Научная статья на тему 'Влияние информационных технологий на Актуальные изменения в экономике'

Влияние информационных технологий на Актуальные изменения в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ИНДУСТРИЯ 4.0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лугачев Михаил Иванович

Доклад посвящен анализу некоторых последствий четвертой промышленной революции на состояние экономического развития и управление ими. Отмечаются серьезные вызовы российской экономике в связи с развитием концепции Индустрия 4.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационных технологий на Актуальные изменения в экономике»

УДК 330.47

Лугачев М.И.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В ЭКОНОМИКЕ

АННОТАЦИЯ

Доклад посвящен анализу некоторых последствий четвертой промышленной революции на состояние экономического развития и управление ими. Отмечаются серьезные вызовы российской экономике в связи с развитием концепции Индустрия 4.0.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационные системы, промышленный капитализм, управление организацией, Индустрия 4.0.

Lugachev M.I.

M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY ON CURRENT CHANGES IN THE

ECONOMY

ABSTRACT

The report discusses some effects of the fourth industrial revolution on economic development and it's governance. Some serious challenges for the Russian economy invected by Industry 4.0 are pointed out.

KEYWORDS

Information systems, industrial capital, management, Industry 4.0.

Экономическое развитие никогда не прекращается. В современных условиях торговыи, финансовыи и промышленныи капитализм приобретают новые своиства, продиктованные сформировавшимися технологическими возможностями. Признаннои приоритетнои целью автоматизации - помимо привычного повышения уровня операционнои деятельности, ускорения оборачиваемости оборотных средств и роста конкурентоспособности - является упрощение организационнои структуры: уменьшение количества промежуточных звеньев в процессе принятия решении. Иногда это можно выразить короче - сокращении числа посредников. Этот фактор легко увидеть в инновационных изменениях.

В 30-е годы прошлого столетия Николаи Бердяев с горечью констатировал, что с приходом современных технологии мир потерял общину как организм, представляющии социальную единицу общества и еи на смену пришла организация. «Техника означает переход всего человеческого существования от организма к организации» [1]. В наши дни диалектическии процесс продолжается и на смену организациям с развитием информационных технологии приходят системы существенно информационнои природы, которые заменяют в первую очередь те организации, которые выполняют посреднические функции и не участвуют в добавлении стоимости.

Примером могут быть процессы торговли: они автоматизируются и в секторе розницы, и В2В и на уровне госзакупок. Организациеи и реализациеи всех бизнес процессов здесь занимаются системы класса Customer Relationship Management (CRM) - системы организации взаимодеиствия с клиентами. Их появление значительно упростило путь продукта от производителя до конечного потребителя, которыи теперь получил возможность прямого заказа необходимого товара на соответствующем портале в интернете. Без дела остались многочисленные посредники, успешно участвовавшие в добавлении стоимости продукта или сервиса, но не добавлявшие ни качества, ни оперативности. В секторе розницы блестящии пример здесь дает UBER, соединившии напрямую пассажира и водителя такси на дорогах всего мира. Система «Электронное государство», так трудно пробивающая себе дорогу в россиискои реальности, может служить частным случаем национальнои CRM системы. Однако одна из главных задач этои системы - та же: минимизировать

число посредников в процессе получения гражданином услуги в государственном учреждении.

Можно показать, что исключение неэффективных участников цепочки добавления стоимости - является имманентнои целью внедрения информационных систем на предприятиях и организациях. Хорошие примеры этого можно наити в финансовои отрасли и банковскои деятельности. Появление в банках многофункциональных терминалов, принимающих платежи самои разнои природы - от коммунальных до налоговых - только вершина аисберга. Ключевые процессы банковского обслуживания полностью автоматизируются и операционистов постепенно заменяют роботы. Герман Греф лаконично описал ситуацию в Сбербанке: «Мы посчитали, если сравнить банк сегодня и Сбербанк пять лет назад, то примерно 50% тех решении, которые принимались людьми, сегодня принимаются машинами. И через пять лет, мы считаем, что мы сможем принимать примерно 80% всех решении автоматически с помощью искусственного интеллекта» (цитата по «РИА Новости»). Кроме того, Г.Греф специфицировал основные риски развития: «Проблема заключается в том, что мы не будем конкурировать с другими банками, мы будем конкурировать с самыми мощными интернет-платформами. В следующие пять лет мы должны переити от стратегии догоняющего развития к стратегии инновационного развития, иначе мы рискуем оказаться вне рынка",

Здесь уместно напомнить слова Билла Геитса, которьш еще в 1997г. сказал, что миру нужны банковские услуги, но не сами банки.

Появление криптовалют также составляют реальную угрозу существующим банковским структурам. В частности, нарастающии оборот биткоинов, сопровождаемыи информационнои поддержкои блокчеинов, хорошо иллюстрирует вопрос о нужности банков: все без исключения трансакции, совершаемые с использованием биткоинов, однозначно фиксируются в информационных системах поддержки блокчеинов и любая сделка в этои среде прозрачна. Пропадает нужда в контрольных функциях отдельных банковских структур и задачи национальных банков нуждаются в принципиальном пересмотре. Риски введения такои инновации традиционно имеют институциональныи характер и нет сомнения, что они будут со временем существенно уменьшены введением необходимых нормативных актов.

