратно-программные средства вуза в учебном процессе используются либо с неполной отдачей, либо их не всегда удобно применять для реализации учебных заданий [3].
Часто преподаватели дают студентам полезные практические учебные задания, которые не всегда можно выполнить на аппаратно-программном обеспечении университета из-за административных ограничений, операционной системы или недостаточной мощности оборудования. В некоторых случаях старое учебное программное обеспечение некорректно работает на современном оборудовании. Поэтому практически каждый студент полагается на собственное аппаратно-программное обеспечение.
Одним из самых часто используемых в обучении устройств является ноутбук. Он сочетает высокую производительность и полноценную клавиатуру с мобильностью, возможностью взять устройство куда угодно и когда угодно. Ни планшет, ни стационарный ПК не смогут в полной мере заменить ноутбук, особенно для студентов — одной из наиболее активных групп населения [5]. Студенты довольно часто используют свои ноутбуки в качестве альтернативы компьютерам учебного заведения для выполнения учебных заданий. С их помощью обучающиеся могут выполнять большинство учебных заданий и затем приносить готовые задания на flash-накопителе преподавателю на проверку. Проанализировав результаты анкетирования студентов-первокурсников, Г.И. Калашникова выяснила, что студенты очень часто используют компьютер для занятий, а именно: выполняют все задания, которые задает преподаватель 38 человек из 62, для учебных целей используют персональный компьютер 48 человек из 62, 40 человек из 62 используют персональный компьютер для выполнения всех заданий, которые только возможно [4].
Но, ноутбук есть далеко не у каждого студента. Можно предположить, что студенты, имеющие и применяющие личные современные аппаратно-программные средства, находятся в некотором преимуществе относительно студентов, которые не располагают такими средствами при обучении.
Проблема применения аппаратно-программных средств в обучении существует и особо актуальна для факультетов, связанных с изучением информационных технологий. Проблема, на наш взгляд, слабо изучена. Нам не удалось найти актуальных отечественных исследований, связанных с использованием аппаратно-программных средств в технических вузах. Несомненно, изучая процесс информатизации в образовании, ученые анализируют применение информационных технологий в организации обучения (см., например, диссертационное исследование K.N. Sim по использованию ПК в высшем образовании Новой Зеландии http://hdl.handle.net/10523/3728). Часто исследования направлены на разные аспекты
электронного обучения. Однако, мы решили изучить мнение самих студентов на проблему использования аппаратно-программных средств и провести анкетирование. Анкета была размещена в социальных сетях (см. Приложение 1). Количество респондентов определялось желанием студентов ответить на вопросы анкеты и ограничивалось временем сбора ответов. Исследование не претендует на масштабность и фундаментальность. Задача состояла в том, чтобы организовать актуальное и исследование и практически применить некоторые статистические методы для обработки данных по изучаемой проблеме студентами вуза. В исследовании анализируемой проблемы важен проведенный нами статистический анализ данных опроса о влиянии аппаратно-программных средств на процесс обучения студентов [7].
Методология исследования
В связи с целью исследования были выдвинуты следующие гипотезы.
Гипотеза 1: Студенты, имеющие собственный ПК, на котором можно выполнять учебные задания, испытывают меньше проблем с успеваемостью.
Гипотеза 2: Беспроблемное выполнение учебных заданий зависит от операционной системы компьютера, с помощью которого эти учебные задания выполняются.
Гипотеза 3: Если у студента есть мобильный ПК, такой как ноутбук или планшет на базе ОС Windows, то студент испытывает меньше проблем с выполнением учебных заданий.
Гипотеза 4: Если студент имеет свои собственные аппаратно-программные средства, то он практически не пользуется аппаратно-программными средствами вуза, в котором обучается.
Гипотеза 5: Между успеваемостью студентов и использованием аппаратно-программных средств существует прямая зависимость.
В соответствии с выдвинутыми гипотезами была составлена и размещена в сетях анкета для опроса. В нем приняли участие 98 респондентов различного возраста (рис. 1). В опросе принимали участие мужчины и женщины практически в равном соотношении: 49% мужчин и 51% женщин (рис.2).
