Научная статья на тему 'Влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов'

Влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / UNIVERSITY INFORMATION ENVIRONMENT / SOCIAL COMPETENCE / PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Наталья Ивановна

В статье рассматривается влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the information environment on the formation of social competence of students at university

The article considers the influence of the information environment on the formation of social competence of students.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов»

УДК 378

Мамонтова Наталья Ивановна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов.

Ключевые слова: информационная среда вуза, социальная компетентность, педагогические условия.

Одна из проблем подготовки выпускников современных вузов к эффективной профессиональной деятельности и активной жизненной позиции - формирование социальной компетентности у обучающихся в высшей школе.

В значительной мере достичь этого можно путем разумного использования потенциалов информационной среды вуза, так как умение совершать информационный обмен, добывать знания с использованием информационно-коммуникационных технологий, защищать себя от потока негативной информации становятся сегодня важным условием социального развития студента, формирования его индивидуальности. Ориентированность молодого человека в информационном пространстве выступает как актуальная проблема возраста и как значимое требование к социально зрелой личности.

Современная педагогика стремится к поиску опосредованных, косвенных методов формирования социальной компетентности человека. Использование потенциалов среды - один из таких способов. Среда образовательного учреждения значительно отличается от условий «открытого» социума, она целенаправленно создана для оптимального развития молодого человека. В такой среде обучающийся имеет свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, способствующим его позитивному личностному и профессиональному становлению, обезопасен от негативных информационных воздействий. Поэтому очевидна необходимость максимального использования особенностей и ресурсов этой среды высшего учебного заведения.

В психолого-педагогической литературе отмечается, что термин «информационная среда» раскрывается как совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей, связи, организационно-методических элементов, прикладной информации о предметных областях, понимаемой и применяемой различными пользователями, с разными целями и в разных смыслах.

В работах ряда авторов (А.Х. Ардеев, А.Г. Зуева, Ю.Г. Коротенков, А.М. Романов, О.И. Соколова, М.М. Чубаров, Т.В. Юрченко) она определяется как совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культур-

ных условий реализации информатизации. В тоже время Ю.А. Шрейдер еще на этапе концептуальной разработки информационной среды предложил ее понимать не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников, подчеркивая, что такая среда призвана отражать взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека.

Дальнейший анализ подходов к этому феномену позволил нам сделать ряд выводов:

1. Информационная среда - это совокупность условий и средств, способствующих информационному взаимодействию между субъектами образовательного процесса, в результате которого происходит развитие личности обучающихся, интери-оризация ими и экстериоризация их социального опыта, расширение поля взаимодействия, социального пространства человека.

2. Такая среда интегрирует все современные каналы информатизации, окружающие индивида, непосредственно или опосредованно влияющие на его жизненный опыт, восприятие мира отношений.

3. В ней можно выделить три аспекта: одна из сторон деятельности и человек как участник коммуникационного процесса; одна из форм коммуникации; информационная инфраструктура общества или организации (издательства, библиотеки, СМИ и т.д.).

4. Информационная среда создается усилиями разных субъектов: обществом, сообществом, отдельными группами, отдельными людьми. Поэтому человек может одновременно находиться в нескольких средах и испытывать разнонаправленное их влияние.

5. Содержание такой среды может включать как традиционные, так и инновационные элементы: библиотеки, виртуальные дискуссионные клубы, электронные каталоги, web-документы, мультипре-зентации, интернет-музеи и т.п., оптимально взаимодополняющие друг друга и обеспечивающие безграничный информационный обмен.

6. Такая среда обладает рядом потенциалов: гностическим, ценностно-ориентационным, коммуникационным, социализационным, эмоциональным, праксиологическим.

Достаточно сильное влияние этих потенциалов ощущается в период обучения в вузе, когда интенсивно идет процесс профессиональной социализа-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Мамонтова Н.И., 2014

Влияние информационной среды вуза на процесс формирования социальной компетентности студентов

Таблица 1

Степень информированности студентов Института педагогики и психологии

Вопрос: Чувствуете ли Вы себя осведомленным в путях и способах работы с информацией в институте?

Варианты ответа Группа 1 Группа 2

Чел. % Чел. %

Полностью осведомлен 10 18,9 11 21,2

Осведомлен по большей мере 15 28,3 15 28,8

Частично, иногда испытываю трудности 18 34,0 16 30,8

Не осведомлен, часто испытываю трудности 10 18,9 10 19,2

Вопрос: Используете ли Вы возможности инс при подготовке к учебны! юрмационной среды института м занятиям?

