Научная статья на тему 'Влияние информационного пространства на развитие межкультурной коммуникации обучающихся'

Влияние информационного пространства на развитие межкультурной коммуникации обучающихся Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет / социальная сеть / обучающийся / образовательные ресурсы / межкультурная коммуникация / общение / Internet / social network / student / educational resources / intercultural communication / communication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Владимировна Быхтина

В статье рассматривается проблема межкультурной коммуникации как способа общечеловеческой коммуникации. Изучено влияние информационного пространства на реальность и самоопределение, формирование сознания личности обучающегося. Исследован дидактический потенциал учебных интернет-ресурсов. Выявлены преимущества и положительные аспекты социальных сетей, способствующие развитию межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наталья Владимировна Быхтина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the information space on the development of intercultural communication of students

The article considers the problem of intercultural communication as a way of human communication. The influence of information space on reality and self-determination, formation of consciousness of the student’s personality has been studied. The didactic potential of educational Internet resources has been investigated. The article identifies advantages and positive aspects of social networks that contribute to the development of intercultural communication.

Текст научной работы на тему «Влияние информационного пространства на развитие межкультурной коммуникации обучающихся»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 273 — 277. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):273 — 277.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 316.7

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-273-277 NIION: 2007-0062-2/24-105

EDN: https://elibrary.ru/YWTXYY MOSURED: 77/27-004-2024-02-305

Влияние информационного пространства на развитие межкультурной коммуникации обучающихся

Наталья Владимировна Быхтина

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия, bykhtina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема межкультурной коммуникации как способа общечеловеческой коммуникации. Изучено влияние информационного пространства на реальность и самоопределение, формирование сознания личности обучающегося. Исследован дидактический потенциал учебных интернет-ресурсов. Выявлены преимущества и положительные аспекты социальных сетей, способствующие развитию межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: интернет, социальная сеть, обучающийся, образовательные ресурсы, межкультурная коммуникация, общение

Для цитирования: Быхтина Н.В. Влияние информационного пространства на развитие межкультурной коммуникации обучающихся // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 273 — 277. https://doi.org/10.24412/ 2073-3305-2024-2-273-277. EDN: https://elibrary.ru/YWTXYY.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The influence of the information space on the development of intercultural communication of students

Natalya V. Bykhtina

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia, bykhtina@mail.ru

Abstract. The article considers the problem of intercultural communication as a way of human communication. The influence of information space on reality and self-determination, formation of consciousness of the student's personality has been studied. The didactic potential of educational Internet resources has been investigated. The article identifies advantages and positive aspects of social networks that contribute to the development of intercultural communication.

Keywords: Internet, social network, student, educational resources, intercultural communication, communication For citation: Bykhtina N.V. The influence of the information space on the development of intercultural communication of students // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):273 — 277. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-273-277. EDN: https://elibrary.ru/YWTXYY.

На сегодняшний день все знают, что социальные сети стали неразрывной частью нашей жизни. В условиях глобализации и стремительного развития новых технологий интернет играет ключевую роль в нашей повседневности. Он предоставляет возможность общаться с людьми из разных стран и культур, а также изучать иностранные языки, в особенности — английский. Владение английским стало важ-

© Быхтина Н.В., 2024

ным критерием при приеме на работу. Этот язык является международным языком коммуникации в политической и экономической сферах, а также оказывает сильное влияние на нашу культуру через фильмы, музыку и другие элементы. В свете этих фактов развитие языковых навыков обучающихся стало необходимостью. Это позволяет получить опыт изучения языков и завести интересные знакомства.

Одновременно информационное пространство, в котором мы находимся, оказывает различное

влияние на наше сознание. Через информационные потоки общество формирует нормы, ценности и стереотипы поведения, которые влияют на нашу реальность и самоопределение. Потребность в информации является неотъемлемой частью формирования индивидуального сознания личности. Информационное воздействие происходит опосредованно через механизмы мозга и влияет на наше психическое состояние и поведение.

Согласно мнению большинства специалистов в данной области, общение представляет собой сложный процесс межличностного взаимодействия: обмен информацией и взаимопонимание между партнерами. Процесс коммуникации закладывает фундамент для развития отношений между людьми, так как под «обменом информацией» мы подразумеваем передачу не только материальных ценностей, но и наших эмоциональных состояний, целей и намерений.

Успехи и реализация основных функций процесса общения напрямую зависят от владения коммуникативной техникой, умения правильно воспринимать и понимать других участников межличностного взаимодействия.