30
24 (24,5 %)
16 17 18 19 20 21 22 23 24 34
Возраст респондентов Рис. 1. Гистограмма распределения респондентов по возрастному признаку
к к
\ ■ 49% , Г
Мужской Женский
Рис. 2. Соотношение респондентов по гендерному признаку
Большинство опрошенных - студенты 18-22 лет. Респонденты имеют средний возраст 20 лет. Большинству респондентов 18 лет. Самому молодому респонденту 16. Самому старшему 34. Самый старший респондент на 18 лет старше самого молодого. Стандартное отклонение составляет 2,34. Следовательно, дисперсия (квадрат стандартного отклонения) равна 2,34Л2 = 5,52. Большая часть опрошенных (89%) имеет хорошую успеваемость (рис.3).
Рис.3. Соотношение респондентов, отличающихся успехами в учебе
Полученные в результате опроса группы респондентов данные обработаны с помощью статистических методов, представленных ниже, и проанализированы.
Результаты исследования
Из диаграммы (рис.4) видно, что половина опрошенных (46,9%) не пользуется компьютерами университета для выполнения учебных заданий.
# Постоянно
# Довольно часто Изредка
# Никогда
Рис.4. Соотношение респондентов, отличающихся степенью использования университетских компьютеров для выполнения учебных заданий
Предположим, что, накапливая от курса к курсу знания в области информационных технологий, студенты более уверенно используют аппаратно-программные средства вуза в учебном процессе. То есть степень использования вузовских компьютеров для выполнения учебных заданий зависит от возраста респондентов. Обратимся к методу однофакторного дисперсионного анализа, чтобы исследовать влияние фактора возраста. Исходные данные и результаты анализа с двумя номинативными переменными (возраст и степень использования) представлены соответственно в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Исходные данные для однофакторного дисперсионного анализа
Частота использования компьютеров ву2а для выполнения учетных заданий Возраст респо ндентов
16-18 19-21 22+
Постоянно 2 4 6
Довольно часто 1 б 5
Изредка "7 1 15 6
Ннкоща 20 19 7
Таблица 2
Результаты дисперсионного анализа
Итоги
Группы Счет Су.и.ил Среднее Д'исперсия
Постоянно 3 12 4 4
Довольно часто 3 12 4 7
Изргдка 3 25 9.333333 24,33333
Никогда 3 46 15,33333 5 2.33333
Дисперсионный анализ
Источник вариаиии ж 4 Ш Г Р- Значепие Г критич еское
Между группами 262.3 3 33 3 87,44444 3,989361 0,052192 4,066131
Внутри групп 1 .3 3 33 3 21,91667
Итого 437,66 67 11
В результате дисперсионного анализа критерий Фишера P = 0,052192. Так как Р-Значение > 0,05, критерий Фишера не значим и влияние исследуемого фактора можно считать недоказанным. Следовательно мы не можем отвергнуть предположение об отсутствии связи возраста студента и частоты использования им компьютера. Однако с достоверностью в пределах статистической ошибки для данного метода исследования (см., например обзоры ошибок статистических данных https://www.scientificamerican.com/article/scientists-perturbed-by-loss-of-stat-tools-to-sift-research-fudge-from-fact/;
https://www.stat.ncsu.edu/people/bloomfield/courses/ST370/The%20ASA%20s%20statem ent%20on%20p0^20values0/o20context0/o20process0/o20and0/o20purpose.pdf) считаем, что частота использования компьютеров вуза для выполнения учебных заданий не зависит от возраста студента.
Анализ ответов на вопрос «Возникали ли у вас проблемы с успеваемостью из-за невозможности выполнить учебные задания на компьютерах вуза?» позволяет понять, что более 60% респондентов имели проблемы с успеваемостью в связи с невозможностью выполнения учебных заданий на компьютерах университета (рис.5).
^60,2%
к Г
Да Нет
Рис.5. Соотношение респондентов, отличающихся наличием трудностей, которые возникали у них в связи с невозможностью выполнить учебные задания с помощью аппаратно-программных средств вуза
На сегодняшний день практически у каждого студента имеется собственный ПК, который можно использовать для учёбы: более 92% опрошенных имеют собственный ПК (рис.6).
