Влияние информационных систем на управление развитием территорий Influence of information systems on territories development management
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ
УДК 332.01 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10283 Кряхтунов Александр Викторович,
кандидат экономических наук, заведующий кафедры геодезии и кадастровой деятельности Института сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38
Krjakhtunov A.V., krjakhtunovav@tyuiu. ru
Авдеев Денис Александрович, аспирант кафедры геодезии и кадастровой деятельности Института сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38
Avdeev D.A., avdeevda@72to. ru
Тибуа Анжела Ревазовна, Институт сервиса и отраслевого управления, Тюменский индустриальный университет (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38
Tibua A.R., anzhelika. star@mail. ru
Аннотация. Осуществление градостроительной деятельности неразрывно связано с анализом и обработкой пространственных данных. Приоритетом в сфере градостроительного регулирования было и остается необходимость в повышении эффективности принимаемых решений в сфере государственного управления, градостроительного регулирования в целом. Поставленные задачи определили необходимость создания единой автоматизированной системы управления градостроительным развитием территории.
Summary. The implementation of urban development activities is inextricably linked with the analysis and processing of spatial data. The priority in the field of urban development regulation has been and remains the need to increase the effectiveness of decisions made in the field of public administration, urban development regulation in general. The tasks set out necessitated the creation of a unified automated system for managing the urban development of the territory. Ключевые слова: градостроительство, градостроительное регулирование, автоматизированные системы, информационные системы, градостроительная деятельность.
Keywords: urban planning, urban planning regulation, automated systems, information systems, urban planning activities.
Градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территории, городов и иных поселений, осуществляемая с помощью территориального планирования, территориального зонирования, эффективной планировки территории. В целом градостроительная деятельность направленна на правильную пространственною организацию территории с целью сохранения ее целостности, повышения эффективности и создания условий для ее устойчивого развития [1,2,3].
Информационные системы муниципальных образований, связанные с обеспечением деятельности организаций, осуществляющих управление территориями, в виде муниципальных геоинформационных систем, начали возникать еще до принятия градостроительных кодексов. Так называемые муниципальные геоинформационные системы, создаваемые взаимосвязь данных об объекте с электронной картой [4-6].
Первоначально необходимо было осуществить перенос данных с бумажной основы в электронный векторный вид, что на практике оказалось возможным и в результате у некоторых муниципальных образований появились электронные карты в различных геоинформационных системах.
Электронные карты подтолкнули к увеличению ряда требований к информационному обеспечению деятельности по управлению муниципальными образованиями. Геоинформационные системы дополнились семантическими данными об объектах градостроительной деятельности. Безусловно, все это облегчило ведение документооборота, ведь осуществить определенные действия можно было в одной программе.
С появлением новейшего Градостроительного кодекса 2004 года появился термин: «Информационная система для поддержки градостроительства» (далее - ИСОГД) [7-9]. Цель ИСОГД, требования к его обслуживанию, уровень полномочий, при котором
необходимо создавать и поддерживать информационную систему, по-прежнему бурно обсуждается на всех съездах и семинарах по городскому планированию территории.
С принятием Градостроительного кодекса начались обсуждения 7 главы, которая характеризовала ИСОГД, мнения экспертов о роли ИСОГД в градостроительной деятельности муниципального образования были противоречивыми. Кто-то утверждал, что ведение ИСОГД автоматизирует процесс регулирования застройки, другие были убеждены в обременительности системы, которая и без того может усложнить работу органов власти.
Ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» ИСОГД было определено как систематизированный свод утвержденной градостроительной документации и документов территориального планирования, также вышеуказанное Постановление определяло базовую концепцию организации архивов ИСОГД в бумажном или электронном виде. Информационная система состояла из 9 основных разделов: документы территориального планирования на разных уровнях, правила землепользования и застройки, картографические материалы и другое.
Система позволяла систематизировать утвержденную градостроительную документацию и организовывала ее архив. Кроме того, ИСОГД предполагала предоставление сведений, хранящихся в ее разделах, субъектам градостроительной деятельности, органам местного самоуправления, органам государственной власти [10,11,12].