Очень часто, почти ежедневно 9 17,0 7 13,5

Довольно часто, 2-3 раза в неделю 15 28,3 12 23,1

Иногда, несколько раз в месяц 18 34,0 21 40,4

Почти никогда, единично 11 20,8 12 23,1

Вопрос: Используете ли Вы возможности инф при подготовке к внеаудиторным юрмационной среды института делам, событиям?

Всегда 4 7,5 3 5,8

Не всегда, но часто 15 28,3 10 19,2

Редко 13 24,5 16 30,8

Никогда 21 39,6 23 44,2

Вопрос: Находите ли Вы необходимую Вам информацию в библиотеке, ресурсном центре, методическом кабинете, компьютерном классе ИПП?

Всегда 6 11,3 5 9,6

Не всегда, но часто 12 22,6 15 28,8

Редко 27 50,9 25 48,1

Никогда 8 15,1 7 13,5

Вопрос: Владеете ли Вы умениями, необходимыми для эффективной работы с информацией в библиотеке, ресурсном центре, методическом кабинете, компьютерном классе ИПП?

Да, владею всеми необходимыми умениями 1 1,9 2 3,8

Почти всегда 11 20,8 9 17,3

Владею рядом умений, но сталкиваюсь с трудностями 26 49,1 23 44,2

Нет, не владею 15 28,3 18 34,6

Вопрос: Можете ли Вы с уверенностью отличить достоверную информацию от недостоверной?

Да, всегда 3 5,7 5 9,6

Чаще всего 12 22,6 12 23,1

Иногда 23 43,4 25 48,1

Нет, не могу 15 28,3 10 19,2

Вопрос: Избирательны ли Вы в отношении информации, кото рую получаете?

Да, всегда осознанно и обоснованно делаю выбор 7 13,2 6 11,5

Да, чаще я выбираю осознанно 15 28,3 13 25,0

Иногда, но чаще не задумываюсь об этом 20 37,7 18 34,6

Нет, не вижу в этом смысла 11 20,8 15 28,8

ции человека, который включает в себя освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение новой социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью специалиста в определенной сфере социальной жизни, и идентификация себя с нормами и ценностями определенных возрастных и профессиональных сообществ, интенсивное формирование у обучающихся таких личностных свойств и качеств, как направленность, ответственность, сознательность, само-

стоятельность, чувство долга, дисциплинированность, умение работать с людьми, принимать решения, делать выбор, строить планы и находить пути для их реализации.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, подчеркнем, что информационная среда вуза представляется нам как совокупность информационных событий, информационных объектов, структур и условий, позволяющих обучающимся сформировать требуемые в современном быстроменяющемся информационном обществе качества личности, овладеть духовно-нравственными ценностями, обеспечивающими успешность социального

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

115

функционирования в нем. Она обладает, по нашему мнению, следующими возможностями, связанными со спецификой ее содержания: инициирует коммуникацию; расширяет пространство для самообразования, самовоспитания и самореализации; индивидуализирует процесс накопления личностью социального опыта за счет интеграции учебной и внеучебной деятельности научного исследования и социальной практики; активизирует социальный и профессиональный выбор, жизненное самоопределение.

Изучение степени информированности студентов, проведенное нами среди обучающихся в Институте педагогики и психологии в период с 2009 по 2013 год представлено в таблице 1.

Таким образом, на основании полученных данных, было установлено, что необходимы целенаправленные усилия по изменению и модернизации информационной среды института для повышения уровня сформированности социальной компетентности студентов.

Педагогическими условиями, которые обеспечивают эффективность формирования социальной компетентности студентов в информационной среде вуза, являются: а) обеспечение насыщенности этой среды, ее мобильности и безопасности; б) достижение единства и преемственности в деятельности ее субъектов; в) включение ресурсов этой среды во все виды образовательной деятельности и социальной практики.

Под насыщенной информационной средой вуза следует понимать количественную достаточность информации, богатство информационных влияний, множественность информационных потоков, их наполненность событиями, ситуациями, отношениями, программно-техническая и научно-методическая обеспеченность.

Она достигается двумя путями: 1. Частотой информационного воздействия - различного рода события происходят часто, с определенной периодичностью и по установленному графику. 2. Обширностью информационного потока - информация разнообразна по своему содержанию, охватывает различные значимые для студента сферы жизнедеятельности, воздействует на него комплексно и непрерывно.

Мобильность информационной среды вуза предполагает ее готовность обеспечить адекватность и адресность социального воспитания, соответствие ее содержания реальным возможностям и потребностям конкретного обучающегося, способность среды быстро реагировать на динамично меняющийся мир.

Она реализуется через способность среды быстро реагировать на динамично меняющийся мир за счет полноты и достоверности социальной информации, быстрого доступа к ней, детальности, общности языка, ее упорядоченности, инструмен-тализации способов информирования.