• Да
• Нет
Рис.6. Соотношение респондентов, отличающихся наличием компьютера
Выполнение учебных заданий на собственных компьютерах является неотъемлемой частью процесса обучения студентов. 60-ти процентам опрошенных приходится постоянно выполнять учебные задания дома (рис.7). Ни один из респондентов не выбрал ответ «Никогда», отвечая на вопрос «Как часто вам приходится выполнять учебные задания на своём ПК?» (оценка респондентов строилась на субъективном восприятии ими частоты использования ПК).
Рис.7. Соотношение респондентов, отличающихся фактором выполнения учебных заданий на собственных ПК
Как показал опрос, большинство респондентов (80%) пользуются ноутбуками для выполнения учебных заданий (рис.8).
• Постоянно
• Довольно часто Изредка
• Никогда
Рис.8. Соотношение респондентов, отличающихся собственными используемыми в учебном процессе аппаратными средствами
Значительное количество опрошенных (97%) используют на своих компьютерах современные операционные системы семейства Microsoft Windows. Однако есть несколько респондентов, которые пользуются устаревшими версиями Windows, macOS и Linux, что вероятно может существенно отличаться для других специальностей, например, по связанным с ИТ.
40 60
Кол-во респондентов
Рис.9. Соотношение респондентов, отличающихся применяемыми ОС
По диаграммам, изображенным на рис.10 и рис.11, можно судить о наличии проблем, которые могут появиться у студентов при защите учебных заданий.
Рис.10. Соотношение респондентов, отличающихся наличием проблем, связанных с защитой учебных заданий на компьютерах вуза
Рис.11. Соотношение респондентов, отличающихся наличием проблем, связанных с операционной системой или программным обеспечением, при выполнении учебных заданий
Обсуждение результатов исследования
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, изучим связь факторов. Для этого построим таблицы сопряженности, которые являются средством представления совместного распределения двух признаков.
Рассмотрим Гипотезу №1. «Студенты, имеющие собственный ПК, на котором можно выполнять учебные задания, испытывают меньше проблем с успеваемостью». Построим таблицу сопряженности, которая поможет доказать или же опровергнуть гипотезу. Для этого проанализируем связь ответов на вопросы «Имеете ли вы собственный ПК, на котором можете выполнять учебные задания?» и «Возникали ли у вас проблемы с успеваемостью из-за невозможности выполнить учебные задания на компьютерах университета?».
Таблица 3
Таблица сопряженности для анализа ответов на вопросы «Имеете ли вы собственный ПК, на котором можете выполнять учебные задания?» и «Возникали ли у вас проблемы с успеваемостью из-за невозможности
выполнить учебные задания на компьютерах университета?»
Таблица сопряженности Возникали ли у вас проблемы с успеваемостью из-за невозможности выполнить учебные задания на компьютерах университета?
Имеете ли вы собственный ПК на котором можете выполнять учебные задания? Да Нет
Да Количество 34 57
Ожидаемое кол-во 36,21 54,79
Нет Количество 5 2
Ожидаемое кол-во 2,79 4,21
Итог Количество 39 59
Ожидаемое кол-во 39,00 59,00
Как видно из таблицы, студенты делятся на две неравнозначные категории с наличием собственного компьютера и без него. Причем, обе группы испытывают проблемы с выполнением заданий на компьютерах университета. Можно предположить, что наличие домашнего ПК не всегда помогает студенту решать проблемы, возникающие при выполнении учебных заданий. Таким образом, вузам недостаточно акцентировать внимание на технической базе обеспечения студентов аппаратно-программными средствами для их успешной учебы.