Полномочия по ведению ИСОГД были закреплены за органами местного самоуправления. При этом ответственность за ведение ИСОГД, как правило возлагалась, на уполномоченные в этой сфере отделы, либо на другие подразделения, ведущие работу в области регулирования городской территории.
Структура и функционал ИСОГД не представляла рычагов, которые смогли бы полностью автоматизировать градостроительную деятельность органов местного самоуправления.
Отсутствовали средства для подготовки и формирования разрешительной документации. Ведение ИСОГД в таком виде не повышала скорость подготовки градостроительной документации и не повышала эффективность работы органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Информация, хранящаяся в ИСОГД, является базовой для управления развитием территории, позволяющая производить контроль над использованием городской территории, согласно планам развития.
Большие изменения претерпела ИСОГД со вступлением в силу положении Федерального закона от 03.08.2018 № 342-Ф3. С 1 января 2019 года ведение ИСОГД заменено на ведение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД).
В соответствии с действующим законодательством, а именно статья 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) - это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями градостроительного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территории и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
С 1 января 2019 года ведение ГИСОГД осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации и только в электронном виде. Ведение информационной системы возложено на подведомственные органы исполнительной власти, государственные бюджетные учреждения и органы местного самоуправления.
Законодателем также уточняется, что картографической основой ГИСОГД является картографическая основа ЕГРН. Также значительно был увеличен перечень информации, которая подлежит отражению в ГИСОГД.
Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности включает в себя уже 17 разделов, так например, карты планируемого размещения объектов федерального значения, карты планируемого размещения объектов регионального значения, региональные нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки и другое.
Новые правила ведения ГИСОГД утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2020 года № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», согласно которым ведение информационной системы осуществляется путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения в электронной форме сведений, документов и материалов, предусмотренных частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В заключении хотелось бы отметить сроки запуска новой системы, начиная с 2020 года ГИСОГД будет запущена поэтапно, полный функционал будет доступен пользователям ориентировочно к 2024 году. На ГИСОГД возлагают больше надежды, ведь в первую очередь она должна объединить градостроительные процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Полагается, что ГИСОГД будет состоять из закрытой и открытой части. Открытая часть в свою очередь будет содержать информацию о строительном классификаторе, реестр документов в области инженерных изысканий, реестр уникальных идентификационных номеров и другое. Закрытая часть информационного ресурса ГИСОГД будет включать информацию, необходимую для автоматизированной информационно-аналитической поддержки пользователей.
Список литературы
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ. (с изменениями от 05.05.2014). Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. № 363 (ред. от 01.02.2016) «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 №342-Ф3 «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2020 года № 279 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
5. Павленко В.А., Юхименко Ю.М. Геопространство в институциональном дискурсе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. Международная научная конференция «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе». Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 2. С. 149-155.
6. Береговских А. Роль информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)//http://www.gisa.ru/info
7. Пелымская, О. В., Кравченко, Е. Г., Кряхтунов, А. В. Особенности оформления линейных объектов - кабельных линий электропередачи на примере города Тюмени // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 4.
8. Воронин, А.В., Кравченко, Е.Г. Алгоритм разработки стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области). Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 9.
9. Кравченко Е. Г., Воронин А. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. - 2011. - N 3 (39). - Режим доступа: http://www.m-economy.m/art.php?nArtId=3739
10. Simakova T.V., Simakov A.V., Skipin L.N., Chernykh E.G., Starovoitova E.S. Formation of a sustainable system is the basis of rational land use management / Espacios. 2019. Т. 40. № 20. С. 20
11. Bogdanova, O.V., Chernykh, E.G., Kryakhtunov, A.V. Zonas naturales especialmente protegidas como objeto de actividad inversora // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (Number 16). - P. 36. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n16/a18v39n16p36.pdf
12. Chernyh E, Zotova N and Bogdanova O 2019 Problems and prospects of determining the cadastral value in the Russian Federation Espacios 40 pp 3-10