Современная психология чаще всего рассматривает функции общения через взаимодействие «человек — деятельность — общество». Разработаны классификации, предлагающие разные виды функций общения, включая:

■ обмен информацией и коммуникацию;

■ удовлетворение жизненной потребности;

■ самовыражение и выражение своих мыслей и чувств;

■ использование общения в качестве инструмента манипуляции другими людьми;

■ становление отдельной личности.

Цель общения заключается в том, что один человек стремится установить контакт с другим. Это может быть контактное общение, основная цель которого — установление взаимосвязи и поддержание постоянной коммуникации. Информационное общение направлено на обмен информацией и мнениями.

Проблемы межкультурной коммуникации как способа общечеловеческой коммуникации, охватывающей обмен идеями, информацией, изучение культурных ценностей других стран, представлены в трудах М.М. Бахтина, С.Г. Тер-Минасовой, O.A. Леонтовича, Т.Г. Грушевицкой, Е.Б. Зайцева, А.П. Садохина, Г.В. Солдатова и др. Особенности интернета как средства межкультурной коммуникации стали предметом изучения Н.В. Целепидис.

Психологические исследования воздействия интернета изучали отечественные и зарубежные

ученые (Е.П. Белинский, H.A. Носова, М. Мюллер, Е.А. Подгорная, E.J. Moody, L. Rosen, П. Смит и др.). Например, в своих научных трудах Е.П. Белинский, Е.А. Подгорная указывают на низкий уровень грамотности у обучающихся, вовлеченных в сферу виртуального общения, снижение критического мышления, а также на вербальное проявление агрессии [2; 3].

Общение также может направлять партнера на активное взаимодействие и способствовать взаимопониманию, а также установлению отношений. Без межличностного общения невозможно полноценное формирование психических процессов и свойств личности. Его сущность заключается во взаимодействии между людьми, в отличие от других видов деятельности, где человек взаимодействует с предметами или вещами. В межличностном общении участвующие личности удовлетворяют свою потребность в общении и обмене информацией. Такое общение помогает развивать и улучшать наше мышление в процессе изучения языков.

Если в поисковом запросе набрать фразу «социальные сети — это», то среди предлагаемых поисковиком вариантов можно встретить такие утверждения, как «социальные сети — это зло», «социальные сети — плохо» и «социальные сети — это болезнь». Однако следует ли обращать пристальное внимание на такую статистику популярных запросов и принимать ее за истину?

Складывается впечатление, что мнение о социальных сетях, выраженное в этих запросах, имеет оттенок негатива. Возможно, это обусловлено массовым распространением информации о негативных аспектах использования подобных платформ. Сплетни, ненужная зависимость, утрата частной жизни, воздействие на психологическое состояние — все эти факторы могут играть роль в формировании такого мнения. Возникает необходимость в обеспечении информационной безопасности человека, отделение его от подобной ненужной и вредной информации [6].

Давайте посмотрим на социальные сети с другой стороны. Они предоставляют уникальную возможность для людей со всего мира общаться, делиться своими мыслями и идеями, находить единомышленников и развиваться в соответствующих сферах интересов. Социальные сети способствуют расширению круга общения и создают международные сообщества, которые раньше были неосуществимы.

Более того, социальные сети открывают двери для множества возможностей в сфере бизнеса, маркетинга и саморазвития. Они позволяют рекламировать продукты и услуги, находить

новых клиентов, устанавливать партнерские связи и получать ценные знания и информацию. Безусловно, использование социальных сетей может быть полезным инструментом для достижения профессиональных и личных целей.

Таким образом, несмотря на негативное отношение, которое иногда прослеживается в популярных запросах, следует помнить, что социальные сети имеют преимущества и положительные аспекты. Отношение их пользователей к этому вопросу может быть индивидуальным, и важно сохранять баланс и здравый подход к их использованию. Как и во всем, слишком много может быть вредно, однако с умеренностью и осознанностью социальные сети могут стать ценным инструментом для общения, развития и достижения поставленных целей.

Согласно психологам, использование социальных сетей на самом деле не способствует налаживанию настоящих взаимосвязей между людьми, и это весьма удивительно. Виртуальное общение оказывается иллюзией, которая маскирует реальную жизнь. Фактически люди превращаются в батареи в матрице, питающие виртуальную реальность, постепенно истощая свои ресурсы и нарушая здоровье как свое, так и окружающих. В онлайн-мире все кажется легким и простым, в социальных сетях нет нужды решать социальные проблемы — если кто-то не нравится, его можно «уничтожить» одним щелчком и заменить виртуальным другом с нужными параметрами.