Проведём более подробный анализ полученных в таблице данных. Среди тех респондентов, которые имеют ПК, ожидаемая частота появления проблем выше, чем наблюдаемая. При этом наблюдаемая частота отсутствия проблем выше, чем ожидаемая частота для этой категории опрошенных. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что наличие личного компьютера (который можно использовать для выполнения учебных заданий) помогает студентам ликвидировать проблемы, связанные с успеваемостью. Наоборот, среди тех респондентов, которые не имеют ПК, наблюдаемая частота возникновения проблем в два раза больше ожидаемой частоты. Наблюдаемая же частота отсутствия проблем у этой категории студентов ниже ожидаемой частоты. Это также подтверждает Гипотезу 1 для нашей группы респондентов. Действительно, студенты, имеющие собственный ПК, на котором можно выполнять учебные задания, испытывают меньше проблем с успеваемостью.
Рассмотрим Гипотезу №2. «Беспроблемное выполнение учебных заданий зависит от операционной системы компьютера, с помощью которого эти учебные задания выполняются». Построим таблицу сопряженности, которая поможет доказать или же опровергнуть гипотезу. Для этого проанализируем связь ответов на вопросы «Какой операционной системой вы пользуетесь для учёбы?» и «Возникали ли у вас проблемы связанные с операционной системой и/или программным обеспечением, из-за которых невозможно было выполнить учебное задание?».
Таблица 4
Таблица сопряженности для анализа ответов на вопросы «Какой операционной системой вы пользуетесь для учёбы?» и «Возникали ли у вас проблемы связанные с операционной системой и/или программным обеспечением, из-за
Таблица сопряженности Возникали ли у вас проблемы, связанные с операционной системой и/или программным обеспечением из-за которых невозможно было выполнить учебное задание?
Какой операционной системой вы пользуетесь для учёбы? Да Нет
Windows 7/8/8.1/10 Количество 38 41
Ожидаемое кол-во 37,33 41,67
Более старые версии Windows Количество 0 2
Ожидаемое кол-во 0,95 1,05
macOS Количество 0 2
Ожидаемое кол-во 0,95 1,05
Linux или сборки на его основе Количество 5 3
Ожидаемое кол-во 3,78 4,22
Итог Количество 43 48
Ожидаемое кол-во 43,00 48,00
Из таблицы видно, что проблемы с выполнением учебных заданий возникают независимо от типа операционной системы, которая установлена на компьютере респондента. Отметим, что сравнительно небольшие значения данных по старым версиям Windows и macOS укладываются в статистическую погрешность ввиду небольшого количества респондентов. Проведём более подробный анализ приведенных в таблице данных.
Для тех респондентов, которые пользуются операционной системой Windows 7/8/8.1/10, наблюдаемая частота появления проблем больше, чем ожидаемая частота, но незначительно: 3 8 против 37,33. При этом наблюдаемая частота отсутствия проблем ниже, чем ожидаемая для этой категории опрошенных. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что применение операционной системы Windows 7/8/8.1/10 на ПК, используемых для выполнения учебных заданий, чаще, чем хотелось бы, приводит к проблемам. Аналогичная ситуация наблюдается для респондентов, которые при выполнении учебных заданий используют компьютеры, работающие на основе операционной системы Linux.
Таким образом, наличие проблем, возникающих при выполнении учебных заданий, зависит от операционной системы компьютера, на котором их выполняют, но не определяются операционной системой. Заметим, что китерий характера и содержания используемых заданий нами не рассматривался. Гипотезу №2. «Беспроблемное выполнение учебных заданий зависит от операционной системы компьютера, с помощью которого эти учебные задания выполняются», можно перефразировать: Успешность выполнения учебных заданий некоторым образом зависит от операционной системы компьютера, с помощью которого эти учебные задания выполняются. Например, применение старых версий операционной системы Windows и системы macOS помогают студентам успешно справиться с трудностями при выполнении учебных заданий и использование таких операционных систем желательно при обучении.
Рассмотрим Гипотезу №3. «Если у студента есть мобильный ПК, такой как ноутбук или планшет на базе ОС Windows, то студент испытывает меньше проблем с выполнением учебных заданий». Построим таблицу сопряженности, которая поможет сделать выводы по Гипотезе №3. Для этого проанализируем связь ответов на вопросы «Какие из перечисленных устройств вы имеете и используете для учёбы?» и «Возникали ли у вас проблемы с невозможностью показать преподавателю готовое учебное задание на компьютерах университета?».