Путями обеспечения безопасности информационной среды могут быть на программно-техническом уровне идентификация и проверка подлинности пользователей средств информатизации, управление доступом к информации; протоколирование и аудит, криптография, экранирование, обеспечение высокой доступности; на содержательном уровне - информативность, выстраивание связей между имеющимися данными и новой информацией, ориентированность на социокультурные проблемы, многовариативный характер информационных сегментов, интеграция традиционного и информационного, поэтапность и усложнение информации; на уровне субъектов взаимодействия - сотрудничество как партнерские отношения равноправных участников воспитательного процесса, демократизация как включение большинства обучающихся и преподавателей в создание информационной среды и процесс социального воспитания, свободный выбор сферы, вида деятельности, формы участия, интенсивности общения, наполнение деятельности социальным содержанием, событийность; на организационном уровне - использование технологии коллективного творчества (коллективное планирование, подготовка, проведение и анализ).

Другим условием выступает обеспечение преемственности и единства деятельности субъектов информационной среды вуза в процессе социального воспитания студентов.

Она обеспечивается двумя путями:

1. По вертикали: группа - кафедра (центр) -факультет/институт - университет.

2. По горизонтали - между личностями.

Наряду с преемственностью важным условием

формирования социальной компетентности личности в информационной среде вуза является единство деятельности ее субъектов.

Реализация этого условия призвана обеспечить общность, цельность, неразрывность информационной среды социального воспитания студентов, ориентирует на взаимную связь структурных элементов, преемственность содержания через использование потенциалов традиций.

Единство существования различных модулей информационной среды можно рассматривать на нескольких уровнях: 1) макро - государственный и региональный; 2) мезо - вузовский; 3) микро -факультетский (институтский).

В связи с этим можно говорить о двух основных путях достижения единства:

1. Интеграция воспитательной деятельности вуза как объединение разрозненных воспитательных действий в единую деятельность.

2. Вовлечение в сеть воспитательной деятельности возможно большего числа студентов.

Третье условие - включение ресурсов информационной среды вуза во все виды образовательной деятельности и социальной практики:

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

1. Учебную (компановка различных информационных ресурсов, развитие межпредметной интеграции и междисциплинарных связей, аккумулирование фактов данных, материалов, разработка специальных программ, систематизация ресурсов электронной библиотеки, использование wi-fi-ресурсов).

2. Научную (проведение общероссийских и международных конференций и семинаров, круглых столов, недель науки, конкурсов студенческих работ, студенческих общеуниверситетских и общеинститутских конференций, публичных лекций и психологических тренингов зарубежными учеными; открытый доступ к залу редкой книги, электронной библиотеке, диссертациям и авторефератам, выполненным на базе КГУ имени Н.А. Некрасова).

3. Досуговую (включение студентов в художественно-эстетическое (поэзия, музыка, хореография, рукоделие и пр.), обрядово-ритуальное (гимн ИПП, форма, знаки отличия, символы и т.п.), игровое взаимодействие).

4. Социальную практику (осуществление студентами социальных и профессиональных проб, разработка и реализация проектов, социальных акций).

Следовательно, в деле формирования социальной компетентности у студентов вуза его информа-

ционная среда обладает следующими возможностями, связанными со спецификой ее содержания: инициирует коммуникацию, расширяет пространство для самообразования, самовоспитания и самореализации, индивидуализирует обучение, интегрирует учебную и внеучебную деятельность, научное исследование и социальную практику, активизирует социальный и профессиональный выбор.

Библиографический список

1. Ардеев А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 50 с.

3. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 26 с.

4. Юрченко Т. В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.

УДК 37.013

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. Проводится мысль о важности целенаправленного привития моральных качеств.

Ключевые слова: воспитание гражданина, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, педагогические условия.

Современный мир направлен на то, чтобы предоставить человеку максимальный комфорт. Взрослые нацелены на получение материальных благ и занимаются удовлетворением своих потребностей, в то время как зачастую ребенок остается без нравственного примера для подражания. Общество построено на принципах жесточайшей конкуренции. В школе ребенок уже начинает быть элементом системы, соревнуясь со своими сверстниками за максимальную оценку результатов своих знаний. При этом теряется атмосфера товарищества, доброжелательности и взаимопомощи в детских коллективах.

В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» (2010 г.) содержится программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В данном документе утверждается, что целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе-

ни начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8].

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», современный национальный воспитательный идеал определяется:

- в соответствии с национальным приоритетом;

- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

- согласно Конституции Российской Федерации;

- согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содер-

© Смолонский С.И., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.