Если же посмотреть с положительной точки зрения, то особое значение применения компьютерных и информационных технологий проявляется в изучении иностранных языков. Учебный процесс данного предмета требует практики различных навыков: чтения, письма, аудирования и говорения. Благодаря интернет-технологиям можно эффективно развивать все указанные навыки при правильном подходе к обучению.

Интернет обладает множеством преимуществ. Одно из главных достоинств этой технологии заключается в возможности быстро получить доступ к любой информации. Например, такие веб-сайты, как BBC и One Stop English, предлагают обширные учебные материалы. Помимо того, что поиск информации важен сам по себе, он также способствует развитию критического мышления благодаря огромному объему информации в сети.

Кроме того, интернет служит не только источником информации, но и платформой для обмена знаниями и опытом. Взаимодействие с носителями языка возможно в любое время. Та-

кое общение способствует развитию межкультурной компетенции, толерантности и навыкам межличностного общения, что особенно важно в глобализированном мире. Кроме возможности личного общения, пользователи имеют возможность присоединиться к различным тематическим группам и сообществам. Давайте рассмотрим иностранный язык (английский) в качестве примера — в настоящее время он достиг пика популярности во всем мире как второй язык или язык международного общения. Есть 12 544 результатов, когда вводишь запрос о группах с английским языком на сайте «ВКонтакте». Информация, представленная в этих сообществах, может быть использована как в учебно-познавательной деятельности, так и для развития навыков самообразования. Социальные сети, особенно «ВКонтакте», предоставляют возможность проведения прямых трансляций, осуществления научно-образовательных вебинаров, а значит, научных конференций и встреч в удаленном формате в любое удобное время. Общение за пределами аудитории способствует улучшению эмоционального климата в учебной группе при условии, что такое общение моделируется преподавателем. На данной платформе можно не только набраться опыта общения, но и развить навыки чтения.

Дидактический потенциал учебных интернет-ресурсов предоставляет широкий спектр возможностей:

■ отбирать разнообразный аутентичный материал по темам, изучаемым в образовательном процессе, такой как тексты, графика, фото-, аудио- и видеоматериалы;

■ организовывать обсуждение культурных и социальных проблем в аудиторное и внеаудиторное время;

■ проводить лингвистический анализ устной и письменной речи носителей языка, представителей различных социальных групп, а также диалектов и акцентов;

■ организовывать проектную деятельность обучающихся как во внеурочное время, так и на занятии;

■ создавать благоприятные условия для реализации интеллектуального потенциала обучающихся.

Методически неграмотная работа обучающихся с интернет-ресурсами может способствовать формированию не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии [7]. Преподаватель действует как активный помощник в этой ситуации, и его основная функция заключается

в организации и стимулировании процесса обучения с помощью цифровых образовательных ресурсов [4]: презентаций в Power Point, текстовых редакторов, электронных таблиц, тестов, обучающих программ на CD-ROM, электронных учебников.

Наряду с указанными выше образовательными интернет-ресурсами хотелось отметить платформу Discord — высококлассный мессенджер, предоставляющий возможность взаимодействия с друзьями из разных городов и стран, а также создания игровых сообществ с помощью голосового, видео и текстового чата.

Преимущества интернета не ограничиваются только для пользователей-обучающихся, но также распространяются на преподавателей. Интернет позволяет повысить квалификацию и мастерство преподавателей. Например, онлайн-журнал TESL-EJ сфокусирован на теории и практике преподавания языков, предлагает практические статьи, доступные для всех преподавателей по всему миру, которые могут быть использованы в их практике. Кроме того, существует возможность обмена опытом с коллегами из разных стран. Преподаватели также могут присоединиться к международным организациям, чтобы поддерживать профессиональные контакты, быть в курсе новых образовательных технологий и развиваться в методике. Некоторые из таких организаций включают в себя TESOL (Ассоциация преподавателей английского языка как второго языка), ассоциацию международных учителей английского языка как иностранного и др.