Таблица 5
Таблица сопряженности для анализа ответов на вопросы «Какие из перечисленных устройств вы имеете и используете для учёбы?» и «Возникали ли у вас проблемы с невозможностью показать преподавателю готовое учебное
задание на компьютерах университета?»
Таблица сопряженности Возникали ли у вас проблемы с невозможностью показать преподавателю готовое учебное задание на компьютерах университета?
Какие из перечисленных устройств вы имеете и используете для учёбы? Да Нет
Ноутбук Количество 38 25
Ожидаемое кол-во 37,38 25,62
Домашний ПК Количество 15 12
Ожидаемое кол-во 16,02 10,98
Планшет на базе ОС Windows Количество 1 0
Ожидаемое кол-во 0,59 0,41
Итог Количество 54 37
Ожидаемое кол-во 54,00 37,00
Из таблицы видно, что вне зависимости от используемых аппаратных средств, у студентов возникают проблемы при выполнении учебных заданий. Также видно, что в настоящее время ноутбуки используются больше стационарных компьютеров и
планшетов. Проведём более подробный анализ полученных в таблице данных. Для тех респондентов, которые используют ноутбук, наблюдаемая частота появления проблем больше, чем ожидаемая частота, но незначительно: 38 против 37,38. При этом наблюдаемая частота отсутствия проблем ниже, чем ожидаемая для этой категории опрошенных. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что применение ноутбуков для выполнения учебных заданий, чаще, чем хотелось бы, приводит к проблемам.
Для тех респондентов, которые используют домашний компьютер для выполнения учебных заданий, наблюдаемая частота появления проблем незначительно ниже ожидаемой частоты (15 против 16,02). При этом наблюдаемая частота отсутствия проблем выше (12 против 10,98), чем ожидаемая для этой категории опрошенных. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что для выполнения учебных заданий можно применять домашние компьютеры.
Для тех респондентов, которые используют планшет на базе ОС Windows для выполнения учебных заданий, наблюдаемая частота появления проблем почти в два раза больше, чем ожидаемая частота. При этом наблюдаемая частота отсутствия проблем равна нулю, но она ниже, чем ожидаемая для этой категории опрошенных. Это свидетельствует, скорее всего, о том, что применение планшетов для выполнения учебных заданий менее эффективно, чем домашних стационарных компьютеров и ноутбуков.
Не удается при помощи таблицы сопряженности подтвердить Гипотезу №3. Если у студента есть мобильный ПК, такой как ноутбук или планшет на базе ОС Windows, то студент испытывает меньше проблем с выполнением учебных заданий. Очевидно, что наличие собственных аппаратно-программных средств помогает студентам учиться. Но только их наличие не устраняет проблем, возникающих при обучении. Из анализа таблицы можно предположить следующее. Наиболее эффективным для выполнения учебных заданий является использование домашних стационарных компьютеров. Больше проблем возникает при применении ноутбуков и, возможно, планшетов (достоверность слабо подтверждается ввиду незначительного числа респондентов). Можно предположить, что на рынке предлагаются ноутбуки и планшеты не лучшего качества, либо программное обеспечение этих устройств не является бесконфликтным.
Рассмотрим Гипотезу №4. Если студент имеет свои собственные аппаратно-программные средства, то он практически не пользуется аппаратно-программными средствами вуза. Построим таблицу сопряженности, которая поможет выявить достоверность Гипотезы №4. Для этого проанализируем связь ответов на вопрос №4 «В свободное от занятий время, как часто вам приходится пользоваться компьютерами университета для выполнения учебных заданий?» и вопрос №6 «Имеете ли вы собственный ПК на котором можете выполнять учебные задания?»
Таблица 6
Таблица сопряженности для анализа ответов на вопросы «В свободное от занятий время, как часто вам приходится пользоваться компьютерами университета для выполнения учебных заданий?» и «Имеете ли вы
собственный ПК, на котором можете выполнять учебные задания'
?»