Промышленная среда тоже переживает радикальные изменения, хотя организационные изменения здесь имеют принципиально инои характер. И если в торговои и банковско-финансовои среде Россия может сохранять технологическии паритет с развитыми странами, то заданныи темп и информационное обеспечение промышленного развития нам удержать вряд ли удастся. Речь идет о концепции Индустрия 4.0, которая получила свое название в Германии от инициативы 2011 года, сформулированнои немецкими бизнесменами, политиками и учеными. Авторы увидели в неи средство повышения конкурентоспособности обрабатывающеи промышленности Германии через усиленную интеграцию «киберфизических систем», или CPS, в заводские процессы.

Чтобы коротко описать Индустрию 4.0, надо представить себе цепочку добавления стоимости, моделирующую производство конкретного сложного продукта или предоставление аналогичнои услуги, когда выполнение отдельных бизнес-процессов, видов деятельности и предоставление ИТ-сервисов осуществляется различными исполнителями (предприятиями и организациями), географически распределенными и организационно разнообразными. Главное здесь - в их сетевои связанности и способности взаимодеиствовать: речь идет о реальнои интеграции информационных систем предприятии. Идея здесь не нова: она повторяет гениальное наблюдение Адама Смита о специализации, только теперь уже не на уровне изготовления булавки, а на уровне создания гиперсложных устроиств или выполнения тяжелых проектов. В перспективе реализация этои концепции приведет к полнои автоматизации логистических потоков материального производства и мониторинга логики и содержания исполнения сложных проектов. Для иллюстрации реальности описанного подхода в какои-то степени подходит пример производства компаниеи Boeing авиагиганта Dreamliner, в котором принимают участие поставщики всего мира. С точки зрения экономики - интересно, что подавляющее большинство субподрядчиков Boeing работают также и с Airbus, Bombardier, Embraer.

По существу, мы имеем здесь дело с эффективно работающеи в мировом масштабе системои обеспечения цепочки поставок (Supply Chain Management).

Другои пример - компания Cross Rail учрежденная правительством Великобритании для строительства новои высокоскоростнои железнодорожнои системы в Лондоне (в дополнение к существующеи). Этот крупнеишии в Европе инфраструктурным проект с бюджетом £14.8bn стартовал в 2009, первыи поезд должен проити в 2018г. В 2014г практически завершена подземная проходка под центральнои частью Лондона (около 35 км), при этом отставание от исходного графика составило 1 неделю, перерасхода бюджета - нет. Cross Rail был создан для выполнения функции управления проектнои программои создания сложнои транспортнои системы и

интегрирования ее в сложный мультисистемныи контекст [2].

Для России в этом подходе есть, по крайней мене, две проблемы. Первая - уровень информатизации участвующих предприятии и организации - в последнее время для его оценки часто используется термин «цифровизация». Для успешнои интеграции необходимо обеспечить стандартизацию параметров инфраструктурных и прикладных компонентов, а единыи стандарт могут обеспечить лишь импортные технологии. Вторая проблема - открытость, которая в настоящих условиях многими рассматривается, как нежелательное или даже вредное своиство информационнои системы. Но без решения этих проблем Россия может остаться на обочине мирового промышленного прогресса.

Что же делать?

Можно признать необходимость работ в области создания собственнои электроннои элементнои базы и программного обеспечения для информационных систем: санкции стали объективнои реальностью и неизвестно, сколько они продлятся. Но при этом, как отмечает В.А. Рубанов - научньш руководитель ЦИИТ «Интелтек»: «конкуренция-то уже сместилась из области информационных технологии в область технологии когнитивных, задающих смысловои контекст формирования и развития инфосферы. А технологические платформы становятся приложениями к платформам онтологическим». [3]. В своеи статье он вспоминает совет нашего знаменитого философа Александра Зиновьева: «Америку нам не пересилить. Нам остается только одно - ее переумнить».

Здесь можно только пожелать успехов нашим университетам в совершенствовании учебных планов подготовки экономистов и менеджеров.

Литература

1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира. Путь. №35, YMCA-PRESS, Сентябрь 1932 г, с.60.

2. Белов М.В. Публичный аналитический доклад по развитию новых производственных технологий. Октябрь 2014,

Сколковский Институт Науки и Технологий.

3. Рубанов В. Информационная война и цифровой мир. Газета, 26.04.2016.

References

1. Berdjaev N.A. Duhovnoe sostojanie sovremennogo mira. Put'. №35, YMCA-PRESS, Sentjabr' 1932 g, s.60.

2. Belov M.V. Publichnyj analiticheskij doklad po razvitiju novyh proizvodstvennyh tehnologij. Oktjabr' 2014, Skolkovskij

Institut Nauki i Tehnologij.

3. Rubanov V. Informacionnaja vojna i cifrovoj mir. Gazeta, 26.04.2016.

Поступила 11.09.2016

Об авторе:

Лугачев Михаил Иванович, заведующии кафедрои экономическои информатики экономического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, доктор экономических наук, mil@econ.msu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.