Еще одно преимущество интернета в работе преподавателя — рост его авторитета, так как обучающиеся могут использовать в учебе технологии, которые они уже знают и применяют в повседневной жизни. Кроме того, интернет облегчает работу преподавателя на занятии при помощи медиаматериалов глобальной сети. Американский ученый Варшауэр в своих работах упоминает еще одно преимущество интернета — низкую стоимость [7]. Одновременно глобальная сеть позволяет адаптировать учебный процесс под любой график работы и учебные обязательства. Многофункциональность сети позволяет развивать все навыки речевой коммуникации: чтение, письмо, аудирование, говорение. Интернет предоставляет доступ как к долгосрочно существующей информации, так и к новейшим данным, что позволяет получать только актуальные знания. Компьютерные технологии позволяют собирать статистическую информацию о прогрессе обучающихся, например, количество ошибок,

темы, в которых возникают затруднения, время, затраченное на задания, количество попыток. Это помогает применять еще более индивидуализированный подход.

Таким образом, интернет является неоценимым инструментом для обучения и развития, предоставляя доступ к информации, поддерживая обмен знаниями и опытом, повышая профессиональное мастерство преподавателей и развивая все виды речевой коммуникации обучающихся. Роль информационного пространства для развития межкультурной коммуникации на занятиях иностранного языка, несмотря на имеющиеся препятствия в виртуальном общении, остается весьма значимой.

Список источников

1. Балай К.Н., Рябова Е.В., Мороз В.В. Влияние Интернета и социальных сетей на межкультурные коммуникации // БГЭУ. 2018. С. 107—108.

2. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. № 6 (30): 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n30/858.

3. Подгорная ЕА. Влияние интернет-коммуникации на формирование образов языкового сознания подростка (по данным психолингвистического эксперимента): дис. ... канд. филолог. наук. Кемерово, 2010. 275 с.

4. Савчук ГА., Юферева А.С. Коммуникативные технологии вузов в социальных сетях при работе с иностранными студентами из стран Центральной Азии // Знак: проблемное поле медиа-образования. 2021. №1 (39). С. 37—44.

5. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / / Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 2—9.

6. Целепидис Н.В. Особенности Интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2009. 30 с.

7. Warschauer M. Technology and social inclusión: Rethinking the digital divide // URL: https://mitpress.mit.edu/books/technology-and-so-cial-inclusion.

References

1. Balai K.N., Ryabova E.V., Moroz V.V. The influence of the Internet and social networks on intercultural communications. 2018. pp. 107—108.

2. Belinskaya E.P. Informational socialization of adolescents: experience of using social networks and psychological well-being // Psychological research [Internet]. 2013. № 6 (30): 5. Address: http: / / psystudy.ru / index. php / num/2013v6n30/858

3. Podgornaya EA. The influence of Internet communication on the formation of images of a teenager's linguistic consciousness (according to the data of a psycholinguistic experiment): dis. ... candidate of Philology. sciences. Kemerovo, 2010. 275 p.

4. Savchuk GA., Yufereva A.S. Communicative technologies of universities in social networks when working with foreign students from Central Asian

countries // Sign: problematic field of media education. 2021. No. 1 (39). pp. 37—44.

5. Sysoev P.V., Evstigneeva M.N. Modern educational Internet resources in teaching a foreign language // Foreign languages at school. 2008. No. 6. pp. 2—9.

6. Tselepidis N.V. Features of the Internet as a means of intercultural communication among young people: abstract. ... cand. cultural studies. M., 2009. 30 p.

7. Warshauer M. Technologies and social integration: rethinking digital inequality / / URL: https://mitpress.mit.edu/books/technology-and-social-inclusion.

Информация об авторе

Н.В. Быхтина — доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the author N.V. Bykhtina — Assistant Professor of the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 19.03.2024; одобрена после рецензирования 19.04.2024; принята к публикации 20.05.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 9.03.2024; approved after review 1 9.04.2024; accepted for publication 20.05.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Исследование региональной системы молодежного предпринимательства и ее трансформация в инновационную модель, адекватную современным условиям: Монография / [О.А. Борис и др.]; под ред. О.А. Борис. 255 с.

ISBN 978-5-238-03652-6

В монографии представлены результаты научного исследования, выполненного при поддержке гранта Президента Российской Федерации МД-2787.2021.2 «Трансформация региональной системы молодежного предпринимательства в инновационную модель, эффективно функционирующую в условиях цифровизации (на материалах СевероКавказского федерального округа)» в области развития бизнес-инициатив молодежи, разработки рекомендаций для органов власти и бизнес-сообщества, а также практической реализации в СКФО.

Для исследователей и специалистов в области молодежного предпринимательства, аспирантов и студентов, интересующихся данной научной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.