Таблица сопряженности Имеете ли вы собственный ПК, на котором можете выполнять учебные задания? Итог
В свободное от занятий время, как часто вам приходится пользоваться компьютерами университета для выполнения учебных заданий? Да Нет
Постоянно Количество 12 0 12
Ожидаемое кол-во 11,14 0,86 12
Довольно часто Количество 11 1 12
Ожидаемое кол-во 11,14 0,86 12,00
Изредка Количество 24 4 28
Ожидаемое кол-во 26,00 2,00 28,00
Никогда Количество 44 2 46
Ожидаемое кол-во 42,71 3,29 46,00
Итог Количество 91 7 98
Ожидаемое кол-во 91,00 7,00 98,00
Проведём более подробный анализ полученных в таблице данных. Все респонденты, которые постоянно пользуются аппаратно-программными средствами университета, имеют собственные компьютеры. Подавляющее большинство респондентов, которые довольно часто или изредка пользуются компьютерами университета, также имеют собственные компьютеры - 33 против 5. Отметим, что для нашей группы респондентов Гипотеза №4. Если студент имеет свои собственные аппаратно-программные средства, то он практически не пользуется аппаратно-программными средствами вуза не подтверждается. Компьютер в настоящее время является важным средством обучения и самообучения. Большая доля учебной нагрузки сегодня приходится на самостоятельную работу обучающихся, поэтому в учебном процессе им приходится использовать, как компьютеры учебного заведения, в котором они обучаются, так и собственные.
Рассмотрим Гипотезу №5. «Между успеваемостью студентов и использованием аппаратно-программных средств есть прямая зависимость». Построим таблицу сопряженности, которая поможет доказать или же опровергнуть
Гипотезу .№5. Для этого проанализируем связь ответов на вопросы «Как вы оцениваете свою успеваемость?» и «Какой операционной системой вы пользуетесь для учёбы?»
Таблица 7
Таблица сопряженности для анализа ответов на вопросы «Как вы оцениваете свою успеваемость?» и «Какой операционной системой вы пользуетесь для
учёбы?»
Таблица сопряженности Какой операционной системой вы пользуетесь для учёбы?
Как вы оцениваете свою успеваемость? Windows 7/8/8.1/10 Более старые версии Windows macOS Linux или сборки на его основе
Отличник (только на 5) Количество 14 0 1 2
Ожидаемое кол-во 14,75824176 0,373626374 0,37362637 1,4945055
Ударник (4 и 5) Количество 37 2 1 3
Ожидаемое кол-во 37,32967033 0,945054945 0,94505495 3,7802198
Хорошист (только на 4) Количество 19 0 0 3
Ожидаемое кол-во 19,0989011 0,483516484 0,48351648 1,9340659
Троечник (только на 3) Количество 9 0 0 0
Ожидаемое кол-во 7,813186813 0,197802198 0,1978022 0,7912088
Итог Количество 79 2 2 8
Ожидаемое кол-во 79,00 2,00 2,00 8,00
Из таблицы видно, что большинство респондентов с разной успеваемостью в учебном процессе используют современные версии ОС Windows. Но только для троечников наблюдаемая частота использования этих ОС превышает ожидаемую частоту. Для обучающихся с другим уровнем успеваемости наблюдаемая частота использования современных версий ОС Windows незначительно ниже, чем ожидаемая частота. В целом, таблица не позволяет проследить каких-либо зависимостей успеваемости респондентов от используемых на их устройствах ОС. Можно лишь отметить, что парк аппаратных средств, используемых в настоящее время обучающимися, постоянно обновляется. Новые же средства поставляются с современными версиями ОС Windows. Таким образом, Гипотезу №5. Между успеваемостью студентов и использованием аппаратно-программных средств существует прямая зависимость нельзя считать подтвержденной для рассматриваемой группы респондентов.
Выводы
В ходе данного исследования было проанализировано использование аппаратно-программных средств вуза и личных средств, обучающихся в учебном процессе. Полученные выводы можно назвать локальными, так как они основаны на мнении студентов, пожелавших участвовать в анкетировании и поделиться своим взглядом на проблему использования аппаратно-программных средств в их вузах (характеристика выборки хорошо представлена с помощью диаграмм). Вузы разные, разные и методологии использования ИТО в системе профессиональной подготовки специалистов этих вузов. Может, не совсем логичны и субъективны гипотезы исследования. Но, на наш взгляд, полученные результаты вносят некоторый объективный вклад в решение весьма сложной образовательной проблемы - проблемы отсутствия единой методологии использования аппаратно-программного обеспечения в системе профессиональной подготовки специалистов.
Рассмотрим обобщенно полученные результаты.
Шестьдесят процентов респондентов имели проблемы с успеваемостью в связи с невозможностью выполнения учебных заданий на компьютерах вуза. Практически половина опрошенных (около 47%) не пользуется компьютерами вуза для выполнения учебных заданий. Использование компьютеров вуза для выполнения учебных заданий не зависит от возраста студента. Шестидесяти процентам опрошенных приходится постоянно выполнять учебные задания дома.
На сегодняшний день практически у каждого студента имеется собственный компьютер, который можно использовать для учёбы. Выяснилось, что 92% опрошенных имеют собственный компьютер. Большинство респондентов (80%) чаще всего пользуются ноутбуками для выполнения учебных заданий. Значительное количество опрошенных (97%) используют на своих компьютерах современные операционные системы семейства Microsoft Windows.
Вне зависимости от используемых аппаратных средств, у студентов возникают проблемы при выполнении учебных заданий.
Очевидно, что наличие собственных аппаратно-программных средств помогает студентам учиться. Наличие личного компьютера, который можно использовать для выполнения учебных заданий, помогает студентам ликвидировать некоторые проблемы, связанные с успеваемостью.
Но проблемы возникают при выполнении учебных заданий и при применении собственных компьютеров вне зависимости от используемых аппаратных средств. Отметим, что в настоящее время ноутбуки используются чаще стационарных компьютеров и планшетов. Наиболее эффективным для выполнения учебных заданий является домашний стационарный компьютер. Больше проблем возникает при применении ноутбуков и, особенно, планшетов. Можно предположить, что на рынке предлагаются ноутбуки и планшеты не лучшего качества, либо программное обеспечение этих устройств не является бесконфликтным.
Проблемы с выполнением учебных заданий могут появляться независимо от типа операционной системы, которая установлена на компьютере респондента. Применение операционной системы Windows 7/8/8.1/10 на компьютере, используемом для выполнения учебных заданий, чаще, чем хотелось бы, приводит к проблемам. Аналогичная ситуация наблюдается при использовании операционной системы Linux. В рамках статистической погрешности можно предположить, что применение старых версий Windows и системы macOS помогает студентам успешно справиться с трудностями при выполнении учебных заданий и использование таких операционных систем желательно при обучении. Но, к сожалению, этими операционными системами в настоящее время пользуется небольшое число студентов.
Таким образом, студентам с собственными аппаратно-программными средствами легче выполнять учебные задания, чем студентам, которые ограничены
только аппаратно-программными средствами вуза. Но наличие собственного компьютера не всегда помогает студенту решать проблемы, возникающие при выполнении учебных заданий, что влияет на успеваемость. Вероятно, для получения лучших результатов важна мотивация к учёбе и индивидуальные качества студента.
Для нашей группы респондентов подтверждена Гипотеза №1 Студенты, имеющие собственный ПК, на котором можно выполнять учебные задания, испытывают меньше проблем с успеваемостью.
Проблемы, возникающие у студентов при выполнении учебных заданий, зависят от операционной системы компьютера, на котором они сделаны, но не определяются операционной системой. Гипотезу №2 Беспроблемное выполнение учебных заданий зависит от операционной системы компьютера, с помощью которого эти учебные задания выполняются можно перефразировать: Успешность выполнения учебных заданий некоторым образом зависит от операционной системы компьютера, с помощью которого эти учебные задания выполняются.
Не удалось подтвердить Гипотезу №3 Если у студента есть мобильный ПК, такой как ноутбук или планшет на базе ОС Windows, то студент испытывает меньше проблем с выполнением учебных заданий. Очевидно, что наличие собственных аппаратно-программных средств помогает студентам учиться. Но только их наличие не устраняет проблем, возникающих при обучении.
Для нашей группы респондентов Гипотеза №4 Если студент имеет свои собственные аппаратно-программные средства, то он практически не пользуется аппаратно-программными средствами вуза не подтверждается. Компьютер в настоящее время является важным средством обучения и самообучения. Большая доля учебной нагрузки приходится на самостоятельную работу обучающихся, поэтому в учебном процессе приходится использовать, как компьютеры учебного заведения, в котором студент обучается, так и собственные компьютеры.
Не удалось проследить каких-либо зависимостей успеваемости респондентов от операционных систем, используемых на их программных средствах. Можно лишь отметить, что парк аппаратных средств, используемых обучающимися в настоящее время, постоянно обновляется. Новые же средства поставляются с современными версиями ОС Windows, которые из-за этого наиболее популярны.
Несмотря на имеющиеся ограничения в репрезентативности выборки, полученные результаты исследования являются, на наш взгляд, полезными для изучения опыта применения в вузах аппаратно-программных средств, на основе которого возможно дальнейшее совершенствование процесса обучения как в отдельно взятом вузе, так и в вузах, имеющих аналогичную аппаратно-программную базу.
Литература
1. Сергеева О.В. Персональный компьютер в повседневных практиках (опыт эмпирического исследования // Социология и социальные технологии. Вестн. Волгогр. Гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2010. №1 (11). С. 84. URL: https://cyberlemnka.ru/article/v/personalnyy-kompyuter-v-povsednevnyh-praktikah-opyt-empiricheskogo-issledovaniya-1 (дата обращения: 30.11.2017).
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Изд. центр «Академия». 2003.
3. Волчанский М. Доклад «Современные компьютерные технологии в образовательной деятельности» URL: http://www.volgmed.ru/uploads/files/2015-3/39373-sovremennye_kompyutemye_tehnologii_v_obrazovatelnoj_deyatelnosti_-_doklad_m_e_volchanskogo_i_s_a_bezborodova.ppt, (дата обращения: 30.11.2017).
4. Калашникова Г.И. Компьютерные технологии в жизни студентов-первокурсников в ГБПОУ РО «Сальский аграрно-технический» исследовательская работа. URL:
https://konspekteka.ru/kompyuter-v-zhizni-studenta-pervokursnika/, (дата обращения: 4.04.2018).
5. Михеев А. Какой ноутбук выбрать студенту? Полное руководство по ноутбукам для учебы и не только. URL: https://www.ferra.ru/ru/notebooks/review/how-to-choose-student-book/ (дата обращения: 29.11.2017)
6. Костина Л. В. Методика построения статистических графиков. М.: Казань, ТИСБИ. 2000.
7. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие. М.: ФИЛИНЪ. 1998.
Приложение 1
Вопросы анкеты
1. Ваш пол
2. Ваш возраст
3. Как вы оцениваете свою успеваемость?
• Отличник (только на 5)
• Ударник (4 и 5)
• Хорошист (только на 4)
• Троечник (только на 3)
4. В свободное от занятий время, как часто вам приходится пользоваться компьютерами университета для выполнения учебных заданий?
• Постоянно
• Довольно часто
• Изредка
• Никогда
5. Возникали ли у вас проблемы с успеваемостью из-за невозможности выполнить учебные задания на компьютерах университета?
6. Имеете ли вы собственный ПК на котором можете выполнять учебные задания?
7. Какие из перечисленных устройств вы имеете и используете для учёбы?
• Ноутбук
• Домашний ПК
• Планшет на базе ОС Windows
• Другое...
8. Какой операционной системой вы пользуетесь для учёбы?
• Windows 7/8/8.1/10
• Более старые версии Windows
• macOS
• Linux или сборки на его основе
9. Как часто вам приходится выполнять учебные задания на своём ПК?
• Постоянно
• Довольно часто
• Изредка
• Никогда
10. Возникали ли у вас проблемы с невозможностью показать преподавателю готовое учебное задание на компьютерах университета?
11. Возникали ли у вас проблемы, связанные с операционной системой и/или программным обеспечением из-за которых невозможно было выполнить учебное задание?